Определение размеров большого родничка алгоритм

1.Определение размеров большого родничка.

Большой родничок имеет ромбовидную форму. Размер его – это расстояние между противоположными сторонами ромба (но не между его углами). Определение размера проводят пальцами на ощупь.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Нащупать края большого родничка.

  2. Определить на ощупь расстояние между одними сторонами.

  3. Переместить пальцы, определить на ощупь расстояние между другими сторонами родничка.

  4. Записать размер родничка в сантиметрах в историю развития ребёнка (у новорождённого в среднем 2х2 см).

ПРИМЕЧАНИЕ:

Можно измерение проводить сантиметровой лентой.

2.Подсчёт частоты сердечных сокращений, пульса, частоты дыхательных движений.

Любые подсчёты проводят, когда ребёнок находится в спокойном состоянии. Если перед исследованием он активно двигался, необходимо дать ему время (10 минут) успокоиться. Маленьких детей обследуют в положении лёжа, старших детей – лёжа или сидя.

В связи с лабильностью функций подсчёт проводят обязательно в течение одной минуты.

ПРИГОТОВИТЬ:

  1. Секундомер (часы с секундной стрелкой).

  2. Стетофонендоскоп.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ:

А) ПОДСЧЁТ ЧСС.

  1. Поставить фонендоскоп над областью сердца.

  2. Провести подсчёт количества сердечных сокращений за минуту.

Б) ПОДСЧЁТ ПУЛЬСА.

  1. У старших детей тремя пальцами правой руки(указательным, средним и безымянным) прижать лучевую артерию, у младших – двумя пальцами прижать сонную (височную, бедренную или, реже, плечевую) артерию.

  2. Провести подсчёт пульсовых волн в течение минуты.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Подсчёт можно проводить во время сна, тогда надо учесть, что пульс урежается на 20 в минуту.

  2. У детей до года подсчёт можно проводить по пульсации не закрытого большого родничка.

В) ПОДСЧЁТ ЧДД.

У СТАРШИХ ДЕТЕЙ:

  1. Положить руку на грудную клетку.

  2. Подсчитать количество вдохов по экскурсии грудной клетки в течение минуты.

У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ:

  1. Поднести стетоскоп к носу ребёнка.

  2. Подсчитать количество выдохов за минуту.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Так как ребёнок может непроизвольно задержать дыхание при обследовании, не акцентируйте его внимание на этой манипуляции.

3.Измерение артериального давления (метод Короткова).

Перед измерением давления необходимо отдохнуть 10-15 минут.

ПРИГОТОВИТЬ:

  1. Тонометр.

  2. Фонендоскоп.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Ребёнка уложить на спину или усадить у стола, рука должна находиться в разогнутом положении ладонью вверх, мышцы расслаблены.

  2. Наложить манжетку на обнажённое плечо ребёнка на 1,5-2 см выше локтевого сгиба.

  3. Плотно закрепить манжетку, чтобы между ней и плечом проходил только палец.

  4. Проверить соединение манжетки и манометра, закрыть вентиль на груше.

  5. Нащупать пульс в области локтевого сгиба и поставить фонендоскоп.

  6. Накачать манжетку до исчезновения пульсации крови в сосуде.

  7. Открыть вентиль и медленно (не более 20 мм рт. ст.) выпускать воздух из манжетки.

  8. Отметить уровень систолического давления при появлении над плечевой артерией первых звуков.

  9. Отметить величину диастолического давления в момент исчезновения звуковых ударов.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Манжетки должны быть возрастных размеров, шириной в 1/3 длины плеча (3, 5, 7, 12 и 18 см), поскольку меньшего размера манжетки завышают, а большего – занижают показания.

4.Определение влажности кожи.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Усадить или уложить ребёнка.

  2. Погладить кожу пальцами на симметричных участках тела.

ПРИМЕЧАНИЕ:

В норме кожа ребёнка умеренной влажности.

5.Определение эластичности кожи.

Исследование проводят на тех местах туловища, где менее всего развит подкожно-жировой слой (например, тыльная поверхность кисти).

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Двумя пальцами правой руки (большим и указательным) собрать кожу в складку.

  2. Отпустить кожу, наблюдая за скоростью расправления складки.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Если складка расправляется быстро – кожа эластичная. Если складка расправляется не сразу, постепенно – эластичность снижена.

6.Определение толщины подкожно-жирового слоя.

Исследование проводят: на груди – у края грудины; на животе – на уровне пупка; на спине – под лопатками; на лице – в области щёк.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Двумя пальцами правой руки (большим и указательным) собрать в складку кожу вместе с подкожно-жировой клетчаткой.

  2. Оценить толщину на глаз, выразив результат в сантиметрах.

ПРИМЕЧАНИЕ:

В норме толщина подкожно- жирового слоя на груди – 1 см, на уровне пупка – 1,5 см (оценивается как умеренное развитие). Подкожно-жировой слой также может быть развит слабо или чрезмерно.

7.Определение тургора (упругости) тканей.

Тургор – это сопротивление тканей, ощущаемое при их сдавлении. Исследование чаще всего проводят на внутренней поверхности бедра.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Большим и указательным пальцами правой сдавить кожу и все мягкие ткани вместе с ней.

  2. Повторить манипуляцию на симметричном участке тела.

ПРИМЕЧАНИЕ:

У здорового ребёнка тургор тканей сохранён.

8.Определение тонуса и силы мышц.

А) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОНУСА МЫШЦ.

О тонусе мышц говорит степень сопротивления при пассивных движениях конечностями.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Усадить или уложить ребёнка.

  2. Предложить ребёнку расслабиться и не оказывать сопротивление исследованию.

  3. Взять в руки конечность ребёнка (руку или ногу).

  4. Согнуть и разогнуть конечность несколько раз.

  5. Повторить исследование на других конечностях.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Тонус мышц на симметричных участках должен быть одинаков.

  2. У здорового ребёнка тонус мышц оценивается соответственно возрасту.

Например, у детей раннего возраста – физиологическая гипотония.

  1. У новорождённых о тонусе можно судить по позе. Если руки и ноги согнуты и прижаты к туловищу, это физиологический гипертонус. Если ребёнок лежит с вытянутыми руками и ногами, это гипотония.

  2. О тонусе мышц также говорит консистенция мышечных волокон –

определяется на ощупь при сдавлении.

Б) ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ МЫШЦ.

При этом исследовании необходимо активное участие ребёнка.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. У маленького – попытаться отнять схваченную им игрушку (сила мышц при этом оценивается приблизительно и будет равна тому усилию, которое необходимо приложить исследующему.

  2. Ребёнка старшего возраста – предложить согнуть руку или ногу, затем попросить оказать сопротивление исследующему при разгибании конечностей (в игровой форме: «кто сильнее?»), затем постараться разогнуть согнутую конечность.

  3. Детям школьного возраста – предложить с силой сжать динамометр, затем зарегистрировать показатели.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Мышечная сила может быть достаточной и недостаточной.

StudFiles.ru

9.Поверхностная пальпация живота.

Исследование проводится, когда ребёнок находится в спокойном состоянии.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Предложить ребёнку лечь на спину, руки – вдоль туловища, ноги согнуты в коленях.

  2. Ощупать живот ребёнка по часовой стрелке нежными движениями тёплой руки, в начале – слегка касаясь, затем увеличивая давление.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Во время пальпации необходимо обращать внимание на выражение лица ребёнка.

10.Аускультация лёгких и сердца.

Аускультация проводится на обнажённом ребёнке, который при обследовании может лежать, сидеть или стоять. Выслушивать ребёнка лучше стетоскопом (без мембраны).

ПРИГОТОВИТЬ:

Стетофонендоскоп.

А) АУСКУЛЬТАЦИЯ ЛЁГКИХ.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Плотно приложить стетофонендоскоп к груди ребёнка.

  2. Предложить ребёнку дышать глубже (маленький делает глубокие вдохи во время плача).

  3. Выслушивать дыхание, прикладывая стетофонендоскоп на разные участки над лёгкими спереди.

  4. Попросить ребёнка повернуться к вам спиной.

  5. Выслушивать дыхание, прикладывая стетофонендоскоп на разные участки над лёгкими сзади.

Б) АУСКУЛЬТАЦИЯ СЕРДЦА.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Приложить стетофонендоскоп к груди ребёнка плотно без зазоров.

  2. Выслушивать тоны сердца в следующих точках: на верхушке сердца, в области второго межреберья справа и слева от грудины, у основания мечевидного отростка справа от грудины и в четвёртом межреберье слева от неё.

  3. Попросить ребёнка сменить положение.

  4. Выслушать тоны сердца в тех же точках.

  5. Предложить ребёнку сделать 5-10 приседаний (у маленьких физическую нагрузку может заменить плач).

  6. Выслушать тоны сердца в тех же точках.

ПРОВЕРЬТЕ СТЕПЕНЬ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА, ОТВЕТИВ НА ЗАДАНИЯ ТЕСТ – КОНТРОЛЯ.

