Восприятие
1.Дайте определение восприятия как чувственной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
2. Заполните таблицу «Основные свойства восприятия»
№ |
Название свойства |
Определение свойства,пример проявления свойства |
1 |
Предметность восприятия |
Способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия. (Определение источника звука). |
2 |
Целостность восприятия |
Из отдельных ощущений восприятие синтезирует целостный образ объекта. (Видя человека, стоящего к нам боком, в нашем восприятии мы имеем целостный объект: имеющий две руки, а не одну, имеющий две ноги, а не одну, имеющий два уха... И когда человек поворачивается к нам другим боком, мы видим то, к чему уже были готовы.) |
3 |
Структурность (обобщенность) |
– не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой). |
4 |
Константность восприятия |
Относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. (Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.) |
5 |
Апперцепция |
Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. (Человек, профессионально занимающийся отделкой помещений, легко и быстро замечает все особенности интерьера нового помещения.) |
6 |
Осмысленность восприятия |
Показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т.д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование. (Предположим, нам нужно закрутить какую-нибудь гайку. Под рукой нет отвертки, но жизненный опыт и размышления нам подсказывают, что отвертку можно заменить чем-то иным. Оглядываясь вокруг, мы ищем какой-нибудь предмет, находим подходящий и таким образом толкуем его как отвертку, особенно не разбираясь в истинном его предназначении, истинных особенностях.) |
7 |
Активность |
Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. (Сосредоточив свое внимание на книге, мы погружаемся в восприятие напечатанного текста). |
3. Назовите, основные классификации форм восприятия
Иллюзии, обнаружение объектов, восприятие времени, восприятие движения, наблюдение и наблюдательность.
4. Объясните, что такое «иллюзии восприятия»
Иногда, например, при повороте головы, либо изменении скорости перемещения тела в пространстве проявляется несоответствие сигналов, поступающих в мозг со стороны вестибулярного, двигательного и кожного анализаторов, с одной стороны, и зрительного – с другой. В результате разлада между этими источниками информации пространственного положения возникает ряд пространственных иллюзий.
Иллюзии вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Примером физической иллюзии может служить восприятие стоящей палки в сосуде с водой, она кажется изломанной. Или, если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Это физиологическая иллюзия.
Примером психологической иллюзии являются искажения, возникающие вследствие контраста: серый предмет на белом фоне кажется более темным, чем на черном фоне.
Цвет и освещенность объектов также искажают оценку их истинных размеров и удаленности от наблюдателя. Так, если на одном расстоянии будут находиться два одинаковых предмета, только окрашенных в разные тона, то светлый покажется больше и ближе, чем темный.
5.Перечислите индивидуальные различия в восприятии.
Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического развития определяют индивидуальные особенности восприятия - его избирательную направленность, полноту и точность.
Выполните задание. Все, что воспринимает человек, он воспринимает как фигуру на фоне. Посмотрите внимательно на рисунки и прокомментируйте, что является фигурой, а что фоном.
Фигура – ребёнок
Фон – природа, люди
Фигура – волк
Фон – природа
Фигура – лицо женщины Фигура – лицо женщины
Фон – природа Фон – Дерево
StudFiles.ru
Понятие восприятия, свойства и виды восприятия
Восприятие (перцептивный процесс) – это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.
В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в единый образ, но и осмысливаем этот образ, привлекая прошлый опыт, т.е. восприятие неразрывно связано с памятью и мышлением.
Виды восприятия.
В зависимости от доминирующего анализатора выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое. Во всех видах восприятия в той или иной степени всегда участвуют двигательные ощущения.
Также выделяют восприятие преднамеренное (например, при наблюдении) и непреднамеренное.
Основой еще одного типа классификации являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Восприятие пространства – необходимое условие ориентировки человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления. Восприятие не всегда дает нам адекватное отражение предметов объективного мира, в литературе описаны многочисленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии.
Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний. Так время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — субъективно несколько растягивают временные промежутки.
Восприятие движения – отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление.
4. Свойства восприятия.
Наиболее важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.
Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.
Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной инфюрмации до целостного образа конкретного предмета.
С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.
Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль воспринимается как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
Восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.
Огромную роль в апперцепции играют знания человека, предшествующий опыт, прошлая практика.
Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.
Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Активность (или избирательность) восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.
Все свойства восприятия приобретаются нами при жизни (прозревшие в зрелом возрасте люди так и не могут пользоваться всеми возможностями зрения).
studopedia.ru
/ Гатальский В. К определению восприятия
УДК
В. В. Гатальский
(аспирант кафедры общей психологии, психологии личности и истории психологии НГПУ)
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВОСПРИЯТИЯ
Статья посвящена определению понятия «восприятие».
