Тест голланда на определение профессионального типа личности

Практическая часть

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ЛИЧНОСТИ ПО К. ЮНГУ

Давайте ответ на поставленный вопрос (вариант ответа а или б подчеркните).

1. Что вы предпочитаете?

а) немного близких друзей;

б) большую товарищескую компанию.

2. Какие книги вы предпочитаете читать?

а) с занимательным сюжетом;

б) с раскрытием переживаний другого.

3. Что вы скорее можете допустить в работе?

а) опоздание;

б) ошибки.

4. Если вы совершите дурной поступок, то:

а) остро переживаете;

б) острых переживаний нет.

5. Как вы сходитесь с людьми?

а) быстро, легко;

б) медленно, осторожно.

6. Считаете ли вы себя обидчивым?

а) да;

б) нет.

7. Склонны ли вы смеяться от души?

а) да;

б) нет.

8. Считаете ли вы себя:

а) молчаливым;

б) разговорчивым.

9. Откровенны ли вы или скрытны?

а) откровенен;

б) скрытен.

10. Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?

а) да;

б) нет.

11. Находясь в обществе, вы предпочитаете:

а) говорить;

б) слушать.

12. Часто ли вы переживаете недовольство собой?

а) да;

б) нет.

13. Любите ли вы что-нибудь организовывать?

а) да;

б) нет.

14. Хотелось ли бы вам вести личный дневник?

а) да;

б) нет.

15. Быстро ли вы переходите от решения к выполнению?

а) да;

б) нет.

16. Легко ли меняется ваше настроение?

а) да;

б) нет.

17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

а) да;

б) нет.

18. Ваши движения:

а) быстры;

б) медленны.

19. Вы беспокоитесь о возможных неприятностях?

а) часто;

б) редко.

20. В затруднительных случаях вы:

а) спешите обратиться за помощью;

б) не обращаетесь.

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ « Типология личности».

О Вашей экстраверсии говорят следующие варианты ответов: 1-б; 2-а; 3-б; 4-а; 5-а; 6-б; 7-а; 8-б; 9-а; 10-б; 11-а; 12-б; 13-а; 14-б; 15-а; 16-а; 17-а; 18-а; 19-б; 20-а.

Подсчитываете количество совпавших ответов и умножаете на 5.

БАЛЛЫ 0-35 – интроверсия: сосредоточены на собственных переживаниях, малоконтактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, высокий уровень тревожности и ригидности; флегматики, меланхолики. Интроверт может быть превосходным ученым, исследователем, наблюдателем, писателем или индивидуальным предпринимателем.

БАЛЛЫ 36-65 – амбиверсия: личности, в которых присутствуют слабовыраженные черты обоих типов.

БАЛЛЫ 66-100 – экстраверсия: легки в общении, у них высокий уровень агрессивности, имеют тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают знакомства, импульсивны, открыты и общительны, среди их знакомых могут быть и полезные люди; судят о людях "по внешности", не заглядывают внутрь; холерики, сангвиники. Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах), чиновником, управляющим людьми, артистом или конферансье.

Тест д. Голланда по определению типа личности

Изучая индивидуальные особенности людей, психолог Голланд разработал тест для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив шесть типов:

  • Реалистический тип (Р)

  • Интеллектуальный тип (И)

  • Социальный тип (С)

  • Конвенциальный тип (К)

  • Предприимчивый тип (П)

  • Артистический тип (А)

Инструкция: "Из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора".

