Чувства это в психологии определение

Чувство

wikt:q:commons:
Чувство в Викисловаре
Чувство в Викицитатнике
Чувство на Викискладе
Не путать с: Ощущение

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений[1].

Этимология

Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств- (совр. -ств-) от слова чути; суффикс в между гласными у и ь (чу-ьство) является вставочным. Слово чути встречается во многих славянских языках (например древнерусский, украинский, белорусский, польский, болгарский) в значении слушать, слыхать, чуять, понимать, чувствовать. Слово чувство того же корня, что и слово чуять.

Слово чувство употребляется уже в «Изборнике 1073 года». В связи с тем, что Изборник 1073 года является копией раннего болгарского сборника («Симеонов сборник»), то слово использовалось еще в начале X века.

Можно сделать вывод, что русское слово чувство относится к процессу понимания чего-либо, восприимчивости к чему-то.

Смысл термина

Чувствами называют процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты, или, иначе говоря, отношение субъекта к ним. Чувства обязательно[источник не указан 1584 дня] имеют осознаваемую составляющую в виде субъективного переживания.

Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений (иначе говоря «эмоциональных констант») и основывается на опыте взаимодействия с объектом. В связи с тем, что этот опыт может быть противоречивым (иметь как позитивные, так и негативные эпизоды), чувства по отношению ко многим объектам носят противоречивый (амбивалентный) характер.

Чувства могут иметь различные уровни конкретности — от непосредственных чувств к реальному объекту, до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениями объекта чувств. Существенную роль в формировании и развитии наиболее обобщённых чувства имеют социальные институты, социальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые обряды и социальные акты. Как эмоциональные процессы, чувства развиваются и, хотя и имеют свои биологически детерминированные основания, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания[1].

Границы понятия

Специалисты проводят различие между понятием «чувство» и понятиями «эмоция», «аффект», «настроение», «переживание» и «ощущение».

В отличие от эмоций и настроений, эмоциональные процессы, описываемые понятием «чувство», привязаны к объектам: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. «Я боюсь этого человека» — это чувство, а «Мне страшно» — это эмоция[1].

От аффектов чувства отличаются тем же, чем и от эмоций. Кроме того аффекты, в отличие от чувств, практически всегда имеют явные внешние проявления[1].

Под переживаниями понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

Ощущением называется психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.

Понятие в психологии

Чувства, в отличие от эмоций, устроены более сложно и не всегда играют адаптивную или мотивационную роль в жизни человека.

Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к лю­дям, с убеждениями и взглядами.

По своей структуре чувства состоят из двух или более фундаментальных эмоций и логического алгоритма, связывающего их воедино. Например, чувство зависти состоит из эмоций гнева, обиды и презрения, а связывающим алгоритмом является сравнение с человеком, который достиг успеха в значимых для завистника ценностях (материальных или духовных), желание быть на его месте. При этом не стоит путать зависть с чувством здоровой конкуренции - так называемой белой завистью.

Одно и то же чувство может проживаться и проявляться по-разному, в зависимости от того, в каком эмоциональном состоянии человек находится на данный момент. Например, чувству дружбы могут в разное время сопутствовать эмоции радости, интереса, обиды, стыда и раздражения.

Чувства проявляются у людей по-разному, потому что у каждого человека есть свой собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств, которые оказывают влияние на чувства.

В науке все чувства принято условно разделять на 4 основных вида: нравственные, интеллектуальные, эстетические, социальные.[2]

Характеристики

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011 года.

Валентность (тон)

Чувства характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть приятными, неприятными или амбивалентными.

Интенсивность

Чувства могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека.

Стеничность

В зависимости от влияния на активность чувства подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (любовь, ненависть и другие). Астенические чувства расслабляют или парализуют силы (например страх, в некоторых своих проявлениях, или презрение).

Содержание

Кроме вышеуказанных характеристик, чувства различаются по содержанию, отражая различные аспекты, особенности значения вызывающих их объектов.

ru.wikipedia.org

ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

В обыденной речи люди очень часто используют такие слова, как "эмоции", "чувства", "настроение", "стресс" и др., связанные с эмоциональными состояниями, понятия. Цель изучения этой темы - разобраться в столь многозначном и многостороннем предмете, коим являются эмоциональные явления в жизни человека.

Определение эмоций.

Эмоции (от лат. 'emoveo' - "потрясаю", "волную") - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям человека.

