Управление это определение

Что такое «управление»?

Логика изложения какого-либо предмета требует, чтобы первоначально были определены все основные понятия. Поэтому вначале мы должны определиться с тем, что мы будем понимать под «управлением».

Оказывается, что в отечественной науке никогда не было, да и сейчас нет единого понимания этого термина. В различных монографиях, учебниках, учебных пособиях по управлению, менеджменту, теории организации вы можете без труда обнаружить совершенно различные определения того, что авторы понимают под «управлением».

Например, в учебнике для бакалавров «Основы управления» приводится следующее определение понятия «управление». «Слово управление произошло от старорусского «управа», то есть способность что-то или кого-то себе подчинять, контролировать. Управление в широком смысле слова – функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, осуществления текущей деятельности, реализацию программных целей, преобразование в новое желательное состояние, решение возникающих проблем.»[2]

Управление - элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.[3]

Управление – функция организованных систем, возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путем. Различают У. в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах. Наиболее общими функциями У. считаются: поддержание и оптимизация системных характеристик, сознательное воздействие на внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы, создание разнообразия, целеполагание, регулирование, учет.[4]

Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации[5].

Можно привести еще десятки определений понятия «управление», но пока достаточно остановиться на приведенных выше.

Первое определение, как легко видеть, фактически повторяет определение управления, которое фигурировало еще в Большой Советской энциклопедии. Поэтому отнесемся только ко второму определению. Здесь, во-первых, есть сразу вопрос: управление – это элемент или функция? Поскольку понятно, что элемент и функция - разные вещи. Поэтому при заимствовании из этого определения слово «элемент» попросту убрали. Управление, согласно этому определению, присуще системам любой природы. Но по отношению к биологическим и техническим системам бессмысленно говорить о «режиме деятельности, программе и цели деятельности», поскольку деятельность могут осуществлять только социальные субъекты. Кроме этого, в понимании автора определения управление обеспечивает сохранение определенной структуры. Но это совсем не обязательно для управления. Более того, управление часто предполагает изменение структуры, причем, иногда весьма существенные.

Третье и четвертое из приведенных выше определений являются функциональными, то есть в них управление сводят к некоторым функциям. Но, как Вы легко могли заметить, авторы выделяют совершенно различные функции управления.

Отметим, что проблема выявления существенных признаков управления, на основании которых можно задать содержание понятия и определить его объем, особенно актуальна для отечественных исследователей. Дело в том, что только в русскоязычной литературе существует такой интегративный термин как "управление". В зарубежной литературе принято говорить отдельно о государственном управлении как политическом управлении (government), о государственном управлении как администрировании (administration), об управлении в сфере бизнеса (management) и об управлении техническими объектами (control). В этом смысле, управление как единый феномен в зарубежных исследованиях отсутствует. Там исследуются четыре различных феномена.

Поэтому, когда в отдельных отечественных учебниках утверждают, то управление это менеджмент, то они заведомо совершают логическую ошибку подмены общего частным. То есть, такое «узкое» понимание управления приведет к тому, что многое останется вне поля зрения исследователей.

Подобное несоответствие русского понятия «управление» и его англоязычных аналогов создает дополнительные трудности при выявлении сущности управления из-за неадекватного использования отечественными авторами материалов исследований зарубежных ученых. При переводе на русский язык для всех четырех указанных выше англоязычных терминов часто используется один эквивалент - управление. Такие "неточности" при переводе не только искажали смысл и выводы оригинальных работ, но иногда заменяли их прямо противоположными.

К сожалению, такие факты отнюдь не новы и не единичны в истории отечественной науки. Здесь можно вспомнить, хотя бы, ситуацию с первым отечественным переводом книги Ч. Дарвина о "естественном отборе" (natural selection). Поскольку до этого времени термин "selection" соответствовал в русском языке понятию "селекция", означающему искусственное выведение новых сортов растений и пород животных, то дарвиновское понятие «natural selection» перевели на русский язык как "естественный подбор". Подобное искажение привело к специфическому и оригинальному пониманию многими русскими учеными и философами сущности эволюционной дарвиновской теории естественного отбора. Подобные недоразумения были исправлены только после повторного перевода трудов Ч. Дарвина К.А. Тимирязевым.

Мы привели здесь этот эпизод не случайно. Во многом аналогичная ситуация сложилась после выхода в русском переводе книги Н. Винера "Кибернетика (или управление и связь животном и машине)"[6], которая в оригинале имела название "Cybernetics or Control and Communication in the animal and the machine"[7]. Использование в оригинальном названии слова "control" подчеркивало, что один из "отцов" кибернетики Н. Винер отнюдь не искал и не отстаивал некоторое подобие человека и машины (такую аналогию проводили в прошлом, к примеру, Декарт и Ламетри), а рассматривал живые организмы и машины только с позиций общих черт функционирования (поведения), выделяемых на абстрактном уровне исследования. Только в этом смысле можно говорить о кибернетике как об общей теории управления. Феномен "control" во многом одинаково проявляется в живом организме и машине. "Когда я сравниваю живой организм с машиной, я ни на минуту не допускаю, что специфические физические, химические и духовные процессы жизни в нашем обычном представлении о ней одинаковы с процессами в имитирующих жизнь машинах. Я просто считаю, что как те, так и другие могут служить примером местных антиэнтропических процессов, способных, по-видимому, также выражаться и многими другими способами..."[8].

Публикация книги Н. Винера вызвала бурный резонанс как за рубежом, так и у нас в стране и послужила отправной точкой для начала дискуссии о сущности управления. В 1963 г. на русском языке выходят две книги, посвященные философским проблемам кибернетики - И.Б. Новика[9] и Г. Клауса[10]. В книге И.Б. Новика основное внимание уделяется философским вопросам теории информации, поскольку спецификой процессов управления, которыми занимается кибернетика, является то, что существенную роль в них играет информация. В книге немецкого логика Г.Клауса содержится философский анализ основных методологических принципов кибернетики: принципа математического описания поведения системы, принципа "черного ящика", принципа моделирования, принципа обратной связи. В этих первых философских работах, вышедших на русском языке и затрагивающих проблемы кибернетики, прямо вопрос о сущности управления и о его природе не поднимается, хотя косвенным образом все-таки затрагивается.

Так, например, в работе Г. Клауса мимоходом отмечается, что "у Винера для регулирования и управления в оригинале используется слово control"[11]. Подобное замечание не соответствует действительности. И Н. Винер, и его друг и соратник У.Р. Эшби различали понятия «регулирование» и «управление», используя для них соответственно слова "regulation" и "control". В своей работе[12] У.Р.Эшби посвятил целую главу "Regulation and Control" вопросам регулирования и управления. Более того, в своей работе Г. Клаус упоминает о двух типах систем, рассматриваемых Н. Винером - управляемой и регулируемой. "Если обратное воздействие S3 на S1 не имеет места, то мы имеем управляемую систему, а именно система S1 управляет системой S2, результатом же этого управления является S3 . Но если результат S3 ...обратно воздействует на S1, то мы имеем регулируемую систему, т.к. вся эта система в силу обратного воздействия приходит в одно определенное состояние"[13].

Таким образом, уже в этих первых работах, хотя и косвенно, затрагивалась проблема сущности управления путем соотнесения понятий "управление" и "регулирование". К сожалению, автор не анализирует это соотношение, а просто констатирует наличие его в работе Винера. Подчеркнем, что Н. Винер различал регулирование и управление на основании наличия или отсутствия обратной связи. Наличие последней неизбежно приводило систему в состояние равновесия. Отсутствие обратной связи не гарантировало такой результат. В этом смысле управление у Н. Винера отнюдь не отрицает развития, как это пытаются показать некоторые его критики.

Позднее в отечественной философской литературе был поднят вопрос о том, что понятие "управление" изучено слабо, и это сдерживает дальнейшие исследования всего понятийного аппарата кибернетики[14]. Кроме этого, было отмечено, что даже в тех науках, где понятие "управление" употреблялось задолго до кибернетики, - в теории права, в военной науке и др., - его роль и значение резко изменились. "В том-то и состоит трудность, что это понятие казалось "прозрачным" и "элементарным" только до возникновения кибернетики"[15].

Одним из центральных вопросов при решении проблемы сущности управления является вопрос о его природе. Здесь усматриваются две устойчивые тенденции. Сторонники одной из них утверждают, что управление имеет исключительно социальную природу, свойственно только общественным процессам и нигде больше не встречается. "Управление как объективно существующий процесс возникает лишь в стадии социального самодвижения материи, т.е. с появлением человека и общества. В биологических системах явления регулирования деятельности отдельного организма или их групп имеют в своей основе инстинктивное стремление к приспособлению к окружающей среде, выживание в данной ситуации, продолжение рода. Поэтому аналогии этих функций с управлением в человеческом обществе, допускаемые отдельными учеными, на наш взгляд, неправомерны"[16]. Сторонники другой тенденции, которая получила распространение в отечественной науке с конца 40-х годов ХХ века - после работ Н. Винера, А. Розенблюта, У.Р. Эшби, - связана с тем, что "управление свойственно не только социальному, но и биологическому уровням развития материи. ...Н. Винер и А. Розенблют теоретически и экспериментально показали наличие процессов управления в технических системах, а также у животных"[17].