ТЕСТ – КОНТРОЛЬ «ОСОБЕННОСТИ МАНИПУЛЯЦИЙ».

ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

  1. Укажите частоту купания новорождённого:

  1. через день 2) 1 раз в неделю

3) ежедневно

  1. Укажите средство, применяемое для обработки носовой полости при проведении утреннего туалета:

1) вазелиновое масло 2) перекись водорода

  1. р-р бриллиантовой зелени

  1. Укажите, из каких моментов состоит утренний туалет новорождённого:

1) гигиеническая ванна 2) туалет глаз, носа

  1. обработка всех складок кожи

  1. Укажите средство, применяемое для обработки кожи новорождённого в домашних условиях:

  1. стерильное растительное масло

  2. синтомициновая эмульсия

  3. 5%-й р-р перманганата калия

  1. Укажите, какой из перечисленных моментов входит в первичный туалет новорождённого:

  1. обработка кожных покровов

  2. формирование пупочной культи

  3. отделение ребёнка от матери

  1. Укажите температуру воды для гигиенической ванны новорождённого:

1) 35С 2) 37С 3) 39С

  1. Укажите средство, применяемое для обработки пупочной ранки в домашних условиях:

1) р-р фурацилина 2) кипячёная вода

  1. 5%-й р-р перманганата калия

  1. Укажите, какой из этих моментов входит во вторичный туалет новорождённого:

  1. обработка кожных покровов

  2. очищение дыхательных путей

  3. профилактика гонобленореи

  1. В течение какого времени необходимо подсчитывать ЧСС:

1) за 15 секунд 2) за 20 секунд 3) за 60 секунд

10.В течение какого времени необходимо подсчитывать ЧДД:

1) за 15 секунд 2) за 20 секунд 3) за 60 секунд

11.В какое время суток необходимо измерять рост ребёнку?

1) утром 2) после 12 часов дня

  1. вечером

12.Когда лучше взвешивать ребёнка?

1) После дневного сна 2) утром до завтрака

  1. Не имеет значения

13.Укажите как часто необходимо проводить туалет носа:

1) ежедневно 2) 1 раз в 3 дня 3) 1 раз в 7 дней

14.Как часто необходимо проводить туалет наружных слуховых проходов:

1) 1 раз в день 2) 1 раз в 3 дня 3) 1 раз в неделю

15.Укажите температуру воды для подмывания:

1) 35С 2) 37С 3) 39С

16.Назовите термин для обозначения упругости тканей -- . . . . . . . . . . . . . .

17.Укажите на каких артериях можно подсчитать пульс у маленьких детей:

1) 2) 3)

УКАЖИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ.

18.При туалете наружных слуховых проходов:

  1. Промыть ватным шариком ушную раковину

  2. Смочить один ватный жгутик в масле.

  3. Повернуть голову ребёнка.

  4. Вращательным движением прочистить наружный слуховой проход.

  5. Смочить один ватный шарик в воде, слегка отжать.

19.При обработке бутылочек для кормления:

  1. Промыть ершом под проточной водой.

  2. Стерилизовать в сухожаровом шкафу.

  3. Дать воде стечь.

  4. Сполоснуть от остатков пищи.

  5. Замочить в 2%-м р-ре соды.

20.Установите соответствие:

Предмет -- Вещество для обработки

1) соски а) 1%-й раствор хлорамина

2) зонды для кормления б) 3%-й раствор хлорамина

в) 2%-й раствор соды

г) 3%-й раствор пероксимеда

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ.

1. 3 6. 2 11. 1 16. Тургор

2. 1 7. 3 12. 2 17. 1)Сонная артерия

3. 2 8. 1 13. 1 2)Височная «

4. 1 9. 3 14. 3 3) Бедренная «

5. 3 10. 3 15. 2 18. 5, 3, 1, 2, 4

  1. 4, 5, 1, 3, 2

  2. 1) в 2) б, г

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Исаева Л. М. «Стандарт профессиональной деятельности палатной медицинской сестры детского отделения», 1998 год, изд. «АНМИ», г. Москва.

  1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. «Пропедевтика детских болезней», 1985 год, изд. «Медицина», г. Москва.

  1. Мухина С.А., Тарновская И.И. «Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода», 1997 год, изд. «АНМИ», г. Москва.

  1. Солодухо Н.Н., Ежова Н.В. и др. « Сестринское дело в педиатрии», 1999 год, изд. «Высшая школа», г. Минск.

  1. Сушко Е.П. «Пропедевтика детских болезней», 1996 год, изд. «Высшая школа», г. Минск.

  1. Усов И.Н. «Практические навыки педиатра», 1990 год, изд. «Высшая школа», г. Минск.

  1. Приказ Минздрава СССР № 55 от 9. 01. 1986 г. «Об организации работы родильных домов (отделений)».

  1. Приказ Минздрава СССР № 440 от 20. 04. 1983 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию медицинской помощи новорождённым детям».

StudFiles.ru

Контроль за схватками

Цель:

определение характера родовой деятельности.

Оснащение:

кушетка, секундомер или часы с секундной стрелкой, история родов, стетоскоп.

Алгоритм:

1. Вымыть руки, сесть справа от роженицы.

2. Положить ладонь правой руки на переднюю брюшную стенку роженицы в области тела матки.

3. Начало схватки, продолжительность и окончание схватки зафиксировать секундной стрелкой на часах.

4. В паузе между схватками осторожно пропальпировать нижний сегмент матки (исключит боль, напряжение).

5. Зафиксировать продолжительность паузы во времени.

6. Подсчитать продолжительность следующей схватки в секундах.

7. Процедуру повторить трижды.

8. Выслушать и сосчитать сердцебиение плода в паузе между схватками.

Манипуляция №2

(осмотр шейки матки в зеркалах)

Цель: определить состояние шейки маки и слизистой влагалища.

Оснащение: фантом-1, гинекологические кресло-1, зеркала Симпса-2, перчатки-1 пара, клеёнка подкладня-1.

Алгоритм:

1. Подстелить клеёнку.

2. Предложить женщине лечь на гинекологическое кресло.

3. Вымыть руки, надеть стерильные перчатки.

4. Взять ложкообразное зеркало в правую руку.

5. Развести большие половые губы пальцами левой руки.

6. Ввести ложкообразное зеркало до середины влагалища в прямом размере, затем перевести в поперечный размер, продвинуть зеркало до заднего свода и слегка надавить на промежность.

7. Взять в левую руку зеркало-подъёмник.

8. Ввести подъёмник во влагалище по ложкообразному зеркалу до середины в прямом размере, затем перевести в поперечный размер и слегка надавить на переднюю стенку влагалища.

9. Развести зеркала и обнажить шейку матки, слизистую влагалища.

10. Осмотреть шейку матки, слизистую влагалища.

11. Извлечь подъемник.

12. Извлечь ложкообразное зеркало.

13. Зеркало поместить в дез.раствор.

14. Снять перчатки, поместить в дез.раствор.

15. Вымыть руки.

Манипуляция №3

«Подготовка инструментов для выскабливания матки»

Цель: научить студента правильно подготовить набор инструментов для выскабливания.

Алгоритм:

· Вымыть руки, обработать одним из способов.

· Надеть стерильные перчатки.

· Накрыть стерильный стол для инструментов в последовательности:

1. Корнцанг.

2. Пинцет анатомический.

3. Зеркала Симпсона с подъёмником.

4. Щипцы Мюзо.

5. Расширители Гегара.

6. Йодонат 1%, 70% этиловый спирт.

7. Шарики стерильные.

8. Набор кюреток.

9. Маточный зонд.

10. Флакончик с 40% раствором формальна.

11. Перчатки.

12. Абортцанг.

Манипуляция №4

(двуручное влагалищное исследование)

Цель: определить размеры матки, её положение, форму, величину, консистенцию. Определить размеры, положение и консистенцию маточных труб и яичников. Исследование внутренних поверхностей костей таза и определение диагональной коньюгаты.

Оснащение:

1. гинекологическое кресло -1

2. фантом -1

3. перчатки -1 пара

4. клеёнка подкладная -1

Порядок выполнения:

1. Подстелить подкладную клеёнку.

2. Предложить женщине лечь на гинекологическое кресло.

3. Вымыть руки, надеть стерильные перчатки.

4. Развести указательным и большими пальцами левой руки большие половые губы.

5. Ввести во влагалище средний и указательный палец правой руки, надавливая на промежность, большой палец отвести к верху, безымянный и мизинец прижать к ладони.

6. Положить левую руку в надлобковую кость.

7. Сблизить пальцы обеих рук и найти матку.

8. Определить положение, величину, форму, консистенцию, подвижность матки.

9. Переместить пальцы правой руки в правый свод влагалища, затем в левый.

10. Определить состояние придатков.

11. Извлечь пальцы.

12. Снять перчатки, поместить в дез.раствор.

13. Вымыть руки.

