Гражданское общество это определение

Гражданское общество это:

Гражданское общество
Проблемы с содержанием статьи Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Гражданское общество — это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.[1]

Содержание

  • 1 Признаки гражданского общества
  • 2 Концепция гражданского общества
  • 3 Философские постулаты
  • 4 Функции гражданского общества
  • 5 См. также
  • 6 Источники
  • 7 Ссылки

Признаки гражданского общества

[источник не указан 323 дня]

  • наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • развитая демократия;
  • правовая защищённость граждан;
  • определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения;
  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
  • самоуправление;
  • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
  • сильная социальная политика государства
  • многоукладная экономика
  • большой удельный вес в обществе среднего класса.

Концепция гражданского общества

Question book-4.svg В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 7 февраля 2012.

В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации. О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству (особенно Гегель).

Маркс разобрался с «гражданским обществом» еще в работе «К критике гегелевской философии права». Именно там он установил, что «гражданское общество» – это частное общество, то есть общество частных лиц и частных интересов, общество буржуа.То есть это – хищническое общество «войны всех против всех». И в работе «К еврейскому вопросу» Маркс разобрал по косточкам эти «права» - как он написал, «права члена гражданского общества, т.е. эгоистического человека, отделенного от человеческой сущности и общности». В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс указали и то, почему «гражданское общество» может возникнуть только в буржуазном обществе: потому что для этого требовалось, чтобы личные интересы развились до степени классовых, то есть чтобы сформировался «класс для себя».[2]

В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса.[источник не указан 323 дня]

Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества. Гражданское общество — это основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества.

Философские постулаты

  • Гражданское общество — это общество негосударственного типа.[3]

В современном понимании гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.[источник не указан 323 дня]

  • Гражданское общество — это общество людей высокого социального, культурного, морального, экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения.
  • Гражданское общество имеет сложную структуру, которая включает в себя: хозяйственные, экономические, этнические, религиозные и правовые отношения. Гражданские связи представляют собой отношения конкуренции и солидарности между юридически равноправными партнёрами.
  • Условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан общества экономической самостоятельности на базе частной собственности. Гражданское общество — это общество цивилизованных рыночных отношений.
  • Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества.
  • Гражданское общество организуется после разделения сфер влияния между государством и гражданином. Сужение тотальной власти государства осуществляется через введение неотъемлемых прав человека по определенным неполитическим категориям. Категориями неотъемлемых прав считаются право на труд (экономика), на национальные культурные ценности (культура), на исполнение религиозных обрядов, на свободу обмена информацией, свободу самореализации. Все спорные вопросы между гражданами решаются независимым судом.

Функции гражданского общества

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

  • На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.
  • На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.
  • Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.
  • Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
  • Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.
  • Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.
  • Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

См. также

  • Гражданин
  • Гражданский контроль
  • Гражданские права
  • Правовое государство
  • Адвокатура
  • Адвокатура в России
  • Конституционная экономика

Источники

  1. Баренбойм П. Д. Правовое государство как партнер гражданского общества: К 150-летию опубликования концепции «Государство как произведение искусства» // Законодательство и экономика. 2010. № 9. В Конституции России 1993 года термин «гражданское общество» не используется, а из всех институтов гражданского общества в федеральном законодательстве отмечена только адвокатура. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", статья 3.
  2. Александр Тарасов. Не Мировая война, а Мировая революция
  3. Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / Московско-Петербургский философский клуб. – М.: Летний сад, 2010. С. 29. ISBN 978-5-98856-119-4

Ссылки

  • Материалы Международной молодёжной научной конференции «Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации» // Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб»
  • Птушенко А.В Системная парадигма права. — М: Московский издательский дом, 2004. — 458 с. — 300 экз. — ISBN 5-85167-052-5
  • Фельдблюм В. Гражданское общество c позиций современной общеэкономической теории (статья). Вестник CIVITAS (25.12.2008). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 9 сентября 2010.
  • Портал «Гражданское общество» — общественное лоббирование законопроектов
  • Перспективы гражданского общества в России, отчет Левада-Центра, 2011
  • Электронная библиотека «Гражданское общество в России»
 Просмотр этого шаблона Теория государства и права Теория государства Теория права Межотраслевые институты Правовые семьи