а

б

1

инженер-техник

инженер-контролер

2

вязальщик

санитарный врач

3

повар

наборщик

4

фотограф

зав. магазином

5

чертежник

дизайнер

6

философ

психиатр

7

ученый-химик

бухгалтер

8

редактор научного журнала

адвокат

9

лингвист

переводчик художественной литературы

10

педиатр

статистик

11

организатор воспитательной работы

председатель профсоюза

12

спортивный врач

фельетонист

13

нотариус

снабженец

14

перфоратор

карикатурист

15

политический деятель

писатель

16

садовник

метеоролог

17

водитель

медсестра

18

инженер-электрик

секретарь-машинистка

19

маляр

художник по металлу

20

биолог

главный врач

21

телеоператор

режиссер

22

гидролог

ревизор

23

зоолог

зоотехник

24

математик

архитектор

25

работник ИДН

счетовод

26

учитель

милиционер

27

воспитатель

художник по керамике

28

экономист

заведующий отделом

29

корректор

критик

30

завхоз

директор

31

радиоинженер

специалист по ядерной физике

32

водопроводчик

наборщик

33

агроном

председатель сельхозкооператива

34

закройщик-модельер

декоратор

35

археолог

эксперт

36

работник музея

консультант

37

ученый

актер

38

логопед

стенографист

39

врач

дипломат

40

главный бухгалтер

директор

41

поэт

психолог

42

архивариус

скульптор

КЛЮЧ К ТЕСТУ Д. Голланда

Реалистический тип

1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 24б, 31а, 32а, 33а, 34а.

Интеллектуальный тип:

1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 26б, 31б, 35а, 36а, 37а.

Социальный тип:

2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.

Конвенциальный тип:

3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.

Предприимчивый тип:

4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 20б, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.

Артистический тип:

5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Каждый тип личности характеризуется некоторыми особенностями:

- определенными чертами характера и складом ума;

- способностями к определенным видам деятельности;

- предпочтениями определенного рода занятий;

- содержанием увлечений;

- профессиональными возможностями.

Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.

Ниже приведены описания каждого из шести типов личности. Однако сделать однозначный вывод о принадлежности к одному определенному типу личности можно только, в том случае, если оценка по этому типу на несколько баллов выше, чем оценки по другим типам.

Реалистический тип

Психологические характеристики, особенности личности, способности: активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности.

Ориентация, направленность, предпочтения: конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение.

Профессиональная среда: техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации.

Конкретные профессии: механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.

Интеллектуальный тип

Психологические характеристики, особенности личности, способности: аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность.

Ориентация, направленность, предпочтения: идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения.

Профессиональная среда: наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи.

Конкретные профессии: физик, астроном, ботаник, программист и др.

Социальный тип

Психологические характеристики, особенности личности, способности: умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей.

Ориентация, направленность, предпочтения: люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем.

Профессиональная среда: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

Конкретные профессии: врач, педагог, психолог и т.п.

Конвенциальный тип

Психологические характеристики, особенности личности, способности: способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей.

Ориентация, направленность, предпочтения: порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства.

Профессиональная среда: экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных.

Конкретные профессии: бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

Предприимчивый тип

Психологические характеристики, особенности личности, способности: энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности.

Ориентация, направленность, предпочтения: лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике.

Профессиональная среда: решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия.

Конкретные профессии: бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.

Артистический тип

Психологические характеристики, особенности личности, способности: воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие.

Ориентация, направленность, предпочтения: эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям.

Профессиональная среда: изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения.

Конкретные профессии: музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

Более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, учитывая не максимальную оценку по одному из типов, а определив три типа, имеющие наибольшие оценки. Дело в том, что в соответствии с теорией Дж. Голланда шесть типов личности сгруппированы друг с другом по степени сходства в форме шестиугольника (см. рис.) Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности.

Например, социальный тип наиболее похож на предприимчивый и артистический, смежные с ним, и наиболее отличается от реалистического, находящегося по другую сторону шестиугольника.

В том случае, если три типа, получившие наибольшие оценки, являются смежными, то есть находятся с одной стороны шестиугольника, то ваш профессиональный выбор наиболее обоснован и последователен. При этом вы можете отдать предпочтение не только типу, имеющему максимальную оценку, но также тому типу, который находится посередине между двумя остальными.

Если же три наиболее предпочитаемых типа находятся по разные стороны шестиугольника, то сделать выбор гораздо сложнее. В этом случае будет разумным привлечь для своего решения другие основания, например другие тесты, книги или консультации.

Типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Голланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий по предмету труда. Так, «реалистичный» тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа «человек-техника» и «человек – природа» и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. «Интеллектуальный» тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа «человек – человек» и «человек – природа». «Социальный» тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа «человек – человек». «Конвенциальный» тип характеризует склонность к информационным профессиям типа «человек – знаковая система». «Предприимчивый тип однозначно не связан с каким-либо одним предметом труда, может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесто связывает представителей этого типа с профессиями типа «человек- человек». Наконец, «артистический» тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек – художественный образ».

StudFiles.ru

Тест профессиональных предпочтений (Методика Голланда)

Инструкция для испытуемого. «На бланках попарно приведены различные профессии. Прочитайте их названия. Если вы не знаете, чем занимается носитель той или иной профессии, можете обратиться за разъяснениями к проводящему тест. В каждой паре профессий постарайтесь отдать предпочтение одной из них. Например, если в первой паре (1Р инженер-технолог — 1И конструктор) вы предпочитаете работу конструктора, напишите на своих листочках рядом с цифрой 1 букву «И». То же следует проделать со всеми остальными парами профессий.

1Р Инженер-технолог

1И Конструктор

2Р Вязальщица

2С Санитарный врач

ЗР Повар

3К Наборщик

4Р Фотограф

4П Заведующий магазином

5Р Чертежник

5А Дизайнер

6И Философ

6С Психиатр

7И Ученый-химик

7К Бухгалтер

8И Редактор научного журнала

8П Адвокат

9И Лингвист

9А Переводчик художественной литературы

10С Педиатр

10К Статистик (в театре)

11С Завуч по внеклассной работе

11П Председатель профсоюзного комитета

12С Спортивный врач

12А Фельетонист

13К Нотариус

13П Снабженец

14К Перфораторщик

14А Карикатурист

15П Политический деятель

15А Писатель

16P Садовник

16И Метеоролог

17Р Водитель трамвая

17С Фельдшер

18Р Инженер-электронщик

18К Секретарь-машинистка

19Р Телеоператор

19П Режиссер

20Р Маляр

20А Художник по металлу

21И Биолог

21С Главный врач

22И Гидролог

22К Ревизор (налоговый инспектор)

23И Зоолог

23П Главный зоотехник

24И Математик

24А Архитектор

25С Работник детской комнаты милиции

25К Счетовод

26С Учитель

26П Командир отряда

27С Воспитатель

27А Художник по керамике

28К Экономист

28П Заведующий отделом

29К Корректор

29А Критик

30П Заведующий хозяйством

30А Дирижер

31Р Радиооператор

31И Специалист по ядерной физике

32Р Наладчик

32К Монтажник

ЗЗР Агроном-семеновод

ЗЗП Председатель кооператива

34Р Закройщик

34А Декоратор

35И Научный работник музея

35С Консультант

36И Археолог

36П Эксперт

37И Ученый

37А Актер

38С Логопед

38К Стенографист

39С Врач

39П Дипломат

40С Психолог

40А Поэт

41К Главный бухгалтер

41П Директор

При обработке результатов следует подсчитать число одинаковых букв, выбранных испытуемым по каждой паре. Записать соответствующие буквам цифры по следующей схеме, например:

Р И С К П А

1 7 6 5 2 12

Буква Р обозначает реалистичный тип, И — интеллектуальный, С — социальный, К — конвенциональный, П — предприимчивый и А — артистический тип.

Далее выбираются буквы, по которым набраны наибольшие баллы. В нашем примере модель искомой личности — соответственно А (12 баллов), И (7 баллов); далее в порядке уменьшения следуют С, К, П, Р.

Интерпретация результатов. Согласно Голланду, основное внимание следует уделять первым двум-трем типам. Как правило, последние компоненты формулы слабее характеризуют тестируемых, ибо основные типы в них, в силу парных свойств личности, несколько противоречивы (интеллектуальный и предприимчивый, реалистичный и. социальный, конвенциальный и артистический (см. описания типов).

