Подберите определение к понятию социальная стратификация

Социальная стратификация это:

Социальная стратификация

Социальная стратификация (от лат. stratum − слой и facio − делаю) — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли, этажам расположенных зданий, предметов, ярусам растений и т.п.

Стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.

В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и выстраивается иерархия из социальных слоев. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.

Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются "посвященные", т.е. те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные — "профаны" (профан − от лат. pro fano − лишенный святости, непосвященный; профаны − все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники). Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться.

По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс — встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д.

Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны — многослойны (полихотомические), многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают порой существование множества стратификационных моделей): цензы, квоты, аттестация, определение статуса, ранги, льготы, привилегии, др. преференции.

Важнейшей динамической характеристикой общества является социальная мобильность. Согласно определению П. Сорокина, "под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой"[1]. Однако не всегда социальные агенты перемещаются с одной позиции на другую,возможно перемещение самих социальных позиций в социальной иерархии, такое перемещение называется "позиционная мобильность" (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Наряду с социальными фильтрами, устанавливающими барьеры социальному перемещению, в обществе существуют и "социальные лифты", значительно ускоряющие этот процесс (в кризисном обществе - революции, войны, завоевания и т.п.; в нормальном, стабильном обществе - семья, брак, образование,собственность и т.д.). Степень свободы социальных перемещений из одного социального слоя в другой во многом определяет то, каким является общество — закрытым или открытым.

Смотрите также

  • Социальная структура
  • Социальный класс
  • Креативный класс
  • Социальное неравенство
  • Религиозное расслоение
  • Расизм
  • Касты
  • Классовая борьба
  • Социальное поведение

Ссылки

  • Ильин В.И. Теория социального неравенства (структуралистско-конструктивистская парадигма). М., 2000.
  • Социальная стратификация
  • Сушкова-Ирина Я. И. Динамика социальной стратификации и ее представленность в картинах мира // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 4 — Культурология.
  • Эксперты ИА REX о социальной стратификации

Примечания

  1. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. C. 373
Wiki letter w.svg Для улучшения этой статьи по социологии желательно?:
  • Викифицировать статью.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
Категории:
  • Социология
  • Социальная иерархия

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ это:

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ - понятие, посредством которого в социологии обозначается неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа между индивидами и социальными группами (см. СТРАТА) в современном индустриальном обществе, обусловленное особенностями функционирования последнего. По мнению К. Дэвиса и В. Мура, могущих претендовать на приоритет в трактовке С.С подобным образом, - «...общество, как функционирующий механизм, должно каким-то образом распределить своих членов по различным социальным позициям и склонить их к выполнению обязанностей, связанных с этими позициями. Поэтому оно должно заняться проблемой мотивации на двух уровнях: сначала привить соответствующим индивидам желание занять определенные социальные позиции, а затем закрепить желание выполнить обязанности, связанные с этими позициями... Если обязанности, связанные с различными позициями, были бы одинаково приятными, одинаково важными для существования общества и требовали бы одинаковых способностей или талантов, то было бы безразлично, кто занимает эти позиции. Однако в действительности дело обстоит иначе. Некоторые позиции не только более приятны, чем другие, но и требуют специфических способностей и подготовки, а также функционально более важны, чем другие. Поэтому общество должно, во-первых, иметь в своем распоряжении определенные выгоды, которые оно может использовать в качестве стимулов, и, во-вторых, иметь в своем распоряжении определенные способы неравномерного распределения этих выгод в зависимости от занимаемых позиций. Выгоды и их распределение становятся частью общественной системы и порождают стратификацию... Социальное неравенство является, таким образом, неосознанно формирующимся (unconsciously evolved) средством, благодаря которому общество обеспечивает выдвижение на важнейшие позиции наиболее квалифицированных лиц. Поэтому каждое общество независимо от того, является ли оно простым или сложным, должно дифференцировать людей по престижу и уважению и должно иметь определенную степень институционализированного неравенства». В обществах, потенциально защищенных от социальных потрясений, диапазон С.С. в известной степени ограничен. Как избыточные мера и степень С.С, провоцирующие общественную агрессивность социальных групп-аутсайдеров, так и доминирование принципов и ценностей социального равенства, нивелирующего людей независимо от их способностей и готовности к интенсивным трудовым либо интеллектуальным усилиям, сокращают потенциал социума к динамичному самообновлению.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

