Понятие морфемы как значимой части слова

Понятие о морфеме. Типы морфем

Морфема – мельчайшая значимая единица языка. В отличие от слова и предложения, которые способны употребляться самостоятельно, морфема выступает как самостоятельная часть слова и формы слова: пи-са-тель, ход-и-л-а. Слово – коммуникативная, предложение – коммуникативная, морфема – строевая единицы языка.

В отличие от фонем морфемы являются двусторонними единицами языка: у них 2 стороны – семантическая (план содержания) и фонетическая (план выражения). Прим: слово "пальто" пальт – корень и о – суффикс. Суффикс о планом выражения имеет фонему [о], а планом содержания – значение среднего рода. Чтобы полностью описать структуру морфемы, введены понятия морфы и семы. Морфа – конкретный фонетический вариант морфемы. Сема– мельчайшая единица семантической стороны морфемы. Морфемы бывают моносемными (однозначными) и полисемными (многозначными). Т.е. суффикс о в "пальто" имеет одну сему – показатель среднего рода. Прим: село флексия о содержит три семы:

1. род (средний);

2. падеж (именительный или винительный);

3. число (единственное).

Флексия – полисемное окончание, суффикс – моносемное окончание.

Существуют также:

1. нулевые морфемы – морфемы без морфы, т.е. материального (фонетического) выражения. Пример: древнерусский язык рабъ.

2. нулевые флексии добр (добра, добро)

Типы морфем: по назначению в языке морфемы делятся на: 1) корни; 2) основы; 3) аффиксы.

Корень – общая часть всех родственных слов, образующих словообразовательное гнездо. Пример: настольный.

Основа – общая часть слов и форм слова, находящихся в непосредственной связи. Основа выражает лексическое и грамматическое значение данного слова.

Аффиксы – в отличие от корней и основ, они имеют только грамматическое значение и не могут существовать без них (корней и основ). По положению относительно корня и основы аффиксы подразделяются на постфиксы и префиксы.

Постфиксы – аффиксы, находящиеся после корня или основы. Они делятся на: суффиксыифлексии(окончания). Суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими. Напр.: в русс. языке суффикс л встречается в словах мыло, затхлый, мыл. В первых двух словах (мыло, затхлый) суффикс словообразующий, в слове мыл – формирующий (мыли, мыла).

Префиксы – аффиксы, находящиеся перед корнем или основой. Префикс в школьной грамматике – приставка.

Особенно широка сфера и применения при внутриглагольном словообразовании: ходить – входить – исходить – находить – походить – переходить – сходить – уходить и т.д.

Префиксы используются и как показатели грамматических значений, как формообразующие аффиксы. В индоевропейских языках префиксация при формообразовании встречается редко. Напр.: в русском языке префиксы выражают значение совершенного вида глагола: сделать (делать), написать (писать). В немецком языке префикс ge- служит для образования причастия: gemacht (сделанный) от machen, geschrieben от schreiben. Однако в этом случае у слабых глаголов имеется не только ge, но и суффикс. В языке существуют многоморфемные и одноморфемные слова. Существительное пре-по-да-ва-тель-ни-ца состоит из 7 морфем. Много многоморфемных слов в немецком языке. Существуют морфемы – повторы: повтор (редупликация) тех или иных отрезков в рамках слов и даже повторы целых словоформ. Редупликация может выступать как средство организации слова или отдельных форм слова. Она может быть полной (повтор целой единицы или морфемы) и частичной (частичный повтор). Рассмотрим примеры: обычно это повтор слога или согласного: в детских словах (мама, папа, баба, дядя, тятя, няня); в звукоподражающих словах (гав-гав, ку-ку, динь-динь, ха-ха и производных от них куковать, хохотать и т.д.). Нем.: Mischmasch (мешанина), Wirrwarr (путаница). Франц.: pele – mele (всякая всячина), rififi (потасовка). Итак морфемы являются "строительным материалом" для образования слов.

studopedia.ru

Морфологическая структура слова. Понятие морфемы. Виды морфем

Морфология занимается морфологической структурой слова в 2 аспектах: словоизменительном и словообразовательном.

Словоизменение – изменение слова, когда меняется только его форма (падеж, число).

Словообразование – образование нового слова.

Морфология рассматривает слово как единицу, состоящую из морфем, следовательно, центральное понятие морфологии – морфема (ввел Бодуен де Куртене): корни, приставки, суффиксы и окончания.

