Какое из определений соответствует термину этнопедагогика

Этнопедагогика - это что такое? Цель, средства и основы этнопедагогики

Современная педагогика применяет множество приемов и методик в процессе воспитания подрастающего поколения. Это делает обучение эффективным. Нашими предками множество лет разрабатывались основные взгляды, идеи и направления воспитания детей. Именно эти принципы легли в основу такой отрасли науки, как этнопедагогика.

В рамках каждой исторически сформированной общности людей складывались свои взгляды на процесс воспитания детей. Этнопедагогика – это направление в науке, прививающее молодому поколению ценности своего народа. Поэтому такой подход позволяет детям приобщаться к культурным ценностям своего народа с самых ранних лет. Он активно применяется в различных образовательных учреждениях.

Комплексный подход, а также нестандартные приемы при обучении вызывают интерес детей. В этом случае новые знания усваиваются гораздо быстрее.

Значение и суть науки

Этнопедагогика – это отрасль педагогической науки, которая применяет исторический опыт определенной народности. Она изучает взгляды прошлых поколений на вопросы воспитания подрастающего поколения. При этом уделяется значительное внимание семье, быту, своей народности и нации.

Образовательное пространство нашей страны отличается неоднородностью культурных, исторических ценностей. Множественные этнические группы имеют свои особенности. Поэтому образование учитывает такие особенности. Традиции, народность у всех групп неодинакова. Но в основе каждой культуры лежат одни и те же основные понятия и цели. Задача педагогов заключается в привитии детям не одного определенного направления народного исторического опыта, а той сути, которую несут множественные исторические, культурные традиции, предания, песни и сказки. Это позволяет воспитать личность, вступающую во взаимодействие с обществом на принципах общих ценностей, взглядов и сознания.

Этнопедагогика это

В современных условиях ускоренного технологического развития это позволяет каждому человеку сохранить свою связь с данными ему историческими ценностями.

Понятия этнопедагогика, народная педагогика не являются синонимами. Рассматриваемая отрасль науки уделяет внимание историческим наработкам наших предков и применяет их простую, но эффективную логику при воспитании детей.

Предмет и объект

Объект и предмет этнопедагогики разными исследователями определяются несколько иначе. Так, Хакимов Э. Р. считает, что объектом этой отрасли науки является образовательный процесс. Предметом в этом случае при исследовании являются как четко целенаправленные, так и стихийные процессы освоения этнопедагогических знаний.

Педагогика этнопедагогика

Пездемковская Г. В. говорит, что такое направление, как научная педагогика, содержит в своей основе современные знания и результаты исследований. Народный подход же берет за фундамент обыденные, житейские знания. Поэтому она считает, что при изучении этнопедагогики объектом следует считать народную культуру. Она не содержит научных знаний о традиционном воспитании. Предмет этнопедагогики, по мнению Пездемковской Г. В., имеет достаточно широкий социальный смысл. Он заключается в традиционном народном воспитании.

Г. Н. Волков объектом этнопедагогики выделяет народную культуру и педагогику. Предмет ее исследования он видит в передаче нравственного опыта в семье, обществе через этническое творчество, поговорки, сказки, загадки, песни и т. д.

Цели и задачи

В процессе изучения этнопедагогики ставятся определенные цели и задачи. Зная их, можно глубже вникнуть в суть этой науки.

Цель этнопедагогики заключается в привитии подрастающему поколению системы ценностей, гражданского сознания, основные принципы которого были выработаны за время существования нашего народа.

Применение в образовательном процессе традиций разных народов, населяющих нашу страну, является приоритетом. Творческое вдохновение может применяться в различных сферах деятельности. Этнопедагогика развивает способности детей, стимулирует их самовыражение и таланты.

Понятие этнопедагогики

Для достижения этих целей решаются определенные задачи. К ним относится в первую очередь изучение подходов народа к воспитанию. Задачи этнопедагогики заключаются также в актуализации таких методик и приемов с учетом особенностей общества, поиске путей и подходов в осуществлении такой работы.

