Патриот значение слова

Что такое патриот? Значение слова

В статье рассказывается о том, что такое патриот, что значит патриотизм, чем он может быть полезен власть имущим и какие формы носит.

Древние времена

Еще в самом начале времен, когда наши предки стали вести более-менее социальный образ жизни и разделяться по племенам, многие понимали – держаться вместе гораздо выгоднее и безопаснее, чем вести разрозненный образ жизни. И, кстати, такие вещи, как взаимовыручка, доброта и забота о близких, в итоге сыграли огромное значение в эволюции наших предков.

Гораздо позже, когда были созданы первые прообразы государств, люди стали объединяться на основе своего происхождения и государственной, религиозной или иной принадлежности. Именно тогда, по предположению социологов, и возникли первые зачатки такого явления, как патриотизм. Так что такое патриот? Какими бывают и чем отличаются такие люди? В этом мы и разберемся.

Определение

что такое патриот

Для начала разберемся с терминологией. Согласно словарю, патриот – это человек, который руководствуется нравственным или политическим принципом, смысл которого заключается в любви к своему отечеству или государству. Чувство это также заставляет патриотов защищать свою родину во время войны, всячески отстаивать ее интересы, а при необходимости поставить нужды отечества выше своих. Патриотизм - это способность отдать жизнь во благо своего народа, его дальнейшего процветания и независимости. Так что теперь мы знаем, что такое патриот.

Чувство это может быть основано не только на любви ко всему государству, но и к отдельно взятому региону, области или краю. Особенно это проявляется во многонациональных странах, где проживает множество народов со своей отдельной культурой, языком, традициями и обычаями. И одно из таких государств – Россия. Думается, что теперь понятно, что такое патриот.

Формы

патриот это человек

Как и многие социальные или политические проявления и убеждения, патриотизм носит разные формы. Зависят они от конкретно взятого человека, его деятельности и характера.

Умеренный патриотизм характерен тем, что его носитель просто чувствует любовь к своей родине. При острой необходимости, к примеру, во время войны, идет ее защищать и отстаивать интересы своего народа.

К среднему можно отнести его более «агрессивный» характер, когда человек на основе своего патриотизма строит всю свою жизнь. К примеру, ставит себе целью работу в политических партиях патриотического направления, регулярно участвует в общественной жизни и акциях, цель которых - улучшение уровня жизни либо соответствующая агитация. Одним словом, патриот – это человек, которому не безразлична судьба своей страны.

Ну и последнее проявление - наиболее радикальное. Его характерные признаки в том, что патриоты часто ищут виноватых в бедах своей страны, низком уровне жизни народа и предлагают действовать радикальными, жесткими и даже жестокими методами, ставя превыше всего благосостояние государства и своих соплеменников. Постепенно убеждения такого рода перерастают в нацизм, и ничем хорошим это не заканчивается, достаточно рассмотреть пример той же Германии периода 1933-1945 годов. К счастью, почти во всех странах такая радикальная деятельность и нацизм запрещены, что в зародыше искореняет возможные негативные последствия.

Настоящее время

люди патриоты россии

Сейчас все чаще можно встретить мнение, что патриотизм – это изжившее себя и вообще неразумное явление, которое на самом деле лишь мешает людям проявить себя и является своеобразным методом контроля со стороны государства. Проще говоря, нет смысла делать что-то для своей страны, выгоднее просто эмигрировать или жить по принципу «моя хата с краю».

Утверждение это спорное, и решать это должен каждый сам для себя. Люди - патриоты России - во времена мировых войн не единожды доказывали, как важно это чувство для общего блага.

fb.ru

ПАТРИОТ это:

ПАТРИОТ ПАТРИОТ ПАТРИО́Т, патриота, муж. (греч. patriotes - земляк). Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Советские патриоты зорко охраняют границы родной страны. Большевики, разоблачая роль социал-патриотов в войне 1914-1918 гг., указывали, что они, социал-патриоты, социалисты на словах и патриоты империалистического отечества на деле. ❖ Квасной патриот - человек, преисполненный квасного (см.) патриотизма.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.


.

dic.academic.ru

Патриотизм

Статуя Родина-мать (Мамаев курган, Волгоград) Памятник студентам Политехнической школы в Париже, погибшим при защите родины от вторжения коалиции в 1814 году.

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость[1] достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа[2]. Любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства[3].

История происхождения понятия

Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств, патриотизм становится составной частью общественного сознания в XVIII веке, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику[4][5].

Представления о патриотизме связываются с любовью к родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное[6][7][8]. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают[7][9].

