Уровень образования это определение

Понятие и уровень образования в РФ

Образование в Российской Федерации представляет собой единый процесс, направленный на воспитание и обучение будущего поколения. На протяжении 2003-2010 гг. система отечественного образования подверглась серьезному реформированию в соответствии с положениями, содержащимися в Болонской декларации. Помимо специалитета и аспирантуры, были введены такие уровни системы образования РФ, как бакалавриат и магистратура.

В 2012 году в России был принят закон «Об образовании РФ». Уровни образования, сходные с европейскими государствами, дают возможность свободного передвижения для студентов и преподавателей между вузами. Еще один несомненный плюс – это возможность трудоустройства в любой из стран, подписавших Болонскую декларацию.

Образование: понятие, цель, функции

Образованием является процесс и результат передачи знаний и опыта, который был накоплен всеми предшествующими поколениями. Главная цель обучения заключается в приобщении новых членов социума к устоявшимся убеждениям и ценностным идеалам.

уровень образования в рф

Основными функциями обучения являются:

  • Воспитание достойных членов социума.
  • Социализация и приобщение нового поколения к сложившимся в данном обществе ценностям.
  • Обеспечение квалифицированной подготовки молодых специалистов.
  • Передача знаний, которые касаются работы, с помощью современных технологий.

Критерии образованности

Образованным является человек, который накопил некоторый объем знаний, умеет четко определить причины и следствия того или иного события и может при этом логически мыслить. Основным критерием образованности можно назвать системность знаний и мышления, что отражается в способности человека, рассуждая логически, восстановить пробелы в системе знаний.

Значение обучения в жизни человека

Именно с помощью обучения осуществляется передача культуры общества от одного поколения другому. Образование влияет на все сферы жизни социума. Примером такого воздействия может быть совершенствование системы обучения. Новые уровни профессионального образования в РФ в целом приведут к улучшению качества имеющихся трудовых ресурсов государства, что, в свою очередь, окажет существенное влияние на развитие отечественной экономики. Например, получение профессии юриста будет способствовать укреплению правовой культуры населения, так как каждый гражданин должен знать свои законные права и обязанности.

закон об образовании рф уровни образования

Качественное и системное обучение, которое охватывает все сферы жизни человека, позволяет воспитать гармоничную личность. Существенное влияние оказывает обучение и на индивида. Так как при современной ситуации только образованный человек может подняться по социальной лестнице и добиться высокого статуса в обществе. То есть самореализация напрямую взаимосвязана с получением качественного обучения самого высокого уровня.

Система образования

В систему обучения в России входит ряд организаций. К ним можно отнести учреждения:

  • Дошкольного образования (центры развития, детские сады).
  • Общеобразовательные (школы, гимназии, лицеи).
  • Высшие учебные заведения (университеты, НИИ, академии, институты).
  • Средние специальные (техникумы, колледжи).
  • Негосударственные.
  • Дополнительное образование.

уровни общего образования в рфПринципы системы образования

  • Первоочередность общечеловеческих ценностей.
  • Основой являются культурные и национальные принципы.
  • Научность.
  • Ориентация на особенности и уровень образования в мире.
  • Гуманистический характер.
  • Направленность на защиту окружающей среды.
  • Преемственность образования, последовательный и непрерывный характер.
  • Обучение должно представлять собой единую систему физического и духовного воспитания.
  • Поощрение проявления таланта и личностных качеств.
  • Обязательное наличие начального (базисного) образования.

Виды образования

По уровню достигнутого самостоятельного мышления выделяют такие виды обучения:

  • Дошкольное – в семье и в дошкольных учреждениях (возраст детей составляет до 7 лет).
  • Начальное – осуществляется в школах и гимназиях, начиная с 6 или 7 лет, длится с первого по четвертый классы. Ребенка обучают основным навыкам чтения, письма и счета, большое внимание уделяется развитию личности и приобретению необходимых знаний об окружающем мире.
  • Среднее – включает в себя базовое (4-9 классы) и общее среднее (10-11 классы). Осуществляется в школах, гимназиях и лицеях. Завершается получением аттестата об окончании общего среднего образования. Учащиеся на данном этапе приобретают знания и навыки, формирующие полноправного гражданина.
  • Высшее – одна из стадий профессионального образования. Главной целью является обучение квалифицированных кадров по необходимым направлениям деятельности. Оно осуществляется в университете, академии или институте.