Происхождение государства • Государство • Государственная власть (Законодательная • Исполнительная • Судебная) • Форма государства • Форма правления • Государственное устройство • Политический режим • Функции государства • Механизм государства • Типология государств • Политическая система

Регуляторы общественных отношений • Право • Сущность права • Правопонимание • Функции права • Принципы права • Источники права • Правовое регулирование • Система права • Норма права • Правотворчество • Юридическая техника • Нормативно-правовой акт • Систематизация нормативных актов • Юридические документы • Правоотношение • Юридические факты • Презумпции • Фикции • Реализация права • Юридическая коллизия • Толкование права • Правомерное поведение • Правонарушение • Юридическая ответственность • Законность • Правопорядок • Правосознание • Правовая культура • Правовой нигилизм • Правовой идеализм

Права человека • Правовое государство • Разделение властей • Гражданское общество

Романо-германская • Англосаксонская • Традиционная • Семьи религиозного права (Мусульманское • Церковное • Каноническое • Еврейское • Индуистское) • Скандинавская • Социалистическая • Философская

 Просмотр этого шаблона Политика и государство Научные дисциплины и теории Общие принципы и понятия государства по политической
силе и влиянию Виды политики Форма государственного устройства Социально-политические
институты и ветви власти Государственный аппарат
и органы власти Политический режим Форма государственного правления
и политическая система Политическая философия,
идеология и доктрина Избирательная система Политологи и
политические мыслители Учебники и известные
труды о политике См. также
Политология • Сравнительная политология • Теория государства и права • Теория общественного выбора
Гражданское общество • Правовое государство • Права человека • Разделение властей • Революция • Типы государства • Суверенитет
Великая держава • Колония • Марионеточное государство • Сателлит • Сверхдержава
Геополитика • Внутренняя политика • Внешняя политика
Конфедерация • Унитарное государство • Федерация
Банковская система • Верховная власть • Законодательная власть • Избирательная система • Исполнительная власть • СМИ • Судебная власть
Глава государства • Парламент • Правительство
Анархия • Авторитаризм • Демократия • Деспотизм • Тоталитаризм
Военная диктатура • Диктатура • Монархия • Плутократия • Парламентская республика • Республика • Теократия • Тимократия • Самодержавие •
Анархизм • Коммунизм • Колониализм • Консерватизм • Космополитизм • Либерализм • Либертарианство • Марксизм • Милитаризм • Монархизм • Нацизм • Национализм • Неоколониализм • Пацифизм • Социализм • Фашизм
Мажоритарная • Пропорциональная • Смешанная
Платон • Аристотель • Макиавелли • Монтескье • Руссо • Бенито Муссолини • Гоббс • Локк • Карл Маркс • Михаил Бакунин • Макс Вебер • Морис Дюверже • Юлиус Эвола • Цицерон • Адольф Гитлер
«Государство» • «Политика» • «О граде Божьем» • «Государь» • «Левиафан» • «Открытое общество и его враги»
Основные понятия политики
Category КатегорияPortal ПорталSymbol question.svgПроект
Весы Фемиды
Wiki letter w.svg Для улучшения этой статьи по социологии желательно?:
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
Категории:
  • Гражданское общество
  • Политическая философия
  • Социальная философия
  • Теория государства и права
  • Политология
  • Политические теории

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО это:

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольных ассоциаций и организаций, огражденная законом от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти. Г.о. включает всю совокупность неполитических отношений в обществе, а именно: экономические, социальные, семейные, духовные, нравственные, национальные, религиозные отношения и др. Впервые термин «Г.о.» был употреблен еще в 16 в. в комментарии к «Политике» Аристотеля, где Г.о. противопоставлялось «политическому обществу», т.е. миру профессиональной политики. По традиции, берущей начало от К. Маркса, Г.о. противопоставляется гос-ву. Начиная с 1970-х гг. термин «Г.о.» становится одним из наиболее популярных в спорах о различиях между капитализмом и социализмом.
Отчленение Г.о. от гос-ва начинается при капитализме, хотя элементы его имелись еще в антич. демократических гос-вах. В средневековом феодальном обществе Г.о. нет и отсутствует почва для его возникновения.
В капиталистическом обществе гос-во избегает вмешиваться в частную жизнь граждан, не навязывает им единую идеологию и единую систему ценностей. Многообразные интересы людей реализуются через их совместную деятельность, для организации которой они вступают в добровольные, неподотчетные гос-ву объединения и ассоциации. Негосударственные, неправительственные организации, отражающие интересы индивидов, не входят в официальную статистику и с трудом поддаются учету. По некоторым данным, только в США деятельность сотен тысяч подобных организаций финансируется более чем 25 тыс. благотворительных фондов; в Норвегии на каждые шесть жителей приходится по одной неправительственной организации.
Гражданские ассоциации способствуют развитию у своих членов чувства сотрудничества, солидарности, преданности обществу. Индивиды, добровольно включающиеся в группу с широким разбросом целей и предпочтений среди ее членов, приобретают не только навыки кооперации и ощущение гражданской ответственности за коллективные начинания, но и невольно учатся самодисциплине, терпимости и уважительному отношению к мнению других.
Гос-во всегда стремится подмять под себя граждан, сузить сферу их нерегламентированной деятельности, разобщить и атомизировать их. Т.о., будучи противовесом гос-ва, стремится ограничить его деятельность политической сферой, оставляя все остальное свободному выбору индивидов.
Капиталистическое гос-во является, как подчеркивал еще Г.В.Ф. Гегель, условием создания Г.о. Это гос-во формулирует законы, ограждающие индивидов и их добровольные объединения от вмешательства со стороны органов государственной власти. Это не означает, однако, вопреки Гегелю, что гос-во стоит неизмеримо выше Г.о. Со своей стороны, Г.о. оказывает постоянное воздействие на гос-во, воздействие, без которого гос-во никогда не пошло бы на значительное ограничение своей компетенции.
Взаимодействие Г.о. и гос-ва может быть прояснено путем противопоставления коммунитарных и структурных социальных отношений. Первые — это отношения равных во всем людей, вторые — отношения по должностям, статусам и ролям, открыто предполагающие неравенство индивидов. Коммунитарными являются, напр., отношения между братьями и сестрами, между избирателями, между пассажирами транспорта, между членами политических партий, разного рода церквей, сект и т.п. Структурный характер носят отношения между начальниками и подчиненными, между родителями и их детьми, между учителями и их учениками и т.п. Структурность — это антикоммунитарность, неравенство индивидов, многообразие их классификаций и противопоставлений по статусу, роли, должности, собственности, полу, одежде и т.п. Коммунитарные отношения только в редких случаях проявляются в чистом виде, обычно они переплетаются со структурными отношениями: напр. в семье, где все ее члены в общем-то равны, есть вместе с тем дети и родители, среди пассажиров транспорта есть молодые и пожилые и т.п. Социальная жизнь представляет собой сложную динамику равенства и неравенства, коммунитарных и структурных отношений. Если одни из них получают явный приоритет, об обществе можно сказать, что оно нездорово. Преобладание структуры ведет к тому, что коммунитарные отношения проявляются извне и против закона. Преувеличение роли коммунитарных отношений в социальных движениях уравнительного типа, как правило, вскоре сменяется деспотизмом, бюрократизацией и др. видами структурного ужесточения.
Одним из главных источников структуризации общества является гос-во; основной источник коммунитарных отношений — Г.о. «Членство в гражданском обществе требует равных прав и обязанностей для всех, что достигается горизонтальными связями взаимности и кооперации, а не вертикальными связями авторитета и подчиненности. Граждане взаимодействуют как равные, а не как патрон с клиентом или правитель с подданным...» (Р. Патнэм). Гос-во привносит упорядоченность в Т.о., ограждает его от вмешательства, задает правила его игры. С др. стороны, Г.о. периодически обновляет и освежает структурные отношения, устанавливаемые и оберегаемые гос-вом. Главным инструментом воздействия Г.о. на гос-во является демократия. Противостояние и одновременно взаимозависимость гос-ва и Г.о. можно представить с помощью схемы: гос-во —> законы —> Т.о.; Г.о. —> демократия —> гос-во. Демократические выборы органов государственной власти — это краткие, периодически повторяемые периоды безраздельного доминирования Г.о. над гос-вом, коммунитарных отношений над структурными. Итогом такого господства является обновленное гос-во, способное в течение определенного периода находиться в известной гармонии с Г.о. Понятия демократии и Г.о. неразрывно связаны, т.о., друг с другом.