В истории патриотизмом, как особым чувством, называли различные явления в общественных отношениях. Нередко подменяя понимание любви к родине, например, любовью к государству и т. д. Так появились термины:

  • государственный (этатический) патриотизм — любовь к государству.
  • имперский патриотизм — лояльность (любовь) к империи и её правительству.
  • квасной патриотизм (ура-патриотизм) — гипертрофированное чувство любви к государству и своему народу.
  • полисный патриотизм — любовь к полису, то есть образу жизни, традициям, особенностям, культам. Существовал в античных городах-государствах (полисах) и был основан на местных религиозных культах.
  • ультрапатриотизм — любовь к отечеству в крайних, безрассудных формах[10].
  • этнический патриотизм — любовь к своему этносу.
  • городской патриотизм — любовь к своему городу[11].

Генезис идей патриотизма

Эй, кто поляк, в штыки! Польский патриотический плакат, призывающий к обороне родины от советского вторжения (1920), с цитатой из «Варшавянки 1831 года» Автомобильный магнит — популярный способ демонстрации патриотизма у всех партий в США 2004 г.

Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада», «Италия»); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма[источник не указан 1643 дня].

Патриотизм отвергается универсалистской этикой, полагающей, что человек в одинаковой мере связан нравственными узами со всем человечеством без изъятия. Эта критика началась ещё философами Древней Греции (киники, стоики — в частности, киник Диоген первым описал себя как космополитa, то есть «гражданина мира»[12])

В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного» патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами. Римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора. Возникло представление о римской державе как едином культурно-историческом пространстве, о Риме как общей родине всех цивилизованных жителей империи. Плиний Старший называл Италию «кормилицей и родительницей всех земель, избранной божественным провидением, чтобы еще больше прославить само небо, чтобы объединить разрозненные державы и смягчить обычаи, соединить воедино неблагозвучные и грубые языки столь многих народов с помощью уз единой речи, чтобы дать человечеству цивилизованность и стать единым отечеством для всех народов на земле». Суть «универсалистского» римского патриотизма, сформировавшегося в эпоху империи, хорошо отражена в известных словах императора-философа Марка Аврелия:«Город и отечество мне, Антонин, — Рим, а мне, человеку, — мир»[13].

Христианство своей проповедью подрывало основы местных религиозных культов и тем самым ослабляли позиции полисного патриотизма[14]. Проповедь равенства всех народов перед Богом способствовала сближению народов Римской империи и препятствовала патриотизму. Поэтому на уровне городов проповедь христианства наталкивалась на противодействие патриотически настроенных язычников, которые видели в местных культах основу благополучия города[источник не указан 1643 дня]. Яркий пример такого противостояния — реакция ефесян на проповедь апостола Павла. В этой проповеди они увидели угрозу местному культу богини Артемиды, который составлял основу материального благополучия города (Деян. 19:-24-28).

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма[источник не указан 1643 дня].

Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время[источник не указан 1643 дня].

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости» и «Марсельеза». С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) — приверженности человеческой общности (нации)[источник не указан 1596 дней]. Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению.

Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

Патриотизму нередко противопоставляют космополитизм, как идеологию всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и Отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей»[15]. В частности, подобное противопоставление в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами»[16].

С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм — хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь — выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви». Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта. Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка[17], М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви. По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству, и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране»[18].

В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв, полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов»[19]. В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части»[15]. С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы»[20].

Как отмечал академик Д. С. Лихачев в работе «Природа, родник, родина, просто доброта»[21]:

Город на высоком берегу реки в вечном движении. Он «проплывает» мимо реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов.

Страна — это единство народа, природы и культуры.

— Природа, родник, родина, просто доброта, 1984 г.

А. А. Терентьев, доктор философских наук, профессор НГПУ в работе «Ислам и проблемы национализма и патриотизма»[22] указывает:

Патриотическое поведение предполагает истовое, сознательное служение общим интересам народа, слияние с родным народом духом и телом, выдвижение общенациональных соборных интересов на первый план и решение вместе с ними и своих частных, не противопоставляя их друг другу. Патриотизм формируется, складывается, вырабатывается в то же время, как традиция и правило общественной жизни при решении общих проблем этноса, при служении людей более значимому, чем частный, общему интересу

— Ислам и проблемы национализма и патриотизма, 2011 г.

Патриотизм и религиозные учения

Христианство

Раннее христианство Последовательный универсализм и космополитизм[23] раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма[14]. Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового , где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам, 3, 11). Однако, лояльное по отношению к патриотизму толкование данного отрывка предложил известный православный миссионер протодиакон Андрей Кураев[24]: в параллельном, более раннем, месте Писания, тот же апостол Павел говорит: "Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Галатам 3:27-28). Таким образом, то, что во Христе исчезают различия между людьми, национальные и половые, не означает, что они исчезают между людьми в земной жизни, иначе бы тот же апостол Павел не подчеркивал половые различия в целом ряде посланий.

