Какое египетское слово означает вниз по течению

Тема 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУР

Задание 1

Представления человека о мире запечатлеваются в характерных понятиях и выражениях его языка. Какие выводы о картине мира древних народов можно сделать на основании приведенных фактов?

1. В шумерских мифах бог земледелия Энкимду именуется «хозяин плотин и каналов».

2. В названиях многих древнеегипетских поселений есть часть со значением «холм» или «остров».

3. Египетское слово, означающее «идти на север», значит также «идти вниз по течению», а чтобы сказать «идти на юг», египтянин употреблял слово, значащее «идти вверх по течению», «идти против течения». Когда египтяне побывали на берегах Евфрата, они описали его так: «Это перевернутая вода, которая течет вниз по течению, двигаясь вверх по течению».

4. Чтобы показать дикость великана Энкиду, древний сказитель описывает его таким образом: «Дик он был с виду, все время проводил в лесу и ел траву, подобно зверю, вместе со зверями ходил к водопою». Когда же пастухи угостили Энкиду хлебом, тот, как повествует рассказчик, «взирал на них с изумлением», но затем, вволю наевшись хлеба и выпив семь кувшинов сикеры, Энкиду ощутил в сердце веселье от хмельного напитка и «коснулся своего волосатого тела, благовониями умастился, облекся в одежды, уподобился людям».

5. Египтянин различал, с одной стороны, «людей», а с другой – ливийцев, азиатов или африканцев. Во время народных бедствий, когда привычный порядок жизни был нарушен, египтяне жаловались, что «чужеземцы со стороны пришли в Египет, чужестранцы стали людьми повсюду».

6. Египетского фараона именовали «сын Ра», а Египет – «единственной дочерью Солнца». О врагах же фараона говорили: «Пусть они будут как змей Апоп в утро нового года».[18]

7. В шумерской клинописи слово «бог» записывалось значком «звезда».

8. Когда египтяне хотели сказать о чем-то, происшедшем давным-давно, они говорили: «Это случилось в те времена, когда Осирис был царем над людьми».

9. В языке шумеров было понятие, буквально означавшее «господство», но имевшее более конкретный смысл: «порядок, установленный богом на его территории». Следить за соблюдением этого порядка должен был «управляющий хозяйством бога», в ведении которого находилось все храмовое хозяйство. Также «управляющий бога» отвечал за порядок в государстве и обязан был следить за тем, чтобы с каждым поступали по справедливости, он же вел переговоры с «управляющими» других богов – представителями других шумерских городов, решая вопросы войны и мира.

10. У древних египтян одно и то же слово означало «страну» (Египет) и «землю» вообще. В языке шумеров мир делился на «нашу страну», «степь» и «чужие земли», причем последнее слово значило также «мир мертвых». Древние греки называли свою землю Элладой («страной эллинов»), а все вместе известные им страны – «ойкуменой», т.е. «обжитой землей».

11. Греки назвали египетскую письменность «иероглифами», что означает «священные письмена». По египетской легенде, знаки письменности были изобретены для людей богом мудрости Тотом. О происхождении своей письменности греки рассказывали, что ее в глубокой древности принес из Финикии царь Кадм, первый правитель города Фивы.

Задание 2

Заполните табл.2 по истории письменности, допишите недостающие сведения. В заключение попробуйте привести свои примеры.

Таблица 2

Народ / Народы Тип письменности Особое название письменности (если такое есть) Время создания письменности (если известно)
Предметное письмо
Инки
Окончание табл.2
Народ / Народы Тип письменности Особое название письменности (если такое есть) Время создания письменности (если известно)
Пиктография
Клинопись
Древние египтяне
Идеография
Около ХIII в. до н.э.
Алфавитное письмо
Индийцы
Арабское письмо
Кириллица

Задание 3

Каждая культура вырабатывает свое представление о человеке. Ознакомьтесь с приведенными фрагментами литературных памятников Древнего Египта и Месопотамии. Каков, по мнению древних авторов, удел человека? В чем его жизненное предназначение? Какая роль отводится человеку в мироздании? В чем заключается мудрость для человека?