Также представленной отрасли образования вменяется в обязанность осуществление контроля за соответствием идей науки сегодняшним задачам воспитания развитой личности.

Структура

Этнопедагогика как наука содержит в себе некоторые структурные элементы. В их число входит детознавство, которое с определенной точки зрения изучает физиологию, психику и социальное развитие ребенка.

Также отраслью этого метода образования является народная дидактика. Она раскрывает смысл поучений, наставлений, разъяснений. Также в этнопедагогику входит педагогическая деонтология, которая изучает необходимость, обязательность выполнения установленных норм поведения, правил. Это направление учит уважать свой род, предков, историю и культуру.

Предмет этнопедагогики

Еще одной структурной единицей является семейная педагогика. Этнопедагогика в этом аспекте помогает родителям советами в воспитании детей. В современном обществе эта отрасль набирает значительного размаха. Она формирует в сознании детей культ Рода, Отца и Матери.

Это направление этнопедагогики готовит детей к будущей взрослой жизни, браку, семейным отношениям между супругами. Задачей представленной науки является обучение не только детей, но и их родителей. Она указывает пути, приемы и методы для осуществления образовательного процесса. Родители должны владеть основами педагогического мастерства, чтобы дать своему ребенку понимание морали, взаимодействия с социумом.

Связь с другими науками

Этнопедагогика тесно связана с другими науками. Именно комплексный подход в получении новых знаний и умений является наиболее эффективным.

Связь этнопедагогики с другими науками довольно значительна. В первую очередь необходимо отметить взаимодействие ее с этнографией. Эта область знаний несет в себе информацию о расселении народов мира, их исторической территориальной принадлежности.

Основы этнопедагогики

В странах Запада эту отрасль науки называют еще этнологией. К ее компетенции также относится изучение поведения, традиций каждого народа. Это позволяет учесть особенности поведения определенной группы людей, проживающей на определенной территории.

Также тесно связаны этнопедагогика и этнопсихология. Эта область народного знания изучает поведенческие мотивы группы людей, их характер и менталитет. Этнопсихология изучает факторы, влияющие на особенности взаимодействия представителей определенного социума между собой и с окружающим миром. Эта наука исследует эмоциональную сферу конкретного этноса, их переживания и выражение своих чувств. Также в сферу изучения этнопсихологии входит мотивация людей, а также влияние социальных и психологических влияний на их деятельность.

Этнопедагогика также поддерживает связь с этносоциологией. Эта наука исследует поведение представителей одной народности по отношению к окружающему их обществу.

Содержание науки

Изучая основы этнопедагогики, родители, студенты и работники образования должны понимать ее содержание. В него входит несколько основных направлений, которые в совокупности позволяют объять эти новые знания.

Организационно-деятельное направление этой науки включает в себя исследования основных познаний народа в области воспитания подрастающего поколения. Ребенок и его поведение являются как объектом, так и субъектом в образовательном процессе. Структурное содержание включает в себя функции воспитания, например, развитие умственных способностей, привитие этики и эстетики.

Связь этнопедагогики с другими науками

Факторами воспитания являются история, природа, религия. Одним из структурных элементов, которые включает в себя понятие этнопедагогики, являются методы и средства воспитания. В основе обучающего процесса положена идея развития личности и ее реализация.

Представленная отрасль науки подразумевает также организацию воспитания. Она исследует роль коллективных форм взаимодействия и жизнедеятельности семьи, общины, народа и человечества в целом. Этнопедагогика применяет в своей структуре примеры народных воспитателей. Ими могут быть даже малоизвестные педагоги, их мысли и высказывания, общественные деятели, а также родители или даже старшие дети. Все эти направления, сливаясь воедино, способствуют развитию социально ответственной личности с набором этических черт характера и поведения.

Методология

Для достижения своих целей и решения задач применяются определенные средства этнопедагогики. Они несколько специфичны, что и выделяет представленную науку в отдельное направление. Подобные приемы, но несколько в другом стиле может применять и современная педагогика. Этнопедагогика же вносит в эти приемы свои уникальные особенности.

