Структура лексического значения слова

Структура лексического значения

Структура лексического значения (студ.)

  1. Семная структура ЛЗ

  2. Денотативно-сигнификативные компоненты (семы) ЛЗ

2.1. Интегральные и дифференциальные семы

  1. Коннотативный компонент ЛЗ

  2. Мотивировочный компонент ЛЗ (внутренняя форма слова)

  3. Структурный компонент ЛЗ

6.1. Синтагматическое значение (валентность)

6.2. Парадигматическое значение (значимость)

  1. Обязательные и необязательные семы

Литература

_____________________________________________________________________

  1. Семная структура ЛЗ

Планом содержания лексемы и ЛСВ как двусторонних единиц языка является семема.

Семема состоит из простейших составляющих – сем.

Сема(греч.séma‘знак’) – минимальная предельная единица плана содержания. Семы представляют собой элементарные отражения в языке различных сторон и свойств обозначаемых предметов и явлений действительности.

Термин семадля обозначения микрокомпонентов значения лексемы был введен в употребление чешским лингвистомВлáдимиром Скáличкой [ЛЭС, с. 437].

План содержания лексемы включает

  • лексическое значение(ЛЗ)

  • и грамматические значения(ГЗ) = грамматические семы = граммемы.

Напр.: рукав

ЛЗ 1–часть одежды, покрывающая руку;

ГЗ: 1) м.р., 2) ед.ч., 3) И. / В. падеж.

Но в лексикологии грамматические значения обычно не принимаются во внимание.

Семная структураЛЗ устроена поиерархическому принципу.

1)Самыми общими являютсякатегориально-грамматические семы, соотносимые со значениями частей речи:

  • сема ‘действие’, ‘процессуальность’ в глаголах,

  • сема ‘признак’, ‘признаковость’ в прилагательных,

  • сема ‘предмет’, ‘предметность’ в существительных [ЛЭС, с. 437].

2)Они уточняются более конкретнымилексико-грамматическимисемами, которые соотносятся с лексико-грамматическими разрядами внутри частей речи.

Напр., у существительныхкатегориально-грамматическая сема– ‘предметность’, а более конкретныелексико-грамматические семы– ‘нарицательное’, ‘конкретное’, ‘абстрактное’, ‘вещественное’ и т.д.

3)Еще более конкретными являются семысобственно лексические.

Они классифицируются по разным основаниям. Среди лексических сем выделяются

  • денотативно-сигнификативные семы (компоненты),

  • коннотативные семы,

  • мотивировочный компонент (внутренняя форма),

  • структурный компонент.

  1. Денотативно-сигнификативные компоненты (семы) ЛЗ

Денотативно-сигнификативные компоненты ЛЗ – это результат рациональногоотражения объектов действительности.

Эти компоненты отражают связь ЛЗ,

  • с одной стороны, с «предметом» (денотат),

  • с другой, – с понятием (сигнификат).

Термин денотаттрактуется неоднозначно (например, ЛЭС дает 4 его толкования).

Денотат(лат.denotatum‘обозначаемое’) – класс объектов действительности (предметов, свойств, отношений, процессов), которые могут именоваться данной ЛЕ (шире – языковой единицей) [≈ ЛЭС, с. 128].

В такой трактовке денотат соответствует объему понятия.

Отношениемежду словом и классом объектов, который оно обозначает, называетсяденотативной направленностью, или предметной отнесенностью. А та часть содержательной структуры слова, которая отражает денотативные отношения, называетсяденотативным компонентом.

Денотатпонимается и какцелостный образтипичного, эталонного представителя класса реалий, связанный с данным словом в сознании носителей языка. Так, если денотатом словаптицав первом понимании является множество всех птиц, то во втором понимании – образ типичной птицы. Исследования когнитивных психологов показывают, что типичной птицей для европейцев является что-то вродеворобьяилималиновки[Кобозева, с. 83].

Некоторые авторы используют термин денотаткак равнозначный терминуреферент. Большинство лингвистов понятияденотатиреферентразграничивают.