1. Вавилонский миф о сотворении человека

Некогда боги, подобно людям, тяжко трудились, таскали огромные корзины с землей. Реки и каналы прорыли боги: реку Тигр они прорыли и реку Евфрат тоже. Годы и годы трудились боги с великим упорством в болотах и топях. Две с половиной тысячи лет несли они свое бремя. И наконец взбунтовались: полные негодования поломали боги свои лопаты и сожгли корзины, в которых носили землю. Отправились боги к своему управляющему, Энлилю, и потребовали, чтобы положил он предел их мучениям. Окружив храм, в котором обитал Энлиль, боги кричали: «Непосильное бремя нас убивает! Тяжек наш труд! Велики невзгоды!» Внял Энлиль стенаниям богов, понимая, как тяжело им приходится. Решил он создать людей, чтобы переложить весь труд на их плечи. Всем богам понравилась эта идея: нужно сотворить человека, пусть всю жизнь таскает корзины да ковыряет лопатой землю. Тогда боги взяли глину, смешали ее с кровью и вылепили семерых мужчин и семерых женщин, давших начало человеческому роду.

2. Поучение египетского писца своему сыну

Нет на свете ничего выгодней и почетней, чем искусство писца. Немало придется попотеть, пока освоишь до тонкости это ремесло, но как научишься отменно писать, так и станешь господином – никто не сравнится с тобой.

Вот купец – судьба его плачевна. Везет он на барке вниз по Нилу разные товары, пока достигнет дельты – весь искусан комарами и устал, как осел, измученный поклажей. А что за муки терпит строитель, вынужденный лазить по стенам, подобно обезьяне, оборванный, грязный, весь в синяках. Зато что за чудная работа у писца! Нет писца, которому ежедневно не несли бы подарки, а сколько чести в его труде!

Если не станешь учиться прилежно, то быть тебе простым крестьянином. А что может быть ужасней такой участи? Только и гляди, чтобы половину урожая не попортили черви, а другую не потоптали бегемоты. Гоняйся за воробьями, мышами да саранчой. А потом придут сборщики налогов, если не заплатишь, то палками побьют, вниз рожей бросят в яму с нечистотами. Зато взгляни-ка на писца! Его никто не станет бить. Напротив, он будет с листом папируса стоять и наблюдать за тем, как потрошат других, да насмехаться.

Может быть, скажешь, что хороша участь воина? Побывай в казарме. Там смрад, нечистота. Там лупят палкой непрерывно. Так что, если послушаешь меня, проживешь жизнь долгую и счастливую. Писец – вот человек!

3. Книга притчей Соломоновых

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя, но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда встанешь ото сна своего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного посидишь, сложа руки. И придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя нагрянет, как разбойник.

4. Разговор господина с рабом (вавилонский текст)

«Раб, повинуйся мне!» – «Да, господин мой, да!»

– Поскорей запряги колесницу, во дворец к царю я поеду!

– Поезжай, господин мой. Там сможешь ты снискать царскую милость!

– Нет, раб, не поеду я во дворец!

– Не езди, господин мой, не езди. Не то отправит тебя царь в дальний поход, не будешь знать покоя ни днем, ни ночью.

«Раб, повинуйся мне!» – «Да, господин мой, да!»

– Поскорей неси мне воду для омовения рук! Хочу я совершить жертву своему богу!

– Соверши, господин мой. Кто совершает жертвы своему богу, у того хорошо на сердце.

– Нет, раб, не буду я совершать жертву!

– Не совершай, господин мой, не совершай. Разве приучишь ты своего бога ходить за тобой, словно собака, коли он требует от тебя то совершения обрядов, то послушания, то еще чего.

«Раб, повинуйся мне!» – «Да, господин мой, да!»

– Решил я свершить доброе дело для своей отчизны!

– Верно, господин мой, сверши. Кто делает добро своей стране, тот у богов в почете.

– Нет, раб, не стану я вершить великих дел!

– Не стоит, господин мой, не стоит. Пойди посмотри на развалины да пройдись по кладбищу, взгляни на кости – разве угадаешь, кто из мертвых был усерден к благу государства, а кто был злодеем?