Манипуляция №5

«Наружно-внутренний массаж матки»

Цель: остановка кровотечения в 3периоде после родов и раннем послеродовом периоде.

Показания: гипотоническое кровотечение в 3 и раннем послеродовом периоде.

Оснащение:

· фантом

· муляж послеродовой матки с плацентой

· пеленка

· раствор для туалета

Алгоритм:

1. Сжать руку в кулак осле ручного контроля полости матки и достичь им дна матки.

2. Обхватить левой рукой через стенку матки правую руку.

3. Извлечь руку из матки и влагалища, когда матка сократится и кровотечение прекратится.

Манипуляция №7

«Вскрытие плодного пузыря – амниотомия»

Цель: подготовить родовые пути.

Оснащение:

· фантом

· кушетка

· стерильные перчатки

· бранша пулевых щипцов

· 1% раствор йодоната

· корнцанг

· дезинфицирующий раствор

Алгоритм:

1. Помыть руки одним из способов.

2. Надеть стерильные перчатки.

3. Уложить роженицу на кровать Рохманова.

4. Провести туалет наружных половых органов, дополнительно обработать 1% раствором йодоната.

5. Произвести влагалищное исследование, определить степень раскрытия маточного зева и целость плодного пузыря.

6. Взять левой рукой браншу пулевых щипцов.

7. Ввести браншу во влагалище строго по пальцам правой руки до плодных оболочек.

8. Под контролем пальцев правой руки острым концом бранши пулевых щипцов проколоть плодный пузырь.

9. Выпустить воды не извлекая пальцев из влагалища.

Манипуляция №8

«Измерение окружности живота»

Цель: определить сроки беременности, длину и вес плода.

Оснащение:

· сантиметровая лента

· кушетка

· подкладная пелёнка

Алгоритм:

1. Измерение окружности живота производят с помощью сантиметровой ленты.

2. Женщина ложится на кушетку на спину. Под неё подкладывают пелёнку.

3. Акушерка становится сбоку и подводит сантиметровую ленту под поясницу. Один конец остаётся на уровне пупка, а другой из под поясницы прикладывается к нему.

4. Высоту стояния дна матки определяют.

5. Сантиметровая лента кладётся на верхний край симфиза и по белой линии живота производится до дна матки.

Манипуляция №9

«Способы выделения последа»

Цель: помочь рождению последа.

Оснащение:

· фантом

· плацента с пуповиной

· стерильные перчатки

· кастетер

· пузырь со льдом

Алгоритм:

Объяснить роженице цель манипуляции.

Способ Абулдазе. После опорожнения мочевого пузыря производят массаж матки. Обеими руками берут брюшную стенку в продольную складку и предлагают роженице потужиться. Послед рождается.

Способ Гентера. Подготовка такая же. Акушерка становится сбоку от роженицы, лицом к ногам; кисти рук сжатые в кулак кладём тыльной поверхностью на дно матки и постепенно надавливаем по направлению к низу и кнутри.

Способ Креде-Лазаевича. Подготовка такая же. Дно матки обхватывают правой рукой таким образом, чтобы большой палец находился на передней стенке матки, ладонь на дне, а четыре пальца – на задней поверхности. Производим выжимание последа.

Манипуляция №6

«Ручное обследование матки»

Производят при задержке частей плаценты, также при сомнении в её целостности, гипотоническом кровотечении.

Цель: остановка кровотечения в раннем послеродовом периоде.

Оснащение:

· фантом

· стерильные перчатки

· резиновый катетер

· раствор йодоната

· обезболивание – наркоз

Алгоритм:

1. Опорожнить мочевой пузырь катетером.

2. Наружные половые органы обработать раствором антисептика.

3. Тщательно обработать руки (как перед операцией).

4. Надеть стерильные перчатки.

5. Левой рукой раздвигают половые губы. Руку вводят в матку, кисть сложена в виде конуса.

6. Тщательно ощупывают стенки матки, дно и трубные углы. Наружная рука фиксирует стенки матки через переднюю брюшную стенку.

7. Затем рукой удаляют остатки плаценты и оболочек.

8. После назначаю антибиотики и сульфанинидами.

Манипуляция №10

«Влагалищное исследование в родах»

Цель: оценить состояние влагалища, оценить состояние шейки матки (укорочена, сглажена), степень раскрытия и характер краёв зева (тонкие, толстые, растяжимые, ригидные), стояние плодного пузыря, отношение предлежащей части к плоскостям таза, нахождение опознавательных пунктов на предлежащей части. Исследование внутренней поверхности костей таза, измерение диагональной коньюгаты.

Показанная:

· поступление роженицы в родзал

· излитие околоплодных вод

· в остальных случаях по строгим показаниям

Оснащение:

· фантом

· стерильные перчатки

· кровать Рохманова

· дезраствор

· 1% раствор йодоната

Алгоритм:

1. Вымыть руки одним из способов.

2. Надеть стерильные перчатки.

3. Уложить на кровать Рохманова роженицу.

4. Провести туалет наружных половых органов, обработать 1% раствором йодоната.

5. Произвести влагалищное исследование, определить степень раскрытия маточного зева и целостность плодного пузыря.

Манипуляция №11

«Тазоизмерение»

Цель: определение размеров таза.

Оснащение:

  • кушетка
  • тазомер
  • ватные или марлевые шарики
  • 70% спирт этиловый
  • индивидуальная карта беременной
  • клеёнка

Алгоритм:

  1. Предложить женщине лечь на кушетку.
  2. Акушерка встаёт справа от женщины, которая лежит на спине, лицом к ней с обнажённым животом.
  3. Акушерка берёт тазомер таким образом, чтобы большие и указательные пальцы держали пуговки. Шкала с делениями обращена кверху.
  4. Первый размер – distantia spinarum – расстояние между передневерхними остями подвздошных костей. В норме равно 25-26см. Пуговки на передневерхние остистые отростки.
  5. Второй размер – distantia cristarum – между наиболее отдалёнными точками гребней подвздошных костей. В норме равно 28-29см.
  6. Третий размер – distantia trochanteica – между большими вертелами бедренных костей. В норе равно 30-31см.
  7. Затем просим женщину лечь на левый бок, нижележащую ногу согнуть в тазобедренном и коленном суставах. Верхнележащая – вытянута.
  8. Четвёртый размер – conjugate externa – прямой размер таза. Одну пуговку устанавливаем на верхненаружном крае симфиза, а вторую – на надкрестцовую ямку. В норме равно 20-21см.
  9. Затем предлагаем женщине лечь на спину и помогаем ей подняться.

Манипуляция №12

(наружные акушерские приёмы – приёмы Леопольда)

Цель: определить части плода, его величину, положение, позицию, предлежание, отношение предлежащей части плода к тазу матери.

Оснащение:

  • кушетка-1
  • фантом-1
  • кукла-1
  • клеёнка-1

Алгоритм:

  1. Подстелить клеёнку и уложить беременную на кушетку на спину.
  2. Вымыть руки.
  3. Встать справа от беременной лицом к лицу.
  4. 1-й приём: Положить ладони обеих рук на дно матки. Отметить высоту стояния дна матки, крупную часть плода, расположенную в дне матки, срок беременности.

2-й приём: Переместить обе руки на боковые поверхности матки. Определить положение, позицию, вид плода.

3-й приём: Расположить правую руку в надлобковой области так, чтобы большой палец обхватывал предлежащую часть с одной стороны, а остальные пальцы – с другой. Определить предлежащую часть плода и её подвижность.

4-й приём: Повернуться лицом к ногам женщины. Обхватить концами пальцев обеих рук предлежащую часть плода ко входу в малый таз.

5. Предложить беременной перевернуться на бок, затем сесть и подняться с

кушетки.

6. Клеёнку поместить в ёмкость с дез.раствором.

Манипуляция №13

(туалет наружных половых органов перед периодом изгнания)

Цель: дезинфекция наружных половых органов.

Оснащение:

  • кровать Рахманова-1
  • фантом-1
  • подкладная клеёнка-1
  • корнцанг-1
  • стерильные шарики(ватные)-4
  • раствор марганцевокислого калия 1:6000 в кувшине с маркировкой «Для туалета роженицы».
  • 1% раствор йодоната

Алгоритм:

  1. Уложить роженицу на стерильную подкладную пелёнку на кровать Рахманова.
  2. Вымыть руки, обработав одним из методов.
  3. Обмыть тёплым дез.раствором половые органы в следующей последовательности: лобок, половые губы, внутреннюю поверхность бёдер, ягодицы, промежность, заднепроходное отверстие.
  4. Осушить стерильным ватным тампоном в той же последовательности.
  5. Обработать половые органы в той же последовательности 1% раствором йодоната – дважды.
  6. Надеть бахилы, рубашку, косынку на роженицу.
  7. Подстелить стерильную подкладочную пелёнку.

Манипуляция №14

(первый этап первичного туалета новорождённого)

Цель: профилактика офтальмобленореи, перевязка и пересечение пуповины.

