Развитие определение

Понятие развитие. Основные свойства, принципы и закономерности развития

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Работа Ч. Дарвина «Происхождение видов путем есте­ственного отбора...» подтолкнула исследователей к изучению хода психического развития детей. Развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окру­жающей среде. Одна из первых попыток систематического наблюдения за психологическим и биологическим развитием ребенка с рождения до трех лет описана в книге В. Прейера «Душа ребенка», в которой автор описал развитие своей до­чери.

Развитие - процесс необратимых, направленных и зако­номерных изменений, приводящий к возникновению коли­чественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени. Ю.Н. Карандашев выделил основные подходы к определению понятия «развитие»:

Развитие как рост - процесс количественного измене­ния внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т. л. В современной на­уке такое определение не встречается, так как рост - всего лишь одна из сторон развития, его внешний по­казатель и количественная характеристика.

Развитие как созревание - морфологические измене­ния, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата, В современной науке такое опре­деление не встречается, так как здесь преувеличивается значение биологической наследственности и преумень­шается значение других сторон развития.

Развитие как совершенствование. Это определение час­то используется в педагогике и носит телеологический характер, т. е. в нем изначально предполагается наличие цели (телео), в качестве которой выступает некая «со­вершенная», идеальная форма развития, но при этом непонятно, является она внешне (Богом, воспитанием, внешней средой) или внутренне заданной (через на­следственный аппарат), и почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой луч­шей, совершенной, а не какая-либо другая.

Развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений, т. е. одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, язы­ков, уровней развития, но при этом невозможно реаль­но установить, какие изменения отнести к общим, уни­версальным, а какие рассматривать как частные.

Развитие как качественное, структурное изменение. Оп­ределение развития через качественные изменения свя­зано с пониманием объекта как системы. В данном слу­чае речь идет о совершенствовании только структуры объекта, исключается количественная мера совершенс­твования и сохраняется только качественная.

Развитие как количественно-качественное изменение. Данное определение наиболее полно раскрывает суть понятия «развитие».

Развитие как изменение, влекущее за собой новые измене­ния. Неудовлетворенность существующими определе­ниями развития стимулировала поиск и возникновение новых идей. Например, Г.-Д. Шмидт показывает нали­чие тесной, экзистенциальной связи между изменения­ми, следующими друг за другом, А. Фламмер отмечает, что развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина из­менений»). В этом определении проводится идея эво­люционной преемственности изменений.

Е.Е. Сапогова отмечает, что изменения, происходящие в развитии, могут быть:

• количественными (качественными);

• непрерывными (дискретными), скачкообразными;

• универсальными (индивидуальными);

• обратимыми (необратимыми);

• целенаправленными (ненаправленными);

• изолированными (интегрированными),

• прогрессивными (эволюционными) или регрессивными (инволюционными).

Развитие может рассматриваться на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях:

Филогенез - развитие вида, т. е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарож­дение видов, их изменение, дифференциацию и преем­ственность, т. е. всю биосоциальную эволюцию, начи­ная с простейших и завершая человеком.

Антропогенез - развитие человечества во всех его ас­пектах, в том числе и культурный социогенез, т. е. часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Ноmо sарiепs и завершающаяся сегодняшним днем.

Онтогенез - индивидуальное развитие, т. е. временная дистанция длиной в человеческую жизнь, которая на­чинается с момента зачатия и завершается концом жиз­ни.

Микрогенез - наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памя­ти, мышления, воображения, развернутые последова­тельности действий (например, поведение при решении задач) и т. п.

Основными свойствами развития являются:

• необратимость — способность к накапливанию измене­ний, «надстраиванию» новых изменений над предше­ствующими;

• направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;

• закономерность — способность системы к воспроизве­дению однотипных изменений у разных людей.

В современной психологии проблема развития интенсив­но разрабатывается в рамках генетической психологии, срав­нительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.

Основные области психического развития:

1) психофизическая область развития, включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела чело­века;

2) психосоциальная область развития, предусматриваю­щая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межлично­стных отношений для становления Я-концепции и са­мосознания личности;

3) когнитивная область развития, включающая все аспек­ты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Индивид является носителем психофизических свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является лич­ность, а когнитивных — субъект деятельности.

В настоящее время психическое развитие человека рас­сматривают с точки зрения системного подхода, включающе­го четыре аспекта:

динамический характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т. е. это возрастная динамики различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.);

структурный — качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запомина­ния, выработка рациональных приемов мышления;

• каузальный — определение детерминант, движущих причин развития;

онтологический — выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.

Таким образом, системный подход к развитию предпола­гает изучение того, что, как, в какую сторону, с какими изме­нениями, по каким причинам развивается в психике и лич­ности человека — биосоциального существа на протяжении всей жизни.

Выделяют следующие виды развития:

преформированное развитие — тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат, который будет полу­чен;

непреформированное развитие — тип развития, кото­рый не предопределен заранее;

психическое развитие — развитие познавательных пси­хических процессов;

личностное развитие — развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я»-концепции.

Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены или рядоположены. В различные возрастные периоды они могут не совпадать и по-разно­му влиять друг на друга.

Факторы психического развития - это ведущие детерми­нанты развития человека: наследственность, среда и актив­ность . Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) - в социальных свойствах личности и действие фактора актив­ности - во взаимодействии двух предшествующих.

Рассмотрим каждый из факторов подробнее.

1. Наследственность - свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуально­го развития в целом.