5. Эпос о Гильгамеше

Опечаленный смертью Энкиду, Гильгамеш спускается в преисподнюю, чтобы раздобыть секрет бессмертия. Там он встречает хозяйку богов, она расспрашивает героя о цели его путешествия и, узнав зачем тот пришел в мир мертвых, говорит ему: «Гильгамеш! Куда ты стремишься? Чего ищешь ты, герой? Жизни, что ищешь, не найдешь ты! Так уж замыслили боги, создавая человека, что смертью закончит он дни своей жизни! Смерть дали боги в удел человеку, жизнь они в своих руках удержали. Живи, пока живется, Гильгамеш! Пусть радуют тебя добрые яства, пусть днем и ночью будешь ты весел, пусть веселят тебя песня и пляска, нарядные одежды и чистая вода, в которую погружаешь ты свое тело! Радуйся, глядя на то, как ласкается к тебе ребенок, своими объятьями радуй подругу – только в этом дело человека!»

Задание 4

В мифологии народа запечатлевается его жизненный мир. Проанализируйте с этой точки зрения приведенные мифы. Какими народами они были созданы? Какие культурные ценности и исторические реалии получили в них отражение? Каким может быть прочтение этих мифов в психологическом, повседневном, космологическом и духовно-символическом плане?

У каких народов известны типологически родственные мифологические сюжеты?

Какие мифологические мотивы из этих преданий встречаются в других культурах?

1. Миф об Осирисе

Земное царство бога Ра, населенное людьми, со временем унаследовал его правнук Осирис, бог живой природы. Осирис дал людям законы, отучил их от людоедства и научил сеять злаки, сажать виноградники. Именно благодаря Осирису египтяне умеют строить плотины и оросительные каналы, необходимые в сезон всходов, когда свирепствует зной и мелеет Нил. Так египетский народ был избавлен от угрозы голода, люди научились выпекать хлеб, делать вино и пиво. Кроме того, Осирис научил жителей Египта добывать и обрабатывать медь и золото. В годы правления Осириса египтяне познакомились с математикой, астрономией, строительным делом, медициной и другими науками. Богиня Исида, сестра и супруга Осириса, научила людей совершать религиозные обряды, творить чудодейственные заклинания и делать амулеты, спасающие от бед. Бог Тот, сподвижник царя Осириса, дал людям письменность. Для Египта наступил золотой век!

Младший брат Осириса Сет, олицетворение пустыни и смерти, задумал погубить благого бога. По одной версии мифа, Сет однажды на пиру преподнес Осирису роскошный саркофаг. Когда Осирис решил опробовать подарок и лег на дно ящика, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. По другой версии, Сет зарезал Осириса крестьянским серпом и разбросал его тело по всему Египту.[19] Исида разыскала куски тела и сложила их воедино. Прежде чем предать супруга земле, Исида зачала от мертвого Осириса. Так был рожден солнечный бог Гор. Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом и одолел его, а затем отстоял перед судом богов право считаться полноправным наследником своего отца. Затем Гор оживил Осириса. Однако воскресший Осирис предпочел остаться в царстве мертвых, где ему отныне и вовеки веков принадлежит роль верховного судьи. Выслушав рассказ умершего о земной жизни, Осирис, следуя закону справедливости, вознаграждает добродетельных и карает грешников.

Сложность мифа об Осирисе ощущалась самими египтянами, так славившими этого бога: «О, Осирис! Ты умеешь становиться юным, когда тебе угодно! Боги и люди питаются от тебя! Но ты еще и царь преисподней!»

2. Миф об Индре

Индра – бог, наиболее часто упоминаемый в Ведах. Он олицетворяет собой стихию грозы. Светло-русый, в отличие от темных сынов юга, мчится он на своей колеснице, которую несут по воздуху блестящие кони; вооруженный громовой палицей, мечет он молнии во все стороны. Небо и земля повинуются его воле: он простирается своим телом над ними обоими, землю он покрывает одним пальцем ноги, а в сжатом кулаке держит Индра весь мир. По отношению к человеку Индра дружелюбен, щедр и всегда готов прийти на помощь. Индра приносит процветание, урожай, богатство, скот и мужскую силу.