уровни системы образования рф

По характеру и направленности образование бывает:

  • Общее. Помогает приобрести знания основ наук, в частности о природе, человеке, социуме. Дает человеку основные знания об окружающем мире, помогает приобрести необходимые практические навыки.
  • Профессиональное. На этом этапе приобретаются знания и умения, которые необходимы для выполнения обучающимся трудовых и служебных функций.
  • Политехническое. Обучение основным принципам современного производства. Приобретение навыков пользования простейшими орудиями труда.

Уровни образования

В основе организации обучения лежит такое понятие, как «уровень образования в РФ». Он отражает разделение программы обучения в зависимости от статистического показателя изучения населением в целом и каждым гражданином в отдельности. Уровень образования в РФ– это оконченный образовательный цикл, для которого характерны определенные требования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает следующие уровни общего образования в РФ:

  • Дошкольное.
  • Начальное.
  • Основное.
  • Среднее.

уровни муниципальных образований рф

Помимо этого, выделяют следующие уровни высшего образования РФ:

  • Бакалавриат. Зачисление производится на конкурсной основе после сдачи ЕГЭ. Степень бакалавра студент получает после того, как он приобрел и подтвердил основные знания по выбранной им специальности. Обучение длится 4 года. По окончании данного уровня выпускник может сдать специальные экзамены и продолжить обучение на специалиста или магистра.
  • Специалитет. Эта ступень включает в себя базовое образование, а также подготовку по выбранной специальности. На очной форме срок обучения составляет 5 лет, а на заочной – 6. После получения диплома специалиста можно продолжить обучение на магистра или поступить в аспирантуру. Традиционно данный уровень образования в РФ считается престижным и не особо отличается от магистратуры. Однако при трудоустройстве за границей он приведет к возникновению целого ряда проблем.
  • Магистратура. Эта ступень выпускает профессионалов, имеющих более глубокую специализацию. В магистратуру можно поступить по окончании бакалавриата и специалитета.
  • Подготовка кадров высшей квалификации. Подразумевается обучение в аспирантуре. Это необходимая подготовка для получения ученой степени кандидата наук. Обучение на очной форме длится 3 года, на заочной – 4. Ученая степень присуждается по окончании обучения, защиты диссертации и сдачи выпускных экзаменов.

Уровни образования в РФ по новому закону способствуют получению отечественными учащимися дипломов и приложений к ним, которые котируются высшими учебными заведениями других государств, а значит, дают возможность продолжить обучение за границей.

Формы образования

Обучение в России может быть проведено в двух формах:

  • В специальных учреждениях образования. Может осуществляться в очной, заочной, очно-заочной, экстернатной, дистанционной формах.
  • Вне учреждений образования. Подразумевает самообразование и семейное обучение. Предусматривается прохождение промежуточной и итоговой государственной аттестации.

Подсистемы образования

Процесс обучения сочетает в себе две взаимосвязанные подсистемы: обучение и воспитание. Они помогают достигнуть основной цели процесса образования – социализации человека.

уровни образования рф по новому

Главное различие между двумя данными категориями в том, что обучение направлено преимущественно на развитие интеллектуальной стороны человека, а воспитание, наоборот, – на ценностные ориентиры. Между этими двумя процессами существует тесная взаимосвязь. Кроме того, они дополняют друг друга.

Качество высшего образования

Несмотря на то что не так давно в системе образования РФ была проведена реформа, не наблюдается особого улучшения качества отечественного обучения. Среди основных причин отсутствия сдвигов по повышению качества образовательных услуг можно выделить следующие:

  • Устаревшая система управления в высших учебных заведениях.
  • Небольшое число иностранных преподавателей с высокой степенью квалификации.
  • Низкий рейтинг отечественных образовательных учреждений в мировом сообществе, что обусловлено слабой интернационализацией.

Проблемы, касающиеся управления системой образования

  • Низкий уровень оплаты труда работников сферы образования.
  • Недостаток кадров, имеющих высокую степень квалификации.
  • Недостаточный уровень материально-технического оснащения учреждений и организаций.
  • Низкий профессиональный уровень образования в РФ.
  • Низкий уровень культурного развития населения в целом.

Обязательства по решению данных проблем возлагаются не только на государство в целом, но и на уровни муниципальных образований РФ.