Это позволяет доносить информацию детям в более доступном для них виде. Интерес, который вызывают такие методы, служит эффективным фактором ее усвоения. К числу основных подходов передачи знаний посредством этнопедагогики являются разъяснение, убеждение, пример. К методам такого воспитания также принято относить требования, уговор, приказ, поверье, просьбу и совет.

Активно применяются упражнение и приучение, благословение или пожелание. При необходимости может использоваться укор или упрек, одобрение или намек. В зависимости от ситуации, сложившейся в процессе обучения, применяется тот или иной прием этнопедагогики.

Чтобы получить хороший результат, необходимо правильно применять все представленные методы. Для этого учитывают особенности психики ребенка или их группы, а также особенности взаимодействия детей друг с другом, социумом. Для этого учитывают факторы обучения.

Факторы

Изучая понятие этнопедагогики, следует уделить внимание ее факторам воспитания. Если при изучении обычных дисциплин, которые преподаются сегодня в школах, факторами служат исследования ученых, прочих деятелей науки, то с этническим воспитанием связаны другие фундаментальные основы.

Фактором воспитания здесь становится история, природа и религия. Каждый определенный психический склад нации положен в основу этого типа воспитания. Поэтому для каждого народа, проживающего в рамках единого государства, не могут применяться чужие факторы.

То, что хорошо, например, для народа Германии, не может применяться в этом же направлении обучения для жителей Японии. Все народы не могут жить по одному шаблону. Это невозможно ни в теории, ни на практике. Поэтому сложившиеся веками особенности воспитания, организации быта, традиции налагают свой отпечаток на факторы этнопедагогики.

Эти отличительные черты обязательно учитывают при проведении обучения. В каждом этносе господствуют свои задачи и цели воспитания. Они выражаются в общей массе средств, подходов и факторов к проведению обучения.

Средства воспитания

Этнопедагогика – это действенное направление в образовательном процессе. Ее средства столь разнообразны, что способны завладеть вниманием любого ребенка. В первую очередь к средствам воспитания относится общение. Дети в процессе этого учатся контактировать с окружающим миром в соответствии с нормами этики и морали. Также общение помогает правильно выражать свои мысли, эмоции, позволяя педагогу применять те или иные адекватные данной ситуации методы.

Цель этнопедагогики

Одним из самых эффективных средств этнопедагогики является игра. Разные народные забавы, действа вовлекают в процесс обучения всех детей. При этом им становится гораздо проще проникнуться командным духом, стать частью социума. Каждый человек является частичкой единого целого. Принимая участие в игре, каждый ребенок может почувствовать свою роль в протекающем общем процессе.

Средства этнопедагогики очень разнообразны. Очень распространенным из них является творчество. Поговорки, загадки тренируют ум. Разные сказки, дошедшие до нас с давних времен, являются настоящим кладезем мудрости народа. В доступной для детей форме подается различная информация о нормах поведения, взаимодействия с окружением. Сказания и легенды учат проявлять стойкость, мудрость и находчивость даже в сложных ситуациях. Они говорят о необходимости творить добро для общего блага. Эти средства воспитания оказывают куда большее влияние на личность, чем убеждения и уговоры.

Еще одним действенным средством этнопедагогики является труд. Дети с удовольствием создают тематические поделки, еду, костюмы. Это раскрывает творческие способности, позволяя ребенку выразить свое видение. Все эти средства способствуют всестороннему развитию личности. Дети учатся уважать свою историю, народность, семью и друг друга. Это очень важно для нашего современного общества.

Современное призвание этнопедагогики

Современная этнопедагогика – это особая наука, способная воспитать действительно достойную личность. Ее деяния будут направлены на достижение общего благополучия и развития.