Оснащение:

  • кукла с пуповиной-1
  • зажим Кохера-3
  • стерильные ватные шарики
  • спирт (95гр.)
  • пипетка-2
  • 30% раствор сульфацила натрия-1фл.
  • лоток для новорождённого-1
  • ножницы-1
  • пелёнка
  • пинцет
  • стерильные шарики
  • 1% раствор йодоната

Алгоритм:

  1. Отсосать слизь из верхних дыхательных путей.
  2. Протереть глаза новорождённого отдельными стерильными тампонами – от наружного к внутреннему углу глаза.
  3. Двумя стерильными тампонами обнажить слизистую века одного глаза.
  4. Накапать на слизистую пипеткой 1 каплю 30%раствора сульфацила натрия.
  5. Обработать также второй глаз.
  6. Девочке закапать две капли в половую щель.
  7. После прекращения пульсации пуповины – протереть её спиртом. Наложить два зажима на расстоянии 8 и 10 см от пупочного кольца, третий зажим или лигатуру наложить ближе к вульве.
  8. Обработать % раствором йодоната между зажимами и перерезать пуповину ножницами, срезы дополнительно обработать 1% раствором йодоната.
  9. Новорождённого перенести на пеленальный подогретый стол.

Манипуляция №15

«Определение признаков отделения плаценты»

Цель: наблюдение за течением 3 периода родов.

Оснащение:

  • фантом;
  • плацента с пуповиной;
  • зажим;
  • катетер;
  • стерильное судно или почкообразный лоток.

Алгоритм:

  1. Встать слева от женщины.
  2. Проверить признаки Шредера – дно матки отклоняется к правому подреберью.
  3. Проверить признаки Альфреда – пуповина опускается под тяжестью зажима 10-15см.
  4. Проверить признаки Костнера-Чукалова – при надавливании ребром ладони над симфизом пуповина не вытягивается.
  5. Проверить признаки выпячивания брюшной стенки над лоном.

Манипуляция №16

«Подготовка инструментов для осмотра родовых путей»

Цель: научить студента правильно подготовить набор инструментов для осмотра родовых путей.

Оснащение:

  • влагалищные зеркала
  • окончатые зажимы -2
  • корнцанг
  • иглодержатель с иглой
  • стерильные шарики
  • раствор йодоната 2%
  • шовный материал (кетгут, шёлк, лавсан)
  • 0,25 – 0,5% раствор новокаина
  • шприц с иглой
  • раствор KMnO4 1:5000

Манипуляция №19

«Осмотр родовых путей в зеркалах»

Цель: выявить разрывы мягких тканей родовых путей. Ушивание разрывов мягких тканей половых путей.

Оснащение:

  • влагалищные зеркала
  • окончатые зажимы -2
  • корнцанг
  • стерильные шарики – 10-15штук
  • настойка йодоната 2%
  • раствор KMnO4 1:5000
  • шприц, игла
  • 0,25% раствор новокаина.

Алгоритм:

  1. Помыть руки одним из способов.
  2. Надеть стерильные перчатки.
  3. Провести туалет наружных половых органов.
  4. Ввести во влагалище зеркала: вначале заднее, затем – подъёмник.
  5. Зеркала передать для поддержки помощнице.
  6. На переднюю губу шейки матки наложить 2 зажима на расстоянии 3-4см друг от друга. Осмотреть участки шейки матки между зажимами.
  7. Перекладывать зажимы по часовой стрелке. Осмотреть всю шейку матки.
  8. Осмотреть передний свод влагалища и переднюю стенку влагалища.
  9. Осмотреть задний свод, заднюю и боковую стенки влагалища.
  10. Обработать родовые пути раствором йодоната.
  11. Снять зажимы.
  12. Извлечь зеркала.

Манипуляция №20

Ручное отделение и выделение последа.

Цель: активное ведение 3го периода родов в случае отсутствия признаков отделения плаценты в течение 30 минут после рождения плода или связи с кровотечением в послеродовом периоде, не связанным разрывами родовых путей.

Оснащение:

  • фантом
  • стерильные перчатки
  • резиновый катетер
  • 1% раствор йодоната, 3%спиртовой раствор йода.

Обезболивание – наркоз

Алгоритм:

  1. Опорожнить мочевой пузырь катетером.
  2. Наружные половые органы обработать раствором антисептика.
  3. Тщательно обработать руки как перед операцией) до локтя.
  4. Надеть стерильные перчатки.
  5. Левой рукой раздвигают половые губы.
  6. Правая рука по пуповине вводится в полость матки, от места прикрепления пуповины определяется край плаценты.
  7. Одновременно с потягиванием за пуповину левой рукой, ребром ладони правой руки пилящими движениями следует отделять плаценту от стенок матки и постепенно выводить послед наружу.
  8. Правая рука не выводится из матки (проводится её ревизия).
  9. При приращении плаценты операцию отделения плаценты прекращают и производят экстирпацию матки.

Манипуляция №21

Сбор анамнеза.

Цель: получить полное представление о возрасте, семейном положении, профессиональных вредностях, условиях жизни, состоянии здоровья, перенесенных заболеваниях и т.д.

Оснащение:

  • индивидуальная карта беременной
  • ручка

Опрос производится по схеме:

  • фамилия, имя и отчество
  • возраст
  • условия жилья и место настоящего жительства
  • семейное положение
  • место работы
  • профессия
  • наличие профессиональных вредностей
  • перенесенные заболевания, аллергологический анамнез (травмы, операции, гемотрансфузии)
  • наследственность
  • эпиданамнез (туберкулёз, гепатит, ВИЧ, сифилис)
  • жалобы беременной (если они есть)
  • специальный анамнез.
  1. Менструальная функция (менархе, когда установилась, цикл, длительность, количество теряемой крови, наличие болей, регулярность, последняя менструация).
  2. Половая функция (начало половой жизни, её влияние на mensis, когда наступила беременность при регулярной половой жизни, при отсутствии контрацепции).
  3. Детородная функция (сколько было всего беременностей, из них: родов, абортов, внематочных беременностей, как протекали беременности родов, были и осложнения после родов и абортов, когда была последняя беременность и чем она закончилась, вес детей при рождении, сколько живых детей).
  4. Секреторная функция (беспокоят или нет белей, их характер).
  5. Функция соседних органов (нарушение мочеиспускания и стула).
  6. Гинекологические заболевания (заболевания, перенесённые в прошлом; когда, чем лечились, были ли гинекологические операции, их объём).
  7. Течение настоящей беременности (подробно госпитализации ил амбелаторное лечение, чем и в какие сроки, проведённые обследования).

Манипуляция №22

«Выслушивание сердцебиения плода»

Цель: определение состояния плода.

Оснащение:

  • кушетка
  • стетоскоп

Алгоритм:

Аускультацию проводят во второй половине беременности и в родах.

  1. Постелить на кушетку пелёнку.
  2. Уложить женщину на кушетку.
  3. Обнажить живот женщины.
  4. Акушерка становится сбоку, лицом к женщине.
  5. Стетоскоп ставится на обнажённый живот беременной или роженицы.
  6. Место, где выслушивается сердцебиение, зависит от положения, позиции, вида и предлежания плода. Отчетливее всего выслушивается со стороны спинки.
  7. При головном предлежании выслушивается ниже пупка.
  8. При тазовом предлежании – выше пупка.
  9. При поперечном положении выслушивается ниже пупка или на уровне пупка.

Частота сердечных тонов у плода в норме 120-140 ударов в минуту.

Манипуляция №23

«Определение срока родов»

Цель: определение даты родов.

Оснащение:

  • лист бумаги
  • ручка
  • календарь

Алгоритм:

  1. По менструации: 1 день последней менструации – 3 месяца + 7 дней или + 280 дней.
  2. По шевелению плода: дата шевеления + 20 недель (при первой беременности). Дата шевеления + 22 недели (при повторной беременности).
  3. По данным женской консультации (при ранней явке до 12 недель беременности).
  4. По данным УЗИ.
  5. По дню зачатия + 286 дней.
  6. По овуляции: 1 день последней менструации – 3 месяца + 14 дней.

Манипуляция №24

Определение массы внутриутробного плода.

Цель: составить оптимальный план ведения родов, предупредить тяжёлые осложнения и неблагоприятный исход родов.

