Определение стихотворного размера

Стихотворные размеры: как определять, особенности и примеры

На уроках письменности в средней школе обязательно проходят стихотворные размеры. Как определять их и что они вообще означают - узнаем дальше.

стихотворные размеры как определять

Значение

Как определить стихотворный размер стихотворения? Сначала нужно разобраться с понятием этих слов. Стихотворным размером называют частную подачу стихотворения, его индивидуальную ритмику и вариацию. Стихотворные размеры - обязательная составляющая анализа любого стиха.

Стихотворные размеры: как определять

Чтобы научиться разбирать размеры стихов, стоит ознакомиться с его видами и главными частицами. Важным элементом в определении размера является стопа.

Она означает группу слогов, которых связывает одно ударение. Второстепенную роль играет сам слог. Именно от ударного слова зависит яркость и эмоциональность стиха.

стихотворные размеры в таблице

Виды

В русском языке более актуальна в стихотворении длина строки. Ярким примером этого выступает ямбический метр. Он может быть:

  • одностопным;
  • двухстопным;
  • трехстопным;
  • четырехстопным и так далее.

Характеристики размера стиха могут давать цезуры (необходимость паузы в ритмике стиха) или каталектики (окончание строки неполной стопой).

как определить стихотворный размер стихотворения

Виды стихотворных размеров

Метрическая составная и ритмика любого стиха устанавливает стихотворные размеры. Как определять их? Для этого нужно запомнить следующие пояснения:

1. Односложный размер, он же брахиколон - размер однодольный, в каждой стопе которого содержится маленькое слово, состоящее из одного слога. При этом в строке может быть несколько стоп.

Пример: Ночь, день. Свет, тень. Вдруг звук. То - стук.

2. Двусложные размеры. К ним относят хорей - размер двудольный, в стопе ударение ставится на первом слоге.

Пример: Туча темная, ночь огромная.

Ямб также относится к двудольному размеру. От хорея он отличается постановкой ударения на последнем слоге стопы. Парные слоги являются ударными в строке.

Пример: Наряжены мы вместе город ведать. Но, кажется, нам не за кем смотреть.

3. Трехсложные: это дактиль, амфибрахий, анапест.

Дактиль - трехсложный размер, в котором ударение ставится на первый слог. Это означает что начальный первый слог дактиля ударный, и последующие два безударные. Затем идет вторая строка, в которой ударными получаются слоги: четвертый, пятый и шестой.

Анапест является трехсложным размером со вторым ударным слогом. Первый и третий слоги не имеют экспрессивного оттенка, они безударные. Вторая стопа стихотворения такова: пятый - ударный, четвертый и шестой - безударные.

Амфибрахий представляет собой размер трехсложный, где ударение ставится на последнем слоге, а первые два – безударные.

Логаэд

Вышеуказанные стихотворные размеры основываются на последовательном порядке нескольких схожих стоп. Это является главным отличаем их с логаэдом. Последний означает строчный размер, в котором чередуются несколько разных стоп.

Например: Сегодня мрачный день. Кузнечиков хор спит. И сумрачных скал сень темней гробовых плит.

Как определить стихотворный размер

Если вы работаете над сочинением, что подразумевает полный анализ стихотворения, вам непременно не помешает проанализировать его стихотворные размеры. Как определять их и для чего? Потому что поэтическое произведение требует оценки именно по ритму и своему звучанию. Эта мелодичность стиха и образует само стихотворение. Поэтому каждый филолог знает, что стих не разбирается без определения в нем стихотворного размера.

стихотворные размеры как определять

Вторая важная задача в определении

Еще одна не менее важная задача в проведении анализа поэтического произведения заключается в том, чтобы определить и назвать цель стихотворного размера.

Например, ямб отображает энергичное повествование, хорей - более нежен и спокоен.

Ночные пейзажи и тихая водная гладь всегда описывались хореем. К его размерам также относят все колыбельные стихи.

Разговорная речь в стихах характерна для трехсложных размеров. Такие произведения любил сочинять Некрасов.

Стихотворные размеры в таблице на примере двухсложных размеров представлены далее.

Стихотворные размеры Хорей Ямб
Определения размер стиха двусложный, ударение ставится на первом слоге. размер стихотворный, в котором ударение ставится на второй слог.
Рисунок ритмический ‑ U|- U|‑ U|‑ U| U ‑|U ‑|U ‑|U ‑|

Давайте рассмотрим произведение "Зимнее утро" А. С. Пушкина.

Определите стихотворный размер:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный?

Пора, красавица, проснись.

Открой сомкнуты негой взоры.

Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Поэтическое произведение "Зимнее утро" само по себе состоит из 30 строчек. Это четырехстопный ямб, придающий стиху мажорность и выразительность. Строки стихотворения рифмуются таким способом: 1-2, 3-6, 4-5.