Сам Индра – великий воин, преисполненный яростной силы, в битве он предстает непобедимым богатырем и страшным сокрушителем врагов. Своей воинской мощью он заметно выделяется среди небожителей. Едва Индра родился на свет, как сразу же взял в руки оружие и явился перед божественными соплеменниками в своих сияющих золотом доспехах, спеша доказать всем свое превосходство в силе.

Врагами Индры являются все демоны, вредящие богам и притесняющие людей. Многие, многие века длилась битва богов с их противниками, асурами, и всегда Индра, возглавлявший божественное воинство, побеждал соперников. Одним из главных поединков Индры был бой с демоном Вритрой – змееподобным чудовищем, которое, по одной версии мифа, лишило мир солнца, а по другой – стерегло небесные воды, держа их взаперти, отчего на земле установилась страшная засуха. И вот, стоя высоко в воздухе, метнул Индра свое копье в Вритру. Тот же, окутавшись туманом, внезапно бросился на грозного бога, но Индра острым оружием одолел врага. Борьба их так страшна, что небо и земля дрожат, а боги в страхе бегут, когда небо освещается молниями Индры. Победа Индры приносит миру облегчение. Имя Вритры означало «препятствие», «задержку» – для дождя и плодородия во время засухи.

Индра обладает как добродетелями, так и слабостями воина: он храбр, справедлив и милостив, но вместе с тем груб, вспыльчив, свиреп, невоздержан в пище и питье, склонен к чувственности и не всегда чтит святость брака. Тем не менее о нем говорят: «Единственный бог, делающий добро людям». Желая воздать хвалу воину, люди отзываются о нем: «Храбр, как Индра», – и верят, что доблестный воин, встретивший смерть на поле битвы, получает высшую награду – оказывается на небесах во владениях Индры.

3. Миф об Афине и Посейдоне

Когда-то за право покровительствовать Аттике спорили Посейдон и Афина.

Посейдон – владыка моря. Это грозный и самовольный бог, прогневать которого весьма опасно, ведь одним ударом ладони он может разнести корабль в мелкие щепки или в ярости заставит море метать корабли из стороны в сторону, не давая кормчим держаться курса. На что способен разгневанный Посейдон, показывает история с Одиссеем, которого Посейдон, вопреки воле всех прочих богов, обрек на долгие годы скитаний среди морской пустыни, вдали от родной земли. Обычно Посейдона представляли несущимся по морю на колеснице, запряженной длинногривыми конями: морская темно-синяя бурливая волна и есть сам Посейдон, которого поэты именуют «синекудрым».

Афина почиталась как богиня мудрости и справедливой войны. Она сыграла не последнюю роль в борьбе с восставшими против богов титанами и гигантами. Как воплощение справедливости Афина выступает во многих мифах, когда помогает законным правителям вернуть власть, защищает общественный порядок. В поэмах Гомера ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства Афины. Однако ее любимец Одиссей – это смелый, но вместе с тем рассудительный и расчетливый герой. Ведь Афина – не только воительница, она олицетворяет еще и государственную мудрость, поэтому ее называют «градодержицей». И наконец, Афина покровительствует ремеслам: помогает гончарам, ткачам, корабельщикам и другим мастерам, поэтому ее также называют «работницей».

И вот Посейдон и Афина вступают в спор из-за того, кто из них будет считаться покровителем Аттики, центром которой были Афины. Посейдон ударил своим трезубцем, и из скалы забил источник. Афина ударила копьем, символизировавшим ее благую силу, и из земли выросло оливковое дерево. Боги решили, что дар Афины полезнее, и присудили ей победу.

В древности этот колодец с соленой водой можно было увидеть в храме Эрехтея в афинском Акрополе, а эту оливу – в храме Афины-градодержицы.