Морфема – минимальный знак (часть слова), в которой за определенной формой закреплено содержание (обладает двусторонностью) и которая не членится на более простые единицы того же рода.

Из морфем складываются слова.

Виды морфем:

- в зависимости от выражаемого значения морфемы делятся на: лексические (знаменательные) и грамматические (служебные). Первые – носители лексических значений (корни - work), вторые выражают лексико – грамматическое (приручить) или собственно грамматическое значение (аффиксы -worked).

- в зависимости от способности употребляться самостоятельно морфемы делятся на: свободные, связанные, относительно связанные. Свободные морфемы могут выступать в качестве самостоятельных слов (unhappy); связанные морфемы не употребляются отдельно от других морфем (impossible). Относительно связанные морфемы представляют собой промежуточные единицы, расположенные между словами и связанными морфемами (что – либо, не видеть,theapple).

Морфемы, так же как и фонемы, имеют варианты – аллофоны: в английском языке отрицательный префиксin- выступает в разных вариантах в словах:insincere,impossible,illegal.

Как вычленяются морфемы? Как узнать морфемный состав того или иного языка? !!!!!!! С помощью дистрибутивного анализа!!!!!!!

рукой рукою

2 одинаковые дистрибуции и не различают смысла – это 2варианта одной морфемы – свободное варьирование (для этого анализа важно значение морфем).

Морфемы:

- корни – лексические (знаменательные морфемы) – основные выразители лексического значения слова – смысловое ядро слова.

- аффиксы (выделение – критерий по значению) – несамостоятельные и не несут самостоятельного значения, а несут либо лексико – грамматическое, либо собственно грамматическое значение.

НО: есть языки, где аффиксы выражают полноценные лексические значения (языки американских индейцев, чукотско – камчатские языки); в эскимосском языке аффиксы могут обозначать «лодку» и др.

Кроме знаечния, корни и аффиксы различают по критерию автономности. В большинстве языков все – таки большей автономностью обладают корни, т.к. слово может состоять только из одного корня, а из аффикса гораздо реже или почти никогда не могут выступать автономными единицами.

НО: даже в русском языке есть огромное количество слов (ограниченное), где нет корня: вы(приставка)нуть(окончание).

Виды аффиксов:

- критерий позиционный

перед корнем – префикс – приставка

после – постфикс – суффикс, окончание (флексии)

между корнями – интерфикс (лесоруб, бурелом)

внутри корня – инфикс (fidi– я расколол,findo– я раскалываю)- латынь

большинство аффиксов непрерывные, они сами по себе, их ничто не прерывает.

- критерий по непрерывности / прерывности

конфикс (циркунфикс) это круг

прерывистый аффикс, который охватывает корень с двух сторон.

Берберский язык (Африка): awtul– заяц,tawtult– зайчиха

Немецкий язык (причастие прошедшего времени): demacht– сделанный,dekacht– приготовленный.

Трансфикс – это прерывистый аффикс (как зубцы шестеренки) и прерывистый корень взаимно переплетаются друг с другом.

Арабский язык: kabir- большой

kibar- большие

akbar– великий

k,b,r– прерывистый корень

гласные – прерывистый трансфикс

- критерий различения морфем по материальной выраженности

бывают: материально выраженные и нулевые морфемы (значимое присутствие морфемы)Настя, посмотри у себя в лекции по этому поводу. Это все, что я смогла найти.

Морфология занимается не только описанием видов морфем, но и морфологическими процессами.

Морфологические процессы:

Обычно выделяют 2 процесса:

- опрощение(исчезновение границ – слияние между морфемами): корица в др.русском языке от слова кора – исчезновение границы; клевета от клевать, раньше клевета с корнем клев.

- переразложение основ– образование новых границ между морфемами (перемещение, смещение границ)

зонт от зоннедек (голландский), а у нас зонтик – зонт

охотник (в др.рус.яз. – охотник – охотный человек)

Морфология занимается словообразовательными или словоизменительными цепочками.

Основа, от которой образуется слово – производящее слово.

То, что мы производим – производное.

Новая морфема при образовании нового слова – словообразовательный форматив.

2 модели морфологии:

- аддиктивнаямодель

слова из морфем, как дом из кирпичей

Значение какого – то слова – сумма значений морфем этого слова.

