Определений оперативно розыскной деятельности

Оперативно-разыскная деятельность

Оперативно-разыскная деятельность[1] (сокр. ОРД) — вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[2].

Оперативно-разыскная деятельность является не стадией уголовного судопроизводства (уголовного процесса), а самостоятельным видом деятельности оперативных подразделений исполнительных органов государственной власти Российской Федерации.

Противоречие орфографии

Несмотря на распространенность написания оперативно-розыскная деятельность (в таком виде термин употребляется в законодательстве[2], научной и учебной литературе[3]), нормативным является написание разыскной[4] и оперативно-разыскной[5] (оперативно-разыскная деятельность)[1].

Виды оперативно-разыскных мероприятий

В соответствии с действующим российским законодательством при осуществлении оперативно-разыскной деятельности проводятся следующие оперативно-разыскные мероприятия[6]:

  • опрос (беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, значимые для выполнения задач оперативно-разыскной деятельности),
  • наведение справок,
  • сбор образцов для сравнительного исследования,
  • проверочная закупка (оперативная закупка),
  • исследование предметов и документов,
  • наблюдение,
  • отождествление личности,
  • оперативный осмотр (обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств),
  • перлюстрация корреспонденции (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений),
  • прослушивание телефонных переговоров,
  • снятие информации с технических каналов связи,
  • оперативное внедрение (ввод сотрудника в разработку),
  • контролируемая поставка,
  • оперативный эксперимент.
  • получение компьютерной информации.

Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность

Согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-разыскную деятельность имеют право вести:

  • Органы внутренних дел Российской Федерации
  • Органы федеральной службы безопасности
  • Федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны
  • Таможенные органы Российской Федерации
  • Служба внешней разведки Российской Федерации

Использование результатов ОРД

Материалы, полученные в ходе осуществления оперативно-разыскной деятельности, могут быть использованы:

  • для подготовки и осуществления следственных действий и проведению оперативно-разыскных мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений,
  • в качестве доказательств по уголовным делам после проверки этих материалов в соответствии с уголовно процессуальным законодательством.

Материалы, полученные в процессе оперативно-разыскной деятельности:

  • до обличения их в форму, предусмотренную уголовного-процессуальным законодательством, никаких правовых последствий не влекут и не являются основанием ограничением прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц.

Средства оперативно-разыскной деятельности

Средствами оперативно-разыскной деятельности являются:

  • специальные учеты,
  • служебно-разыскные собаки,
  • специальная техника,
  • специальные химические вещества.

Участие граждан в проведении ОРМ

Отдельные лица на добровольной основе могут привлекаться к подготовке или проведению оперативно-разыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности, в том числе по контракту (на платной основе).

Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, могут заключать договоры с совершеннолетними лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношениям к религии и политических убеждений.

Органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Лицо, негласно сотрудничающее с оперативной службой, имеет определение агент (устар. осведомитель, секретный сотрудник — жарг. стукач, сексот, соответственно).

Основные отрасли права Комплексные отрасли права Подотрасли и институты права Юридические дисциплины Международное право Юриспруденция Другое
Eo-scale2.png
  • Конституционное
  • Административное
  • Административно-процессуальное
  • Гражданское
  • Гражданское процессуальное
  • Арбитражное процессуальное
  • Семейное
  • Жилищное
  • Уголовное
  • Уголовно-процессуальное
  • Уголовно-исполнительное
  • Земельное
  • Трудовое
  • Финансовое
  • Предпринимательское
    • Хозяйственное
  • Таможенное
  • Муниципальное
  • Военное
  • Социального обеспечения
  • Экологическое
  • Конкурсное
  • Коммерческое
  • Налоговое
  • Бюджетное
  • Банковское
  • Валютное
  • Корпоративное
  • Транспортное
  • Антимонопольное
  • Вещное
  • Обязательственное
  • Наследственное
  • Авторское
  • Патентное
  • Смежное
  • Изобретательское
  • Информационное
  • Миграционное
  • Избирательное
  • Парламентское
  • Образовательное
  • Лесное
  • Энергетическое
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Судебная медицина
  • Судебная психиатрия
  • Судебная бухгалтерия
  • Судебная экспертиза
  • Оперативно-разыскная деятельность
  • Юридическая этика
  • Юридическая психология
  • Правовая статистика
  • Правовая информатика
  • Международное публичное
  • Международное частное
  • Европейское
  • Сравнительное правоведение
  • Правосудие
  • Судоустройство
  • Прокурорский надзор
  • Правоохранительные органы
  • Адвокатура
  • Нотариат
  • Правозащитная деятельность
  • Законодательство
  • Юридическая профессия
  • Известные юристы
  • Юридическое образование
    • США
  • Категория
  • Портал

ru.wikipedia.org

47. Оперативно – розыскная деятельность: понятие, задачи, органы, осуществляющие её. Виды оперативно – розыскных мероприятий.

Оперативно розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и не гласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности и обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачи ОРД:

  1. Предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, а так же выявление и установление лиц их подготавливающих, совершавших или совершивших.

  2. Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от уголовного наказания и розыск пропавших.

  3. Добывание информации о событиях, действиях или бездействии, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

  4. Установление имущества, подлежащего конфискации.

В статьи 17 закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определены соответствующие органы, которые осуществляют ОРД:

  1. Оперативное подразделение органов внутренних дел.

  2. Органы федеральной службы безопасности.

  3. Федеральная служба охраны (ФСО).

  4. Таможенные органы РФ.

  5. Службы внешней разведки России.

  6. Федеральные службы исполнения наказаний.