Референт(от англ.refer‘соотносить, ссылаться’; лат.referens, referentis‘относящий, сопоставляющий’) – конкретный объект, который называется в данном речевом отрезке.

В речи, в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой говорящий, слово обозначает

  • то классобъектов илилюбогоего представителя (денотат),

  • то конкретногопредставителя класса (референт).

Напр., денотат ЛЕлампа– осветительные или нагревательные приборы различного устройства. Рассмотрим употребление ЛЕлампа в речи

  • Почему вы сидите со свечой? У вас что, нет лампы? – имеется в виду любой представитель класса осветительных приборов; слово имеетденотатноеупотребление.

  • Уже светло. Выключи лампу.– здесь ЛЕлампа соотнесено с конкретнымреферентом.

Ср:

  • Врагиего, друзья его / (Что может быть одно и то же) / Его честили так и сяк. / Врагов имеет в мире всяк, / Но от друзейспаси нас, Боже!(Пушкин, «Евгений Онегин»).

В первом случаесловавраги, друзьяуказывают на конкретное окружение Онегина. Они употребленыреферентно.Во втором случаеэти слова соотносятся со всеми лицами, которые могут быть обозначены с их помощью, т.е. этоденотатное употребление.

Денотатами слов могут быть не только объекты, доступные непосредственному восприятию, но и так называемые идеальные объекты, т.е. отвлеченные понятия:

  • работа, содружество, общий, анализировать(некоторые ученые считают, что денотата у таких слов нет).

Если денотат понимается как класс объектов, он может быть фиктивным(нулевым):

  • леший, русалка, кентавр[Маслов, с. 92].

Сигнификат(лат.significatum‘обозначаемое’) = десигнат(лат.designatum‘обозначаемое, отмеченное’) – понятийное содержание языкового знака.

Сигнификат представляет собой отражение в человеческом сознании существенных признаковсоответствующего денотата.

В логике сигнификат соответствует содержанию понятия.

StudFiles.ru

Структура лексического значения

Современный подход к изучению семантики слова основан на предположении, что значение слова представляет собой сложную структуру, которая называется семантической структурой слова или структурой лексического значения слова и включает в себя целый ряд составляющих.

Выделяют три основных фактора, определяющие лексическое значение слова:

1) логико-предметное содержание слова;

2) своеобразие грамматических форм, при помощи которых это смысловое содержание фиксируется и воспроизводится;

3) соотношение данного слова со всей лексико-семантической системой языка, обязательным элементом которой оно является.

Смысловая структура слова представляет собой иерархическую систему, в которой степень самостоятельности и сфера общеупотребительности значений поставлены в зависимость от характера связи слова с обозначаемыми им “предметами” (прямые, переносные), а, следовательно, и со словами, составляющими его обычный семантический контекст (свободные и связанные значения) в системе языка, от роли и места, которое занимают эти далеко не однородные семантические элементы, значения полисемантического слова в системе языка.

Язык и мышление

Между языком и мышлением существует тесная связь, которая, однако, не означает их полной идентичности. Мышление может быть разного типа – вербальное и невербальное. Невербальное мышление не связано с языковым выражением. Этот тип мышления присутствует как у людей, так и у животных. Невербальное мышление проявляется в виде наглядно-чувственных образов, которые возникают в процессе восприятия действительности. Наглядно-чувственные образы формируются на основе ощущений, получаемых нашими органами восприятия.

Наглядно-чувственное мышление позволяет животным ориентироваться в окружающем его мире, поскольку наглядно-чувственное мышление построено на повторяющемся воздействии среды. И в этой ситуации ощущения и представления постоянно связаны с конкретными вещами.

В основе наглядно-чувственных образов уже лежит некоторое обобщение, т.е. отвлечение от частных, несущественных признаков. Невербальное мышление человека обнаруживается в таких сферах его деятельности, как музыка, архитектура, изобразительное искусство.