Тенденции в развитии услуг образования

  • Интернационализация высшего образования, обеспечение мобильности преподавателей и студентов с целью обмена передовым международным опытом.
  • Усиление направленности отечественного обучения в практическую сторону, что подразумевает введение практических дисциплин, увеличение количества преподавателей-практиков.
  • Активное внедрение в процесс образования мультимедийных технологий и иных систем визуализации.
  • Популяризация дистанционного обучения.

уровни высшего образования рф

Таким образом, образование лежит в основе культурного, интеллектуального и нравственного состояния современного общества. Это определяющий фактор социально-экономического развития российского государства. Реформирование системы образования на сегодняшний день не привело к глобальным результатам. Однако небольшой сдвиг в лучшую сторону есть. Уровни образования РФ по новому закону способствовали появлению возможностей свободного перемещения преподавателей и студентов между вузами, что говорит о том, что процесс российского обучения взял курс на интернационализацию.

fb.ru

28. Раскройте уровни образования в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Билет 29.

Болонский процесс - движение, целью которого является создание единого образовательного пространства. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу даёт новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран

Декларация содержит семь ключевых положений:

  1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

  2. Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трёх лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

  3. Внедрение европейской системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

  4. Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путём зачёта периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.

  5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

  6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.

  7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Что в России теперь есть:

  1. Двухступенчатое образование (бакалавр\магистр)

Бакалавриат и магистратура на Западе и в России

Западный бакалавриат имеет не только количественные (четыре года обучения против пяти), но и качественные отличия от российского специалитета. Бакалавриат на Западе называют undergraduate (подготовительное образование): это лишь подготовка к магистратуре, дающей более глубокое специализированное образование. Бакалавриат дает не законченное профессиональное образование, а только первичное «общее высшее образование». Западные вузы на уровне бакалавриата не готовят врачей-терапевтов или учителей математики, как это делали советские и российские вузы, когда в них был специалитет

Бакалавриат в Европе и США делится на академический и профессиональный. В академическом готовят бакалавров наук (Bachelor of Science) и бакалавров искусств (Bachelor of Arts). Но диплом бакалавра наук (Bachelor of Science) значит скорее, что человек изучал естественные и точные науки в широком смысле слова. Формально будущий бакалавр наук получает более узкую специализацию (например, является бакалавром наук в области биологии), однако специализация эта далеко не такая углубленная, как у студента российского биофака, хотя бы потому, что западный студент может выбирать себе курсы и, скажем, вместо того чтобы изучать микробиологию, записаться на курс истории. Точно так же дело обстоит и со степенью бакалавра искусств (Bachelor of Arts), с которой человек может работать в самых разных сферах, а не только по своей специальности.

Профессиональный бакалавриат готовит бакалавров архитектуры, инженерии, бизнес-администрирования, но и здесь речь идет об общем образовании. Там готовят просто образованных людей с широким кругозором и минимальной специализацией, причем, как правило, для сферы бизнеса. В США подавляющее большинство профессиональных бакалавров — бакалавры управления бизнесом. Обладателю диплома бакалавра для получения хорошей должности придется продолжить учебу в магистратуре или в специальной школе (типа медицинской). Зато бакалавру легко сменить профессию, ведь глубокой профессиональной специализации у него нет. Именно это и является преимуществом с точки зрения рынка: на рынке постоянно происходит смена технологий, технических новинок, способов организации производства и т. д. И чем уже специализация у человека, тем сложнее его переучивать.

При поступлении в бакалавриат вуза западный студент не обязан выбирать себе специализацию — достаточно ведущей основной дисциплины (major). И даже это не обязательно: в случае сомнений можно выбрать сразу несколько таких ведущих дисциплин. Более того, руководство вуза настаивает на этом: младшекурсник должен попробовать себя в разных областях. Вплоть до конца второго курса западный студент слушает в основном дисциплины по выбору (и минимум обязательных курсов по ведущей дисциплине) на самых разных факультетах. Его даже трудно отнести к конкретному факультету. В этом суть философии образования, положенной в основу западного бакалавриата — Liberal Arts and Sciences. И лишь на старших курсах соотношение профессиональных и выбираемых студентом дисциплин «по интересам» изменится в пользу профессиональных. Однако все равно узкой специализации у студента не будет, например, если он будет изучать математику как обязательную дисциплину, то это все равно будет общая элементарная математика.

