Предмет система и значение дисциплины правоохранительные органы

Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»

В основе изучения любой юридической дисциплины лежит определенная отрасль права, например, конституционного, административного, гражданского процессуального права и др. Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. Особенность данного курса состоит в том, что это комплексная юридическая дисциплина, в рамках которой изучаются устройство, организация и функционирование различных правоохранительных органов. Поэтому правовую базу курса составляют не одна, а многие отрасли права, которые и определяют предмет этой дисциплины.

Примечание. Под предметом любой учебной дисциплины принято понимать те общественные отношения, круг вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках и составляют ее содержание.

Предмет дисциплины «Правоохранительные органы» - устройство, организация и наиболее существенные направления деятельности органов и организаций, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, укрепление законности и правопорядка.

Дисциплина «Правоохранительные органы» - это вводная юридическая дисциплина, которая призвана дать студентам исходные данные о системе правоохранительных органовв Российской Федерации, в том числе о судебной системе России, прокуратуре, органах внутренних дел, органах юстиции, а также об основных направлениях их деятельности по защите права. Поэтому вопросы устройства, организации и деятельности, правоохранительных и судебных органах изучается в этом курсе лишь в той степени, в какой это относится непосредственно к выполнению возложенных на них правоохранительных функций.

Например, в соответствии с Положением о Минюста России, Минюст и его органы осуществляют свыше 50 полномочий. Однако дисциплина «Правоохранительные органы» изучает полномочия органов юстиции только по обеспечению: прав и законных интересов личности и государства; единства правового пространства РФ; установленного порядка деятельности судов; исполнения актов судебных и других органов; исполнения уголовных наказаний.

Предмет и содержание учебной дисциплины «Правоохранительные органы» находится в подвижном состоянии. В настоящее время в рамках этой дисциплины стали изучать правоохранительные органы, которые ранее не изучались (например, государственные органы обеспечения безопасности – СВР, ФСО и др.). Кроме того, в последние годы в Российской Федерации появились новые правоохранительные и судебные органы, призванные осуществлять правоохранительные функции. В их числе можно назвать Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды, Уполномоченный по правам человека в РФ, частные детективные и охранные службы и некоторые другие.

Предмет учебной дисциплины «Правоохранительные органы» определяет ее содержание, которое включает совокупность взаимосвязанных между собой проблем и вопросов, относящихся к устройству и функционированию правоохранительных и судебных органов. Эти проблемы рассматриваются в определенной системе, обеспечивающей последовательное и логически выдержанное изучение этой дисциплины.

Система учебной дисциплины «Правоохранительные органы» включает 8 разделов (см. СД : Программа учебной дисциплины). Условно их можно разделить на Общую и Особенную (специальную) часть. В Общей части изучаются основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», дается общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах, анализируется понятие судебной власти, ее признаки и полномочия. Особенная (специальная) часть учебной дисциплине посвящена организации, компетенции и основным направлениям деятельности правоохранительных органов, правовому статусу сотрудников правоохранительных органов.

Взаимосвязь дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами

Изучение дисциплины «Правоохранительные органы», как уже отмечалось, предшествует изучению специальных курсов: административного права, гражданского права и процесса, уголовного права, уголовно-процессуального права и др.

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана:

с теорией государства и права является методологической основой данного курса. В процессе изучения этой дисциплины, обучающиеся постоянно обращаются к основополагающим понятиям, разрабатываемым теорией государства и права (например, о праве, о соотношении права и закона, о правопорядке, о правосудии и др.);

с конституционным правом формулирует конституционные принципы организации и деятельности правоохранительных и судебных органов, рассматривает основополагающие функции правоохранительной деятельности: конституционный контроль; правосудие; прокурорский надзор. Для деятельности правоохранительных и судебных органов важное значение имеют конституционные положения о правах человека и гражданина;

с административным правом изучается деятельность органов государственного управления в различных сферах государственной жизни. Многие органы исполнительной власти (МЮ РФ, МВД, ФСБ и др.) осуществляют правоохранительные функции. Например, в курсе «Административное право» рассматриваются основания, и порядок применения мер административного принуждения, а деятельность правоохранительных и судебных органов связана с применением таких мер воздействия;