М.С. Егорова и Т.Н. Марютина, сопоставляя значение на­следственного и социального факторов развития, подчерки­вают, что генотип (генетическая конституция организма) со­держит в себе прошлое в свернутом виде: информацию об историческом прошлом человека и программу его индивиду­ального развития. Таким образом, генотипические фак­торы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы и вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков вы­явлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повто­рится.

2. Среда - окружающие человека общественные, матери­альные и духовные условия его существования. Фено­тип - совокупность всех признаков и свойств особи, развив­шихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. Следует подчеркнуть, что среда — понятие очень ши­рокое. Выделяют разные виды сред, каждая из которых по-своему влияет на развитие человека, поэтому при описании детерминант психического развития это понятие нуждается в конкретизации. В широком смысле к средовым детерминан­там психического развития относят обучение.

На психическое развитие оказывают влияние макро-(страна, этнос, общество, государство), мезо- (регион, СМИ, субкультуры, тип поселения) и микрофакторы (семья, сосед­ство, группы сверстников).

3. Активность - деятельное состояние организма как усло­вие его существования и поведения, которое проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к оп­ределенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности.

Согласно принципу активности жизнедеятельность организ­ма - это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности - это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлек­сах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Рассмотрим основные принципы психического развития человека.

studopedia.ru

9. Определение понятия развития.

Психология развития в качествепредмета изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим факты и явле­ния психической жизни. Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени: идея из­менений и их протекания во времени неоспорима. Другое дело — от­ветить на вопросы, что и как изменяется. Именно здесь начинаются расхождения. (Сапогова Е.Е., 2001)

Развитие как рост. Такое понимание в современной на­уке почти не встречается. Под ростом понимается процесс количе­ственного изменения (накопления) внешних признаков объекта, из­меряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п. Это значит, что, во-первых, рост есть всего лишь одна из сторон развития, т.е. остаются и другие; во-вторых, что рост есть лишь внешний показатель развития, ничего не говорящий о его сути; в-третьих, рост может быть только количественной характеристикой развития.

Развитие как созревание. Такое определение развития ис­пользуется преимущественно в повседневном мышлении. Под созре­ванием понимается редукция, свертывание развития к морфологичес­ким изменениям, протекающим под непосредственным управлением генетического аппарата. Это значит, что в таком определении пре­увеличивается значение биологической наследственности и соответ­ственно преуменьшается значение других сторон развития.

Развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике и носит телеологический характер, т.е. в нем изначально предполагается наличие цели (телео), в качестве которой выступает некая «совершенная», т.е. самая лучшая, образцо­вая, идеальная форма развития. В этом случае, во-первых, непонятно, кто такую цель может поставить: является ли она внешне (Богом, воспитанием, внешней средой) или внутренне заданной (через на­следственный аппарат).И, во-вторых, не ясно, почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой лучшей, совершенной, а не какая-либо другая (кто задает критерии «совер­шенства»?).

Развитие как универсальное изменение.В качестве од­ного из критериев для определения развития выдвигается требова­ние общности, универсальности происходящих изменений. Это значит, что одинаковые изменения должны иметь место у людей разных куль­тур, вероисповеданий, языков, уровней развития. При понятной оче­видности данного требования оно оказывается не выполнимым. Во-первых, невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные. И, во-вторых, большой массе частных изменений при таком подходе вооб­ще будет отказано в том, чтобы считаться предметом психологии развития.

Развитие как качественное, структурное изменение. Оп­ределение развития через качественные изменения связано с пони­манием объекта как системы. Если за основу определения берется существенное улучшение (ухудшение) его структуры, то мы тем са­мым возвращаемся к определению развития через совершенствова­ние, сохраняя его недостатки. Разница лишь в том, что сужается пред­мет совершенствования. Если же вопрос об улучшении (ухудшении) не стоит, тогда непонятно, куда направлено развитие. И наконец, если раньше речь шла о совершенствовании объекта в целом, то те­перь — лишь о совершенствовании только его структуры. Иначе го­воря, исключается количественная мера совершенствования и со­храняется только качественная.

Развитие как количественно-качественное изменение. В предыдущем случае за основу был взят качественный характер из­менений, а количественный нивелировался. Однако сама идея их связи присутствует во всех вариантах определений. Так, например, рост можно рассматривать как количественное изменение, но и в нем выделяются какие-то качественные переходы. Созревание ближе к качественному изменению, но и в нем содержится количественный аспект. Ограничиваясь только количественными изменениями, мы делаем безусловный шаг назад в понимании развития. Однако ис­ключая количественные изменения из определения развития, мы теряем возможность установить, чем вызваны сами эти качествен­ные изменения.

Развитие как изменение, влекущее за собой новые изме­нения. Неудовлетворенность существующими определениями разви­тия стимулировала поиск и возникновение новых идей. Так, Г.-Д. Шмидт постулирует наличие тесной, экзистенциальной связи между изменениями, следующими друг за другом. А. Фламмер пишет, что развитием следует считать только такие изменения, которые вле­кут за собой новые изменения («лавина изменений»). В этом опреде­лении проводится идея эволюционной преемственности изменений.

Изменения, происходящие в развитии, могут быть: 1) количествен­ными/качественными, 2) непрерывными/дискретными, скачкообраз­ными, 3) универсальными/индивидуальными, 4) обратимыми/нео­братимыми, 5) целенаправленными/ненаправленными, 6) изолированными / интегриро-ванными, 7) прогрессивными (эволюционными)/ регрессивными (инволюционными). Кроме того, развитие может рассматриваться в разной временной размерности, образуя изменения на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях.