В современном мире быстро меняющихся технологий человек теряет свою связь с историческим прошлым. Люди забывают об основных принципах морали, выработанных столетиями существования народа. Современное общество превращается в хищника, поглощающего природные ресурсы, который уничтожает свою естественную среду обитания. Поэтому очень важным вопросом сегодня остается воспитание ответственного отношения человека к природе, окружающему его миру и обществу.

За последние десятилетия мы продемонстрировали значительный технологический прорыв. Но расхищение природных ресурсов, искаженные представления о своем роде, семье, нации все чаще имеют место в нашей жизни. Этнопедагогика призвана обратить внимание подрастающего поколения на необходимость уважительного отношения ко всем живым существам, населяющим нашу планету. Эта хрупкая система, существовавшая множество столетий, сегодня подвергается постоянным атакам со стороны человечества. Лицо планеты меняется, порой уже необратимо.

Именно этнопедагогика взывает к нашей морали, чувству ответственности за свои поступки. Она воспитывает в нас чувство единства каждого представителя нашего общества, а также осознание последствий того или иного решения. Правильное отношение к окружающему нас миру начинается с глубокого уважения своей семьи, общины, нации. Высоконравственный человек ценит как самое близкое свое окружение, так и все живое, что есть в нашем мире. Этому учит нас народная мудрость. Главные постулаты ее наши предки знали еще с незапамятных времен.

Шумный, быстро меняющийся мир не должен заставлять нас забывать о самых главных вещах, которыми должно быть наполнено наше сознание. Если мы забудем свою историю, наставления наших предков, мы неизбежно упадем в пропасть, сбившись с истинного пути. Поэтому этнопедагогика должна быть неотъемлемой частью как семейного, так и общественного образования. Ведь именно она прививает те самые главные качества личности, которые нужны не только каждому человеку, но и всему обществу в целом.

Рассмотрев основные понятия о представленной науке, можно сказать, что этнопедагогика – это важное направление в области образования. Она применяет действенные средства и преследует очень благородные цели при воспитании подрастающего поколения. Неординарный подход позволяет детям лучше усваивать новую информацию, развивать в себе творческие способности. При взаимодействии их с окружающим миром этнопедагогика помогает вырабатывать этические и высокоморальные качества. При этом дети осознают свою общность с окружающим миром, ощущая себя его частью. Это позволяет воспитать личность с высокими нравственными устоями, несущую в мир добро и благо для всей общественности.

fb.ru

Раздел 3. Этнопедагогика

Тема 31. Этнопедагогика как одно из направлений педагогики. Формирование понятий «воспитание», «народное воспитание», «народная педагогика», «этнопедагогика». Этнопедагогика как история и теория воспитания. Предмет, цели и задачи этнопедагогики. Этнопедагогика в соотношении с другими дисциплинами этнологического цикла (этнологией, этнопсихологией, этнографией и др.) Основные понятия этнопедагогики: этнокультурные традиции, воспитание, народная педагогика, фольклорная, обыденная, обычная, неформальная, народная педагогическая культура, традиционное воспитание и т.д.

Тема 32. Становление и развитие этнопедагогики. Исследования опыта народного воспитания вXIX- началеXXвека. Первое употребление термина «народная педагогика» К. Д. Ушинским в «Руководство к преподаванию родного языка». «Народная педагогика» Г. С. Виноградова. Практический опыт соединения традиционного воспитания с педагогической теорией (опыт Яснополянской школы Л. Н. Толстого и Симбирской школы И. Я. Яковлева). «Этнопедагогика» Г. Н. Волкова. Г. Н. Волков и его научная школа. Ведущие направления (отрасли) этнопедагогики.

Тема 33. Народное воспитание в наследии классиков педагогики. Народная педагогика как основа развития науки о воспитании подрастающего поколения. Зарождение народной педагогической мудрости. Использование и развитие народной педагогики в западной школе. Я. А. Коменский и его принцип природосообразности. Идея «материнской школы». Принцип народности К. Д. Ушинского. А. С. Макаренко - проблемы педагогического мастерства. В. И. Водовозов. Идея народного учителя. В. А. Сухомлинский - слово учителя о народном воспитании. И.-Г. Песталоцци о народном педагогическом опыте. Л. Н. Толстой. Соединять в себе любовь к делу и к ученикам.

