Речь определение

Что такое речь?

Что такое речь? Этот термин имеет несколько определений. Одно из них – это способность выразить свои мысли. Чтобы исчерпывающе ответить на вопрос «что такое речь», стоит представить себе, что было бы, если бы это явление отсутствовало. Тогда бы прекратилось всякое взаимодействие между людьми, в итоге общества как такового просто бы не существовало. Итак, речь – это способ общения и взаимодействия посредством определенной системы. Для этого используют языки – как естественные (например, русский), так и искусственные.

Механизмы возникновения речи весьма сложны. В них задействованы слуховой, зрительный и двигательный анализаторы мозга, а также речевой аппарат. Последний функционирует благодаря слаженной работе ряда органов дыхательной, голосовой и артикуляционной системы.

Стоит отличать речь и язык, эти понятия не тождественны. Если последнее – это средство общения, то первое - это сам процесс общения. Если какой-либо язык присущ целому народу или даже нескольким народам, то речь является индивидуальной для каждого из его носителей.

Она имеет ряд функций: коммуникативная (установление контакта, сообщение информации), экспрессивная (выражение чувств, часто при помощи интонации), эстетическая (основную роль в этом случае играет не содержание сообщения, а его форма), сигнификативная (обозначение предметов и их свойств), директивная (попытка воздействовать на слушателя, побудив к действию).

Есть два основных вида речи – внутренняя и внешняя. Последняя подразделяется на письменную и устную (которая может быть в виде диалога или монолога). Внутренняя является фазой планирования деятельности, практической и теоретической (мысли). Для нее характерна отрывочность и ситуативность. Базируется она на основе внешней речи. Однако имеет свои особенности. К примеру, переход внешней во внутреннюю, или интериоризация, требует сжатия исходного объема информации.

Речь и мышление тесно связаны между собой. Человек думает, используя слова родного языка; слова же обобщают признаки, понятия и явления. С их помощью выражаются собственные мысли и воспринимаются чужие. Давно заметили, что слова влияют на процессы, происходящие в организме, что вызывается их значением и эмоциональной окраской: слова могут ободрить, а могут воздействовать негативно, вплоть до нарушения психики.

Исходя из понимания того, что такое речь, можно сказать, что она – уникальное явление, свойственное лишь человеку. Некоторые могут возразить, констатируя тот факт, что животные также могут использовать кое-какие примитивные способы общения. Но свойства речи позволяют выразить свои мысли, а это недоступно для животных. Развитие способности говорить – это стимул для развития интеллекта, поэтому общению с ребенком в первые месяцы его жизни надо уделять много внимания.

Выполняя те или иные действия в присутствии малыша, маме стоит сопровождать их пояснением, к примеру: «Я беру кастрюлю... готовлю суп… сейчас будем кушать". Такие высказывания должны соотноситься с ситуацией, то есть на кухне родителям стоит говорить о еде, в ванной – о мытье, мыле, воде, а в спальне – о сне, одеяле, подушке и так далее. Психологи говорят, что прекрасный стимул для развития детей – это вопросы, задаваемые им. Потому общение с малышом стоит строить в форме диалога («что мама сейчас делает?» - «пылесосит»). Прекрасным помощником для родителей будет книга. Стоит периодически читать ребенку на ночь сказку. Обращая внимание на иллюстрации, можно задать к ним вопросы. Таким образом, речевое общение дополнится анализом иллюстраций.

Говорить с детьми стоит уже с первых месяцев их жизни, чтоб они постепенно привыкали к речи. Физиологические особенности малыша не позволяют ему в точности повторить то, что ему рассказывают взрослые, поэтому его первые попытки высказаться - неудачны. Что такое речь ребенка в возрасте до года? Это лепет, непонятные звуки. Разговаривать с ним стоит как можно чаще, чтобы ему было легче освоить навыки общения.

fb.ru

Понятие речи в психологии

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом. В процессе общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совместной деятельности. Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются достоянием только человека: у Животных нет ни языка, ни речи.


Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздущ, ных звуковых волн.

Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в основе которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие основной тон звука речи. Входящие в состав речевого звука обертоны («гармоники») всегда находятся по числу колебаний звуковой волны в кратном отношении к основному тону. Все гласные и согласные звуки речи обладают характерными для них гармониками, что и позволяет нам воспринимать их очень дифференцированно.