Для общей интегральной характеристики процессов развития ис­пользуются категории, относящиеся не к отдельным признакам, а к развитию в целом. Это категории роста, созревания, дифференциа­ции, научения, запечатления (импринтинга), социализации (куль­турного социогенеза).

StudFiles.ru

Понятие развитие. Основные свойства, принципы и закономерности развития

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Работа Ч. Дарвина «Происхождение видов путем есте­ственного отбора...» подтолкнула исследователей к изучению хода психического развития детей. Развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окру­жающей среде. Одна из первых попыток систематического наблюдения за психологическим и биологическим развитием ребенка с рождения до трех лет описана в книге В. Прейера «Душа ребенка», в которой автор описал развитие своей до­чери.

Развитие - процесс необратимых, направленных и зако­номерных изменений, приводящий к возникновению коли­чественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени. Ю.Н. Карандашев выделил основные подходы к определению понятия «развитие»:

Развитие как рост - процесс количественного измене­ния внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т. л. В современной на­уке такое определение не встречается, так как рост - всего лишь одна из сторон развития, его внешний по­казатель и количественная характеристика.

Развитие как созревание - морфологические измене­ния, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата, В современной науке такое опре­деление не встречается, так как здесь преувеличивается значение биологической наследственности и преумень­шается значение других сторон развития.

Развитие как совершенствование. Это определение час­то используется в педагогике и носит телеологический характер, т. е. в нем изначально предполагается наличие цели (телео), в качестве которой выступает некая «со­вершенная», идеальная форма развития, но при этом непонятно, является она внешне (Богом, воспитанием, внешней средой) или внутренне заданной (через на­следственный аппарат), и почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой луч­шей, совершенной, а не какая-либо другая.

Развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений, т. е. одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, язы­ков, уровней развития, но при этом невозможно реаль­но установить, какие изменения отнести к общим, уни­версальным, а какие рассматривать как частные.

Развитие как качественное, структурное изменение. Оп­ределение развития через качественные изменения свя­зано с пониманием объекта как системы. В данном слу­чае речь идет о совершенствовании только структуры объекта, исключается количественная мера совершенс­твования и сохраняется только качественная.

Развитие как количественно-качественное изменение. Данное определение наиболее полно раскрывает суть понятия «развитие».

Развитие как изменение, влекущее за собой новые измене­ния. Неудовлетворенность существующими определе­ниями развития стимулировала поиск и возникновение новых идей. Например, Г.-Д. Шмидт показывает нали­чие тесной, экзистенциальной связи между изменения­ми, следующими друг за другом, А. Фламмер отмечает, что развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина из­менений»). В этом определении проводится идея эво­люционной преемственности изменений.

Е.Е. Сапогова отмечает, что изменения, происходящие в развитии, могут быть:

• количественными (качественными);

• непрерывными (дискретными), скачкообразными;

• универсальными (индивидуальными);

• обратимыми (необратимыми);

• целенаправленными (ненаправленными);

• изолированными (интегрированными),

• прогрессивными (эволюционными) или регрессивными (инволюционными).

Развитие может рассматриваться на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях:

Филогенез - развитие вида, т. е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарож­дение видов, их изменение, дифференциацию и преем­ственность, т. е. всю биосоциальную эволюцию, начи­ная с простейших и завершая человеком.

Антропогенез - развитие человечества во всех его ас­пектах, в том числе и культурный социогенез, т. е. часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Ноmо sарiепs и завершающаяся сегодняшним днем.

Онтогенез - индивидуальное развитие, т. е. временная дистанция длиной в человеческую жизнь, которая на­чинается с момента зачатия и завершается концом жиз­ни.

Микрогенез - наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памя­ти, мышления, воображения, развернутые последова­тельности действий (например, поведение при решении задач) и т. п.

Основными свойствами развития являются:

• необратимость — способность к накапливанию измене­ний, «надстраиванию» новых изменений над предше­ствующими;

• направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;

• закономерность — способность системы к воспроизве­дению однотипных изменений у разных людей.

В современной психологии проблема развития интенсив­но разрабатывается в рамках генетической психологии, срав­нительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.

Основные области психического развития:

1) психофизическая область развития, включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела чело­века;

2) психосоциальная область развития, предусматриваю­щая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межлично­стных отношений для становления Я-концепции и са­мосознания личности;

3) когнитивная область развития, включающая все аспек­ты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Индивид является носителем психофизических свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является лич­ность, а когнитивных — субъект деятельности.

В настоящее время психическое развитие человека рас­сматривают с точки зрения системного подхода, включающе­го четыре аспекта:

динамический характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т. е. это возрастная динамики различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.);

структурный — качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запомина­ния, выработка рациональных приемов мышления;

• каузальный — определение детерминант, движущих причин развития;

онтологический — выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.

Таким образом, системный подход к развитию предпола­гает изучение того, что, как, в какую сторону, с какими изме­нениями, по каким причинам развивается в психике и лич­ности человека — биосоциального существа на протяжении всей жизни.

Выделяют следующие виды развития:

преформированное развитие — тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат, который будет полу­чен;

непреформированное развитие — тип развития, кото­рый не предопределен заранее;

психическое развитие — развитие познавательных пси­хических процессов;

личностное развитие — развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я»-концепции.

Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены или рядоположены. В различные возрастные периоды они могут не совпадать и по-разно­му влиять друг на друга.

Факторы психического развития - это ведущие детерми­нанты развития человека: наследственность, среда и актив­ность . Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) - в социальных свойствах личности и действие фактора актив­ности - во взаимодействии двух предшествующих.

Рассмотрим каждый из факторов подробнее.