Вопрос 34. Этнопедагогическое наследие в современном образовании и воспитании. Основы педагогического проектирования этнохудожественных образовательных систем. Опыт работы профессора Т. И. Баклановой. Воспитательное значение народного художественного творчества, его образов и сюжетов в современных концепциях Т. Я. Шпикаловой, И. Ф. Гончаровой, М. Ю. Новицкой. Этнопедагогика и этнопедагогизация. Учебные заведения культуры и образования за возрождение национального самосознания. «Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров» (профессор Т. И. Бакланова) Сравнительный анализ подходов к традициям воспитания у различных народов: национальные особенности и общие идеалы.

Тема 35. Народный идеал человека. Понятие «идеал». Идеал как конечная цель воспитания и самовоспитания человека. Совершенный идеал как цель народного воспитания. Отражение идеала человека в различных жанрах устного народного творчества. Общечеловеческое начало как главный личностный идеал всех народов мира (ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, скромность и др.). Всестороннее развитие личности как цель – идеал в современной жизни. Ценности общества и ценности воспитания, их взаимодействие. Сохранение вечных общечеловеческих ценностей как залог стабильности общества и условие спасения мировой цивилизации.

Тема 36. Ценностное отношение к семье и семейному очагу. Ценностное отношение к матери и материнству в этнопедагогике. Образ матери как центральный образ в народной педагогике. Мать – первое и главное лицо в традиционном воспитании. Корифеи педагогики о материнском воспитании (Я.-А. Коменский «Материнская школа», Г. Песталоцци и др.) Образ матери в устном народном творчестве. Ценностное отношение к детям в этнопедагогике. Традиционные представления о ребенке как объекте и субъекте воспитания. Любовь к детям как важнейший компонент педагогической культуры человечества. Педагогические понятия народа по отношению к ребенку: вскармливание, уход, пестование, наставление, назидание и др. Роль семьи в воспитании детей. Отношение к ребенку у разных народов мира.

Тема 37. Ценностное отношение к Родине и воспитание чувства патриотизма. Определение понятия «Родина». Почитание Родины как фундаментальная духовно-нравственная ценность. Писатели, педагоги, этнографы, психологи, этнопсихологии о воспитании ценностного отношения к Родине (К. Д. Ушинский, В. П. Астафьев, Г. Н. Волков и др.). Тема Родины в устном народном творчестве. Средства и формы народной педагогики в воспитании чувства патриотизма. Ценностное отношение к Родине у разных народов. Общее и различное. Современное воспитание чувства патриотизма.

Тема 38. Природа как решающий фактор воспитания. Природа как один из важных факторов народной педагогики. Природа как источник добра и красоты. Красота природы как средство эмоционального, эстетического и морального воспитания. Я.-А. Коменский и К. Д. Ушинский о принципе природосообразности. Единство народа и природы как высшая гармония жизни на земле. Культ природы, культ животных в народно-экологическом воспитании подрастающего поколения. Средства народной педагогики в воспитании любви и бережного отношения к природе. Отношение человека с природой в традиционном народном мировоззрении.

Тема 39. Роль религии в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Религия и этнопедагогика. Религия как важный фактор в формировании духовности личности. Воспитательная функция религии. Устойчивость религиозных и народных традиций в воспитании. Религиозные средства воспитания: причастие, проповедь, исповедь и др. Организация жизни и деятельности детей в соответствии с нормами религиозной морали. Система религиозного воспитания в зависимости от особенностей различных регионов. Роль религии в духовно-нравственном воспитании детей у разных народов.