Эспиранто:

Varma(warm) – горячий

Отрицание – mal–malvarma– холодный

Русский: пере (часть движения)вед(опр.тип движения – ведущий, ведомый)ем(говорящий и адресат – инициаторы действия)те(много адрессатов)ка(чисто прагматическое значение неформальное отношение)

Аддитивная модель – прогноз результата – прогнозируемость(добавляя мы можем додумать результат)

- дневник, чайник, лыжник

день + ник (мы записываем каждый день), чай + инк (емкость для того, что есть в коре - чая), лыжи + ник (род занятий, человек пользуется тем, что есть к корне - лыжи)

Неаддитивная модель призывает учитывать отклонения от аддитивности(дневник).

Не все так аддитивно:

- одна и та же морфема, а значение усложняется.

- человек люди, goose–geeze,tooth–teeth: образование множественного числа – нет аддитивности.

Неправильные глаголы в англ.

Ветерок, сахарок (сахар, ветер)

курок, песок, сурок: псевдоморфема – это отклонение от аддитивности (брусника, черника)

рубанок – это то, чем рубят? НЕТ, это то, чем строгают (корень от нем.слова rauban– инструмент для строгания)

StudFiles.ru

§ 91. Понятие морфемы. Морфемный анализ.

Значащие части слова: корни, суффиксы, приставки, окончания – называются общим термином морфема. Морфема – это наименьшая (т. е.. далее нечленимая) значащая часть слова. Слово может содержать одну морфему (я, он, где, ах) и несколько морфем (стен-а, стол-ик, по-бел-к-а, по-на-вез-л-и). Для русского языка характерны слова, состоящие из двух-трёх морфем.

Для того чтобы установить состав слова, надо расчленить его на значащие части (морфемы). У изменяемых слов надо прежде всего выделить окончание – путем изменения их формы: учительница, учительницы и т. д. Часть слова, остающаяся за вычетом окончания, называется основой. Чтобы расчленить основу, надо подобрать такие ряды слов, которые имели бы общие формальные части с одним и тем же значением.

Например, чтобы расчленить слово ножка, надо сначала выделить в нём окончание, изменив слово по падежам: ножка– им. п., ножки – род. п., ножке – дат. п. и т. д. Следовательно, в именительном падеже слово ножка имеет окончание . Затем подберем слова с тем же корнем: нож-ища, нож-ной. После выделения корня осталась часть -к-; такую же часть мы находим в словах ручка, головка, бумажка, причём эти слова также имеют значение уменьшительности, как и слово ножка. Следовательно, -к- это суффикс со значением уменьшительности.

Суффикс -к-находим и в других словах, например: москвич-к-а, артист-к-а, румын-к-а; разбор-к-а, раз-вес-к-а. Эти слова, однако, не имеют значения уменьшительности. Следовательно, входящий в них суффикс -к-, хотя он внешне такой же, как в словах ножка, ручка и под., является другим суффиксом – суффиксом со значением «женскости» (москвичка и под.) и суффиксом со значением действия (разборка и под.).

Определяя состав слов, мы произвели морфемный анализ, т. е. выделили все морфемы, на которые членится слово.

§92. Роль ударения в формообразовании и словообразовании.

Большую, хотя и вспомогательную, роль в образовании слов и их форм играет ударение (см. § 60). В некоторых случаях родственные слова отличаются друг от друга ударением и связанными с местом ударения особенностями произношения гласных звуков (§ 74), например: вéрхом – верхóм, бéгом – бегóм, кргом – кругóм. То же самое наблюдается и при образовании некоторых форм слов, например: нóги, гóловы – именительный падеж множественного числа; ног, голов родительный падеж единственного числа.

§ 93. Основы слов.

Если в какой-нибудь форме слова мы отбросим окончание, то получим основу этой формы: рук-а (основа рук-), вин-тов-к-а (основа винтовк-). Если в слове есть формообразующий суффикс, то основой является часть слова без этого суффикса: у глаголов прошедшего времени (чита-л) и у прилагательных сравнительной степени (умн-ее, шир-е).

Одно и то же слово в разных формах может иметь разные основы: изуча-л (основа изуча-), изучаю (основа изучаj-). Ср.: осты-ть и остын-у; умере-ть, умр-у иумер ит. п.

Если у слова есть окончание, суффиксы стоят между корнем и окончанием; чит-а-ешь (суффикс а + j), при отсутствии окончания суффикс может оказаться на конце слова: сказа-в(суффикс -в).

