Что означает выражение посыпать голову пеплом

"Посыпать голову пеплом": значение фразеологизма, история его происхождения, употребление

Как известно, некоторые устойчивые словосочетания содержат в себе информацию о различных народных традициях, которые совершали или же совершают по сегодняшний день. К ним относится выражение «посыпать голову пеплом». В этой статье мы рассмотрим, что же оно означает, как появилось, где, когда и зачем его употребляют в речи и можно ли подобрать к нему синонимичные фразы.

«Посыпать голову пеплом»: значение фразеологизма

Толкование выражения – сильно горевать из-за случившейся беды, потери ценного. Вот что значит «посыпать голову пеплом». Это выражение передает глубокую скорбь при утрате, беде. Например, если произошло какое-то большое горе, будь то смерть близкого человека или другая крупная потеря.

что значит посыпать голову пеплом

Дословно устойчивые выражения не стоит воспринимать. Чтобы понять их значение, необходимо рассматривать этимологию фразы. С ее помощью выражение приобретает смысл и становится понятным.

История происхождения данного фразеологизма

Чтобы узнать, откуда в нашей речи появилась эта устойчивая фраза, необходимо открыть Библию. В ней мы узнаем о необычной традиции евреев, которую они совершали при смерти или другом большом несчастье своих близких, а также при собственных бедах. В такие моменты они сыпали на свою голову пепел или же землю. Такой ритуал показывал их скорбь и отчаяние. Он был знаковым и содержал в себе глубокий смысл.

посыпать голову пеплом значение фразеологизма

Теперь, после ознакомления с этимологией выражения «посыпать голову пеплом», значение фразеологизма кажется нам вполне понятным и объяснимым.

Синонимы устойчивой фразы

Рассматриваемый нами фразеологизм можно заменить различными глаголами и выражениями. Например, употребить вместо него следующие слова и сочетания: горевать, скорбеть, тосковать, впасть в уныние. Или же можно заменить другим устойчивым выражением: «рвать на себе одежду». Его смысл такой же, как у фразы «посыпать голову пеплом». Значение фразеологизма также выражает крайнюю степень отчаяния и скорби. При этом ее происхождение также связано с народной традицией. Только она принадлежит уже не евреям, а древним грекам и славянам. Также ее заимствовали и некоторые другие народы. В знак скорби они рвали на себе одежду.

выражение посыпать голову пеплом

Как ни странно, но такая архаичная традиция до сих пор соблюдается некоторыми народами. Стоит также отметить, что рвали не только одежду, но и волосы. Это выражало полное отчаяние. Не случайно есть такое выражение, как «рвать на себе волосы». Оно тоже является синонимичным фразеологизмом для рассматриваемой нами фразы.

Употребление выражения

Вряд ли в современной разговорной речи мы можем услышать фразу «посыпать голову пеплом». Значение фразеологизма, даже если и известно кому-то, немногие решатся употребить такое словосочетание. Оно может украсить их речь и с таким же успехом может поставить собеседника в неловкое положение. Скорее этот фразеологизм стоит использовать в СМИ и художественной литературе.

Журналисты и писатели любят вставлять в свои произведения различные устойчивые обороты. Таким образом они оживляют свои работы, делают язык ярче, а описания – более глубокими. В качестве примера можно привести отрывок из повести писателя Юрия Нагибина «Встань и иди». «И то, что после ареста отца меня лишили воскресного рубля, было скорее ритуальным жестом, вроде посыпания пеплом главы, нежели необходимостью». Как мы видим, писатель использовал в своей повести рассматриваемое нами выражение. Таким образом он сумел показать читателям, что жест был ритуальным, то есть он был хоть и не оправдан, но обязателен, словно традиция посыпать голову пеплом, как у древних евреев.

Заключение

Рассмотрев данное выражение, мы узнали его значение, историю происхождения, подобрали ему синонимы и выяснили сферу его применения.

fb.ru

Пепельная среда

Значение Отмечается Дата В 2017 году Традиции Связан с
Пепельная среда

Fałat Julian, Popielec.jpg
Посыпание головы пеплом.

(Ю. Фалат. «Пепельная среда» 1881.)

первый день Великого поста

христианами западной традиции

Пепельная среда[d]

1 марта

посыпание голов верующих освящённым пеплом

началом Великого поста

Commons-logo.svg Пепельная среда на Викискладе
Нанесение на лоб пеплом знака креста Карл Шпицвег. «Пепельная среда»

Пепельная среда (лат. Dies Cinerum) — день начала Великого поста в латинском обряде католической, англиканской и некоторых лютеранских церквей. Отмечается за 46 календарных дней (1,5 месяца) до праздника Пасхи. В католицизме в этот день предписывается строгий пост. В православии соответствует чистому понедельнику.

Значение

Евангельское чтение этого дня — фрагмент из Нагорной проповеди от милостыне и посте (Мф. 6:1-6, Мф. 6:16-18)[1]. Литургический цвет — фиолетовый.