1. Наследственность - свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуально­го развития в целом.

М.С. Егорова и Т.Н. Марютина, сопоставляя значение на­следственного и социального факторов развития, подчерки­вают, что генотип (генетическая конституция организма) со­держит в себе прошлое в свернутом виде: информацию об историческом прошлом человека и программу его индивиду­ального развития. Таким образом, генотипические фак­торы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы и вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков вы­явлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повто­рится.

2. Среда - окружающие человека общественные, матери­альные и духовные условия его существования. Фено­тип - совокупность всех признаков и свойств особи, развив­шихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. Следует подчеркнуть, что среда — понятие очень ши­рокое. Выделяют разные виды сред, каждая из которых по-своему влияет на развитие человека, поэтому при описании детерминант психического развития это понятие нуждается в конкретизации. В широком смысле к средовым детерминан­там психического развития относят обучение.

На психическое развитие оказывают влияние макро-(страна, этнос, общество, государство), мезо- (регион, СМИ, субкультуры, тип поселения) и микрофакторы (семья, сосед­ство, группы сверстников).

3. Активность - деятельное состояние организма как усло­вие его существования и поведения, которое проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к оп­ределенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности.

Согласно принципу активности жизнедеятельность организ­ма - это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности - это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлек­сах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Рассмотрим основные принципы психического развития человека.

StudFiles.ru

Устойчивое развитие

Составные части устойчивого развития

Усто́йчивое разви́тие (англ. sustainable development) — это процесс экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идёт об обеспечении качества жизни людей.

Тонкости перевода

Разные авторы уже не раз отмечали неточность русского перевода зарубежного выражения (англ. sustainable development, фр. développement durable, нем. nachhaltige Entwicklung). Действительно, определение термина «устойчивое развитие» означает просто устойчивый, постоянный рост. В то же время в европейских языках перевод следующих слов даётся так:

  • англ. sustainable — устойчивый, жизнеспособный; экологически рациональный[1], обеспечивающий учёт будущих потребностей[2]; development — развитие, рост, совершенствование, эволюция, изложение, раскрытие, результат, предприятие, обрабатываемый участок земли, разработка, производство[3];
  • фр. développement — развитие; durable — прочный, долговременный, длительный, длительного пользования, долговечный, надежный;
  • нем. nachhaltige — устойчивый; Entwicklung — развитие, проявление, разработка, создание, конструкция, развертывание, изменение, конструирование, модернизация, проект, проектирование.

В данном контексте этот перевод должен иметь более узкий смысл. Это — развитие «продолжающееся» («самодостаточное»), то есть такое, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества и развитию его в прежнем направлении.

По мнению проф. Л. Г. Мельника[источник не указан 785 дней], есть некоторая противоречивость, алогичность русскоязычного варианта перевода термина sustainable development. «Устойчивость» предполагает равновесие, а «развитие» возможно только при условии постоянного выхода системы из равновесного состояния.

Устойчивое развитие модели использования ресурсов, которая направлена на удовлетворение потребностей человека при сохранении окружающей среды, с тем что эти потребности могут быть удовлетворены не только для настоящего, но и для будущих поколений. Комиссия Брундтланд придумала этот термин, это стало наиболее часто цитируемое определение устойчивого развития как развития, что «удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Комиссия Брундтланд, официально — Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (WCED), известная по имени председателя Гру Харлем Брундтланд, была созвана ООН в 1983 году. Комиссия была создана в результате растущей озабоченности «по поводу быстрого ухудшения состояния окружающей среды, человека и природных ресурсов, и последствий ухудшения экономического и социального развития». При создании комиссии Генеральная Ассамблея ООН признала, что экологические проблемы носят глобальный характер и определяют, что это отвечает общим интересам всех стран по разработке политики для устойчивого развития.

Ещё в 1970-е годы «устойчивость» используется для описания экономики «в равновесии с основными экологическими системами поддержки». Экологи указывают на «пределы роста», и представляют в качестве альтернативы «устойчивое состояние экономики» в целях решения экологических проблем.

«Пределы роста» — книга моделирования последствий быстрого роста населения земного шара и конечной поставки ресурсов, изданная по заказу Римского клуба. Её авторы: Донелла H. Медоус (Donnella N. Medose), Деннис Л. Медоус (Dennis L. Medose), Жорден Рандерс (Jørgen Randers), и Вильям В. Беренс III (William W. Berens). В книге предпринята попытка моделирования последствий взаимодействия Земли и человека, представлены некоторые проблемы и предсказания преподобного Томаса Роберта Мальтуса в «Эссе о законе народонаселения» (1798). В первоначальной модели были рассмотрены пять переменных в предположении, что экспоненциальный рост точно описал свои модели роста, и что способность технологий для повышения доступности ресурсов растет только линейно. Эти переменные: мировое население, индустриализация, загрязнения окружающей среды, производство продовольствия и истощение ресурсов. Авторы планировали рассмотреть возможность устойчивого обратного шаблона, который может быть достигнут путём изменения тенденции роста среди пяти переменных. Последний обновленный вариант был опубликован 1 июня 2004 года под названием «Пределы роста: 30-лет». Донелла Луга, Жорден Рандерс, и Деннис Медоус обновили и расширили первоначальную версию. В 2008 году Грэм Тернер на уровне Содружества по научным и промышленным исследованиям (CSIRO) в Австралии опубликовала статью под названием «Сравнение „Пределов роста“ с тридцатилетней реальностью». В нём рассматриваются последние 30 лет реальности и предсказаний, сделанных в 1972, и обнаружено, что изменения в области промышленного производства, производства продуктов питания и загрязнения окружающей среды соответствуют предсказаниям книги экономического и социального краха в двадцать первом веке.