  7. Органы по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оперативное подразделение органов внешней разведки министерства обороны проводит оперативно- розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности этого органа внешней разведки и в том случае, если это не затрагивает компетенцию иных органов ОРД.

Перечень органов, осуществляющих ОРД может быть изменен или дополнен только ФЗ.

Органы, осуществляющие ОРД, имеют право на проведение следующих оперативно-розыскных мероприятий:

  1. Опрос (гласный или негласный).

  2. Наведение справок.

  3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

  4. Проверочная закупка.

  5. Исследование предметов и документов.

  6. Наблюдение (наружное наблюдение).

  7. Отождествление личности.

  8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных мест.

  9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

  10. Прослушивание телефонных переговоров.

  11. Снятие информации с технических каналов связи.

  12. Оперативное внедрение.

  13. Контролируемая поставка.

  14. Оперативный эксперимент.

Перечень оперативно розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только ФЗ. Оперативно-розыскные мероприятия связаны с контролем почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений. Прослушивание телефонных разговоров с подключением к аппаратуре предприятий вне зависимости от формы собственности, а также физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи, проводится с использованием оперативно технических средств органов ФСБ.

Оперативно-розыскные мероприятия связаны с ограничением прав граждан и проводятся только на основании судебного акта (ст. 23 Конституции РФ). При этом прослушивание телефонных и иных приговоров допускается только в случаях и в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. В ходе проведения ОРМ могут использоваться информационные системы, видео и аудиозапись, кино и фотосъемка, а так же иные средства, не наносящие вреда жизни и здоровью и не причиняющие вреда окружающей среде. Законные требования органов, осуществляющих ОРД обязательны для исполнения теми субъектами, которым они предъявлены. Контроль над законностью ОРД осуществляют высшие органы государственной власти и уполномоченные ими субъекты в пределах полномочий, определенных законодательством РФ. А прокурорский надзор осуществляет генпрокурор РФ и уполномоченный им прокурор (прокуратура городов и районом – только прокурор и его заместитель).

48. Органы предварительного следствия и их компетенция.

Предварительное следствие представляет собой форму предварительного расследования, которая производится следователем по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в виде всестороннего исследования всех обстоятельств дела и последующей передачи дела через прокурора в суд для наказания виновных лиц. В соответствии со ст. 151 УПК предварительное следствие производится:

1. Следователями следственного комитета РФ.

  1. По делам об особо тяжких преступлениях (убийство, доведение до самоубийства, похищение человека, бандитизм). А также все преступления, совершенные судьями, прокурорами, адвокатами и иными специализированными субъектами.

  2. О преступлениях, совершенных должностными лицами следственного комитета органов ФСБ, СВР, ФСО, ОВД, ФСИН, ОНК, Таможенных органов, военнослужащими и лицами проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и др. войск и воинских формирований, связанных с исполнениями служебных обязанностей или на территории части учреждения и гарнизона, а так же о преступлениях, совершенных в отношении этих лиц в связи с их служебной деятельностью.

  3. По делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.

  1. Следователями Федеральной службы безопасности.

По делам о преступлениях против основ Конституционного строя и безопасности государства (теракт, организация незаконных вооруженных формирований и участие в них, государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны)

  1. Следователями органов внутренних дел.

По делам о преступлениях против здоровья граждан, половой неприкосновенности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка и некоторые другие (причинения тяжкого или среднего вреда здоровью, неоказание помощи больному, кража, мошенничество).

  1. Следователями ФСКН.

Связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии со ст.38 УПК следователь являются должностным лицом, уполномочены осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Не зависимо от принадлежности к тому или иному ведомству следователи обладают равными правами и несут одинаковые обязанности. Они имеют право возбуждать уголовное дело, принимать его к своему производству, производить необходимые процессуальные, в том числе следственные действия. Некоторые следственные действия следователь имеет право производить только по решению суда или при согласии руководителя следственного органа. Они имеют право давать органу дознания поручения по проведению оперативно-розыскных мероприятий и по производству отдельных следственных действий. Для собирания и проверки доказательств, следователь проводит следственные действия как допросы, осмотры, выемки, очные ставки, назначает экспертизы и так далее.

При производстве по уголовному делу задачами следователя являются:

  • Доказывание события преступления.

  • Виновности лица в совершении преступления.

  • Мотивы преступления.

  • И иных факторов необходимых для правильного разрешения дела судом.

Срок проведения следствия не более двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Он может быть продлен руководителем следственного органа по району или городу до трех месяцев, а по субъекту федерации до 12 месяцев. Дальнейшее продление допускается только председателем следственного комитета РФ, руководителями следственных органов, иных ведомств или их заместителями. По окончании расследования следователь составляет обвинительное заключение, которое утверждается прокурором, который и направляет дело в суд.

StudFiles.ru

10. Понятие и система принципов оперативно-розыскной деятельности.

Прежде чем определить понятие “оперативно-розыскная деятельность”, требуется уяснить смысл сказанного термина. В статье 1 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” (далее Федеральный Закон об ОРД) определено, что оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

оперативно-розыскная деятельность – это разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Федерального Закона об ОРД в оперативно-розыскной деятельности.

Научное определение оперативно-розыскной деятельности

Базируясь на теории вопроса, можно сделать вывод о целесообразности трактовки ее определения в “узком” и “широком” смысле слова.(см. далее)

В “узком” смысле слова оперативно-розыскная деятельность – это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющих собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий и принятия оперативно - значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств (т.е. речь идет о Уголовно-розыскной деятельности).(см. далее)

В “широком” смысле слова в определении оперативно-розыскной деятельности изменяется содержание одного из основных субъективных элементов – цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).

