Страх это в психологии определение

Страх это:

Страх У этого термина существуют и другие значения, см. Страх (значения). Логотип Викисловаря В Викисловаре есть статья «страх» Ребёнок в состоянии страха

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.[1] С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.[2]

Содержание

  • 1 Страх в психологии
    • 1.1 Страх в психологии общения
    • 1.2 Фобии
  • 2 Страх в культуре
  • 3 Страх у человека
  • 4 Степени и виды страха
  • 5 Физиология
    • 5.1 Два нейронных пути страха
      • 5.1.1 Быстрый путь
      • 5.1.2 Длинный путь
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

Страх в психологии

С точки зрения психологии страх является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием.[3] Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.[4]

Страх в психологии общения

Страх как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних и внутренних, врожденных или приобретенных причин. Когнитивно сконструированные причины возникновения страха: чувство одиночества, отверженности, подавленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая.[5]

Фобии

Основная статья: Фобия

Психические расстройства, при которых некоторые ситуации или объекты, не являющиеся опасными, вызывают тревогу и страх, называются «фобиями».[6]

Страх в культуре

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 июля 2011.

Именно осознание конечности своего существования, грубее — страх смерти, ритуализировало жизнь первобытного человека. Ритуал, нивелируя страхи, позволял копить культурную информацию, совершенствуя способы ее консервации.[источник не указан 517 дней] Способы, регуляторы и результаты человеческого существования менялись. Не последнюю роль сыграл страх в появлении государства. Можно сказать, что одним из факторов создания общин был комплекс страхов. Следствием этого комплекса стало стремление к объединению, с тем чтобы бороться против опасностей сообща.

Если говорить о религиях, такое значительное место занимавших (и занимающих) в жизни человека, то в каждой из них ключевое место занимает также страх. Причём здесь страх поднимается на метафизический уровень и включает в себя не только проблему жизни и смерти, но и нравственный аспект. Сама смерть становится своеобразной границей, местом перехода в иной мир. И от того, как человек прожил свою жизнь, зависит то, чем иной мир окажется для него. В данном случае представляемый источник страха находится не в объективной реальности (то есть не в окружающем мире), а за пределами непосредственного познания. В каком-то смысле, можно считать, что страх оказал большое влияние на развитие такого критерия, как нравственность.

Отдельное место страх занимает в художественном искусстве и литературе, как то: жанр готического рассказа (или готического романа), кинематографический жанр фильма ужасов. Эпический и мифологический фольклор, народные суеверия являются одним из наиболее часто используемых источников для этих произведений.

Страх у человека

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 июля 2011.

Протекание эмоции страха в разных ситуациях у разных людей может существенно различаться, как по силе, так и по влиянию на поведение.

Страх может проявляться в виде возбуждённого или подавленного эмоционального состояния. Очень сильный страх (например ужас) часто сопровождается именно подавленным состоянием. Помимо общего термина "страх", для различных близких по природе негативных эмоциональных состояний используются термины "тревога", "испуг", "паника", "фобии" и т.д. Например, кратковременный и сильный страх, вызванный внезапным сильным раздражителем, называют "испугом", а длительный, слабо выраженный, диффузный страх - "тревогой".

Такие психические расстройства, как фобии, могут приводить к частому и сильному переживанию страха человеком. Фобией называют навязчивый, иррациональный страх, связанный с определенным предметом или ситуацией, с которым человек не может справиться самостоятельно.

Некоторые философы, особенно те, которые подходят к этому явлению с чисто моральных позиций, считают страх вредной эмоцией с плохими последствиями. Другие философы, особенно те, которые рассматривают страх как преимущественно биологическое явление, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях. Обе точки зрения не взаимоисключающие, так как эмоция страха, как и ощущение боли, обеспечивает самосохранение индивида, и становится непродуктивной или опасной лишь в наиболее интенсивных и длительных проявлениях.

Степени и виды страха

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 июля 2011.

Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности: испуг, ужас, паника.

Профессор Ю. В. Щербатых предложил свою классификацию страхов.[7] Он разделяет все страхи на три группы:

  • биологические,
  • социальные,
  • экзистенциальные.

К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей. Социальные страхи вызваны ситуациями, которые могут нести угрозу не жизни или здоровью человека, а его социальному статусу или самооценке личности (страх публичных выступлений. социальных контактов, ответственности и т.д.). Экзистенциальные страхи связаны с интеллектом и вызываются размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни, смерти и самого существования человека. Это страх перед смертью, перед временем, перед бессмысленностью человеческого существования и т.д.

Исходя из этого принципа, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений — ко второй, а страх смерти -к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны — болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой — социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.). Поэтому данный страх находится на границе 1 и 2 группы страхов, страх глубины (при купании) — на границе 1 и 3 группы, страх потери близких — на границе 2 и 3 группы и т. д. На самом деле, в каждом страхе в той или иной мере присутствуют все три составляющие, но одна из них является доминирующей.

Человеку свойственно бояться опасных животных, ситуаций и явлений природы. Страх, возникающий по этому поводу, носит генетический или рефлекторный характер. В первом случае реакция на опасность записана на генетическом уровне, во втором (основанная на собственном негативном опыте) — записывается на уровне нервных клеток. В обоих случаях есть смысл проконтролировать полезность подобных реакций при помощи разума и логики. Возможно, что данные реакции утеряли свое полезное значение и лишь мешают человеку жить счастливо. Например, имеет смысл с осторожностью относиться к змеям, и глупо бояться пауков; можно вполне обоснованно побаиваться молний, но не грома, который не может причинить вреда. Если подобные страхи причиняют человеку неудобство, можно постараться перестроить свои рефлексы.

Страхи, возникающие в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, носят охранительную функцию, и поэтому полезны. Страхи же перед медицинскими манипуляциями могут нанести вред здоровью, так как помешают человеку вовремя установить диагноз или провести лечение.