Действительно, процессы регуляции и саморегуляции индивидуального и группового поведения (а отнюдь не деятельности) живых организмов в основе своей имеют совершенно иные "цели" и механизмы, нежели процессы управления в человеческом обществе. Процессы регуляции и саморегуляции в живой природе имеют естественный характер и используют механизм естественного отбора, который отвечает за то, чтобы выживали наиболее приспособленные. Механизм естественного отбора имеет принципиально эволюционную природу, поскольку он имеет смысл при избирательном размножении особей в ряду поколений. Вследствие этого он действует совместно с другими эволюционными механизмами, в частности - с наследственностью, которая является своеобразной "памятью" и определяет влияние прошлого на настоящее и будущее. Кроме этого, механизм естественного отбора работает лишь в тех случаях, когда изменения достаточно малы, т.е. в случае, если речь идет об отборе мелких признаков.

Управление в человеческом обществе связано не только (и даже, не столько) с эволюционными процессами, где наследственность (традиции, обычаи, привычки) играет доминирующую роль по отношению к изменчивости, но и с процессами революционными, когда происходит ломка старых механизмов наследования и доминантное значение получает изменчивость (инновации), затрагивающая не мелкие, а большинство жизненно важных признаков. В эти моменты "память", определяющая детерминацию настоящего и будущего прошлым, теряет свое значение, и механизм естественного отбора не срабатывает, - он для этого не приспособлен. В эти моменты необходимы, следовательно, другие регулятивные механизмы, отличные от естественного отбора, т.е. механизмы "искусственного" отбора, которые в живой природе отсутствуют.

Приверженцы точки зрения, отрицающей исключительно социальную природу управления, обычно апеллируют к работам Н. Винера, А. Розенблюта и У.Р. Эшби. Вообще говоря, подобная апелляция не совсем правомерна, поскольку указанные авторы исследовали не управление (как считают отдельные отечественные исследователи управления, не знакомые, по всей видимости, с работами Н. Винера, А. Розенблюта и У.Р. Эшби на языке оригинала), а только такой феномен как "control". Видимо, неадекватность перевода и новизна проблемы послужили причиной ряда искажений и недоразумений в понимании объекта и предмета кибернетики, ее целей и задач отечественными исследователями. В вышедшей через год после опубликования "Cybernetics..." книге[18] Н. Винер вынужден был обратить на это внимание и уточнить свое определение кибернетики и управления. "Кибернетика - это учение об управляющих устройствах, о передаче и переработке в них информации"[19]. Как видно, Винер подчеркивает техническую сущность разрабатываемой им науки, сужая предмет исследования. "Когда я давал определение кибернетики в первой своей книге, я отождествлял понятия "коммуникация" (communication - в оригинале) и "управление" (control - в оригинале). ...Управлять возможно, только используя коммуникацию... Таким образом, теория управления в человеческой, животной или механической технике является частью теории информации"[20].

Декларируя первичность коммуникативных процессов по отношению к процессам управления и рассматривая, поэтому, техническую составляющую теории управления как часть теории информации, Н. Винер подчеркивает, что в рамках кибернетики понятия "управление" и "коммуникация" тождественны. Таким образом, Н. Винер и другие утверждали, что только феномен "control" присущ и живому организму и машине, и с этой точки зрения правомерно говорить о "человеческой или животной технике".

Сведение понятия "управление" к понятию "control" означает расширение объема этого понятия и обеднение его содержания.

Судя по публикациям в отечественной научной литературе, картина представлений о сущности управления является весьма пестрой. Тем не менее, все разнообразие существующих представлений о сущности управления можно разбить на следующие группы: "целесообразная сознательная деятельность"[21], "целенаправленное воздействие"[22], "организация целенаправленных воздействий"[23], "упорядочение"[24], "регулирование"[25], "оптимизация"[26].

Определив в качестве сущности управления "целесообразную, сознательную деятельность", мы настолько расширим понятие управления, отождествив его, по сути дела, с понятием деятельности, сделаем его в плане содержания столь разнородным, что выделение качественной специфики управления будет не возможно.

Рассматривая в качестве сущности управления "целенаправленное воздействие", мы практически сводим управление до уровня отдельных действий, оставляя вне сферы управления то, что предшествует действию или является следствием его результата.

Попытки определения сущности управления путем введения термина "организация" требуют уточнения самого термина "организация", поскольку очень часто последнее отождествляется с понятием "управление".

Подобные проблемы возникают и при определении сущности управления через "упорядочение". Если понимать последнее как установление отношения порядка, то в этом плане "упорядочение" становится тождественным термину "организация", что характерно для работ И. Пригожина и И. Стенгерс. Но для них организация и управление суть различные феномены. Порядок (организация) может спонтанно возникать из хаоса в результате самоорганизации в неравновесных необратимых процессах, которые относятся к "естественным процессам внутри системы"[27]. Управление же у них связано с контролем и с противодействием естественному порядку. "...Необратимость "отрицательна": она проявляется в форме неуправляемых изменений, происходящих в тех случаях, когда система выходит из-под контроля. Наоборот, необратимые процессы можно рассматривать как последние остатки самопроизвольной внутренней активности, проявляемой природой, когда человек...пытается обуздать ее"[28].

Рассмотрение в качестве сущности управления регулирования критикуется, например, в работах[29]. Основное содержание их критики сводится к тому, что при таком подходе "размывается" качественная определенность понятия управления, которое в сущности становится тождественным понятию регулирования. При этом никак не разводятся естественные регулятивы и искусственные. Тем не менее, они различны не только по своей природе, но и по механизмам образования. Естественные регулятивы контролируют непосредственные и ответные реакции на существующие объективные условия. Искусственные регулятивы далеко не всегда имеют достаточную степень объективности, в них весьма существенным бывает влияние субъективного. Более того, искусственные регулятивы могут быть превентивной мерой для еще не существующих, но имеющих возможность осуществления, условий. В этом смысле, если реальное является единственным источником и первопричиной естественных регулятивов, то для искусственных регулятивов существенное значение играет идеальное. "Управление должно изучаться совместно с регулятивными механизмами иной природы, действующими в обществе"[30].

Выделив в качестве сущности управления "оптимизацию", мы сильно сузим понятие управления. Такой подход к сущности управления был исторически обусловлен периодом 40 - 50-х годов ХХ века, когда парадигму оптимизации, успешно зарекомендовавшую себя в технике, попытались принять и в биологии, и в социальных науках. "Модели оптимизации игнорируют возможность радикальных преобразований (т.е. преобразований, меняющих саму постановку проблемы и тем самым характер решения, которое требуется найти), и инерциальные связи, которые в конечном счете могут вынудить систему перейти в режим функционирования, ведущий к ее гибели"[31]. Помимо этого, оптимальное решение очень "хрупкое": незначительное изменение критериев или ограничений может привести к значительному изменению решения. Поскольку любые социальные процессы относятся к процессам с "неполной информацией", то искать оптимальное решение в этом случае бессмысленно. Достаточно найти приемлемое решение, причем в условиях нестабильности необходимым требованием к такому решению должна быть его адаптивность.

Рассмотренные представления о сущности управления либо нецелесообразно расширяют содержание понятия управление, в результате чего оно теряет свою качественную определенность и становится аморфным, либо сужают содержание, что приводит к применимости этого понятия в весьма малой области, меняя статус понятия "управление", переводя его из категории общего в категорию особенного.

Не отрицая регулятивной сущности управления, считаем необходимым провести принципиальное различие между естественными и искусственными, целерациональными регулятивами, поскольку и причины, и цели, и функции, и механизмы их принципиально различны.

Основываясь на этом, будем рассматривать в качестве сущности управления целерациональное регулирование. Подобный подход позволяет сохранить качественную определенность понятия «управление» (в частности, нет необходимости вводить весьма специфический тип управления, который ряд авторов склонен определять как "стихийное", весьма слабо связанный с другим типом - "научное управление") и вместе с тем оставляет его достаточно общим.

С позиций этого подхода будут устанавливаться границы управляемости, определяться место управления в системе деятельности, выясняться функции управления, пониматься специфика и взаимосвязь субъекта и объекта управления, исследоваться их различные модели.

studopedia.ru

1.2. Понятие управления и менеджмента

Возникнув в конце 19 в., менеджмент приобрел особую популярность в 30 – е гг. 20 века.

Менеджмент - происходит от английского слова management – управление, происходит от латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало искусство управлять лошадьми.

В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент» и «менеджер» вошли в наш обиход наряду с терминами «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».

Термин «менеджмент»является синонимом термина «управление», но существенным отличием менеджмента и управления является та среда, в которой происходит процесс.

Управление имеет более широкое значение. Управление возникло и развивалось как потребность людей в согласованности их действий для достижения определенных результатов. В индивидуальной деятельности управление сводится к согласованию своих собственных действий для достижения желаемого результата. Развитие сознания человека привело к пониманию того, что совместными усилиями можно достичь таких результатов, которых невозможно добиться индивидуально. От управления определенным процессом зависит предвидение результатов, четкость и согласованность действий по достижению результата, время его получения, т.е. управление определяет качество результата.