Таким образом, в определении оперативно-розыскной деятельности можно выделить две группы признаков:

1)объективные;

2)субъективные.

Субъективные признаки динамичны, подвижны. К ним относятся:

установление той или иной (“узкой” или “широкой”) цели такой деятельности: условие регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (всех или их части – большей или меньшей);

запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение оперативно-розыскных действий);

определение пределов гласности (или конспиративности) в оперативно-розыскной деятельности.

В свою очередь группа объективных признаков определения оперативно-розыскной деятельности также складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий (затруднения или невозможности достижения поставленной цели посредством использования иных законных мер) и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания оперативно-розыскной работы.

Принципы

Под принципами данной деятельности понимаются руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные оперативно-розыскной практикой, которые закреплены в нормах законодательных и иных нормативных актах, регулирующих общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, и которые отражают политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления оперативно-розыскной деятельности.

а.) В науке о праве принципы классифицируются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые (специальные). Изложенное относится и к принципам оперативно-розыскной деятельности, рассматриваемой нами как разновидность юридической науки.

б.) В данной деятельности общие (общеправовые) и межотраслевые принципы. Это такие, как законность, гуманизм, равенство граждан перед законом и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществление оперативно-розыскной деятельности. Среди межотраслевых принципов назовем, такие как конспирация, разведывательной активности, сочетание гласных и негласных методов и средств, сотрудничества с населением и опоре на его помощь, подотчетности и подконтрольности, высшим органам государственной власти и управления. Кроме того, должностные лица органов-субъектов оперативно-розыскной деятельности осуществляют свою деятельность в соответствии с принципами, предусмотренными законами, определяющими нормативно-правовой статус органов, в штаты которых они входят.

в.) Для оперативно-розыскного процесса важно и то, что при использовании в установленном законом порядке результатов оперативно-розыскной деятельности должностные лица оперативных подразделений обязаны руководствоваться принципами, предусмотренными или выводимыми из норм Уголовного, Уголовно-процессуального, Таможенного, Налогового, Уголовно-исполнительного кодексов, а также Кодекса об административных правонарушениях.

г.) Вместе с тем оперативно-розыскную деятельность характеризуют и специальные (отраслевые и внутриотраслевые) принципы (оперативность, применение конфидентов, всесторонность, полнота и объективность производства дела оперативного учета).

Подчеркнем, что все принципы ОРД самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому.

StudFiles.ru

45. Понятие оперативно-розыскного документирования.

Документационная деятельность и документирование.

Документационная деятельность складывается из совокупности разнообразных операций, выполняемых оперативником с материальными носителями информации — документами в ходе решения задач ОРД. Документационная деятельность состоит из документирования и документооборота. Документирование заключается в осуществлении различных операций от подготовки, составления и утверждения (согласования) документов до их изготовления и оформления, а документооборот включает ряд операций от создания документа (поступления его извне) до завершения его исполнения и оформления, например в дело оперативного учета, или отправки адресату.

Таким образом, документирование в ОРД (документирование оперативно-розыскное) — это часть документационной деятельности, заключающаяся в процессе собирания, систематизации и фиксации сведений, проверки и оценки результатов ОРД, а также принятии на их основе решения оперативно-розыскным органом (оперативником). Документирование в ОРД проводится во всех ее видах: уголовно-розыскной работе, административной оперативно-проверочной работе, розыске без вести пропавших и выявлении угроз безопасности государству. Однако для каждого вида ОРД характерно «свое» документирование, в котором наряду с общими чертами документирования в ОРД прослеживается специфика. Так, в уголовно-розыскной работе, протекающей в рамках оперативно-розыскного процесса, выявление преступлений и лиц, их совершивших, является одной из главных задач процесса документирования (см. гл 26), а для административной оперативно-проверочной работы типично документирование, например, возможных нарушений правил лицензирования (см. гл. 28).

Предмет документирования в ОРД.

Им охватывается круг всех обстоятельств, подлежащих установлению и оценке при решении конкретных задач ОРД и требующих материальной фиксации. Предмет всегда конкретен. Оперативник документирует информацию не о всем подряд, о чем ему стало известно, а выборочно, так как решает конкретные, вполне определенные сыскные задачи. Причем фактические данные, составляющие предмет документирования в ОРД, неодинаковы по своей природе. Это объясняется разнородностью видов официальной ОРД и решаемых в них задач. Как правило, документирование производится по делу оперативного учета. Вместе с тем оно характерно и для ОРД, включая ту ее часть, которая не подлежит оформлению в делах оперативного учета: поиск информации, исполнение поручения (следователя и др. должностных лиц) или запроса другого оперативно-розыскного органа либо правоохранительных органов других государств и т.д.

Целевое назначение документирования.

Оно состоит в том, чтобы своевременно преобразовать информацию в форму, которая была бы пригодна, надежна и доступна для реализации в практической работе оперативников.

Назначение документирования обусловлено особенностями ОРД. Они состоят в том, что, как правило, оперативники полученную информацию используют не в момент получения и не единожды, а в основном по истечение какого-то промежутка времени, порой весьма длительного, и многократно в различных оперативно-розыскных ситуациях.