Звуки речи (гласные и согласные) отличаются друг от друга по форме звучания и называются фонемами. В образовании фонематических особенностей звуков речи большую роль играет артикуляция, т. е. очень дифференцированное изменение положения языка, губ, зубов, твердого и мягкого нёба при прохождении выдыхаемого воздуха через полость рта. В результате получаются гортанные («г»), губные («б»), носовые («н»), шипящие («ш») и другие звуки.

Фонемы занимают одно из важных мест в устной речи, ее понимании другими людьми. Будучи включенными в звуковой состав различных слов, они позволяют очень тонко дифференцировать их смысловое значение. Достаточно изменить хотя бы один звук из составляющих слово, чтобы тотчас же оно приобрело иной смысл. Эту функцию выполняют как гласные (сравните, например, «пар» и «пир»), так и согласные фонемы («пар», «шар»).

Речь имеет свои свойства:

содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности;

понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью (по своей выразительности она может


быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной);

. бездейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции:

. выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а с другой — выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения;

воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию;

обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия;

сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

Существуют определенные виды речи:

устная — это общение между людьми посредством произнесения слов, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой;

монологическая — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;

диалогическая — это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;

письменная — это речь посредством письменных знаков;

внутренняя — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Раскрыть физиологические основы речи — значит указать мозговые центры, управляющие ею, охарактеризовать периферические системы ее обеспечения, показать ее вто-росигнальное происхождение, описать синтагматические и парадигматические механизмы ее образования, а также механизмы ее восприятия и организации речевого ответа.

I Г Крысько


К периферическим системам обеспечения речи относятся:

• энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука;

• легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма;

• генераторная система, т. е. звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

• резонаторная система, т. е. носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы. Согласно И.П. Павлову у людей существуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система — это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздействия на человека. Работа второй сигнальной системы заключается прежде всего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Специальными исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана:

• с левым полушарием головного мозга;

• со слухоречевой зоной коры больших полушарий — задней частью височной извилины, так называемый центр Вернике:

• с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием определенных физиологических механизмов. Синтагматические механизмы отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические механизмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т. д.).

Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анали-


ируется он на основе детекторного кодирования, фонема-^ческой интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения оПределенной модели опознания слов.

У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутренними физиологическими кодами, обеспечивающими фонологический, ар-тИкуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Речь в то же время — сложнейшая система условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнатьная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

studopedia.ru

Устная речь

Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).

Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством (телефоном и т. п.), если общение происходит на значительном расстоянии.

Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:

  • избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений);
  • использование невербальных средств общения (жестов, мимики),
  • экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем можно легко догадаться).

Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией.

Различают:

  • неподготовленную (спонтанную) устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт);
  • диалогическую речь (непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами) и монологическую речь (вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда — к самому себе).

Устная — письменная речь

Устная - письменная речь — графически оформленная речь, организованная на основе буквенных и прочих изображений, которая, несмотря на письменную форму, обладает характеристиками устной речи с точки зрения структуры и лексики. Данная «промежуточная» форма речи возникла вследствие приспособления языка к условиям общения в Интернете (в частности, в чатах, блогосфере, социальных сетях).

ru.wikipedia.org

Кто может написать определение ЯЗЫКА И РЕЧИ????

Хаючая ирина

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
ЯЗЫК, система звуковых и письменных символов, используемых людьми для передачи их мыслей и чувств. Хотя такое определение в достаточной мере отражает обыденное представление о языке, для целей научного анализа необходимо определить язык более формально. Определение, которое принимается в данной статье, выглядит следующим образом: язык — это система единиц, реализуемых некоторыми чувственно воспринимаемыми средствами, причем некоторые комбинации этих единиц в силу договоренности (конвенции) имеют значение и, следовательно, могут быть использованы для целей общения.

Aлиса !

Язык - ,1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. Реализуется и существует в речи. Языки мира различаются строением, словарным составом и др. , однако всем языкам присущи некоторые общие закономерности, системная организация единиц языка (напр. , парадигматические и синтагматические отношения между ними) и др. Язык изменяется во времени (см. Диахрония) , может перестать использоваться в сфере общения (мертвые языки) . Разновидности языка (национальный язык, литературный язык, диалекты, языковая культа и др. ) играют различную роль в жизни общества.
Речь - ,один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность) , так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Читайте также