Задание 5

Культура Древней Месопотамии, жестоко потерпев от сменявших друг друга разноплеменных завоевателей, оказалась утрачена в своей самобытности. Однако многое из того, что было создано жителями Шумера и Вавилонии, осталось жить в преданиях других народов. Немалое влияние оказала цивилизация Междуречья на ход мысли древнееврейских мудрецов – создателей Библии. Став частью «книги книг», древние предания, хотя и в измененной форме, вошли в золотой фонд мировой культуры. Когда шумерские и вавилонские тексты стали известны ученым, те с интересом обнаружили в них прообразы библейских преданий.

Самым показательным примером такого рода заимствования является легенда о всемирном потопе. Как свидетельствуют историки, родилась она именно в Месопотамии, где обильно и непредсказуемо разливавшиеся реки нередко приносили гибель и разрушение. Древнейшее предание о великом потопе было записано шумерами. Единственным праведником, избежавшим божественного гнева, по этой легенде был Зиусудра, царь города Шуруппака. Поскольку шумерский текст сохранился лишь фрагментарно, мы приводим вавилонский вариант предания о потопе, где в качестве главного героя выступает благочестивый Атрахасис.

Сравните вавилонский и библейский вариант предания о всемирном потопе. Каковы отличия в трактовке причин катастрофы? Какими мотивами руководствуются вавилонские божества и библейский бог? За какие заслуги избегает гибели праведник?

Вавилонский текст

Много веков прошло с тех пор, как боги сотворили человека. Стало много людей на земле, и начали люди шумом своим сильно богам досаждать. И разгневался Энлиль[20], глава богов, на людское племя, решил его поуменьшить. Сперва напустили боги на людей чуму. Стал мор уничтожать человеческий род, и вскорости вымерли бы все, но Атрахасис, мудрейший из мудрых, воззвал к справедливому богу Энки[21]: «Мы знаем, что боги – создатели наши. Чем прогневали мы небо?» И дал Энки Атрахасису совет собрать народ и принести богам жертву. «Наказали вас боги за то, что мало их чтите. Хлебы принесите в жертву! И смилостивятся боги», – так сказал Энки. По его совету люди принесли богатые жертвы, и боги уняли чуму.

Много веков прошло с тех пор, и снова на земле расплодились люди, снова стало шумно. Вновь разгневался Энлиль, и по его воле боги наслали на землю страшную засуху. Погибли у людей все посевы, семь лет не было у людей урожая, тяжко страдали люди от жажды. И начался среди людей мор, дошло до того, что стали есть они дочерей и сыновей своих. А Атрахасис все молился и совершал жертвоприношения, чтобы унять напасть, поразившую род человеческий. И услышал его бог Энки, повелел принести жертвы небесным богам. Устыдились боги и отверзли небеса, дождь пролился, ожила природа.

Разгневался Энлиль, что Энки все время облегчает людское бремя. Задумал он уничтожить человечество потопом, и, собрав совет богов, потребовал Энлиль, чтобы в этом деле помог ему Энки. Но тот лишь рассмеялся: «Для чего же это я стану уничтожать людей потопом? Пусть сам Энлиль и свершит злое дело! Пусть Нинурта, бог войны, сын Энлиля, идет и ломает плотины людей, если хочет извести их потопом!» Сам же Энки явился Атрахасису и открыл ему злое намерение богов. Так сказал Энки человеку: «Разрушь свой дом, корабль выстрой! Забудь о богатстве, мудрый, пришло время спасать свою душу! Построй огромный корабль со снаряжением прочным, да так, чтобы накрывала его крыша. Надежно просмоли его густою смолою. Потом введи в него родню свою и работников, всех тварей с собой возьми, семян не позабудь, а после, как сам войдешь, дверь закрой надежно и засмоли ее». И начертил бог Энки на земле чертеж того ковчега, а Атрахасис, созвав людей, приступил к постройке и все исполнил в точности, как повелел ему бог.