Магистратура же называется на Западе graduate (выпускное образование). Она дает более узкоспециальное, практическое образование. Продолжается она от одного до трех лет, и поступают в нее далеко не все, кто окончил бакалавриат. Специалисты, получившие диплом магистра (мастера), высоко ценятся на рынке труда и, конечно, получают больше бакалавров. Магистратура открывает путь в докторантуру (впрочем, в ряде вузов для этого достаточно бакалавриата). Именно магистратура больше всего напоминает российское традиционное высшее образование с его уклоном в специализацию. Точного аналога бакалавриата у нас вообще нет.

Бакалавриат, появившийся в России после нашего присоединения к Болонскому процессу, — это вовсе не западный бакалавриат. Это наш родной российский специалитет, только ужатый до четырех лет. В России первокурсник бакалавриата сразу начинает получать знания в узкой специальной области. На физфаке ему читают физику и высшую математику, а на филфаке — общее языкознание и теорию литературы. Программы подготовки бакалавров первого и второго курса физического и филологического факультетов в российских вузах не совпадают более чем на две трети (общими лишь являются такие предметы, как философия или история Отечества). В связи с этим и переход с одного факультета на другой в России затруднен, равно как и выбор дисциплин на другом факультете. Студент второго или третьего курса бакалавриата по физике, даже если бы ему позволили выбрать спецкурс на филфаке, ничего бы в нем не понял, потому что это узкоспециальный курс, освоение которого предполагает изучение всех остальных дисциплин, читаемых на филологическом факультете начиная с 1-го курса. Вместе с тем суть бакалавриата — в самостоятельном формировании студентом своей образовательной траектории. У бакалавра на Западе, в отличие от магистра, гораздо больше предметов по выбору, чем обязательных профессиональных предметов. Предназначение бакалавра — не работать в узкой профессиональной нише, а гибко перестраиваться, приспосабливаясь к конъюнктуре рынка. Поскольку у нас, в СССР, рынка фактически не было (а в тех областях, где он был, например, в случае продажи колхозниками излишков своего хозяйства, вузовская подготовка не требовалась), не было и социальной потребности в бакалавриате.

Сейчас обстановка в определенной степени изменилась. В России возник развитый рынок услуг (прежде всего связанный с продажей ширпотреба, бытовой аппаратуры и т. д.). Это и могло бы стать нишей для российского бакалавриата, который разумно было бы организовать на базе многочисленных экономических вузов и факультетов. Наши бакалавры менеджмента, управления бизнесом, связи с общественностью могли бы работать в сетях магазинов по продаже бытовой аппаратуры, мебели, в администрациях рынков, в рекламных агентствах, в сфере шоу-бизнеса. Получаемое ими общее высшее образование позволяло бы им перестраиваться и приспосабливаться к конъюнктуре рынка. А в таких принципиально нерыночных областях, как образование, медицина, госуправление, желательно было бы оставить наш российский специалитет. Однако у нас теперь готовят и бакалавров педагогики (чего нет даже в США, где бакалавриата недостаточно, чтобы получить право преподавать в средней школе).

Наше государство просто отождествило бакалавриат и специальное профессиональное высшее образование. Согласно Федеральному закону РФ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» «Диплом бакалавра является документом, которым подтверждается завершение высшего профессионального. образования». Фактически государство признало приравнивание бакалавриата и урезанного (по объему образовательных программ) профессионального высшего образования.

Российская магистратура отличается от западной и по предназначению. На Западе магистратура дает выпускнику бакалавриата профессиональную специализацию. У нас студент получает специализированное профессиональное образование уже в бакалавриате. Магистратура вследствие этого превращается в своеобразное преддверие аспирантуры. Наша магистратура выпускает не высококвалифицированных специалистов для производства, бизнеса, государства, сферы здравоохранения и т. д., а ученых и вузовских преподавателей низшего звена. Российский выпускник магистратуры — это ассистент без степени, который чаще всего идет в аспирантуру и после защиты кандидатской диссертации становится полноправным преподавателем.

Итак, переноса западного двухуровневого образования на российскую почву не получилось. У нас сохранилась наша традиционная модель: специалитет — аспирантура. Только специалитет ужали до четырех лет, и теперь он называется бакалавриатом, а аспирантуру, наоборот, растянули на пять лет, и теперь она имеет два цикла: магистратуру (два года), которая завершается защитой «пробной» магистерской диссертации, и собственно аспирантуру (три года), которая завершается защитой «настоящей» кандидатской диссертации.