Несовпадение во времени между моментами получения и реализации оперативниками информации приводит к тому, что у них возникает потребность в ее надежном сохранении. Для этого информацию необходимо перенести на материальный носитель и зафиксировать (в том случае, если она поступила в нефиксированной форме и первоначально была мысленно «зафиксирована» только в голове). Это вызвано тем, что при всей своей универсальности человеческая память (в данном случае оперативника) все же является относительно ненадежным хранилищем информации. Кроме временного разрыва между моментами получения и реализации оперативником информации, имеется и пространственный разрыв — несовпадение моментов получения и применения в ОРД информации относительно территории. Так, исходная информация может быть получена в одном оперативном подразделении, а использована в другом, порой находящемся от первого за многие сотни километров. Характерен для оборота информации и разрыв по кругу лиц: ее может получить один оперативник, а использовать другое должностное лицо или лицо, оказывающее содействие оперативно-розыскному органу.

Существенным является и то обстоятельство, что для практических потребностей оперативники, как правило, могут использовать не любую информацию, а только ту, которая имеет соответствующее правовое значение, т.е. информацию, которая может вызывать определенные юридически значимые последствия (см. гл. 25). Это возможно только в том случае, если информация оформлена в соответствии с правилами оперативно-розыскного законодательства.

Оперативно-розыскная практика свидетельствует о том, что для этого лучше всего приспособлена информация, которая тем или иным способом материально зафиксирована, т.е. перенесена «из головы» на постоянные длительного применения материальные носители — бумагу, пластик, металл и т.п. Данные материальные носители вместе с информацией, зафиксированной на них в порядке, установленном нормативными правовыми актами оперативно-розыскных органов, с помощью различных способов и технических средств, называют документами. Нормативно-правовая основа документирования в ОРД. Ее составляют правила документирования информации, установленные законодательством. Так, возможность и необходимость документирования в ОРД предусмотрена в ФЗ об ОРД (ст. 10 и др.), а ее детальные правила изложены в закрытых нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов.

Кроме того, в Федеральном законе об информации, информатизации и защите информации предусмотрено, что документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность России (ст. 5). Документирование информации является непременным условием включения информации в информационные ресурсы, под которыми понимают совокупность отдельных документов и отдельных массивов документов, а также документов и массивов документов в информационных системах (ст. 2 и 5).

Классификация документов.

С учетом содержания отраженной в документе информации все они делятся на две группы:

1) документы управленческого свойства (организационные, руководящие, распорядительные, командные). В этих документах зафиксирована информация о различных управленческих решениях. Ими могут быть положения, уставы, инструкции, приказы, указания и планы;

2) учетно-отчетные документы (справочные, информационные, осведомительные, исполнительские). Они включают информацию констатирующего и оценочного характера о состоянии ОРД (в целом или по отдельным направлениям), о результатах совершения определенных действий (ОРМ, меры пресечения и др.), а также различные запросы, просьбы, требования или пожелания. Среди этих документов известны справки, обзоры, отчеты, заключения, акты, протоколы, докладные и объяснительные записки, письма, телеграммы, телефонограммы, стенограммы. В ОРД особое значение имеют оперативно-служебные документы. Определение оперативно-служебного документа и его виды. Оперативно-служебный документ есть разновидность документа. Это материальный носитель с зафиксированной фактической информацией (на бумаге, фото- и кинопленке, магнитофонной ленте и пр.), полученной в ОРД, оформленной по установленным в правоохранительных органах и спецслужбах России правилам делопроизводства, включая наличие необходимых реквизитов, и служащей оперативно-розыскным целям. Этот документ содержит информацию, используемую прежде всего для организации ОРД и ее осуществления.

Известны различные виды оперативно-служебного документа. Приведем только те, которые предоставляют органу дознания, следователю, прокурору и в суд с результатами ОРД.

В соответствии с Инструкцией о результатах ОРД готовят следующие документы:

агентурное сообщение. Исполняется лично агентом в случае, если его информация о выполнении задания или сведения, добытые им по собственной инициативе, значимы. Сообщение оформляется письменно в произвольной форме от третьего лица и подписывается псевдонимом с указанием даты (см. § 3 гл. 9);

акт. Как правило, он составляется по итогам конкретных ОРМ (например, исследования предметов) и подписывается участниками ОРМ;

отчет В основном предназначен для фиксации информации о количественном и качественном состоянии и результатах ОРД или проведенного конкретного ОРМ (ряда ОРМ за определенный период;

рапорт. В основном содержит фактическую информацию, которую исполнитель считает необходимым (или обязан) довести до соответствующего руководителя или иного должностного лица. Как правило, составляется оперативником;

сводка. Может содержать информацию о действиях наблюдаемого лица и др. Составляется оперативниками оперативно-поисковых, оперативно-технических подразделений и др.;

справка. Служит средством фиксации информации, которую оперативник получил либо непосредственно, либо опосредованно (например, через лицо, оказывающее содействие). Наряду с результатами ОРД отражаются данные об организации и тактике про. ведения ОРМ. Как правило, составляется оперативником.

Кроме того, в этой же Инструкции предусмотрена агентурная записка.

StudFiles.ru

Введение

Первые оперативно-розыскные мероприятия (разумеется не под этим наименованием) использовались в области сыска в разных странах с давних времен. Появление новых методов оперативно-розыскной деятельности вызывалось к жизни как новыми явлениями криминального характера , так и совершенствованием научно- технических средств сохранения разного рода секретов, интерес к которым проявляли спецслужбы и полицейские ведомства. Эволюция криминогенных процессов вызывала к жизни необходимость совершенствования методов, не только правовых, но и технических в получении, фиксации и доказательном закреплении информации, представляющей интерес для оперативно- розыскного органа. В борьбе с преступностью, в том числе осуществляемой таможенными органами оперативно-розыскная деятельность играет ключевую роль. Для эффективной реализации задач оперативно- розыскной деятельности большое значение имеет ее техническое обеспечение, использование последних достижений науки для совершенствования этого обеспечения. Используемые технические средства, в некоторых аспектах оперативно-розыскной деятельности в наше время могут иметь определяющее значение.