(Подобные громоздкие определения используются учеными, когда ими движет желание объять необъятное. Тем не менее, если "выкинуть" из вышеприведенного определения какую-то часть, оно будет менее точным. Подчеркните, пожалуйста, часть определения от слова "непосредственного" до слова "ситуаций" включительно. Этот отрывок является наиболее важным в "эмоциях".)

Если вы выпишите ряд примеров эмоций (радость, горе, гнев и пр.), то, мне кажется, не сразу отыщите общий принцип этих феноменов. Между тем, общее - это непосредственная оценка событий. Именно поэтому я попросил вас подчеркнуть указанный отрывок определения.

В обыденной (и не только в обыденной) речи эмоции и чувства часто являются синонимами. Но в большей части психологической литературы эти понятия разводятся.

Отличия чувств от эмоций.

· Чувства отличаются большей устойчивостью и длительностью (любовь, ответственность, юмор и пр.), чем более скоротечные эмоции;

· Чувства отличаются более выраженным социальным характером (т.е. эта форма эмоциональных явлений больше связана с поведением человека в обществе). Эмоции проявляют и высшие животные, а чувства – только люди.

· Чувства гораздо труднее выявить путем наблюдения (эмоции же хорошо отслеживаются по мимике, жестам, интонации и прочим видам невербального поведения).

Определение чувств.

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.

Итак, мы разобрали основные определения, связанные с миром эмоций. Теперь же перейдем к вопросу: "Для чего же они нужны - эмоции?". То есть, речь пойдет о функциях эмоциональных явлений.

Основные функции эмоциональных явлений.

1) Оценочная функция.

Это, пожалуй, основная функция эмоций вообще. Чтобы человеку (и другим живым существам) было легче ориентироваться и функционировать в мире, ему постоянно приходится оценивать те или иные события, явления. Эта оценка и выражается в эмоциональных проявлениях.

2) Побудительная функция.

Как уже было сказано, эмоции призваны оценивать. В результате оценки некоего события человек принимает решение о каком-то действии. (Пример: оценил экзамен как пугающий - испытал страх - больше времени уделил подготовке). То есть, эмоции - побуждают человека к действиям.

3) Подкрепляющая функция.

Многие ученые задавались вопросом, как влияют эмоции на успешность деятельности. Например, в каком лучше состоянии сдавать зачет: сильно взволнованном, расслабленном, в меру тревожном или спокойном, обычном. На основании ряда экспериментов, ученые Йеркс и Додсон вывели закон о влиянии интенсивности эмоциональных состояний на успешность деятельности. Этот закон так и называется - закон Йеркса-Додсона. Считается, что у каждого человека есть два полюса - "максимально спокойный" и "максимально взволнованный". Так вот - для того, чтобы успешность деятельности была максимальной, желательно поддерживать себя в меру взволнованном состоянии. Излишний комфорт, как и излишняя "зашуганность" не приводят к максимальному успеху.

Этот закон подтверждают наблюдения за успешными учителями - они на каждый урок выходят немного волнуясь, немного рискуя. Благодаря этому состоянию их успешность столь высока.

4) Приспособительная функция.

Одним из первых, кто указал на эту функцию эмоций, был Чарльз Дарвин (тот, кто доказывал, что человек произошел от обезьяны). Он аргументировал это следующим образом: любые изменения в сложившемся распорядке вызывают некоторый "психологический сбой". Реагируя эмоционально, человек восстанавливает нарушившееся равновесие.

5) Коммуникативная функция.

Из своего опыта и из более ранних курсов психологии мы знаем, что благодаря эмоциональным проявлениям человека мы можем как-то изменить свое поведение в общении с ним. Если подруга грустит, то вы, скорее всего, учтете эту информацию при общении с ней. Если преподаватель раздражен, то вы вряд ли будете громко шутить на его уроке и т.д.

Откуда мы можем узнать об эмоциональном состоянии человека?

* По мимике,

* По жестам,

* По интонации, громкости, тембру голоса,

* По походке,

* По позе,

* ............ и т.д.

Классификация эмоций К. Изарда

Психологи, биологи, зоологи, генетики и другие ученые в течении прошлого и этого века многократно пробовали составлять список основных эмоций, на которых другие "надстраиваются". В последнее время чаще используют классификацию эмоций К. Изарда, которую он описал в своей книге "Человеческие эмоции" (дважды переводилась на русский язык).

К. Изард выделил 9 основных эмоций:

1) Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений и мотивирующее процесс обучения.

В методиках преподавания особое внимание уделяется пробуждению интереса к уроку. Доказано, что обучение осуществляется эффективнее, если учащиеся испытывают к предмету интерес. Пробуждение интереса – один из самых сложных аспектов в деятельности педагога.

2) Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить свою потребность.

Вспомните иерархию потребностей А. Маслоу. Чем более высокого порядка потребность вы имеете возможность удовлетворить, тем более высокого порядка радость вы испытываете. Заметим, что эмоция радости появляется от одной "возможности" удовлетворения потребности (на самом деле она может быть не удовлетворена в реальной жизни).

3) Удивление - эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Эта реакция тормозит все предыдущие эмоции и, при благоприятных условиях, может перерасти в интерес.

4) Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением информации (реальной или выдуманной) о невозможности удовлетворения важных потребностей. Чаще всего переживается в виде эмоционального стресса (см. ниже подтему "Стресс").

5) Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное возникновением серьезного препятствия на пути важной для человека потребности. (Опять же препятствие может быть как реальным, так и выдуманным).

6) Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с установками человека. В сочетании с гневом приводит к агрессии.

7) Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и связанное с рассогласованием взглядов одного человека со взглядами или поступками другого.

Очень важно указать, что это - отрицательное состояние. Если же человек говорит, что "Я вас презираю" и испытывает при этом приятные ощущения, то это уже не презрение в чистом виде. Как правило, от презрения страдает сам презирающий.

8) Страх - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с угрозой (реальной или вымышленной). Оно возникает в ответ на угрозу.

Очень важно работать с детскими страхами в младшем возрасте. Дети еще не могут адекватно объяснять многие факты реальности (развод родителей, случайные неприятности, конфликты со взрослыми и пр.), поэтому многое непонятное неосознанно воспринимается ими как угроза.

9) Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с осознанием человеком противоречия между собственными помыслами и действиями с ожиданиями окружающих или своими представлениями о морали. ("мы так на тебя надеялись, а ты...").

Актуализация чувства вины, стыда (так же, как и чувства страха) является одним из основных инструментов манипуляции в педагогическом общении. Гуманистическая педагогика основывается на том положении, что основой должны служить позитивные эмоции - интерес, радость, например.

Итак, мы рассмотрели основные примеры эмоций. Теперь рассмотрим другие эмоциональные явления (кроме эмоций и чувств).

Виды эмоциональных явлений.

1), 2) Эмоции и чувства (см. выше).

3) Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Это реакция человека не на последствия событий, а на значение этих событий для него. Очень сложно найти корень настроения, причину (но он есть - это точно). Настроение связано с общим состоянием здоровья, возрастом и условиями среды.

4) Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека обстоятельств. Любая эмоция может переживаться в аффективной форме. Аффекты возникают резко, внезапно, сопровождаются сильной и беспорядочной двигательной активностью. В состоянии аффекта люди совершают неконтролируемые поступки. Если на суде доказывается, что преступление совершено в состоянии аффекта, приговор может быть смягчен (человек признан невменяемым) - это не относится к случаям преступлений под воздействием каких-то веществ (алкоголя, наркотиков), а также в случаях профессиональных преступлений (какие бы ни были ученики, учителю надобно держать себя в руках).

Состояние аффекта красочно описал М.Ю. Лермонтов в "Мцыри":

Тогда на землю я упал,

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горячею рекой.

Человек, в принципе, может управлять аффектом, но это очень сложно. Справление с аффектом дается дорогой ценой - инфаркты, язвы и прочие заболевания. С опытом человек обучается "обходить" стороной аффектоопасные ситуации.

5) Стресс - неспецифическая реакция организма на любые неблагоприятные воздействия и соответствующая ей эмоциональная реакция (усталость, страх, обида, тревога и др.).

Стресс бывает физиологический (вызванный болезнями, утомлением, чрезмерным воздействием неблагоприятных излучений и пр.) и психический. Психический, в свою очередь, подразделяется на информационный ("перегруз" информацией - подготовка к экзамену "за одну ночь") и эмоциональный (конфликты с родителями, тревога перед будущим и т.п.). Ясно, что все указанные виды стрессов взаимосвязаны между собой. Но очень важно отметить, что на уровне организма реакция всегда одна и та же.

Основным авторитетом в области изучения стрессов является ученый Ганс Селье. Он выделил три этапа в развитии стресса:

* Реакция тревоги.

На этой фазе у человека мобилизуются защитные средства, повышается его устойчивость (вероятно, поэтому во время войны среди людей очень резко снижаются простудные заболевания).

* Стабилизация.

На этой фазе устойчивость организма постепенно снижается, у человека все меньше "остается сил".

* Истощение.