Марксизм мечтал об освобождении человека от раздвоенности между политическими и экономическими заботами, о стирании грани между человеком политическим, моральным и человеком экономическим, эгоистическим. Поскольку такая грань является неотъемлемой чертой Т.о., марксизм оценивал последнее как обман. Многообразие ин-тов Т.о., противостоящих гос-ву, уравновешивающих его и одновременно находящихся под его покровительством, является, с позиции марксизма, только фасадом, скрывающим угнетение и насилие и даже способствующим их усилению. Коммунистическое гос-во, осуществлявшее коренную перестройку экономической, социальной и духовной жизни общества, не предполагало ни разделения экономики и политики, ни автономии и суверенитета своих индивидов. Это гос-во лишило Г.о. всех его функций и в конечном счете поглотило его. Г.о. на долгие десятилетия перестало быть противовесом гос-ва, получившего полный контроль над всеми сторонами жизни коммунистического общества. Поглощение Г.о. гос-вом составляет одну из характерных черт тоталитаризма.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО- 1) общество, в котором сочетаются частные и общие интересы (см. Гегель), 2) общество, достигшее партнерских отношений с государством, способное поставить государство под свой контроль, в котором возможность его членов реализовать свои права и обязанности дополняется способностью государства обеспечить безопасность общества в целом и отдельных граждан; 3) общество, контролирующее не только государство, но и богатство страны, общество с развитыми партнерскими отношениями между обществом, государством и экономикой. В целом гражданское общество можно охарактеризовать как самоорганизующееся начало и сосредоточение негосударственных отношений.     Понятие гражданского общества формировалось в ходе развития мировой политической мысли. Первые отчетливые представления о гражданском обществе были высказаны Н. Макиавелли, Т. Гоббсом и Дж. Локком. Идеи естественных прав как модели статусного и морального равенства людей, а также общественного договора как способа контролировать достижение согласия легли в основу современного понимания гражданского общества.     Создание гражданского общества предполагало высвобождение частной жизни, семьи и бизнеса из-под власти государства. При этом индивид получал свободу вероисповедания; повседневная жизнь выходила из-под политической опеки; индивидуальный интерес, особенно в вопросах о частной собственности и коммерческой деятельности, получал поддержку закона. Наличие зрелого гражданского общества означает соблюдение неотъемлемых естественных прав человека, признание их морального равенства. Центральным становился вопрос о соотношении “суверенного государства” к “суверенному народу”, представлявшему легитимную основу государственной власти. Система сдержек и противовесов обеспечивала нахождение баланса между ветвями власти, между обществом и государством, свободой и ответственностью, силой и правом. Государство не просто изгонялось из частной жизни, экономики, духовной жизни, а, напротив, ставилось обществом под контроль, который осуществлялся, в частности, по вопросу способности власти обеспечить безопасность этих сфер и их свободу, пресечь даже посредством легитимного насилия любые притязания, оказать на них давление со стороны также негосударственных структур, напр., криминальных, монополий и пр.     Идея построения гражданского общества принадлежит либеральной мысли 18 в., еще не отделяющей гражданские свободы от проблем морали и социального равенства. Позже понятие гражданского общества сохраняет позитивное отношение к свободам граждан, их правам и обязанностям по отношению к государству. Государство со своей стороны трактуется как выражающее интересы граждан. Гражданское общество включает в себя разделение публичной и частной сфер и вместе с тем их взаимодействие. На основе этого принципа женщины были вовлечены в публичную сферу, хотя прежде под автономным и ответственным индивидом понимался только мужчина.     Сегодня западные социальные теории располагают набором эмпирических черт, без которого общество не может быть названо хорошим. Понятие “хорошее общество” (Good Society) базируется на идее гражданского общества и расширяет его границы. “Хорошее общество”—это не реальность, а теоретический инструмент для анализа достижений человечества в социальной сфере и их концептуализации на уровне эмпирических обобщений. К неотъемлемым чертам относятся: свобода и права человека, способность человека быть ответственным в свободе, стремиться не только к негативной свободе—свободе “от” (принуждения, зависимости), но и к позитивной свободе — свободе “для” (самореализации, осуществления своих планов, постановки социальных целей и пр.); достижимость минимума социальных и природных благ; наличие социального порядка. Таким порядком обладает гражданское общество. Классический термин философии, политологии и юридической науки до 60-х гг. 20 в. означал общество, которое способно поставить под контроль государство. В 60-х гг. юрист Р. Найдер организовал общество охраны потребителей и произвел теоретическое расширение этого понятия. Это общество, которое способно поставить под контроль не только государство, но и богатство. Подобные попытки предпринимались и раньше в антитрестовском законодательстве В. Вильсона, в антимонопольной политике, но не были концептуализированы в терминах гражданского общества. До провозглашения этой идеи в Америке была популярна фраза: “Что хорошо для Дженерал Моторс, хорошо для Америки”. Р. Найдер поставил под вопрос этот тезис. Несмотря на то, что без государства как органа легитимного насилия не может существовать общество, оно берется в гражданском обществе под контроль. То же должно произойти и с корпорациями. В этой новой доктрине, которая до определенных пределов (через адвокатскую службу общества потребителей, бюро лучшего сервиса, суды по потребительским делам и пр. ) действует в США, учтены не только гражданские свободы и права индивида, но и экономические права, которые относятся в классическом либерализме скорее к благам.     Лит.: Современный либерализм. М., 1998; Held D. Models of Democracy. Stanford, 1987; Held D. Prospects for Democracy. North, South, East, West. Stanford, 1993; Isaac K. Civies for Democracy. Wash., 1992; Liberalism and the Good, ed. by R. B. Douglass, G. M. Mare, Н. S. Richardson. N. Y.-L., 1990; PelcynskiZ. A. The State and Civil Society. N. У., 1984.     В. Г. Федотова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.