Преступный мир, обладая значительными финансовыми ресурсами ставит на вооружение самые совершенные технические средства совершения преступлений и их сокрытия, что требует адекватного технического ответа правоохранительных органов для преодоления «защитных» барьеров в криминальной среде

Сложность и, зачастую, высокий риск проведения оперативно-розыскных мероприятий для их участников делает актуальным использование техники в целях обеспечения безопасности.

Использование техники снижает риск расшифровки мероприятия, раскрытия сил и средств, используемых при его проведении

Информация, полученная и закрепленная с применением технических средств, имеет больше шансов стать допустимым и весомым доказательством в уголовном процессе.

Разумеется, техника никогда не заменит человека в оперативно-розыскной деятельности, но сэкономить время, ресурсы, обеспечить безопасность и эффективность, судебную перспективу можно только при высоком техническом уровне органов, осуществляющих оперативно розыскную деятельность.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся на всех факультетах Российской таможенной академии, ее филиалов и других вузов, осуществляющих подготовку по специальности «Таможенное дело», а также должностных лиц таможенных органов.

Вклад авторского коллектива: А.Е.Озолинг – введение, глава 1; П.Н.Афонин осуществлял общую редакцию подготовленных материалов; А.Н.Сигаев – главы 2- .

1. Организационно-правовые основы оперативно-розыскной деятельности в таможенных органах

1.1. Наделение таможенных органов правами оперативно-розыскной деятельности

Правами на проведение оперативно – розыскной деятельности таможенные органы впервые были наделены со дня вступления в действие главы 36 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года, озаглавленной « Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации». Эта глава вступала в силу по истечении 6 месяцев со дня опубликования Кодекса. В главу 36 были включены три статьи – 224,225 и 226.

Статья 224 устанавливала, что таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, совершающих или совершивших правонарушения, признаваемые законодательством Российской Федерации преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов

Статья 225 указывала, что таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в соответствии с «Законом Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».

Статья 226 устанавливала, что оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную безопасность таможенных органов, проводятся в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

После введения в действие главы 36 ее положения вступили в противоречие с положениями действовавшего на тот момент закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности». В статье 11 этого закона таможенные органы в перечне субъектов оперативно-розыскной деятельности не значились. Эта коллизия была устранена с принятием Государственной Думой 5 июля 1995 года федерального закона « Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии со статьей 13 этого закона право осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории Российской Федерации предоставлено, в том числе , таможенным органам.

В части 4 статьи13 определены полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в связи с их компетенцией, установленной законодательными актами Российской Федерации, то есть применительно к таможенным органам в сфере деятельности, регулируемой таможенным законодательством.

Таможенные органы получили право осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, предусмотренные статьями 188, 189, 190,193,194 УК РФ, а также при запросах международных ( в том числе таможенных) организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность в иных целях законодательство таможенным органам не предоставляет ( за исключением обеспечения собственной безопасности и в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством).

В таможенном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 января 2004 года в п.5 статьи 408 вновь было сформулировано право таможенных органов осуществлять в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознание по которым , отнесено уголовно-процессуальным законодательством к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности.

Действующий с 1 июля 2010 года Таможенный кодекс Таможенного союза в п.2 статьи 7 определяет, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств – участников таможенного союза в соответствии с законодательством государств – участников таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом статус таможенных органов РФ как субъектов оперативно-розыскной деятельности в настоящее время закреплен в нормах как национального, так и международного права.

StudFiles.ru

При оценке результатов оперативно-розыскной деятельности

Взаимодействие на этапах расследования преступления.

Для обеспечения взаимодействия подразделений органов внутренних дел в целях эффективного оперативного сопровождения процесса расследования по конкретному уголовному делу, а также отдельным категориям преступлений: тяжким и особо тяжким; прошлых лет, серийным и другим, в том числе тем, по которым лица, их совершившие, не установлены, может создаваться специализированная СОГ.

Осуществляя взаимодействие при расследовании преступления, следователь и сотрудник оперативного подразделения, проводящий оперативно-розыскные мероприятия по соответствующему уголовному делу, составляют план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который утверждается их непосредственными начальниками (на практике по-прежнемудействуют согласно приказу МВД РФ от 20.06.96г. №334 (отменён) - следователь и сотрудник оперативного подразделения составляют план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который согласовывает­ся с их непосредственными начальниками и утверждается руководителем органа внутренних дел).

Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должно охватывать все этапы расследования преступления. Ответственность за его непрерывность возлагается на следователя – в производстве которого находится уголовное дело, и начальника соответствующего оперативного подразделения.

План должен содержать: розыскные и следственные версии, а также данные, подлежащие установлению для их проверки; перечень необходимых следственных действий; обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем; сроки и исполнителей.

План может изменяться и дополняться. Инициатива по его корректировке принадлежит как следователю, так и сотруднику оперативного подразделения.

При необходимости, а по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в обязательном порядке, сотрудник оперативного подразделения и следователь совместно составляют согласованный план мероприятий, который утверждается руководителями следственного подразделения и оперативного подразделения.

В плане определяются последовательность и сроки реализации необходимых оперативно-розыскных мероприятий и предполагаемых к выполнению после возбуждения уголовного дела первоначальных следственных действий, их исполнители, меры по задержанию подозреваемых, расчет сил и средств, меры по ресурсному обеспечению, организация системы связи и взаимного информирования.

По согласованному решению руководителей следственного подразделения и оперативного подразделения к участию в запланированных мероприятиях в установленном порядке могут привлекаться сотрудники других подразделений органов внутренних дел, включая специальные подразделения (отряд милиции специального назначения, отряд милиции особого назначения), либо иных правоохранительных органов Российской Федерации.

