Компьютер определение

КОМПЬЮТЕР это:

КОМПЬЮТЕР
устройство, выполняющее математические и логические операции над символами и другими формами информации и выдающее результаты в форме, воспринимаемой человеком или машиной. Первые компьютеры использовались главным образом для расчетов, т.е. сложения, вычитания, умножения, деления и т.д. Сегодня компьютеры применяются для решения многочисленных и разнообразных других задач, таких, как обработка текста, графика и переработка больших массивов информации. Машины, которые выполняют простые вычисления, обычно называются калькуляторами и работают, как правило, по жестким алгоритмам с использованием кнопок и клавиш. Хотя зачастую компьютеры управляются командами, вводимыми с клавиатуры, их основные функции обычно регулируются командами, хранимыми внутри машины, и известными как программное обеспечение, или программы. Действие как калькуляторов, так и компьютеров сводится к манипулированию символами некоторого вида.
ТИПЫ КОМПЬЮТЕРОВ
Существуют два основных типа компьютеров: аналоговые и цифровые. Они различаются принципом построения, способом внутреннего представления информации и реакцией на команды. Аналоговый компьютер работает, имитируя то, что он вычисляет; он делает это, непрерывно варьируя свои характеристики. Такая реакция представляет собой аналог процесса, воплощенного в задаче, с которой он имеет дело. В универсальном аналоговом компьютере имеются резисторы, конденсаторы и катушки индуктивности, между которыми могут устанавливаться соединения, отражающие условия той или иной задачи. Что касается цифровых компьютеров, то они изменяют величины двоичных чисел, или битов, которые представляют элементы задачи, подлежащей решению. Числа в цифровом компьютере могут быть использованы также для представления других символов, таких, как буквы, знаки "плюс" и "минус" и т.п. Цифровые компьютеры, в отличие от аналоговых, работают конечными шагами. Гибридные компьютеры, как следует из их названия, соединяют в себе характеристики упомянутых двух основных типов.
Аналоговые компьютеры. Существуют разнообразные виды таких компьютеров. Аналоговые компьютеры "программируются" заданием физических характеристик их компонентов. В некоторых компьютерах это делается обычно путем включения или исключения тех или иных компонентов из цепей, соединяющих эти компоненты проводами, и изменением параметров переменных сопротивлений, емкостей и индуктивностей в цепях. Программа работы, например, автомобильной трансмиссии изменяется перемещением ручки переключения передач, что заставляет жидкость в гидроприводе менять направление течения, производя нужный результат. Кроме технических средств, таких, как автоматические трансмиссии и музыкальные синтезаторы, наблюдается тенденция поручать аналоговым компьютерам выполнение специфических вычислительных задач практического плана. Существуют большие универсальные аналоговые компьютеры.
Цифровые компьютеры. Почти все цифровые компьютеры являются электронными. Все они имеют в какой-то степени аналогичные компоненты для получения, сортировки, обработки и передачи информации и используют относительно небольшое число базовых функций для выполнения своих задач. Наиболее важными характеристиками цифровых компьютеров являются быстродействие, способность работать повторяющимися способами, воспроизводимость результатов и универсальность. Благодаря этим характеристикам цифровые компьютеры находят широчайшее применение в диапазоне от наручных часов до космических кораблей. Существуют четыре основных вида цифровых компьютеров: суперкомпьютеры, большие компьютеры, миникомпьютеры и микрокомпьютеры. (Персональный компьютер можно рассматривать как универсальный микрокомпьютер.) Все цифровые компьютеры имеют примерно одинаковое устройство, но различаются размерами и скоростью выполнения вычислений.
Персональные компьютеры. Персональные компьютеры меньше по размерам и менее разнообразны по сравнению с универсальными цифровыми. Однако персональных компьютеров больше, чем универсальных цифровых компьютеров всех других типов, вместе взятых, и их доля постоянно возрастает. Поэтому стоит более подробно остановиться на основных характеристиках персональных компьютеров.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР
Обычно персональный компьютер содержит одиночный микропроцессорный чип, который служит его центральным процессором (см. ниже). Современные персональные компьютеры имеют более ограниченные возможности, чем новейшие миникомпьютеры и большие компьютеры, но уже превосходят по мощности большие компьютеры 1980-х годов. Ограничения большей частью связаны со стоимостью: по мере снижения стоимости базовых компонентов выпускаются более мощные персональные компьютеры. Мощный и более дорогой тип микрокомпьютера, названный рабочей станцией, появился в середине 1980-х годов. На этих станциях применяются самые быстрые микропроцессоры и графические дисплеи высокого разрешения. Многие из них используют RISC-процессоры (см. ниже). По мере роста возможностей персональных компьютеров различие между персональным компьютером и рабочей станцией, как и между микрокомпьютером и миникомпьютером, стирается. Многое из того, что делают большие вычислительные машины, может выполняться и на персональных компьютерах, хотя, как правило, не так быстро. Большие компьютеры требуются для некоторых сложных функций обработки информации; для других, более простых функций, таких, как рутинная обработка текстов или документов, издательские процедуры и простые бухгалтерские операции, персональные компьютеры зачастую более эффективны, чем большие машины.
АРХИТЕКТУРА
Термин "архитектура" по отношению к компьютеру во многом означает то же самое, что и по отношению к сооружению. Например, цифровые компьютеры, подобно большинству зданий, имеют общую базовую архитектуру. Базовая схема для большинства цифровых компьютеров была предложена в конце 1940-х годов Дж.фон Нейманом. Компьютер, подобно зданию, является системой, т.е. логическим соединением основных блоков, каждый из которых имеет специфическое назначение. Часто эти укрупненные блоки называются подсистемами и состоят из меньших блоков, служащих какой-то конкретной цели, которые зачастую включают в себя еще меньшие блоки и компоненты. В состав цифрового компьютера входит пять основных подсистем: устройство управления, арифметико-логическое устройство, подсистемы памяти, ввода-вывода и внутренних связей.
Память. Компьютерная память бывает двух видов: основная и внешняя. Основная память устроена подобно почтовому офису: она состоит из микроскопических ячеек, каждая из которых имеет свой уникальный адрес, или номер. Элемент информации сохраняется в памяти с назначением ему некоторого адреса. Чтобы отыскать эту информацию, компьютер "заглядывает" в ячейку и копирует ее содержимое в свой "командный" пункт. Емкость отдельной ячейки памяти называется словом. Обычно длина слова для персонального компьютера составляет 16 двоичных цифр, или битов. Длина в 8 бит называется байтом. Типичные большие компьютеры оперируют словами длиной от 32 до 128 бит (от 4 до 16 байт), тогда как миникомпьютеры имеют дело со словами в 16-64 бит (2-8 байт). Микрокомпьютеры используют, как правило, слова длиной 8, 16 или 32 бит (1, 2 или 4 байт соответственно). Внешняя память обычно располагается вне центральной части компьютера. Поскольку внешняя память работает медленнее основной, она используется, главным образом для хранения информации, которая не требуется компьютеру срочно. Чтобы использовать внешнюю память, "командный пункт" компьютера обычно передает нужное содержимое части внешней памяти в основную. Основная память ограничена по объему, поэтому конструкторы компьютеров стремятся хранить во внешней памяти как можно больше информации.
Центральный процессор. Ключевыми подсистемами компьютера являются управляющее устройство (УУ) и арифметико-логическое устройство (АЛУ). Вместе они составляют центральный процессор (ЦП) - "командный пункт". В ЦП компьютер манипулирует данными, хранит след своих команд и управляет остальными подсистемами. В большинстве микрокомпьютеров ЦП размещается на одиночном микроэлектронном чипе. У миникомпьютеров УУ зачастую находится на одном чипе, АЛУ - на другом, а команды, управляющие обоими этими устройствами, - на третьем. В больших компьютерах ЦП рассредоточен по многим чипам. Во всех случаях ЦП занимает сравнительно мало места.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕССОР
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕССОР
Центральный процессор имеет дело непосредственно с программой, хранимой в основной памяти. Программа представляет собой просто перечень инструкций, указывающих компьютеру, что делать. Большинство компьютерных программ содержит два вида информации: команды и данные. Команды интерпретируются УУ, которое управляет всем, что должно быть сделано, например сложением в АЛУ. Команды поступают в УУ в форме кода операции, называемого так потому, что он сообщает компьютеру, что делать дальше. Большая часть компьютерных задач решается путем манипуляции данными: перемещения слов из одного места памяти в другое, сложения, вычитания, сравнения и изменения слов. Компоненты типичного ЦП показаны на рисунке. Обычно АЛУ выполняет следующие функции: сложение, вычитание, логические операции, сравнение и манипулирование битами. С помощью проводников АЛУ связано с рядом регистров, представляющих собой наборы схем памяти, которые действуют как временные запоминающие устройства в процессе функционирования ЦП. Обычно в компьютере имеются два набора регистров: один для использования ЦП, другой - для удержания следов команд задействованной программы. Среди регистров ЦП выделим прежде всего сумматор, который является устройством, непосредственно обслуживающим АЛУ. Самые последние результаты операций находятся, как правило, в сумматоре. Среди других регистров назовем счетчик команд (который хранит след адресов команд, подлежащих извлечению из памяти), указатель стека (который хранит след промежуточных результатов вычислений) и различные регистры общего назначения. УУ дешифрует команды, извлеченные из памяти, генерирует и выдает управляющие сигналы, необходимые для перемещения данных в компьютере, и сообщает АЛУ, что делать дальше.
