Образное определение

Яркое образное определение - это... Что такое эпитеты, олицетворение, сравнение и метафоры

В каждой школе на уроках литературы детей учат, что такое эпитеты, олицетворение, сравнение, метафоры. Это основные образные определения, которые создают художественную картину действительности в литературе. Умение четко различать эти определения гарантирует более точное понимание литературных текстов.

Природа образных определений

Само понятие художественной литературы предвидит наличие неких средств, которые формируют яркую образность, делают текст произведением искусства. В музыке это звуки, в живописи – краски, в стихотворении и романе – слова.яркое образное определение это

Таким образом, яркое образное определение – это изобразительно-выразительное средство в художественной литературе, при помощи которого из слов создается яркая действительность.

Выделяют несколько видов образных определений. Самые распространенные - это эпитеты, метафоры, олицетворения и сравнения. Есть еще гиперболы и литоты, анафоры и эпифоры. Но использование их имеет более глубокий смысл, и они хуже поддаются простому анализу.

Художественное определениечто такое эпитеты олицетворение сравнение метафоры

Самыми простыми и понятными художественными средствами в литературе выступают эпитеты. Они используются практически в любом произведении и добавляют ему образности и объемности.

Эпитет – это яркое образное определение, которое указывает на дополнительные качества характеризуемого им образа. Как правило, они выражаются при помощи имен прилагательных: ясное солнышко, унылая пора, сероглазый король.

Примечательно, что прилагательные не всегда выступают в роли эпитета в художественном тексте. Например: зеленая трава – это стандартное определение, которое не дает дополнительной образной характеристики. Трава зеленая всегда при нормальных условиях. А вот выгоревшая осенняя трава – это уже эпитеты, которые добавляют объемности в общее восприятие художественной картины в тексте.

Эпитеты могут быть постоянными и случайными. Постоянные встречаются в народном творчестве: вороной конь, красна девица. Случайные – это результат индивидуального творчества авторов. Иногда такие эпитеты в других произведениях больше никогда не встречаются.

Оживление неживого в литературе

Художественным текстам свойственно показывать неживые предметы через их живое проявление. Такой прием называется олицетворением. Такое яркое образное определение – это способ оживить окружающую действительность, чтобы придать ей большей выразительности: мороз трещит, ветер воет, деревья поют.

Описание неживой природы, как будто она живая, дает возможность более точно сформировать картину художественной действительности. Тут работает следующий прием: человек лучше воспринимает эмоциональный настрой, если он может ему сопереживать. С этой целью предметам присваиваются человеческие качества.эпитет это яркое образное определение

От количества олицетворений в тексте зависит, какой эффект автор хочет получить. Если все произведение наполнено этим образным определением, создается впечатление нереальности картины происходящего. Это свойственно для мистических и сюрреалистических произведений.

В сказках олицетворения также играют главную роль. Маленькие дети легче познают мир, если персонажами выступают не люди, а живая и неживая природа.

Сравнить, чтобы лучше представить

На основании сопоставления разных похожих или не похожих предметов создается еще одно яркое образное определение. Сравнение – это создание картины мира, при котором на фоне одного явления проступают качества второго. Известные слова - «Белая береза под моим окном приукрылась снегом, словно серебром» - послужат ярким примером этого художественного средства выражения. Здесь блестящий на солнце свежий снег сравнивается с драгоценным металлом. От этого картина приобретает некий налет благородства и торжественности.синонимов к слову образное определение

Сравнения могут быть нескольких видов. На основании схожести предметов это яркое образное определение формируется чаще всего: темный загар, как шоколадка; свежий, как пух, снег. Но для большей выразительности и контраста могут использоваться сравнения в реальной жизни мало схожих между собой предметов: застрял, как пчела в сиропе; белый, как сажа на трубочисте. Такой прием можно назвать даже более выразительным, поскольку он несет намного сильнее эмоциональный заряд.

Сравнение без сравнения

Для литературы яркое образное определение – это средство художественного преображения действительности. Вершиной мастерства в этом процессе считается метафора.

Коротко суть этого средства выражается в таких словах – сравнение без сравнения. Суть его заключается в том, что название одного явления действительности заменяется другим на основании их схожести или какой-либо смежности: «по улице идут башмаки» вместо «идут люди в башмаках», «съесть тарелку» вместо «съесть всю еду из тарелки», «девушка-шоколадка» вместо «девушка с загаром шоколадного цвета».работа над образными выражениями

Метафоры бывают нескольких видов, но все они имеют одну общую черту – некоторое сходство или принадлежность действительности со сравниваемым предметом.