С точки зрения проблемы выбора профессии суть концепции Голланда заключается в том, что профессиональная успешность, удовлетворенность, устойчивость и т.п. зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Представители той или иной профессии — личности однородные. Каждая профессия привлекает к себе людей, личность которых обладает общими взглядами, наклонностями и т. д. Поскольку члены каждой профессиональной группы обладают определенным сходством, то во многих ситуациях они реагируют в достаточной мере одинаково, создавая тем самым свою характерную интерперсональную среду. Таким образом, правомерно утверждать наличие модели окружающей человека профессиональной среды. Люди стремятся найти среду и профессию, которые позволили бы им наиболее полно раскрыть свои способности, выразить свои установки и ценностные ориентации, заняться интересующими их проблемами. Не проливая свет на причины и побудительные силы формирования каждого отдельного типа личности, Голланд описывает эти типы по следующей обширной схеме: цели, ценности, Я-образ, образовательные и профессиональные цели, предпочтительные профессиональные роли, способности, специальные дарования, оригинальность достижения, личностное развитие, жизненный путь. Приведем эти описания в сокращенном виде.

Описание типов личности

Реалистичный тип выбирает из физического и социального окружения цели, ценности и задачи, которые являются для него объективными. Он занимается конкретными делами, ценностями и их использованием: вещами, инструментами, животными и машинами. Он избегает занятий, требующих абстрактного мышления, социальных отношений. Это мужской тип, асоциальный, эмоционально стабильный, конкретный, ориентированный на настоящее. Он предпочитает роли участника или члена коллектива, избегает руководящих ролей. Отдает предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, физической ловкости, конкретности. Он охотно избирает такие профессии, как механик, инженер, электрик, агроном, садовник, шофер и т. д. Этому типу больше присущи математические, нежели вербальные, способности. Психомоторные навыки, однако, преобладают над арифметическими и вербальными способностями. Он добивается успеха в основном в области техники и спорта. Представители этого типа имеют простой взгляд на жизнь. При принятии решений зависят от других.

Интеллектуал занимается решением проблем окружающей среды скорее с помощью идей, слов и символов, чем посредством физических и социальных навыков. Личность интеллектуала отличается аналитичностью, рациональностью, независимостью, абстрактностью, интровертированностью, она критична, любознательна, обладает способностью познания и воображения. Он предпочитает научные специальности: ботаник, астроном, физик, математик, ученый и т. д. Он способен достичь результатов как в вербальной, так и в математической области деятельности. Интеллектуал оригинален, выигрывает награды, призы, завоевывает признание за творческие достижения в науке, его интеллектуальность является частичной компенсацией отсутствующих социальных и моторных навыков. У него имеется комплицированный взгляд на жизнь, он хорошо приспосабливается, независим (самостоятелен).

Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют ему установить контакт с окружающей средой. Он использует свои навыки для тренировки, обучения других людей, для изменения их поведения. Этот тип обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. В качестве черт его характера выступают социальность, склонность воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность. Социальный тип заинтересован в благополучии зависящих от него людей. При решении проблемных вопросов опирается больше на эмоции и чувства, чем на интеллектуальные ресурсы. Для этого типа представляют ценность социальные и этические проблемы и занятия. Наиболее предпочтительными занятиями для этого типа являются обучение и лечение: врач, учитель, психолог, советчик и т. д. Социальный тип избегает «мужских» ролей, требующих моторных навыков, занятий с механизмами. У него высокие вербальные, но низкие математические способности. Он имеет хорошую приспособительную способность. Такие люди добиваются успехов в основном в области общения, управления, искусства и учебы. Занимаясь лечением, преподаванием и другими подобными видами деятельности, они достигают успехов и завоевывают признание.

Конвенциональный тип выбирает из социального и физического окружения такие цели и задачи, ценности, которые установлены обычаем и обществом. В соответствии с этим его подход к проблемам стереотипный, практический и корректный. Он в некоторой мере непреклонен, консервативен и непоколебим. Предпочитаемые им занятия носят пассивный характер. Он отдает предпочтение профессиям, требующим четко структурированной деятельности, где ясно, что правильно, а что ложно: машинопись, бухгалтерия, экономика. Ему не нравятся специальности, требующие оригинальности и спонтанного выступления. Конвенционал обладает больше математическими, чем вербальными, способностями. Он неважный оратор и руководитель, трудно приспосабливается. В решениях зависит от других людей, имеет простой взгляд на жизнь.

Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, приключенчество. Он убедителен, ценит себя, самоуверен, оригинально агрессивен. У этой личности большая потребность в признании. Предпочитает «мужские», волевые, руководящие роли, где может удовлетворить свои потребности быть доминантным, признанным: заведующий, директор, телерепортер, товаровед, артист, журналист, дипломат и т. д. Для этого типа характерна очень обширная сфера деятельности. Для него неприемлемы ограничивающие, асоциальные, ручные занятия, а также занятия, требующие усидчивости и большой концентрации. Наибольших достижений добивается в спорте и в области управления. Зависим от других. Самоутвердиться ему позволяет оральная агрессивность.

Артист при общении с окружающими использует свои чувства и эмоции, интуицию и воображение для создания художественных образов и продуктов. Решение проблем осуществляется им в зависимости от своего воображения и от вкуса. Он верит в свои субъективные впечатления и фантазию при решении и истолковании возникающих проблем. Его характеризует сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость решений, интровертированность и оригинальность. Он очень высоко ставит эстетические ценности. Стремится быть независимым творческим художником, обычно становится учителем своего вида искусства. Артист предпочитает занятия, носящие творческий характер: музыку, рисование, литературное творчество, фотографию и т. д. Ему не нравятся «мужские» занятия, такие, как спорт, ремонт машин и т. д. Основные его достижения — в области искусства. Это самый оригинальный тип. Оригинальность проявляется в первую очередь в творчестве. У артистического типа вербальные способности преобладают над арифметическими. Он имеет исключительно хорошие способности восприятия и моторики, которые приводят к крупным успехам в искусстве.

Артист выражается средствами искусства, компенсирующими его отчуждение от окружающих; развивая и выражая художественное дарование, он обеспечивает себе уважение и признание. Он избегает многочисленных межличностных отношений и отстраняется от людей. Это идет артисту на пользу, поскольку для творчества необходимо освободиться от конвенциональных обычаев, надо быть свободным и свободно мыслить. У него имеется высокий жизненный идеал, усвоенный уже в молодости, — стремление к выделению самого себя.

Разумеется, всех людей невозможно строго разбить на шесть типов. На основе этих типов образуются модели (структуры) личности, которые имеют множество комбинаций.

StudFiles.ru

2. Тест по определению профессионального личностного типа (плт) Дж. Голланда

Цель -диагностировать профессиональный личностный тип.

Инструкция:«В методике попарно представлены различные профессии и должности. В каждой паре профессий и должностей найдите ту, которой Вы отдаете большее предпочтение, и в бланке ответов поставьте знак «+» рядом с номером выбранной в паре профессии или должности».

Текст опросника

. Инженер-техник. . Инженер-контролер.

. Вязальщик. . Санитарный врач.

. Повар. . Наборщик.

. Фотограф. . Заведующий магазином.

. Чертежник. . Дизайнер.

. Философ. . Психиатр.

. Ученый-химик. . Бухгалтер.

. Редактор научного журнала. . Адвокат.

. Лингвист. . Переводчик художественной литературы.

10а. Педиатр. 10б. Статистик.

11а. Организатор-воспитатель. 11б. Председатель профсоюза.

12а. Спортивный врач. 12б. Фельетонист.

13а. Нотариус. 13б. Снабженец.

14а. Перфоратор. 14б. Карикатурист.

15а. Политический деятель. 15б. Писатель.

16а. Садовник. 16б. Метеоролог.

17а. Водитель троллейбуса. 17б. Медсестра.

18а. Инженер-электрик. 18б. Секретарь-машинистка.

19а. Маляр. 19б. Художник по металлу.

20а. Биолог. 20б. Главный врач.

21а. Телеоператор. 21б. Режиссер.

22а. Гидролог. 22б. Ревизор.

23а. Зоолог. 23б. Зоотехник.

24а. Математик. 24б. Архитектор.

25а. Работник детской комнаты милиции. 25б. Счетовод.