По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику, «живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные»[25] Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня»[26].

Святой Амвросий Медиоланский включает патриотизм в иерархию ценностей христианина: "Справедливость же требует, чтобы мы прежде всего любили (pietas) Бога, затем отечество, далее родных (parentes) и, наконец, всех (остальных) людей"[27].

Современные христианские авторы о патриотизме По мнению патриарха Алексия II:

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нём, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

— Алексий II. Интервью газете «Труд»[28]

Известный православный миссионер протоиерей Олег Стеняев находит основания для христианского патриотизма в словах Писания о "пределах обитания", установленных Богом для народов (Деяния 17:26)[29].

В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" сказано об этническом и гражданском измерении христианского патриотизма: "Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам"[30].

С другой стороны, по мнению[значимость факта?] православного богослова игумена Петра (Мещеринова), любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя своё историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек — существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих»[31].

Православный священник Даниил Сысоев был противником концепции, согласно которой патриотизм должен быть свойственен христианам. Он ввёл свой собственный термин "уранополитизм", которым обозначал стремление к небесному отечеству в противовес привязанности к отечеству земному.

Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает[значимость факта?] патриотизм антихристианской ересью. По его мнению, патриотизм ставит родину на место бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины»[32].

В Евангелие от Иоанна, 15 гл., стихи 12 и 13: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Эти слова Иисуса Христа следует трактовать так[33]: «чтобы вы друг друга любили так сильно, чтобы готовы были умереть друг за друга, потому что и Я возлюбил вас так, что далее умираю за вас. Нет больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь».

Патриотизм в государствах

СССР

После 1917 года и до середины 1930-х годов в СССР понятие «патриотизм» носило резко негативный характер. Понятие «патриот» было родственным таким понятиям, как «буржуй», или «недобитая контра». Такого отношения к патриотизму и к патриотам придерживались в то время не только отдельные высокопоставленные партийные лидеры, эти взгляды исповедовались и в массовом порядке. Гонения на патриотические воззрения нашли самое широкое выражение в литературе, искусстве, науке, особенно исторической и образовании. Одним из ярких представителей этого течения был историк М. Н. Покровский. Необходимость уничтожения патриотических взглядов в обществе объяснялась тем, что именно патриотизм являлся серьёзной идейной преградой на пути к созданию мирового пролетарского государства. Пропагандировалась идея, что истинным патриотизмом является классовый (пролетарский) или интернациональный патриотизм, подразумевающий единство пролетариев всего мира вне зависимости от их национальной или государственной принадлежности. А патриотизм традиционный, национальный, называемый обычно национал—патриотизмом, объявлялся вредным или даже враждебным делу мировой революции[34].

Но с середины 1930-х годов Сталин стал пропагандировать национальный патриотизм, наряду с пролетариатом как прогрессивная историческая сила превозносился русский народ. Эта тенденция усилилась во время Великой Отечественной войны и достигла апогея в конце 1940-х — начале 1950-х годов, в период «борьбы с космополитизмом»[35][36].

В конце 1960-х — начале 1980-х годов в ряде общественных наук, особенно в философских, значительное развитие получила точка зрения, согласно которой патриотизм исследовался как явление общественного сознания[37]. Примерно с середины 80-х годов стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества[38]. В некоторых исследованиях патриотизм изучался в контексте развития отечественной истории, как проявление специфических черт менталитета, психики различных общностей[39] и т. д.

Великобритания

Английский писатель Клай Стейплз Льюис писал в 1960 году об «амбивалентности патриотизма» и выделял 4 его разновидности[40]:

  1. Любовь к дому; к старым друзьям, к знакомым лицам, к знакомым видам, запахам и звукам.
  2. Особое отношение к прошлому своей страны.
  3. Грубая вера в то, что своя страна или свой народ действительно лучше всех.
  4. Своя нация настолько лучше всех, что просто обязана править всеми.

Россия

По данным опросов, всё больше россиян считают себя патриотами — 69 % по данным «Левада-центр» (2013 г.), более 80 % по данным ВЦИОМ (2014 г.). Примером подъема патриотических настроений в обществе послужило проведение Олимпийских игр, присоединением Крыма, годовщина Победы в Великой Отечественной войне.

Президент России В. В. Путин 3 февраля 2016 года на встрече с предпринимателями, входящими в Клуб лидеров, отметил:

«У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма»

— ТАСС

Система патриотического воспитания в России имеет общественно-государственных характер и реализуется во всех сферах образования и культуры. Проводником патриотических ценностей является и уполномоченное от имени государства в проведении патриотической работы Федеральное Агентство по делам молодежи, а с 2015 года и отделение общероссийской общественно-государственной организации «Российское движение школьников» - Юнармия.