В этом случае составляется план организационных мероприятий, который предусматривает расчет сил и средств, перечень первоочередных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. После их завершения расчет сил и средств может быть скорректирован.

В случае участия значительного числа сотрудников органов внутренних дел, может создаваться временная группа управления, координирующая деятельность сотрудников, осуществляющих реализацию результатов оперативно-розыскной деятельности, возглавляемая следователем. После возбуждения уголовного дела и выполнения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий временная группа управления прекращает свою работу.

На практике по-прежнемуна стадии реализации оперативных материалов действуют согласно приказу МВД РФ от 20.06.96г. №334 (отменён):

1. На стадии реализации оперативных материалов следователь и сотрудник оперативного подразделения составляют план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который согласовывает­ся с их непосредственными начальниками и утверждается руководителем горрайлиноргана.

2. План включает в себя: розыскные и следственные версии, данные, подлежащие установлению для их проверки; перечень следс­твенных действий; обстоятельства, подлежащие установлению оператив­ным путем; сроки и исполнителей.

3. Согласованное планирование следственных действий и опе­ративно-розыскных мероприятий должно охватывать все этапы расследо­вания преступления. Ответственность за его непрерывность возлагает­ся на руководителя оперативного подразделения.

4. План может изменяться и дополняться. Инициатива по его корректировке принадлежит как следователю, так и оперативному ра­ботнику.

5. При необходимости задействования значительного числа сотрудников на начальной стадии расследования составляется план ор­ганизационных мероприятий, который включает в себя расчет сил и средств, необходимых для реализации оперативных материалов, пере­чень первоочередных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. После их завершения силы и средства, привлекаемые к работе по делу, рассчитываются вновь.

6. Контроль за реализацией намеченных следственных дейс­твий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и практическую помощь в их осуществлении сотрудникам оказывают начальники следственного и оперативного подразделений. О выполнении плановых мероприятий и результатах работы следователь и оперативный работник отчитываются у руководителей соответствующих подразделений. При не­обходимости отчеты заслушиваются одновременно.

ПЛАН

согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу №…..

Организация и планирование расследования, производимого груп­пой следователей.

Возможность расследования преступлений группой следователей предусмотрена ст. 163 УПК РФ.

В качестве основания для поруче­ния расследования нескольким следователям закон называет слож­ность уголовного дела или большой объем. Можно назвать целый ряд условий, при наличии которых целесообразно применять групповой ме­тод расследования:

1. Большое число эпизодов преступной деятельности, которые необходимо расследовать в рамках одного уголовного дела.

2. Значительное число версий об обстоятельствах совершения преступления, которые необходимо проверить.

3. Значительное число лиц, привлеченных к ответственности по одному уголовному делу.

4. Необходимость ведения расследования одновременно в различных местах.

5. Необходимость производс­тва значительного числа следственных действий в течение короткого промежутка време­ни.

6. Проведение расследования на различных языках. Группу следователей необходимо создавать и при наличии любых других обстоятельств, обуславливающих сложность или большой объем уголовного дела.

О создании следственной группы выноситься отдельное пос­тановление или указывается в постановлении о возбуждением уголовного дела (ч.1 ст.163 УПК РФ).

Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ёё состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении должны быть перечислены все следователи, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих ОРД. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому (ч.2 ст. 163 УПК РФ).

Все разновидности уголовных дел о многоэпизодных преступлениях можно разделить на два вида: дела о многоэпизодных преступлениях, совершенных небольшой организованной группой лиц, в течение значительного промежутка времени (от нескольких месяцев до нескольких лет), дела о преступлениях, совершенных большим количеством лиц или несколькими группами, в короткий период времени (от одного дня до нескольких дней) на сравнительно ограниченной территории или местности.

Понятно, что по такой категории дел необходимо допрашивать десятки и сотни людей (как очевидцев, так и потерпевших), проводить десятки, а порой и сотни осмотров мест происшествий, обысков, осмотров изъятых предметов и вещественных доказательств, назначать огромное количество различных экспертиз.

Вполне естественно, что в данном случае, для проведения расследования по указанной категории дел образуется, как правило, следственно-оперативная бригада, т.е. требуется совсем иная форма организационной работы. Следует сразу же оговориться, что термин «следственная бригада» взят из сложившейся следственной практики, т.к. в законе употребляется выражение: «производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объёма может быть поручено следственной группе» (ст. 163 УПК РФ).

По характеру дела, сложности и объема предстоящей работы, концентрации совершенных преступлений следственные бригады могут быть разделены на несколько видов, а именно:

- супербригады и бригады большого состава;

- бригады среднего состава;

- бригады малого состава (следственная группа).

Опыт расследования уголовных дел бригадами следователей показал, что супербригады (т.е. бригады очень большого состава и сложной структуры) формируются при расследовании масштабных преступлений большой общественной значимости, охватывающих комплекс достаточно автономных направлений преступной деятельности с большим количеством эпизодов и виновных лиц. Соответственно сложной является и структура таких бригад. Данные бригады состоят из следственных групп, а последние делятся на следственные подгруппы, т.е. налицо четырех звеньевая структура (руководитель бригады - руководитель группы - руководитель подгруппы - следователь).

Большие следственные бригады создаются в целях расследования крупных и сложных дел, включающих несколько меньшее число обособленных направлений расследования по сравнению с супербригадами, но также со значительным количеством эпизодов и числом обвиняемых по этим направлениям. Данные бригады состоят из групп следователей, осуществляющих расследование по каждому из имеющихся направлений и структурно являются трехзвенными (руководитель бригады - руководитель группы - следователь).