26а. Учитель. 26б. Милиционер.

27а. Воспитатель. 27б. Художник по керамике.

28а. Экономист. 28б. Заведующий отделом.

29а. Корректор. 29б. Критик.

30а. Завхоз. 30б. Директор.

31а. Радиоинженер. 31б. Специалист по ядерной физике.

32а. Наладчик. 32б. Механик.

33а. Агроном. 33б. Директор учреждения.

34а. Закройщик-модельер. 34б. Декоратор.

35а. Археолог. 35б. Эксперт.

36а. Работник музея. 36б. Консультант.

37а. Ученый. 37б. Актер.

38а. Логопед. 38б. Стенографист.

39а. Врач. 39б. Дипломат.

40а. Главный бухгалтер. 40б. Директор.

41а. Поэт. 41б. Психолог.

42а. Архивариус. 42б. Скульптор.

Бланк ответов

а

б

а

б

а

б

а

б

а

б

а

б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

Теоретическая основа.6 профессиональных личностных типов: 1) реалистический (Р), 2) интеллектуальный (И), 3) социальный (С), 4) конвенциальный (К), 5) предприимчивый (П), 6) артистический (А).

Обработка данных.Данные из бланка ответов переносятся в ключ, а далее подсчитывается сумму плюсов по каждому столбцу, соответствующему профессиональному личностному типу. Наибольшие суммы плюсов в столбцах указывают на преобладание профессиональных личностных типов.

Ключ

Р

И

С

К

П

А

10а

10б

11б

12б

11а

13а

13б

14б

12а

14а

15а

15б

16а

16б

17б

18б

23б

19б

17а

20а

20б

22б

26б

21б

18а

22а

25а

25б

28б

24б

19а

23а

26а

28а

30а

27б

21а

24а

27а

29а

33б

29б

31а

31б

36б

32б

35б

30б

32а

35а

38а

38б

37б

34б

33а

36а

39а

40а

39б

41а

34а

37а

41б

42а

40б

42б

Интерпретация результатов

  1. Реалистический тип - несоциальный; ориентированный на настоящее; эмоционально стабильный; занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами); отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности; развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

  2. Интеллектуальный тип - несоциальный; аналитичный; рациональный; независимый; оригинальный; преобладают теоретические ценности; любит решать задачи, требующие абстрактного мышления; интеллектуал; гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик и др.

  3. Социальный тип - обладает социальными умениями; нуждается в контактах; стремится поучать и воспитывать; психологический настрой на человека; гуманность; старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен; часто зависим от мнения группы людей; проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться; обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (профессии: учитель, врач, психолог и др.).

  4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную деятельность; характер стереотипный, конкретный, практический; не проявляет критичность, оригинальность; консервативен; зависим; ригиден (не любит смену деятельности); слабо развиты организаторский способности; преобладают математические способности. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

  5. Предприимчивый тип - избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность; любит приключения; доминантен; любит признание; любит руководить; ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости; хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью; агрессивен; предприимчив; обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительны следующие профессии и должности: журналист, телеоператор, дипломат, заведующий, директор и т.п.

  6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь; независим в решениях; оригинален; высоко развиты моторные и вербальные способности; характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я»; несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества. Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературу и т.п. (профессии: композитор, музыкант, дирижер, художник, поэт, писатель, актер и др.).

Модификация инструкции и обработки данных (О.Б.Поляковой)

Оценивание предлагаемых профессий и должностей может осуществляться по бинарной шкале (оценивается каждая профессия и должность в предлагаемой паре: если нравится, то ставится «+»; если не нравится - «-») или по 6-балльной шкале (очень нравится - «+++»; нравится - «++»; скорее нравится, чем не нравится - «+»; скорее не нравится, чем нравится - «-»; не нравится - «--»; очень не нравится - «---»). При обработке данных по каждому столбцу подсчитывается количество «+» и количество «-», а потом находится алгебраическая сумма. Наибольшее положительное значение указывает на преобладающий профессиональный личностный тип.

StudFiles.ru

Читайте также