.

dic.academic.ru

Структура гражданского общества

Место и роль государства в политической системе общества

Государство входит в институциональную подсистему политической системы, которая представляет собой совокупность политических организаций (институтов), в которые входят государство, негосударственные организации (политические партии, общественно-политические движения) и некоторые другие организации (например, клубы по интересам, спортивные общества).

Государство является политическим институтом, непосредственной целью которого является осуществление власти или воздействия на нее.

Роль государства в политической системе общества велика. Поскольку политические отношения связаны с частными и общими интересами, часто они служат причиной возникновения конфликтов, поэтому необходим специальный механизм, который бы поддерживал, укреплял отношения в обществе. Такой силой, объединяющей общество, разделенное на слои, группы, классы, и является государство.

Государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения.

Именно государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения и распространяющей свою волю на всех членов общества.

Государство обладает широким набором средств воздействия на своих граждан, материальными ресурсами, позволяющими обеспечивать реализацию своей политики.

Только государство устанавливает правовые основы функционирования всей ПС и прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций, принимает законы, устанавливающие порядок создания и деятельности других политических организаций и др.

Государство выполняет интегрирующую роль в рамках ПС, являясь основным стержнем ПС.

Государство является концентрированным выражением и воплощением общества, его официальным представителем.

Гражданское общество: понятие, элементы. Взаимные обязанности государства и граждан в гражданском обществе.

Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

  1. Политические партии.
  2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
  3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
  4. Научные и культурные организации, спортивные общества.
  5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
  6. Независимые средства массовой информации.
  7. Церковь.
  8. Семья.

Признаки современного гражданского общества:

  • наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • развитость и разветвленность демократии;
  • правовая защищенность граждан;
  • определенный уровень гражданской культуры.

Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:

- равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

- гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;

- экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;

- гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;

- свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

- создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;

- свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;

- существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов.

Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом.

Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма.

1. Понятие «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

2. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни — с другой.

3. Гражданское общество — первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

4. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

5. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.

Правовое государство: понятие, принципы, предпосылки формирования в Российской Федерации.

Правовое государство – особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации.

Его основополагающими качествами являются:

  • 1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) верховенство закона;
  • 3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к древности – к периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.

(Аристотель, Платон): Государство - наиболее реализуемая и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Признаки правового государства:

  • - ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);
  • - верховенство права во всех сферах общественной жизни;
  • - конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • - наличие развитого гражданского общества;
  • - правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;
  • - верховенство закона в системе права;
  • - соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
  • - прямое действие конституции.

В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.

Специфические (закреплены в Конституции РФ):

  • 1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)
  • 2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)
  • 3. Принцип разделения властей (ст. 10)
  • 4. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)
  • 5. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)
  • 6. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)
  • 7. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)
  • 8. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)
  • 9. Принцип ответственности государства и личности.