Если стрессогенный фактор сохраняется (экзамены все не кончаются и не кончаются), то организм начинает "давать сбои" - болеет, человек раздражается, быстро устает).

Лучшим средством профилактики стрессов является планирование своей жизнедеятельности. Очевидно, что если вы: планируете нереальные дела, планируете на одно и то же время несколько дел, слишком многого требуете от себя или от других (от государства, например), планируете жизнь за других людей, не спрашивая их мнения, тогда вы рискуете пережить в ближайшем будущем стресс.

6) Фрустрация (с англ. frustration – разочарование, несбывшиеся надежды) – это эмоциональное состояние, обусловленное нереализованными планами, мечтами, имеющими для личности высокую значимость.

7) Страсть – сильно выраженное эмоциональное состояние, обусловленное ярко выраженным стремлением к определенному объекту, имеющее характер зависимости.

Краткая характеристика основных этапов развития эмоций

Эмоции влияют на развитие личности человека в течение всей его жизни: придают ей значимость и являются необходимым условием удовлетворенности жизнью. Уже в период беременности, с помощью современных технических средств, можно наблюдать у плода простейшие эмоции удовольствия и неудовольствия.

Примерно через год после рождения эти простейшие эмоции усложняются: на их основе появляются эмоции радости, гнева, страха, отвращения. К 3 годам появляется эмоция удивления. К 7-8 годам появляются эмоции стыда и презрения. Далее – на основе сформированных эмоций, во взаимодействии с другими людьми, в совместной активности, появляются чувства.

Попробуйте отразить содержание темы «Эмоции и чувства» в какой-нибудь графической форме.

ИНТЕРЕС Положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений и мотивирующее процесс обучения
РАДОСТЬ Положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить свою потребность.
УДИВЛЕНИЕ Эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
СТРАДАНИЕ Отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением информации (реальной или выдуманной) о невозможности удовлетворения важных потребностей
ГНЕВ Отрицательное эмоциональное состояние, вызванное возникновением серьезного препятствия на пути важной для человека потребности.
ОТВРАЩЕНИЕ Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с установками человека
ПРЕЗРЕНИЕ Отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и связанное с рассогласованием взглядов одного человека со взглядами или поступками другого
СТРАХ Отрицательное эмоциональное состояние, связанное с угрозой.
СТЫД Отрицательное эмоциональное состояние, связанное с осознанием человеком противоречия между собственными помыслами и действиями с ожиданиями окружающих или своими представлениями о морали

studopedia.ru

Эмоция

Эта статья — об одном из видов эмоциональных процессов. О более общем понятии см. Эмоциональный процесс.

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс[1] средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице[2]. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений[3]. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.

Шестнадцать гравюр, изображающих человеческие эмоции, 1821 г.

Виды

Выделяют следующие виды эмоций[источник не указан 191 день]:

  • Негативная;
  • Позитивная;
  • Нейтральная;
  • Нетрадиционная;
  • Статическая;
  • Динамическая.

Описание и методы изучения

Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не найдено. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности.

Эмоции эволюционно развились из простейших врождённых эмоциональных процессов, сводящихся к органическим, двигательным и секреторным изменениям, до значительно более сложных, утративших инстинктивную основу процессов, имеющих отчётливую привязку к ситуации в целом, то есть выражающих личное оценочное отношение к имеющимся или возможным ситуациям, к своему участию в них. К первичным витальным (связанным с выживанием) эмоциям, унаследованным человеком, относятся страх, ярость, боль и тому подобные эмоции[4].

Выражение эмоций имеет черты социально формирующегося, изменяющегося с течением истории языка, что можно видеть из различных этнографических описаний. В пользу этого взгляда говорит также, например, своеобразная бедность мимики у слепых от рождения людей[3].

К методам изучения эмоций относятся[5]:

  • Исследования на нейрофизиологическом уровне
    • Хирургические удаления и поражения (по этическим соображениям метод удалений применим только на животных)
    • Вживление электродов для прямой стимуляции мозга (обладает побочными эффектами из-за иррадиации возбуждения)
    • Психофизиологические исследования (экспериментальный стресс с измерением ряда функций)
  • Изучение эмоциональной экспрессии, произвольной (демонстрация определённого выражения эмоций) и спонтанной.
    • Метод FAST, Facial Affect Scoring Technique — сравнение зон лица с атласом выразительных фотографий и определение эмоции по совокупности.
    • Естественное наблюдение эмоциональной экспрессии (имеет ограничения из-за неразличимости кратковременных эмоциональных проявлений)
    • Узнавание эмоциональных выражений
  • Феноменология эмоций: шкалы самооценки «ощущения эмоций».