Тема 40. Воспитание милосердия средствами народной педагогики. Милосердие – важнейшая добродетель в воспитании личности. Средства и приемы народной педагогики в воспитании милосердия у подрастающего поколения (сказка – сопереживание горю и радости героев), народные песни, сюжетно-ролевые игры и пр. Главенствующее значение семьи в формировании милосердия у подрастающего поколения. Воспитание необходимых педагогических условий с целью формирования милосердия у подрастающего поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список основной литературы

  1. Бакланова, Т. И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной системе [Текст] / Т.И. Бакланова. - Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовка кадров. М., 1994. – 375 с.

  2. Богомолова, М. И. Захарова, Л. М. Межнациональное воспитание детей [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. И. Богомолова, Л. М. Захарова. -М.: Флинта, 2011. - 176 с. - Университетская библиотека online. - Режим доступа:http://www.biblioclub.ru/79334_Mezhnatsionalnoe_vospitanie_detei_Uchebnoe_posobie.html - Загл. с экрана.

  3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. [Текст]: Учебник. - М.: Академия, 1999. – 168 с.

  4. Народная художественная культура. [Текст]: Учебник /Под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. - М.: МГУКИ, 2000. – 412 с.

  5. Науменко, Г. М. Народная мудрость и знания о ребенке. [Текст] / Г.М. Науменко. - М, 2001. – 431 с.

  6. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды. [Текст] / М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 68 с.

  7. Терещенко, А. В. Быт русского народа. [Текст] / А.В. Терещенко. - М.: Тера, 2001. – 416 с.

StudFiles.ru

/ этнопедагогика 33

33. Поликультурная компетентность современного педагога.

В гуманитарном знании ведутся исследования по выявлению так называемых ключевых компетенций (от лат. сотреГепПа — круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом), их номенклатуры, содержания, функций и роли в жизнедеятельности человека. Компетентностный подход становится реальностью нынешней социальной жизни, образовательной политики государства, образовательного процесса.

Основой жизнедеятельности человека в обществе как существа социального становится его социальная компетенция. Если учесть, что жизнедеятельность неразрывно связана с общением, взаимодействием, взаимопониманием людей, то в условиях многонационального государства, каковым является Россия, следует говорить об этносоциальной компетенции. Без учета самочувствия и потенциала народов, территорий и местных сообществ, без развитой системы соблюдения прав и свобод человека, без укрепления единства за счет баланса интересов и партнерства всего этнонационального многообразия невозможно достичь результата, заключенного в тезисе о развитии этнонаций и их отношений в едином Отечестве: «Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Особая роль в решении этносоциальных проблем при этом принадлежит системе образования.

Во-первых, общепризнанна высокая социокультурная роль образования — хранение, генерация и трансляция культурного достояния общества, наращивание интеллектуального и культурного слоя нации, формирование новой и сохранение традиционной системы ценностей, изменение менталитета личности и общества, приспособление их к новым условиям глобализации отношений в мире.

Во-вторых, необходимость изменения и корректировки содержания образования в соответствии с новыми историческими условиями, новыми задачами выживания и развития человека определена в национальной доктрине и документах по модернизации образования, ориентированных на вхождение в Болонский процесс.

В-третьих, новая социально-гуманитарная установка образования, учитывая процессы и тенденции социокультурной ситуации, способствует формированию у молодого поколения здорового социального поведения в условиях многонационального общества.

Полиэтническая структура российского общества — объективная реальность, имеющая глубокие исторические корни. Межнациональные отношения всегда были важным фактором социального развития России, тем более что межнациональные отношения — самые сложные. Россия сегодня характеризуется этнонациональными противоречиями и конфликтами, которые не только тормозят ее развитие, но и вызывают тревогу за будущее страны. На систему образования ложится большая ответственность в деле этнокультурной социализации нового поколения.

Современное образование должно разумно сочетать, с одной стороны, воспитание национального самосознания, укоренения в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации (родина, семья, родной язык, народ, его история, вера, духовная культура этноса и др.). С другой стороны, образование должно создать благоприятные условия для включения человека в прошлое и настоящее мировой культуры на основе взаимодействия человека в системе «Я —социальная группа —общество —мировая цивилизация» в духе толерантности, взаимоуважения, диалога культур, открытой коммуникации.