Физиология

У пациента, миндалевидное тело которого оказалось разрушено вследствие болезни Урбаха-Вите, наблюдалось полное отсутствие страха[8][9][10].

Два нейронных пути страха

Развитие чувства страха определяется двумя нейронными путями, которые, в идеале, функционируют одновременно. Первый из них, ответственный за развитие основных эмоций, реагирует быстро и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует медленнее, но более точно.[11]

Быстрый путь

Первый путь позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет нам более точно оценить ситуацию и ответить на опасность точнее. В этом случае чувство страха, инициированное первым путем, блокируется функционированием второго пути, который оценивает определенные признаки опасности как не реальные.

При первом пути (низком, коротком, подкорковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра, вызывая эмоциональный ответ.

Длинный путь

При втором пути (высоком, длинном, корковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, восходит в сенсорные отделы коры головного мозга и уже из них направляется в ядра амигдалярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.

При фобиях второй путь функционирует неадекватно, что приводит к развитию чувства страха на стимулы, не несущие опасности.

См. также

  • Боль
  • Тревога
  • Фобия
  • Невроз
  • Психоанализ
  • Проработка
  • Статмин — «ген страха»

Примечания

  1. Статья «Страх» в «Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля»
  2. Леонтьев, Алексей Николаевич. Потребности, мотивы и эмоции (рус.). — Москва, 1971.
  3. Изард, Кэррол Эллис Теория дифференциальных эмоций // Психология эмоций = The Psychology of Emotions. — Питер, 2007. — С. 54. — 464 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз. — ISBN 5-314-00067-9 ISBN 978-5-314-00067-0
  4. Изард, Кэррол Эллис Страх и тревога. // Психология эмоций = The Psychology of Emotions. — Питер, 2007. — С. 292. — 464 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз. — ISBN 5-314-00067-9 ISBN 978-5-314-00067-0
  5. Горянина В. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
  6. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр = International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems: Tenth Revision. — М.: Медицина, 2003. — Т. 1-4. — 2440 с. — 2000 экз. — ISBN 5-225-03268-0, ISBN 5-225-03269-9, ISBN 5-225-03280-X
  7. Щербатых Ю.В. Избавься от страха. — М.:Эксмо, 2011. — 304 с. ISBN 978-5-699-45683-3
  8. Feinstein, Adolphs, Damasio and Tranel The Human Amygdala and the Induction and Experience of Fear — Current Biology, Published online: December 16, 2010
  9. Richard Alleyne A woman with no fear could help traumatised soldiers — The Telegraph, 16.12.10
  10. Уникальный случай: в США живет женщина, не испытывающая страха — NEWSru.com, 17.12.10
  11. Joseph le Doux. The Emotional Brain. Weidenfield & Nicholson Ltd., London 1998

Литература

  • Фрейд З. «О правомерности выделения из неврастении симпомокомплекса, называющегося „невроз страха“»
  • Ильясов Ф. Н. Феномен страха смерти в современном обществе //Социологические исследования. 2010. № 9.
  • Берзин А. Работа с чувством страха.
  • Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. - Воронеж, 1998.- 282 с. ISBN 5 88242-094-6
  • Щербатых Ю.В.Психология страха.- М.:Эксмо, 2007.- 512 с.ISBN 978-5-699-11053-7
Wikiquote-logo.svg В Викицитатнике есть страница по теме
Страх
Wiki letter w.svg Для улучшения этой статьи по психологии желательно?:
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
 Просмотр этого шаблона Эмоциональные процессы Эмоции Чувства Аффекты Настроения

Беспокойство · Боль · Боязнь · Гнев · Гордость · Грусть · Досада · Замешательство · Злорадство · Изумление · Метанойя · Надежда · Напряжённость · Неуверенность · Ностальгия · Огорчение · Одиночество · Отчаяние · Печаль · Радость · Скука · Счастье · Сожаление · Тоска · Тревога · Увлечённость · Удивление · Удовлетворение · Удовольствие · Унижение · Фрустрация · Эйфория · Энтузиазм

Агапэ · Антипатия · Благодарность · Благоговение · Вина · Влечение · Влюблённость · Восхищение · Враждебность · Возмущение · Жалость · Зависть · Интерес · Любовь · Нежность · Ненависть · Неприятие · Обида · Отвращение · Презрение · Пренебрежение · Привязанность · Раздражение · Разочарование · Раскаяние · Ревность · Симпатия · Скорбь · Сторге · Страсть · Страх · Стыд · Трепет · Филия
Испуг · Паника · Ужас · Эйфория · Экстаз · Ярость
Скука · Уныние
Категории:
  • Психоанализ
  • Страх

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

СТРАХ это:

СТРАХ СТРАХ — один из основных видов человеческого отношения к миру. Изучение С. играет важную роль в психологии, философии, теологии.
Религия, отмечает П.А. Флоренский, есть прежде всего С. Божий, и кто хочет проникнуть в святилище религии, должен научиться страшиться. «Господи, всели в мя корень благих, страх твой, в сердце мое» (Иоанн Златоуст). В религии ничего не вырастает без этого корня. Бог — великий и страшный для всех и во всем, любая религия пронизана этим неизъяснимым С. Божьим. С. — начало премудрости, или истинная премудрость, ведущая к жизни. С. по мнению Флоренского, близок к изумлению, которое философы считают началом философии. Чтобы познавать, надо коснуться предмета познания, и признаком этого прикосновения служит потрясение души, С. Он вырывает из повседневной жизни и открывает нечто совершенно новое. А новое всегда страшно, поскольку выступает в таинственном, необычном виде. «Перед первичными феноменами, если они являются нашим чувствам обнаженными, мы испытываем особого рода жуткое чувство, доходящее до страха» (И.В. Гёте). Источник С. не в необычности и непонятности нового, а в ощущении трансцендентности являющегося. «Н е -здешнее открылось, и текучим, шатким, зыблющимся почувствовался мир: бывающее померкло перед истинно-сущим. А с бывающим померкло и само наше бытие: мы сами оказались дрожащим пламенем среди ветреных пространств, — на границе ничто, еле-еле не-несущими. Но тогда-то мы нашли и свою вековечную опору — в Сущем от века. Последнее уничижение наше и есть величайшее возвеличение. Страх Божий двудействен... Это — окно в нашей действительности, откуда видятся миры иные. Это — брешь земного существования, откуда устремляются питающие и укрепляющие его струи из иного мира» (Флоренский).
«С.» — важнейшее понятие экзистенциальной философии. Впервые С. Кьеркегор различил С. или боязнь перед к.-л. конкретными обстоятельствами и неопределенный, безотчетный С.-тоску. Это же различение является центральным в философии М. Хайдеггера, для которого С. открывает последнюю возможность экзистенции — смерть. С. выталкивает человека за пределы сущего к ничто. Это трансцендирование есть условие восприятия сущего в целом, условие постижения бытия. Не будь наше существо заранее выдвинуто в ничто, мы не могли бы встать в отношение ни к сущему в целом, ни к самим себе. Без выдвинутости в ничего, без мужественного заглядывания в ничто в состоянии С. нет возможности вопрошать сверх сущего, за его пределы, нет возможности повернуться лицом к бытию.
В психологическом аспекте С. — это препятствие на пути реализации личности, которая в наше время живет в постоянном состоянии С: перед начальством, перед угрозой безработицы, перед насилием, войной, терроризмом и т.д. С. в этом плане, возможно, самая главная проблема социальной жизни, определяющая поведение человека и его отношение к другим. Социально детерминированная этика, считал Н.А. Бердяев, всегда есть этика С. «Социальная обыденность создает этику страха, перерождая ужас, вызванный трансцендентной бездной, в повседневную заботу и терроризируя человека будущими карами. Но она создает и другой образ, в котором нет уже страха и который ниже страха — пошлость... Пошлость есть окончательное водворение на низинной плоскости, когда уже нет не только тоски по горнему миру и священного ужаса перед трансцендентным, но нет уже и страха» (Н.А. Бердяев).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

СТРАХ 1) в психологии отрицат. эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т. п.). 2) Одно из осн. понятий экзистенциализма. Было введено Кьеркегором, различавшим обычный «эмпирия.» страх-боязнь (нем. Furcht), вызываемый конкретным предметом или обстоятельством, и неопределённый, безотчётный страх-тоску (нем. Angst) — метафизич. С., неизвестный животным, предметом которого является ничто и который обусловлен тем, что человек конечен и знает об этом. У Хайдеггера С. открывает перед «экзистенцией» её последнюю возможность — смерть. У Сартра метафизич., экзистенциальный С. (angoisse) истолковывается как С. перед самим собой, перед своей возможностью и свободой. 3) Ранний психоанализ, также различая рациональный С. перед внеш. опасностью и глубинный, иррациональный С., трактовал последний как результат неактуализированных жизненных стремлений, подавления невоплощённых желаний. В совр. неофрейдизме С. становится как бы всеобщим иррациональным состоянием, связанным с иррациональным характером совр. бурж. общества, и гл. источником невроза.         Ряд теорий происхождения религии, восходящих к античности (Демокрит, Лукреций, в новое время — Юм, Гольбах, Фейербах и др.), рассматривают чувство С. как причину возникновения религ. представлений и верований;         см. Религия.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

СТРАХ в философии Хайдеггера состояние, в котором человеческое существование благодаря собственному бытию оказывается перед самим бытием. Причина страха – само бытие в мире. Страх обособляет человеческое существование и раскрывает его, т. о., как возможное бытие, как свободное бытие, свободное в понимании самого себя и выборе самого себя. По Сартру, страх – это боязнь самого себя вследствие свободы недетерминированного характера, которую нельзя предвидеть. См. также Техника.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

СТРАХ (в п с и х о л о г и и) – отрицат. эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.). С. имеет различную степень интенсивности переживания и разные формы выражения (см. Эмоции, Выразительные движения). Он свойствен всему животному миру и выполняет определ. биологические, приспособит. функции (ср. классич. характеристику С. в кн. Ч. Дарвина "Выражение эмоций у человека и животных", 1872). Массовый С., охватывающий и заражающий социальные группы и слои, а также общество в целом, выражается в специфич. формах, к-рые изучает социальная психология. В эпоху формирования религ. сознания С. обретает черты благоговейного ужаса перед высшим и непостижимым. С. перед отчужденными силами в эксплуататорском обществе (см. Отчуждение) становится одним из регуляторов социального поведения. А. Спиркин. Москва. С. (Angst – нем.; angoisse – франц.; anxiety – англ.) – как одно из осн. понятий экзистенциальной философии, вводится Кьеркегором, различавшим обычный "эмпирический" страх-боязнь (Furcht), вызываемый конкретным предметом или обстоятельством, и неопределенный, безотчетный страх-тоску (Angst). Согласно Кьеркегору, Angst – это метафизический С.; предметом его является ничто, и он есть форма переживания человеком "ничто". "Какое воздействие оказывает ничто? Оно рождает страх" (Kierkegaard S., Werke, Bd 1 – Der Begriff Angst, Hamb., 1964, S. 40). Именно потому, что человек конечен и знает о своей конечности, ему ведом метафизич. страх-тоска, неизвестный животным. У Хайдеггера С. выступает как один из экзистенциалов, поскольку через него раскрывается бытийная структура экзистенции, а именно – ее конечность. С. открывает перед экзистенцией ее последнюю возможность – смерть. У Сартра экзистенциальный С. (angoisse), в отличие от обычного С., возникающего перед каким-то определ. предметом внешнего мира, истолковывается как С. перед самим собой, перед своей возможностью и свободой. "Страх (angoisse) возникает не от того, что я могу упасть в пропасть, а оттого, что я могу в нее броситься" (Sartre J. P., L'être et la néant, P., 1943, p. 66). П. Гайденко. Москва. Ранний психоанализ, также различая рациональный С. перед внешней опасностью и глубинный, иррациональный С., трактует последний как результат неактуализированных жизненных стремлений, подавления невоплощенных желаний; иррациональный С. выступает здесь как способ функционирования Сверх-Я (Super-Ego). В совр. неофрейдизме (Хорни, Фромм и др.) понятие С. приобретает особое значение: С. (anxiety) становится здесь как бы глобальным иррациональным состоянием, связанным с существованием в иррационально функционирующем совр. обществе, и гл. источником невроза. Так, у Хорни С. – осн. фактор формирования невротич. типов личности, обладающий конструктивным характером. Ряд теорий происхождения религии, восходящий к античности (Демокрит, Лукреций Кар, в новое время – Юм, Гольбах, Фейербах и др.), рассматривают чувство С. как причину возникновения религ. представлений и верований (см. Религия, раздел История учений о религии). Д. Ляликов. Москва. Лит.: Künzli Α., Die Angst als abendländische Krankheit, Z., 1948; Silva-Tarouca А., Die Logik der Angst, Insbruk, 1953; Vestdijk S., Het wezen van de angst, Amst., 1968.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