Оснащение:

  • индивидуальная карта (история родов) беременной
  • ручка
  • сантиметровая лента
  • кушетка
  • напольные весы
  • ростомер
  • тазомер

Методика:

  1. Метод Бубличенко – масса пода составляет 1/20 массы матери.
  2. Метод Жорданиа: МП = ОЖ * ВДМ.
  3. Метод Стройковой: МП = ((ВН:К) + (ОЖ * ВДМ)) : 2.
  4. Метод Якубовой: МП = (ОЖ + ВДМ * 100) : 4.
  5. Метод Джонсона: МП = (ВДМ – 11) * 155, если масса тела беременной более 90кг, то вместо k=11 берем k=12.
  6. Метод Могилева: МП = (Р + ВН + ОЖ + ВДМ) * 10, где МП – предполагаемая масса плода; ОЖ – окружность живота; ВДМ – высота стояния дна матки; ВН – масса женщины; К – константа, зависящая от массы роженицы и равная 15 - при массе 51кг, 16 – при 51-53 кг, 17 – при 54-56 кг, 18 – при 57-62 кг, 19 – при 63-65 кг, 20 – при 66-73 кг, 21 – при 74-81 кг, 22 – при массе более 80 кг; Р – рост женщины.
  7. Метод Фрейдлина: МП = Z * C2 , где Z – длина плода, см; С – прямой размер головки плода, см. Все измерения проводят тазомером.
  8. Метод Рудакова основан на определении «индекса объёма матки». Производят наружное измерение длины и ширины туловища плода. Для этого высота стояния дна матки над лоном умножается на её поперечник. Полученная величина и является индексом объёма матки которому соответствует определённая масса плода.

Манипуляция №26

«Пособие по Цовьянову при чистом ягодичном предлежании»

Цель: сохранение нормального членорасположения плода в родах, обеспечение физиологического течения периода изгнания.

Оснащение:

  • фантом
  • кукла
  • стерильные перчатки, халат, маска
  • фартук (клеенчатый), колпак.

Алгоритм:

  1. Захватить руками ягодицы так, чтобы большие пальцы были на бёдрах, а остальные – на крестце.
  2. Передвигать руки к половой щели, прижимая ножки к животу плода.
  3. Пропускать плод через кольцо рук, направляя туловище плода вверх.
  4. Установить плечевой пояс в прямом размере выхода.
  5. Опустить туловище вниз, не меняя положение рук. Появится верхняя треть переднего плеча.
  6. Приподнять туловище кверху, рождается заднее плечо (или ручка).
  7. Направить туловище кверху и спиной кпереди.
  8. Показался подбородок, ротик, лицо, теменные бугры, затылочные.

Манипуляция №27

Пособие по Цовьянову при ножных предлежаниях.

Цель: научить студента оказывать пособие при ножных предлежаниях с целью перевода их в ягодично – ножные.

Оснащение:

  • фантом
  • кукла-плодик
  • стерильные перчатки
  • стерильная пелёнка

Алгоритм:

  1. Объяснить женщине необходимость и ход процедуры.
  2. Надеть стерильные перчатки, после соответствующей обработки рук.
  3. На промежность роженицы положить руку и ладонью через стерильную пеленку противодействовать изгнанию ножек за пределы половой щели при каждой схватке.
  4. Препятствие создаётся до тех пор, пока полностью не раскроется маточный зев и ягодицы плода не опустятся на тазовое дно, противодействие прекращают тогда, когда ножки плода начинают выступать из-под ладони.
  5. В дальнейшем роды могут пройти самостоятельно, а при прекращении поступательного движения плода используют классическое ручное пособие.

Манипуляция №28

«Определение белка в моче»

Цель: научиться определять белок в моче.

Оснащение:

  • спиртовка
  • пробирки
  • раствор уксусной кислоты 3-5%
  • раствор сульфациловой кислоты 20%

Алгоритм:

1 способ – проба с уксусной кислотой.

  1. В пробирку набрать 10мл мочи прокипятить на спиртовке. Если есть белок, моча мутнеет.
  2. Добавить несколько капель уксусной кислоты 3-5% в пробирку с мочой и вновь вскипятить.
  3. Если муть не исчезает – в моче белок.
  4. Если моча стала прозрачной, то помутнение зависело от солей, которые растворились в присутствии уксусной кислоты.

2 способ – проба с сульфосалициловой кислотой.

  1. В пробирку с мочой добавляем 8-10 капель 20% раствора сульфосалициловой кислоты. При наличии белка в моче образуется хлопьевидный осадок или муть.

Манипуляция №25

Биомеханизм родов при тазовом прилежании.

Цель: студент должен иметь представление о биомеханизме родов при тазовом предлежании.

Оснащение:

  • фантом
  • кукла

Алгоритм:

1-й момент – восстановление ягодиц во вход в малый таз. Межвертлужная линия устанавливается на одном из косых размеров входа, крестец плода обращён кпереди (передний вид) или кзади (задний вид).

2-й момент – опускание ягодиц. При некотором сжатии ягодицы опускаются во вход в таз. Первой опускается передняя ягодица. Это движение соответствует сгибанию головки при затылочном вставлении.

3-й момент – соответствует крестцовой ротации. Совершая маятниковые движения, ягодицы огибают мыс и опускаются в широкую часть полости малого таза.

4-й момент – внутренний поворот ягодиц. Ягодицы, совершая поворот опускаются на тазовое дно. Межвертлужная линия из косого размера переход в прямой размер выходи из малого таза.

5-й момент – рождение ягодиц и туловища плода до нижнего угла передней лопатки. Передняя ягодица выходит из-под симфиза, крыло подвздошной кости фиксируется у нижнего края лобкового сочленения. Совершается сильное боковое сгибание поясничной области позвоночника плода и рождается задняя ягодица. Дуга позвоночника выпрямляется и рождается целиком передняя ягодица. Затем довольно легко совершается наружный поворот ягодиц, туловище плода, продвигаясь вперед, рождается до пупочного кольца и до нижнего угла передней лопатки. Наружный поворот ягодиц происходит за счет вступления во вход в таз плечевого пояса: Межвертлужная линия устанавливается в то же размере, что и плечики.

6-й момент – рождение плечевого пояса. Биакромиальный размер плечиков из косого размера входа в малый таз, продвигаясь вперед, переходит в прямой размер выхода из малого таза. Шейка плечевой кости передней ручки фиксируется у нижнего края симфиза, рождается задняя ручка, а затем из-под лобка выходит передняя ручка. Такой механизм отмечается при сохранённом правильном членорасположении плода. Ели оно нарушено, ручки запрокидываются и освободить их можно, только применив акушерские пособия.

7-й момент – рождение головки. Биомеханизм рождения плода представляет собой плавный непрерывный процесс. Одновременно с рождением плечиков во вход в таз вступает головка. Сагиттальный шов располагается в косом размере таза, противоположном биакромиальному размеру плечиков. Последующее прохождение родового канала головкой осуществляется по общим законам биомеханики: вставление, сгибание, крестцовая ротация, внутренний поворот, усиленное сгибание. Все движения совершаются быстро и с меньшими усилиями, потому что головка продвигается как клин (суженная её часть идёт первой). Окружность головки соответствует среднему косому размеру (от подзатылочной ямки до переднего края большого родничка) равному 10 см. Головка плода, родившегося в тазовом предлежании, круглая. Родовая опухоль располагается на ягодицах, половых органах.

Манипуляция №29

Биомеханизм родов при лицевом предлежании.

Цель: студент должен иметь представление о биомеханизме родив при лицевом предлежании.

Оснащение:

  • фантом
  • кукла

Алгоритм:

Лицевое предлежание может быть первичным, если устанавливается еще во время беременности при наличии врождённого зоба или опухоли шеи у плода, и вторичным, если развивается процесс родов из лобного предлежания.

В 1-м моменте головка плода вставляется во вод в малый таз вертикальным размером. Лицевая линия располагается в поперечном или косом размере плоскости входа в малый таз. Подбородок и большой (передний) родничок стоят на одинаковой высоте.

Во 2-м моменте биомеханизма родов вместо обычного сгибания головка плода максимально разгибается. Подбородок опускается ниже, чем большой родничок. В этом положении личико плода опускается в полость малого таза. Щека, обращённая к передней стенке таза, легче достигается при исследовании, чем обращенная к крестцовой впадине.

3-й момент – крестцовая ротация совершается легко.

4-й момент – головка совершает внутренний поворот, обусловленный тем же факторами, которые определяют этот момент биомеханизма родов при затылочном предлежании. Лицевая линия переходит в прямой размер плоскости выхода, а подбородок оказывается под лобковым сочленением. При нарушении внутреннего поворота подбородок плода может повернуться к крестцу, т. е. спинка плода обращается кпереди. Роды в переднем виде лицевого предлежания приостанавливаются.

При подбородке, обращённом кпереди, начинается 5-й этап биомеханизма родов. Лицо опускается до тех пор, пока прорежется подбородок, а угол между нижней челюстью и шеей плода подойдёт под нижний край симфиза. Образуется точка фиксации – подъязычная кость, вокруг которой происходит сгибание головки. Последовательно рождаются лоб, темя и затылок.

Внутренний поворот туловища и наружный поворот головки, рождение плечевого пояса и всего плода совершаются так же, как и при затылочных предлежаниях.

Прорезывание головки происходит окружностью, соответствующей вертикальному размеру (диаметр – 9,5 см, окружность – 33 см). Родовая опухоль располагается на половине лица, обращенной кпереди (подбородок, губы). Форма головки – резкая долихоцефалическая.