2) балльно-рейтинговая система

В Европе – курс считается успешно пройденным, если набрано определённое количество баллов, учитывается работа за семестр.

В России в основном по результату экзамена, либо по примерно похожей БРС

Например: За семестровый курс, который оканчивается зачетом или экзаменом, студент может и должен получить определенное количество баллов. Так, за семестровый курс, который заканчивается экзаменом, каждый студент может получить не больше 80 баллов (70 + 10 поощрительных). Эти 70 баллов складываются из балов за посещаемость, выступлений на семинарах, решение задач, написание рефератов (это называется текущий контроль), а главное — за сдачу «рубежного контроля» (тестирование, контрольные работы). «Рубежный контроль» производится трижды в семестр после окончания каждого модуля (элементарного цельного куска изучаемой дисциплины; материал семестрового курса должен состоять из трех модулей). Дополнительные поощрительные 10 баллов присуждаются за особые заслуги студента, например, за участие в работе научных конференций, научную публикацию и т. д.

На самом экзамене преподаватель может поставить студенту не более 30 баллов. Итого максимальное количество баллов равно 100 (студенты, получившие 80 балов, в семестре экзамен не сдают, потому что 80 балов и так означают «отлично автоматом»). Студент, получивший от 80 до 100 баллов, получает оценку «отлично», от 60 до 80 — оценку «хорошо», от 45 до 59 — оценку «удовлетворительно» и до 45 — «неудовлетворительно».

Студенты, не набравшие минимального количества баллов, вообще к сдаче экзамена не допускаются (пока они не наберут их путем «отработок», т. е. выполнения индивидуальных заданий).

Примерные рейтинги (с указанием, сколько баллов и за что ставит тот или иной преподаватель) утверждаются на заседании кафедры.

Система оценок на Западе предназначена для унификации и конвертации полученных составных частей образования: оценки А, С, D говорят об уровне знаний независимо от того, каково содержание предметов, где они изучались, каково было поведение студента. Система оценок в России (баллы, преобразующиеся в привычные нам оценки от «отлично» до «неудовлетворительно») — это инструмент зачета служебного принудительного труда. Они говорят о том, что студент имеет или не имеет права продолжить учебу, получать стипендию и в итоге стать обладателем диплома (обычного или «красного») с перспективой поступить в аспирантуру и самостоятельно выбрать место работы.

Чего у нас нет, или есть, но извращенное

  1. Курсы по выбору

В Европе студент может сам составлять своё расписание. Есть ряд классов, которые он обязан выбрать, а есть элективные, которые не обязательны. Европейский студент не выгоняется из вуза, если он заваливает один или несколько необязательных экзаменов, он может прослушать и сдать его ещё раз либо забить и вырать новый курс.

Студент в России выбирает только факультет. Всё остальное за него выбирает институт, программа распространяется на всё время обучения. Студент обязан сдавать все экзамены, за неудачу на экзамене его могут исключить.

  1. Система кредитов (зачётных единиц)

Опять статья того же мужика.

Еще одно требование Болонской реформы — введение системы кредитов (зачетных единиц). На Западе она называется European Credit Transfer System (ECTS) — Европейская система перевода и накопления кредитов. Ее главное предназначение — прозрачность и совместимость образовательных программ разных вузов и разных стран Европы. Ни в Евросоюзе в целом, ни в какой-либо из его стран в отдельности нет единого общенационального учебного плана или образовательного стандарта (каковой есть в России). Более того, там до 50 % предметов студенты выбирают в индивидуальном порядке. Но как быть в случае если, скажем, студент поучился один год в германском вузе, а затем выразил желание доучиться во французском? Он привез с собой документ, в котором указано, какие курсы он прослушал и сдал в другом вузе, но в данном вузе большинства из этих дисциплин просто нет.

