Сущность и значение государственного кредита

29 Государственный кредит. Сущность, функции и значение государственного кредита

Для покрытия бюджетного дефицита государство часто привлекает заемные ресурсы. В то же время оно располагает временно свободными денежными средствами. При этом в силу своей особой социально-правовой значимости государство может принимать на себя ответственность за погашение ссуд, взятых различными экономическими субъектами. Все это объективно делает его одним из наиболее активных участников кредитных отношений, что, в свою очередь, порождает специфическую форму кредита — государственный кредит

Государственный кредит — это система формирования и использования ссудного фонда государства. Как экономическая категория госкредит выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) — с другой, по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. При этом государство выступает заемщиком, кредитором и гарантом.

134

Государственный заем в качестве поступлений бюджета принципиально отличается от налогов: 1) он предоставляется на основе возвратности и платности; 2) носит добровольный характер. Таким образом, государственные займы — это временные дополнительные финансовые ресурсы, а не доходы бюджетов. Поэтому они учитываются отдельно и направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

Что касается ссуд, выдаваемых государством различным субъектам, то они в корне противоречат сущности бюджета как некоммерческой структуры и используются в основном в социально-политических целях.

Госкредит выполняет функции:

1) временного перераспределения;

2) регулирующую;

3) контрольную.

Через перераспределительную функцию государство формирует и использует денежные фонды на принципах возвратности, срочности и платности. Государство как заемщик обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется между:

• отечественными юридическими и физическими лицами и бюджетами;

• федеральным бюджетом, региональными и местными бюджетами;

• международными финансово-кредитными институтами и бюджетами;

• иностранными юридическими и физическими лицами и бюджетами.

Регулирующая функция госкредита выражается в следующем.

1. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. При финансировании производственных затрат за счет кредита (например, инвестиции) происходит абсолютное сокращение наличной массы в обращении.

2. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита.

3. За счет кредитов, предоставляемых из бюджетов территорий или внебюджетных фондов, возможно стимулирование развития производства и занятости.

Контрольная функция госкредита состоит в учете и контроле целевого движения ссудного капитала, прежде всего использования ссуд, и имеет ряд специфических особенностей:

135

• тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

• охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

• производится не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Контроль движения ссудного фонда осуществляется министерством финансов.

К основным задачам госкредита относятся:

1) финансирование бюджетного дефицита;

2) проведение международной и региональной финансово-кредитной политики;

3) поддержка секторов и видов деятельности.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ различаются бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

• бюджетные учреждения;

государственные и муниципальные унитарные предприятия;

• юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями;

• органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов;

• зарубежные государства, юридические и международные организации.

Способами обеспечения возвратности бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.

Контроль целевого использования бюджетных ссуд включает применение ряда санкций. При нецелевом использовании организациями средств федерального бюджета взимается штраф в размере двойной действующей учетной ставки ЦБ РФ.

За несвоевременный возврат ссуд сокращается или прекращается предоставление всех форм государственной поддержки. За просрочку уплаты процентов за пользование средствами взимается пеня в размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Межгосударственный кредит предоставляется Правительством РФ иностранным государствам по межправительственными соглашениями за счет средств федерального бюджета. Государственными кредитами являются займы, по которым у иностранных государств и их юридических лиц, а также международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором. Разновидностью госкредита считается и задолженность организаций по обязательным платежам в федеральный бюджет.

Важное значение для эффективной государственной кредитной практики имеет классификация кредитных отношений.

Заемные средства РФ мобилизует в основном двумя путями: размещением долговых ценных бумаг и получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов, иностранных государств и межгосударственных организаций. В соответствии с этим госкредит может выступать в форме:

1) государственных займов;

2) гарантированных займов.

Государственные займы — это денежные ресурсы физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, получаемые государством на основании заключаемых договоров. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги, а заемщик обязуется возвратить такую же сумму займа.

Государственные займы осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг. Банки предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций и т.д.), а также оформление безоблигационных займов. В РФ это происходит путем покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

В отдельных случаях правительство может гарантировать погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления, а также выплату процентов по нему. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. Возрождение гарантированных займов связано с предоставлением местным органам власти права проводить операции по заключению займов.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков.

• По эмитентам (субъектам заемных отношений):

1) займы, размещаемые федеральными органами власти;

2) займы, размещаемые субъектными и местными органами управления.

137

• В зависимости от места размещения:

1) внутренние заимствования — от физических и юридических лиц, иностранных государств, международньгх финансовых организаций в валюте РФ;

2) государственные внешние заимствования ~ от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте; внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств;

• По обращению на рынке:

1) рыночные займы — свободно продаются и покупаются (являются основными при финансировании бюджетного дефицита);

2) нерыночные займы — не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов.