dic.academic.ru

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Мы часто говорили о том, что общество представляет собой сово­купность социальных норм. Но будет большой ошибкой считать, что под­чиненность нормам делает всех людей однородными. Общество как раз представляет собой совокупность различий между людьми или группами. Именно эти различия, особенно порожденные разделением труда, застав­ляют людей связываться друг с другом, нуждаться друг в друге, делают людей необходимыми друг другу. В этом еще одно отличие общества от объединений, которые принято называть «толпа». В толпе люди уравни­ваются, делаются однородными. Между ними стираются интеллектуаль­ные, социальные и просто индивидуальные различия, что делает людей взаимозаменимыми и ненужными друг другу.

Таким образом, специфичность общества состоит в том, что оно обладает свойством структурности. Взгляд с позиций структуры предполагает выделение элементов, из которых она складывается и связей между ними. Когда описывают общество как структуру, то обычно употребляют слово «многомерность». Это значит, что возможны разные способы вы­деления элементов и связей. Можно рассматривать общество как сово­купность производственных, социальных и духовных отношений. Можно описывать его как комплекс социальных институтов, как отношение меж­ду индивидами, занимающими определенные статусы и выполняющие соответствующие роли, как совокупность социальных групп и т.д. Все за­висит от точки отсчета, которую мы выберем, и ее значимости для пони­мания существенных сторон жизни общества.

Отметим важную тенденцию в развитии социальной структуры. Когда общества становятся индустриальными, многомерность их структу­рирования возрастает. Это связано с усложнением социальных отноше­ний, многообразием социальных ролей и релятивизацией статусов.

Попробуем как-то сгруппировать все многообразие социальных различий. Введем для этого понятия {{горизонтальная дифференциация» и {{вертикальная дифференциация». Что это значит? Если мы рассмот­рим место рабочих и инженеров на предприятии, то увидим характер раз­личий между ними. Разница будет состоять в специфике функций и соот­ветствующем распределении обязанностей. А возникла она из-за необхо­димости эффективного достижения общей цели. В данном случае такой целью будет производство продукции. Пример позволяет нам сделать не­который общий вывод. Горизонтальная дифференциация представляет собой определение положения индивида или социальной группы в соот­ветствии с различием функций, которые они выполняют. Наиболее ти­пичным примером можно считать распределение по профессиям. Слово «горизонтальная» употреблено здесь не случайно. Ведь при организации процесса производства не привилегии будут играть роль, а владение навы­ками. При этом каждая профессия будет иметь равное значение, посколь­ку составит неотъемлемую часть целостного процесса производства. Под­черкнем, что с точки зрения горизонтальной дифференциации все разли­чия между людьми или группами одинаково важны или равны. А положе­ние их будет определяться особенностью функции, которую следует вы­полнять при достижении общей цели. Если мы вспомним специфику че­ловеческой деятельности, то можем сказать, что процесс преобразования мира, его усложнение и расширение его масштабов заставляет людей спе­циализироваться для достижения объединяющей всех цели.

Нетрудно заметить, что люди определяют свое положение относи­тельно друг друга не только по разнице профессии. Даже более. И профес­сии очень часто оцениваются по масштабу тех благ, которые они дают. Это позволяет нам увидеть совокупность социальных различий совершенно в ином свете. Здесь решающую роль при определении положения людей начинают играть взгляд с позиций «выше-ниже», «лучше-хуже». Если же мы попытаемся понять, что заставляет так рассматривать свое место и место других, то увидим следующее. Единственным критерием является обладание той или иной долей благ. Как синоним слова «блага» использу­ем знакомое нам слово «ценности». Можно сделать вывод, что верти­кальная дифференциация представляет собой определение положения индивида или социальной группы в соответствии с той долей ценнос­тей, которой они обладают. С этой точки зрения общество откроется нам как своеобразная пирамида, построенная по принципу иерархии, воз­вышения, доминирования.

Так мы можем рассматривать общество и все виды его структури­рования в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. Люди, от­ношения, роли, статусы, институты могут предстать перед нами как эле­менты, необходимые для существования целостности общества и выпол­няющие в связи с этим определенные функции. С этой точки зрения все они равны и одинаково важны. Но все те же элементы могут выглядеть в иной перспективе, когда мы смотрим на общество как систему приорите­тов и предпочтений.