СТРАХ СТРАХ (нем. Angst; франц. angoisse; адгл. anxiety) — тягостное, мучительное душевное состояние, вызываемое грозящей человеку опасностью и чувством собственного бессилия перед ней. Страх может быть вызван внешними обстоятельствами, представляющими угрозу для жизни; в этом случае предмет его вполне конкретен, и такой страх можно охарактеризовать как психологический. Но существует страх другого рода — метафизический, предмет которого не может быть ясно определен, так как не имеет внешнего источника и вызывается внутренними причинами. Метафизический страх родствен страху религиозному, мистическому. В Ветхом Завете описан страх человека перед мощью и величием Бога, напр., страх народа израильского перед явлением Бога на Синае: “Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил и стал вдали. И сказал Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили” (Исх, 20,18—20). Такой же страх испытали Моисей перед Неопалимсй Купиной (Исх, 3,6) и Иаков после своего ночного видения (Быт., 28,17). В Новом Завете описан страх, который чудеса Иисуса вызывают у Его учеников (Марк, б, 49—50). Страх Божий, сочетаемый с любовью к Богу, — свидетельство глубины веры и источник мудрости: “Начало Мудрости — страх Господень” (Пс., 110,10).     В связи с открытием бессознательного немецким идеализмом (особенно Шеллингом) и романтиками страх становится предметом философского анализа. С. Кьеркегор в своем глубоком исследовании “Понятие страха” (1844) различает обычный страх-боязнь, вызываемый внешней причиной (Furcht), и безотчетный страх-тоску, страх-ужас (Angst). Последний,'п0 Кьеркегору, есть форма переживания человеком “ничто”, которое открывается при Переходе от состояния невинности как природного состояния к состоянию вины как условия свободы, или духа. “В состоянии невинности человек определен не как дух, а как душа в непосредственном единстве со своей природной основой. Дух в человеке спит... В этом состоянии — мир и покой; но в то же время здесь присутствует нечто другое, что не есть, однако, спор и раздор, ибо нет ничего, с чем можно было бы спорить. Что же; следовательно, есть? Ничто. Но какое воздействие оказывает ничто? Оно рождает страх. Это глубокая тайна невинности: она есть в то же время страх” (Kierkegaards. Der Begriff Angst. В., 1965, S. 40). Сущность метафизического страха амбивалентна: он есть “симпатическая антипатия и антипатическая симпатия” (там же, с. 41 ); страх представляет собой влечение и в то же время отвращение к предмету страха — ничто, которое осознается как искушение нарушить запрет. “Страх есть головокружение свободы, возникающее постольку, поскольку дух хочет осуществить синтез, и свобода заглядывает в свою собственную возможность и хватается за конечность, чтобы удержаться. В состоянии головокружения свобода бессильно падает... В это мгновение все меняется, и когда свобода вновь поднимается, она видит, что виновна” (там же, с. 57). Акт свободы как полаганИе'самости, как переход от невинности к вине есть грехопадение, происходящее на границе сознания и бессознательного, а потому для разума непостижимое.     Страх осмысляется Кьеркегором в сущности в контексте антропогенеза, понятого теологически. В этом же контексте, но уже не с точки зрения теологии, а скорее с точки зрения пси     хопатологии исследовал природу страха основатель психоанализа 3. Фрейд. Анализируя феномен табу в первобытных обществах, Фрейд видит в нем аналог того страха, которым сопровождаются невротические состояния душевнобольных. Как и Кьеркегор, Фрейд подчеркивает амбивалентную природу страха и связывает его с жизнью бессознательного. Табу, по Фрейду, является очень древним запретом, наложенным извне каким-нибудь авторитетом и направленным против сильных вожделений людей. Страх преступить запрет и в то же время влечение к запретному составляет характерную черту не только первобытного сознания: здесь выявляется антропологическая структура, определяемая отношением сознания и бессознательного. Сознание, по Фрейду, представляет собой систему запретов по отношению к (гл. о. сексуальным) влечениям, которые в результате вытесняются в бессознательное, рождая болезненные душевные состояния, в т. ч. и беспричинный страх, который есть свидетельство невроза и требует лечения — выявления врачом-психоаналитиком характера подавленного влечения, осознания его самим пациентом и смягчение или вообще отмена “цензуры сознания”. В основе фрейдистского толкования страха лежит просветительская концепция человека и его свободы, согласно которой несвобода есть всегда результат внешнего насилия над человеческой природой. Если для Кьеркегора свобода Изначально связана с чувством страха и вины, которая свидетельствует о нормальной жизни духа и которую свободный человек должен взять на себя, то для Фрейда чувство вины должно быть устранено как симптом душевного неблагополучия.     Проблема страха рассматривается также представителями экзистенциальной философии. Различая вслед за Кьеркегором страх перед конкретной опасностью и безотчетный метафизический страх, Хайдеггер видит в последнем неотъемлемый момент конечного человеческого существования. “Перед-чем страха является бытие-в-мире как таковое... Перед-чем страха совершенно неопределенно... Страх не знает, что такое то, чего он страшится... В перед-чем страха открывается это “ничто и нигде”...” (Sein und Zeit. Tub., 1960, S. 186). Страх открывает смерть как последнюю возможность человеческого бытия. У Сартра экзистенциальный страх (angoisse) истолковывается как страх человека перед самим собой, перед своей возможностью и свободой. “Страх возникает не оттого, что я могу упасть в пропасть, а оттого, что я могу в нее броситься” (Sartre J. Р. L'être et le néant. P., 1943, p. 66).     Безотчетный страх-тоска есть в конечном счете страх смерти, который не может быть полностью устранен у конечного существа, каким является человек, но может быть просветлен с помощью религиозной веры.     Лит.: Страх. М., 1998; KundiA. Die Angst als abendländische Krankheit. Z., 1948; Silva- TaroucaA. Die Logik der Angst. Innsbruck, 1953; Vestdijk S. Het.wezen van de angst. Amst., 1968; Schober D. Angst, Autismus und Moderne. Fr./M.-B.-Bem-N. Y.-P.-Wen, 1998.     П. П. Гайденко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.