• По срокам погашения:

1) краткосрочные (до одного года);

2) среднесрочные (от одного года до пяти лет);

3) долгосрочные (от пяти лет и более).

• По обеспеченности долговых обязательств:

1) закладные — обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом;

2) беззакладные — обеспечиваются всем имуществом государства или данного муниципалитета.

• По характеру выплачиваемого дохода:

1) выигрышные;

2) процентные;

3) с нулевым купоном.

Выплата дохода осуществляется: по выигрышным облигациям на основе тиражей выигрышей, по процентным облигациям в виде купонов 1, 2 или 4 раза в год. Краткосрочные заемные средства государства продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Такие облигации называются облигациями с нулевым купоном.

• По методу определения дохода:

1) с твердым доходом;

2) с плавающим доходом.

• В зависимости от сроков погашения:

1) обязательства с правом досрочного погашения;

2) обязательства без права досрочного погашения.

138

При досрочном погашении инвестор может уменьшить свои тери (если через год ставка упала и составила уже не 12%, а только 6%), выкупив и разместив новый займ и погасив старый.

StudFiles.ru

Сущность и значение государственного и муниципального кредитов

Государственный и муниципальный кредиты — это денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантий.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от других кредитов. Прежде всего государственный кредит, как правило, имеет добровольный характер (в истории государств, в том числе СССР, известны случаи принудительного размещения государственных займов). Основами государственного кредита являются его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Существуют отличия государственного кредита от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление бланкового кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход, если в соответствии с законом это имущество может служить для целей обеспечения кредита. Например, таким имуществом могут являться аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы, которые не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.

Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера, тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность, например займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Таким образом, можно сказать, что государственный кредит имеет следующие признаки кредита:

• наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;

• аккумуляция свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);

• возможность использования государственных кредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита происходит формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов, например финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением, налоговых поступлений.

Через регулирующую функциюосуществляется государственное регулирование денежного обращения за счет размещения займов среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Финансирование за счет государственного кредита производственных затрат например инвестиции, приведет к абсолютному сокращению наличной денежной массы в обращении. При финансировании затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса. Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, — важный инструмент регулирования ликвидности коммерческих банков в стране.

Государство, выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Соответственно, чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Из-за дороговизны заемных средств предприниматели вынуждены сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

Контрольная функциягосударственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории. О контрольной функции говорилось уже не раз выше.

Государственные муниципальные займы (кредиты) — это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.

Государственные муниципальные займы (кредиты) осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и иностранных государств.

Муниципальный кредитявляется компонентом территориальных финансов, представляющих собой совокупность денежных средств, направленных на экономическое и социальное развитие территорий.

К функцияммуниципального кредита относятся:

1.Перераспределительная — выражается в перераспределении с помощью кредитных инструментов денежных средств между бюджетами, юридическими и физическими лицами.

2. Регулирующая — заключается в стимулировании экономических процессов, в обеспечении более эффективного использования средств, предоставляемых заемщику на платной основе, и т.д.;

3. Контрольная — заключается в обеспечении контроля за целевым, эффективным использованием денежных средств, за выполнением заемщиком договорных обязательств.

Заимствования государства или муниципальных образований — это займы, получаемые от юридических и физических лиц, по которым возникают долговые обязательства государства или органа местного самоуправления как заемщика или гаранта погашения займа другими заемщиками.

studopedia.ru

1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей об­щества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные фи­нансовые ресурсы экономических субъектов и средства населения. Главным (спск собом их получения является государственный и муниципальный кредит. При осуществлении кредитных операций государственные и местные органы власти обычно выступают как заемщики, а многочисленные юридические и физические лица - их кредиторами. Вместе с тем государство может предоставлять гаран­тии исполнения третьими лицами своих долговых обязательств. В этом случае ор­ганы власти выступают как/гаран^шГНакойецгорггжгвяаети могут выдавать кре­диты, например, юридическим лицам и иностранным государствам. Тогда они вы­полняют роль кредиторов.

Государственный и муниципальный кредит - это специфические финансо­вые отношения по поводу перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и части стоимости национального богатства, связанные с формированием дополнительного к бюджету фонда финансовых ресурсов и использованием бюджетных средств на возвратной основе или для обеспечения гарантий, в кото­рых государственные и местные органы власти выступают как заемщики, гаранты или кредиторы.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя тем не менее как особое, специфическое отношение.