В связи с этим образовательные программы всех вузов — участников Болонского соглашения разделены на элементарные части. За освоение каждой такой элементарной части (в каком бы вузе это ни происходило) студент получает одну зачетную единицу («кредит»). В сущности кредит — это объем трудоемкости обычного для Запада семестрового учебного курса, который читается один час в неделю (и включает в себя не только лекции и семинары, но и самостоятельную работу студентов). Вся образовательная программа в любом вузе, входящем в Болонское соглашение, разделена на такие «элементарные курсы» и их совокупности (модули), сдача которых дает студенту 1, 2, 3, 10 и т. д. кредитов. Для перевода на следующий курс нужно набрать 60 кредитов, в семестр — 30, в триместр — 20. Для получения определенной квалификационной степени нужно набрать определенное количество кредитов (около 240 для степени бакалавра и около 300 для степени магистра). В случае продолжения обучения в другом вузе — участнике Болонского соглашения кредиты, полученные ранее, зачитываются как полученные в данном вузе.

Итак, система кредитов позволяет учитывать объем труда студентов в ситуации, когда студенты учатся по разным, не совпадающим по содержанию образовательным программам. Переводясь в другой вуз, европейский студент не должен досдавать те предметы, которые изучали его новые однокурсники, ибо, изучая и сдавая другие предметы, он потратил столько же труда, выражаемого в кредитах, сколько и они.

В России сложилась совершенно иная система учета труда студентов и преподавателей. Ее элементарная единица — академический час (формально это 45-минутное занятие, хотя в часах может исчисляться не только аудиторная нагрузка). Студент за все годы учебы обязан освоить определенное количество часов по определенному количеству дисциплин, указанных в учебном плане (прослушать лекции, посетить семинарские и лабораторные занятия, сдать зачеты и экзамены, пройти практику). В часах также исчисляется его труд по подготовке курсовых, дипломных работ, сдаче зачетов и экзаменов. Но часы по природе своей несопоставимы с кредитами. Кредит не привязан к содержанию курса, он представляет собой элементарный объем абстрактного свободного учебного труда студента, независимо от того, что студент изучал — физику или медицину (и напоминает тем самым абстрактный труд рабочего, который есть основа меновой стоимости товара по Марксу, и точно так же, как абстрактный труд рабочего делает возможным сопоставление и обмен разных по качеству товаров, кредит делает возможным сопоставление разных по содержанию образовательных программ).

Академические часы, отработанные студентом на 1-м курсе физического факультета российского вуза, напротив, не тождественны часам на 1-м курсе химического факультета того же или другого российского вуза, и если студент переводится после первого курса физфака на второй курс химфака, то, сдав экзамены на физфаке, он еще досдает те дисциплины, которые изучали на химфаке, но которых не было на физфаке (что с точки зрения западной системы несправедливо, ведь в итоге он потратил больше учебного труда, чем его новые однокурсники-химики). Короче говоря, кредиты конвертируются, а часы не конвертируются.

Академические часы — мера не абстрактного свободного учебного труда, а конкретного служебного учебного труда студента. Термин «служебный труд» ввела в науку экономист О. Э. Бессонова для описания альтернативной рыночной раздаточной экономики, доминирующей в России. Служебный труд — это обязательный труд, который налагает на человека государство, причем государство само и регламентирует этот труд, то есть указывает, сколько ему работать, где и каким образом. Для учета этого служебного труда могут использоваться трудодни, талоны и т. д.

Советский вуз был учреждением, осуществляющим образовательный раздаток. Основой его работы был служебный труд преподавателей и студентов. Этот труд учитывался с помощью академических часов (вузовского аналога колхозных трудодней). В российских вузах сохранилась та же система (с некоторыми изменениями).

Таким образом, приравнивать часы к кредитам так же невозможно, как килограммы к метрам. Однако именно это и сделало Минобрнауки, когда особым письмом механически приравняло один кредит к 36 академическим часам. Учебные программы и планы при «переходе на Болонскую систему» были переработаны: например, если курс состоял из 72 часов, писали «2 кредита».

Как уже говорилось, на Западе кредиты нужны потому, что у разных студентов и в разных вузах разные образовательные программы и возникает проблема их сопоставления. В СССР не было самой этой проблемы. Учебные планы одних и тех же специальностей во всех вузах СССР были унифицированы и утверждались государством. Но с переходом на Болонскую систему и возникновением у нас курсов по выбору подобная проблема возникла. Перезачет предметов при переводе из одного вуза в другой внутри России теперь стал более проблематичным — курсы по выбору ведь различаются в различных вузах. Далее, появление вариативной части привело к тому, что и обязательные курсы могут называться по-разному и иметь разное содержание.