Границы понятия

Специалисты проводят различие между понятием «эмоция» и понятиями «чувство», «аффект», «настроение» и «переживание».

В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство.

В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», а эмоции — как состояния, происходящие «в нём». Это особенно заметно, когда эмоции являются реакцией на аффект, например когда человек чувствует страх за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект)[3].

В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно[6].

Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

Не существует однозначного мнения о том, можно ли различать субъективные понятия эмоций и мотивации. И. П. Павлов зачастую употребляет эти термины как синонимы, как и один из его учеников, Ю. М. Конорски, полагающий, что оба эти явления регулируются единой драйв-системой, носящей имя эмотивной или мотивационной. И. С. Бериташвили полагает, что эмоциональное возбуждение лежит в основе мотивационной деятельности (не голод побуждает к действию, но сопровождающее его эмоциональное возбуждение). П. К. Анохин выдвинул схожее положение, согласно которому отрицательные эмоциональные состояния мобилизуют организм на удовлетворение потребностей, а положительные эмоции являются конечным подкрепляющим фактором[4]. Однако, другие исследователи — П. Т. Янг[7], А. В. Вальдман, П. В. Симонов — различают эти понятия. По Янгу, эмоция не является результатом внутриорганизменных изменений, побуждающих к удовлетворению потребности; Симонов выделяет эмоции как отдельный механизм, участвующий в регуляции поведения, а Вальдман считает, что эмоции вызываются преимущественно внешними, в то время как мотивы — преимущественно внутренними стимулами; мотивационное поведение, в отличие от эмотивного, носит организованный характер; эмоции носят психогенную природу, в то время как мотивации — эндогенно-метаболическую, и эмоции могут возникать на базе сильной мотивации, в том числе при сильных конфликтах при попытке удовлетворить потребность[8].

Особенности

Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях[3].

Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного[3].

Характеристики

Валентность (тон)

Все эмоции характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными. Количество видов отрицательных эмоций, обнаруживаемых у человека, в несколько раз превышает количество видов положительных эмоций.

Интенсивность

Эмоции могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. На интенсивность эмоции в каждом конкретном случае влияет, обычно, большое количество факторов. В общем виде их вклад позволяет оценить формула Симонова.

Кроме того, интенсивность эмоций может зависеть от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается при нарушениях целостности его шейных сегментов.

Стеничность

В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие).

Содержание

Эмоции бывают разными по содержанию, отражая различные аспекты значения вызвавших их ситуаций. Выделяются десятки различных эмоций. Каждый вид эмоции сопровождается специфической физиологической реакцией, в связи с чем некоторые учёные в прошлом выдвигали теории о том, что эмоции являются следствием физиологических реакций (теория Уильяма Джеймса и Карла Ланге — «мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим»), что, однако, было опровергнуто экспериментально исследованиями В. Кеннона, Ч. Шеррингтона и Д. Хебба, продемонстрировавшими вторичность висцеральных проявлений по отношению к мозговому психическому состоянию[9]. На связи конкретных видов эмоций с конкретными физиологическими реакциями построены и работы Пола Экмана.

Физиология

С физиологической точки зрения эмоция — активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает изменить поведение в сторону максимизации или минимизации этого состояния[10] (регулирующая функция эмоций; из чего следует представление физиологических механизмов силы воли как управления своими эмоциями)[11].

Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное. То, что множество физиологических изменений, связанных с эмоциями, проявляются в активации вегетативной нервной системы, имеет важное прикладное значение: в клинической и научно-исследовательской практике широко используются такие её параметры, как артериальное давление, пульс, дыхание, реакция зрачков, состояние кожных покровов (в том числе, элевация волос кожи), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови. До того, как эмоции проявятся в сознании (на уровне коры головного мозга), информация от внешних рецепторов обрабатывается на уровне подкорки, гипоталамуса, гиппокампа, достигая поясной извилины. Система гипоталамуса и миндалины обеспечивают реакцию организма на уровне простейших, базовых форм поведения[12].

Ещё Чарльз Дарвин, характеризуя эмоции в эволюционном плане, обратил внимание на их связь с инстинктивными формами поведения. Как он показал, мимические реакции свойственны даже детям, слепым от рождения. Такие базовые проявления эмоций носят врождённый характер и свойственны не только человеку, но и высшим животным — приматам, собакам и другим[13].