Вербальное мышление основано на таких категориях, как понятие, суждение, умозаключение. Эти категории отличает высокий уровень абстракции. Понятие – это обобщенное отражение в сознании человека существенных сторон, признаков предметов и явлений действительности. Суждение – это мысль, которая может быть оценена как истинная или ложная. Эти категории связаны с языковыми единицами: понятие со словом, суждение – с предложением. Однако не следует думать о тождестве категорий мышления и единиц языка.

Ученые признают факт сложной взаимосвязи между языком и мышлением. В общем виде отношения между языком и мышлением проявляются в следующем:

* Возможность соотнесения языковых единиц с явлениями действительности основана на мышлении, на способности человеческого мозга к отражению действительности. Без такой соотнесенности невозможно было бы общение между людьми. Действительно, в одном из определений языка язык назван практическим, действительным сознанием.

* Мышление материализуется в языке, в звуках, через них оно передается другим людям. В словах закрепляются результаты познания мира, поскольку лексическое значение слова опирается на понятие. Тем самым становится возможной передача предшествующего жизненного опыта последующим поколениям через слово (в этом случае мы говорим о той функции языка, которая была названа функцией хранения информации). На базе существующих результатов познания, закрепленных в словах, осуществляется дальнейшее познание мира, поэтому язык характеризуют как орудие, инструмент мышления (в этом случае язык выполняет мыслеобразующую функцию).

Взаимосвязь мышления и языка раскрывается также в вопросе происхождения понятия и слова. Существует широко распространенное мнение о невозможности появления понятия без слова, т.е. по этой концепции, понятие возникает вместе со словом, либо на базе слова. В этом случае слово есть средство создания понятия. По другим представлениям, содержание понятия формируется до появления слова, однако лишь соединяясь со звуком, содержание понятия приобретает ясность, оформленность. Однако, принимая во внимание перечисленные выше мнения, нужно иметь в виду, что в основе появления понятия и слова лежат разные причины. Понятие образуется в результате познавательной деятельности, жизненной практики человека, а появление слова связано с потребностью в общении.

StudFiles.ru

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВА

Семантическая структура слова. Типы лексических значений слова. Многозначность.

Цель лекции: Рассмотреть семантическую структуру слова как многопланового явления, объединяющего разные типы значений, а также пути семантического развития слова.

План:

1. Семантическая структура слова.

2. Определение лексического значения слова.

3. Типы лексических значений слова.

4. Многозначность.

Грамматическое и словообразовательное (это то новое обобщенное значение, которое появляется в слове в результате словообразовательного акта. Оно присуще целому классу слов, объединенных общим аффиксом (например, слова brownish «коричневатый», reddish «красноватый», greenish «зеленоватый» объединены значением небольшой степени качества) значения противостоят лексическому как языковые значения, присущие целому классу слов, значению индивидуальному, присущему одному конкретному слову.

Лексическое значение слова - это его содержание (т.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом, понятием и предметом, обозначаемым этим комплексом), в котором раскрывается представление о предмете, принятое языковым коллективом и закрепленное в процессе общественной коммуникации, т.е. ставшее фактом языка.

Лексическое значение слова является центральным, тогда как грамматическое и словообразовательное - периферийными (существует, однако, и другая точка зрения, согласно которой соотношение этих значений прямо противоположное).

Лексическое значение слова во многом определяется его местом в лексической системе языка, т.е. его связями с другими словами языка.

В языке слово включено в четыре основных типа отношений:

1) отношение к предметам и явлениям внешнего мира;

2) отноше­ние к понятию;

3) отношение к чувствам и желаниям человека;

4) отношение к другим словам языка.

В соответствии с этим в структуре лексического значения слова различают следующие виды:

1) денотативное значение: обозначаемый словом предмет (в широком смысле) в языкознании называют денотатом (< лат. denotatum 'обозначенное'), поэтому денотативное значение - это значе­ние, которое характеризует соотнесенность слова с обозначаемым предметом (ситуацией), т.е. это отношение фонетического слова к конкретному обозначаемому предмету, объекту речи (table, door)

2) сигнификативное значение: обозначаемое словом понятие (в широком смысле) в языкознании называют сигнификатом (< лат. significatum 'обозначаемое', франц. signification 'смысл'), поэтому сигнификативное значение - это отношение слова к понятию, обобщенному мысленному представлению о классе объектов (table «род мебели, на которую ставят или кладут что-либо при работе, еде и т.д.»)