Кроме того, теперь на одном и том же факультете программы меняются с каждым годом (министерство выпускает новые ФГОСы, факультетское начальство тоже постоянно меняет программы, создавая новые специализации, чтобы привлечь абитуриентов). Студент, ушедший в академический отпуск, вернувшись, вынужден досдавать предметы за уже пройденные курсы.

Однако решить эту проблему при помощи кредитов, как это сделали на Западе, у нас невозможно, ведь наши кредиты — закамуфлированные часы — имеют иную природу. В реальности администрации вузов, которые на Западе технически перезачитывают предметы, у нас предпочли это отдать на откуп преподавателям, которые сами решают: перезачесть, заставить снова сдавать или ограничиться рефератом. И это не прихоть администраций, ими движет интуитивное понимание того, о чем мы уже говорили: часы в рамках российской системы высшего образования не тождественны западным кредитам, и даже если объемы разных спецкурсов в разных вузах равны по часам, то это ничего не значит. Часы суть воплощение некоторого количества служебного труда, а служебный труд не абстрактен, а конкретен. Он представляет собой труд по принуждению, а осуществляет принуждение конкретное лицо — преподаватель, причем один преподаватель заставляет студентов все выучить «от и до», другой требует знания самого основного, оценку же они ставят одну и ту же. В итоге студент, переводящийся из другого вуза, в идеале должен сдать предмет тому же преподавателю, которому сдавали студенты этого вуза, тогда полученный им объем знаний будет адекватен их объему.

Итак, еще одно требование Болонского соглашения — введение в наших вузах системы кредитов. Требование это было выполнено формально, кредиты были механически приравнены к определенному количеству академических часов. Иначе быть не могло: единицы исчисления учебного труда в западных и в российских вузах (кредиты и часы) несоизмеримы в силу принципиального отличия процессов обучения на Западе и в России.

  1. Академическая мобильность

В Европе – возможность свободно переходить из одного университета в другой, без необходимости досдавать экзамены

В России – стажировки за границей или (в советское время) возможность студентов сельских институтов продолжать обучение в столице

Фактически в России нет декларированной законами и подзаконными актами академической мобильности западного типа; она превращена в ресурс, которым распоряжается администрация вузов; причем ресурс этот вмонтирован в механизм распределения других ресурсов, необходимых учреждениям высшего образования (от числа иностранных студентов или преподавателей, а также студентов и преподавателей этого вуза, обучающихся и работающих за границей, зависит рейтинг вуза, а значит, его финансирование и возможность дальнейшего существования).

StudFiles.ru

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ

9.1. Уровень образования педагогических работников при установлении разрядов оплаты труда по ЕТС определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов о соответствующем образовании, независимо от специальности, которую они получили (за исключением тех случаев, когда это особо оговорено).

9.2. Требования к уровню образования при установлении разрядов оплаты труда работников по ЕТС, определенные в разделе«Требования к квалификации по разрядам оплаты» тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, предусматривают наличие среднего или высшего профессионального образования и, как правило, не содержат специальных требований к профилю полученной специальности по образованию.

Специальные требования к профилю полученной специальности по образованию предъявляются по должностям концертмейстера, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, логопеда (наименование должности «логопед» применяется только в учреждениях здравоохранения).

9.3. Педагогическим работникам, получившим диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании, разряды оплаты труда по ЕТС устанавливаются как лицам, имеющим высшее профессиональное образование, а педагогическим работникам, получившим диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании, — как лицам, имеющим среднее профессиональное образование.

Наличие у работников диплома государственного образца «бакалавр», «специалист», «магистр» дает право на установление им разрядов оплаты труда по ЕТС, предусмотренных для лиц, имеющих высшее профессиональное образование

Наличие у работников диплома государственного образца о неполном высшем профессиональном образовании права на установление разрядов оплаты труда по ЕТС, предусмотренных для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, не дает.