Сложность в анализе метафор заключается в том, что не всегда прозрачны и ясны мотивы такого сравнения. Иногда кажется, что сложная метафоричность текста не оправдана, хотя на самом деле может просто не хватать фактических знаний, чтобы раскрыть всю суть авторской образности.

Умение раскрывать внутренний смысл метафор – это высшее мастерство в анализе художественных текстов.

Роль художественных средств выражения

Выше мы уже разобрались, что такое эпитеты, олицетворение, сравнение, метафоры. Остается не совсем понятно, зачем же так запутывать текст, чтобы потом сидеть и анализировать, что хотел сказать этими определениями автор?выразительные средства лексики эпитет сравнение метафора

На самом деле глубинным анализом занимаются только профессиональные литературоведы и критики. С их работами простые читатели в большинстве случаев не знакомы.

Анализ художественных определений в обыденной жизни происходит на интуитивном уровне и уровне восприятия текста. В школе детей учат правильно читать произведения, понимая, что за простым сравнением таится намного больше смысла, чем видно на поверхности.

Опытный читатель – это человек с хорошей фантазией, который может воссоздать у себя в голове описанную в произведении картину. Чтобы она была более детальной и эмоциональной, авторы и используют эти средства.

Существует несколько синонимов к слову "образное определение", главным из которых можно назвать изобразительно-выразительное средство. Задание метафоры и эпитета - изобразить действительность такой, какой видит ее автор, и выразить свое отношение к ней таким образом, чтобы и читатель это тоже понял.

История появления

Развитие художественной литературы уходит своими корнями в седую древность. Трудно сказать, когда именно появились выразительные средства лексики: эпитет, сравнение, метафора. Известно, что люди всегда тянулись к прекрасному, поэтому они хотели приукрасить даже простые картины обыденной жизни.

По сложности анализа можно предположить, что в первую очередь возникали самые простые образные определения, такие как эпитет и олицетворение. Сравнение требует определенного жизненного опыта от рассказчика и слушателя, поэтому оно, возможно, появилось немного позже.яркое образное определение сравнение

Конечно, метафора – это вершина художественного мастерства. Она довольно сложна и объемна как в своем значении, так и в процессе ее образования. Метафоричность больше характерна уже для современной литературы. В древние времена ее заменой была аллегория, которая сегодня встречается значительно реже.

Методика определения образных средств выражения

Любая работа над образными выражениями начинается с их определения в тексте. Далее следует разобраться, что они означают и на что указывают.

Следующий этап – это определение цели автора. Создавая такое выражение, он хотел достичь определенного эмоционального эффекта. И последнее, стоит разобраться как именно эта метафора или эпитет отвечают тому, что хотел сказать автор.

На практике же яркое образное определение – это сложное многоуровневое явление, которое раскрывается настолько полно, насколько хватает читательского опыта у человека, воспринимающего художественный текст.

fb.ru

Средний уровень сложности. Образное определение предмета, явления, выраженное преимущественно прилагательным:

107. Задание {{1}} ТЗ 1

Образное определение предмета, явления, выраженное преимущественно прилагательным:

J аллегория

J литота

J сравнение

R эпитет

108. Задание {{1}} ТЗ 1

Стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств.

J гипербола

J сравнение

J эллипс

R градация

109. Задание {{1}} ТЗ 1

Стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов.

J градация

J параллелизм

J эпифора

R анафора

110. Задание {{1}} ТЗ 1

Слова, употребляемые в переносном значении с целью создания образа, называются:

J паронимами

J антонимами

J фигурами

R тропами

111. Задание {{2}} ТЗ 1

Наиболее открыт для тропов:

R язык художественной литературы

J официально-деловой стиль

J научный стиль

R публицистический стиль

112. Задание {{1}} ТЗ 1

Выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах называется:

J метонимией

J антономазией

J олицетворением

R аллегорией

113. Задание {{1}} ТЗ 1

Особый вид метонимии. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного:

J аллегория

J сравнение

J синекдоха

R антономазия

114. Задание {{1}} ТЗ 1

Сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого:

J аллегория

J литота

J гипербола

R сравнение

Базовый уровень сложности

115. Задание {{1}} ТЗ 1

Искра чувства и буря страстей – это:

J метонимия

J развернутая метафора

J индивидуально-авторская метафора

R анонимная метафора

116. Задание {{1}} ТЗ 1

Отговорила роща золотая березовым, веселым языком. Это пример:

J олицетворения

J анонимной метафоры

J индивидуально-авторской метафоры

R развернутой метафоры

117. Задание {{1}} ТЗ 1

Образное определение предмета или действия:

J анафора

J аллегория

J олицетворение

R эпитет

118. Задание {{1}} ТЗ 1

Живой труп, радостная печаль, ненавидящая любовь. Примеры:

J гиперболы

J сравнения

J антитезы

R оксюморона

119. Задание {{1}} ТЗ 1

Описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания, называется:

J эпитетом

J антономазией

J литотой

R перифразой

120. Задание {{1}} ТЗ 1

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. Пример:

J гиперболы

J сравнения

J антитезы

R литоты

Тема 9. Синтаксическая стилистика.

studopedia.ru

Что такое эпитет?