Кроме этого, как показала практика, супербригады и большие следственные бригады по своему составу являются смешанными или межведомственными.

Следственные формирования, относимые к бригадам среднего состава, образуются по делам, возбужденным в связи с совершением многоэпизодных относительно однородных преступлений со сложной фабулой. Для таких бригад характерно разделение их состава на мелкие группы, состоящие из 3-4 следователей, которым поручается отработка нескольких эпизодов из числа расследуемых. По структуре эти бригады являются двух или трехзвенными, а по составу однородной или смешанной, объединяющей следователей не более двух ведомств.

Что касается следственных бригад малого состава, то формируют их, как правило, по уголовных делам с небольшим количеством эпизодов, а иногда состоящим из одного преступления, но сложных по раскрытию и расследованию, требующих выполнения значительного объема следственной работы.

На отдельные подгруппы или группы такие бригады не разделяются. За каждым следователем группы закрепляется один из эпизодов преступлений, либо один из обвиняемых. Структура малых бригад двухзвенная, а по своему составу они однородны, т.е. состоят из следователей одного ведомства.

Следует также отметить, что необходимость организации следственных бригад со значительным числом следователей обычно возникает только на первоначальном этапе расследования и по мере завершения работы, в связи с которой следователи были включены в состав бригады, число ее членов уменьшают до количества, достаточного для осуществления дальнейшего расследования, и бригада может сократиться до уровня малого состава.

В то же время, по другим категориям дел, в частности о хищениях, в большие группы следователей при необходимости включают уже работающие группы следователей, или бригады малого состава, для проведения разовых крупномасштабных мероприятий. Подобные мероприятия характерны для ситуаций, сопряженных с необходимостью одновременного производства однородных следственных действий (одновременное производство выемок документов или обысков у подозреваемых лиц).

Процесс создания следственной бригады начинается с мотивированного постановления руководителя следственного органа, составленного в соответствии с требованиями ст.163 УПК РФ.

В данном постановлении обязательно указывается, кто из следователей должен принять дело к своему производству и стать руководителем бригады, а также перечисляется весь состав других членов бригады. Если в состав бригады включаются следователи других ведомств, их персональный состав предварительно согласовывается с руководителями следственных органов этих ведомств.

Постановление о расследовании бригадой следователей объявляется под роспись всем обвиняемым по данному уголовному делу. В дальнейшем, при вынесении постановлений о дополнении состава следственной бригады, либо исключении из ее состава следователей (постановление о дополнении и изменении состава следственной бригады) оно также объявляется всем обвиняемым.

Ответственность за расследование преступления возлагается на следователя, принявшего дело к своему производству, т.е. на руководителя бригады (группы).

Согласно ч.3, ч.4 и ч.5 ст. 163 УПК РФ:

ч.3. ст. 163 УПК РФ. Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к сво­ему производству, организует работу следственной группы, руководит дей­ствиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотре­ния вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.

ч.4.ст. 163 УПК РФ. Руководитель следственной группы принимает решения о:

1) выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, уста­новленном статьями 153-155 настоящего Кодекса;

2) прекращении уголовного дела полностью или частично;

3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;

4) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляе­мого ему обвинения;

5) направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический ста­ционар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса;

6) возбуждении перед прокурором ходатайства о продление срока пред­варительного следствия;

7) возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных частью второй статьи 29 настоящего Кодекса.

ч.5.ст. 163 УПК РФ. Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В супербригадах и бригадах большого состава, имеющих самостоятельные структурные образования - штабы следственные и функциональные группы обеспечения, часть функций по руководству деятельностью бригад ложится и на руководителей этих групп и подгрупп. Распределение функциональных обязанностей закрепляется составлением соответствующего распоряжения.

В этих случаях за руководителем бригады сохраняется общее руководство ее деятельностью: утверждение общего плана расследования, определение внутренней структуры организационного построения, составление и редактирование наиболее важных следственных документов /постановлений о привлечении в качестве обвиняемых, обвинительного заключения/.

Все вопросы, процессуального характера, возникающие в процессе деятельности членов бригады, разрешаются вначале на уровне руководителей подгрупп, затем руководителей групп. В случае же разногласий вопрос выносится на рассмотрение руководителя бригады.

Каждый следователь - член бригады в пределах своей компетенции обладает самостоятельностью. От своего имени, в качестве члена следственной группы того следственного органа, которым сформирована бригада, он организует и проводит следственные действия, составляет об этом процессуальные документы. Понятно, что и руководители следственных подгрупп и групп вправе произвести самостоятельно любое следственное действие. Это же право принадлежит и руководителю следственной бригады, однако на практике оно используется им лишь в исключительных случаях.

Вполне понятно, что руководитель супербригады или большой следственной бригады должен иметь не только опыт расследования преступлений определенного вида, но и опыт руководства коллективом следователей. От руководителя бригады требуется не только высокий профессионализм, но и специфические психологические качества - умение общаться с людьми, устанавливать с ними психологический контакт, увлекать их поставленными задачами и проблемами, быстро завоевывать авторитет, создавать в коллективе творческую деловую атмосферу, предотвращать конфликты.

Как бы хорошо профессионально и психологически ни был подготовлен следователь для роли руководителя следственной бригады (средней, большой и супербригады) успешно осуществлять руководство ее деятельностью самостоятельно невозможно, так как в процессе ее работы постоянно возникают десятки вопросов кадрового, технического, информационного, материального, бытового характера. Оперативно разрешать комплекс этих вопросов и одновременно контролировать и направлять ход расследования невозможно.