Мимическая обратная связь

Известно, что не только эмоции могут вызывать непроизвольную мимику, но и произвольная мимика инициирует появление эмоций, то есть присутствует обратная связь. Человек, пытающийся изобразить эмоцию на своём лице и в своём поведении, начинает в той или иной степени на самом деле её испытывать.

Эмоции и стресс

Основная статья: Стресс

Слишком сильные эмоции, независимо от их валентности, являются стрессорами — утомляют организм и вводят его в состояние стресса. При продолжительном воздействии это приводит к различным проблемам, в том числе и физиологическим.

Формулы эмоций

Формула Симонова

Широкое признание приобрела созданная советским психофизиологом П. В. Симоновым формула, в краткой символической форме представляющая совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции.

Э = f ( {\displaystyle =f(} П ( {\displaystyle (} Ис-Ин ) ) {\displaystyle ))}

где Э — эмоция, её степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ис-Ин) — оценка вероятности (возможности удовлетворения потребности на основе врождённого и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект.

Эта формула не применяется для получения конкретных количественных значений, а только для иллюстрации самого принципа формирования положительных или отрицательных эмоций различной силы[14].

Перечисленные выше факторы являются определяющими, необходимым и достаточными, однако следует учитывать также фактор времени (эмоция как кратковременный аффект или длительное настроение), качественные особенности потребности и индивидуально-типологические особенности субъекта. Из формулы следует, что вероятность удовлетворения потребности (сравнение значений ИС и ИН) влияет на знак эмоции, и отражательная функция эмоций совпадает с оценочной функцией[10].

Формула К. В. Анохина

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 24 февраля 2015 года.

В формуле Симонова фигурирует величина Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности. Это означает, что потребность ещё не удовлетворена, то есть ситуация по удовлетворению потребности ещё не завершилась. Эмоции, возникающие до завершения ситуации называются предшествующими. Таким образом формула Симонова применима, в лучшем случае, только к предшествующим эмоциям.

Кроме предшествующих есть так называемые констатирующие эмоции, возникающие после завершения ситуации. Для констатирующих эмоций Константином Владимировичем Анохиным разработана теория эмоций, которая утверждает, что знак и сила эмоции определяются степенью достижения цели. Если цель достигнута, то возникает положительная эмоция, если не достигнута, то отрицательная.

Мимические проявления

Эмоциональная мимика персонажей манги

Мимика — универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.

Существует так называемый феномен «эмоционального заражения» — эмоции, особенно в среде стадных животных, проявленные в поведении одной особью, вызывают сходные эмоции у других особей, которые эти проявления наблюдают. В человеческой среде этот эффект так же присутствует и особенно заметен в поведении толп.

  • Выражение эмоций у детей
  • Любопытство

  • Обида

  • Зависть

Микровыражения

Основная статья: Микровыражение

Согласно теории Пола Экмана, эмоции человека сопровождаются микровыражениями, короткими непроизвольными выражениями лица (длительность микровыражения составляет от 40 до 200 миллисекунд), появляющимися на лице человека, пытающегося скрыть или подавить эмоцию. Микровыражения не поддаются сознательному контролю, то есть появляются независимо от желания человека.

Психологические теории эмоций

Основная статья: Психологические теории эмоций

По ряду вопросов о внутренней структуре, функциях и другим особенностям эмоций в психологии до сих пор нет единого мнения. Существует целый ряд теорий, пытающихся дать свои ответы на эти вопросы — например, биологическая теория Дарвина.

По теории основателя психологической школы права правоведа Л. И. Петражицкого, «истинными мотивами, двигателями человеческого поведения» являются эмоции, а социально-исторические образования есть лишь их проекции (Петражицкий, 1908)[15].

Формальные модели эмоций

Основная статья: Формальные модели эмоций

Формальные модели эмоций в исследованиях по искусственному интеллекту ставят целью определение эмоций в форме применимой для конструирования роботов. Основными подходами в настоящее время являются OCC (Ortony-Clore-Collins) модель и так или иначе основанные на ней KARO, EMA, CogAff, модель Фоминых-Леонтьева, модель PAD (Pleasure-Arousal-Dominance), предложенная Mehrabian, и модель Плутчика.

Эмоциональный отклик

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011 года.

Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж — восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония — способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (чувствовать себя в гармонии с природой, с людьми или человеком). Это эмоциональное созвучие.