*Space*

Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и cуществительным, глаголом или наречием.

Эпитет - это яркое образное определение, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.

Эпитетом называют один из главных терминов теории литературы, который является определением при слове и влияет на его выразительность. Основным способом написания эпитетов является использование прилагательных имён. Но так же широко используются наречия, например "жарко целовать".

Для написания эпитетов используются существительные- "радости крик", числительные "первый друг", а так же глаголы "вызваться помочь".

Эпитет представляет собой одно слово или целое словосочетание, приобретающее новый смысловой оттенок и значение благодаря расположению в тексте и соответствующему контексту. Ни какого конкретного взгляда на эпитет до сих пор не существует. Одни считают, что эпитеты относятся к фигурам, другие в свою очередь ставят их в один ряд с тропами и фигурами, в роли самостоятельно средства для поэтической изобразительности.

Эпитет – это слово или выражение (синтаксическое целое) в художественном тексте, обычно поэтическом, лирическом, которое несет в себе особо выразительные свойства, подчеркивая в объекте изображения что-то такое, что присуще лишь ему одному.

С помощью эпитетов достигается особая тонкость, выразительность, глубина.

Конструкция эпитета обычно проста. Это прилагательное + существительное.

Эпитет в тексте обычно оказывается в постпозиции, после определяемого слова.

Если эпитеты оказываются расположенными в тексте вертикально, то есть оторвано друг от друга, то это только усиливает их конкретное звучание и придает особую глубину тексту.

Вот, к примеру, в стихотворении А. Блока эпитеты заканчивают строку:

Все, как было. Только странная

Воцарилась тишина.

И в окне твоем - туманная

Только улица страшна.

Эпитет "странная" создает эффект разрыва тишины, а после слова «туманная» у читателя возникает ощущение таинственности, гулкого эха.

Различают простые эпитеты, состоящие из одного прилагательного, например : «голубиные облака» (С. А. Есенин)

. Или же слитные, состоящие из двух - трех корней, но воспринимающиеся на слух как одно целое, например: «убедительно-лживый рассказ» . ( А. К. Толстой)

Есть эпитеты авторские, встречающиеся довольно редко, несущие дополнительную экспрессивную нагрузку, передающие особый смысл не просто слова, а часто целой группы слов: «В блюдечках - очках спасательных кругов» (В. Маяковский) .

Читая и обдумывая такой эпитет, мы можем постепенно понять сложность и широту взгляда автора на привычные вещи.

Ощущается в эпитете В. Маяковского и лексический подтекст, особая смысловая глубина, наполненная иронией, горечью, сарказмом, недоумением…

И все это достигается с помощью одного лишь художественно – выразительного средства языка – эпитета.

Изобразительно-выразительные средства языка

В каждом слове — бездна образов.
К. Паустовский


Фонетические средства

Аллитерация
— повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха.

Ассонанс
— повторение гласных звуков.
Лексические средства
Антонимы — (от греч. «анти» – против и «онима» – имя) — слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). В основе антонимии лежит ассоциация по контрасту, отражающая существующие различия, по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков. Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи:
Он был слаб телом, но силен духом.

Контекстные (или контекстуальные) антонимы
— это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте:
Ум и сердце — лед и пламень — вот основное, что отличало этого героя.
Гипербола — образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления:
Снег валил с неба пудами.
Литота — художественное преуменьшение :
Мужичок с ноготок.
Употребляется в целях повышения художественного впечатления.

Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы)
— благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: …как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)
Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ:
Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.
Синонимы — (от греч. «синонимос» - одноименный) — это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.

Контекстные (или контекстуальные) синонимы
— слова, являющиеся синонимами только в данном тексте:
Ломоносов — гений — любимое дитя природы. (В. Белинский)

Стилистические синонимы
— отличаются стилистической окраской, сферой употребления:
Усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.

Синтаксические синонимы
— параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению:
Начать готовить уроки — приступить к подготовке уроков.