Страшный потоп разразился, ураган разбушевался. Всех людей на земле потоп уничтожил, самих богов содрогнуться заставил. Семь дней бушевала стихия. Изнемогали боги, не получая жертвоприношений, пересохли их губы, жаждали боги пива. Возроптали боги против Энлиля, который в гневе безрассудно решил извести человеческий род. Семь дней бушевал потоп, губя все живое, семеро суток носился корабль Атрахасиса по волнам, покуда не успокоилось море. И вот обнажился берег, причалил к нему ковчег, вышли на свет люди. Сразу же решил Атрахасис устроить богам воскурение, и почуяли боги сладостный запах и слетелись на него. Пристыдили боги Энлиля, чуть было не погубившего все людское племя. Но Энлиль в гневе не хотел уступать, не мог он простить Энки, что тот ослушался его приказа и пощадил хоть кого-то из людей. Тогда боги создали демонов, приставленных следить за тем, чтобы людей много не рождалось, чтобы никогда впредь человечество не навлекло на себя гнев Энлиля.

Библейский текст

Когда люди стали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии, увидев их красоту, брали их в жены, какую кто избрал. Но росло на земле и развращение людское, и увидев это, Господь сказал, воскорбев и раскаявшись в том, что сделал человека: «Истреблю с лица земли человеков, и скотов, и птиц, и гадов».

Но жил один праведный человек Ной, и захотел Господь спасти его от Своего гнева. И сказал Ною:

– Сделай себе ковчег и осмоли его смолой внутри и снаружи. Я наведу на землю потоп, а ты с семьей спасешься. Введи в ковчег и животных от всякой плоти по паре, и птиц, и гадов.

Так Ной и сделал. И начался на земле потоп, продолжавшийся сорок дней, и ковчег стал плавать по воде в то время, как водой покрылись даже все высокие горы, и лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле и летающая в небе.

А ковчег в седьмом месяце плавания, в семнадцатый день, остановился на горах Араратских, и вода постепенно стала убывать. И когда иссякла вода, открыл Ной кровлю ковчега и осмотрелся. И сказал Бог Ною:

– Выйди из ковчега со своими родными и выведи всех животных и птиц.

И, выйдя, устроил Ной жертвенник Богу, взял для этого чистых зверей и птиц на сожжение. И Бог благословил старца и семью его, сказав:

– Плодитесь и размножайтесь! Да страшатся вас все звери и птицы. А кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукой человека, ибо человек создан по образу Божию. А знамением завета между Мною и вами будет радуга в небе.

Задание 6

Общей чертой многих древних культур является зарождение героического эпоса. Редкий народ не слагал песен о подвигах легендарных воинов. Назовите эпические циклы, в которых повествуется о деяниях следующих героев:

· Гильгамеш;

· Рама;

· Арджуна;

· Ахилл;

· Эней;

· Сигурд / Зигфрид.

Почему древневосточные и средневековые европейские предания можно рассматривать как единый культурный феномен? Какие культурные ценности нашли отражение в эпосе? Чем можно объяснить появление сходных эпических мотивов в разные периоды истории?

Вопросы для обсуждения

1. Чем было обусловлено возникновение государства на Древнем Востоке? Может ли государство возникнуть на другой основе? Изменилась ли функция государства за прошедшее время?

2. Каким целям первоначально служила письменность в древних обществах? Почему в большинстве стран Древнего Востока долгое время сохранялось сложное для запоминания иероглифическое письмо?

3. В чем состояла роль жречества в древнейших государствах?

4. Какую роль играло в жизни древних обществ знание календаря? В какую форму отливалось это знание?

5. Чем можно объяснить наличие у одного народа противоречивых версий одного и того же мифа? Какими путями сознание человека пыталось преодолеть возникающие противоречия?

6. В чем отличие мифа от сказки? В чем отличие мифа от эпоса?

7. В чем могут быть причины сходства между преданиями разных народов?

8. Как проявляются в мифологии отличия в образе жизни народов, своеобразие присущего им стиля мышления и ценностных ориентаций?

9. Как можно объяснить тот факт, что перечень важнейших достижений и направление развития цивилизаций Латинской Америки совпадает с развитием культур Древнего Востока, несмотря на разделяющие их время и расстояние?

Темы для подготовки сообщений

История открытия древних цивилизаций. Дешифровка письменности.