как определить стихотворный размер

Как научиться писать стихи

Выразить свои мысли и чувства не всегда получается сказанными словами. Порой легче написать к какому-нибудь особенному эпизоду стихи. Но так ли это просто? Итак, если вы хотите опробовать это ремесло, то начните с самых простых правил:

1. Талантливы вы или нет, но вы должны помнить, что какие бы стихи вы не собрались писать (одно-, двух-, трехсложные), вам необходимо начать с простого.

2. Рифма к слову должна идти в соседней строке или через строку.

3. Избегайте сложных слов и словосочетаний, а также банальных рифм типа "любовь-морковь".

4. Начните творчество с обычного поздравления дорогого вам человека. Поздравление в открытке, написанное вашими собственными словами - редкий и оригинальный подарок.

5. Перед тем как начать писать стих, подготовьтесь. Например, выпишите на листок слова, которые обязательно будут присутствовать в вашем поэтическом произведении. После чего подберите к ним несколько рифм.

6. Напишите примерный текст того, о чем хотите сказать в прозе.

7. После того как напишите свое стихотворение, прочитайте его внимательно несколько раз. Если почувствуете несостыковку по звучанию или смыслу - попробуйте изменить предложение или заменить какое-то слово.

Если будете следовать этим нехитрым правилам, у вас должен будет получиться простой ямб - поздравление, написанное на мажорной ноте!

определите стихотворный размер мороз

Вывод

Теперь мы узнали, что такое стихотворные размеры. Как определить, на какой ноте написан стих, и его ритмику, мы так же разобрались. Если в будущем вам необходимо будет проанализировать написанный автором стих, вы сделаете это с легкостью. А если захотите творить поэзию самостоятельно, то предпосылки того, с чего начать и с какой ритмикой писать, у вас уже есть.

syl.ru

Стихотворный размер

Стихотворный размер Двухсложные ˘ ˘ ¯ ˘ ˘ ¯ ¯ ¯ Трёхсложные ˘ ˘ ˘ ¯ ˘ ˘ ˘ ¯ ˘ ˘ ˘ ¯ ˘ ¯ ¯ ¯ ¯ ˘ ¯ ˘ ¯ ¯ ¯ ¯

пиррихий, дибрахий

хорей

ямб

спондей

трибрахий

дактиль

амфибрахий

анапест, антидактиль

бакхий

антибакхий

кретик, амфимакр

молосс

См. основную статью для четырёхсложных.

Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо-тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двухстопного, трёхстопного и т. д. ямбического размера. Характеристикой размера являются также наличие или отсутствие цезуры и характер каталектики; некоторые учёные признают размеры с цезурой и без цезуры (например, цезурованный и бесцезурный шестистопный ямб) или размеры с по-разному урегулированными каталектиками разными размерами, другие предпочитают вводить термин следующего уровня разновидность размера.

Виды стихотворных размеров

Трёхсложный размер

Односложный размер

Брахиколон — однодольный размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Стоп в строке может быть несколько.

Свет, тень.
Ночь, день.
Звук: шаг.
То — маг.
Тацу Такамаро, «Regeneration» http://www.tatsutakamaro.com/poetry/regeneration

Двусложные размеры

Хорей — двудольный размер с ударением на первом слоге в стопе. В строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Пример четырёхстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́_
Ви́хри сне́жные крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ __ / __ ∩́
А. С. Пушкин, «Зимний вечер»

Ямб — двудольный размер с ударением на последнем слоге в стопе. В строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Пример пятистопного ямба:

Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __
Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть __ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ __ / __ ∩́
А. С. Пушкин, «Борис Годунов»

Логаэд

Все стихотворные размеры, приведённые выше, основаны на последовательности нескольких стоп одного типа. В отличие от них логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп. Например:

Сего́дня дурно́й де́нь: __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́
Кузне́чиков хо́р спи́т, __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́
И су́мрачных ска́л се́нь — __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́
Мрачне́й гробовы́х пли́т. __ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́
О. Мандельштам

ru.wikipedia.org

Как определять размер стихотворения?

Галина

Как определить размер в стихотворении
В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь – размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры – это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.

Инструкция

1
В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.
2
Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы) , которые получились ударными. Например:
мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил
когдА не в шУтку зАнемОг…
3
Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер – ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе – на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.
Пример хорея:
мОй весЁлый звОнкий мЯч
тЫ кудА помчАлся вскАчь
Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.

4
Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог – этот размер называется дактиль, если на второй – амфибрахий, на третий – анапест.
Пример дактиля:
тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники

Пример амфибрахия:
конЯ на скакУ останОвит,
в горЯщую Избу войдЁт

Пример анапеста:
Я люблЮ тебя жИзнь,
что самО по себЕ и не нОво
5
Чтобы определить количество стоп (стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение) , то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С. Маршака о мяче – четырехстопный хорей.
Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О») , но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».