По мере усложнения деятельности человека управление выделяется в особый вид деятельности и позднее специализируется. Появляется система управления, состоящая из субъекта и объекта управления, между которыми имеются определенные взаимоотношения, точнее субъект оказывает управляющее воздействие на объект управления, а объект управления, в свою очередь, может отвечать или не отвечать на такое управляющее воздействие, что определяется психологическими особенностями управленческого процесса.

Более того, управление можно рассматривать с позиции 3 подходов.

1 подход: Управлением – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ;

Из данного аспекта управления следует, что существует три класса управления:

  • в неживой природе(технических системах – управление производственно – техническими процессами, механизмами, системами),

  • в организмах(биологических системах, управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов – управление биологическими системами),

  • в обществе(социальных системах – управление людьми, наиболее сложная область управления). Управление в социальных системах можно рассматривать в широком смысле как управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности (управление государством, армией, церковью, библиотекой, больницей, предприятием и т.д.). В этой массе организаций имеются те, которые ставят своей целью получение прибыли, управление в этих организациях носит название менеджмент.

Менеджмент – вид управления в социально – экономической системе. Этим он и отличается от управления войсками, государственного управления, бюрократического управления и т.д.

Управление используется не только для условий рынка, но и в управлении некоммерческими предприятиями. В этом случае управление проявляется как совокупность различных аспектов, которые используются для определения понятия менеджмент.

Менеджмент имеет место в тех случаях, когда производство функционирует в условиях рынка, наблюдается высокая степень самостоятельности в действиях управленческих работников, которых называют менеджерами. Однако содержание работы менеджеров также имеет некоторые особенности. На начальных этапах становления общества и производства управленческие функции выполнялись самими владельцами предприятий, однако, по мере роста производства управление усложнялось, и управленческие функции пришлось распределить среди специально подготовленных людей – менеджеров, выполняющих управленческие функции для реализации управленческого процесса.

2 подход. Управление – это воздействие субъекта (административное, административно – авторитарное, авторитарно – организационное, экономическое или социально – психологическое) на все то, что он пытается подчинить своей воле, изменить, преобразовать, направить на достижение поставленной цели.

Управление начинается с проявления волевого акта, выдачи организатором команды сигнала, указания, задания, наряда и т.д. Осуществляется посредством контроля, надзора, требования отчета и учета результатов исполнения, оперативной корректировки при отклонениях от намеченных параметров и траектории движения к цели; завершается процессом стимулирования управляемого объекта, поощрением при положительных результатах либо заменяется применением санкций в случае неудач;

Основными признаками, присущими управлению являются:

  • целенаправленность: исходный пункт управления – постановка целей. Цель – желаемое состояние объекта управления и его параметров, т.е. будущее состояние, которого необходимо достичь. Целью может служить и определенная траектория развития, которой должен следовать объект управления.

    • воздействие на объект– это комплекс мер, позволяющий изменить характер деятельности системы (организации) и перевести ее в новое состояние (использование различных ресурсов, разработка проектов, обучение персонала, приказы, распоряжения).

В управлении можно выделить объект и субъект управления, т.е. управляющую и управляемую подсистему. Элементы, на которые направлена эта деятельность (управление), называется объектом управления. Это управляемая подсистема. Направление управленческой деятельности осуществляет субъект управления (управляющая подсистема). Любая организация есть совокупность управляемой и управляющей подсистем .

Управление – целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.

Управление представляет собой планомерную деятельность управляющей подсистемы, направленную на оптимальное функционирование и на развитие управляемой подсистемы.

3 подход. Управление рассматривается как социальное управление, т.е. воздействие на общество с целью его упорядочения, совершенствования развития.

По мнению П. В. Шеметова, управление трактуется как:

1. элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы цели деятельности – что уже было рассмотрено;

2. особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу;

3. соединение искусства науки, которое необходимо для организации деятельности людей таким образом, чтобы обеспечивалось наилучшее использование всех наличных ресурсов для достижения намеченных целей;

4. искусство заставить события свершиться.

Термин «менеджмент» в обозначении управления появился в США, и в настоящее время известен практически каждому. В общедоступном понимании менеджмент обозначает умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Термин «менеджер» независимо от уровня управления обозначает принадлежность к профессиональной деятельности в качестве управляющего. Менеджер – управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством.

Менеджер–это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.

Управление- это процесс работы вместе с людьми и через них для достижения организационных целей эффективными способами.

Управление предприятием– деятельность по координации различных ресурсов организации.

Это определение управления отличается от определения управления в прошлом тем, что менеджеры не только отдают приказы, они работают вместе с людьми и через других людей. Менеджеры сегодня нуждаются в творческом воображении и активном продвижении смелых новых направлений этическими и чувствительными методами. Хорошие, эффективные менеджеры являются игроками одной команды, действующими по желанию и при активной поддержке других людей, которыми управляют противоречивые личные интересы.

StudFiles.ru

Управление это:

Управление I Управле́ние элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Социальное У. как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития есть непременное, внутренне присущее свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.          Труд, материальное и духовное производство, распределение и потребление невозможны без определённой организации, порядка, разделения труда, установления места и функций человека в коллективе, осуществляемых с помощью У. У. с необходимостью подвержены и социальное поведение людей, и социальные отношения в целом. Общество всегда предъявляет к человеку, социальным коллективам определённые требования, вытекающие из его характера. В обществе сложились два типа механизма У. – стихийный и сознательный. При стихийном механизме упорядочивающее, управляющее воздействие на систему является усреднённым результатом столкновения и перекрещивания различных, нередко противоречащих друг другу сил, массы случайных единичных актов; это воздействие автоматично по своей природе и не требует вмешательства людей. Таков, например, рынок – основной регулятор капиталистической экономики, главная управляющая сила производства и определяемой им всей системы общественных отношений. Под влиянием современного производства и научно-технической революции в капиталистических странах широко распространены государствено-монополистическое программирование, регулирование экономики, общественных отношений и духовной жизни, которые способны ослабить рыночную стихию, однако не в состоянии отменить её.          Наряду со стихийными факторами на любой ступени развития общества действуют сознательные факторы У., постепенно формируются специфические общественные институты – субъекты У., т. е. система организаций, осуществляющих целенаправленное воздействие на общество.          Сознательные факторы У. в ходе истории претерпели глубокие изменения – от У. посредством сложившихся и передаваемых из поколения в поколение традиций (См. Традиция), обычаев (См. Обычай) в первобытном обществе до У. обществом на научной основе в условиях социализма.          Границы У., его содержание, цели и принципы зависят от господствующих в обществе экономических отношений, характера социально-политического строя. В классовом обществе сознательное У. приобретает классовый характер и осуществляется в интересах господствующего класса (или группы классов).          В буржуазного обществе У. основано на частной капиталистической собственности, а главной целью буржуазии, управляющей обществом посредством государства и др. организаций, является упрочение собственного господства. В социалистическом обществе У. основано на общественной собственности, а его целью является развитие и совершенствование производства, всех общественных отношений, культуры для всё более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся. Управляют обществом, непосредственно или через представительские органы, сами трудящиеся. В условиях социализма У. приобретает научный характер. «Только социализм, – писал В. И. Ленин, – даст возможность широко распространить и настоящим образом подчинить общественное производство и распределение продуктов по научным соображениям, относительно того, как сделать жизнь всех трудящихся наиболее легкой, доставляющей им возможность благосостояния» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 381). Социализм – общество, создаваемое планомерно усилиями народных масс под руководством Коммунистической партии и социалистического государства на основе научного познания и практического использования объективных закономерностей. Управлять обществом научно – это значит познавать общественные закономерности и на этой основе направлять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) его развитие; своевременно вскрывать противоречия общественного развития и разрешать их, преодолевать препятствия на пути к цели; обеспечивать сохранение и развитие единства системы, её способности преодолевать или нейтрализовать внутренние и внешние негативные воздействия; проводить правильную, реалистическую политику, основанную на строгом учёте объективных возможностей, соотношения социальных сил. Т. о., научное У. обществом в условиях социализма есть систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом или на её звенья (сферы общественной жизни, отрасли экономики и т.п.) на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития социалистического общества и достижения поставленных целей – решения задач коммунистического строительства.          Научное У. предполагает активный процесс познания общественных закономерностей, тенденций развития и разработку соответствующей программы деятельности. По мере развития социализма объём и глубина использования объективных закономерностей возрастают, а объём и значение стихийных регуляторов сокращаются. При современном уровне развития техники и науки неуправляемыми остаются некоторые стихийные силы природы, оказывающие заметное влияние на развитие ряда отраслей экономики, в особенности сельского хозяйства. Не поддаются также строгому регулированию такие явления, как цены на колхозном рынке, бракосочетания, вкусы и потребности людей и т.п. Вместе с тем, хотя каждое из них во многом случайно, в массе своей они носят статистический характер и вероятность их наступления может быть более или менее точно исчислена. Это создаёт возможность учёта и влияния на них.          В. И. Ленин придавал огромное значение вопросам научного У., рассматривая его организацию как одну из основных задач социалистического и коммунистического строительства. Коммунистическая партия, В. И. Ленин на основе марксистско-ленинской теории разработали основные принципы социалистического У.: системность, комплексность, требующая тесной увязки решения экономических, социально-политических и идеологических проблем; единство хозяйств, и политического руководства; демократический централизм – сочетание планового централизованного начала с широкой демократией, использованием инициативы масс; партийность; принципы научности, объективности и конкретности, требующие учёта объективных закономерностей и их специфического проявления в конкретных исторических условиях; принцип основного звена, отыскания из множества задач основные задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов У.; территориально-отраслевой принцип, согласно которому необходимо сочетать административно-территориальный подход с отраслевым, и др. Партия, В. И. Ленин разработали вопрос о субъекте У социалистическим обществом как системе государственных и негосударственных организаций и учреждений, руководимых Коммунистической партией; основные требования к работе аппарата У.: компетентность (знание дела), деловитость (умение вести дело), сочетание научных и административный сторон, систематичность, организованность и др.; пути подготовки и совершенствования кадров У. Принципы У. находят конкретное выражение в государственном У., У. экономикой, техническими системами (см. разделы: У. государственное, У. производством, У. в технике).          У. предполагает осуществление субъектом У. ряда последовательных операций: подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т.д.), организацию выполнения решений и контроль за их выполнением, подведение результатов. Оно неотделимо от систематического обмена информацией между компонентами общественной системы, а также данной системы с окружающей её средой. Информация позволяет субъекту У. иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении (или недостижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческого решения.          В результате научного У. обществом сов. страна добилась огромных успехов во всех областях жизни. Усилиями народа под руководством Коммунистической партии в СССР построен развитой социализм, который характеризуется высокой степенью зрелости всех сфер общественной жизни, их тесным разносторонним взаимодействием и взаимовлиянием. Именно развитой социализм требует и позволяет обеспечить гармоничское развитие всех сфер общественной жизни, решать в единстве и взаимосвязи экономические, социально-политические и идеологические проблемы, всесторонне учитывать последствия глубоких научно-технических и экономических преобразований, сочетать экономический рост с решением широких социальных задач – повышением благосостояния трудящихся, ускорением движения общества от классовой дифференциации к социальной однородности, дальнейшим подъёмом культуры. Всё это выводит вопросы У. за рамки компетенции только специфических органов У., руководителей и специалистов, вызывает необходимость участия в их решении всех партийных, советских, хозяйственных организаций, всех коллективов трудящихся.          В развитом социалистическом обществе значительно возросли возможности У. в связи с резким повышением уровня знаний и профессиональной подготовки руководящих кадров и специалистов, широких масс трудящихся. Значительное развитие получила наука и технические средства У., в особенности электронно-вычислительная техника, создаются управления автоматизированные системы (См. Управления автоматизированная система) (АСУ) (например, АСУ отраслью, предприятием, технологическим процессом). КПСС, отмечая успехи в совершенствовании У., в то же время постоянно подчёркивает необходимость выработки новых организационных форм, методов и средств У. Задача научного У. обществом состоит в том, чтобы полнее использовать преимущества и возможности социалистического общества, обеспечить его эффективное функционирование и развитие, успешное движение к коммунизму.          Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1 – 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23 – 25; Энгельс Ф., Об авторитете, там же, т. 18; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Очередные задачи Советской власти, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36; его же, Набросок правил об управлении советскими учреждениями, там же, т. 37; е гож е, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39; его же, О перестройке работы СНК, СТО и Малого СНК, там же, т. 44; его же, Лучше меньше, да лучше, там же, т. 45; его же, Как нам реорганизовать Рабкрин, там же, т. 45; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Ленинизм и управление социальными процессами при социализме, М., 1973; Афанасьев В. Г., Научное управление обществом, 2 изд., М., 1973; его же, Социальная информация и управление обществом, М., 1975; Петров Г. И., Основы советского социального управления, Л., 1974.          В. Г. Афанасьев. Управление государственное, одна из форм деятельности государства (См. Государство), обеспечивающая реализацию государственной власти через соответствующие управленческие органы; важнейшая часть социального управления. В государственном У. участвуют в той или иной мере все органы государства, осуществляющие его внутренние и внешние функции, обеспечивающие защиту экономических, политических и социальных интересов господств, классов. Система этих органов, распределение между ними управленческой компетенции (обязанностей и прав), установление иерархии и соподчинённости определяются конституциями, законами и др. правовыми актами. В повседневной деятельности эти органы в пределах их компетенции обеспечивают реализацию законов (исполнительная деятельность), а также совершают властные действия, необходимые для поддержания общественного порядка и государственной дисциплины (распорядительная деятельность). Имеются государственные органы, основное назначение которых состоит в повседневном осуществлении государственного У. в общегосударственном масштабе или в определённом регионе, в экономике, просвещении, здравоохранении, охране внутренней и внешней безопасности и др. сферах. Деятельность таких чисто управленческих органов по своему содержанию отличается от деятельности законодательной, судебной, прокурорско-надзорной, которая в целом также может рассматриваться как государственное У.          В социалистических государствах система органов государственного У. в широком смысле слова возглавляется представительными органами государственого власти (например, Советы депутатов трудящихся в СССР). Представительские органы формируют исполнительно-распорядительные органы государственной власти, которые подотчётны и подконтрольны им. Повседневную работу по государственнному У. в различных сферах осуществляют исполнительно-распорядительные органы, объединяющие: органы общей управленческой компетенции (Советы Министров и исполкомы местных Советов; органы отраслевого и функционального управления (министерства (См. Министерство), Государственные комитеты Советов Министров, центральные ведомства при Совете Министров СССР); администрации производственных объединений, предприятий, учреждений и организаций. Органы государственного У. можно также классифицировать по территориальному признаку: центральные органы и местные, а для федеративных государств – органы федерации и республиканские органы. В СССР в условиях развитого социалистического общества роль государственного У. возрастает, что связано с усложнением общественной жизни, потребностями научно-технического прогресса. Проводится работа по совершенствованию структуры государственного аппарата, упразднению лишних его звеньев, повышению ответственности каждого работника: в сфере государственного У. созданы научно-технические советы. Серьёзное значение имеет и правовая регламентация (закрепленная в правовых актах) вопросов государственного У., в частности правильное определение функций каждого органа государственного У., разделение компетенции между ними.          