В модели роста Солоу (назван в честь Роберта Солоу), стационарное состояние является в долгосрочной перспективе результатом модели. Термин обычно относится к национальной экономике, но могут применяться для экономики города, региона или всей планеты.

Согласно рассуждениям академика Н. Н. Моисеева, смысл идеи выражает термин «коэволюция человека и биосферы», что является почти синонимом «ноосферы» В. И. Вернадского (см. Н. Н. Моисеев «Алгоритмы развития», М.:"Наука", 1987). С такой точки зрения более точным переводом «sustainable development» может быть «совместное развитие».

История

Начало — 1970-е

Концепция устойчивого развития явилась логическим переходом от экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы. Вопросам ограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, в 1970-е годы был посвящён ряд научных работ. Реакцией на эту озабоченность было создание международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС), Римский клуб (с его знаменитым докладом «Пределы роста»), Международный институт системного анализа, а в СССР — Всесоюзный институт системных исследований.

Назаретян А. П. считает, что концепции «устойчивого развития» в 1970—1980-х годах «походили на врачебные рекомендации по продлению агонии обречённого пациента». Многие варианты подобных концепций для преодоления экологических и продовольственных кризисов предлагали форсированно сократить население планеты.[4]

Конференция в Стокгольме

Проведение в 1972 году в Стокгольме Конференции ООН по окружающей человека среде и создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, которые стали сдерживать социально-экономическое развитие. Стала развиваться экологическая политика и дипломатия, право окружающей среды, появилась новая институциональная составляющая — министерства и ведомства по окружающей среде.

1980-е — наст. время

В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. Всемирная стратегия охраны природы, принятая в 1980, впервые в международном документе содержала упоминание устойчивого развития. Вторая редакция ВСОП получила название «Забота о планете Земля — Стратегия устойчивой жизни» и была опубликована в октябре 1991. В ней подчеркивается, что развитие должно базироваться на сохранении живой природы, защите структуры, функций и разнообразия природных систем Земли, от которых зависят биологические виды. Для этого необходимо: сохранять системы поддержки жизни (жизнеобеспечения), сохранять биоразнообразие и обеспечить устойчивое использование возобновляемых ресурсов. Появились исследования по экологической безопасности как части национальной и глобальной безопасности.

В 1980-е годы Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) призывала к необходимости перехода к «развитию без разрушения». В 1980 году впервые получила широкую огласку концепция устойчивого развития во Всемирной стратегии сохранения природы, разработанной по инициативе ЮНЕП, Международного союза охраны природы (МСОП) и Всемирного фонда дикой природы. В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) уделила основное внимание необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Эта формулировка понятия «устойчивое развитие» сейчас широко используется в качестве базовой во многих странах.

Теория и практика показали, что экологическая составляющая является неотъемлемой частью человеческого развития. В основе деятельности Международной комиссии по окружающей среде и развитию и её заключительного доклада «Наше общее будущее» была положена новая триединая концепция устойчивого (эколого-социально-экономического) развития. Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию (межправительственный, неправительственный и научный форум) в 2002 году подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития для долгосрочного удовлетворения основных человеческих потребностей при сохранении систем жизнеобеспечения планеты Земля. Концепция устойчивого развития во многом перекликается с концепцией ноосферы, выдвинутой академиком В. И. Вернадским ещё в середине XX века.

Как отмечает в 2014 году представитель ЮНКТАД по экономическим вопросам Игорь Паунович: «По прошествии шести лет, как разразился глобальный экономический кризис, устойчивая модель роста в мире ещё не выработана»[5].

Понятие и определения устойчивого развития

Фактически речь может идти не о немедленном прекращении экономического роста вообще, а о прекращении, на первом этапе, нерационального роста использования ресурсов окружающей среды. Последнее трудно осуществить в мире растущей конкуренции, роста таких нынешних показателей успешной экономической деятельности как производительность и прибыль. В то же время переход к «информационному обществу» — экономике нематериальных потоков финансов, информации, изображений, сообщений, интеллектуальной собственности — приводит к так называемой «дематериализации» хозяйственной деятельности: уже сейчас объёмы финансовых сделок превышают объёмы торговли материальными товарами в 7 раз. Новую экономику двигают не только дефицит материальных (и природных) ресурсов, но во все большей степени изобилие ресурсов информации и знаний. Удельная энергоемкость хозяйственной деятельности продолжает снижаться, хотя общее энергопотребление пока растет.

Значительное большинство международных организаций системы ООН включило в свою деятельность существенную экологическую составляющую, ориентированную на переход к устойчивому развитию. Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только традиционно подсчитываемый физический капитал, но также природный и человеческий капитал. Чтобы быть устойчивым, развитие должно обеспечить рост — или по крайней мере неуменьшение — во времени всех этих активов. Для рационального управления экономикой страны применяется та же логика, что используется для рационального управления личной собственностью.

В соответствии с приведенным определением устойчивого развития главным показателем устойчивости, разработанным Всемирным банком, являются «истинные темпы (нормы) сбережения» или «истинные нормы инвестиций» в стране. Принятые сейчас подходы к измерению накопления богатства не учитывают истощение и деградацию природных ресурсов, таких как леса и нефтяные месторождения, с одной стороны, а, с другой — инвестиции в людей — один из самых ценных активов любой страны. При переходе на вычисление истинных темпов сбережений (инвестиций) этот недостаток исправляется корректировкой рассчитываемых традиционными методами темпов сбережений: в сторону уменьшения — путём оценки истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды (потеря природного капитала), и в сторону увеличения — путём учёта возрастания человеческого капитала (прежде всего из-за инвестиций в образование и базовое медицинское обслуживание).