3) эмотивное (или коннотативное

4) структурное значение - это соотносительное значение, указывающее на отношение слова к другим словам языка, с которыми оно может вступать в синтагматические и парадигматические отношения, в связи с этим выделяются два подвида этого значения:

а) синтагматическое структурное значение - это значение, которое характеризует линейные отношения слова, т.е. его способность вступать в отношения с другими лексическими единицами, например, слово to drink может сочетаться только со словами, обозначаю­щими жидкость (water, tea, milk);

б) парадигматическое структурное значение - это значение, характеризующее отношения слова, входящего в определенный класс (в синонимический ряд (to ask, to inquire «спрашивать»), в антонимическую группу (right «правильно» – wrong «неправильно»)).

Лексическое значение слова формируется в нашем сознании на основе прямых или ассоциативных связей звукового комплекса с предметом и явлением внешнего мира.

В зависимости от характера соотношения слова с обозначаемым им объектом, различают основное (или прямое) и производное (или переносное) значения слова.

Основное (или прямое) лексическое значение - это значение, непосредственно связанное с отражением явлений объективной действительности. Это первичное, стилистически нейтральное значение слова, у которого нет образности, которое практически не зависит от контекста и которое сразу же возникает в сознании говорящего при произнесении слова вне контекста (ср. значения слов a book, a pen и др.).

В процессе исторического развития языка лексическое значение слова может нередко усложняться. Наряду с обозначением конкретного предмета или явления, слово начинает употребляться в качестве названия другого объекта внешнего мира (особенно если он имеет с первым какие-либо общие свойства или признаки). Так возникает переносное или производное значение.

Производное (переносное) значение - это вторичное значение слова, приобретенное им в процессе исторического развития языка и функционирующее наряду с прямым.

Семантическая структура отдельных слов может быть довольно сложной.

Она может состоять из нескольких типов лексического значения слова (так называемых лексико-семантических вариантов), среди которых выделяются основные (или первичные, прямые) значения и переносные (вторичные), ср., например, значение слова Fire: прямое, основное значение этого слова «Flame» - пламя, переносных же несколько: «разрушительный огонь» (ср. a forest fire), «горящий материал в печи, камине» (ср. There is a fire in the next room}, «стрельба из оружия» (ср. to open fire) «сильное чувство, воодушевление » (ср. a speech lacking ['læk??] fire «недостаточно яркая, речь») и т.д.).

В отличие от основного значения, переносное значение всегда является контекстуально обусловленным.

studopedia.ru

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВА

1. Семантическая структура слова, лексическое значение слова.

2. Типы лексических значений слова: предметно-логическое, контекстуальное,

назывное, коннотативное.

Подобно другим лингвистическим дисциплинам стилистика имеет дело с лексическими, фразеологическими, грамматическими и фонетическими данными языка. Однако существенная разница между стилистикой и другими лингвистическими дисциплинами состоит в том, что стилистика изучает не отдельные лингвистические единицы, а их стилистическую функцию. Стилистику интересует экспрессивный потенциал этих единиц и их взаимодействие в тексте для выражения мыслей и эмоций. Стилистика интерпретирует соотношение (оппозицию) между контекстуальным значением слова и его основным, денотативным значением. Соответственно, стилистика прежде всего занимается изучением коннотативного значения.

Семантическая структура слова состоит из его грамматического значения (глагол, существительное, прилагательное) и его лексического значения. Многие стилистические средства основаны на своеобразном использовании лексических значений. Термин «лексическое значение» слова объединяет: 1) предметно-логическое значение;

2) назывное; 3) коннотативное. Имеется еще одно – контекстуальное значение, которое придается слову контекстом, т.е. индивидуальным употреблением, но которое не входит в семантическую структуру слова.