Так, государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных фондов), что делает его элементом финансов, финансовой системы. В то же время процесс его формирования и использования осуществляется в специфической форме - привлечение денежных средств на временной и, как правило, на возмездной основе. Связь государственного кредита с финансами заключается также в том, что во-первых, это распределительные отношения, отношения вторичного распределения части валового внутреннего продукта (ВВП); во- вторых, одним из участников отношений неизменно является государство - субъект с особыми правами, которые, как правило, используются при заимствованиях (на­пример, принудительное размещение государственных займов или же особое право на гарантии при международном кредитовании и т.д.) в - третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансо­вых ресурсов.

Тем не менее, от финансов кредит, в том числе и государственный, отли­чается тем, что в основе его лежат иные принципы организации:

  • в отличие, например, от налогов и обязательных платежей привлечение или предоставление средств при кредитовании осуществляется на возврат­ной и, нередко, возмездной основе;

  • движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении, тогда как налоги и платежи движутся лишь в одном направлении;

  • государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер, хотя отклонения могут иметь место;

  • существование кредита ограничено конкретным, заранее известным сторонам сроком. Так, Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;

  • кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем он может не возобновляться, в то время как налоги и платежи осуществляются регу­лярно;

  • государственный кредит имеет избирательный, селективный характер в отличие от финансов, в которые вовлечены практически все участники экономической системы.

Как способ финансирования расходов правительства государственный кре­дит обладает рядоьг преимуществ имеет существенно меньшие негативные по­следствия по сравнению с традиционными приемами - дополнительной денежной эмиссией и увеличением доходов бюджета за счет прямого повышения налогов. Государственный кредит служит одним из факторов улучшения денежного обра­щения и укрепления внутренней валюты, позволяя государству, с одной стороны, не прибегать к дополнительной денежной эмиссией, а с другой стороны, «связы­вать» временно свободные денежные средства юридических и физических лиц и привлекать их в качестве кредитных ресурсов. Преимущество и особенность госу­дарственного кредита и в том, что, как источник финансирования правительствен­ных расходов, он исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы государственного бюджета, текущее потребление и позволяет равномерно распре­делить долговую нагрузку между нынешним и будущим поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государст­венных ценных бумаги прочим населением.

Следует при этом уточнить, что государственные заимствования все-таки оказы­вают воздействие на состояние бюджетных средств, поскольку, как правило, об­служивание государственного долга является традиционной статьей расходной части бюджета. Поэтому привлеченные государством заемные средства называют антиципированными, или взятыми наперед налогами. Государство, таким образом, отвлекает часть бюджетных средствот производительного использования и, кроме того, распределяет бремя погашения долга между всеми гражданами, а не только между держателями обязательств государства. В этом негативная сторона госу­дарственного кредита. Этот момент может быть смягчен, если заемные средства использовать для вложений в конкретные производительные объекты, которые из собственных доходов будут погашать долг, не отвлекая на эти цели средства бюд­жета.

Особым элементом публичных финансов является муниципальный кредит. Он законодательно оформлен Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. №126- ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», закреплен в Бюджетном кодексе РФ и предназначен для покрытия дефицита местного бюджета и финанси­рования местных инвестиционных программ. По основным признакам он совпада­ет с государственным кредитом, но имеет другой уровень публичности и порядок его формирования, распределения и использования; ответственность по подобным обязательствам определяется местными органами власти.

StudFiles.ru

Сущность, функции и формы государственного кредита

Государственный кредитпредставляет собой совокупность экономических отношений по поводу мобилизации государством (в лице органов власти и управления) временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью выполнения своих функций (покрытия бюджетного дефицита, дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства). В некоторых случаях государство берет на себя ответственность за погашение займов, взятых юридическими и физическими лицами, в данном случае оно является гарантом.

Как одна из форм кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от иных форм. Например, его отличие от банковского кредита состоит в следующем:

1) если банковский кредит используется обычно для поддержания бесперебойности процесса производства, его расширения и эффективности, то государственный – для покрытия бюджетного дефицита;

2) при банковском кредите срок возврата денежных средств строго регламентирован, и в случае его нарушения применяются экономические санкции, государственный кредит не предполагает такой регламентации, и экономические санкции к государству-заемщику не применяются;

3) банковский кредит способен увеличивать или сокращать денежную массу, государственный кредит всегда является средством сокращения денег в обращении и др.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

· распределительную, посредством которой осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства, а затем их использование;

· регулирующую,выражающуюся в активном воздействии на макроэкономические показатели общества (состояние денежного обращения, занятость, валютный курс и др.);

· контрольную,которая органически вплетается в контрольную функцию финансов.