Одним из важнейших направлений совершенствования государственного У. является последовательное расширение участия в нём населения.          В современных буржуазных государствах основной тенденцией государственного У. является расширение полномочий исполнительной власти (См. Исполнительная власть), присвоение ею прерогатив представительских органов (парламентов) и прежде всего его законодательных функций как в форме делегированного законодательства (См. Делегированное законодательство), так и на конституционной основе. Характерная черта современного буржуазного государства – наличие огромного государственного аппарата и постоянный его рост. Это связано прежде всего с расширением сферы деятельности буржуазных государств, особенно в области экономического и социального регулирования. Расширились и «традиционные» формы буржуазного государственного У. (полиция, армия и т.д.), что также привело к созданию новых управленческих органов и подразделений, к увеличению численного состава органов, существовавших ранее. Рост государственного аппарата повлек за собой и дальнейшую бюрократизацию системы государственного У. (строгая иерархия органов У., особые привилегии чиновничества, сложная система комплектования и т.д.). Характерна тенденция к освобождению органов государственного У. от контроля выборных органов и суда, к созданию особых административный трибуналов, не входящих в общую систему правосудия (см., например, Административная юстиция). В условиях государственно-монополистического капитализма наблюдается стремление предоставить чрезвычайные (дискреционные) полномочия узкой группе лиц государственного аппарата (например, правительству) или даже одному-двум высшим должностным лицам (главе правительства, президенту).          Лит.: Научные основы государственного управления в СССР, М., 1968; Лунев А. Е., Теоретические проблемы государственного управления, М.. 1974.          А. Е. Лунев. Управление производством, конкретно-исторический способ упорядочивающего воздействия на процесс общественного труда в соответствии с объективными законами развития производства; один из основных видов социального У.          У. производством в досоциалистических общественно-экономических формациях. Зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда возникают на стадии первобытнообщинного строя. Функция У. осуществлялась сообща всеми взрослыми членами рода, племени, общины. Старейшины и вожди родов и племён олицетворяли собой руководящее начало в организации совместного труда и распределения продуктов. С возникновением классового общества У. приобретает двойственный характер. С одной стороны, сохраняется функция организации совместного труда, с другой – У. становится орудием эксплуатации. В условиях рабовладельческих и феодальных способов производства У. в основном сводилось к надзору за процессом труда, к физическому или административному (внеэкономическому) принуждению.          В условиях капитализма выделяются три основных этапа развития У. производством. В период становления капитализма капиталистической мануфактурой, фабрикой управляет сам собственник, а в качестве всеобщего регулятора капиталистического производства выступает стихийный механизм рынка. На стадии крупного машинного производства функция У. отделяется от капитала-собственности. У. осуществляют наёмные управляющие. Период государственно-монополистического капитализма характеризуется формированием института профессиональных организаторов производства – менеджеров, внедрением в процесс У. современных технических средств, попытками государственного вмешательства в капиталистическую экономику. Элементы научного У. капиталистическим производством возникают и развиваются на стадии крупного машинного производства и в эпоху государствено-монополистического капитализма. В. И. Ленин придавал важное значение изучению организации У. капиталистическими предприятиями, особенно его организационно-технических аспектов, считал необходимым «... перенять все действительно ценное из европейской и американской науки» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 206). В развитых капиталистических странах (США, Японии, Франции, ФРГ и др.) накоплен интересный опыт использования электронно-вычислительной техники в У., совершенствования структур У. отдельными фирмами, компаниями, конгломератами (У. по проектам, матричные структуры, структуры, построенные по принципу «внедрение нововведений и др.), использования новейших методов организационно-технического У. (системы «планирование – проектирование – разработка бюджета», исследование операций, системный анализ и т.п.). Однако сфера научного У. при капитализме ограничена рамками частной собственности и распространяется лишь на отдельные предприятия, компании, конгломераты. Государственно-монополистическое регулирование, направленное на смягчение кризисных явлений, и интеграционные процессы в капиталистической экономике не меняют сущности «... анархически построенного капиталистического общества...», основной силой развития которого выступает «... стихийно растущий вширь и вглубь рынок, национальный и интернациональный» (Ленин В. И., там же, т. 36, с. 171).          У. общественным производством при социализме – сознательное регулирование процесса социалистического общественного производства в целях обеспечения оптимальной взаимосвязи между всеми частями народного хозяйства, бесперебойного его функционирования и развития. При этом роль единого экономического центра У. выполняют центральные хозяйственные органы.          Объектом У. в системе социалистического общественного производства является народное хозяйство, которое представляет собой систему хозяйственных объектов: отраслей производства, территориальных комплексов, всесоюзных (республиканских) промышленных и производственных объединений (См. Производственное объединение), предприятий. Цели У. в соответствии с его уровнями подразделяются на народно-хозяйственные, отраслевые, территориальных, отдельных объединений или предприятий. Система целей окончательно формируется в социально-экономической политике Коммунистической партии и социалистического государства.          Организация процессов У. характеризуется определённой последовательностью управляющего воздействия: целеполаганием, прогнозированием, планированием, оперативным У., распорядительством, координацией, стимулированием, учётом, контролем. При народно-хозяйственном подходе к У. эти различные управленческие функции объединяются в единый целенаправленный процесс. Централизованное планомерное руководство представляет собой органическое единство планирования и оперативного У. Планирование народного хозяйства, осуществляемое системой органов – от Госплана до планового отдела предприятия, представляет собой специфический вид управленческой деятельности. Оперативное У. отраслями осуществляется центральными хозяйственными органами министерств и ведомств, отдельными производственными объединениями (предприятиями) – производственными отделами, диспетчерской службой предприятия и др. (их задачи – организация конкретного процесса производства, его регулирование, поддержание необходимого ритма и т.п.).          В У. народным хозяйством сочетаются отраслевой и территориальные принципы. Главные задачи отраслевого У.: определение потребности и обеспечение народного хозяйства продукцией отрасли, проведение единой технической политики, организация внедрения достижений научно-технического прогресса, изучение и распространение передового опыта, изучение качественных показателей работы хозяйственных объектов. Основная задача территориального У. – обеспечить комплексное развитие того или иного экономического района путём единого планирования, наиболее рационального использования его природных ресурсов, организации межрайонного и внутрирайонного кооперирования.          Методы У. общественным производством классифицируются по содержанию (экономические, организационнно-технические, социологические, демографические и пр.), по направленности воздействия (на какие интересы участников общественного производства они направлены – материальное и моральное стимулирование), по организационной форме (по форме выработки управляющего воздействия – индивидуальная, коллегиальная, коллективная; по типу – акт или норма, разовое или повторяющееся воздействие и др.).          В состав кадров У. входят хозяйственные руководители всех рангов, а также функциональные руководители, специалисты и вспомогательный персонал (операторы, секретари, учётчики и др.). По способу выработки и реализации решений хозяйственные руководители подразделяются на 3 группы: 1) не принимающие решений и участвующие вместе с непосредственными исполнителями в их реализации (мастера, бригадиры комплексных бригад и др.); 2) принимающие решения, сами организующие их реализацию и осуществляющие контроль за исполнением (начальники участков, небольших цехов и др.); 3) осуществляющие реализацию принимаемых ими решений и контроль за их выполнением через специальный управленческий аппарат (руководители крупных цехов, предприятий, объединений, отраслей народного хозяйства). Функциональные руководители осуществляют лишь часть управленческих функций на порученном объекте или участке производства (главный инженер несёт ответственность за техническую службу, главный бухгалтер – за учёт и т.д.). Технические средства У. подразделяются: на средства формирования, передачи и анализа информации, оборудование рабочих мест и служебных помещений.          Современная система органов У. В соответствии с демократическим характером У. при социализме функцию руководства общественным производством осуществляют как государственные, так и негосударственные органы. Руководящая роль в У. народным хозяйством принадлежит Коммунистической партии, разрабатывающей программные вопросы развития социалистичесой экономики.          В СССР по важнейшим вопросам ЦК КПСС принимает решения совместно с Верховным Советом и Советом Минитсров СССР – высшим органом У. Совет Министров СССР объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских министерств и ведомств, принимает меры по разработке и осуществлению народно-хозяйственных планов, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы. Органы Совета Министров СССР подразделяются на органы преимущественно отраслевого и органы межотраслевого назначения (Государственные комитеты, некоторые министерства, главные управления). В группе межотраслевых органов различают ведомства: осуществляющие прогнозирование, планирование, учёт и контроль (Государственный плановый комитет, Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР, Комитет народного контроля СССР); ведающие отдельными сторонами общественного производства (Государственный комитет по труду и заработной плате СССР, Госстандарт СССР и др.); ведающие соответствующими отраслями народного хозяйства (например, материально-техническим снабжением) и в то же время по характеру своей деятельности являющиеся межотраслевыми (Госснаб СССР).          В общем плане отраслевые органы У. народным хозяйством подразделяются на органы, ведающие общественным производством (промышленностью, сельское хозяйством, строительством, транспортом) и сферой обращения (торговлей).          Структура промышленности обусловливает необходимость отраслевого У., которое наиболее полно отвечает требованиям научно-технического прогресса и направлено на упрочение и совершенствование производственно-технических, организационных, экономических и имущественных связей как внутри отрасли, так и межотраслевых. При этом в системе социалистического народного хозяйства обеспечивается достаточная хозяйственная самостоятельность отрасли. Единство отраслевого и территориального У. проявляется: в функционировании союзно-республиканских министерств (министерства лёгкой, пищевой и др. отраслей промышленности в союзных республиках находятся в двойном подчинении – союзного министерства и Совета Министров союзной республики, что позволяет сочетать единую техническую политику в рамках отрасли с потребностями комплексного развития экономического района); в расширении прав союзных республик по руководству подчинённой им промышленностью, а также по рассмотрению планов предприятий общесоюзного подчинения; в создании плановых комиссий Госплана СССР в крупных экономических районах.          Непосредственное У. отраслями промышленности осуществляют соответствующие отраслевые министерства. Функции У. распределяются между внутренними структурными подразделениями аппарата министерства: коллегией, научно-техническим советом, функциональными управлениями (отделами), специальными подразделениями, а также главными отраслевыми управлениями. Постановлением ЦК КПСС и Совета Минитсров СССР от 2 марта 1973 «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью» предусматривает упразднение главков и переход к всесоюзным и республиканским промышленным объединениям в качестве среднего звена У. отраслью, а в ряде случаев и к двузвенной системе путём прямого подчинения министерству производственных объединений и крупных предприятий. В связи с этим возрастают требования к деятельности функциональных управлений министерства. Происходит перераспределение функциональных обязанностей главков между отделами министерства и аппаратом всесоюзных и республиканских промышленных объединений. Часть управленческих полномочий главков передаётся производственным объединениям и предприятиям.          Специфика организации У. др. отраслями народного хозяйства определяется особенностями их функционирования, а также ролью в системе расширенного общественного воспроизводства.          