I. Предметно-логическое значение – это выражение словом общего понятия о предмете или явлении через один из признаков, который стал «представителем» всего понятия. Этот тип значения называют в лингвистической литературе терминами денотативное,основное значение, прямоезначение или номинативное значение.

В процессе своего исторического развития слово может обрастать дополнительными производными предметно-логическими значениями. Так, например, heavy, основное предметно – логическое значение которого «тяжелый», имеет также значение «сильный»-

heavy rain; «толстый» о материи – heavy cloth; «трудный» - heavy task, «высокий, большой» - heavy price и т. д. Это есть явление полисемии (многозначности), когда слово имеет кроме основного предметно-логического значения еще ряд предметно-логических значений, связанных единым семантическим стержнем и различаемых в слове характером его употребления в контексте. Таким образом, каждое многозначное слово имеет основное и производные предметно-логические значения. Они в совокупности образуют смысловую (семантическую) структуру данного слова.

Переносное (образное) значение слова, если оно широко употребляется, также рассматривается как частный случай полисемии: fox– «хитрый человек».

Предметно-логическое значение может изменяться вместе с изменением понятия о предмете или явлении. Например, слово deer обозначало «животное вообще», позднее получило название «олень»; слово citizen раньше означало «городской житель», а затем - «гражданин», а слово clerk, имевшее раньше только одно значение «священник», затем последовательно означало «ученый, грамотный, чиновник, служащий».

Предметно-логические значения могут быть свободными или связанными. Свободные-существуют в слове вне зависимости от сочетания этого слова с другими словами, e.g.room – комната. Связанные - появляются как производные от основного значения только в определенных сочетаниях: move and make room for me ( значение - «место»), there is always roomfor improvement (значение – «возможность»).

Предметно-логические значения слова (основные, свободные и связанные) представляют собой постоянную и устойчивую семантическую структуру слова на данном этапе развития лексической системы.

Однако в языке появляется необходимость выразить новое понятие и поэтому либо возникает новое слово, либо старое обрастает новым значением. Если это новое значение очень близко по содержанию к уже устоявшемуся значению данного слова, то оно не образует нового значения, а лишь сообщает новый оттенок значения. Так, слово collaborator («сотрудник») после 2-й мировой войны приобрело оттенок значения «изменник родины» в связи с тем, что это слово использовалось для обозначения тех, кто сотрудничал с гитлеровской администрацией.

Оттенки значения – это дополнительные предметно-логические значения, еще не полностью закрепившиеся в словарном составе и тесно связанные с основным значением. Они входят в смысловую структуру слова.

Вместе с тем, многие слова в связи с особыми условиями употребления приобретают в контексте такие значения, которые не входят в их смысловую структуру. Эти значения имеют преходящий характер и возможны только в условиях данного контекста. Они называются контекстуальными. E.g. at the door of each job (job ‘контора, учреждение’); the dawn of her new life seemed to break cold and grey (слово dawn получает новое метафорическое значение ‘начало’). Контекстуальные значения чаще встречаются в стиле художественной речи.

II. Назывное значение. Есть существенная разница между словами типа pen, distance, т.е. именами нарицательными, с одной стороны, и словами типа Harry, Thomas, London, т.е. именами собственными, с другой. В имени нарицательном заключено, кроме частного, отдельного также общее понятие о предмете, явлении. В собственном имени заключено только понятие единичности. Отсюда и различие в функциях. Имена нарицательные называя обозначают, имена собственные только называют.

Назывным значением обладают слова, которые называют один предмет, лицо или

географическое понятие, определяя его из ряда таких же предметов, лиц и т.д.

Как правило, назывные значения закрепляются за словами в результате сложного процесса развития языка и общества.

Часто предметно-логическое значение превращается в назывное: Smith – от smith («кузнец»); Chester – от castra (лат. «лагерь»); примеры из русского языка: Кузнецов, Вера, Надежда, Любовь, Пятигорск, Челябинск («челяба» по башкирски «дыра»).