Окончание трех полных курсов высшего учебного заведения, а также учительского института и приравненных к нему учебных заведений дает право на установление разрядов оплаты труда по ЕТС, предусмотренных для лиц, имеющих среднее профессиональное образование

9.4. Концертмейстерам и преподавателям музыкальных дисциплин, окончившим консерватории, музыкальные отделения и отделения клубной и культпросветработы институтов культуры, пединститутов (университетов), педучилищ и музыкальных училищ, работающим в образовательных учреждениях, разряды оплаты труда по ЕТС устанавливаются как работникам, имеющим высшее или среднее музыкальное образование

9.5. Учителям-логопедам, учителям-дефектологам, логопедам, а также учителям учебных предметов (в т.ч в начальных классах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разряды оплаты труда по ЕТС как лицам, имеющим высшее дефектологическое образование, устанавливаются:

– при получении диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании по специальностям тифлопедагогика, сурдопедагогика; олигофренопедагогика; логопедия, специальная психология, коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная); дефектология и другие аналогичные специальности окончившим спецфакультеты по указанным выше специальностям и получившим диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

9.6. Уровень образования лиц, окончивших образовательные учреждения до введения в действие настоящих Рекомендаций, определяется на основании ранее действовавших Инструкций (см п. 1.2., раздел 1).

9.7. Работники, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии образовательного учреждения, в порядке исключения, могут быть назначены руководителем образовательного учреждения на соответствующие должности так же, как и работники, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ЕТС.

studopedia.ru

Базовое образование это:

Базовое образование
Nuvola apps important recycle.svg Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Базовое образование — понятие, используемое в сфере образования и науки, которое означает предыдущую ступень завершенного (подтверждённого документом) обучения при получении дальнейшего образования (начальное образование является базовым для среднего образования, среднее образование — является базовым для высшего, высшее образование — является базовым для дальнейшего: аспирантура, образование в аспирантуре является базовым для докторантуры.

Почему возникло понятие "базовое образование" и в каком смысле используется?

С учетом качественной стороны образования (специальности, специализации, квалификации) последующее образование требует соответствующей базы (основы) знаний. Термин «базовое образование» имеет смысл только в случае идентификации по отношению к получаемому ныне (предполагаемому)дальнейшему образованию. Некорректно, например, считать среднее специальное образование базовым по отношению к аспирант, получившему до поступления в аспирантуру (после среднего образования) высшее образование — в этом случае базовым будет высшее образование; также некорректно считать первое высшее образование «базовым» по отношению к соискателю ученой степени доктора наук, закончившему после высшего учебного заведения аспирантуру — в этом случае базовым образованием будет образование, полученное в аспирантуре в случае успешной защиты кандидатской диссертации.

Преемственность и системность образования

Понятие «базовое образование» — важный элемент в системе понятий, связанных с преемственностью и системностью образования: если первое (начальное) образование — общее (неспециальное), оно может быть базой для последующих ступеней образования и специализации. Если среднее специальное образование,например, специализированное — например, парикмахер, оно не может быть базовым для получения высшего образования по другой специализации (скажем, в данном случае — по искусствоведению, если среднее специальное образование — медицинское, оно не может быть базовым для получения специальности юриста в системе высшего образования, если высшее образование — гуманитарное, оно не может быть базовым для обучения в аспирантуре по специальности, связанной с техническими науками или рассматриваться как базовое в трудовой деятельности по техническому направлению (в таких случаях требуется предварительно получить дополнительное образование по соответствующему профилю).

Базовое образование и система ученых степеней и ученых званий

При соискании ученой степени кандидата наук базовым является высшее образование (при необходимости дополненное сдачей кандидатского минимума по избранной специальности). Для соискателя ученой степени доктора наук базовым образованием является образование, полученное в аспирантуре, подтвержденное защитой соответствующей кандидатской диссертации. Для человека, успешно прошедшего обучение, полученное ранее (подтвержденное) образование рассматривается как базовое в случае намерения получить образование последующей ступени (бакалавр, магистр, доктор философии, доктор наук).

Базовое образование преподавателей высших учебных заведений

Если преподаватель ВУЗа не имеет ученой степени или ученого звания (например, ассистент или старший преподаватель), то в качестве базового образования рассматривается полученное преподавателем ранее высшее образование (подтвержденное дипломом)с учетом аттестаций при последипломном образовании или при повышении квалификации. Присуждение ученого звания (доцента или профессора)- по определенной специальности или по кафедре — при наличии соответствующего аттестата, может рассматриваться как получение базового образования преподавателем для дальнейшего обучения или в процессе трудовой профессиональной деятельности (например, в должности доцента или профессора).

Категория:
  • Образование

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Читайте также