На католических мессах этого дня проводится специальный обряд посыпания голов верующих освящённым пеплом (иногда вместо посыпания пеплом головы наносится на лоб пеплом знак креста). Этот обряд знаменует сокрушение и покаяние, которые требуются от христиан во время поста. Во время обряда священник говорит каждому верующему «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14), либо «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Пепел, по традиции, получается от сожжения ветвей, сохранявшихся с прошлого Вербного (Пальмового) воскресенья[2].

Пепельной среде предшествует так называемый жирный вторник, который является последним днем периода карнавалов, времени празднеств и развлечений перед Великим постом (Марди Гра).

Этот обычай имеет древнее библейское происхождение — в Ветхом Завете посыпание головы пеплом являлось символом покаяния и смирения.

История

Пепельная среда — начало Великого поста, который входит в употребление лишь в IV веке. Первоначально пост был 40-дневным, но затем в VIII веке к нему прибавили ещё несколько дней, так что его начало пришлось на среду[3]. Хотя есть сведения и о более ранней спорадической практике[4] Иногда традиции Пепельной среды ассоциируются с Григорием Великим. Однако сама практика посыпания головы пеплом появилась гораздо позже, в X веке[5]. Эльфрик Эбингдонский, архиепископ Кентерберийский в 995—1005 годах писал:

« Мы читаем в книгах и Ветхого, и Нового Завета, что люди, каявшиеся в своих грехах, посыпали себя пеплом и облачали свои тела в рубище. Будем же совершать это немногое в начале нашего Поста, посыпать наши головы пеплом в ознаменование того, что нам следует приносить покаяние в наших грехах в течение Великого Поста[6] »

Славянские традиции

Подробнее по этой теме см. Пепельная среда в славянской традиции.

Пепельная среда в народном сознании была границей, отделяющей мясопустные весёлые празднования и ряженье и строгий длительный пост. В народной традиции завершала Мясопуст: несмотря на церковные предписания, у славян-католиков часто в этот день ещё продолжались мясопустные игры и развлечения.

Даты

Дни на которые выпадает Пепельная среда в ближайшие годы:

  • 2014 — 5 марта
  • 2015 — 18 февраля
  • 2016 — 10 февраля
  • 2017 — 1 марта
  • 2018 — 14 февраля
  • 2019 — 6 марта
  • 2020 — 26 февраля
  • 2021 — 17 февраля
  • 2022 — 2 марта
  • 2023 — 22 февраля

ru.wikipedia.org

Откуда пошно выражение "посыпаю голову пеплом"? И что оно значит?

Net

Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого Завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.). Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастье свое или своих близких. Так, в Книге Есфири (гл. 4, ст. 1) говорится о том, как некий человек по имени Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким...»,
«Вретище» в переводе со старославянского языка означает «рубище» и «старая, ветхая одежда».
Так же поступает и царица Есфирь, узнав об этой вести (Книга Есфири, гл. 4, ст. 17): «И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою...»
Употребляется как иносказание для крайней скорби, печали или разочарования, для сожаления о своих неверных поступках.
Аналог другого известного выражения — «рвать на себе волосы».

Анталья

Это сюжет Библии о праведнике Иове. У этого Божьего человека отобрали все, что он имел, хотели проверить его на верность Богу. Когда Иов потерял все богатство, 10 детей, друзей, здоровье, он сел на землю плакал и посыпал голову пеплом...
Но т к Иов в этой ситуации не гневил Бога, не жаловался не обижался. Он получил в 10 раз больше того что потерял

Кто-нибудь может СВОИМИ СЛОВАМИ объяснить что означает выражение "Посыпать голову пеплом"? Заранее спасибо!

Тамара колыханова

Каяться. Раскаиваться в содеянном.
Когда христиане каются, то посыпают голову пеплом (равняют с себя с землёй, ниже плинтуса, мол, я!) , надевают рубище (грубую, царапающую до крови кожу одежду, весьма непривлекательного вида - с той же целью.).

Пользователь удален

Смотря чью голову пеплом посыпать :-)))
Вообще, кажется вдовы посыпали голову пеплом с погребального костра -высшее выражение скорби, еще рвать на себе одежду, тоже хорошо.
Но у мужчин это вылилось в рвать на груди рубаху, а посыпают пеплом голову они обычно чужую, чтобы объяснить, как правильно ты должна по нему скорбеть.

Пользователь удален

Посыпать голову пеплом
Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др. ) Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастье свое или своих близких. Так, в Книге Есфири (гл. 4, стих 1) говорится о том, как некий человек по имени Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, "разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, и вышел на средину города и взывал с воплем великим и горьким... "
"Вретище" в переводе со старославянского языка означает "рубище" и "старая, ветхая одежда".
Так же поступает и царица Есфирь, узнав об этой вести (Книга Есфири, гл. 4, стих 17): "И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою... " Употребляется как иносказание для крайней скорби, печали или разочарования, для сожаления о своих неверных поступках.
Аналог другого известного выражения - "рвать на себе волосы".

Читайте также