Другие типы архитектуры. Хотя большинство компьютеров имеет архитектуру фон Неймана, используются и другие архитектуры. Есть два типа ЦП с архитектурой фон Неймана, обозначаемых CISC (для компьютеров со сложным набором команд) и RISC (для компьютеров с упрощенным набором команд). Традиционный ЦП относится к типу CISC, позволяющему выполнять огромное разнообразие команд; RISC имеет меньше команд, но работает быстрее. RISC-процессор больше подходит для решения таких задач, где имеются многочисленные операции при относительно простых вычислениях, например приложения с интенсивным использованием графики; CISC-процессоры более предпочтительны в универсальных приложениях. Для процессоров обоих этих типов приближается ситуация, когда скорость вычислений ограничивается необходимостью выполнять все на одном процессоре. Некоторые суперкомпьютеры, такие, как многопроцессорная машина, решают эту проблему путем использования параллельных матриц неймановских процессоров. Многопроцессорные машины используются там, где должны обрабатываться большие массивы сходных данных, например при прогнозировании погоды и в графике высокого разрешения. Параллельная машина распределяет данные между процессорами и выполняет расчеты одновременно. Еще один вид машины с параллельными процессорами - кластерный, или нейрокомпьютер, - использует очень простые микропроцессоры. Каждый из них действует подобно нейрону, отвечая на сигналы от нескольких различных входов. В нейрокомпьютере имеется сильно взаимосвязанная сеть таких микропроцессоров. Нейрокомпьютеры могут обучаться: при поступлении новых данных они настраивают реакции индивидуальных микропроцессоров и/или изменяют пути взаимосвязей. Эти компьютеры не программируются с помощью алгоритмов, используемых в других цифровых компьютерах; связи, алгоритмы отклика и законы обучения задаются программистом.
Внутренние коммуникации. Компьютер должен иметь центральный канал коммуникаций, соединяющий все основные подсистемы. Во многих компьютерах этот канал называется шиной. Многие мини- и микрокомпьютерные системы содержат соответствующую универсальную шину, которая может подключать к компьютеру различные специализированные функции. Компьютер с такой шиной можно модернизировать постепенно по мере увеличения требований или изменений технологии.
Ввод и вывод. Цель функции ввода в компьютере - преобразование поступающей извне информации (образов, звуков, нажатий клавиш, положений указателя, напряжений термопар и т.д.) в двоичные числа. Функция вывода - обратный процесс - преобразует двоичные числа в визуальные изображения, печатные знаки, звуки, управляющие напряжения и т.п. По существу, все, что измеримо и может быть преобразовано в электрический аналог двоичных чисел, может быть использовано компьютером. Все, что компьютер способен вычислить, может, в свою очередь, конвертироваться в форму, понимаемую человеком или другими машинами. Один из часто используемых вводов-выводов содержит два устройства: аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователи. Первый превращает напряжения, такие, как в аналоговом компьютере, в двоичные числа; другой преобразует двоичные числа в напряжения.
АППАРАТНАЯ ЧАСТЬ КОМПЬЮТЕРА
В дальнейшем подразумевается, что все сказанное относится как к большим, так и к персональным компьютерам. Различия будут оговариваться специально. Электронные цифровые компьютеры состоят из схем двух основных типов: логических вентилей и схем памяти на триггерах. Конечно, компьютер содержит и другие типы схем, например приводы, буферы и генераторы. Но вентили и триггеры (см. ниже) выполняют ключевые логические функции компьютера. Вентиль не имеет памяти и генерирует нужный выход только при наличии соответствующих входных сигналов. Триггеры являются ключевыми элементами схем памяти. Выходное напряжение триггера изменяется с первоначального значения на другое, когда поступает определенный входной сигнал, и остается неизменным до тех пор, пока не поступит другой сигнал, переводящий триггер в первоначальное состояние. Наиболее знакомым примером триггера может служить электрический выключатель света. Предположим, свет выключен. Тогда при нажатии кнопки выключатель замыкается, и свет загорается. Нажмите кнопку еще раз - выключатель размыкается, и свет гаснет. Это эквивалент триггера с одним входом. (Триггер с двумя входами может быть представлен сдвоенным переключателем.) Положение триггера "вкл." задается сигналом "установить", положение "выкл." - сигналом "сбросить". Вычислительная техника началась с разработки электронных компьютеров; первыми были машины на электронных лампах (первое поколение ЭВМ). Лампы работают быстрее и более надежны, чем реле. Ламповые компьютеры преобладали примерно с 1944 по 1958. Второе поколение компьютеров эволюционировало в течение нескольких лет после изобретения транзистора (1947). Транзисторы миниатюрнее, надежнее и расходуют значительно меньше энергии, чем электронные лампы. Первые транзисторные компьютеры работали не намного быстрее, чем ламповые, но имели другие преимущества.
См. также ТРАНЗИСТОР. Третье поколение компьютеров началось с введения многотранзисторной формы - интегральной схемы. В интегральной схеме на кусочек подложки (как правило, кремния) помещается максимально возможное количество схемных элементов. Каждая интегральная схема начала 1960-х годов содержала четыре или пять логических вентилей. В начале 1970-х годов появились первые большие интегральные схемы (БИС). В 1980-х годах упор делался на сверхбольшие интегральные схемы (СБИС) и сверхскоростные интегральные схемы. В 1990-х годах фирма "Интел" создала чип i860XP -высокопроизводительный микропроцессор, содержащий 2,5 млн. транзисторов; этот чип одновременно обрабатывает 64 бит со скоростью 100 млн. операций в секунду. Число компонентов на чипе в среднем удваивалось каждый год начиная с 1966, и до конца века этот темп сохранился. Интегральная схема имеет немало преимуществ перед дискретным транзистором: она работает быстрее, более надежна, потребляет меньше энергии и имеет значительно меньшие размеры. Упомянутый выше чип фирмы "Интел" представляет собой прямоугольник размером приблизительно 10ґ15 мм, а соединения на нем имеют ширину 0,8 мкм. Для прорисовки этих исключительно тонких линий применяется электронный луч. Малые размеры элементов позволяют также повысить быстродействие интегральных схем. Компьютеры на электронных лампах имели быстродействие 50 000 операций в секунду. Во втором и третьем поколениях машин схемы работали в наносекундном диапазоне. Машины четвертого поколения, называемые также суперкомпьютерами, выполняют десятки или сотни миллионов операций в секунду. В машине "Крей-2", например, проблема быстродействия решается приданием ей цилиндрической формы, что позволяет минимизировать длину проводников, соединяющих ее элементы. Следующим шагом в попытках увеличить быстродействие компьютеров становится создание оптических микроэлектронных схем. Оптические схемы, в которых данные передаются световыми импульсами, используют то преимущество, что световые волны в стеклянных волокнах распространяются с меньшими задержками и искажениями, чем электронные импульсы в проводах. Применение этих методов позволит малым компьютерам иметь быстродействие и возможности современных суперкомпьютеров.
См. также ВОЛОКОННАЯ ОПТИКА.
Центральный процессор. ЦП типичного компьютера состоит из большого числа логических вентилей и триггеров. УУ использует много вентилей, чтобы выбрать способ обработки, которая должна быть выполнена в АЛУ, а также направить полученные результаты другим частям компьютера. Регистры, о которых мы рассказывали выше, представляют собой большей частью матрицы из триггеров. Наметился ряд тенденций в конструкции и производстве ЦП. В больших компьютерах и многих миникомпьютерах ЦП состоит из набора чипов, каждый из которых выполняет специальную функцию. В этих машинах каждый из основных блоков ЦП - АЛУ, УУ, микрокоманды для УУ - может находиться на одном или нескольких чипах. (Микрокоманды, по существу, сообщают УУ, какие проводники и вентили нужно соединить, чтобы выполнить команду.) Эти ЦП слишком сложны, чтобы их можно было уместить на одном чипе. Такой подход также позволяет вносить изменения в схему компьютера путем замены одного или двух чипов, а не всего ЦП. В некоторых компьютерах выполняемая задача разделяется между несколькими ЦП. Этот метод известен как параллельная обработка. Некоторые ЦП работают непосредственно в терминах языка программирования (см. ниже), а не обычной архитектуры. Ожидается увеличение разнообразия конструкций и возможностей ЦП. Вероятен также отход от традиционной архитектуры по мере роста объема и скоростей обработки. Возможно, самый большой скачок в конструировании ЦП был сделан с появлением в 1971 микропроцессора 4044 фирмы "Интел". Этот 4-разрядный микропроцессор представлял собой сравнительно медленный чип с ограниченным набором команд, но он и его наследники сделали возможным создание карманных калькуляторов и цифровых часов и привели к разработке микрокомпьютера. В 1974 появились 8-разрядные микропроцессоры, обрабатывающие по 8 бит информации одновременно. Как упоминалось раньше, микропроцессор (или другой ЦП) принимает информацию в виде "слов". Например, память компьютера по командам УУ подает в сумматор сразу 8 бит. Затем УУ добавляет, например, число 00101101 к битам в сумматоре (снова сразу все). Теперь в сумматоре находится новый набор из 8 бит. Далее УУ передает эти 8 бит в память, все сразу. На каждом из этих шагов 8 бит обрабатываются или перемещаются одновременно, но индивидуальные действия - их ввод, сложение, копирование результата - выполняются последовательно. В принципе, чем больший размер слова доступен для обработки ЦП, тем больше информации он может "проглотить" сразу и тем быстрее он выполняет свои задачи. Восьмиразрядные микропроцессоры дали жизнь микрокомпьютерам, сложным компьютерным терминалам и ряду "интеллектуальных" устройств; прогресс в вычислительной технике продолжается. В 1990-х годах имелись сотни миллионов 8- и 16-разрядных микропроцессоров, а в большинстве новых персональных компьютеров и рабочих станций использовались 32-разрядные микропроцессоры, выполняющие миллионы операций в секунду. В 1999 фирмой "Интел" выпущен высокопроизводительный микропроцессор "Пентиум III" с тактовой частотой 500 МГц, интегрированной кэш-памятью до 2 Мб и повышенными возможностями в таких сферах, как распознавание речи и трехмерная графика. Одним из логических следствий микроэлектронной технологии была разработка всего компьютера, включая память, на чипе. Конечно, для таких малых компьютеров память довольно ограниченна, но она достаточна для разработки таких устройств, как реле-регуляторы автоматического зажигания и топливных систем автомобилей и микроволновых печей, а также полноценных "карманных" компьютеров.