Метафора
— (с греч. «метафора» – перенос) — скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.
В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.
В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова:
Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул.
Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.

Развернутая метафора
— развернутое перенесение свойств одного предмета, явления или аспекта бытия на другой по принципу сходства или контрасту. Метафора отличается особой экспрессивностью. Обладая неограниченными возможностями в сближении самых разных предметов или явлений, метафора позволяет по-новому осмыслить предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу. Иногда является выражением индивидуально-авторского видения мира.
Нетрадиционные метафоры (Лавка древностей – Бабули на скамейке у подъезда; Красное и Черное – Календарь;)

Метонимия
– (с греч. «метонимиа» - переименование) - перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:
а) с человека на его какие-либо внешние признаки:
Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;
б) с учреждения на его обитателей:
Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;
в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру):
Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или: Читая Белинского…

Синекдоха
– прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии.
«Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» (Н.В. Гоголь)

Оксюморон
– сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению:
Грустное веселье продолжалось…
Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям:
Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

Оценочная лексика
– прямая авторская оценка событий, явлений, предметов:
Пушкин – это чудо.

Перифраз(а)
– использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора:
Город на Неве приютил Гоголя.

Пословицы и поговорки
, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.

Сравнение
– одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением.
Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий.
Например, сравнение помогает дать точное описание цвета:
Как ночь, черны его глаза.
Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже:
Тревога змеею вползла в наши сердца.
Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов: похож, подобен, напоминает:
…бабочки похожи на цветы.
Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:
1) Развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других:
Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь.
2) Развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом так):
Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.

Фразеологизмы
– (с греч «фразис» - выражение) – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.:
У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

Цитаты
из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной:
А.С. Пушкина, «как на первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.

Эпитет
– (с греч. «эпитетон» - приложение) – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:
1) существительное: болтушка сорока.
2) прилагательное: роковые часы.
3) наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев;
Но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении:
Взоры полусонные, нежные, влюбленные.
Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.
Метафорический эпитет – образное определение, переносящее на один предмет свойства другого предмета.
Аллюзия – стилистическая фигура, намек на реальный литературный, исторический, политический факт, который предполагается известным.

Реминисценция
– черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении. Как художественный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.
Синтаксические средства
Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставляет:
Рожденный ползать – летать не может,
либо особо выделяет второю после знака часть:
Любовь – главнее всех.
Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

Анафора, или единоначатие
– это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления:
Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?
Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

Восклицательные частицы
– способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста:
О, как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!

Восклицательные предложения
выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение):
Безобразное отношение! Как можно беречь счастье!
Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию:
Сбережем свою душу как святыню!

Градация
– стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи:
Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!
Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая (ослабление признака).

Инверсия
– обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи:
Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

Композиционный стык
– это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его:
Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий:
И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!
Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения:
Поэт внезапно встал. Побледнел.
Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.:
Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Присоединительные конструкции
– построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста:
Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.

Риторические вопросы и риторические восклицания
– особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, Муромским разбойникам?
Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!

Синтаксический параллелизм
– одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль:
Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений
помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.
«Бинокли. Бинокли. Люди хотят быть ближе к Джоконде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы. Блики зрачков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувствуют, что «глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека…а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса…И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо».
«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… в центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого романтика».

Односоставные, неполные предложения
делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста:
Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги… Ни одного мазка, - слышу я слова. – Нет мазков. Как живая.
Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.:
Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
Источник
Слова и выражения, употребляемые в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях называются тропами (от греч «тропос» - образное выражение).
В художественной литературе использование тропов необходимо для того, чтобы придать изображению пластичность, образность и живость.
К тропам относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, аллегория и др.
Эвфемизмы – (греч. «эвфемизмос» - хорошо говорю) – слова или выражения, употребляемые вместо слов или выражений прямого значения («Откуда ноги растут», «Хранительница домашнего очага»).
Эвфемизм – это мощное средство обогащения мысли, катализатор фантазии и ассоциативного мышления. Обратим внимание, что эвфемизм, кроме всего прочего, выполняет роль синонима, но это не узаконенный языковой традицией, а вновь придуманный авторский синоним.
Аллегория – (с греч. «аллегориа» - иносказание) - выражения отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. В баснях и сказках, глупость и упрямство – осел, хитрость – лиса, трусость – заяц.
____________________________________________
Мы все глядим в Наполеоны (А.С. Пушкин) – антономасия
Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский) – метафора
Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.В. Гоголь) – метонимия
Он громко рыдающе засмеялся - оксюморон
Как обходительна! Добра! Мила! Проста! – парцелляция

liveinternet.ru

Читайте также