Документ Хартия Земли появился на свет в результате шестилетнего международного диалога с целью выработки общечеловеческих целей и общих ценностей. Он был подготовлен по инициативе гражданского сообщества и был официально принят на собрании Комиссии Хартии Земли в штабе ЮНЕСКО в Париже, в марте 2000 года. Миссией Хартии Земли является пропаганда перехода к устойчивому образу жизни и формированию глобального сообщества, основанного на общих этических устоях, включающих в себя уважение и заботу о всём сообществе живого, принципы экологической целостности, всеобщие права человека, уважение к культурному разнообразию, экономическую справедливость, демократию и культуру мира.

Триединая концепция устойчивого развития

Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.

Экономическая составляющая

Экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материало-сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости — слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная — когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимого природного капитала).

Социальная составляющая

Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в недоминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри-, но и межпоколенной справедливости. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение.

Экологическая составляющая

С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.

Единство концепций

Согласование этих различных точек зрения и их перевод на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития — задача огромной сложности, поскольку все три элемента устойчивого развития должны рассматриваться сбалансированно. Важны также и механизмы взаимодействия этих трех концепций. Экономический и социальный элементы, взаимодействуя друг с другом, порождают такие новые задачи, как достижение справедливости внутри одного поколения (например, в отношении распределения доходов) и оказание целенаправленной помощи бедным слоям населения. Механизм взаимодействия экономического и экологического элементов породил новые идеи относительно стоимостной оценки и интернализации (учёта в экономической отчетности предприятий) внешних воздействий на окружающую среду. Наконец, связь социального и экологического элементов вызвала интерес к таким вопросам как внутрипоколенное и межпоколенное равенство, включая соблюдение прав будущих поколений, и участия населения в процессе принятия решений.

Индикаторы

Основная статья: Индикаторы устойчивого развития

Важным вопросом в реализации концепции устойчивого развития — особенно в связи с тем, что она часто рассматривается как эволюционирующая — стало выявление его практических и измеряемых индикаторов. В этом направлении сейчас работают как международные организации, так и научные круги. Исходя из вышеуказанной триады, такие индикаторы могут связывать все эти три компонента и отражать экологические, экономические и социальные (включая психологические, например, восприятие устойчивого развития) аспекты.

Устойчивое развитие и традиционная экономика

Появление концепции УР подорвало фундаментальную основу традиционной экономики — неограниченный экономический рост. В одном из основных документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) «Повестке дня на XXI век», в главе 4 (часть 1), посвящённой изменениям в характере производства и потребления, прослеживается мысль, что надо идти дальше концепции устойчивого развития, когда говорится, что некоторые экономисты «ставят под сомнение традиционные понятия экономического роста», и предлагаются поиски «схем потребления и производства, которые отвечают существенным потребностям человечества». В рамках экологической экономики сформулированы теоретические подходы к проблеме прекращения экономического роста без неприемлемых социальных последствий, сторонниками этого подхода для политического продвижения этой концепции в 2004 году создан Центр по развитию стабильной экономики. В работах Германа Дэйли введено понятие «экономика устойчивого состояния», физические компоненты которой ограничены и не изменяются с течением времени. Канадский экономист Петер Виктор (Peter A. Victor)[6][7] предложил интерактивную модель, позволяющую исследовать потенциал для достижения стабильной, но не растущей экономики. Модель демонстрирует, что даже в пределах общепринятых подходов к экономике существуют возможности для достижения устойчивого состояния.

Традиционная экономика утверждает, что максимизация прибыли и удовлетворение потребителей в рыночной системе совместимо с максимизацией благополучия людей и что недостатки рынка можно исправить государственной политикой. Вторая полагает, что краткосрочная максимизация прибыли и удовлетворение индивидуумов-потребителей в конечном итоге приведет к истощению природных и социальных ресурсов, на которых зиждется благосостояние людей и выживание биологических видов.

Экономика устойчивого развития

Прогресс экономической науки привёл ко всё большему учёту природного фактора. С одной стороны, большинство традиционных природных ресурсов стали дефицитными. Причем это относится не только к невозобновимым ресурсам, но также и к так называемым возобновимым ресурсам — прежде всего ресурсам экосистем (экосистемным «товарам» и «услугам») и биоразнообразию. Одно из определений устойчивого развития — это неистощительное развитие в долгосрочном, межпоколенном плане. Так как природа является основой жизнедеятельности человека, её истощение и деградация при существующих экономических отношениях негативно сказывается на социальных отношениях, росте нищеты и структурах производства и потребления. С другой стороны, оказалось, что многие возобновимые природные блага не имеют должной ценности, что является источником их истощения и деградации. Поэтому произошел переход к экологической экономике и экономике устойчивого развития.[источник не указан 2833 дня] В то же время взаимодействие социальных и экологических факторов привело к рассмотрению ещё одного фактора производства — социального капитала.

Устойчивое развитие территорий

XX век, ставший периодом беспрецедентного роста городов и систем расселения, выявил также потребность человечества в разработке и внедрении принципов УР в области градостроительства и территориального планирования. Соответствующая концепция получила название «устойчивое развитие территорий», подразумевающее под собой обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений[8]. В таком виде термин попал в Градостроительный кодекс России 2004 года.