.

dic.academic.ru

Что такое страх?

Что такое страх и как его контролировать?

Страх является неизменным спутником большинства людей, особенно в современных городских условиях, где насилие и противостояние друг к другу вошли в норму. Из всех эмоций, которые только в состоянии испытывать человек, лучше всего мы знакомы со страхом, т. к. именно страх оказывает на нас наибольшее влияние. Жизнь без страха практически невозможна для многих людей;ведь страх — неотъемлемая часть нашей жизни. Это такая же неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, как и другие эмоции, и поэтому пытаться избавить себя от страха бесполезно.

Мы вынуждены признать — страх никуда не уйдет!

Но вместо того, чтобы просто смириться с этим, вы можете изменить свое отношение к страху. Ведь страх — это эмоция, которую можно научиться контролировать,чтобы использовать как свое преимущество, вместо того чтобы позволять этой сильной эмоции оказывать на Вас негативное воздействие. На самом деле страх — мощное оружие, которое поможет вам выжить в экстремальной ситуации если вы приложите определенные усилия, чтобы овладеть им и научитесь направлять его энергию в позитивное русло.

Тому как это сделать и посвящена данная статья.Из нее вы узнаете, как превратить эмоцию, которую большинство людей считают негативной, в мощное невидимое оружие, которое способно многократно увеличить ваши возможности в опасной ситуации. Для начала попробуем разобраться, что такое страх и почему он оказывает на нас такое влияние.

Что такое страх?

Давайте возьмем за основу в качестве отправной точки следующее определение: «Страх — это негативное эмоциональное переживание, ощущение тревоги, которое испытывает человек при надвигающейся опасности»

Когда мозг чувствует опасность, он выбрасывает адреналин, который в свою очередь вызывает так называемую «реакцию бей или беги. Это огромный выброс адреналина, который можно ощутить в подложечной области. Он заставляет нас так или иначе реагировать на воспринимаемую опасность: либо остаться и противостоять (бей), либо спасаться бегством (беги). Проблема заключается в том, что часто эта реакция приводит человека в ступор. Вы буквально стоите, как вкопанный и не в состоянии сдвинуться с места или принять четкие решения относительно того, что делать дальше. Вот почему так много людей видят страх в негативном ключе — он отрицательно сказывается на их состоянии.

studopedia.ru

Обсуждение:Страх

Myriada A Gold.png Статья «Страх» входит в общий для всех языковых разделов Википедии расширенный список необходимых статей.
Её развитие вплоть до статуса избранной является важным направлением работы русского раздела Википедии.
Вы можете посетить страницу проекта «Мириада», который занимается улучшением наиболее важных статей Википедии, и, при желании, присоединиться к нему.
Проект «Психология и психиатрия»     (Уровень «IV», Важность «средняя»)
Символ психологии

Статья «Страх» является частью Проекта «Психология и психиатрия»
В цели проекта входят создание и улучшение статей на психологическую и психиатрическую тематику.

Если вы хотите помочь проекту, то можете отредактировать статью, к которой относится это обсуждение, статьи рекомендованые к улучшению на главной странице Проекта «Психология и психиатрия», или создать статью на одну из тем, перечисленных в списке «К созданию». См. также категории Незавершённые статьи по психологии и Незавершённые статьи по психиатрии

Вы также можете записаться в список участников проекта «Психология и психиатрия».

Полезные ссылки
Портал «Психология»
  • Запросы на создание статей по психологии и психиатрии
  • Обсуждение проекта «Психология и психиатрия»
  • Лента новых статей
  • Шаблоны, которые можно использовать при написании статей
Важность статьи: средняя. Уровень: 4.

Нейронные пути

Информация о двух нейронных путях страха взята из этого источника. Joseph le Doux .The Emotional Brain. Weidenfield &Nicholson Ltd., London 1998 (The low and the high roads of the amigdala)--Евгений Гауфман 18:59, 28 Июн 2004 (UTC).