Образованный человек в эпоху ранних цивилизаций: образ писца в Шумере и Египте.

Легендарные законодатели.

Научные прозрения: математика, астрономия, медицина в цивилизациях древности.

Мифология Шумера / Египта / Вавилонии / Индии.

Строительство пирамид и заупокойный культ в Древнем Египте.

Египетские «сказки».

Эпические предания древности.

Цивилизация инков / ацтеков / майя.

studopedia.ru

Какое египетское слово, означает вниз по течению?

5 букв.

Azick

Весьма и весьма непростой вопрос, так как найти однозначный ответ довольно трудно. Уж очень много разных египетских слов имеет то или иное значение. Тем не менее, именно египетское слово "Север" означает "вниз по течению".

Это определение появилось из-за реки Нил, течение которой было направлено на север и несущей необходимую для жизни воду. Египетское слово, означающее «идти на север», — то же слово, что «идти вниз но течению», вот такая вот история))

Правильным ответом на вопрос из 5 букв будет - Север.

bolshoyvopros.ru

Древние египтяне называли реку Евфрат "перевёрнутой водой". Почему?

Из наших рек они бы так назвали Волгу и Урал

Людмила смирнова

Свои дома египтяне с древних времен ориентировали по оси юг-север. При этом передней стороной считался юг. Недаром, одним из названий юга было hntj — лицо, перед, начало; а севера pht — затылок, задняя сторона. Соответственно одно и то же слово служило для обозначения востока и левого (jзb), запада и правого (jmn).
Обычное для египтян направление течения реки - с юга на север, как Нил.
Когда же египтянам случалось встречать другую реку (например, Евфрат) , текущую не на север, а на юг, им приходилось говорить: “Эта перевернутая вода, которая течет вниз по течению, двигаясь вверх по течению”.
Интересно, что южная ориентация сохранилась в повседневной жизни и сейчас.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Валентина

Фактором, задающим ценностную шкалу ориентаций, было выделение направления, в котором тек Нил - источник жизни Египта, его надежда и спасение. Истинной, "нормальной" ориентацией была ориентация на юг, к истокам Нила, что очень отчетливо отразилось в языке. Название юга совпадает с названием лица, слово для обозначения севера близко слову "затылок", одни и те же слова обозначают
"восток" и "лево", "запад" и "право".
После открытия Евфрата древние египтяне написали о "перевернутой воде, которая движется вниз по течению, двигаясь вверх по течению". Упоминание об этом найдено на надгробном обелиске фараона Тутмоса I .
До этого из рек они знали только Нил который тек на север, а Евфрат и Тигр текли наоборот, на юг.

Рэйда***

День и ночь связывали восток и запад с понятиями жизни и смерти — и сразу исчезала изотропность пространства. Огромное значение имело и направление «север — юг» , задаваемое течением Нила. Когда египетские войска увидели Евфрат, текущий с юга на север, они назвали его «перевернутая река».

Как переплыть реку?

Мальчик хочет переплыть реку. Скорость реки - 2 м/с, скорость мальчика - 1 м/с.

Под каким углом к берегу нужно плыть мальчику чтобы его как можно меньше снесло вниз по течению?

Rafail

Условимся угол (а) отсчитывать от направление против течения реки, и ОДЗ 0

((2-cos*a)/sin(a))'=(2/sin(a)-ctg(a))'=-2*cos(a)/sin^2(a)+1/sin^2(a)=(1-2*cos(a)­)/sin^2(a).

Знаменатель не равен нулю, поэтому выражение для производной определено, и принимает нулевое значение при (1-2*cos(a))=0, т.е. cos(a)=1/2, что даёт значение угла 60 градусов.

Отношение P/S при этом составит √3.

Chela

В этой задачке несколько неизвестных, поэтому оставим несколько уравнений движения, чтобы избавится от некоторых из них.

Длина расстояния сноса мальчика по течению равна

L = V(1)*t где V(1) - скорость течения, а t - время

Длина пути которую проплыл мальчик без учета скорости течения

АС = V(2)*t = h/cos(x), где V(2) - скорость мальчика, t - время, x - величина угла между перпендикуляром и направлением движения мальчика.