Принципы устойчивого развития территорий:

  1. В новых населенных пунктах или кварталах городов создается гуманная этажность жилых объектов (не выше 5 этажей), планировочные решения учитывают создание удобной транспортной инфраструктуры, легкую доступность административных, деловых и торговых центров, социальных учреждений;
  2. Застройка ведется по принципу ячеек, то есть создаются зеленые дворы, детские площадки; деловые кварталы с высотным строительством отделяются от жилых зеленых районов.
  3. При создании транспортной инфраструктуры предпочтение отдается наиболее приемлемому с экологической точки зрения транспорту (троллейбусы, трамваи, фуникулеры, надземные и наземные электропоезда и т. д.); серьёзное внимание уделяется развитию общественного транспорта; стимулируется и поддерживается пользование велосипедами.
  4. Выполняется достоверный расчёт парковочных мест вблизи жилых массивов и административно-деловых центров в привязке к демографическому и экономическому развитию региона;
  5. Большое внимание уделяется благоустройству территорий, то есть создаются искусственные водоемы (где есть возможность), парки, аллеи, обустраиваются набережные и т. п.;
  6. Рассчитывается функциональное назначение каждого квартала, с учётом демографических перспектив, региональной экономической специфики (к примеру, промышленные предприятия создаются с учётом розы ветров и других факторов) и даже реалий макроэкономики;
  7. При создании инженерной инфраструктуры учитывается возможность использования локальных источников возобновляемой энергии в каждом квартале;
  8. Закладывается возможность использования внутридомовых энергосберегающих технологий (устройства для обеспечения естественной вентиляции и освещения) в привязке к возможностям региональной энергосистемы;
  9. Создается эффективная система водоснабжения и водоотведения (канализация с максимальной первичной очисткой перед сбросом в водоемы) в комплексе с локальными системами рециркуляции использованной воды, очистки так называемых «серых» вод, то есть использованных в хозяйственных целях;
  10. Создается система раздельного сбора твердых бытовых отходов, максимальной рециркуляции вторичных материалов, прорабатываются удобные для населения схемы по компостированию нетвердых бытовых отходов;
  11. Архитектурный облик зданий согласовывается с особенностями местного ландшафта, с имеющимися национальными архитектурными традициями.
  12. Создание объектов социальной инфраструктуры, необходимой для образовательно-культурного и духовного развития здорового, творчески активного общества, причем с учётом различия возрастных групп и стимуляцией общества к активному взаимодействию.
  13. Комплексное решение проблемы с рационализацией сортировки и переработки мусора;
  14. Стимуляция отношений, приводящих в движение жизнь сообщества:
    • деловые отношения в рамках сообщества, местный рынок для своих, бартерные отношения;
    • совместные мероприятия: постройка новых домов для членов сообщества, сборы фондов в рамках развития проектов членов сообщества, сборы в рамках медицинской помощи отдельным членам, совместная уборка территорий (субботники), посадка деревьев, фестивали, ярмарки, праздники;
    • постоянные собрания членов коммуны для выработки общей стратегии, решения по вопросам текущей жизни принимаются совместно;
    • местная самоуправляемая демократия.
  15. Развитие полноценной местной экономики в рамках небольших сообществ и малого бизнеса, обеспечивающего разнообразие, самоокупаемость и самодостаточность.

Литература

  • Бобылев С. Н., Гирусов Э. В., Перелет Р. А. Экономика устойчивого развития. Учебное пособие. Изд-во Ступени, Москва, 2004, 303 сс., ISBN 5-94713-046-7
  • Гвишиани Д. М. Мосты в будущее. Институт системного анализа, УРСС, Москва, 2004
  • Хайдуков Д.С., Тасалов К.А. Основы обеспечения устойчивого развития городской агломерации // Материалы XIV Международной конференции МГУ «Государственное управление в XXI веке», – М.: «Университетская книга», 2017. С. 783-789 ISBN 978-5-91304-707-6
  • Хайдуков Д. С., Тасалов К. А. Реализация концепции устойчивого развития в региональном управлении // Сборник материалов I научно-практической конференции «Эффективное управление», МГУ. — М.: Издательство «Полиграф сервис», 2015, 206 c., ISBN 978-5-86388-218-5
  • Р. Перелет. Экологическая дипломатия. Международная жизнь, 10, 1988 http://www.xserver.ru/user/ekobp/
  • Устойчивое экологобезопасное развитие: Курс лекций/ Под ред. А. Д. Урсула. — М.: Издательство РАГС, 2001
  • «Наше общее будущее»: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР)": Пер. с англ./Под ред. и с послесл. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета/—М.:Прогресс, 1989
  • Перелет Р. А. Выявление показателей устойчивого развития // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. ВИНИТИ —1995. — № 6
  • Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Устойчивое развитие. Учебное пособие. — Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2009. — 148 с. — ISBN 987-5-7477-2312-1 (ошибоч.)
  • Яблоков А. В. и др. Охрана живой природы: проблемы и перспективы. Под ред. Н. Ф. Реймерса. Москва, 1983.
  • Розенберг Г. С. Волжский бассейн на пути к устойчивому развитию. Тольятти. 2009. 477 с.
  • О некоторых вопросах поддержания качества воды и её самоочищения // Водные ресурсы. 2005. Т. 32. № 3. С. 337—347.
  • Основы устойчивого развития: Учеб. пособие / Под общ. ред. д.е.н., проф. Л. Г. Мельника. — Сумы: ИТД «Университетская книга», 2005. — 654 с.
  • Методы обоснования программ устойчивого развития сельских территорий: моногр. / под ред. В. И. Фролова; СПб. гос. архит.-строит. ун-т. — СПб., 2011. — 464 с.
  • О. Л. Кузнецов, П. Г. Кузнецов, Б. Е. Большаков. Система Природа-Общество-Человек. Устойчивое развитие. Дубна, 2000.
  • Белотелов Н. В., Бродский Ю. И., Оленев Н. Н., Павловский Ю. Н., Тарасова Н. П. Проблема устойчивого развития: естественно-научный и гуманитарный анализ — Москва: ФАЗИС, — 2004. — 108 с.
  • Немцев И. А. Зеленое строительство: экопоселения в концепции устойчивого развития // Урбанистика. — 2014. — № 3. — С.8-25. DOI: 10.7256/2310-8673.2014.3.13525.
  • Белоусов К. Ю. Современный этап эволюции концепции устойчивого развития и формирование парадигмы корпоративной устойчивости // Проблемы современной экономики — СПб., 2013, N1 (45).— стр. 47-50 — ISSN 1818-3395
  • Рифкин Дж. Biosphere Politics: A New Consciousness for a New Century. — N. Y.: Crown Publishing Group, 1991. — XI, 388 p. — ISBN 0-517-57746-1.