У. сельским хозяйством осуществляют несколько министерств и ведомств. Общее руководство сельское хозяйством возложено на союзно-республиканское министерство сельского хозяйства СССР. Оно отвечает за состояние с.-х. производства в совхозах и колхозах. У. совхозами осуществляется централизованно системой государственных органов: министерство сельского хозяйства СССР – министерства сельского хозяйства союзных республик – тресты и объединения или районные управления сельского хозяйства – совхозы. Роль государства при У. колхозами сводится к установлению планов поставок, координации планов производства и контролю за использованием неделимых фондов. Кроме того, государство использует ряд методов косвенного воздействия на развитие колхозного производства: регулирование закупочных цен, целевое кредитование и др.          У. строительством осуществляют 9 общесоюзных и союзно-республиканских министерств. Государственных комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР) – межотраслевой союзно-республиканских орган, проводит единую техническую политику в области строительства, координирует работу ведущих проектных организаций, развитие строительной индустрии. При Госстрое СССР организован Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре, который проводит единую градостроительную политику, руководит разработкой типовых проектов жилых домов, культурно-бытовых учреждений и т.п., а также производит экспертизу проектов планировки и застройки городов и посёлков.          У. транспортом организуется по отраслевому принципу. Общегосударственное У. железнодорожным, морским и воздушным транспортом осуществляется министерствами путей сообщения, морского флота и гражданской авиации СССР, У. автомобильным транспортом и речным флотом – соответствующими министерствами союзных республик.          У. торговлей организуется в соответствии со спецификой различных её видов (государственной, кооперативной и колхозно-рыночной). У. государственной торговлей осуществляется союзно-республиканским министерством торговли СССР и республиканским министерствами торговли.          Совершенствование У. народным хозяйством. Усложнение хозяйственных связей, вызванное ростом концентрации, углублением специализации и кооперирования производства, привело к значительному увеличению объёма управленческого труда. Программа совершенствования У., разработанная Коммунистической партией, предусматривает: 1) повышение научного уровня планирования, организацию долгосрочного прогнозирования, разработку генеральных программ развития социалистической экономики, ориентацию У. на конечные народно-хозяйственные результаты; 2) улучшение организационной структуры и методов У. народным хозяйством, сокращение расходов на содержание аппарата У.; 3) концентрацию сил и ресурсов на выполнении важнейших общегосударственных программ, сочетание отраслевого и территориального развития, перспективных и текущих проблем, обеспечение сбалансированности экономики; 4) более полное использование экономических рычагов и стимулов У. на всех уровнях народного хозяйства; улучшение методов комплексного решения крупных общегосударственных, межотраслевых и территориальных проблем, создание системы У. группами однородных отраслей; повышение ответственности должностных лиц за принимаемые решения; 5) широкое применение в планировании, учёте и анализе хозяйственной деятельности, во всех процессах У. экономико-математических методов, электронно-вычислительной техники и средств связи; разработку и внедрение автоматизированных систем У.; 6) совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров У. с учётом требований научно-технической революции; 7) дальнейшее развитие принципов демократического централизма, предполагающее как развитие централизма, так и демократических начал в У., широкое привлечение трудящихся к У.          Лит.: Каменицер С. Е., Основы управления промышленным производством, М., 1971; Гвишиани Д. М., Организация и управление, 2 изд., М., 1972; Функции и структура органов управления, их совершенствование, под ред. Г. Х. Попова, М., 1973; Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью, под ред. Д. М. Гвишиани и С. Е. Каменицера, М., 1974; Управление социалистическим производством. Вопросы теории и практики, М., 1974; Бронников Ю. Н., Управление социалистической экономикой, 2 изд., М., 1975; Chandler A. D., Strategy and structure, Toronto, 1966; Drucker P. F., Management: talks, responsibilities, practices, N. Y., 1974.          Ю. Н. Бронников. Управление в технике. Объектами У. в технике являются технические процессы – технологические (например, добыча полезных ископаемых, переработка сырья и материалов, обработка изделий и заготовок), энергетические (выработка, преобразование, передача и распределение энергии), транспортные (перемещение грузов и пассажиров), информационные (сбор, обработка, передача и хранение информации). Технические процессы расчленяются на операции – рабочие, непосредственно необходимые для выполнения процесса (снятие стружки при резании, перемещение экипажа, генерирование электрического напряжения и т.д.), и управленческие, обеспечивающие координацию выполнения рабочих операций, поддержание заданного режима работы оборудования и выполнение заданной программы. Совокупность управленческих операций составляет процесс У. Процессы У. имеют двойственный характер: с одной стороны, они зависят от конкретных, специфических для данного объекта условий и физических и химических законов; с другой – в процессах У. разнообразными техническими объектами обнаруживаются общие закономерности. Изучение этих закономерностей привело к формированию общей теории У. и кибернетики технической (См. Кибернетика техническая) и к осуществлению на её основе унификации и агрегатирования технических средств У. Одна из важнейших тенденций научно-технической революции (См. Научно-техническая революция) освобождение человека от выполнения большинства (или всех) технических операций. Замена человеческого труда работой механизмов и машин при выполнении рабочих операций – Механизация производства создала предпосылки для освобождения человека от выполнения управленческих операций – для автоматизации производства (См. Автоматизация производства). В технике раньше, чем в др. областях, сформировалась общая теория автоматического управления (См. Автоматическое управление).          Режим работы технического объекта определяется алгоритмом функционирования – совокупностью правил, предписаний, вырабатываемых в результате изучения технологии и экономики данного процесса (см. Алгоритмизация процессов). Теория автоматического У. считает алгоритмы функционирования заданными и показывает, как на их основе построить алгоритмы управления, определяющие управляющие воздействия (См. Управляющее воздействие) на объект с учётом динамических свойств системы У., физических и технических ограничений.          В соответствии с принципом необходимого разнообразия Эшби управляющая система должна обладать не меньшим разнообразием состояний, чем управляемая. Для динамических технических объектов, описываемых разностными и дифференциальными уравнениями, этот принцип выражается в виде количественных условий управляемости и наблюдаемости: а) число управляющих органов должно быть не меньше числа управляемых величин; б) должны выполняться дополнительные условия, налагаемые на исходные уравнения. В основе алгоритмов У. лежат некоторые общие фундаментальные принципы У., определяющие характер связи с алгоритмом функционирования и возмущениями, влияющими на ход технического процесса. В технике используют три фундаментальных принципа: разомкнутого У., замкнутого У. (обратной связи (См. Обратная связь)) и компенсации возмущений. На раннем этапе автоматизации производства использовались алгоритмы функционирования лишь одного вида – стабилизации, т. е. поддержания постоянства регулируемой величины (см. Регулирование автоматическое). Позднее число алгоритмов функционирования и соответственно число видов систем У. возросло, появились системы программного управления (См. Программное управление), следящие системы (См. Следящая система), поисковые системы (См. Поисковая система), системы экстремального регулирования (См. Экстремальное регулирование), оптимального управления (См. Оптимальное управление), самоприспосабливающиеся системы (См. Самоприспосабливающаяся система).          Автоматизация производства началась с автоматизации отдельных операций и процессов путём установки специализированных Регуляторов (частичная автоматизация); по мере совершенствования технических средств и методов У. автоматизируется большинство или все операции как единый комплекс (комплексная и полная автоматизация). Переход к комплексной автоматизации и более сложным алгоритмам связан, как правило, с использованием ЭВМ и созданием АСУ. В АСУ автоматизируются сбор и передача информации об объектах, переработка информации и вывод управляющих воздействий на объекты и осуществляется оптимизация наиболее существ. параметров и процессов. АСУ технологическими процессами (АСУТП) первоначально лишь координировали действия регуляторов, осуществляя У. на двух уровнях: непосредственное воздействие регуляторов на объект (нижний уровень) и задание регуляторам уставок от ЭВМ (верхний уровень). Возросшая Надёжность современных ЭВМ позволяет создавать АСУТП, в которых ЭВМ принимает на себя также и задачи, выполнявшиеся ранее регуляторами нижнего уровня.          В АСУТП обычно используются специальные управляющие машины (См. Управляющая машина) ЭВМ, имеющие многоканальные устройства связи с управляемыми объектами. АСУТП с управляющими ЭВМ резко расширяют возможности У., позволяя эффективно управлять сотнями и тысячами параметров, осуществлять более совершенные и сложные алгоритмы У., учитывать предысторию технич. процесса и совершенствовать алгоритмы в процессе У. АСУТП применяют для У. производством с перестраиваемой технологией, осуществляя, например, У. станками и группами станков с программным управлением, при котором изменение технологии производится простой сменой магнитной или перфорационной ленты с записью программы работы станка (группы станков). Для автоматизации промежуточных ручных операций, таких, как смена инструмента, подача и транспортировка деталей и др., предусматривается создание программно управляемых Роботов и систем автоматизации испытаний готовых изделий и их узлов, управляемых также ЭВМ. В перспективе предусматривается объединение программного управления технологией и испытаниями с автоматизированными системами проектирования (См. Проектирование).          Переход от автоматизированных к автоматическим системам, в которых человек полностью отстраняется от У. процессом, в принципе возможен, однако такие системы ввиду их большой стоимости создают редко. Обычно в АСУТП предусматривается участие человека в выполнении ответственных операций по постановке и корректировке целей У., в принятии наиболее ответственных решений; кроме того, своим участием человек вносит в работу системы элементы творчества. Для обеспечения эффективного взаимодействия человека с ЭВМ разрабатываются устройства наглядного представления информации о ходе производственного процесса и устройства, облегчающие диалог оператора с ЭВМ, например дисплеи (см. Отображения информации устройство), мнемонические схемы (См. Мнемоническая схема).          В 60–70-х гг. наметилась тенденция к слиянию АСУТП с автоматизированными системами организационного (административного) У. в единые интегрированные системы У. Соответственно формируется взгляд на теорию автоматического У., теории информации, сложных систем, исследования операций как на разделы, образующие единую общую теорию У. автоматизированными системами.          Лит.: Воронов А. А., Основы теории автоматического управления, ч. 1–3, М., 1965–70; Глушков В. М., Введение в АСУ, 2 изд., К., 1974.          А. А. Воронов. II Управле́ние разновидность синтаксического отношения между членами предложения, при котором лексико-грамматические свойства одного из них (управляющего) определяют выбор грамматической формы другого (управляемого), например переходный глагол требует дополнения в винительном падеже без предлога («вижу друга»). В структуре предложения У. распространяется на именное дополнение и противопоставляется отношениям согласования (См. Согласование) ипримыкания (См. Примыкание). По характеру управляющего члена (глагол, отглагольное существительное) различаются глагольное У. и субстантивное У. В рус. языке управляемый член при переходном глаголе стоит в винительном падеже без предлога (прямое Дополнение), при непереходном – в родительном и др. падежах (косвенное дополнение). Существует некоторая соотносительность глагольного и субстантивного У. При отглагольном существительном, образованном от переходного глагола, винительный падеж прямого дополнения меняется на родительный: «выбирать книгу» (винительный падеж) – «выбор книги» (родительный падеж). Если исходный глагол непереходный, падеж косвенного дополнения сохраняется: «жаждать славы» – «жажда славы» (родительный падеж). У. косвенным дополнением может быть беспредложным («болеть гриппом») и предложным («болеть за команду»). Различаются также сильное У. (выбор предложно-падежной формы управляемого члена строго ограничен, например «зависеть от + родительный падеж») и слабое У. (более свободная сочетаемость управляющего члена с различными формами управляемого, например «говорить с + творительный падеж», «говорить о + предложный падеж»).          В. А. Виноградов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