Устройства памяти. Основная память. Главным устройством памяти для компьютеров второго поколения и для многих больших компьютеров третьего поколения был магнитный сердечник - крохотное колечко магнитного материала размером с бусинку. С помощью тонких проводов, прошивающих колечки в вертикальном и горизонтальном направлениях, из этих сердечников вяжется сетка внутри компьютера. Каждый сердечник хранит магнитный заряд. Направление магнитного потока определяет состояние 1 или 0. Запоминающее устройство на сердечниках было изобретено в 1948 Э.Уонгом и широко использовалось в 1950-1960-х годах. Запоминающее устройство на сердечниках является энергонезависимой памятью, т.е. оно сохраняет свое содержимое даже тогда, когда электроэнергия отключается. Сердечники выполняли функции появившихся ранее ламповых триггеров и привели к появлению термина "оперативная память". Позже память на сердечниках была вытеснена микроэлектронными устройствами, однако она все еще используется в армейском оборудовании, на космических кораблях и для других специальных применений. Важным дополнением к микропроцессору является память на интегральных схемах. Существуют два основных класса этой памяти: оперативное запоминающее устройство с произвольной выборкой (ОЗУ) и постоянное запоминающее устройство (ПЗУ). ОЗУ работают быстро: микропроцессор может получать доступ к ним за 10-20 нс. Обычные коммерческие модули ОЗУ хранят до 256 Мб (1 Мб равен 1 048 576 байт). ОЗУ надежны и работают годами, выполняя миллиарды операций. ОЗУ помнят только то, что вы сообщили им в последний раз; все остальное стирается. ОЗУ потребляют довольно мало энергии, если сравнивать их с другими интегральными схемами примерно тех же размеров и плотности упаковки. Некоторые ОЗУ расходуют так мало энергии, что достаточно маленькой батарейки, чтобы активизировать или хотя бы поддерживать их память после отключения основного источника энергии. Эти ОЗУ часто используются в небольших портативных компьютерах и калькуляторах. При отключении энергии ОЗУ свою память теряет. ПЗУ же запоминает практически навсегда. ПЗУ особенно удобны для задач, которые нуждаются в неоднократном повторении одного и того же набора команд. ПЗУ работают обычно медленнее, чем ОЗУ, но зато их память постоянна и помехоустойчива. Кроме того, свой проигрыш в скорости реакции ПЗУ компенсируют плотностью упаковки. Характеристика ОЗУ и ПЗУ, именуемая произвольным доступом, относится к способности микропроцессора или другого ЦП получать доступ к любому элементу памяти в любое время. Например, если телефонный номер хранится где-нибудь в ОЗУ или ПЗУ и ЦП (через свою программу) знает, где этот номер находится, то ЦП может набрать его почти мгновенно. Важно лишь, чтобы было известно, где он находится. Не все ПЗУ имеют абсолютно постоянную память. Некоторые ПЗУ-подобные устройства обладают, так сказать, полупостоянной памятью, т.е. они помнят (даже при отключенном питании), что им сообщалось, до тех пор, пока не подвергнутся стиранию и перезаписи. Стирание осуществляется путем экспозиции чипа в ультрафиолетовых лучах высокой интенсивности (например, в стираемом ПЗУ - СПЗУ) или другими способами, как в некоторых современных чипах памяти со стиранием и записью.
Внешняя память. К внешней, или периферийной, памяти относятся магнитные ленты, магнитные диски и память на магнитных доменах. Внешняя память дешевле внутренней, создаваемой обычно на основе полупроводников. Кроме того, большинство устройств внешней памяти может переноситься с одного компьютера на другой. Главный их недостаток в том, что они работают медленнее устройств внутренней памяти. Магнитные ленты в качестве устройств внешней памяти многим знакомы по аудио- и видеомагнитофонным кассетам. И те и другие хранят аналоговые данные, т.е. сигналы, которые изменяются непрерывно, - например, от пианиссимо скрипки до мажорного звука духового инструмента рок-группы. Для использования этих носителей в компьютерах необходимо преобразовать аналоговые сигналы в цифровую форму, т.е. в сигналы, соответствующие двоичным цифрам 0 и 1. Это сравнительно дешевый и довольно медленный носитель. Тем не менее в мощных компьютерах для хранения больших объемов данных часто используют высокоскоростные многодорожечные магнитные ленты. Эти ленты удобны для резервного копирования всей информации с дисков компьютерных систем (см. ниже). По виду ленточные картриджи похожи на аудиокассеты, но предназначены для цифровой записи. Плотность записи в них выше, чем у аудиокассет, а ленты подвергаются специальному тестированию. Они используются при создании резервных копий для систем на жестких дисках. Цифровые аудиоленты также используются в качестве средства резервирования. При этом в кассете меньшего размера, чем аудиокассета, может храниться до миллиарда байт данных. Все типы ленточных запоминающих устройств имеют один основной недостаток - последовательный режим работы, т.е. лента должна прокручиваться до нужного элемента, что отнимает много времени. Требование экономии времени вынуждает пользователя обращаться к другому, более популярному средству хранения информации для небольших компьютеров, - гибкому диску, или дискете. Гибкий магнитный диск является компромиссным решением между магнитной лентой и граммофонной пластинкой. Это небольшой, тонкий и гибкий пластиковый диск, на одной или обеих сторонах которого нанесено магнитное покрытие. Диск с покрытием заключается в защитный конверт или оболочку, имеющую отверстия для доступа головки чтения/записи и двигателя дисковода. Гибкие диски "проигрываются" аналогично грампластинке, но с помощью головки магнитной записи, а не иголки. Подобно магнитной ленте, гибкий диск может формировать постоянную запись программы или данных; поскольку он допускает стирание, его содержимое может быть изменено. Гибкий диск, в отличие от магнитной ленты, является средством произвольного доступа. Информация, записанная на диске, располагается концентрическими окружностями (дорожками) на его поверхности. Одна или две дорожки обычно используются для хранения оглавления. Чтобы найти конкретную запись на диске, компьютер дает указание магнитной головке переместиться к дорожке с оглавлением и найти координаты места нужной информации; при этом диск вращается под магнитной головкой. Как только нужная запись найдена в оглавлении, компьютер приказывает магнитной головке переместиться к соответствующему месту диска. Те же принципы действуют при записи информации. Чтобы изменить информацию на магнитной ленте, надо прочитать всю ленту, вставить изменения и перезаписать измененный вариант. Принцип гибкого диска позволяет исправить конкретный сегмент записей, не затрагивая остальной поверхности. Вот почему запись на диске может быть осуществлена частями, каждая из которых вставляется в любое подходящее место. Единственное дополнительное требование состоит в том, чтобы оглавление на диске изменялось в соответствии с изменениями, сделанными на этом диске. Промышленность выпускает гибкие диски в основном размера 3,5 дюйма (89 мм). Типичный гибкий диск может хранить до 1,5 млн. знаков (байтов), что эквивалентно 900 страницам машинописного текста, напечатанного через два интервала. Имеются также диски большей информационной емкости. Дисководами для гибких дисков оснащаются практически все персональные компьютеры. Жесткий диск подобен гибкому, но сделан из прочных и жестких материалов. Он может вращаться быстрее и вмещает больше информации. Типичный дисковод жесткого диска для персонального компьютера почти не отличается размерами от дисковода гибкого диска, но емкость современного жесткого диска достигает 25-50 Гб, т.е. в тысячи раз больше, чем у гибкого. Кроме того, жесткие диски гораздо быстрее связываются со своим компьютером, чем дискеты. Поиск, который длится до нескольких секунд на дискете, занимает на жестком диске лишь сотые доли секунды. Жесткий диск в большинстве компьютеров служит внешним устройством хранения текущих записей и прикладного программного обеспечения. Обычно жесткий диск заключается в прочный герметичный корпус. Если такой диск отказывает, то компьютер, не имеющий резервной памяти, становится бесполезным. Некоторые жесткие диски, подобно гибким, могут удаляться из дисковода. Жесткие диски дороже дискет, однако стоимость единицы емкости у них постоянно уменьшается.
СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ на компакт-диске. При записи твердотельный лазер выжигает информацию на диске в виде крошечных углублений. При поиске такой же лазер используется (но в режиме пониженной мощности) для чтения информации: отраженный свет лазера преобразуется в электрические сигналы, которые воспроизводят первоначальную информацию. Положение лазера в режиме записи и поиска задается линейными двигателем и оптическим датчиком. 1 - подложка; 2 - слой оксида; 3 - покрытие; 4 - деталь; 5 - лазерный луч; 6 - линейный оптический датчик положения; 7 - оптическая головка; 8 - диск; 9 - лазерный диод; 10 - фотоприемник; 11 - линейный двигатель.
СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ на компакт-диске. При записи твердотельный лазер "выжигает" информацию на диске в виде крошечных углублений. При поиске такой же лазер используется (но в режиме пониженной мощности) для "чтения" информации: отраженный свет лазера преобразуется в электрические сигналы, которые воспроизводят первоначальную информацию. Положение лазера в режиме записи и поиска задается линейными двигателем и оптическим датчиком. 1 - подложка; 2 - слой оксида; 3 - покрытие; 4 - деталь; 5 - лазерный луч; 6 - линейный оптический датчик положения; 7 - оптическая головка; 8 - диск; 9 - лазерный диод; 10 - фотоприемник; 11 - линейный двигатель.
Оптический диск имеет сходство как с магнитным диском, так и с граммофонной пластинкой. Существуют диски CD-ROM, диски с однократной записью и многократным чтением и стираемые диски. Компакт-диски и диски с однократной записью используются для хранения большого количества информации, не подлежащей изменению. Последние заполняются только один раз, и введенная информация не может быть стерта. Стираемые оптические диски могут использоваться аналогично жестким дискам. По размерам оптические диски варьируются от размеров видеодиска до диаметров 133 мм и менее, характерных для звуковых компакт-дисков.
См. также ИЗОБРАЖЕНИЙ ЗАПИСЬ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ.
КОМПЬЮТЕРНЫЙ КОМПАКТ-ДИСК
КОМПЬЮТЕРНЫЙ КОМПАКТ-ДИСК
Оптический диск, как и грампластинка, хранит информацию на спиральной дорожке. Как и в случае с магнитным диском, считывающая головка оптического плейера перемещается вдоль фиксированной направляющей радиально вперед-назад, а не на рычаге, вращающемся около некоторого центра, как в случае грампластинки. Для записи и чтения информации используется лазерный луч. Оптический компакт-диск хранит информацию в форме маленьких поверхностных углублений, соответствующих двоичным числам. Вариации интенсивности лазерного луча, отраженного от этих углублений, распознаются фотоэлементом, который превращает их в электрические сигналы. Стираемые оптические диски имеют покрытие, которое реагирует на магнитное поле от записывающей головки дисковода изменением оптической поляризации. Затем эти изменения могут быть превращены считывающей головкой в электрические сигналы. Информация, записанная на магнитооптическом диске, стирается путем комбинированного действия магнитного поля и лазерного луча. На диске CD-ROM диаметром 120 мм может храниться свыше 300 000 страниц печатного текста, или 650 Мб информации. Коммерческие CD-ROM используются для размещения многочисленных и разнообразных справочных материалов, клипов для компьютерной графики, анимации и комбинаций текста, звука и изображений. Они становятся незаменимыми в мультимедийных системах. Магнитооптические диски имеют такие же размеры, как и распространенные дискеты (89 и 133 мм). Технология производства запоминающих устройств постоянно совершенствуется, что приводит к повышению быстродействия и надежности и снижению стоимости, а у пользователя появляется выбор, практически удовлетворяющий поставленной вычислительной задаче.