Манипуляция №10

Биомеханизм родов при лобном предлежании.

Цель: студент должен иметь представление и биомеханизме родов при лобном предлежании.

Оснащение:

  • фантом
  • кукла

Алгоритм:

Диагноз лобного предлежания ставится исключительно по данным влагалищного исследования: по проводной оси таза определяется лоб; в поперечном размере плоскости входа в малый таз располагается лобный шов ;с одной стороны определяется переносица и надбровные дуги плода; с другой – передний угол большого родничка.

1-й момент биомеханизма родов заключается в том, что головка плода при лобном предлежании вставляется во вход в таз большим косым размером, равным 13,5 см, с окружностью, соответствующей 39-40 см. Лобный шов находится в поперечном размере входа. Уже на этом этапе выявляется диспропорция между размерами головки размерами входа в малый таз. Дальнейшее продвижение головки останавливается, и роды приходится заканчивать операцией кесарева сечения.

Если плод недоношенный, имеет небольшие размеры, то наступает 2-й момент биомеханизма родов – разгибание головки, вследствие которого по проводной оси таза и наиболее низко устанавливается центр лба.

3-й момент – крестцовая ротация осуществляется так же, как и при затылочных предлежаниях.

4-й момент – внутренний поворот головки осуществляется на 900 , при этом лобный шов переходит из поперечного размера таза в косой, в затем в прямой. Крылья носа направлены к симфизу.

При 5-м моменте биомеханизма родов головка совершает два движения. Как только верхняя челюсть подходит под нижний край симфиза (первая точка фиксации), начинается сгибание головки и рождение её до затылочного бугра, фиксирующегося на верхушке копчика, вокруг которого головка начинает разгибаться: рождаются верхняя и нижняя челюсти.

6-й и 7-й моменты – не отличаются от соответствующих моментов биомеханизма родов при затылочном предлежании. Головка плода рождается окружностью средней между окружностью большого косого и прямого размера. Величина окружности 35-36 см. Родовая опухоль располагается на головке, занимая весь лоб и распространяясь в одну сторону до глаз, в другую до большого родничка. В профиль головка имеет вид треугольника с верхушкой у лба.

Манипуляция №31

Биомеханизм родов при переднеголовном предлежании.

Цель: студент должен иметь представление о биомеханизме родов при переднеголовном предлежании.

Оснащение:

  • фантом
  • кукла

Алгоритм:

Протекают в заднем виде. Распознают его при внутреннем исследовании. По проводной оси таза определяют большой родничок, в то время как малый родничок не достигается.

1-й момент – вставление головки плода происходит сагиттальным швом в поперечном, реже в косом размере входа в малый таз. Головка находится в несколько разогнутом состоянии; она устанавливается в плоскости входа в таз лобно-затылочным размером, равным 12 см.

2-й момент – умеренное разгибание головки, вследствие чего ведущей точкой становится большой родничок. Малый родничок отстаёт в поступательном движении.

3-й момент – крестцовая ротация осуществляется, как обычно, в плоскости входа в малый таз. При этом первой опускается передняя теменная кость, заходя за заднюю, затем задняя, и, наконец, вся головка оказывается в широкой части полости малого таза. Лобная и затылочная кости могут быть смещены под теменные.

4-й момент – внутренний поворот головки осуществляется в полости малого таза так, что большой родничок поворачивается к лобковому сочленению.

5-й момент – сгибание и разгибание головки происходит в плоскости выхода из малого таза, где головка совершает два движения. Под нижний край симфиза подходит область переносицы и образуется первая точка фиксации. Вокруг нее головка совершает сгибание, в результате чего из-под промежности освобождаются темя и затылок. После этого образуется вторая точка фиксации – затылочный бугор, вокруг которого совершается разгибание головки и рождается лоб и личико плода. Головка прорезывается прямым размером – лобно-затылочным, равным 12 см. Окружность, проходящая через него, равна 34 см. Родовая опухоль располагается в области большого родничка. Форма черепа брахицефалическая – «башенный череп».

6-й и 7-й моменты биомеханизма родов совершаются так же, как при затылоном предлежании.

Манипуляция №32

Ручное пособие «Защита промежности»

Цель: препятствовать травмированию плода и мягких тканей родовых путей.

Оснащение:

  • фантом
  • кукла-плодик
  • стерильный вазелин
  • стерильные перчатки

Алгоритм:

  • объяснить женщине ход процедуры
  • обмыть руки и надеть стерильные перчатки
  • в момент врезывания головки налить в область задней спайки больших половых губ стерильный вазелин
  • вторым и третьим пальцами правой руки очень бережно постараться расшить выход из влагалища, стоя справа от роженицы
  • в момент прорезывания головки левую руку располагают на лобке ладонью к головке, препятствуя преждевременному её разгибанию
  • правую руку располагают на промежности так, чтобы четыре пальца плотно прилегали к области левой большой половой губы, а первый палец – к правой губе
  • правой рукой сдвигают ткани сверху вниз (как бы «зажимая» их сверху
  • после рождения теменных бугров, регулируя потуги, предлагают роженице глубоко подышать
  • накладывают обе руки бипариентально (обхватывая головку с двух сторон и выводя головку из промежности); при этом осторожно сводят ткани вульварного кольца; над промежнстью показываются лоб, лицо, подбородок.

Манипуляция №33

Реанимация новорожденного.

Цель: научить студента реанимационным мероприятиям при асфиксии новорожденного.

Оснащение:

  • электроотсос (резиновая груша)
  • пеленальный столик с источником лучистого тепла
  • стерильные пелёнки
  • носогубная маска с резиновым мешком (интубационная трубочка)
  • шприцы
  • набор лекарственных препаратов для неотложной помощи
  • часы

Алгоритм:

  • восстановление проходимости дыхательных путей (отсасывание слизи изо рта и носовых ходов после прорезывания головки).
  • после отсечения пуповины новорожденного кладут на пеленальный стол с наклоном головы 150 под источник лучистого тепла. Быстро обтирают.
  • проводят ИВЛ масочным или интубационным методом (при отсутствии врача акушерка осуществляет вентиляцию лёгких с помощью дыхательной носогубной маски с резиновым мешком или производит интубацию по пальцу).
  • при брадикардии, аритмии, остановке сердца производят наружный массаж сердца с частотой 100-120 движений в минуту, координируя его с ИВЛ (3 надавливания – 1 вдох).
  • В пупочную вену вводят 10-15 мл 5% р-ра натрия гидрокарбоната, 10 мл 20% р-ра глюкозы с кокарбоксилазой в дозе 8-10 мл/кг, 1-3 мл 10% р-ра кальция глюконата. 1мл 5% р-ра аскорбиновой кислоты, если сердечная деятельность не восстанавливается или сохраняется брадикардия – в/в 0,1 мл 0,1% р-ра атропина, а при отсутствии эффекта 0,1 мл 0,1% адреналина.
  • Если через 5 минут от начала реанимационных мероприятий оценка новорожденного остаётся не выше 6 баллов – в/в вводится р-р преднизолон (1мл/кг)
  • Через 3 минуты от начала реанимационных мероприятий на 15-30 секунд прекращают ИВЛ с целью оценки её эффективности.
  • Реанимационные мероприятия проводятся 20мин, если самостоятельное дыхание не восстанавливается, оживление ребёнка следует прекратить.

Манипуляция №34

Рассечение промежности в родах.

Цель: научить студента производить рассечение промежности при угрозе разрыва или асфиксии плода.

Оснащение:

  • тупоконечные ножницы
  • шприц с местным анестетиком (0,25 – 0,5% р-р новокаина)
  • 1% р-р йодоната
  • стерильные шарики
  • стерильные перчатки
  • корнцанг

Алгорим:

  • объяснить женщине цель, необходимость и ход процедуры
  • надеть перчатки, после соответствующей обработки рук (как при операции)
  • обработать предполагаемое место рассечения р-ром йодоната с помощью стерильного шарика на корнцанге
  • произвести местную анестезию р-ром новокаина по методу ползучего инфильтрата. Первый укол делают внутрикожно.
  • Тупоконечными ножницами делают разрез 2-3 см по средней линии промежности (нереотомия) или длиной 2 см, отступя 2-3 см от задней спайки, по направлению к седалищным буграм (эпизиотомия).

Манипуляция №35 (24)

Уход за швами на промежности.

Цель: научить студента производить туалет родильницы со швами на промежности, обрабатывать швы.