с процессуальными отраслями права – гражданским, арбитражным процессом и уголовным судопроизводством – регулируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют компетенцию судебных органов и полномочия других субъектов процессуальных отношений. Процедура судопроизводства по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешении уголовных дел, деятельность суда по рассмотрению гражданских и арбитражных дел, а также заявлений граждан, чьи права и свободы нарушены, регламентируется соответствующими кодексами (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ) и другими нормативными правовыми актами, которые являются основой для деятельности соответствующих правоохранительных органов.

с материальными отраслями права – гражданское, семейное, трудовое, уголовное, таможенное, налоговоеи др. Правоохранительные и судебные органы в своей деятельности широко применяют нормы указанных отраслей права при определении признаков правонарушения, о наступлении или не наступлении соответствующего вида (гражданской, уголовной, административной) ответственности, о мерах властного принуждения и т.д.

с курсами «Прокурорский надзор» и «Организация деятельности адвокатуры» изучают не только организацию прокуратуры и адвокатуры в Российской Федерации, но и саму деятельность этих правоохранительных органов по осуществлению своих функций, правовой статус прокурорского работника и адвоката, их правоприменительную практику.

studopedia.ru

§ 4. Учебная дисциплина "Правоохранительные органы": предмет, наименование, система

1. Известно, чтопредмет любой учебной дисциплины определяется прежде всего кругом тех вопросов и проблем, которые должны изучаться в ее рамках. В соответствии с такой общей установкой и обозначен предмет преподаваемой в юридических высших учебных заведениях дисциплины "Правоохранительные органы".

В значительной мере содержание предмета уже раскрыто в предисловии и предыдущих параграфах данной главы учебника. Он включает сведения в первую очередь о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность, а равно некоторых негосударственных образованиях, призванных содействовать такого рода деятельности. Среди этих сведений центральное место, естественно, занимают те, которые дают представление не только о правоохранительной деятельности в целом, но и о конкретных ее направлениях (функциях), а равно о построении соответствующих органов или организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, главных полномочиях и задачах, взаимодействии друг с другом и со всем государственным механизмом. Внимание фокусируется также на порядке подбора и расстановки кадров соответствующих органов, их ответственности.

С учетом этого дисциплину "Правоохранительные органы" можно было бы определить как такую, в рамках которой изучаются основыорганизации и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами государства.

В учебные планы юридических вузов уже давно включаются дисциплины, дающие начинающим студентам-юристам исходные сведения о судах, прокуратуре, органах юстиции, организации вы­явления и расследования преступлений, адвокатуре и некоторых других учреждениях и организациях, связанных с осуществлением функций, направленных на укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов государственных и негосудар­ственных организаций, отдельных лиц. Их цель — как отмечено выше, предоставление минимума знаний об основных учреждениях, призванных обеспечивать реализацию правовых предписаний, а равно в целом о механизме правоприменения.

До революции 1917 г. эта дисциплина преподавалась как само­стоятельная не во всех юридических учебных заведениях: здесь данные о судах и иных связанных с ними органах, их основных пол­номочиях сообщались студентам в рамках других дисциплин — граж­данского и уголовного процесса. Однако такой подход устраивал не всех. Тогда и созрело понимание, что при подобной организации учебного процесса "теряется" многое из того, что нужно знать юри­сту о судах и работающих бок о бок с ними органах. Это обстоятель­ство и продиктовало необходимость введения еще в те времена са­мостоятельной дисциплины под названием "Судоустройство".