Формирование патриотизма дошколят и школьников осуществляется через проведение систем патриотических конкурсов, общественно-политических, национальных и культурных, государственных праздников, через работу детских военно-патриотических общественных организаций.

Формирование патриотических чувств студенческой молодежи России осуществляется в рамках тематических конкурсов, а также через реализацию проведения профильных смен в рамках всероссийских образовательных форумов «Машук», «Селигер», «Таврида», «Территория смыслов» на Клязьме», «Ласточка», «АТР», «Бирюса», «Балтийский Артек», «I-Волга».

Свою деятельность, финансируемую из государственного бюджета, ведут (ФГБУ «Росвоенцентр»[41] и ФГБУ «Роспатриотцентр»[42]), ориентированные на патриотическою работу со всеми возрастными группами.

Общественными организациями России на протяжении нескольких лет реализуются общественные проекты: Гордость России[43], Бессмертный полк[44], Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов[45], Волонтёры70[46], Российское военно-историческое общество[47], «Поисковое движение России»[48], Моя страна - моя Россия[49], Ассамблея народов России[50]

В акции «Бессмертный полк» в 2015 году приняли участие 13% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет[51].

Показателем заинтересованности государства в патриотическом воспитании граждан является наличие нормативно-правовых документов, регулирующих и поддерживающих работу государственных и общественных организаций по формированию патриотизма:

Понятие «патриотизм» в России сегодня активно набирает популярность. Если в 2006 году себя патриотами считали 30% россиян, а в 2016 этот показатель составлял уже 57%, то к июню 2017 года в России число считающих себя патриотами граждан увеличилось до 78%.[52]

Документы регулирующие патриотическое воспитание в России:

Федеральные законы
  • Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
  • Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О воинской обязанности и военной службе».
  • Федеральный закон от 13.03.1995 N 32-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О днях воинской славы и памятных датах России».
  • Федеральный конституционный закон о государственном гербе Российской Федерации.
  • Федеральный конституционный закон о государственном гимне Российской Федерации.
  • Федеральный конституционный закон о государственном флаге Российской Федерации.
  • Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» (с изм. и доп. 2014).
  • Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О погребении и похоронном деле».
  • Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (с изм. и доп. 2013).
  • Указ Президента РФ от 22 января 2006 г. N 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества».
Постановления Правительства
  • Постановление «Об утверждении Положения о деятельности организации, уполномоченной Правительством РФ на реализацию межправительственных соглашений о воинских захоронениях».
  • Постановление «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе».
  • Постановление «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».
  • Постановление «Вопросы Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р «Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года».
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 гг.».
  • Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года N 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»

Япония

В середине XX века формирование патриотизма в Японии было отнесено к ведению Управления национальной обороны (УНО)(после 9 января 2007 года Министерство обороны Японии). Воспитание патриотизма опиралось на традиционно японские моральные каноны, милитаризм, национализм[источник не указан 238 дней].

Критика патриотизма

Основная статья: Антипатриотизм

Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.

Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. — Но в чём этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т. п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.

— Л. Толстой. Патриотизм или Мир?[53]

Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона: «Патриотизм — это последнее прибежище негодяя». Владимир Ильич Ленин в Апрельских тезисах идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством[значимость факта?]. Профессор Чикагского университета [уточнить] сравнивает патриотизм с расизмом, в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности[54]. Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс: если патриотизм — добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель[источник не указан 1114 дней].

ru.wikipedia.org

Значение слова "патриот". 6 вопросов внутри.

1) Как вы считаете,
патриот - человек, который любит свою родину или
патриот - человек, любящий свою родину и свой народ, который готов отстаивать культуру своего народа и жертвовать ради родины.
2) Вы патриот?
3) Считаете ли вы православие частью русской культуры?
4) Православие принесло России больше вреда или пользы?
5) Как вы относитесь к моде на безбожие, пропагандируемое пуськами и фемен?
6) Считаете ли вы, что отречение от православия будет способствовать морально-культурному разложению общества?

Соседски кот

1. патриот - человек, любящий свою родину и свой народ, который готов отстаивать культуру своего народа и жертвовать ради родины.
2. да
3. Считаю
4. Православие принесло жителям этой территории больше вреда чем пользы
5. Мода на безбожие появилась задолго до пусек и фемен. Атизму уже не один век ващемто Наука вытесняет слепую веру это очевидно
6. Отречение от православия возможно только в среде православных - их вера недостаточно крепка. Изначально с детства ребенок не православный - его туда загоняют родители когда крестят в купели.

Высокая культура формируется не числом православных а их качеством.
Точно так же высокие нравственные качества могут формироваться и у атеистов - основываясь на подражании родителям на воспитании обществом (СМИ и законы) на самовоспитании Любая религия тут не имеет приоритета.

Читайте также