Национальные особенности

Исследователи отмечают наличие эмоций, присущих лишь определённым этническим группам и/или народам, с названиями, непереводимыми на другие языки[16]. Британский психолог Тим Ломас (Tim Lomas) приводит следующие примеры[16]:

  • Мбуки-мвуки (mbuki-mvuki, банту) – непреодолимое желание сбросить одежду в процессе секса(танца);
  • Килиг (kilig, тагалог) — приятное волнение при разговоре с предметом романтического увлечения;
  • Содад (португальский) — смесь печали, ностальгии, тоски и ощущения бренности счастья.
  • Юан-бей (Yuan bei, китайский) — чувство полного удовлетворения от достигнутого результата
  • Сукха (Sukha, санскрит) – непреходящее ощущение счастья, вне зависимости от обстоятельств
  • и др. Работа по изучению специфических национальных эмоций продолжается[16].

ru.wikipedia.org

Определение чувств и их физиологические основы

Понятие о чувствах. Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Такое внутреннее личное отношение имеет своим источником деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, укрепляется или угасает. Чувством называют и патриотизм, во многом определяющий позиции человека. Чувством называют и охватившее человека отвращение к лжецу, обманувшему кого-то из мелких побуждений. Тем же понятием обозначают и мимолетное удовольствие, возникшее из-за того, что после долгого дождя блеснуло солнце.

Чувства - это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Переживание чувства выступает как особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех этих случаях говорят о переживании чувства как особом эмоциональном состоянии человека. Вместе с тем переживание чувства является психическим процессом, имеющим свою динамику, текущим и изменчивым. В частности, например, переживать тяжесть утраты близкого человека означает осуществлять активное переосмысление своего места в жизни, которое изменилось после невосполнимой потери, переоценивать жизненные ценности, находить в себе силы для преодоления критической ситуации и т.д. Бурно протекающий таким образом эмоциональный процесс своим итогом имеет некоторую сбалансированность положительных и негативных оценок самой ситуации» потери и себя в этой ситуации. Итак, переживание связано объективной необходимостью перенести ситуацию, ставшую критической, выдержать ее, вытерпеть, справиться с ней. Это и значит эмоционально пережить что-то. Переживание, таким образом, выступает как особая эмоциональная деятельность большой напряженности и нередко большой продуктивности, способствующая перестройке внутреннего мира личности и обретению необходимого равновесия.

Чувства и потребности человека. Чувства способствуют выделению предметов, отвечающих потребностям личности, и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Переживание радости при научном открытии активизирует поисковую деятельность ученого, поддерживает интенсивность процесса удовлетворения познавательной потребности. Интерес как форма проявления потребности всегда имеет яркую эмоциональную окраску.

Чувства субъективно (для человека) выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Возникшие в процессе общения и деятельности положительные эмоциональные состояния (восторга, удовольствия и т.п.) свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями (стыда, раскаяния, тоски и т.п.).

В психологии сложилось представление, согласно которому эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Этот взгляд на природу и происхождение эмоций получил название информационной концепции эмоций (П. В. Симонов). Сознавая или не осознавая, человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются более или менее осознаваемой субъектом реальной или воображаемой невозможностью удовлетворения потребности или же падением ее вероятности по сравнению с прогнозом, который субъект давал ранее. Информационная концепция эмоции обладает несомненной доказательностью, хотя, скорее всего, не объясняет всю многообразную и богатую эмоциональную сферу личности. Далеко не все эмоции по своему происхождению укладываются в эту схему. Так, например, эмоция удивления явно не может быть отнесена ни к позитивным, ни к негативным эмоциональным состояниям.

Важнейшей характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Возникающие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание, над чем необходимо задуматься, что изменить. Учитель, непозволительно грубо накричавший на ученика, действительно провинившегося, но, вероятно, не вызвавшего бы этим такой бурной реакции педагога, если бы не усталость и раздражение последнего после неприятного разговора с директором школы, может, успокоившись, переживать эмоцию огорчения, досады на свою несдержанность, стыда. Все эти эмоциональные состояния побуждают учителя каким-то образом исправить ошибку, найти способ показать мальчику, что он сожалеет о своей резкости, вообще построить свое поведение и свои взаимоотношения с ним на основе объективной оценки ситуации, приведшей к конфликту.

Эмоция сигнализирует о благополучном или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определенности положения субъекта в системе его предметных и межличностных отношений и обеспечивает тем самым регулирование, отладку его поведения в условиях общения и деятельности.

Чувства - одна из специфических форм отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления действительности, то в чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности.