Учительству в целом и каждому педагогу важно быть готовыми к решению педагогических задач, учитывая полиэтнический состав учащихся. Формирование умений решать педагогические задачи взаимодействия с детьми разных национальностей — процесс освоения специальной сферы общественного опыта, в результате которого происходит обретение особой профессиональной компетентности, включающей этнопедагогические компетенции.

Педагогическую деятельность можно рассматривать как решение следующих одна за другой профессиональных задач учителя.

Всякая задача, которую должен решить человек, представляет собой поле его деятельности в конкретной ситуации (Л.М.Фридман). Педагогическая задача — результат осознания субъектом воспитания цели воспитания и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятие их к исполнению. Готовность к выполнению профессиональных действий и принятие их к исполнению в условиях полиэтнического состава учащихся постепенно формируется в процессе этнопедагогической подготовки педагога.

Этнопедагогическая подготовка педагога включает теоретическую и прикладную подготовку в вузе и практическую работу в школе, а также развитие рефлексии на собственные действия и профессионально значимые качества. Готовность как результат этого процесса предполагает сформированность этнопедагогической компетенции, обеспечивающей устойчивый целенаправленный характер протекания педагогической деятельности в условиях полиэтнического состава учащихся. Этнопедагогическая компетенция освобождает педагога от необходимости контролировать деятельность в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях. Содержание этнопедагогической компетенции входит в структуру готовности будущего педагога к работе в полиэтнической образовательной среде. Структура готовности педагога к работе в полиэтнической образовательной среде может быть представлена единством трех компонентов:

-ценностным — убеждение в значимости этнопедагогических знаний;

-деятельностным — оперативность в выборе приоритета ценностей, форм толерантного взаимодействия в условиях полиэтнического (разнонационального) состава учащихся;

-рефлексивным — адекватное отношение к себе и другим людям с позиции уважения человека.

Каждый компонент готовности будущего педагога к работе в условиях полиэтнической образовательной среды находится в тесной взаимосвязи с двумя другими, исполняя при этом свою специфическую функцию.

Этнопедагогическая подготовка ориентирует:

- на помощь учащемуся в утверждении его личностной идентичности в мире, где взаимодействуют разные культуры;

- поддержку в адаптации к новым социокультурным условиям;

-предупреждение образовательной депривации в процессе обучения в условиях полиэтнического (разнонационального) состава учащихся;

- организацию и создание условий в образовательном процессе, в которых учащийся может развить этническое самосознание и российскую идентичность.

Этнопедагогическая подготовка — часть профессионального педагогического образования, результатом которого является общепрофессиональная компетентность.

Компетентность чаще всего определяется готовностью выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами. Под компетентностью специалистов следует понимать такую характеристику их квалификации, в которой представлены знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. В трактовке компетентности специалиста отражается его способность применять научные и практические знания к предмету профессиональной деятельности.

Компетентность проявляется только в ходе деятельности и может быть оценена только в рамках конкретной профессии. Компетентность педагога связана с разносторонностью общепрофессиональных знаний. Содержательная основа его профессиональной компетентности в области межкультурного взаимодействия субъектов образовательной деятельности обнаруживается в следующих проявлениях.

Во-первых, она проявляется в умении соотнести свою деятельность с тем, что наработано в мировой педагогической культуре в целом, в отечественной педагогике, в способности продуктивно взаимодействовать с опытом коллег, инновационным опытом, умении обобщить и передать свой опыт другим. Во-вторых, в условиях постоянно меняющейся ситуации воспитания (обучения) необходимым нормативным качеством педагога становится креативность как способ бытия в профессии, желание и умение создавать новую педагогическую реальность на уровне ценностей (целей), содержания, форм и методов многообразных образовательных процессов и систем. И, в-третьих, профессионально компетентный педагог любого уровня способен к рефлексии, т.е. к способу мышления, предполагающему отстраненный взгляд на педагогическую реальность, историко-педагогический опыт, на собственную личность.