Оснащение:

  • судно
  • кувшин с теплым раствором антисептика
  • корнцанги (2)
  • стерильные шарики
  • пинцет анатомический
  • 3% р-р перекиси водорода
  • лоток стерильный
  • лоток для использованного материала
  • 1% р-р йодоната
  • клеёнка
  • подкладные пелёнки (2)
  • перчатки (2 пары)
  • р-р антисептика
  • Н2О2
  • 1% р-р йдоната

Алгоритм:

  • Объяснить женщине цель, необходимость и ход процедуры
  • Надеть перчатки
  • Постелить пеленку
  • Уложить на неё женщину в положении «на спине» с разведёнными и согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами
  • Поставить судно
  • Подмыть женщину раствором антисептика (от лобка к анальному отверстию)
  • Просушить промежность с помощью сухих шариков на корнцанге
  • Убрать судно
  • Сменить перчатки
  • Постелить под женщину подкладную (стерильную) пелёнку
  • Обработать линию швов перекисью водорода
  • Высушить
  • Обработать йодонатом
  • Сменить подкладную пелёнку
  • Снять перчатки, вымыть руки
  • Если есть изменения в состоянии швов (покраснение, нагноение, отёк), немедленно сообщить об этом врачу.

Манипуляция №36

Уход за молочными железами.

Цель: научить студента производить туалет молочных желез родильнице.

Оснащение:

  • теплая вода
  • индивидуальный кусочек мыла
  • стерильные шарики, перчатки, салфетки
  • корнцанг
  • лифчик (стерильный, х/б)

Алгоритм:

  • объяснить женщине цель, необходимость и ход выполняемой процедуры
  • ходячие родильницы самостоятельно обмывают грудные железы тёплой водой под краном индивидуальным кусочком мыла
  • постельным родильницам акушерка (мед.сестра), надев перчатки, с помощью корнцанга с шариком, обмывает молочные железы в следующем порядке: сосок, потом всю железу.
  • Обсушивает стерильной салфеткой или полотенцем
  • Если обработка проводится перед кормлением, то сосок и околососковую область дополнительно обрабатывается 1% р-ром бриллиантового зелёного (водного)
  • Если нет, то надевается стерильный лифчик.

Манипуляция №37

Цель: выявить патологию шейки матки и влагалища.

Оснащение:

  • стерильное ложкообразное зеркало
  • подъёмник
  • пеленка
  • гинекологическое кресло

Алгоритм:

  1. Необходимо обработать руки дез.раствором.
  2. Одеть стерильные перчатки.
  3. Женщина раздевается до пояса и ложится на гинекологические кресло.
  4. Исследующий, левой рукой большим и указательным пальцами разводит половые губы.
  5. Правой рукой вводится боковым сечением стерильное зеркало.
  6. Поворачиваем зеркало и опускаем нижнюю стенку влагалища.
  7. Параллельно зеркалу вводят подъёмник и поднимают верхнюю стенку влагалища.
  8. Осматриваем шейку матки.
  9. Из влагалища выводим подъёмник.
  10. Затем, извлекая зеркало, осматриваем стенки влагалища.

Манипуляция №38

Ультразвуковое исследование

Цель: узи используют для определения строения половых органов, выявления патологий, определения сока беременности, расположения плода и плаценты.

Оснащение:

  • кушетка
  • пеленка
  • гель
  • ультразвуковой аппарат

Алгоритм:

  1. У исследуемой женщины полный мочевой пузырь.
  2. Исследуемая ложится на кушетку с пеленкой.
  3. Освобождает область живота.
  4. С помощью конвексного датчика через стенку осматриваем половые органы.

Манипуляция №39

Извлечение плода за ножку.

Цель: свести к минимуму осложнения, возникающие при тазовом предлежании.

Алгоритм:

  1. Захватить выпавшую (извлеченную) ножку(ки) так, чтобы большой палец был на

Манипуляция №40

Тампонада влагалища.

studopedia.ru

Методика исследования кожи, подкожной жировой клетчатки и слизистых оболочек

Содержание

ОБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ...................................................................... 3

1. Методика проведения объективного обследования детей............................... 3

1.1. Методика исследования кожи, подкожной жировой клетчатки и слизистых оболочек 3

1.2. Методика исследования костной и мышечной систем.................................... 3

1.3. Методика исследования органов дыхания....................................................... 3

1.4. Методика исследования сердечно-сосудистой системы................................. 3

1.5. Методика исследования органов кроветворения............................................. 3

1.6. Методика исследования органов пищеварения............................................... 3

1.7. Методика исследования органов мочевыделения............................................ 3

УХОД И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕТЬМИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ 3

1. Уход и наблюдение за детьми при заболеваниях органов дыхания.............. 3

1.1. Алгоритм подсчета дыхательных движений у детей...................................... 3

1.2. Создание возвышенного и дренажного положения в постели........................ 3

1.3. Уход и наблюдение за детьми с нарушениями функций дыхания.................. 3

1.4. Техника постановки круговых горчичников.................................................... 3

1.5. Техника проведения горчичного обертывания................................................ 3

1.6. Техника проведения ножных горчичных ванн................................................ 3

1.7. Техника проведения вибромассажа у детей..................................................... 3

1.8. Техника проведения ингаляции у детей........................................................... 3

1.9. Техника проведения плевральной пункции..................................................... 3

2. Наблюдение за детьми при заболеваниях органов кровообращения............. 3

2.1.Техника измерения артериального давления (АД) у детей.............................. 3

2.2. Техника подсчета пульса (PS).......................................................................... 3

3. Уход за детьми при заболеваниях органов пищеварения................................ 3

3.1. Техника проведения фракционного желудочного зондирования................... 3

3.2. Техника проведения фракционного дуоденального зондирования................ 3

3.3. Техника проведения промывания желудка...................................................... 3

3.4. Введение газоотводной трубки........................................................................ 3

3.5. Техника проведения очистительной клизмы.................................................... 3

3.6. Техника проведения лекарственной клизмы.................................................... 3

3.7. Техника постановки сифонной клизмы............................................................ 3


ОБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Методика проведения объективного обследования детей

Методика исследования кожи, подкожной жировой клетчатки и слизистых оболочек

Осмотр кожи ребенка лучше всего производить в теплой комнате. Медицинской сестре следует предварительно вымыть и согреть свои руки. Ребенка надо полностью раздеть, однако у старших детей это может вызвать смущение, поэтому их раздевают постепенно. Маленьких детей лучше осматривать на пеленальном столе. Если ребенок плачет, его следует успокоить с помощью яркой игрушки и ласкового голоса, а затем приступить к осмотру.

Осмотр обычно проводится сверху вниз. Особое внимание следует уделить осмотру кожных складок за ушными раковинами, на шее, в подмышечных впадинах, паховых областях, на бедрах, под и между ягодицами, в межпальцевых промежутках. При этом складки разворачивают или слегка растягивают. Не менее тщательно осматривается кожа волосистой части головы, ладоней, подошв, область заднего прохода.

Состояние кожи ребенка оценивают по ее цвету, степени влажности, тургору, эластичности, чистоте. Кожа здорового ребенка нежно-розового цвета, бархатистая, гладкая. У некоторых детей кожа может быть смуглой, со следами загара.

Под влиянием патологических, а также некоторых физиологических состояний окраска кожи может измениться. Наиболее часто наблюдается бледность кожи вследствие анемии, отека, спазма сосудов (охлаждение, страх, рвота), а также при недостаточном наполнении кровью сосудистого русла, например при недостаточности аортальных клапанов.

Краснота кожи (гиперемия) как физиологическое явление может возникать под воздействием высокой и низкой температур, при психическом возбуждении, механическом раздражении кожи. Такая гиперемия носит временный характер и обычно ограничивается одной или несколькими областями. Патологическая гиперемия появляется при заболеваниях, сопровождающихся лихорадкой, при эритроцитозе (увеличение числа эритроцитов). Ограниченная гиперемия с характерной локализацией на шее, щеках, носу и вокруг глаз характерна для диссеминированной красной волчанки. Местная гиперемия сопровождает очаги воспаления – воспаленные суставы, инфильтраты, раны.

Желтушность кожи и склер для ребенка (за исключением новорожденного) всегда является признаком болезни. Желтушное прокрашивание кожи может возникнуть при употреблении ребенком большого количества пищи или лекарств, содержащих красящие вещества (морковь, мандарины, акрихин). При такого рода желтухе окрашивается только кожа, в то время как при истинных (печеночных) желтухах желтеют также склеры. В первую очередь появляется желтизна (иктеричность, субиктеричность) склер, нижней поверхности языка и мягкого неба.

Цианоз (синюшность) появляется при падении содержания оксигемоглобина ниже 95%. Различают тотальный цианоз, захватывающий всю поверхность тела и региональный: периоральный – вокруг рта, цианоз носогубного треугольника, цианоз дистальных участков тела – кончиков носа, мочек ушей, губ, кончика языка, кистей и стоп, называемый акроцианозом.

Значительно реже у детей можно встретить бронзовую окраску кожи, что наблюдается при хронической недостаточности надпочечников.