Внешним проявлением содержания экономических отношений, которые выражает кредит, является его форма. Государственный кредит может выступать в двух формах – товарной (например, сахарный, автомобильный и т. д.) и денежной. Наиболее распространенным видом денежной формы государственного кредита являются государственные займы.

Государственные займы – это займы (кредиты), по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта. При этом самым распространенным видом государственных ценных бумаг является облигация, которая представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. В Республике Беларусь наиболее широко используются государственные краткосрочные облигации (ГКО), государственные долгосрочные облигации (ГДО). Указанные облигации выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь и размещаются среди инвесторов (юридических лиц) на добровольной основе. Доход от данных облигаций представляет собой разницу между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

· по эмитентам– займы правительства и займы местных органов власти;

· по держателям– реализуемые только среди населения, только среди юридических лиц и универсальные (т. е. реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц);

· по месту размещения– внутренние и внешние;

· по срокам привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);

· по способу выплаты (получения) дохода – процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные, с купонным доходом;

· по методам размещения – добровольные и принудительные и др.;

· по другим классификационным признакам.

Наряду с государственными займами в состав государственного кредита включаются государственные гарантии, бюджетные ссуды и кредиты.

Государственные гарантиипредставляют собой обязательства Республики Беларусь в качестве гаранта нести полностью или частично ответственность перед кредитором за исполнение заемщиком-резидентом Республики Беларусь обязательств по заключенному этим резидентом договору займа (кредита). Государственные гарантии по внутренним и внешним займам (кредитам) предоставляются на платной основе Правительством Республики Беларусь по согласованию
с Президентом Республики Беларусь.

Бюджетная ссуда (заем) – это бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, которые являются резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций), индивидуальным предпринимателям на возвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

4.2. Содержание, виды и основы управления
государственным долгом

Государственным долг – это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед юридическими и физическими лицами-резидентами, международными организациями, иностранными государствами и другими субъектами международного права.

Государственный долг включает понятия «капитальный долг» и «текущий долг». Капитальный государственный долг – это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В Республике Беларусь государственный долг делится на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг Республики Беларусь – это общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени. Законом о бюджете страны на очередной финансовый год устанавливается определенный лимит (предельный размер) прироста внутреннего государственного долга, в процентах к ВВП. По данным Министерства финансов Республики Беларусь внутренний государственный долг
в последние годы составляет примерно 4–6%.

Внешний государственный долг Республики Беларусь – это общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени. Для того, чтобы внешний государственный долг не повышался, ежегодно в законе о бюджете на очередной финансовый год устанавливается предельный размер внешнего долга. Внешний государственный долг Республики Беларусь составляет около 1 млрд долл. США. При этом основными кредиторами нашей страны являются Россия, США, Германия, Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.

Долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в следующих формах:

· кредитные соглашения (договоры), заключенные от имени Республики Беларусь в качестве заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашения (договоры), заключенные от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет;

· государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;

· договоры о предоставлении гарантий Правительством Республики Беларусь;

· займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;

· договоры о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);

· договоры о получении бюджетных кредитов.

Основными причинами возникновения государственного долга являются низкая эффективность функционирования национальной экономики, приводящая к нехватке финансовых ресурсов в национальной валют; недостаточность финансовых ресурсов в иностранной валюте для расчетов с иностранными государствами и др.

Значимость государственного долга для страны предопределяет необходимость управления им, под которым понимаются мероприятия по выпуску, размещению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. При этом под обслуживанием государственного долга Республики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам. Под погашением – уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга.

Управление государственным долгом Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, осуществляется Правительством Республики Беларусь, которое в процессе управления использует различные методы регулирования государственного долга:

· аннулирование государственного долга – мера, при которой государство полностью отказывается по обязательствам внутренним, внешним или и тем и другим по выпущенным займам;

· рефинансирование – погашение старых государственных займов путем выпуска новых;

· новация – соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством;

· унификация – объединение нескольких займов в один, когда несколько старых облигаций обмениваются на одну новую;

· конверсия – изменение доходности займов;

· консолидация – увеличение сроков действия уже выпущенных займов;

· отсрочка – в отличие от консолидации не только увеличиваются сроки, но и прекращается выплата дохода по облигациям.

Конверсия, консолидация и унификация осуществляются только
в отношении внутренних государственных займов.

В целом управление государственным долгом является важнейшим инструментом воздействия на социально-экономическое развитие того или иного государства.

studopedia.ru

Читайте также