Сущностными характеристиками общепрофессиональной компетентности современного педагога, обладающего компетенциями, важными для работы в условиях полиэтнического состава учащихся, можно рассматривать:

-гуманистическую направленность как устойчивую систему этнопедагогических ценностей по отношению к каждому ребенку в условиях полиэтнической образовательной среды;

-индивидуальные особенности личности педагога — способность адекватно воспринимать окружающих людей в условиях пересечения разных культур;

-профессиональную «Я-концепцию» — относительно устойчивую систему представлений педагога о самом себе как профессионале и представителе определенной национальной и общечеловеческой культуры, на основе которой он строит свое взаимодействие с коллегами, учащимися и определяет свою этническую идентичность;

-психолого-педагогические знания, умения и навыки, включающие в себя: коммуникативные, позволяющие строить общение в полиэтнической образовательной среде; знания и умения, обусловливающие решение этнопедагогических проблем; различные группы педагогических умений, связанных с организацией этноди-дактических отношений.

Очевидным становится, что одна из этнопедагогических функций современного педагога в полиэтнической образовательной среде — познание этносоциальных процессов. Так как «всякая педагогика — это прежде всего социальная этнопедагогика» (О. И.Давыдова), решающая одновременно технологические задачи общества и адаптационные задачи этноса. Роль этнопедагогики заключается в способности внести элемент естественности в любые образовательные мероприятия (родительское собрание, классный час, детский праздник). Познание особенностей этносоциальных процессов в полиэтнической образовательной среде с учетом менталитета, характера, интересов, потребностей, культуры и традиций субъектов образования и многие другие вопросы требуют особых знаний, т.е. компетенций. Этнопедагогические знания педагога следует рассматривать как содержательную основу компетенций.

Таким образом, этносоциальная и этнопедагогическая компетенции как составляющие общепрофессиональной компетентности современного педагога рассматриваются как:

- способность и умение функционировать в пол и культурном обществе, знать проблемы этого общества, понимать механизмы его развития;

- социально-активная деятельность и реализация этнопедаго-гически направленных проектов;

-способность к оперативности в выборе приоритета ценностей в поликультурном обществе, принимая правила, нормы, законы, традиции социальной жизни;

-способность к толерантному взаимодействию в поликультурном обществе, к адекватному отношению к себе и другим людям с позиции уважения человека;

- принятие ответственности за решение этнопедагогических задач в условиях полиэтнического состава учащихся;

-умение реализовать себя как представителя той или иной культуры.

В целом этнопедагогическую компетентность педагога можно понимать как определенную квалификацию и совокупность знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в условиях полиэтнической образовательной среды, включающих педагогическую зрелость и этносоциальную мобильность в решении образовательных задач.

5

StudFiles.ru

Отличие этнопедагогики от народной педагогики и дать определения понятиям.

Отличие этнопедагогики от народной педагогики + определение

Vera

Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте (чувственный, практический опыт) этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на ценности семьи, рода, племени, народности, нации. В этнопедагогике – традиционная культура, быт, семейно-родственные отношения рассматриваются в их влиянии на становление личности.
Впервые термин «этнопедагогика» был использован в 1972 г. ученым-педагогом Г. Н. Волковым. Этнопедагогика предлагает изучение традиционной культуры воспитания, педагогики, этнической общности.
Основной целью этнопедагогики является учет образовательных интересов представителей отдельных этнических групп.
Народная педагогика - передача традиций в процессе взаимодействия поколений. С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношества, подготовки к семейной жизни.. В России термин «народная педагогика» впервые употребил в 1864г. К. Д. Ушинский, назвавший русские сказки «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики».
Считается, что народная педагогика - часть этнопедагогики.
ГЛАВНОЕ: в народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Т. к. все мы народ, то "что хочу, то и ворочу".
На одной иллюстрации этнопедагогика, на другой - "народная". Догадайтесь, где какая. Не знаю, что хуже.

Читайте также