Устройства ввода-вывода. Компьютер должен иметь возможность связываться с внешним миром. Кроме устройств внешней памяти, рассмотренных выше, компьютер снабжается связями с оператором, линиями телекоммуникаций, датчиками, исполнительными механизмами и другими машинами.
Интерфейс человек - компьютер. Связь с компьютером пока не похожа на разговор с человеком. Скорее она напоминает общение с пишущей машинкой. Отчасти такая ситуация является результатом недостатков, имеющихся у аппаратных средств, но в большей степени она объясняется неадекватностью программного обеспечения -не ясно, например, как люди думают, и еще меньше известно, как программировать компьютер, чтобы имитировать мышление даже в простых случаях. Наиболее распространенным устройством интерфейса человек - машина для компьютера являются дисплей, подобный телеэкрану, и клавиатура, подобная клавиатуре пишущей машинки. Дисплей представляет собой терминал на электронно-лучевой трубке (ЭЛТ). Обычно дисплеи персональных компьютеров имеют значительно большее разрешение, чем экраны домашних телевизоров. Например, дисплей VGA (англоязычная аббревиатура для графического видеоадаптера) показывает на экране 640ґ480 точек. В течение 1980-х годов дисплеи и связанные с ними платы контроллеров на компьютерах были ориентированы в значительной степени на знаки: контроллер дисплея включал ПЗУ, содержащее точечные шаблоны для алфавитных и графических символов (до 255). Компьютер сообщал контроллеру дисплея, где на экране поместить каждый знак, а также какой знак (если таковой имеется) использовать в том или ином месте. С удешевлением памяти компьютера расширилось применение растровых дисплеев, в которых контроллер рассчитывает яркость и цвет каждой точки на экране. Растровые дисплеи требуются в графических интерфейсах пользователя (ГИП, см. ниже). Большая часть дисплеев в начале 1980-х годов была монохромной; к середине 1990-х годов они были вытеснены полноцветными. Важным дополнением к дисплею служит принтер. Он обеспечивает получение долговременной копии выхода компьютера. Диапазон возможностей компьютерных принтеров простирается от принтеров с низким разрешением до принтеров с почти типографским качеством печати. Типичные матричные принтеры имеют разрешающую способность в диапазоне 56-141 точка/см и могут затрачивать на печать страницы текста до 10 с. Лазерные принтеры и принтеры на светодиодах состоят из механизмов, аналогичных используемым в фотонаборных машинах. Движение лазерного луча (или матрицы светодиодов) формирует линейное изображение на вращающемся светочувствительном барабане, который передает это изображение через электростатический заряд и тонер листу бумаги. Самые дешевые настольные лазерные и светодиодные принтеры обеспечивают разрешение 108 точек/см и печатают до 14 страниц текста в минуту. Печать графики отнимает обычно больше времени независимо от типа принтера. Принтеры для больших компьютеров позволяют распечатывать огромные объемы бумаги за короткое время. Другими средствами интерфейса человек - компьютер являются мышь для перемещения позиционной информации на дисплее с ЭЛТ или экране телевизора и указатели для выбора специфических мест на экране дисплея или чертежной доске. Некоторые дисплеи на ЭЛТ в качестве такого указателя позволяют использовать палец.
Интерфейсы для телекоммуникаций. Персональный компьютер, связанный с системой телекоммуникаций, может общаться с другими компьютерами, подсоединенными к этой системе. Приспособление, выполняющее эту функцию через обычную телефонную линию, называется модемом (сокращение от полного названия "модулятор-демодулятор"). Существуют модемы двух типов. Один представляет собой внешний блок, который подсоединяется к телефонной линии и компьютеру. Другой имеет вид платы, устанавливаемой внутри компьютера. (Все коммерческие модемы удовлетворяют требованиям на запрет использования несанкционированных устройств связи.) Преимущество такого модема состоит в том, что компьютер программируется на автоматический набор телефонного номера. Модемы имеют скорости передачи от 120 до 56 тыс. знаков в секунду. Быстродействие модемов, скорости передачи сигналов и методы сжатия данных регулируются международными стандартами. Таким образом, появляется возможность относительно легко и быстро обмениваться информацией между многими географическими пунктами земного шара. С конца 1970-х годов появился ряд других коммуникационных систем, спроектированных специально для использования со всеми видами компьютеров. Эти системы названы локальными вычислительными сетями, или ЛВС. Они образуют базовую технологию различных схем автоматизации учрежденческих работ. Автоматизация таких работ является главной областью компьютерных приложений; она нацелена на использование компьютеров (особенно микрокомпьютеров), связанных с коммуникационными системами для облегчения прохождения информации.
См. также ОРГТЕХНИКА И КАНЦЕЛЯРСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Интерфейсы датчик - исполнительный механизм. На первых порах главным применением компьютеров было управление станками. Миникомпьютеры, подсоединенные к большим токарным, фрезерным станкам и другому производственному оборудованию, могут контролировать машинные операции и корректировать их с целью стабильного получения требуемых деталей. Такой компьютер оборудуется датчиками, обеспечивающими его информацией о положении рабочих элементов станка, например револьверной головки с режущим инструментом, и заготовки, подвергаемой обработке. Компьютер сравнивает показания датчика со своими предварительно запрограммированными инструкциями и выдает команды исполнительным механизмам о перемещении рабочих элементов станка так, чтобы обеспечить соответствие проектным данным. Часто компьютеры используются для замены людей при выполнении опасных заданий, таких, как обработка радиоактивных материалов.
См. также СТАНКИ МЕТАЛЛОРЕЖУЩИЕ; РОБОТ. Персональные компьютеры могут управлять многими домохозяйственными делами, например расходованием энергии, противопожарными системами, системами отопления и безопасности, при условии, что они снабжены нужными датчиками (температуры и освещения, влажности, охранной сигнализации и т.д.). Недостатком таких систем является их дороговизна. До тех пор пока интегральные схемы не будут встраиваться в большинство бытовых приборов и устройств, использование персональных компьютеров в сборе информации от датчиков и управлении соответствующими бытовыми устройствами останется нерентабельным. Основные производители автомобилей приступили к использованию интегральных схем и микропроцессоров в автомобильных системах управления - главным образом в системах нейтрализации выхлопа и экономии топлива. Для автомобильной промышленности разрабатывается много разных датчиков; со временем аналогичные приборы будут доступны и для бытовой техники.
Компьютеры следующего поколения. Появление широко запараллеленных и нейронных компьютеров возвестило о первых результатах новой технологической революции. Одним из ее ключевых моментов является концепция обработки знаний. Обработка знаний включает разработку компьютерного "мышления", подобного интеллектуальной деятельности эксперта. Типичная машина следующего поколения будет настоящим электронным экспертом в конкретной области. Пользователь будет общаться с такими компьютерами на естественном языке, а не с помощью стилизованных кодов, используемых сегодняшними системами. Передовые позиции в разработке компьютеров следующего поколения занимают США и Япония.
См. также ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ
Программное обеспечение представляет собой совокупность компьютерных инструкций. Оно охватывает программы, подпрограммы (разделы программы) и данные. Таким образом, программное обеспечение указывает компьютеру, что делать, как, когда, в какой последовательности и как часто. Нередко программное обеспечение называют просто программой. Компьютерные программы состоят из перечней команд, которые заставляют компьютер выполнять нужную работу. Компьютер должен получать исчерпывающие конкретные команды. Часто компьютерные программы имеют вид стенограммы.
Концепции программирования. Существуют две большие категории программ: системные и прикладные. Системные программы имеют дело с взаимодействием между различными компонентами компьютера. Например, операционная система Windows представляет собой программу или набор программ, указывающих ЦП, как передавать данные и команды внутри процессора, между внутренней памятью компьютера, накопителем на диске и устройствами ввода-вывода, такими, как терминалы или мониторы на ЭЛТ, принтеры, модемы, датчики и т.п. Она выполняет сервисные функции, такие, как отслеживание места хранения прикладных программ на гибком диске, с которым взаимодействует компьютер. Лучшие системные программы - это программы, которые позволяют компьютеру делать свою работу, не требуя от оператора, чтобы он был с ней знаком. Прикладная программа представляет собой набор команд для решения внешних задач, отличных от задач основной внутренней работы компьютера. Примером прикладной программы может служить программа обработки текстов или управления базой данных.
Языки. Единственный язык, который понятен компьютеру непосредственно, состоит из нулей и единиц (включено и выключено, да и нет, истинно и ложно), необходимым образом повторенных и упорядоченных. Например, для микропроцессоров серии "Интел" 80Х86 (где Х есть любое число от 1 до 5) приемлемо следующее утверждение: 1000011000000111. Эта двухбайтовая последовательность битов означает команду "Прибавить число 7 к тому, что находится в сумматоре". Сумматор представляет собой регистр в ЦП, который хранит самые последние результаты того, что обрабатывалось. Приведенная последовательность битов, будучи ясной для ЦП, является невыразительной и бессмысленной для обычного человека. Поэтому были изобретены языки, которые переводят утверждения, понятные людям, в биты и обратно. Следующий шаг в уровне абстрагирования - создание языка ассемблера.
В ДВОИЧНОЙ СИСТЕМЕ счисления используются только два числа 0 и 1, причем каждый разряд имеет удвоенное значение разряда справа, тогда как в десятичной системе он отличается в десять раз. Если включенная (вкл.) лампочка представляет значение 1, а выключенная (выкл.) - значение 0, то ряд лампочек в верхней части рисунка обозначает число 5 или, в двоичной записи, 0101. Некоторые из устройств с двумя состояниями, используемые для представления 0 и 1 в компьютерных системах, показаны в нижней части рисунка.