из первого уравнения t = L/V(1) из второго t = h/(V(2)*cos(x))

откуда L = h*V(1)/(V(2)*cos(x)) = 2h/cos(x) поскольку V(1)/(V(2) = 2 по условию задачи.

Теперь рассмотрим наше самое главное уравнение

у = L-l = 2h/cos(x) - h*tg(x), в котором нужная нам величина игрек (у)зависит только от величины угла (х) и ширины реки

Найдем производную и приравняем ее к нолю

(2*h*sin(x)-h)/cos^2(x) = 0 откуда sin(x) = 1/2 следовательно угол (х) равен 30 градусам - в этой точке игрек будет иметь наименьшее значение, а нужный нам угол равен 90 - 30 = 60 градусам

Владимир-2012

Рассмотрим рисунок.

Здесь V'м - скорость мальчика (относительно воды), Vт - скорость течения реки, α - угол, под которым должен плыть мальчик, Vм - скорость мальчика относительно берега, S - ширина реки, L - расстояние, на которое снесет мальчика.

Скорость движения мальчика относительно берега определяется законом сложения скоростей:

Рассмотрим проекции скорости мальчика на оси x и y.

Vx = Vт - V'м*cos(α)

Vy = V'м*sin(α)

Мальчик переплывет реку за время:

t = S/(V'м*sin(α))

За это время его снесен на расстояние:

L = (Vт - V'м*cos(α))*t = (Vт - V'м*cos(α))*(S/(V'м*sin(α)) = S*(Vт/V'м - cos(α))/sin(α) = S*(2 - cos(α))/sin(α)

Найти минимум функции (2 - cos(α))/sin(α) можно, взяв от неё производную и приравняв 0.

Воспользуемся правилом дифференцирования дроби.

[(2 - cos(α))/sin(α)]' = {[2 - cos(α)]'*sin(α) - (2 - cos(α))*sin(α)'}/sin(α)^2

откуда:

{sin(α)^2 - 2*cos(α) + cos(α)^2}/sin(α)^2 = 0 или

1 - 2*cos(α) = 0 => cos(α) = 1/2


Ответ: α = 60° (нас интересует область значений 0° < α < 180°).

Водяной

Полуокружность показывает возможные направления движения мальчика. Касательная, она же равнодействующая параллелограмма, укажет максимально приближенную точку прибытия к цели. Треугольник со сторонами авс прямоугольный с двумя известными сторонами, решая его известным способом получим острые углы и соответственно оптимальный угол движения мальчика в сторону течения альфа = 60гр. к линии берега.

Водяной

Надо плыть под углом в 90гр. Т.е. перпендикулярно к берегам. Если так, то получится прямоугольник скоростей с равнодействующей по диагонали из начальной точки со сторонами 2, что соответствует скорости реки и 1 - скорости мальчика. Диагональ пересечет противоположный берег от цели на расстоянии двойной ширины реки ниже по течению. При попытке изменить направление прямоугольник станет параллелограммом и диагональ будет пересекать берег еще ниже, независимо от направления.

Татьянареронина

Используем закон сложения скоростей. Больший катет - скорость реки, меньший катет - скорость мальчика, плыть мальчику нужно вдоль гипотенузы. Ели берега принять за параллельные прямые, то гипотенуза получившегося треугольника это секущая. Вспомним теорему, об углах, образованных параллельными прямыми и секущей. Нужный нам угол лежит против короткого катета. Тангенс этого угла 1/2. По таблице Брадиса - угол равен 26 градусов 31 минута

Mozb

Вот нашел похожую задачу и ответ :

"5. Мальчик, который может плавать со скоростью, в 2 раза меньшей скорости течения реки, хочет переплыть ее так, чтобы его как можно меньше снесло вниз по течению. Под каким углом к берегу он должен плыть? На какое расстояние его снесет, если ширина реки 200 м?

Ответ: 60 градусов, 200 корень из трех (пишу прописью знак не ставится)"

bolshoyvopros.ru

Читайте также