ru.wikipedia.org

Что такое развитие

Каприз неприхотливый))

РАЗВИТИЕ, направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта его состава или структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (см. Эволюция) ; революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (см. Революция) . Выделяют восходящую линию развития (см. Прогресс) и нисходящую (см. Регресс) . В современной науке разрабатываются специально-научные теории развития, в которых, в отличие от классического естествознания, рассматривавшего главным образом обратимые процессы, описываются нелинейные, скачкообразные преобразования.

РАЗВИТИЕ, биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и других систематических групп (историческое развитие, или филогенез) .

Источник: ⇒ Что такое развитие?
Дополнительно : ⇒ Развитие

Роман первый

Развитие или эволюция?
Развитие – это очень интересный механизм или, можно сказать, инструмент и очень важный для всех и каждого.
Ведь все мы хотим быть счастливы, сыты, делать что хотим, сколько хотим и как хотим, и, в общем иметь, во всём достаток.
Думаю, с этим все мы согласны. Или кто-то не хочет всего этого?
Всё в мире развивается – эволюционирует, особенно это хорошо видно в мире животных, рыб, растений…
Но и человеческое общество не исключение. Я бы даже сказал, у нас это в разы всё идёт быстрее, чем в природе. Чем совершеннее живой организм, тем быстрее ему нужно расти и постоянно ускорять своё развитие.
На сама деле не все это замечали, но есть только три состояния «РАЗВИТИЯ»
1. Рост
2. Деградация
3. Смерть
Другого не дано! Больше нет ни одного состояния!
Либо идёте вверх, либо вниз. Вниз идти до бесконечности невозможно – это приведёт к смерти и рождению заново. Это как перезагрузка компьютерной игры.
Некоторые из вас скажут, а как же отдых? Отдых возможен, но на малый промежуток времени – примерно на неделю, потом начинается откат обратно.
Спросите любого профессионального спортсмена, сколько он отдыхает, каков его отпуск по времени, и вы поймёте это сразу. К примеру, вы каждый день приседаете или через день, за полгода дошли от 30 до 200 приседаний. Отдохнули недельку и продолжили с 200 повышать дальше. А теперь представьте, что вы 2 недели отдохнули, вам придется начинать уже не с 200, а примерно с 150-170. А пройдет месяц, то вообще меньше 100. Наш организм так устроен, он очень быстро теряет наработки. И тоже самое происходит и с эмоциями, памятью, разумом, мозгом в целом.
Секрет успешных людей не в том, что их вдруг осенило, и они до потери пульса вкалывали неделю или месяц и всего добились? Нет! Их секрет прост - стабильная каждодневная работа, постепенный рост навыка, правильнее сказать «навыков».
То, что я напишу, многие воспримут в штыки. Пусть так, но кому-то это будет полезно, и он встанет на путь успешных. Это очень важный момент, и его не нужно бояться, это совершенно естественно, без этого не будет счастья, гармонии и много чего хорошего в жизни.
Любой рост, развитие или назовите это уроком – все это болезненный процесс – и это естественно, как утром взойдёт Солнце, и вечером оно зайдет за горизонт.
И чем он болезненней, тем больше вы от него получаете.
Представьте лежебоку который выиграл миллион в лотерею и того, кто выиграл миллион заняв 1 место в соревнованиях – к которым готовился в течении 3 лет.
Лежебока не почувствует радости, будет какой-то всплеск эмоций, но не более того, может даже снесёт крышу и на работе возможно всех пошлёт куда подальше.
Но очень скоро он все денежки профукает и будет жить той же жизнью, что и до выигрыша.
А вот наш спортсмен будет очень рад, он знает, чего это стоит, он радуется искренне и каждый раз, когда будет вспоминать - это чувство будет заставлять его работать над собой еще больше, причём в радости. Он понимает к чему стремиться, и он не будет на работе никого посылать – скорее всего он на работе со всеми дружит, все его ценят и уважают.
Не факт! Скажут некоторые. Да! Не факт, всегда есть исключение из правил. Нет в мире ничего 100%-го. Но тоже самое правило распространяется и на лежебоку, его может чем-то пере щёлкнуть, и он начнёт жить полноценно. Да и полноценно у каждого своё понимание если не брать во внимание фундаментальные ценности жизни – хотя и тут есть исключения из правил, всегда имеет место быть сбой.
Полный текст статьи тут: https://vk.com/rostokkzn?w=wall-130470596_40/all

Читайте также