В ДВОИЧНОЙ СИСТЕМЕ счисления используются только два числа 0 и 1, причем каждый разряд имеет удвоенное значение разряда справа, тогда как в десятичной системе он отличается в десять раз. Если включенная ("вкл.") лампочка представляет значение 1, а выключенная ("выкл.") - значение 0, то ряд лампочек в верхней части рисунка обозначает число 5 или, в двоичной записи, 0101. Некоторые из устройств с двумя состояниями, используемые для представления 0 и 1 в компьютерных системах, показаны в нижней части рисунка.
На языке ассемблера микропроцессоров "Интел" 80Х86 приведенная выше 16-бит команда выглядит так: ADD 07. Это уже более понятно. Программы на языке ассемблера обеспечивают наиболее компактную форму команд для достижения нужной цели. Однако текст программы получается очень длинным. Высокоуровневые языки, такие, как Си, Паскаль, Бейсик, Кобол, Фортран, Ява и им подобные, используют больше памяти, чем язык ассемблера, но работать с ними гораздо легче. Когда в 1970-х и 1980-х годах стоимость памяти стала снижаться, а стоимость программиста - повышаться, высокоуровневые языки вышли на доминирующие позиции. Си - мощный язык, разработанный фирмой Bell Telephone Labs. (США), который позволяет программисту работать с конкретизацией, свойственной языку ассемблера. Он обеспечивает также высокий уровень абстрагирования. В начале 1990-х годов Си стал самым популярным языком коммерческих прикладных программ для персональных компьютеров. Первоначальным важным достоинством Бейсика было то, что он относительно легок для изучения; с тех пор он стал довольно мощным языком. Паскаль, созданный первоначально для обучения методам структурного программирования, также очень популярен среди пользователей персональных компьютеров. Вариантом Паскаля является Модула-2; оба языка разработаны Н.Виртом. Существует ряд других высокоуровневых языков, каждый из которых наиболее приспособлен для того или иного типа задач. Кобол предназначался главным образом для бизнеса; особенно хорош он для обработки больших файлов, таких, как инвентаризационные и платежные ведомости. Фортран является основным компьютерным языком ученых и инженеров; он специализируется на математических формулах и сложных вычислениях. Разработка языка Ада финансировалась Министерством обороны США. Лисп и Пролог являются основными языками исследований в области искусственного интеллекта. Лого отпочковался от Лиспа и служит для разработки методов обучения с помощью компьютеров. Все высокоуровневые языки, включая упомянутые выше, являются процедурными языками, т.е. они выдают компьютеру подробные пошаговые команды. Другая группа высокоуровневых языков относится к объектно-ориентированным. Объектно-ориентированное программирование (ООП) сосредоточивается на разбиении общих процессов на модули и объединении последних в блоки, которые могут использоваться повторно для разнообразных функций. Каждый объект программы имеет точно определенные поведение и набор характеристик. Каждый объект реагирует на сообщения от других объектов заранее заданным образом. Детали такой реакции включены в объектный код и "невидимы" остальным объектам. Например, чтобы начертить рамку на экране дисплея в процедурном языке, программист должен написать команды, подробно расписывающие процесс вычерчивания от начальной точки к каждой последующей, указывая, какие точки экрана должны высвечиваться. В объектно-ориентированном языке программист просто пишет команду, по которой вычерчивается рамка данного размера в определенном месте. Примерами языков ООП могут служить Смоллток, Эктор, Си++ и версии Турбо Паскаля. Компьютерное программирование - кропотливая работа. По этой причине среди программистов приложений популярно программирование меню, или пользовательское программирование. Малоопытный программист может выбрать такой язык, как Бейсик (этот язык предпочитают непрофессиональные программисты), для подробной структуры программы, но части программы, которые видит оператор, будут появляться на естественном языке, например английском или русском. При выполнении программы оператор выбирает из меню нужный вариант. Выбранная альтернатива может вызвать изображение другого набора альтернатив, одна из которых должна быть выбрана и т.д. С повышением популярности персональных компьютеров значительное число более традиционных прикладных программ должно записываться в менюподобном или ориентированном на пользователя формате. Упор в программном обеспечении будет делаться на создании максимально ясного и дружелюбного интерфейса человек - машина. Один частный аспект этого исследования заслуживает особого внимания.
Беспрограммное программное обеспечение. Расширение производства и применения персональных компьютеров существенно ускорило разработку т.н. беспрограммного программного обеспечения. В этом случае пользователь может посредством управляющих элементов компьютера взаимодействовать с дисплеем, изображающим логическую или визуальную структуру некоторого вида. Пользователь может ввести с клавиатуры в любой точке дисплея необходимую информацию, а затем перейти к следующей точке. Эта структура может использоваться многократно (если необходимо, каждый раз с другими данными). Чтобы работать в такой программе, от пользователя не требуется знать что-либо о программировании. Многие программы электронных таблиц и баз данных обладают указанными беспрограммными характеристиками. Основные средства организации запросов в больших базах данных универсальных компьютеров базируются на SQL (язык структурированных запросов, "эскьюэль"), в котором пользователь запрашивает информацию из базы данных, используя синтаксис, во многом похожий на обычный английский. Стало популярным связывать SQL с базами данных персональных компьютеров.
Графические интерфейсы пользователя (ГИП). Компьютерные дисплеи прошли эволюцию от изображения, основанного на знаках, к экстенсивной растровой графике. Это развитие облегчило разработку программ - особенно операционных систем, включая графику и разнообразные изобразительные методы. Многие программы могут быть выведены на экран, а прикладные программы могут выполняться одновременно. Серия компьютеров "Макинтош", выпускаемых фирмой "Эппл" (США), положила начало широкому распространению ГИП для персональных компьютеров. Программы системы Windows (фирмы "Майкрософт", США), OS/2 Presentation Manager (фирмы ИБМ, США), New Wave (фирмы "Хьюлетт-Паккард", США) и большая часть программных средств для дисплеев рабочих станций используют ГИП и ООП.
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ
Везде, где требуется быстрая обработка больших количеств информации или выполнение рутинных, многократно повторяющихся задач, возникает и потребность в компьютерах.
Образование и распространение информации. Компьютеры становятся исключительно полезным инструментом в сфере образования. В некоторых применениях, таких, как стандартное обучение, они могут служить прекрасными помощниками преподавателя. Идеально подходят они и для самообучения, когда цели и содержание курса четко определены. В решении перечисленных задач хорошо запрограммированные компьютеры могут оказаться лучше среднего преподавателя. Современные средства массовой информации (телевидение и печать) также базируются на компьютерной технике.
Бизнес. Первые шаги компьютеров в бизнесе относятся к банковскому и страховому делу, где приходится обрабатывать ежедневно огромные массивы данных. Когда в 1950-х годах в банках ввели чеки с магнитным кодом, появилась возможность обрабатывать их на компьютерах. Компьютеры стали доступны кассирам банков и других финансовых учреждений, а с расширением использования автоматизированных кассовых машин стали вытеснять и самих кассиров. Для проведения автоматических и быстрых банковских операций через компьютер используются кредитные и дебетовые карточки. Реализация концепции "банк здесь и сейчас" зависит от распространения технологии электронного перевода денежных средств, основанной на применении компьютеров. Следующим логическим шагом является проведение банковских операций с домашних компьютеров и терминалов пользователей. В области автоматизации учрежденческих работ компьютеры, связанные телекоммуникациями, применимы к таким задачам, как обработка электронной почты, текстов и документов. С помощью офисного или настольного компьютера можно составить записку, сделать расчеты, начертить графики, проверить правописание и автоматически передать результаты электронной почтой.
См. также ФАКСИМИЛЬНАЯ СВЯЗЬ.
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА на компьютере.
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА на компьютере.
Компьютеры быстро завоевали ведущие позиции и на производстве. С появлением станков с числовым управлением и промышленных роботов, которые обеспечили автоматизацию специфических производственных процессов, компьютеры и телекоммуникационные сети позволили развернуть создание т.н. комплексных автоматизированных производств. На таких производствах все технологические процессы, включая обрабатывающие центры, транспортеры и конвейеры, контролируются и регулируются компьютерными сетями. Телефонная сеть почти полностью управляется компьютерами. В ближайшие годы она целиком перейдет с аналоговой передачи сигналов на цифровую. В результате появится возможность посылать прямо на дом разнообразную информацию, включая живые изображения.
Компьютер в доме. Хотя многие домашние компьютеры используются главным образом для развлечений и обучения, расширяется их применение и для решения экономических задач - от управления денежными средствами и инвестициями до занятия бизнесом на дому. Сейчас уже нет необходимости знать что-либо о компьютере, чтобы успешно на нем работать. Электронные доски объявлений и коммерческие информационные системы обеспечивают информацией практически по любой теме сотни тысяч пользователей. Усиливается тенденция к созданию разнообразных "умных" приборов. Помимо микроволновых печей, многие из которых "общаются" с пользователем, имеются приборы контроля и кондиционирования окружающей среды, программируемые записывающие устройства и радиоприемники, системы защиты жилища и интеллектуальные телефоны; все они работают на микропроцессорах.
См. также
ИНФОРМАЦИИ НАКОПЛЕНИЕ И ПОИСК;
БИБЛИОТЕКА;
ИНТЕРНЕТ И ДРУГИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ.
ЛИТЕРАТУРА
Нагао М., Катояма Т., Уэмура С. Структуры и базы данных. М., 1986 Пул Л. Работа на персональном компьютере. М., 1986 Трейстер Р. Персональный компьютер фирмы ИБМ. М., 1986 Дейтел Г. Введение в операционные системы. М., 1987 Жигарев А.Н. и др. Основы компьютерной грамоты. Л., 1987 Компьютеры: справочное руководство. М., 1987 Лорд Н. и др. Вычислительные машины будущего. М., 1987 Мичи Д., Джонстон Р. Компьютер - творец. М., 1987 Рыбаков М.А. Анатомия персонального компьютера. М., 1990 Хасемир Р., Фаненштих К. Текстовый процессор Word 6.0 для Windows. М., 1996 Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. М., 1997