Как определить размер в стихотворении. Не для всех пост.

В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь – размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры – это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности. Как определить размер в стихотворении Инструкция 1 В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь. 2 Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы), которые получились ударными. Например: мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил когдА не в шУтку зАнемОг… 3 Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер – ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе – на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб. Пример хорея: мОй весЁлый звОнкий мЯч тЫ кудА помчАлся вскАчь Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге. 4 Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог – этот размер называется дактиль, если на второй – амфибрахий, на третий – анапест. Пример дактиля: тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники Пример амфибрахия: конЯ на скакУ останОвит, в горЯщую Избу войдЁт Пример анапеста: Я люблЮ тебя жИзнь, что самО по себЕ и не нОво 5 Чтобы определить количество стоп (стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче – четырехстопный хорей. Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А». Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-13719-kak-opredelit-razmer-v-stihotvorenii#ixzz3h6pst8Le ЕСЛИ СЛОЖНО, ПОДСКАЗКА! Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапестНаталия Аристова
Ямб
Ямб энергичен, деловит;
Как вечный демократ,
Всегда он чуточку спешит,
И всем поэтам рад.
Но есть величия секрет,
В стихах, простых на вид:
Ведь ямбом пишется сонет,-
Традиция гласит.
Хорей
У хорея ритм двусложный
Безударный - на второй.
Бодрой песенкой дорожной
Он вдруг чудится порой,
То капелью утро будит,
То кукушкой прокричит…
Как природа данный людям,
Часто он вокруг звучит.
Дактиль
Дактиль задумчив и полон покоя,
Взмахами пальца считая размер.
Это его шестистопной строкою
В мире гекзаметр прославил Гомер.
Есть в нём величия странная сила,
Отзвук вопроса, дерзаний святых,
И дорогой, по-старинному милый,
Истинный блеск непростой красоты.
Амфибрахий
Для русского слуха хорош амфибрахий,
В нём есть широта и простор,
Отчаянье удали в снежном размахе,
Неспешный степной разговор,
Бескрайних лесов потаённые чащи,
В безбрежности рек – облака,
Им вдруг заклинанья читающий пращур
Посмотрит в глаза сквозь века.
Анапест
У анапеста нрав непростой:
И упрямым он слышен порой нам,
Выделяя незримой чертой
Звуки в чередовании стройном.
В нём приказ, утвержденье, напор…
С отголоском обыденной речи.
Может он рифмовать милый вздор
И романсом украсить наш вечер.

Презентация по литературе «Стихотворный размер. Понятие рифмы».

Данная презентация по литературе состоит из двух частей:

1)Стихотворный размер

2)Понятие рифмы.

В первой части рассматриваются понятие стопы, метра и стихотворного размера. Рассматриваются хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. А также дана практическая работа на определение стихотворных размеров на практике.

Во второй части рассматриваются виды рифм: кольцевая, перекрестная, парная.

Размер: 1 Mb

скачать

Помощник поэта Оригинальная компьютерная программа от разработчиков сервера Стихи.ру поможет вам подобрать рифму к любому слову. Программа предлагает словарь рифм, которые были использованы авторами нашего сервера, а также в стихах классиков. Мы не гарантируем точное совпадение всех рифм, поскольку в базе присутствуют также белые стихи без рифмы.ПРОБУЙТЕ!http://www.stihi.ru/assist/

Как делать стихи

Маяковский Владимир

http://www.tram11.ru/lib/vvm/01.html

liveinternet.ru

Как определить стихотворный размер стихотворения. Лёгкая и доступная метода.