Правовой статус личности: элементы, характеристика.

Под правовым статусом понимается совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающая ее правовое положение в обществе.

Содержание правового статуса человека и гражданина включает в себя несколько элементов:

1. Порядок его приобретения и утраты.

Возможность реализации правового статуса законодательство России связывает с понятием правосубъектности - возможностью и способностью своими действиями приобретать права и нести обязанности, а также быть субъектом юридической ответственности.

В понятие правосубъектности включается три элемента:

- правоспособность (возможность приобретать права и нести обязанности);

- дееспособность (способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности);

- деликтоспособность (возможность и способность нести ответственность за свои действия).

При этом если правоспособность принадлежит всем находящимся на территории России индивидам, то дееспособность некоторых из них может быть ограничена или отсутствовать вовсе.

В ч. 2 ст. 17 Конституции РФ сказано, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Кроме того, приобретение статуса гражданина России может быть связано с результатом приема в гражданство, восстановления в гражданстве или с иными основаниями, предусмотренными Федеральным законом "О гражданстве РФ" или международным договором России.

Утрата правосубъектности человека наступает с моментом его смерти. Утрата правосубъектности гражданина может наступать как с его смертью, так и в результате утраты им такого статуса.

Гражданство РФ прекращается:

- вследствие выхода из гражданства РФ;

- по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором РФ (например, оптация - выбор иного гражданства вследствие изменения Государственной границы РФ).

2. Права и обязанности.

Субъективные права - гарантированная государ­ством мера возможного поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса.

Обязанности - вид и мера должного (требуемого) поведения.Они означают целесообразное, социально необходимое поведение человека в обществе.

В правах и обязанностях фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство берет под защиту, считая их обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы; раскрываются основные юридические принципы взаимоотношений государства и личности.

studopedia.ru

Гражданское общество (определение)

Гражданское общество

  1. это общество негосударственного типа;

  2. это независимое от государства, но взаимодействующее с ним общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, главной целью которого является удовлетворение разнообразных материальных и духовных потребностей граждан и различных социальных групп и объединений.

Гражданскому обществу присущи следующие существенные признаки:

21

Признаки гражданского общества

  1. во-первых, это общество подлинной свободы и демократии, в ко­тором признается приоритет прав человека;

  2. во-вторых, это общество, построенное на основе принципов са­моуправления, свободной инициативы граж­дан и их коллективов;

  3. в-третьих, это общество социального рыночного хозяйства, в ко­тором обеспечена свобода экономической деятельности, предприни­мательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собствен­ности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция;

  4. в-четвертых, это общество, которое обеспечивает социальную за­щищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека.

Важнейшими структурными элементами гражданского общества являются:

22

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

  1. добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющи­еся общности людей (семья, различные ассоциации, хозяйственные корпорации и другие общественные объединения);

  2. совокупность негосударственных (т.е. неполитических) общес­твенных отношений;

  3. производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и традиции;

  4. сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, защищенная от вмешательства государственной власти.

В большинстве конституций государств мира отсутствуют спе­циальные разделы, посвященные гражданскому обществу. Вместе с тем в некоторых конституциях важнейшие институты гражданского общества находят отражение в той или иной форме. Так, в разделах «Основы конституционного строя» и «Личность, общество, государство» Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с измен. и дополн., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004 г.) зафиксированы основ­ные условия и предпосылки, необходимые для развития новой эко­номической системы и гражданского общества. В этих разделах Основного Закона Республики Беларусь фиксируется равенство всех форм собственности, еди­ное экономическое пространство, широкий круг прав и свобод чело­века и гражданина, активность общественных объединений, содей­ствие государства развитию институтов гражданского общества.

4.Конституционный строй как совокупность экономических, социальных, духовно-культурных и политических отношений

Конституционный строй рассматривается как совокупность экономических, социальных, духовно-культурных и политических отношений

№ 23 СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

  1. экономические отношения

  2. политические отношения

  3. социальные отношения

  4. духовно-культурные отношения

Конституционные основы экономических отношений. Важнейшим элементом фундамента гражданского общества явля­ется институт экономических отношений. Он представляет собой важ­ную предпосылку полновластия народа и реальной свободы личности.

24

StudFiles.ru

Читайте также