Есть и обратный процесс. Слова, имеющие назывное значение, могут приобретать и предметно-логическое значение: dunce («тупица») - от Duns Scotus; hooligan - от Hooligane (фамилия одной лондонской семьи); boycott - от имени собственного Boycott;

quixotic («донкихотствующий») - от Don Quixote; sandwich – от Sandwich ( фамилия картежника); makintoch – от Makintosh (фамилия изобретателя).

III. Коннотативное значение.Оно связано с условиями и участниками общения. Туда входят эмоциональный, оценочный, экспрессивный и стилистический компоненты значения. Коннотация является факультативной. Все её компоненты могут выступать вместе или в разных комбинациях или вообще отсутствовать.

Эмоциональная коннотация реализует в слове выражение эмоций, ощущений, субъективной оценки. Она может существовать в слове самостоятельно, а может – наряду с предметно-логическим значением.

При сравнении слов с одинаковым или близким предметно-логическим значением особенно наглядно проявляется их эмоциональная окраска. Например, возьмем ряд слов: to pass away – to die – to join the silent majority – to kick the bucket. Здесь все лексические единицы имеют одно и то же предметно-логическое значение («умереть»), вместе с тем первое словосочетание выражает официальную торжественность, второе – эмоционально нейтрально, третье – передает фамильярность, четвертое – близко к брани.

Слова, обозначающие чувства, почти всегда наряду с предметно-логическим значением несут также и эмоциональное значение ( love, anger, hatred, etc).

Некоторые лексические единицы не выражают понятия, а обладают только эмоциональным значением. Это междометия: alas, oh, ah, gosh («боже!», «черт возьми!»), gee («вот так так!», «вот здорово!», «фу ты!», «ого!»), pooh (безразличие, насмешка).

Определенные формально- структурные элементы также передают только эмоциональное значение. К ним относятся: - y, - ie (girlie, birdie, sonny), - let (ringlet, streamlet) со значением уменьшительности..

Некоторые субъективно-оценочные прилагательные широкой семантики могут приближаться в своих значениях к междометиям : dreadful, terrible, wonderful, awful, nice, great, horrible и др. Например, в предложении “He classified him as a man of monstrous selfishness” предметно-логическое значение прилагательного monstrous затемнено эмоциональным значением этого слова.

Кроме прилагательных широкой семантики, к словам, которые имеют тенденцию терять свое предметно-логическое значение и обретать сильное эмоциональное значение, относятся также бранные слова, проклятия, клятвы:damn («черт побери»), bloody («проклятый»), hell, upon my word («честное слово»)и др.

Контекст, как правило, выявляет как денотативное, так и основные типы коннотативного значения, за исключением стилистической коннотации. Роль контекста в области стилистической коннотации мала, так как слово обладает абсолютной стилистической окраской, которая закрепляется за словом вследствие частого употребления слова в определенной функциональной сфере и уже в словаре можно обнаружить пометы vulg., arch., sci., и т.д. Слово обладает стилистической коннотацией, если оно ассоциируется с определенным функциональным стилем. Главная функция стилистического компонента значения – информировать читателя о сфере применения слова. Таким образом, стилистическая часть лексического значения слова – это дополнительная информация о речевой ситуации и цели коммуникации.

Абсолютная стилистическая окраска слова образует ряды стилистических синонимов в языке, а именно, слова (или словосочетания) близкие по значению, но употребляющиеся в разных стилях речи. Например:

Нейтральные enemy nonsense -

Книжные adversary bombast -

Официальные opponent - -

Поэтические foe - -

Спец. термин - - legality

Разговорные - rot, bosh, stuff fair play

Фамильярные - fiddlesticks square deal

Вульгарные - wish-wash -

Ряды стилистических оппозиций могут образовывать не только отдельные слова, но и отдельные синтаксические конструкции, например:

studopedia.ru

Читайте также