При осмотре кожных покровов следует обращать внимание на развитие венозной сети. Выраженный венозный рисунок в виде головы медузы может появляться при застойных явлениях в системе воротной вены. При гидроцефалии и рахите расширяется венозная сеть на волосистой части головы. Иногда кожные сосуды образуют так называемые сосудистые звездочки, слегка выступающие над уровнем кожи, с многочисленными ответвлениями (появляются при хронических заболеваниях печени). Ангиомы – сосудистые опухоли – могут достигать значительных размеров, иногда они прорастают в подлежащие ткани и органы.

При осмотре можно выявить в складках кожи гиперемию и мацерацию – опрелость, которая часто бывает у детей с экссудативно-катаральным и аллергическим диатезами. Область пупка у новорожденных должна осматриваться особенно тщательно, так как пупочная ранка представляет собой открытые входные ворота для инфекции.

Морфологические элементы кожи – это внешнее выражение патологического процесса, происходящего в коже. Морфологические элементы условно делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся сыпи, появляющиеся на неизмененной коже (пятно, папула, бугорок, узел, волдырь, пузырек, гнойничок); ко вторичным – высыпания, появляющиеся в результате эволюции первичных элементов (чешуйка, гиперпигментация, депигментация, корка, язва, эрозия, рубец, лихенификация, атрофия). Первичные элементы в свою очередь разделяются на полостные, заполненные серозным, геморрагическим или гнойным содержимым (пузырек, пузырь, гнойничок), бесполостные (пятно, папула, узел, волдырь, бугорок).

При описании элементов сыпи следует придерживаться определенных правил. Необходимо установить время появления, локализацию, размер и количество элементов, их форму и цвет. Указываются все части тела, на которых имеется сыпь, выявляется преимущественная локализация. По количеству различают единичные элементы (указывается их точное число), необильную сыпь (быстро сосчитываемую при осмотре), обильную сыпь (множественные несосчитываемые элементы). Размер элементов измеряется в миллиметрах или сантиметрах по наиболее развитым и преобладающим элементам. Форма элементов описывается как округлая, овальная, неправильная, звездчатая. Отмечается четкость или размытость краев. Особое внимание уделяется цвету сыпи. Необходимо отметить особенности вторичных элементов сыпи: характер и локализацию шелушения, время отпадения корочек и т.д.

Пальпация должна быть поверхностной, проводить ее надо осторожно, не причиняя ребенку боли, особенно на месте воспалительных инфильтратов. С помощью пальпации определяется толщина и эластичность, влажность и температура кожи.

Для определения толщины и эластичности кожи необходимо указательным и большим пальцами захватить кожу (без подкожного жирового слоя) в небольшую складку, затем пальцы надо отнять. Если кожная складка расправляется сразу же после отнятия пальцев, эластичность кожи считается нормальной. Если расправление кожной складки происходит постепенно, эластичность кожи сниженная. Захватывать кожу в складку следует там, где мало подкожного жирового слоя: на тыльной поверхности кисти, на передней поверхности грудной клетки над ребрами, в локтевом сгибе. Можно оценить эластичность также на животе.


Влажность кожи определяется путем поглаживания кожи пальцами врача на симметричных участках тела: груди, туловище, в подмышечных впадинах и паховых областях, на конечностях, в том числе на ладонях и подошвах. Определение влажности кожи на затылке имеет особое диагностическое значение у детей грудного возраста. В норме кожа ребенка имеет умеренную влажность.

Пальпаторно определяется температура кожи. У больных детей температура кожи может быть повышенной и пониженной в зависимости от общей температуры тела. Возможно также и местное повышение или понижение температуры. Местное повышение температуры бывает при воспалении суставов, похолодание конечностей – при спазме сосудов, поражении центральной и периферической нервной системы.

Для определения состояния кровеносных сосудов, особенно их повышенной ломкости, используется несколько симптомов.

Симптом жгута (симптом Кончаловского-Румпеля-Лееде). Резиновый жгут или манжетку от аппарата измерения артериального давления накладывают непосредственно на среднюю треть плеча. При этом сила, с которой накладывается жгут, должна прекратить венозный отток, не нарушая артериального притока, т.е. пульс на лучевой артерии должен быть сохранен. При наложении манжетки давление в ней повышают до уровня, не превышающего систолическое. После 3-5 мин внимательно осматривают кожу в области локтевого сгиба и предплечья. Обычно кожа не изменяется, однако при повышенной ломкости сосудов на коже появляется петехиальная сыпь. Патологическим считается появление более 4-5 петехиальных элементов в площади локтевого сгиба.

Симптом щипка. Необходимо захватить кожную складку (без подкожного жирового слоя), лучше на передней или боковой поверхности груди, большим и указательным пальцами обеих рук (расстояние между пальцами правой и левой рук должно быть около – 2-3 мм) и смещать ее части поперек длины складки в противоположном направлении. Появление на месте щипка кровоизлияний – положительный симптом.

Молоточковый симптом. Производят постукивание умеренной силы, не вызывающее болевых ощущений у ребенка, перкуссионным молоточком в области грудины. При появлении на коже геморрагий симптом считается положительным.

К дополнительным методам исследования кожи относится определение дермографизма. Исследование дермографизма производится путем проведения сверху вниз кончиком указательного пальца правой руки или рукояткой молоточка по коже груди и живота. Через некоторое время на месте механического раздражения кожи появляется белая (белый дермографизм) или красная полоса (красный дермографизм). Отмечают вид дермографизма (белый, красный), скорость его появления и исчезновения, размеры (разлитой или неразлитой).

Для оценки подкожного жирового слоя требуется несколько более глубокая пальпация, чем при исследовании кожи: большим и указательным пальцами правой руки захватывают в складку не только кожу, но и подкожную клетчатку. Определять толщину подкожного жирового слоя следует не на одном участке, так как при ряде заболеваний отложение жира в различных местах оказывается неодинаковым.

Обращают внимание на равномерное (по всему телу) или неравномерное распределение подкожного жирового слоя. Объективно толщина подкожного жирового слоя для детей первых трех лет жизни определяется следующим

образом: на лице – в области щек (норма 2-2,5 см); на животе – на уровне пупка снаружи от него (норма 1-2 см); на туловище – под ключицей и под лопаткой (норма 1-2 см); на конечностях – по задненаружной поверхности плеча (норма 1-2 см) и на внутренней поверхности бедер (норма 3-4 см). Для детей старше 5-7 лет толщина подкожного жирового слоя определяется по четырем кожным складкам: над бицепсом (норма 0,5-1 см); над трицепсом (норма 1 см); над осью подвздошной кости (норма 1-2 см); над лопаткой – горизонтальная складка (норма 1,5 см). Уменьшение подкожно-жирового слоя может быть при некоторых заболеваниях, а также при недоедании. Избыточное отложение жира может быть при перекармливании, неподвижном образе жизни, нарушенном обмене веществ.

При пальпации кожной складки следует обратить внимание на консистенцию подкожного жирового слоя. Он может быть дряблым, плотным и упругим. В некоторых случаях подкожный жировой слой становится плотным, причем на отдельных небольших участках или всей подкожной клетчатке (склерема). Наряду с уплотнением может наблюдаться и отечность подкожного жирового слоя – скрередема. Отечность от уплотнения отличается тем, что в первом случае при надавливании образуется углубление, которое постепенно исчезает, во втором случае ямка при надавливании не образуется.

Следует обратить внимание на наличие отеков и их распространенность (на лице, веках, конечностях, общий отек – анасарка или локализованный). Чтобы определить наличие отеков на нижних конечностях, необходимо надавить указательным пальцем правой руки в области голени над большеберцовой костью. Если при надавливании получается ямка, исчезающая постепенно, то это истинный отек. Если ямка не исчезает, то это свидетельствует о слизистом отеке. У здорового ребенка ямка не образуется.

Определение тургора мягких тканей проводится путем сдавливания большим и указательным пальцами правой руки кожи и всех мягких тканей на внутренней поверхности бедра и плеча. При этом ощущается сопротивление или упругость, называемая тургором. Если у маленьких детей тургор тканей снижен, то при сдавливании их определяется ощущение вялости или дряблости.

Слизистые оболочки у здорового ребенка имеют розовое окрашивание, чистую, гладкую и влажную поверхность. Слизистую оболочку глаза (конъюнктиву) осматривают, оттягивая вниз нижнее веко. Слизистую оболочку рта осматривают при помощи шпателя. Так как это обследование вызывает у ребенка неприятные ощущения, его лучше производить в конце осмотра. Следует внимательно осмотреть и оценить слизистую оболочку щек, десен, языка, а также миндалин. Бледность или покраснение слизистой оболочки, ее сухость, наличие язвочек, налетов, кровоизлияний свидетельствуют о заболеваниях ребенка.

Язык у ребенка должен быть чистым, розовым, влажным, с умеренно выраженными сосочками. У детей, страдающих экссудативным диатезом, часто встречается так называемый «географический язык» с пятнами неправильной формы и полосами беловатого цвета, напоминающими географическую карту. Налет серовато-белого цвета бывает на языке при желудочно-кишечных заболеваниях.


studopedia.ru

Читайте также