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

dic.academic.ru

Компьютерная память

НЖМД объёмом 44 Мб 1980-х годов выпуска и CompactFlash на 2 Гб 2000-х годов выпуска Модуль оперативной памяти DRAM, вставленный в материнскую плату Устройство хранения информации на флеш-памяти

Компью́терная па́мять (устройство хранения информации, запоминающее устройство) — часть вычислительной машины, физическое устройство или среда для хранения данных, используемая в вычислениях, в течение определённого времени. Память, как и центральный процессор, является неизменной частью компьютера с 1940-х. Память в вычислительных устройствах имеет иерархическую структуру и обычно предполагает использование нескольких запоминающих устройств, имеющих различные характеристики.

В персональных компьютерах «памятью» часто называют один из её видов — динамическая память с произвольным доступом (DRAM), — которая в настоящее время используется в качестве ОЗУ персонального компьютера.

Задачей компьютерной памяти является хранение в своих ячейках состояния внешнего воздействия, запись информации. Эти ячейки могут фиксировать самые разнообразные физические воздействия. Они функционально аналогичны обычному электромеханическому переключателю и информация в них записывается в виде двух чётко различимых состояний — 0 и 1 («выключено»/«включено»). Специальные механизмы обеспечивают доступ (считывание, произвольное или последовательное) к состоянию этих ячеек.

Процесс доступа к памяти разбит на разделённые во времени процессы — операцию записи (сленг. прошивка, в случае записи ПЗУ) и операцию чтения, во многих случаях эти операции происходят под управлением отдельного специализированного устройства — контроллера памяти.

Также различают операцию стирания памяти — занесение (запись) в ячейки памяти одинаковых значений, обычно 0016 или FF16.

Наиболее известные запоминающие устройства, используемые в персональных компьютерах: модули оперативной памяти (ОЗУ), жёсткие диски (винчестеры), дискеты (гибкие магнитные диски), CD- или DVD-диски, а также устройства флеш-памяти.

Функции памяти

Компьютерная память обеспечивает поддержку одной из функций современного компьютера, — способность длительного хранения информации. Вместе с центральным процессором запоминающее устройство являются ключевыми звеньями так называемой архитектуры фон Неймана, — принципа, заложенного в основу большинства современных компьютеров общего назначения.

Первые компьютеры использовали запоминающие устройства исключительно для хранения обрабатываемых данных. Их программы реализовывались на аппаратном уровне в виде жёстко заданных выполняемых последовательностей. Любое перепрограммирование требовало огромного объёма ручной работы по подготовке новой документации, перекоммутации, перестройки блоков и устройств и т. д. Использование архитектуры фон Неймана, предусматривающей хранение компьютерных программ и данных в общей памяти, коренным образом переменило ситуацию.

Любая информация может быть измерена в битах и потому, независимо от того, на каких физических принципах и в какой системе счисления функционирует цифровой компьютер (двоичной, троичной, десятичной и т. п.), числа, текстовая информация, изображения, звук, видео и другие виды данных можно представить последовательностями битовых строк или двоичными числами. Это позволяет компьютеру манипулировать данными при условии достаточной ёмкости системы хранения (например, для хранения текста романа среднего размера необходимо около одного мегабайта).

К настоящему времени создано множество устройств, предназначенных для хранения данных, основанных на использовании самых разных физических эффектов. Универсального решения не существует, у каждого имеются свои достоинства и свои недостатки, поэтому компьютерные системы обычно оснащаются несколькими видами систем хранения, основные свойства которых обуславливают их использование и назначение.

Физические основы функционирования

В основе работы запоминающего устройства может лежать любой физический эффект, обеспечивающий приведение системы к двум или более устойчивым состояниям. В современной компьютерной технике часто используются физические свойства полупроводников, когда прохождение тока через полупроводник или его отсутствие трактуются как наличие логических сигналов 0 или 1. Устойчивые состояния, определяемые направлением намагниченности, позволяют использовать для хранения данных разнообразные магнитные материалы. Наличие или отсутствие заряда в конденсаторе также может быть положено в основу системы хранения. Отражение или рассеяние света от поверхности CD, DVD или Blu-ray-диска также позволяет хранить информацию.

Классификация типов памяти

Следует различать классификацию памяти и классификацию запоминающих устройств (ЗУ). Первая классифицирует память по функциональности, вторая же — по технической реализации. Здесь рассматривается первая — таким образом, в неё попадают как аппаратные виды памяти (реализуемые на ЗУ), так и структуры данных, реализуемые в большинстве случаев программно.