2. В первые десятилетия после Октябрьской революции эта дисциплина получила широкое распространение. Еенаименование было прежним "Судоустройство". И такое наименование в тех условиях являлось вполне оправданным, поскольку существовав­шее тогда законодательство о судоустройстве комплексно регламен­тировало основы организации и деятельности не только судов, но и учреждений юстиции, прокуратуры, следствия и адвокатуры, а рав­но некоторых других органов. Такими были, например, Положения о судоустройстве РСФСР, принимавшиеся в 1922 и 1926 гг. Наиме­нование дисциплины прямо отражало благие намерения хотя бы дек­ларировать ведущую роль суда среди правоохранительных органов, а также тот факт, что в те времена следственный аппарат находился в ведении судов, а прокуроры при рассмотрении дел в судах выполняли лишь функцию обвинения и опротестования судебных решений.

Как известно, по мере формирования командно-административной системы с подчинением всего государственного аппарата непос­редственно Центру претерпели существенные изменения организация и полномочия прокуратуры. Она стала строго централизованным учреждением, уполномоченным надзирать и за деятельностью суда, активно влиять на его решения. В таких условиях все больше кое у кого зрело мнение, что изложение данных об основах организации и деятельности прокуратуры в рамках дисциплины, именуемой "Судоустройством", — проявление-де серьезной недооценки значимости очень важного учреждения. Поэтому предлагалось, изменить это наименование и включить в него упоминание не только суда, но и прокуратуры. Это произошло в середине 50-х гг., когда вместо "Судоустройства" в учебные планы юридических вузов была включенадисциплина "Организация суда и прокуратуры в СССР". Под таким заголовком дисциплина просуществовала до конца 70-х гг., когда ее наименование еще раз изменили и стали называть "Суд и правосудие в СССР". Но на этом поиски самого удачного наименования дисциплины не закончились. В 1988 г. она получила еще одно — "Правоохранительные органы в СССР". В 1992 г. по известным причинам из него "исчезло" упоминание СССР. Несколько позже начались "ностальгические" эксперименты по реставрации того названия, которое было в первые десятилетия советского периода. "Изобретаются" и другие наименования — "Судоустройство и правоохранительные органы", "Организация судебной власти в Российской Федерации", "Правоохранительная система" и т.д. По сути своей, усилия такого рода вполне можно расценить как еще одну модную псевдореформаторскую акцию по "замене вывесок".

Предпринятым в 1988 г. изменением подчеркнута необходимость включения в рассматриваемую учебную дисциплину достаточно полных сведений не только об одном или двух правоохранительных органах — судах и прокуратуре, но и обо всех, поскольку все они взаимосвязаны. В результате в учебной программе и учебной литературе бóльшее внимание вполне обоснованно стало уделятьсяорганам юстиции, органам внутренних дел, другим органам, призванным выявлять и расследовать преступления

3. Однако в принципесистема дисциплины существенно не изменилась. Как и прежде, в ее рамках рассматриваются некоторые общие вопросы, связанные с характеристикой и уяснением понятия и содержания правоохранительной деятельности, круга государственных и негосударственных организаций, создаваемых для выполнения этой деятельности, некоторых исходных идей, которые лежат в основе построения правоохранительных органов, их взаимодействия друг с другом и иными учреждениями.

Признание особой роли правосудия и иной деятельности судов требует привлечения значительного внимания к раскрытию понятия "правосудие" и его демократических основ (принципов), изложению сведений о построении судебной системы в целом, к характеристике организации и главных полномочий всех звеньев (гражданских) военных и арбитражных судов, Конституционного Суда РФ. Именно этим вопросам отведена большая часть тем учебной программы курса "Правоохранительные органы" и соответственно данного учебника.

Система дисциплины охватывает также темы, посвященные организационному обеспечению деятельности судов, прокурорскому надзору и иным направлениям работы прокуратуры, выявлению и расследованию преступлений, оказанию юридической помощи и иных правовых услуг, а вместе с этим и построению органов и учреждений, выполняющих эти правоохранительные функции.