В связи с этим, в составе средних бригад (от 30 до 60 чел.), больших (от 60 до 120 чел.) и супербригадах (от 120 до 300 чел.) образуются штабные подразделения для обеспечения организационной деятельности следственных бригад.

Количественный состав штабных подразделений зависит как от сложности и объема расследуемых преступлений, так и от численности самой следственной бригады. Оптимальный состав штаба бригады - 5-6 человек (без учета технических работников).

Начальник штаба назначается либо распоряжением прокурора или начальника следственного управления (отдела), либо распоряжением руководителя следственной бригады.

Начальник штаба осуществляет общее руководство работой штаба, вносит предложения руководителю следственной бригады по координации деятельности отдельных следственных групп, по изменению внутренней структуры организации расследования, руководит работой по сбору следственной информации, ведет наблюдательное производство по делу, готовит аналитические данные о результатах расследования, рассматривает поступающие в штаб материалы, жалобы и заявления граждан, осуществляет контроль за кадровым обеспечением деятельности бригады.

Заместитель начальника штаба осуществляет оперативный учет личного состава следственной бригады, контроль за перемещением следователей из группы в группу, размещением прикомандированных следователей в гостинице, нахождением следователей в командировках и в краткосрочных отпусках, осуществлении их замены. Заместитель начальника штаба вносит предложения об улучшении организации рабочих мест и бытовых условий по месту жительства следователей.

Один из помощников начальника штаба занимается оперативным учетом эпизодов совершенных преступлений, контролирует поступление данных об этих эпизодах из следственных групп и внесении сведений о них в ЭВМ, составляет сводные сведения о движении взятых на учет эпизодов преступлений и их раскрытии.

Другой помощник начальника штаба ведет статистический учет лиц, допрошенных по делу в качестве свидетелей всеми составами следственных групп, периодически вводит эти данные в компьютер и получает сводные сведения. Кроме этого он же ведет учет обвиняемых и подозреваемых, содержащихся под стражей, контролирует работу с ними в следственных изоляторах, следит за сроками предварительного следствия и содержания под стражей обвиняемых, готовит проекты постановлений о продлении этих сроков.

Третий помощник начальника штаба занимается разрешением вопросов транспортного обеспечения работы следственных групп, обеспечения следователей оргтехникой, бумагой, процессуальными бланками, сейфами. Он же контролирует работу водительского состава.

В некоторых случаях на четвертого помощника начальника штаба могут быть возложены вопросы осуществления контроля за движением и хранением вещественных доказательств и других материальных ценностей, а также наград, изъятых при выполнении следственных действий. На него же могут быть возложены вопросы осуществления режима секретности по работе с изъятыми секретными документами.

В отдельных случаях на заместителя начальника штаба по работе с личным составом могут быть возложены вопросы осуществления пропускного режима в места дислокации рабочих мест следователей, а также вопросы осуществления охраны и личной безопасности членов следственной бригады.

Штабу следственной бригады придаются технические работники в составе канцелярии или секретариата, машбюро и компьютерной группы /компьютерного центра/, работой которых руководит начальник штаба, либо его заместитель. Иногда в составе штаба образуются аналитические группы, работой которых руководили старшие помощники начальника штаба.

В сложных ситуациях расследования именно правильной организацией работы следственных бригад в основном определяется успех их деятельности.

Децентрализованная работа группы имеет целый ряд преимуществ по сравнению с централизованной организацией:

1. Она позволяет полнее использовать инициативу и личные ка­чества отдельных следователей - членов группы;

2. Она обеспечивает хорошее знание материалов дела следова­телями, производящими расследование по закрепленному за ними участку работы;

3. Такая организация позволяет полнее учитывать индивидуаль­ные качества того или иного следователя при определении для него участка работы;

4. Она позволяет повысить ответственность отдельных следовате­лей за свою работу, что в значительной степени способствует улуч­шению качества расследования.

Комбинированная форма организации работы группы следовате­лей. Она совмещает в себе черты централизованной и децентра­лизованной форм организации работы группы следователей. Данная форма приме­няется, например, в тех случаях, когда следователи, работающие на закрепленных за ними участках расследования, на какое-то время периодически привлекаются для производства сов­местных мероприятий (групповые поиски, выемки документации и т. д.) Поскольку при этом особенно необходимо единое руководство действиями всей группы, в этот период децентрализованная форма ор­ганизации работы на некоторое время заменяется централизованной.

Комбинированная форма организации работы группы следовате­лей применяется в тех случаях, когда конкретные участки работы закреплены не за одним, а за несколькими следователями, составляю­щими своего рода подгруппу следователей. В рамках каждой подгруппы может применяться централизованная форма организации работы.

Порядок работы группы следователей так же бывает различным в зависимости от условий, в которых осуществляется расследование.

При работе группы одновременно в различных местах, руково­дитель направляет ее деятельность с помощью письменных указаний, по телефону либо непосредственно, выезжая в командировки. В этих усло­виях особенное значение имеет хорошо поставленное взаимное инфор­мирование. Это тем более важно, потому, что преступники, находящиеся в различных городах, всеми путями пытаются помешать расследования и так же стараются поддерживать связь друг с другом, координируя свои усилия в этом направлении.

Если вся группа работает в одном регионе, взаимное информи­рование может осуществляться в ходе проведения совещаний, при лич­ных контактах между следователями, при совместном производстве следственных действий и непосредственном ознакомлении с матери­алами, полученными каждым из них.

Важным фактором, обеспечивающим правильность организации их совместной работы, является совместное планирование, обеспечиваю­щее последовательную и ритмичную работу, как следователей, так и оперативных работников.

studopedia.ru

Читайте также