Вертикальная дифференциация порождает новые способы соци­ального деления. Именно здесь наиболее уместно использование таких понятий, как «слой», «прослойка», «класс», «ранг», которые подчеркива­ют аспект неравенства в обладании и распределении благ. В качестве сино­нима выражения «вертикальная дифференциация» принято использовать понятие асоциальная стратификация». Часто, как синоним, используют также выражение асоциальное неравенство». Стратификация обозна­чает тем самым все виды социального неравенства и определение пози­ций индивидов или социальных групп в соответствии с долей ценнос­тей, которой они обладают.

Слово «страта» в переводе с латинского обозначает «слой». Не бу­дем пугаться, если в учебниках истории или в другой литературе мы уви­дим использование понятий «класс», «прослойка», «сословие» и т.д. У них всех есть общее свойство, позволяющее объединять данные формы разли­чий словом «страты». Все они говорят о разном месте человека или груп­пы в социальной иерархии. Одни занимают привилегированное положе­ние и обладают соответственно высоким статусом, а другие - принижен­ное положение и обладают низким статусом.

Статус, как мы помним, связан со шкалой ценностей. Ценности могут быть очень многообразными. В одних культурах зрелый возраст дает право на высокий статус. В других - этническая принадлежность. В третьих - те или иные профессии. Но если мы взглянем глубже, то отметим, что и возраст, и профессия, и этническая принадлежность часто ценны не сами по себе, а тем, что создают условия для обладания определенными благами. В конечном счете, именно неравномерность распределения этих благ определяет различие статусов и страт.

Что же это за блага? Прежде всего, это богатство во всем много­образии форм его проявления: земля, вещи, капитал и т.д. Во-вторых, власть, т.е. право и возможность заставить выполнить свою волю. В-тре­тьих, это свойство, которое принято обозначать словом «престиж». Об­ладать престижем значит обладать авторитетом или быть уважаемым. Проявляется престиж только в особом отношении, которое люди оказыва­ют его носителю. Это отношение мы обозначаем словами «почитание», «почтение», «уважение», «восхваление», «предпочтительное внимание». Таким образом, высота статуса и принадлежность к той или иной страте зависит от того, какой долей власти, богатства и престижа я обладаю.

Как и социальная структура в целом, стратификация также может носить многомерный характер. Ведь и ценности многообразны и пред­почтения разных людей, народов, культур и эпох различны. Если посмот­реть на историю, то можно заметить, что в архаике, как правило, преобла­дало стремление к престижу, в традиционных обществах - к власти, в инду­стриальных - к богатству.

Поэтому же исследователи, как правило, выделяют преобладающие типы стратификации для разных эпох. Обычно говорят о кастовом, сослов­ном и классовом расслоении. В наиболее яркой форме кастовая система проявилась в Индии. Основание кастового деления связывают с религиоз­ными представлениями. Поэтому степень связи с религиозными ценностя­ми определяет характер благ и возможность обладания ими. Важнейшей чертой каст считают их неизменность, закрытость для перемещения и предписанность статуса. Вот эти признаки дали исследователям право использо­вать термин «каста» для описания сходных признаков в социальной структу­ре самых разных традиционных обществ. Сословия во многом похожи на касты. Но делятся они скорее по различию обязанностей перед государ­ством и закрепляются не религиозными традициями, а правовыми норма­ми. Можно заметить, особенно с течением истории, что жесткость сослов­ной системы ослабевает по сравнению с кастовым обществом. Характерно сословно-кастовое деление для традиционных обществ.

Наконец, переход к индустриальным обществам порождает классо­вую стратификацию. В основном она противостоит сословно-кастовому делению. В основе выделения классов лежит их место в материальном производстве, а именно обладание собственностью и роль в организации производства. Наиболее классическим, особенно для 19-20 вв. было выде­ление класса капиталистов или предпринимателей и класса наемных ра­ботников или пролетариата. Но важное отличие классовой системы от сословно-кастовой состоит в возможности перемещения индивида из класса в класс путем собственных усилий.

studopedia.ru

Социальная структура общества. Понятие социальной стратификации, основные типы социальных страт.

Социальная структура общества — это совокупность взаимосвя­занных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социаль­ных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый со­циальный организм.

Естественное и социальное неравенство людей выступает причиной, основой социального расслоения, формирования определенной структуры общества.