Происходящий в последние годы поиск возможностей для со­вершенствования содержания и системы дисциплины "Правоохра­нительные органы" идет в основном по пути расширения круга органов, которым должно уделяться внимание. К примеру, до издания в 1992 г. первого Закона об оперативно-розыскной деятельности откры­то об этой деятельности не было принято говорить в аудиториях обычных (не специализирующихся на подготовке кадров для учреж­дений Министерства внутренних дел и других подобных ведомств) юридических вузов. Практически все сведения о ней и органах, ее осуществлявших, считались закрытыми. Соответственно "молчали" учебники и учебные программы. Названный Закон открыл возмож­ности для ознакомления студентов и общих вузов с исходными све­дениями о понятии и содержании оперативно-розыскной деятельно­сти и тех органах, которые уполномочены на ее осуществление.

"Семейство" правоохранительных органов "приросло" также за счет сравнительно недавно образованных Конституционного Суда РФ, арбитражных судов, о которых лет десять тому назад не было и речи. Суды стали "обрастать" органами судейского сообщества, играющими важную роль в обеспечении нормального функциониро­вания судебной власти. Начался и идет активно процесс формиро­вания упоминавшегося выше Судебного департамента при Верхов­ном Суде РФ и его местных органов, службы судебных приставов. Все это, естественно, потребовало соответствующих изменений со­держания учебных программ и учебников по курсу "Правоохрани­тельные органы".

Предпринимались и предпринимаются попытки корректиров­ки иного толка. В изданных в последние годы некоторых учебниках (рассчитанных на слушателей юридических учебных заведений узко специализированной направленности) в числе правоохранительных органов стали "появляться" такие учреждения, организации и структуры, основные функции которых весьма далеки от правоохрани­тельной деятельности либо вообще не имеют ничего общего с ней. Это Совет безопасности Российской Федерации, внутренние войска, пограничные войска, Служба внешней разведки, учреждения государственной налоговой службы, Федеральное агентство правительственной связи и информации и др.

Не должно быть никаких сомнений в том, что эти и подобные им органы важны и играют большую роль в государственном механизме в целом. Получать сведения о них будущие юристы должны. Но не в рамках дисциплины "Правоохранительные органы". Для этого есть другие юридические дисциплины — конституционное право, административное право, финансовое право, налоговое пра­во. На их изучение в вузах, готовящих юристов широкого профиля, отводится вполне обоснованно значительно больше учебного време­ни и тем самым создаются условия, исключающие поверхностное ознакомление с соответствующими органами.

StudFiles.ru

§ 3. Предмет и система курса "Правоохранительные органы",

его соотношение с другими юридическими дисциплинами

Предметом любой учебной дисциплины выступает изучение определенного круга явлений объективной действительности, закономерностей их развития и функционирования. Любые юридические дисциплины призваны изучать по сути единый объект - совокупность государственно-правовых явлений общественной жизни или, иначе, государственно-правовую действительность. Тем не менее каждая из этих дисциплин имеет свой собственный предмет изучения, которым выступает определенная часть, элемент общего объекта правоведения. Предметом учебной дисциплины "Правоохранительные органы" является изучение структуры, функций, основ организации и деятельности системы государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, их взаимодействия друг с другом и с иными государственными и негосударственными органами и организациями.

Целью изучения учебной дисциплины "Правоохранительные органы" является получение исходных, основополагающих сведений о системе органов, осуществляющих правоохранительную функцию государства, что обеспечивает успешное освоение в дальнейшем других юридических дисциплин.