dic.academic.ru

Управление записями

Управление записями (англ. Records Management) — управление документами организации с момента их создания до окончательного уничтожения. Данная практика включает в себя формирование документов в делопроизводстве, их хранение, защиту и уничтожение (либо, в некоторых случаях — архивное хранение).

Документ (record) может ,представлен на материальном носителе (бумага, микрофиша, микрофильм) или в цифровом виде (файлы на магнитной ленте, компакт-диске, на винчестере и т.д.). Это могут быть свидетельства о рождении, рентгеновские снимки, документы, базы данных, прикладные данные или электронная почта. Управление документами, в первую очередь, сосредоточено на материалах о деятельности организации, и, как правило, применяется в соответствии с юридической ценностью документов, а не их физической формой. Документы, отличаются от файлов наличием реквизитов (исх.№, наименование организации, наличие подписи руководства, печати и т.п.). Хранению обычно подлежат документы с реквизитами, выходящими из процесса делопроизводства и по срокам хранения (в соответствии с номенклатурой) подпадающие в разряд временного или постоянного хранения.

Определение управления записями

Раньше определение «управление записями» использовалось как обозначение управления теми записями, которые уже вышли из повседневного использования, но срок хранения которых еще не истек — «полу-актуальные», «неактивные», часто хранящиеся в подвале или вне предприятия. Более современное использование этого понятия включает в себя весь жизненный цикл записи — от точки создания до окончательного уничтожения.

Стандарт ISO 15489:2001 определяет управление записями как «область управления, отвечающую за эффективный и систематический контроль за созданием, получением, хранением, использованием и уничтожением записей, включая процесс сбора и ведения данных о деятельности и сделках предприятия в форме записи».

ISO определяет запись как «информацию, созданную, полученную и хранимую, в качестве свидетельства или информации, организацией или человеком в соответствии с юридическими обязательствами или ведением бизнеса».

Международный совет архивов (International Council on Archives (ICA)) определяет запись как «записанную информацию, подготовленную или полученнуюя в процессе начинания, проведения и завершения корпоративной или индивидуальной деятельности, включающую содержание, контекст и структуру, достаточные для предоставления доказательств деятельности». Ключевое слово в определениях — свидетельство. Проще говоря, запись может быть определена как «свидетельство события».

Практика управления записями

Практика управления записями может включать:

  • Планирование потребности в информационном обеспечении организации;
  • Определение необходимой для сбора информации;
  • Создание, утверждение и соблюдение политик и практик в отношении материалов, включая их хранение и уничтожение;
  • Разработку плана хранения записей, включающего краткосрочное и долгосрочное размещение физической записи и цифровой информации;
  • Идентификацию, классификацию и хранение записей;
  • Распределение доступа к записям внутри и вне организации, требований конфиденциальности, конфиденциальности данных и общего доступа;
  • Осуществление отбора записей, не требуемых в эксплуатационных целях, для их последующего уничтожения. В соответствии с организационной политикой, нормативными актами и другими требованиями организации это может быть либо их физическое уничтожение, либо размещение на постоянное хранение в архив.

Согласно основным правилам управления записями, автоматизированные системы являются вспомогательным средством в сборе, классификации и непрерывном управлении записями на протяжении их жизненного цикла. Подобная система может быть бумажной (например, каталожные карточки, используемые в библиотеке) или компьютерной (электронное приложение для управления записями).

Согласно стандарту ISO 15489:2001, управление записями включает в себя:

  • установку политик и стандартов;
  • распределение обязанностей и полномочий;
  • разработку и внедрение процедур и руководящих принципов;
  • предоставление широкого спектра функций, связанных с управлением записями и их использованием;
  • разработку, внедрение и управление специализированными системами для управления записями;
  • интеграцию управления записями в бизнес-системы и процессы.

Управление физическими записями

Управление физическими записями включает в себя различные меры регулирования и может основываться на разнообразных формах экспертиз. Записи должны быть идентифицированы и заверены. Как правило, это вопрос систематизации и поиска информации; в некоторых случаях необходимо более бережное обращение.

Идентификация документов

Элементу, представленному в виде юридической записи, необходима проверка подлинности. Возможно, потребуется изучение документа (или другого материального свидетельства) судебно-медицинскими экспертами на предмет подлинности и документального фиксирования любых повреждений, изменений или пропусков в содержании. В крайних случаях, элементы могут быть подвергнуты исследованию через микроскоп, рентген, радиоуглеродное датирование и химический анализ. Подобный уровень проверки достаточно редок, но подразумевает особую тщательность в создании и хранении записей организации.

Хранение записей

Записи должны храниться таким образом, чтобы к ним, с одной стороны, имелся доступ, а с другой — они должны быть защищены от возможного внешнего воздействия. Типичный бумажный документ может храниться в канцелярском шкафу в офисе, однако некоторые организации используют специальные помещения с регулированием микро-климата (включая температуру и влажность). Критично важные записи должны храниться в сейсмостойких безопасных сейфах или камерах для защиты от пожаров, наводнений, землетрясений и других коллизий. В крайних случаях необходимо, чтобы запись одновременно была и изолирована от внешних воздействий, и доступна публично (примером может служить подписанный оригинал Конституции США). Гражданским инженерам, возможно, будет необходима консультация, чтобы определить, сможет ли помещение эффективно вмещать полки и шкафы с бумагой. Исторически некоторые военные суда были разработаны с учетом веса их технологических регламентов на бумаге, как части уравнивающего балласта (современные системы хранения записей передали эту информацию в электронное хранилище). Вдобавок ко хранению записей в помещении организации, многие организации хранят свои записи вне офиса, заключая договора с коммерческими компаниями, занимающимися внеофисным хранением.

Циркуляция документов

Путь документа, изъятого из своего обычного места хранения, называется циркуляцией. Зачастую она фиксируется простой письменной процедурой. Тем не менее, большинство современных систем технических средств используют компьютерные системы, включающие сканеры штрих-кодов, технологии радио-меток, чтобы отследить движение документа. Они также могут быть использованы для периодического аудита для выявления несанкционированного перемещения записи.

Списание записей

Списание записей не всегда означает уничтожение, они могут быть переданы в архив, музей или частному лицу. Списание должно проводиться согласно закону, уставу, положению или эксплуатационным процедурам; необходимо соблюдать меры предосторожности во избежание непреднамеренного разглашения информации. Процесс должен быть хорошо документирован, начиная с протокола хранения документации, политик и процедур, одобренных на высоком уровне. Должен быть сохранен перечень уничтоженных записей, включая сертификат об уничтожении. Организации никогда не избавляются от записей, выбрасывая их как мусор: большинство пользуется шредером для измельчения бумаги в мелкие полоски или кусочки или сжигает необходимое.

Имеющиеся на рынке продукты предназначены для управления записями вплоть до процессов вступления в силу, завершения срока их действия, хранения, планирования сроков хранения и списания записей. В некоторых случаях используется также технология RFID для отслеживания физического файла.

Управление электронными записями

Общие принципы управления записями применяются независимо от формата записей. Цифровые записи (в большинстве случаев называемые электронными) порождают специфические спорные вопросы: записи, не имеющей физического наличия, сложнее обеспечить сохранение и защиту содержания, контекста и структуры.

Функциональные требования к компьютерным системам для управления электронными записями были подготовлены Министерством обороны США[1] , Национальным архивом Англии и Уэлльса[2] и Европейской комиссией, чей стандарт MoReq (Model Requirements for the Management of Electronic Records — Типовые требования к управлению электронными записями)[3] был переведен как миниум на 12 языков (в том числе русский) и используется как в Европе, так и за её пределами. Разработан стандарт был по инициативе DLM-форума, финансируемого Европейской комиссией.[4].

Основные проблемы связаны с возможностью доступа к электронным записям и их чтения с течением времени: бурное развитие технологий может сделать программное обеспечение, используемое для создание записей — устаревшим, а сами записи — недосягаемыми для читателя. Под эгидой сохранения цифрового наследия для решения этой проблемы проводится масса исследований. The Public Record Office Victoria (PROV), расположенный в Мельбурне, Австралия, опубликовал свою методологию Victorian Electronic Records Strategy (VERS), включающую стандарт для защиты, долговременного хранения и доступа к существующим электронным записям. VERS был принят всеми Викторианскими государственными департаментами. PROV создал электронный архив для обеспечения широкой общественности постоянного доступа к записям.