Было бы неплохо на примере показать, как работают оба пути. --Алексей обс 12:59, 22 июня 2013 (UTC)

Мнение

соглашаюсь со многим. но есть страх, как чувство не осознанное и будоражущее, а есть здоровое чувство, которое предупреждает опасность, действительную опасность и это проявляется на осознанном(человеческом уровне), а не на "истерическом"-животном и не осознанном.кеслер


BolshoiBrat 13:25, 5 декабря 2015 (UTC)Мне кажется люди путают чувства восприятия и страхи. Страх - это осознание! а страшно боитесь или любите это уже совсем другое.(BolshoiBrat)BolshoiBrat 13:25, 5 декабря 2015 (UTC)

интересная теория

Я как-то наткнулась на интересную теорию преодоления страха: панический страх с неконтролируемым поведением (самый древний вариант) — результат непредсказуемой ситуации.(Что есть непредсказуемая ситуация если не ситуация информация о которой отсутствует в памяти-наборе эмоциональных образов поведения.--Евгений Гауфман 13:38, 28 Ноя 2004 (UTC))

По-твоему, чёткого эмоционального образа не находится - отсюда паника. Тогда метод - домыслить, вообразить наихудшие последствия самому и настроиться на них (надейся на лучшее, а готовься к худшему). Тогда получается, что есть два разных вида страха: с ярким образом грядущих последствий и, наоборот, без оного. Страх от уверенности и страх от неуверенности. Причём, возможно, не только разные отделы мозга тут задействованы, но и разные медиаторы. А бывает ещё, наверное, и смесь. :-) «Знаю, что будет от этого плохо, но не знаю, когда и как.» «Знаю, как с этим справиться, но не уверен, что результат меня обрадует.» И т.п. :-) Паника (непредвиденное и непредсказуемон поведение), мне это очень кажется, развивается тогда, когда в наборе эмоциональных образов поведения отсутствует рецепция поступившей информации. Тогда второстепенные признаки поступившей информации инициируют ассоциативные и, как вариант, образ неизвестного, мучения и страдания — Страх. Другие варианты — Веселье — «Пир во время Чумы» . Если же поступившая информация вообще не имеет никакого представительства в наборе эмоциональных образов, то, вероятно, надо ожидать игнорирование этой информации, какую бы реальную опастность она не несла. Все эти варианты представлены в Торжество Смерти у Брейгеля [[1]]--Евгений Гауфман 13:38, 28 Ноя 2004 (UTC) Паника-колективное, это уж аксиома, инстикт стадности и поведения человеческих групп очень ярко описывает эту форму безумия человека. ну просто паниковать одному не выйдет, даже просто по определению(ведь паника цепляет одного-двух и тут же заражает «всех») Никакая не аксиома, конечно. «Паническая атака» — яркий пример одинокой паники. --Nikolay Swamp_Dog Kovalev 11:21, 22 декабря 2009 (UTC)

Не рабочая ссылка

Приручение страха. Владимир Львович Леви - ссылка не работает книга доступна по этой ссылке http://www.fictionbook.ru/author/levi_vladimir_lvovich/priruchenie_straha/levi_priruchenie_straha.html

Негативное чувство?

А всегда ли это неприятное чувство? Как насчет тех людей, которые стремятся испытывать страх, чувство остается тем же самым, но субъектом воспринимается несколько иначе, можно ли тут говорить о неприятии?

Поведение людей, стремящихся испытывать страх, объясняется обычно либо через "Отыгрывание", либо через "Аутоагрессию".--Nikolay Swamp_Dog Kovalev 11:13, 22 декабря 2009 (UTC)

Определение Страха

Определение взято и переработано из словаря Даля - старейшего и авторитетного источника в русском языке, которая наиболее точно отражает понимание людей. Психологическое определение имеет место быть, но это лишь одна точка зрения и она не может быть заложена в основу статьи о страхе.--Lavitas Victor 16:46, 18 декабря 2009 (UTC)