Система курса "Правоохранительные органы" состоит из 12 тем, логически взаимосвязанных между собой в такой последовательности, которая позволяет описать всю систему правоохранительных органов от общих вопросов, понятий и принципов их организации и деятельности до изучения конкретных групп органов в соответствии с основными направлениями правоохранительной деятельности. В начале изучения курса рассматриваются некоторые общие вопросы, связанные с уяснением признаков и понятия правоохранительной деятельности, основных ее направлений, дается общая характеристика системы правоохранительных органов в РФ, изучается нормативно-правовая база организации и функционирования правоохранительных органов, дается характеристика наиболее важным законодательным актам, которые студентам необходимо изучить в рамках курса. Далее, в соответствии с центральной ролью судебных органов в правоохранительной деятельности, следует изучение понятий судебной власти и судебной системы, раскрываются основные черты и структура судебной системы РФ, даются понятия звена судебной системы и судебных инстанций. Следующая тема посвящена изучению правосудия и системы его демократических основ (принципов). Далее следуют темы, посвященные отдельным группам судов, составляющих российскую судебную систему, - судам общей юрисдикции, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ. В рамках следующей темы "Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей" изучаются права и обязанности судей и представителей народа, участвующих в отправлении правосудия, порядок формирования судейского корпуса, компетенция и основы организации органов судейского сообщества. В следующей теме изучается становление российской судебной системы, исторические этапы ее развития и реформирования. Изучение судебной системы РФ завершается темой, посвященной организационному обеспечению деятельности судов, Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, а также вопросам о компетенции и системе органов юстиции. Следующие темы соответствуют остальным направлениям правоохранительной деятельности - прокурорскому надзору и органам прокуратуры, оперативно-розыскной деятельности, предварительному расследованию уголовных дел и системе органов, их осуществляющих. Изучение курса "Правоохранительные органы" завершается темой, посвященной вопросам организации и деятельности адвокатуры в России.

С тем чтобы лучше понять, какое место занимает курс "Правоохранительные органы" в системе юридических учебных дисциплин, вначале необходимо дать основные сведения об их классификации.

К правоведению относится широкий круг учебных дисциплин, которые условно можно подразделить на следующие группы:

1) историко-теоретические, призванные изучать исторические и теоретические вопросы развития и функционирования государства и права (теория государства и права, криминология, история государства и права России, зарубежных стран, история политических и правовых учений и др.);

2) отраслевые, направленные на изучение конкретных отраслей права (уголовное право, гражданское право, административное право, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное право и др.);

3) прикладные дисциплины, посвященные вопросам применения специальных знаний в практической деятельности юриста (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика и др.);

4) дисциплины, изучающие структуру и принципы деятельности различных государственных органов, а также отдельных негосударственных организаций. Очевидно, что дисциплина "Правоохранительные органы" относится к данной группе, куда также входят такие дисциплины, как прокурорский надзор, адвокатура и нотариат.

Дисциплина "Правоохранительные органы" - одна из вводных в правоведение дисциплин, и поэтому она тесно взаимосвязана практически со всеми другими юридическими дисциплинами. Рассмотрим ее взаимосвязь с конкретными учебными дисциплинами в соответствии с вышеуказанной их классификацией.

Основополагающей, фундаментальной теоретической дисциплиной в системе правоведения является теория государства и права (далее - ТГП), которая изучает наиболее общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как социальных явлений, вырабатывает определения важнейших государственно-правовых категорий для всех без исключения юридических дисциплин. Не является исключением и дисциплина "Правоохранительные органы". ТГП определяет понятия таких явлений, как "право", "государство", "государственная власть", "государственный орган", "механизм государства", "функции государства", "правовое государство" и т.д. Таким образом, ТГП выполняет своего рода служебную миссию по отношению к другим юридическим наукам, обеспечивая их ключевыми категориями, определениями основных понятий в правоведении.

Государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение в рамках дисциплины "Правоохранительные органы" исторических этапов развития судебной системы в России, кроме того при изучении курса студенты получают краткие сведения об истории прокурорского надзора, органов, осуществляющих предварительное расследование и адвокатуры. Эти знания призвана обобщать и анализировать история государства и права России. Они используются в дисциплине "Правоохранительные органы" для того, чтобы в наиболее общем виде представить историческую картину становления и развития правоохранительной системы в нашей стране.

Изучение системы правоохранительных органов РФ, принципов их организации и деятельности в рамках курса "Правоохранительные органы" создает основу для изучения отраслевых юридических дисциплин, прежде всего изучающих отрасли процессуального права - уголовно-процессуального, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права. Изучив курс "Правоохранительные органы", студенты получают представление о судебной системе РФ, ее звеньях, судебных инстанциях, полномочиях государственных органов, участвующих в судопроизводстве. В рамках курса "Правоохранительные органы" изучаются демократические основы (принципы) правосудия, что позволяет заложить фундамент для изучения отраслевых дисциплин, сформировать правовое мировоззрение студентов в духе идей правового государства. В свою очередь, многие вопросы, изучаемые указанными дисциплинами, в наиболее краткой и доступной форме обобщаются и освещаются в рамках курса "Правоохранительные органы", что обеспечивает преемственность изучения дисциплины "Правоохранительные органы" и этих отраслевых дисциплин. К примеру, при рассмотрении понятия и видов судебных инстанций раскрываются их особенности применительно к уголовному, гражданскому и арбитражному судопроизводству.