Определение стихотворного размера при анализе стихотворения бывает камнем преткновения даже для отъявленных отличников. Почему? Потому что в школе на уроках литературы неправильно преподаётся его методика! Это говорю вам я, корнет Оболенский, лингвист и литератор, который, в отличие от пушкинского героя может с лёгкостью отличить хорей от ямба.
Итак, что же не так в школьной программе? Ну вообще-то, процесс определения стихотворного размера в школе происходит так: берётся стихотворение, переписывается в тетрадь какое-нибудь четверостишие, причём целиком!
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Затем разбивают на слоги и расставляют ударения. Давайте теперь и далее обозначать ударный слог апострофом ( ' ), а безударный - подчёркиванием (_). Вот наш "Онегин":
' ' _ ' _ ' _ ' _
_ ' ' ' _ _ _ '
' _ _ ' _ ' _ ' _
' ' _ ' _ _ ' '
???!!! Что за бред???!!! Согласитесь, здесь сложно найти какой-либо такт и ритм и стихотворный размер, естественно. Тут нет ни хорея, ни ямба, сплошная азбука Морзе! Ну ладно, в первой строчке мы видим что-то наподобие хорея. Или ямба? Или всё-таки хорея? Да даже если знать, что стих исполнен четырёхстопным ямбом, то ничего учительнице всё-равно не докажешь.
И тут ученики начинают возмущаться, утверждать, что размер зависит от того, как разбить стихотворение на стопы, что здесь вообще нестандартный размер. Несмотря на то, что определение тактового размера стихотворения - устный процесс, и не требуется переписывать целое четверостишие, а можно ограничиться всего одной строкой (для определения стопности) и даже одной стопой!
Вспомним, собственно, какие у нас имеются варианты размеров:
Хорей ' _
Ямб _ '
Дактиль ' _ _
Амфибрахий _ ' _
Анапест _ _ '
Предлагаю вам, господа, простую и быструю методику определение стихотворного размера.
Первое правило: забудьте что такое ударение! Забудьте напрочь, потому что в моём методе термин "ударение" обозначает совсем другое.
Второе правило: забудьте что такое слово, потому что слово в терминологии моего метода - это вся строка целиком:
Мойдядясамыхчестныхправил
Когданевшуткузанемог
Онуважатьсебязаставил
Илучшевыдуматьнемог
Теперь разберёмся в термине "ударение" . Внимание! Чёткого определения этому термину я не дам. Скажу лишь то, что в одном "слове": а) несколько ударений; б) все ударные слоги отстоят друг от друга на равном расстоянии, потому что в) расстановка ударений определяется ритмом. Из этих постулатов следует, что надо использовать чувство ритма, а не логику. Прочитайте стихотворение в стиле индастриал, вспомните Hot Butter -- "Popcorn". Выделяйте ударные слоги повышением тона и громкости обязательно. Не "выстреливайте очередью" сразу несколько слогов, если по закону ритма слог должен быть ударным, произнесите его с ударением. "Бейте в барабаны", вы "ударник" в рок-группе. Или поезд: "чух-ЧУХ!-чух-ЧУХ!-чух-ЧУХ!", или: "ЧУХ!-чух-чух-ЧУХ!-чух-чух-ЧУХ!-чух-чух..." Кстати, в первом случае с поездом получается трёхстопный ямб, а во втором - трёхстопный дактиль.
Вернёмся к Пушкину. Если проставить ударения так, как предлагаю я, по закону ритма, то получится вот что:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Здесь "ударные" слоги выделены красным цветом. Заметьте, в слове "Мой", в частицах "не" и других односложных словах ударение не проставлено вообще, хотя по логике оно там должно быть. Зато в словах "занемог", "выдумать" стоит аж целых два ударения! Что значит по законам ритма! Попробуйте прочитать написанное выше четверостишие, чётко выделяя ударением гласные буквы в ударных слогах и произнося безударные как можно слабее, и вы поймёте, как следует ставить ритмическое ударение.
Какой же у нас теперь ритмический рисунок? А вот какой:
_ ' _ ' _ ' _ ' _
_ ' _ ' _ ' _ '
_ ' _ ' _ ' _ ' _
_ ' _ ' _ ' _ '
Красота? Красота! Это же ямб! Четырёхстопный! А мы мучались, переписывали, ныли. А оказывается, надо просто почувствовать ритм, и решение само придёт.
Собственно, что же такое стихотворный размер? Зачем он нужен? А стихотворный размер - это то, что делает стихотворение стихотворением (здесь следовало бы добавить: "силлабо-тоническим стихотворением", но будем проще). Стало быть, у двух стихотворений с одинаковыми стихотворными размерами должно быть нечто общее? Интересно, что же? А вот что. Давайте-ка смешаем "Евгения Онегина" с "Парусом" М.Ю. Лермонтова. Получается вот такая забавная штука:
Мой дядя самых честных правил
В тумане моря голубом.
Он уважать себя заставил.
Что кинул он в краю родном?
Белеет парус одинокий,
Когда не в шутку занемог.
Что ищет он в стране далёкой,
И лучше выдумать не мог?
Хе-хе! Бессмыслица? Но нас интересует совсем другое. Каково читается (с точки зрения ритма)? Гармонично? Вроде да. Как будто ничего не меняли и не смешивали. Для сравнения:
Мой дядя самых честных правил,
Не с гор побежали ручьи,
Он уважать себя заставил,
Обходит владенья свои.
или:
Не ветер бушует над бором,
В тумане моря голубом,
Мороз-воевода дозором,
Что кинул он в краю родном?
Чувствуете, что-то где-то перескакивает, когда переходите на новую строчку. Меняется такт. Это говорит о том, что эти два стихотворения Некрасова и Лермонтова имеют разный стихотворный размер.

liveinternet.ru

Читайте также