В русском языке имеется глагольный суффикс-ся (-сь), своеобразие которого заключается в том, что он располагается после окончания: нес-ёт-ся (окончание -ёт), бер-у-сь (окончание -у).

Основа может состоять из одного корня: вод-а (основа вод-), нес-ти (основа нес-), бел-ый (основа бел-). Такая основа называется непроизводной или простой. Кроме корня, основа может включать в свой состав суффиксы и приставки: вод-иц-а (основа вод-иц-), бел-оват-ый (основа бел-оват-), при-нес-л-а (основа при-нес-). Такая основа называется производной.

Производящие основы выделяют по соотношению с производными. Каждой производной основе соответствует основа производящая. Производящей называют основу, которая используется при образовании производной. Значение производящей основы мотивирует значение производной, а форма служит базой для построения производной. Обычно производная основа включает в свой состав производящую и какое-либо словообразовательное средство. Сравни:

Производящая основа Производная основа

тигр тигрёнок

паровоз паровозик

писатель писательница

говорить заговорить

Как видно из примеров, сами производящие основы могут быть как непроизводными (тигр, говорить), так и производными (пар-о-воз, писа-тель).

Упражнение 92.Выпишите формы одного и того же слова. Выделите корни.

1) Чернели, чернота, чернеют, черника, чернее, чернела; 2) белый, побелка, белая, белила, белизна, белое, забелить, побелеть; 3) гора, пригорок, гористый, горный, предгорье, горы.

93.Произведите морфемный анализ слов и объясните (устно) на основании значения корня, почему данные предметы и действия так названы.

Образец.0-пён-ок – гриб; опёнки растут кучками около пней.

Черника, рыжик, рябчик, рогатка, напёрсток, перина, покрывало, мыло, рукавица, плетень, подосиновик, огород, мороженое, замаскироваться, пугало, словарь, голубика.

94.Выпишите однокоренные слова сначала с одним корнем, затем с другим. Корень выделите.

1) Вода, водить, безводный, заводь, заводить, водитель, водица, водиться, водник, наводить, развод, наводнение, переводчик, подводник, наводчик, обводнение, уводить, сводка, обезводить, привод, отводить.

2) Hoc, носить, носильщик, носик, переносица, вынос, носилки, носовой, носитель, разносчик, перенос, занос, нанос.

95.К следующим глаголам подберите родственные приставочные глаголы, противоположные по смыслу данным. Выделите приставки и объясните их значение.

Образец.Выходить из города – входить в город.

Разъединить провода, разобрать винтовку, развязать узел, расплести косу; отступать от города, отклеить марку от конверта, отнести книги, отодвинуть стол; приехать к брату, прилепить пластырь;

въезжать в Москву.

96.К следующим словам подберите родственные слова, постепенно отбрасывая приставки и суффиксы, пока не дойдёте до слова с непроизводной или самой коротой производной основой.Образец. Учительство – учитель-ство – учи-тель – уч-ить (ср.: уч-у, уч-ишь, уч-ат).

Обвинительный, небесспорный, безукоризненный, небезызвестный, рассмотрение, образованность, перевыполнить, переходный, порыбачить, раздаривать, преподносить, преодолевать, попустительствовать, попридержать, обобществить, порассказали, безжизненный, обезвредить, безрассудный.

97.Укажите, в каком классе учащиеся начальной школы знакомятся с составом слова. Установите, как определяются значащие части слова (корень, приставка, суффикс, окончание) в учебниках русского языка для начальной школы.

StudFiles.ru

Морфемы это

Яна андреева

Морфема — наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардо Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов — фонем.
Морфы и алломорфы
В большинстве концепций морфема рассматривается как абстрактная языковая единица. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (чаще) морфом.

При этом морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы. Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф.

Так, в предложении «Я бегу, и ты бежишь, а он не бежит» морфема «бег-» представлена тремя морфами (бег- в бегу, беж- в бежишь и беж- в бежит) и только двумя алломорфами (бег- и беж-).

Соотношение между морфом, алломорфом и морфемой примерно такое же, как между фоном (звуком речи) , аллофоном и фонемой. Важно понимать, что для того, чтобы два морфа относились к одному алломорфу, они не должны обязательно иметь полностью одинаковое звучание: должны быть лишь одинаковыми фонемный состав и ударение.