Во-первых, прилагайте ссылки на источники, а во-вторых, я с вами не соглашусь. Статья "гравитация" не начинается с определения "сила, которая тянет вещи вниз". В словаре Даля определение такое не потому, что оно "наиболее точно отражает мнение людей", а потому что был опубликован за 150 лет до появления науки психологии.--Nikolay Swamp_Dog Kovalev 15:32, 18 декабря 2009 (UTC) Извините, но у меня словарь Даля в бумажном варианте. Вы можете пойти в библиотеку и там посмотреть. Как вы сами признаете психология, как наука, очень нова, да и научный метод к психологии очень трудно применить, поскольку в ней очень много субъективного и вы, как психолог, должны это понимать. А словарь Даля охватывал многочисленный и многовековой народный опыт в понимании разных явлений, которые Даль просто собрал воедино. Поэтому точка зрения авторитетнейшего словаря должна идти на первом месте, в то время как психология, как новое учение, имеет право на свою точку зрения, но она не может быть монополистической. Кстати "страх" и "гравитация" - это явления разного порядка. Одно является научным явлением, а другое - состоянием, которое относится к внутреннему я человека. Причем в определение этого состояние было внесено много путаницы, и если вы посмотрите современные словарные статьи, то увидите, что в нем одно понятие выражается через другое сходное (из серии "страх - это тревога", а "тревога- это страх". ). Если же мы будем вводить только психологическое определение страха, типа "отрицательная эмоция", то это может быть понятным для психологов, но не для обычных людей. Потому что обычные люди могут быть далеки от психологических классификаций "положительных и отрицательных эмоций". В то время, как понятие "гравитация" широко известно и не требует объяснения. --Lavitas Victor 16:46, 18 декабря 2009 (UTC) А вообще, статью про страх нужно основательно переработать, чтобы включить разнообразные точки зрения. Есть религиозная точка зрения на понятие страха, есть точка зрения реальных общепризнанных мастеров в области страха, таких как Стивен Кинг.--Lavitas Victor 16:43, 18 декабря 2009 (UTC) Я-то психолог… И потому ваша фраза о том, что применить научный метод к психологии трудно, вызывает во мне грусть и огромную досаду… Нет, не трудно — научный метод, это единственный метод, который используется в психологических исследованиях. Другое дело, что для большинства людей далёких от этой науки вся психология выглядит шаманством и гаданием на кофейной гуще, но этого, как я думаю вы понимаете, не достаточно чтобы считать её субъективной. Я полагаю, что бесполезно будет спорить, насчёт того, какое определение (Даля или психологии) более «правильное». Предлагаю применить стандартный Вики-метод разрешения подобных споров — выработать преамбулу, которая будет упоминать о существовании обоих взглядов на понятие. И «страх» и «гравитация» являются научными понятиями, описывающими конкретные явления реального мира. Определение «дальнодействующее фундаментальное взаимодействие, которому подвержены все материальные тела» — тоже далеко от простых людей, но при должном желании можно почитать соответсвующие статьи и разобраться. Если же вводить определения в духе «сила которая тянет вниз» — это будут не более понятные, а просто не соответствующие действительности определения. «Тревога» и «Страх» это, кстати, почти одно и тоже, только «страх» это чувство, а «тревога» — эмоция. Согласен, что статью надо перерабатывать - на данный момент (и на момент до ваших правок) она представляет собой беспорядочную груду недостоверной информации, и в равной степени не отражает ни психологическую, ни какую другую точку зрения. --Nikolay Swamp_Dog Kovalev 09:12, 21 декабря 2009 (UTC) Спасибо за ваше участие и ваш интерес к этой теме. Несмотря на то, что у нас разные точки зрения, я думаю в конструктивном споре мы сможем прийти к истине. Тем более, что вы психолог, а я изучал разные религии и увлекался мастерами в области ужасов и страха. Давайте обсудим здесь преамбулу, но я предлагаю, чтобы она была краткой и емкой и достаточно объективной, чтобы не становиться на позицию психологов или религиозных деятелей. Вот почему я остановился на словаре Даля. Кстати, я представил уже перераработанную статью, потому что в оригинале она звучит так: "тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия." Кстати, я не соглашусь с вами, что страх - это чувство, а тревога - это эмоция. Оба этих понятия можно отнести и к чувствам и к эмоциям. Но разница между ними лишь в степени и характере проявления. Ведь люди говорят: "у меня возникло чувство страха". Или "чувство тревоги". По поводу научного метода в психологии, с вашего позволения мы не будем это обсуждать здесь, а обсудим в статье про психологию. --Lavitas Victor 10:51, 21 декабря 2009 (UTC) Моё предложение по преамбуле: «внутреннее состояние человека или животного, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. (тут ссылка на Даля) С точки зрения психологии относится чувствам.(тут тоже попробую ссылку найти…)» Я сомневаюсь, что к истине можно прийти :) Ну да я в этом и не заинтересован: «Основанием для включения в Википедию информации является не её „истинность“, а проверяемость.». Когда я говорил «чувство» и «эмоция», то я имел ввиду не бытовые значения этих слов, а научные термины. На бытовом уровне эмоции с чувствами вообще, как мне кажется, не различаются. Кроме того, люди говорят и «у меня возникло чувство страха» и «я чувствую вкус» и «я плохо себя чувствую», но это не значит, что страх, вкус и болезнь — явления одного порядка. Так вот если вы поглядите определения чувств и эмоций с точки зрения психологии, то увидите, что тревога, в общем случае, это, скорее всего, эмоция, так как тревогой мы реагируем на опасную ситуацию, а не на опасного человека или животное. В то же время страх — скорее чувство, так как мы боимся чаще всего кого-то или чего-то… К сожалению я почти не читал литературы по конкретным эмоциональным процессам, так что опираюсь скорее на логику определения, чем на знания — в принципе, мои рассуждения можно смело считать домыслами. Что касается «степени проявления» — я б не согласился. И страх может почти не проявляться, и тревога может быть сильной до невыносимости. Как я писал ниже, про страх в религии, без ссылки на Даля, то, что вы предоставили, классифицируется в Википедии как «оригинальное исследование». Как, к сожалению, и мои правки в данной статье. Из-за чего я и свожу их к минимуму.--Nikolay Swamp_Dog Kovalev 11:09, 22 декабря 2009 (UTC) По поводу вашей преамбулы. Вы относите страх человека и страх животных в одну категорию, хотя для животных можно выделить отдельную категорию в этой статьей. Это важно разделить, потому что методология изучения страха у животных и у человека отличается и то чего боятся люди, не обязательно боятся животные. Потом, статья Даля делает упор на "тревожное состояние души". Конечно можно это перефразировать на "внутреннее состояние" или "состояние внутреннего "я" человека", но мы таким образом "кастрируем" статью Даля, лишая ее очень важной части. Также я предлагаю на ваше рассмотрение мой перевод хороших словарных статей страха из уважаемых англоязычных источников: "Страх - это неприятное чувство, которое у тебя возникает, когда ты думаешь, что находишься в опасности." (оригинал: "Fear is the unpleasant feeling you have when you think that you are in danger." Словарь Collins COBUILD.) "неприятная эмоция, вызванная появлением опасности, ожиданием боли." (оригинал: "an unpleasant emotion caused by exposure to danger, expectation of pain,etc." Оксфордский словарь) Интересно, что авторитетные источники в описании страха используют и "эмоции", и "чувство". Причем "чувство" используется больше с точки зрения самого человека, а "эмоция" - относится к описанию чувств со стороны третьих лиц. Поэтому, я думаю, что вариант Даля, является универсальным и нам не нужно будет прибегать к оригинальное исследование, чтобы сделать преамбулу понятной. --Lavitas Victor 13:04, 23 декабря 2009 (UTC) Да, пожалуй лучше опустить упоминание об "людях и животных"... И вообще не поднимать эту тему без цитирования авторитеных источников... Вопрос крайне спорный... Утверждение о том, что страх это "состояние души" как минимум не полно. Любой эмоциональный процесс включает ещё и комплекс физиологических реакций. Не бывает страха без выделения адреналина. По этому я и пишу "внутреннее состояние", ибо "душа" - в любом случае, как её не понимай, тоже часть "внутреннего" для человека. Так что это не урезание определения Даля, а его расширение. Психология делит эмоциональные процессы на "отрицательные" и "положительные" - это более общая, ИМХО, формулировка чем "приятное" и "неприятное". Для того чтобы слова "отрицательное" и "положительное" не воспринимались как синонимы "хорошее" и "плохое" я использую обычно "отрицательно окрашенное" и "положительно окрашенное". Страх возникает не только тогда, когда думаешь, что находишься в опасности. Собственно страх - это то как ты чувствуешь, что находишься в опасности. Понимаешь (думаешь) ты это порой значительно позже. Авторитетные источники, если в этом нет особой необходимости, зачастую не заморачиваются точностью классификации и называют все эмоциональные процессы каким-нибудь простым словом типа "чувство", "эмоция" или "аффект". Что не отменяет классификации. Если вы оставите всё как есть, просто приставив к преамбуле ссылку на Даля, я не буду возражать, ибо это по правилам. Я просто постараюсь найти АИ для своих утверждений. Но, вообще говоря, то, на чём я тут настаиваю - это не ОРИСС. При желании можно приложить для обоснования моих утверждений те же ссылки, что я использовал в статье "эмоциональный процесс". Мне просто хочется найти более подходящие источники. --Nikolay Swamp_Dog Kovalev 13:50, 23 декабря 2009 (UTC)