Из всех направлений юридической деятельности наиболее остро затрагивает права и свободы человека деятельность уголовной юстиции. Именно здесь личность подвергается наиболее жестким мерам государственно-правового воздействия, поэтому значение соблюдения правовых норм, принципов, защищающих человека от произвола государственных органов и их должностных лиц, здесь наиболее важно. Именно поэтому столь большое внимание в рамках изучения курса "Правоохранительные органы" уделяется вопросам уголовного судопроизводства, т.е. деятельности суда по рассмотрению и разрешению уголовных дел и органов, осуществляющих предварительное расследование. В связи с этим дисциплина "Правоохранительные органы" наиболее тесным образом взаимосвязана с уголовно-процессуальным правом.

Тесно взаимосвязана рассматриваемая нами дисциплина с конституционным правом, в рамках которого, в частности, дается общая характеристика государственных органов РФ, затрагиваются вопросы о месте правоохранительных органов в государственном механизме, на основе изучения норм главы II "Права и свободы человека и гражданина" и VII "Судебная власть" Конституции РФ раскрывается содержание основных принципов деятельности органов государственной власти.

Вопросы, связанные с функционированием таких правоохранительных органов, как, например, органы юстиции и органы внутренних дел, изучаются в рамках административного права, в предмет которого входит изучение организации и деятельности органов исполнительной власти. Система этой дисциплины включает также темы, посвященные органам, компетентным налагать административные взыскания, и процедуре их наложения.

Теснейшим образом связаны "Правоохранительные органы" с изучением таких дисциплин, как прокурорский надзор, адвокатура и нотариат, которые изучаются на старших курсах обучения. Эти дисциплины, по сути, конкретизируют ряд важных тем курса "Правоохранительные органы", расширяют те познания, которые получили студенты в процессе его изучения.

StudFiles.ru

Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»

Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.

Структурно дисциплину «Правоохранительные органы Российской Федерации» можно представить в виде трех органически связанных между собой разделов. Первый раздел включает следующие основные понятия: понятие правоохранительных органов, их система, принципы, нормативные основы деятельности и т. д. Без их тщательного изучения невозможно составить системное представление о правоохранительных органах России и основных тенденциях и закономерностях их развития.

Второй раздел содержит информацию о судебной системе Российской Федерации: о действующих в стране судах, их задачах, компетенции, структуре, а также о правовом статусе судей и органов судейского сообщества.

Третий раздел охватывает все иные правоохранительные органы, выходящие за рамки судебной системы. Так же как и в предыдущем разделе, рассматриваются задачи, принципы деятельности, компетенция, структура и особенности формирования кадровой политики в этих правоохранительных структурах.

Освоение студентами учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» способствует лучшему пониманию положений специальных юридических дисциплин: уголовного права и уголовного процесса, административного права и административной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, гражданского процесса, конституционного права и др.

|1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов

Защита прав и свобод гражданина и человека – конституционная обязанность государства. Полномочия по их охране возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Что же следует считать правоохранительными органами? Сам термин «правоохранительные органы» в последнее время активно используется законодателем. Однако ни в одном нормативном акте данное словосочетание не расшифровывается. В связи с этим перед авторами настоящего пособия стоит задача сформулировать свое собственное определение данного термина.

Прежде всего рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Охрана права подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления. Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы – это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, „О Федеральной службе безопасности“ и т. д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди относятся:

– право применения норм уголовного закона;

– осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время показать, что в узком понимании они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин«квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

Таким образом, квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

studopedia.ru

Читайте также