Варьирование плана выражения морфемы вынуждает некоторых теоретиков (а именно, И. А. Мельчука и Н. В. Перцова) сделать вывод, согласно которому морфема является не знаком, а классом знаков.

Так, в работах Н. В. Перцова утверждается, что «в обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин „морфема“ часто употребляется в значении морф» и что «иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты» . Н. В. Перцов считает, что «следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности — конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме — идёт речь» .

Классификация морфем. Корни и аффиксы
Морфемы подразделяются на два основных типа — корневые (корни) , и аффиксальные (аффиксы) .

Корень — основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского "вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание) "). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.

Аффикс — вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово — только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней (как, например, какаду) , не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.

Классификация аффиксов
Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Наиболее распространены в языках мира два типа аффиксов — префиксы, располагающиеся перед корнем, и постфиксы, располагающиеся после корня. Традиционное название префиксов русского языка — приставки. Префикс уточняет смысл корня, передаёт лексическое значение, иногда выражает и грамматическое значение (напр. , вид у глаголов) .

В зависимости от выражаемого значения постфиксы подразделяются на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и флексии (имеющие реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение) . Суффикс передаёт и лексическое, и (чаще) грамматическое значение; может перевести слово из одной части речи в другую (транспонирующая функция) . Флексии — словоизменяющие аффиксы. Традиционное название флексий русского языка — окончания, так как они в основном располагаются в самом конце слов.

Вики бокарева

Приставка, корень, суффикс, окончание-это морфемы (части слов). Каждая из них имеет свое смысловое значение. Например, приставка при- слове приехал обозначает приближение. Морфемы как части слова изучается в особом разделе науки о языке-морфемике.

Что такое морфемы примеры

Ирина робертовна махракова

Морфема – это минимальная значимая часть слова. В русском языке есть такие морфемы:
★ корень – главная морфема, в которой заключается основное лексическое значение всех родственных слов;
★ приставка – значимая часть слова, вносящая в слово дополнительные значения, отличающие его от значений однокоренных слов, стоящая перед корнем и служащая чаще всего для образования новых слов:
★ суффикс – значимая часть слова, вносящая в слово дополнительные значения, отличающие его от значений однокоренных слов, стоящая после корня и служащая чаще всего для образования новых слов. Суффиксы делятся на словообразующие (образуют новые слова: книга, книжка, книжонка, книжечка, книжища, книжник, книжный) и формообразующие, которые называют также словоизменительными (образуют вместе с окончаниями формы слов и выражают в основном грамматическое значение слова, например, суффикс -Л-, образующий форму прошедшего времени глаголов, суффикс -И, образующий форму повелительное наклонения глаголов; суффикс -ЕН- (-ЁН, -ЯН-), образующий косвенные падежи единственного числа и все падежи множественного числа несклоняемых существительных на -МЯ: знамя, нет знамени, к знамени, знамёна, знамён; семя, семени, семенем, семена, семян, и др.);
★ интерфикс (из них в школе говорят лишь о соединительных гласных О и Е, с помощью которых образуются сложные слова);
★ постфикс -СЯ (в табличке его нет, так как в школе, несмотря на распространённость в последнее время этого термина, -СЯ в глаголах и его особых формах принято называть возвратным суффиксом); есть и другие постфиксы: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ в местоимениях и наречиях, которые в школах называют то суффиксами, то частицами (при изучении частиц о них говорят как о частицах);
★ окончание – значимая часть слова, единственная, выражающая грамматическое значение слова (значение лица, числа, рода, падежа – у каждой части речи свой набор грамматических значений).
Основа – не морфема, это часть изменяемого слова без окончания или всё неизменяемое слово. Основа может включать в себя:
★ только одну морфему – корень (стол, город);
★ корень и суффикс (столик, столовая, городской);
★ несколько морфем: приставку и корень (пригород); приставку, корень, суффикс (настольный, пригородный);
приставок и суффиксов может быть по несколько: садовник (2 суффикса); небезынтересный (2 приставки, один суффикс), учительство (3 суффикса);
★ два-три корня, иногда и более (самолёт, паровоз, снегоболотоход, стенгазета);
★ есть и много других вариантов основ, в том числе связанных с усечёнными первыми корнями (медсестра, спецодежда), усечёнными вторыми корнями (юннат) и усечёнными первыми и вторыми корнями (спецкор) – это сложносокращённые слова и т. п.
.

Читайте также