Страх в религии

Предлагаю обсудить эту статью, прежде чем она будет размещена в Вики.

"В христианских религиях страх считается положительным явлением, которое должно существовать у человека по отношении к Богу. Проявление страха в отношении гнева божьего, послушание и соблюдение заповедей, является важной моральной и этической основой поведения верующего. Другой составляющей является страх по отношению к совершению греха. Причем христианские догматы подробно останавливаются на этом, начиная от изгнания Адама и Евы и кончая подробным описанием ужасов Ада и Апокалипсиса, которое подробно изложено в последней книге Нового Завета, написанной Иоанном Богословом. Таким образом, в христианских религиях страх используется как важный и универсальный инструмент, чтобы подтолкнуть большое количество верующих к беспрекословному соблюдению заповедей. Подобным же образом страх используется и в восточных религиях, например в Исламе, Индуизме и во многих других."

Я являюсь автором этой статьи и источником моей информации является мое знание и мой анализ Ветхого и Нового Завета. Если есть несогласия или замечания, давайте обсудим. --Lavitas Victor 10:27, 21 декабря 2009 (UTC)

Не, вы, кажется, не поняли. В Википедии, согласно правилам, нельзя публиковать информацию, не взятую из других источников (своя голова не считается "другим источником"). Если вы проанализировали Ветхий и Новый Завет - вы должны сначала опубликовать результат своего анализа в другом месте, и только потом здесь, сославшись на свою публикацию (обязательно сославшись!). Любую информацию, которая не подтверждена ссылками на авторитеные источники из Википедии можно и даже нужно удалять. Так что мои претензии не к содержанию, а к форме.--Nikolay Swamp_Dog Kovalev 14:32, 21 декабря 2009 (UTC) Другой вариант - давать ссылки непосредственно на Библию для каждого своего утверждения. --Nikolay Swamp_Dog Kovalev 06:40, 22 декабря 2009 (UTC) А это будет уже собственное исследование по первичным источникам. Думаю, надо искать вторичные. --Ourcastle 13:33, 22 декабря 2009 (UTC) Не обязательно. Можно сделать просто компоновку. Главное чтобы в статье не появлялись выводы, отсутствующие в источниках. --Nikolay Swamp_Dog Kovalev 13:13, 23 декабря 2009 (UTC) Виктор, я думаю Вы учтете как мнение автора выше так и мой предыдущий ответ на Ваш вопрос относительно собственных исследований, также я понимаю, что здесь не форум, тем не менее хотел заметить, что Вы не учли в своем тексте мученичество, которое являет собой победу над страхом смерти. --Ourcastle 19:49, 21 декабря 2009 (UTC) Виктор, вы явно не в теме христианского вероучения. Ещё Златоуст или кто-то другой из Отцов сформулировал понятие о трёх типах веры: "вера раба", боящегося наказания; "наёмника", ожидающего награды и "сына", который исполняет заповеди исключительно из любви к Богу. Кстати, в Писании ад практически не описывается, а "Апокалипсис" посвящён вовсе не ужасам, в чём можно убедиться почитав православные толкования (наиболее важными считаеются труды Андрея Кесарийского), или же прослушав замечательные беседы на эту тему Олега Стеняева, Даниила Сысоева или Алексея Осипова. И не забывайте, что вероучение в христианстве (кроме ряда протестантских деноминаций) основано не только на Писании, но и на Предании, так что самостоятельный анализ Библии может привести к выводам совершенно не адекватным реально существующему христианскому учению. Александр. 93.80.87.73 17:59, 6 июля 2010 (UTC)

Страх Божий

Источники для статьи или для общего образования. Пока нашел:

  • Зачем нужен страх Божий? Цитаты из святых.
  • Страх Божий. Что это значит? Священник Георгий Чистяков
  • Вопрос о человекоугодии. Общим лекарством против всех видов человекоугодия является стяжание страха Божия.

Что касается отношения религии (в данном случае Православия) к общему понятию страха, то мне кажется, что данная статья раскрывает тему - Агония одиночества. Пневматология страха. Ч. IV. Архиепископ Иоанн (Шаховской). --Ourcastle 13:31, 22 декабря 2009 (UTC)

"Путь чтобы не бояться" или "Отречение от страха"

Страх перед тем что человек душевно больной совершая преступления неважно сокрыты они или за них понесено наказание". Как изолироваться от того что человек продолжает совершать преступления и неизвестно здоров ли он душевно потому как своими действиями вызывает страх перед физическим насилием. потому как объясняет это: что он совершал физическое насилие над другими людьми и заработал на этом авторитет. Спросить что он имеет в виду под авторитетом я побоялся, но человек сказал что он именно так и зарабатывается. Вопрос в том как продвинуть Российское общество

185.8.235.207 11:44, 25 июля 2015 (UTC)Чурсин Дмитрий

Грибы

На изображениях нет царства грибов. [1][2] RippleSax 12:46, 15 января 2016 (UTC)

  1. Пищевая ценность грибов
  2. Пищевая ценность грибов. Категории грибов

ru.wikipedia.org

Читайте также