Социальная структура общества — это устойчивая связьсубъектов социальной жизни, которые различаются между собой степенью обладания собственности, получаемого дохода, власти, престижа, образования.

Социальная стратификация — это дифференциация (расслоение) некой совокупности людей на социальные классы и слои в иерархиче­ском ранге (на высшие и низшие). Страта (от лат. stratum слой, пласт) — социальный слой людей, имеющих сходные социальные показатели. Основой стратификационной структуры является есте­ственное и социальное неравенство людей.

Теория социальной стратификации дает более реальное представ­ление о социальной структуре современного общества, нежели мар­ксистское учение о классах. В ее основе лежит принцип разграниче­ния (расслоения) людей на социальные классы и слои (страты) по таким критериям, как уровень дохода, властные полномочия, пре­стижность профессии, уровень образования и др. При этом понятие «класс» используется как собирательный термин, объединяющий людей с примерно одинаковыми статусами.

Социально-классовую структуру современного общества приня­то делить на три основных социальных класса: высший, средний и низший. Для большей дифференциации по тем или иным социаль­ным признакам каждый класс, в свою очередь, можно разделить на отдельные социальные слои-страты.

Число делений на классы и страты может зависеть от конкрет­ных задач социологического исследования. Если целью исследова­ния является получение общего представления о социальной струк­туре общества, то число делений будет небольшим. Если же необхо­димо получить более детальные сведения о тех или иных социальных слоях или о структуре в целом, то число делений можно увеличивать в соответствии с целями исследования.

Существует четыре основных типа социальной стратификации – рабство, каста, сословие– закрытые общества, и класс – открытое общество. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет.

Рабство – это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. Это наиболее распространенная в древности модель социальной стратификации. На пути становления рабство свершило эволюционное развитие. Есть две формы рабства: классическая и патриархальная. При патриархальном рабстве раб жил в семье своих хозяев на правах младшего члена семьи. Он мог приобретать имущество и вступать в брак. в период античности существовало классическое рабство, связанное с полным бесправием раба, который считался «говорящим орудием». Рабовладелец распоряжался рабом, как вещью.

Кастовая система существовала в Индии (сохранилась до сегодняшнего дня) и частично в Африке. Индия – классическое кастовое общество. В первые столетия новой эры оно пришло на смену рабовладельческого общества. Каста – это социальная группа (страта), принадлежать к которой человеку разрешено исключительно в зависимости от рождения. Невозможен переход в другую касту при жизни, только вновь родившись человек, сможет находиться в другой касте. Кастовое положение фиксируется религией индусов. Религиозные представления таковы, что человеку дано прожить больше одной жизни. Попадание в ту ил иную касту зависит от того, как человек ведет себя в предыдущей жизни.

Сословия– характеристика феодальных обществ, которые наблюдались в Европе в период IV-XIV столетия. Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по наследству обязанностями и правами. Сословная система включает несколько страт и имеет иерархическую структуру, которая определяется неравенством привилегий и положения. Европа на рубеже XIV и XV веков – классический образец сословного общества.

Класс – это большая социальная группа людей, владеющих или не владеющих средствами производства, в зависимости от этого занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

В отличие от кастовых, сословных систем классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется на экономической основе – на деньгах и материальной собственности. Хотя принадлежность индивида к классу, его социальный статус также определяется при рождении, наследуется от родителей, однако на протяжении жизни индивида он может измениться в зависимости от того, чего он сумел достичь в жизни.

В противоположность кастам и сословиям, классы оставляют всегда возможность совершенно свободного перехода отдельных личностей из одного класса в другой. Для классовой системы социальной стратификации характерна относительная гибкость ее границ, создающая возможности и условия для социальной мобильности, т.е. для перемещения индивидов по социальной лестнице.

studopedia.ru

Что такое социальная стратификация и каковы её критерии? По обществознанию задали ответить, помогите пожалуйста =)

Саша балабуз

Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю) , одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли.

Стратификация — это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия) , вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса) . Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления. В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций. Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и легитимизировать в нем свои собственные социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам. Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные — профаны (все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники) . Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться. По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс — встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д. Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны — многослойны, многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают порою существование множества стратификационных моделей) . Степень свободы социальных перемещений (мобильность) из одного социального слоя в другой определяет то, каким является общество — закрытым или открытым

Читайте также