Доступные операции с данными

  • Память только для чтения (read-only memory, ROM)
  • Память для чтения/записи

Память на программируемых и перепрограммируемых ПЗУ (ППЗУ и ПППЗУ) не имеет общепринятого места в этой классификации. Её относят либо к подвиду памяти «только для чтения»[1], либо выделяют в отдельный вид.

Также предлагается относить память к тому или иному виду по характерной частоте её перезаписи на практике: к RAM относить виды, в которых информация часто меняется в процессе работы, а к ROM — предназначенные для хранения относительно неизменных данных.[1]

Метод доступа

  • Последовательный доступ (англ. sequential access memory, SAM) — ячейки памяти выбираются (считываются) последовательно, одна за другой, в очерёдности их расположения. Вариант такой памяти — стековая память.
  • Произвольный доступ (англ. random access memory, RAM) — вычислительное устройство может обратиться к произвольной ячейке памяти по любому адресу.

Организация хранения данных и алгоритмы доступа к ним

Повторяет классификацию структур данных:

  • Адресуемая память — адресация осуществляется по местоположению данных.
  • Ассоциативная память (англ. associative memory, content-addressable memory, CAM) — адресация осуществляется по содержанию данных, а не по их местоположению (память проверяет наличие ячейки с заданным содержимым, и если таковая(ые) присутствует(ют) возвращает её(их) адрес(а) или другие данные с ней(ними) ассоциированные).
  • Магазинная (стековая) память (англ. pushdown storage) — реализация стека.
  • Матричная память (англ. matrix storage) — ячейки памяти расположены так, что доступ к ним осуществляется по двум или более координатам.
  • Объектная память (англ. object storage) — память, система управления которой ориентирована на хранение объектов. При этом каждый объект характеризуется типом и размером записи.
  • Семантическая память (англ. semantic storage) — данные размещаются и списываются в соответствии с некоторой структурой понятийных признаков.

Назначение

  • Буферная память (англ. buffer storage) — память, предназначенная для временного хранения данных при обмене ими между различными устройствами или программами.
  • Временная (промежуточная) память (англ. temporary (intermediate) storage) — память для хранения промежуточных результатов обработки.
  • Кеш-память (англ. cache memory) — часть архитектуры устройства или программного обеспечения, осуществляющая хранение часто используемых данных для предоставления их в более быстрый доступ, нежели кешируемая память.
  • Корректирующая память (англ. patch memory) — часть памяти ЭВМ, предназначенная для хранения адресов неисправных ячеек основной памяти. Также используются термины relocation table и remap table.
  • Управляющая память (англ. control storage) — память, содержащая управляющие программы или микропрограммы. Обычно реализуется в виде ПЗУ.
  • Разделяемая память или память коллективного доступа (англ. shared memory, shared access memory) — память, доступная одновременно нескольким пользователям, процессам или процессорам.

Организация адресного пространства

  • Реальная или физическая память (англ. real (physical) memory) — память, способ адресации которой соответствует физическому расположению её данных;
  • Виртуальная память (англ. virtual memory) — память, способ адресации которой не отражает физического расположения её данных;
  • Оверлейная память (англ. overlayable storage) — память, в которой присутствует несколько областей с одинаковыми адресами, из которых в каждый момент доступна только одна.

Удалённость и доступность для процессора

  • Первичная память (сверхоперативная, СОЗУ) — доступна процессору без какого-либо обращения к внешним устройствам.
    • регистры процессора (процессорная или регистровая память) — регистры, расположенные непосредственно в АЛУ;
    • кэш процессора — кэш, используемый процессором для уменьшения среднего времени доступа к компьютерной памяти. Разделяется на несколько уровней, различающихся скоростью и объёмом (например, L1, L2, L3).
  • Вторичная память — доступна процессору путём прямой адресации через шину адреса (адресуемая память). Таким образом доступна оперативная память (память, предназначенная для хранения текущих данных и выполняемых программ) и порты ввода-вывода (специальные адреса, через обращение к которым реализовано взаимодействие с прочей аппаратурой).
  • Третичная память — доступна только путём нетривиальной последовательности действий. Сюда входят все виды внешней памяти — доступной через устройства ввода-вывода. Взаимодействие с третичной памятью ведётся по определённым правилам (протоколам) и требует присутствия в памяти соответствующих программ. Программы, обеспечивающие минимально необходимое взаимодействие, помещаются в ПЗУ, входящее во вторичную память (у PC-совместимых ПК — это ПЗУ BIOS).

Положение структур данных, расположенных в основной памяти, в этой классификации неоднозначно. Как правило, их вообще в неё не включают, выполняя классификацию с привязкой к традиционно используемым видам ЗУ.[2]

Доступность техническими средствами

  • Непосредственно управляемая (оперативно доступная) память (англ. on-line storage) — память, непосредственно доступная в данный момент.[источник не указан 2741 день]
  • Автономная память, Архив (англ. off-line storage) — память, доступ к которой требует внешних действий — например, вставку оператором архивного носителя с указанным программой идентифиткатором
  • Полуавтономная память англ. nearline storage — то же, что автономная, но физическое перемещение носителей осуществляется роботом по команде системы, то есть не требует присутствия оператора

Прочие термины

  • Многоблочная память (англ. multibank memory) — вид оперативной памяти, организованной из нескольких независимых блоков, допускающих одновременное обращение к ним, что повышает её пропускную способность. Часто употребляется термин «интерлив» (калька с англ. interleave — перемежать) и может встречаться в документации некоторых фирм «многоканальная память» (англ. multichanel).
  • Память со встроенной логикой (англ. logic-in-memory) — вид памяти, содержащий встроенные средства логической обработки (преобразования) данных, например их масштабирования, преобразования кодов, наложения полей и др.
  • Многовходовая память (англ. multiport storage memory) — устройство памяти, допускающее независимое обращение с нескольких направлений (входов), причём обслуживание запросов производится в порядке их приоритета.
  • Многоуровневая память (англ. multilevel memory) — организация памяти, состоящая из нескольких уровней запоминающих устройств с различными характеристиками и рассматриваемая со стороны пользователей как единое целое. Для многоуровневой памяти характерна страничная организация, обеспечивающая «прозрачность» обмена данными между ЗУ разных уровней.
  • Память параллельного действия (англ. parallel storage) — вид памяти, в которой все области поиска могут быть доступны одновременно.
  • Страничная память (англ. page memory) — память, разбитая на одинаковые области — страницы. Операции записи-чтения на них осуществляются путём переключения страниц контроллером памяти.

ru.wikipedia.org

Какая программа для определения железа компьютера лучше?

Иногда провести диагностику системы просто необходимо. Основная цель – получить подробные данные о своем железе. Сделать это можно с помощью специального софта. Сложно сказать, какая самая лучшая программа для определения железа компьютера. Давайте рассмотрим самые популярные из них и сделаем выводы о том, какой стоит пользоваться, а какой - нет.программа для определения железа компьютера

Обзор AIDA 64

Вы наверняка слышали о данной программе. Утилита весьма функциональна и проста в использовании. Пожалуй, это самый популярный софт для проверки железа вашего компьютера или ноутбука. Утилита дает максимально подробную информацию о вашей операционной системе, драйверах, железе, программах и т. п. Отличительной особенностью является то, что «Аида 64» позволяет выполнять мониторинг, то есть наблюдать за стабильностью работы вашего компьютера как во время простоев, так и под нагрузками. Вы сможете узнать температуру процессора, скорость работы кулеров и многое другое. Если вам нужно получить информацию в реальном времени, то AIDA 64 – это хорошая программа для определения железа компьютера. Но на этом возможности утилиты не заканчиваются. Давайте поговорим о дополнительных функциях.

Программа для проверки железа компьютера или все возможности «Аиды»

программа для проверки железа компьютера

Как уже было отмечено выше, в настоящее время много софта, позволяющего узнать все подробности операционной системы и производительности компьютера в целом. Но далеко не все программы позволяют выполнять стресс-тесты, которые необходимы для проверки стабильности. Особенно это нужно после разгона процессора или видеокарты, чтобы узнать, как будет вести себя компонент при повышенной температуре, нагрузке и т. п. Если вы собрались обновить свое устройство, то для начала нужно сделать тест, который покажет, где самое уязвимое место и на что нужно обратить внимание первым делом. Помимо всего этого, «Аида 64» позволяет осуществлять мониторинг в реальном времени. Это бывает полезно тогда, когда необходимо узнать температуру процессора или видеокарты во время выполнения определенных задач (просмотр мультимедиа, игры и т. п.)

Небольшой гайд о разделах Aida 64

программа для определения железа компьютера и поиска драйверов

Мы уже сказали практически все, что касается возможностей утилиты, а теперь давайте пройдемся по разделам. При необходимости вы можете получить подробную информацию об аппаратном обеспечении. Мало того, программа для определения железа компьютера и поиска драйверов «Аида» поможет узнать вам даже самую подробную информацию о компонентах, которые только вышли в продажу. Также можно узнать особенности электропитания устройства, параметры BIOS и многое другое. Если вы зайдете в меню «Системная плата», то сможете узнать все о своем процессоре. Это частота, температура, скорость работы кулера и другое. Посетив «Хранение данных», вы сможете узнать подробности о ваших жестких дисках и других подключенных накопителях.