Приведем простой пример. Если учителю истории сообщить, что в одной из зарубежных стран на преподавание его предмета резко уменьшено учебное время, то это вызовет некоторую эмоциональную заинтересованность фактом и попытку его осмыслить, понять, но не больше. Вместе с тем, если тому же учителю сообщат, что на прохождение одной из конкретных тем по истории ему даже незначительно урезано учебное время, это вызовет у него сильную эмоциональную реакцию. Соотношение между его потребностями (желанием наиболее полно и доступно изложить исторические факты) и их предметом (программным материалом) изменилось и породило эмоциональную реакцию.

Физиологические и поведенческие компоненты эмоций. Как и все психические процессы, эмоциональные состояния, переживания чувств являются результатом деятельности мозга. Возникновение эмоций имеет своим началом изменения, которые совершаются во внешнем мире. Эти изменения ведут к повышению или понижению жизнедеятельности, пробуждению одних потребностей и угасанию других, к переменам в процессах, происходящих внутри человеческого организма. Физиологические процессы, характерные для переживания чувств, связаны как со сложным безусловным, так и с условным рефлексами. Как известно, системы условных рефлексов замыкаются и закрепляются в коре больших полушарий, а сложные безусловные рефлексы осуществляются через подкорковые узлы полушарий, зрительные бугры, относящиеся к мозговому стволу, и другие центры, передающие нервное возбуждение из высших отделов мозга на вегетативную нервную систему. Переживания чувств являются результатом совместной деятельности коры и подкорковых центров.

Чем большее значение имеют для человека изменения, происходящие вокруг него и с ним, тем более глубокими являются переживания чувств. Возникающие вследствие этого процессы возбуждения, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной, секреторной и др. Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания (человек задыхается от волнения, тяжело и прерывисто дышит) и сердечной деятельности (сердце замирает или усиленно бьется), изменяется кровоснабжение отдельных частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту при волнении, «холодный» пот от страха) и т.д. Эти процессы, протекающие во внутренних органах тела, сравнительно легко поддаются регистрации и самонаблюдению и в силу этого с давних времен зачастую принимались за причину чувств. В нашем словоупотреблении и до сих пор сохранились выражения: «сердце не прощает», «тоска в сердце», «покорить сердце» и др. В свете современной физиологии и психологии очевидна наивность этих воззрений. То, что принималось за причину, является лишь следствием других процессов, происходящих в мозгу человека.

Кора больших полушарий в нормальных условиях оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, и таким образом сдерживаются внешние выражения чувств. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения при воздействии раздражителей большой силы, при переутомлении, при опьянении, то в результате иррадиации перевозбуждаются и центры, лежащие ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. А если в подкорковых узлах полушарий и промежуточном мозге в случае отрицательной индукции распространяется процесс широкого торможения, наблюдается угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т.д. Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается и повышение, и понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека.

В последнее время физиологические исследования выявили значение некоторых узкоспециализированных мозговых структур для возникновения эмоциональных состояний. Опыты проводились на животных, которым вживляли электроды в определенные участки гипоталамуса (эксперименты Д. Олдса).

При раздражении одних участков у подопытных возникали явно приятные, эмоционально положительные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились. Эти участки получили название «центров удовольствия». Когда же электротоком раздражались другие мозговые структуры, было замечено, что животное испытывало орицательные эмоции и всячески стремилось избежать ситуации воздействия на эти участки, которые были названы поэтому «центрами страдания» Установлено, что существует связь между разньми участками, отвечающими за возникновение отрицательных эмоций, - «центры страдания», расположенные в разных отделах мозга, образуют единую систему. В связи с этим отрицательные эмоции переживаются довольно единообразно, сигнализируя об общем неблагополучии организма. В то же время центры, специализировавшиеся на продуцировании положительных эмоций, менее связаны друг с другом, в результате чего положительные эмоции более разнообразны в своем выражении.

Разумеется, в особенностях функционирования мозга человека не следует усматривать прямую аналогию с физиологией эмоциональных состояний у животных, однако существует, очевидно, возможность выдвинуть базирующиеся на приведенных фактах обоснованные гипотезы о физиологических предпосылках возникновения человеческих эмоций.

Существенно важные данные для понимания природы эмоций были также получены при изучении функциональной асимметрии мозга. В частности, выяснилось, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, аправое -с отрицательными эмоциями.

Все исследования физиологических основ эмоций отчетливо показывают их полярный характер: удовольствие - неудовольствие, наслаждение - страдание, приятное - неприятное и т.д. Эта полярность эмоциональных состояний находит основание в специализации мозговых структур и закономерностях протекания физиологических процессов.

studopedia.ru

Читайте также