Текущие проблемы управления записями

Начиная с 2005 года, управление записями вызывает большой интерес среди корпораций из-за необходимости соблюдать новые правила и положения. Тогда как правительственные, юридические и медицинские структуры хранили записи по строгим, исторически установленным правилам, общее ведение отчетности о корпоративной документации было претворено в жизнь, будучи недостаточно стандартизированным. Кроме того, скандал между корпорацией Enron и аудиторской компанией Arthur Andersen и все недавние скандалы, связанные с управлением записями, возобновили интерес к корпоративному хранению записей, требованиям к сроку хранения, подготовке судебных процессов и смежным вопросам. В США Закон Сарбейнза-Оксли принес служащим, занимающимся выполнением требований, дополнительные проблемы, требующие решения — результатом стал более стандартизированный процесс хранения записей в рамках одной организации. Почти все 90-е имели место дискуссии между делопроизводителями и IT-менеджерами — основное внимание уделялось расширению правовых аспектов, а сейчас оно сфокусировано на соблюдении законодательства и рисках.

Обеспечение секретности и защиты записей, а также предотвращение хищения персональных данных стали важными задачами делопроизводителей. Задача последних в способствовании защите записей возрастала, привлекая внимание к имеющимся проблемам. Важность сроков хранения и уничтожения записей подчеркивается необходимостью принятия мер чтобы определенная информация о физических лицах не сохранялась.

Наиболее существенным вопросом стали необходимые изменения в индивидуальной и корпоративной культуре, извлекающие пользу и для внутренних, и для внешних заинтересованных сторон. Управления записями часто считается задачей ненужной или имеющей низкий приоритет, решаемой на низшем уровне организации. События, получившие огласку, показали, что фактически управление записями находится в компетенции всех лиц внутри корпорации и корпоративных образований.

Вопрос, считавшийся весьма спорным среди делопроизводителей, касался некритического принятия систем управления электронными документами и записями (EDRMS). По мнению известного мыслителя делопроизводства:

Что касается среднестатистических пользователей, для них EDRMS — нечто такое, что они не хотят, не любят и не могут использовать. По существу, нет ничего удивительного, в том, что так мало пользователей принимает эти системы — один сотрудник однажды сказал мне: «заставить меня использовать EDRMS — все равно, что заставить штукатура работать молотком».

И вот теперь, наконец, пришло время обратить свой взор к профессии управления записями как таковой. На мой взгляд, мы на волоске от того, чтобы позволить нашей слепой одержимости EDRMS превратить нас в интеллектуально-стерильную, ведомую вендорами специальность. Большую часть последнего десятилетия мы позволяли другим думать за нас и стали опираться на EDRMS как наш «интеллектуальный костыль». Но не сделайте ошибки по этому поводу, вина за это — исключительно на нас. Подобно детям, идущим за Крысоловом из сказки, мы позволили себе быть зачарованными мелодией, которую играли те, за кем мы следовали, без вопросов или дискуссий, куда бы не завели нас технологии.

Оригинальный текст (англ.) As far as the average user is concerned, the EDRMS is something they didn’t want, don’t like and can’t use. As such, its no wonder that so few users accept them – as one person once said to me “making me use an EDRMS is like asking a plasterer to use a hammer”! And now, finally, it is time to turn our eyes to the records management profession itself. In my opinion, we have come within a whisker of allowing our blind obsession with EDRMS to turn us into an intellectually-sterile, vendor-led profession. For the best part of a decade we have allowed others to do the thinking for us and have come to rely on EDRMS as our intellectual-crutch. But make no mistake about it, the blame for this rests squarely with us. Like children following the Pied Piper, we allowed ourselves to be so enchanted by the tune being played that we were led, without question or debate, wherever the technology took us.

— Стив Бейли (Steve Bailey), Дебаты RMS: Доводы против EDRMS.[5].

Другой вопрос, представляющий большой интерес для делопроизводителей — влияние социальных медиа, таких как Wiki, Facebook, Twitter на традиционные практики, требования и принципы управления записями.

Образование и сертификация

Зарубежный опыт

Многие колледжи и университеты предлагают программы для получения степени в библиотечных или информационных науках, охватывающих управление записями. Кроме того, существуют профессиональные организации, такие как Ассоциация специалистов по управлению записями Австралазии (Records Management Association of Australasia, RMAA), Институт сертифицированных специалистов по управлению записями, которые проводят отдельные, не дипломированные, профессиональные аттестации для практикующих и получающих сертификат Certified Records Manager (CRM). Дополнительные образовательные возможности в форме сертификационной программы предоставляют также:

  • Международная ассоциация по вопросам управления записями и изображениями (AIIM International);
  • Ассоциация делопроизводителей и администраторов (Association of Records Managers and Administrators (ARMA);
  • Общество делопроизводителей Великобритании и Ирландии.

Обучающие и практические курсы и семинары по управлению полным жизненным циклом научных и технических записей, а также Стандартному руководству по качеству электронных записей (Quality Electronic Records Practices Standards (Q-ERPS)) предоставляет ассоциация Collaborative Electronic Notebook Systems Association (CENSA). Университет Южной Австралии (The University of South Australia) предлагает сертификаты, дипломы и степени магистра по Управлению бизнес-информацией (Business Information Management) и Библиотечно-информационному менеджменту (Library and Information Management) специалиста в управления потоком записей.

Недавним дополнением к образованию в сфере управления записями в США стала MARA[6] — магистратура по управлению записями и архивами (Archives and Records Management), предложенная Факультетом библиотечной и информационной науки Университета штата в Сан-Хосе (San Jose State University School of Library and Information Science). Другой вариант обучения специальности управлению записями и архивами предлагает Факультет информатики Мичиганского университета как часть своей степени MSI (Магистр информационных наук — Masters of Science in Information). Государственный университет Уэйна в Детройте проводит онлайн аттестацию по специальности Управление записями и информацией.[7]

Российский опыт

Заготовка раздела Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Системы управления электронными документами и записями

Система управления электронными документами и записями Electronic Document and Records Management System (EDRM)) представляет собой программное обеспечение (или набор программ), используемое для отслеживания и хранения документов. Термин отличается от «систем обработки изображений» или «систем документооборота», которые специализируются на вводе изображений или управлении документами соответственно. Системы управления записями (ERM) обычно предоставляют специализированный функционал для обеспечения безопасности и контроля документов с учетом потребностей делопроизводителей.

Зарубежная практика

Национальное управление архивов и документации США (NARA) одобрило стандарт 5015.2 Министерства обороны США как «адекватную и целесообразную основу для для решения основных проблем управления записями в автоматизированной среде, которая все больше и больше описывает их создание и использование».[8]

Поставщики систем управления записями могут быть сертифицированы на соответствие стандарту 5015.2 Министерства обороны США, после прохождения Joint Interoperability Test Command (JITC), где разрабатываются варианты тестирования (тест-кейсы), пишутся детальные суммирующие отчеты на соответствие 5015.2 и осуществляют онлайн исследование программного продукта.

Национальный архив Великобритании опубликовал два набора функциональных требований в целях содействия развитию рынка программного обеспечения для управления электронными записями (1999 и 2002). Он также запустил программу по оценке продуктов относительно требований 2002 года. Хотя были первоначально они были сформулированы при участии центрального правительства, их принял с энтузиазмом более широкий круг государственных служб Великобритании и других стран. В настоящее время тест-программы закрыты и Национальный архив больше не принимает заявки на их проведение. Однако требования Национального архива от 2002 года остаются актуальными.

Европейская комиссия опубликовала MoReq (см. выше) в 2001 году.[9] Не будучи формально стандартом, MoReq, тем не менее, отнесен к этому типу нормативных документов.[10] Он был финансирован инициативой IDA и разработан с подачи DLM-форума. Основное обновление MoReq, известное как MoReq 2, было опубликовано в феврале 2008 года.[11] MoReq 2 был также инициирован DLM-форумом и финансировался Европейской комиссией (в этом случае — программой IDABC, преемницей IDA).[12] MoReq сопровождается средой для тестирования программного обеспечения и схемой XML; на конференции DLM-форума в Тулузе в декабре 2008 года было установлено соблюдение системы тестирования ПО.

Национальный архив Австралии опубликовал Функциональные требования к системам ERMS[13] и связанными с ним директивы по использованию функциональных требований к ERMS как предварительный проект в 2006 году[14].

Архив Новой Зеландии опубликовал «независимые передовые практики» — стандарт по электронным системам хранения записей (Стандарт 5) в июне 2005 года[15], издаваемый на основании статьи 27 Публичного акта 2005 года.[16]

Российская практика

Заготовка раздела Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Внеофисное хранение документов и записей

Коммерческие центры по обеспечению данных услуг специализируются на хранении бумажных и электронных документов организации. Они обеспечивают высокую плотность и безопасность хранения бумажных документов и могут обеспечить регулирование климата для неофициальных носителей информации, требующих особого хранения. Отраслевая организация для них — PRISM International, международная некоммерческая ассоциация, объединяющая владельцев бизнеса и ведущих специалистов в области управления записями и информационными потоками.

ru.wikipedia.org

Читайте также