Определение железа компьютера с помощью SoftwareSandra

Это еще одна достаточно информативная утилита, которая позволяет получить общие данные о системе. Если вам нужна не подробная информация, а лишь обобщенные данные о компьютере, то это то, что нужно. Тем не менее, помимо большого количества сводной информации, есть и более подробная. Чтобы ее получить, необходимо перейти во вкладку «Устройства» и выбрать там интересующий вас компонент. Это может быть шина памяти, процессор, порт или видеокарта. В принципе, это все, что касается вашего железа. Если говорить о мониторинге, как в утилите AIDA, то и он тут есть. Единственное отличие в том, что он выполнен в виде диагностического, а не чисто информационного модуля. Вы можете получить здесь всю необходимую информацию о температуре процессора, видеокарте, скорости вращения кулера и др. Утилита хороша тем, что не загружает вашу систему, работает достаточно быстро и стабильно. Она совершенно бесплатная, поэтому вам не нужно проходить активацию или что-то оплачивать.

Определение производительности с помощью стандартных средств ОС

определение железа компьютера

Если нет желания что-то скачивать из интернета или такая возможность просто-напросто отсутствует, то можно пойти другим путем – воспользоваться встроенным в операционную систему приложением. Оно не такое информативное, как вышеописанные утилиты, но тем не менее полученных данных вам будет вполне достаточно, чтобы выявить слабые места. Эта программа для определения компьютера и установки его мощности доступна всем пользователям ОС Win 7, 8, Vista. Вам нужно перейти в «Мой компьютер» и выбрать «Свойства». Вы увидите поле под названием «Система». В нем представлена общая информация о количестве оперативной памяти, установленном процессоре и т. п. Тут же есть строка «Индекс производительности Windows». Перейдите туда, и вы сможете увидеть оценку от одного до восьми. Чем она выше, тем лучше работает отдельный компонент вашего компьютера. Если оценка процессора 3, а видеокарты - 6, то слабым звеном является первый компонент, поэтому именно его нужно менять в первую очередь.

Вместо заключения

программа для определения компьютера

В принципе, вы получили много полезной информации и узнали о том, какая программа для определения железа компьютера может быть использована. Не забывайте о том, что стресс-тесты не рекомендуется делать слишком часто, так как это негативно будет влиять на компоненты системы - работать с перегрузкой они не должны, а если и должны, то редко и недолго. Достаточное количество сведений вы можете получить, если перейдете в «Пуск»-«Все программы»-«Служебные» и «Сведения о системе». Большую часть исчерпывающей информации можно взять отсюда, однако если требуется выполнить мониторинг или стресс-тест, то нужно скачать «Аида 64» или что-то в этом роде.

fb.ru

Что такое компьютер? ( Определение для 4 "А" класса)

Дмитрий

Компью́тер (англ. computer, МФА: [kəmˈpjuː.tə(ɹ)][1] — «вычислитель» ) — устройство или система, способное выполнять заданную, чётко определённую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции ввода-вывода. Описание последовательности операций называется программой

Fake38878541455445

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР (англ. PC). Техническое средство (ЭВМ) , предназначенное для индивидуального использования с целью автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач, средство коммуникации с помощью телекоммуникационных сетей. В обучении иностранному языку целесообразно использование П. к. для решения определенных учебных задач с помощью специальных компьютерных программ, например, задач овладения языковой, речевой или коммуникативной компетенциями, как средство контроля.

Что такое компьютер?

М@нюньк@

Компьютер - это очень исполнительный, неутомимый, но чрезвычайно непонятливый офисный работник. Ему надо давать наиподробнейшие инструкции - прототип - Программа. У него есть рабочий стол - прототип - оперативная память. Чем больше рабочий стол - тем больше документов он может на него наложить и тем больше работы он может сделать. У него есть стеллажи - прототип жесткий диск. Дл ятого что бы взять документы со стеллажа, работник тратит больше времени чем, если когда он берет их со стола. Так как ему приходится вставать из за стола и идти к стеллажу, искать нужную ячейку, вытаскивать пачку, и из пачки доставать документ. У него есть телефон - прототип модем, для связи с внешним миром и т. д. аналогию можно проводить дальше.
Как видим из всей этой ситуации, наиважнейшим элементом является программа. Чем четче и лаконичнее написана программа, тем эффективнее работает компьютер.
Светящейся ящик от которого идут разные веревочки (провода) за каторым мы проводим большую часть времени нашей жизни =)
пожиратель времени и нервов
ет то что стоит рядом с тобой)))))))) )
Компьютер – это ЭВМ (для тех, кто не в теме – электронно-вычислительная машина) . Поэтому профессионалы называют компьютеры «машинами» и обращаются к ним «она» . А дальше надо смотреть, что за компьютер имеется в виду. В общенародном понимании рассматривается персональный компьютер, или микро-ЭВМ индивидуального пользования. Это бытовой компьютер, он используется для решения, на самом деле, достаточно ограниченного количества обывательских задач. Профессиональные компьютеры бывают очень большие по занимаемой площади, сверхмощные, сверхскоростные и т. д.
Компьютер – это такое устройство, чтобы играть, считать, набирать текст, красиво все оформлять, рисовать, смотреть фильмы, вести архив и все такое, а еще – выходить в Интернет. Компьютер состоит из такого небольшого телевизора – называется монитор, двух колонок для музыки, клавиатуры, мышки и большого прямоугольного ящика, который называется системный блок. В системном блоке спрятана начинка компьютера, которая для непосвященного выглядит как куча железного барахла. К компьютеру присоединяются флешка, принтер, сканер, модем (это он пищит как придушенный, когда вы подключаетесь к Интернету) , ну и еще куча всего. Греет душу то, что при всей пугающей навороченности компьютер не сломает даже не умеющая с ним обращаться девушка. Если только не начнет им бросаться.
виртуальный мир)))) )
"Это чёрная дыра. Сначала туда уходят деньги, потом время, а потом и сам владелец денег и времени" (с) чей-то очень старый ориджин.
ящик с проводами
Это такой телевизор с дополнительным ящиком, который может писать зарубежными буквами. Я его боюсь.
...Что такое компьютер ?
С давних времен люди пытались облегчить свой труд, создавая различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека.
В XVв. знаменитый Леонардо да Винчи, изучая строение птиц, создал летательный аппарат на этой основе. Русский ученый Н. Е. Жуковский (основоположник аэродинамики) , исследуя механизм полета птиц, сконструировал самолет
Первое автоматическое вычислительное устройство разработал в 1832г Чарльз Бэббидж
Первая Электронно-Вычислительная Машина (ЭВМ) - "ENIAC" (Electronic Numerical Integrator and Computer), была создана США в1946г. Её характеристики: 18900 электронных ламп, 5 тыс. операций сложения в секунду, разрядность 30бит, ОП - 600бит
Первая ЭВМ в СССР - МЭСМ (Малая Электронная Счетная Машина) была создана С. А. Лебедевпоя в1951г. : 6000 электронных ламп, 5 тыс. операций сложения в секунду, разрядность 16 бит, ОП - 1800бит
Первый персональный компьютер (ПК) в 1976г выпустила фирма Apple; в СССР персональные компьютеры появились в 1985г.
Различают два основных класса компьютеров: 1) цифровые компьютеры (компьютеры) , обрабатывающие данные в виде числовых двоичных кодов; 2) аналоговые компьютеры, обрабатывающие непрерывно меняющиеся физические величины, которые являются аналогами вычисляемых величин.

Человеческий детёныш

Компьютер, это некий, своего рода электрический прибор, каторый способен выполнять некоторые действия, в зависимости например от положения кнопки (которой он в том числе обладает) , таким образом, его можно переводить в эти самые положения путем нажатия на кнопку вкл. и выкл. после чего можно будет наблюдать за тем как он эти самые положения меняет.. . вобщем это сложная конструкция, если вы новичек, лучше не ирать просто так, в силу его необычайной субтильности в некоторых ситуациях. . кароче долго обьяснять, проще взять курс или например сперва освоить вычислительную машину типа "калькулятор".

Dima kislitsyn

Компью́тер (англ. computer, МФА: [kəmˈpjuː.tə(ɹ)][1] — «вычислитель») — устройство или система, способное выполнять заданную чётко определённую изменяемую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции ввода-вывода. Описание последовательности операций называется программой [2].
Электро́нная вычисли́тельная маши́на, ЭВМ — комплекс технических средств, где основные функциональные элементы (логические, запоминающие, индикационные и др.) выполнены на электронных элементах, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач [3][4].
ЭВМ используется как один из способов реализации компьютера. В настоящее время термин ЭВМ, как относящийся больше к вопросам конкретной физической реализации компьютера, почти вытеснен из бытового употребления и в основном используется инженерами цифровой электроники, как правовой термин в юридических документах, а также в историческом смысле — для обозначения компьютерной техники 1940—1980-х годов и больших вычислительных устройств, в отличие от персональных.
Электронная вычислительная машина подразумевает использование электронных компонентов в качестве её функциональных узлов, однако компьютер может быть устроен и на других принципах — он может быть механическим, биологическим, оптическим, квантовым и т. п. (подробнее: Классы компьютеров#По виду рабочей среды), работая за счёт перемещения механических частей, движения электронов, фотонов или эффектов других физических явлений. Кроме того, по типу функционирования вычислительная машина может быть цифровой (ЦВМ) и аналоговой (АВМ).
С другой стороны, термин «компьютер» предполагает возможность изменения выполняемой программы (перепрограммирования).

Читайте также