Отражением сути какого-либо процесса считается определение его понятия. Что есть восприятие как процесс?
«Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств» [10, с.31].
Приблизительно схожие определения восприятия приводятся: в психологическом словаре под ред. А.В. Петровского [8, с.52], в курсе лекций по психологии (составитель Е.И. Рогов) [11, с.217-220]; авторы - Я.Л. Коломинский [7, c.72], Гамезо М.В. и Домашенко И.А. [6, c.136], И.С. Вотчин [4, с.17] и другие.
Общим знаменателем приведённых в качестве примеров определений является то, что объект нашего анализа – восприятие - связано с данными органов чувств (1)человека и опирается на них. С помощью восприятия у человека формируется образ предмета исследования (2), который непосредственно (3) воздействует на органы чувств.
На наш взгляд, все перечисленные определения недостаточно строго сформулированы, а, значит, недостаточно исчерпывающи. В этих определениях нет ещё одного ключевого фрагмента - информации относительно активности самого воспринимающего [6], [9],что он живой человек, с запасом знаний и опыта, со своей личностной историей, установками[15], [17] мотивацией, того, что называют апперцепцией [4], - всего, что субъективно корректирует отражение (восприятие)объективной реальности. Можно ли считать завершённым определение, в котором упомянуты не все его ключевые компоненты?
Надо заметить, что некоторые из упомянутых авторов, не вводя непосредственно в определение понятия апперцептивных аспектов, далее по тексту касаются этих сторон восприятия, признавая тем самым их важность.
Например, автор пособия «Психология личности» И.С. Вотчин: «На практике большую роль может играть апперцепция – опыт, знания, умения, навыки, установки человека. …но жизненный опыт не означает того, что каждый из нас, даже психолог, даёт объективную оценку. Поэтому важно знать, какие стереотипы есть у самого психолога и как поступающая информация преломляется в призме его жизненного опыта» [4, с.17-18]. Или М.В. Гамезо и И.А. Домашенко, авторы «Атласа по психологии»: «Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта. Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона. … И.М. Сеченов отмечал, что сенсорный и двигательный аппараты в процессе приобретения опыта соединяются в единую отражательную систему» [6, с.136-138]. Остаётся только сожалеть, что авторы не сочли необходимым упомянуть об этом ранее, уже в определении понятия.
О необходимости отражения субъективных факторов в психологических исследованиях указывает А.Г. Асмолов, рассматривая причины “вынесения за скобки” активность субъекта: «В наследство от классической физики психологии вообще, и психофизике в частности, достались «постулат непосредственности» [17] и метод, который Л.С. Выготский охарактеризовал как метод «анализа по элементам» [1, с.157].
Автор напоминает смысл постулата непосредственности: причина всегда однозначно определяет следствие или - внешнее физическое воздействие однозначно определяет вызванное им ощущение. И далее замечает, что и метод, и постулат - причина основ анализа классической психофизики - двучленная схема: воздействие на рецепирующие системы -›ответное субъективное явление. «…Между тем постулат непосредственности, порождённый спецификой объекта исследования классической физики – характером связей в неживой природе, неадекватен при исследовании природы психических явлений. Некритическое использование этого постулата в психологии приводит к тому, что активность субъекта оказывается вынесенной за скобки» [1, с.157].
В роли постоянного спутника постулата непосредственности выступает метод «анализа по элементам» и по мнению Л.С. Выготского: «Существенным признаком такого анализа является то, что в результате его получаются продукты, чужеродные по отношению к анализируемому целому,- элементы, которые не содержат в себе свойств, присущих целому как таковому…» [5].
Развенчивая психофизику «чистых ощущений», раскрывая причины избирательности нашего восприятия, А.Г. Асмолов предлагает сместить внимание исследователя к психофизике «сенсорных задач»: «Потребности и установки человека определяют избирательность восприятия и мышления, пристрастность процесса познания мира...» [2, с.38]. «…состояние организма определяется решаемой им задачей. Она определяет избирательность его восприятия и поведения, обуславливая настройку сенсорных систем организма» [1, с.161]. В этой связи нам представляется, что избирательность как субъективный фактор не может быть не отражена в определении понятия «восприятие».
Активность восприятия как субъективного процесса подчёркивает Д. Бом: «…новейшие исследования показывают, что восприятие … является активным процессом, в ходе которого человек вынужден производить множество действий для того, чтобы придать воспринимаемому им определенную общую структуру» [3, с.239-265].
Как отмечает Р.С. Немов, восприятие человека: «… всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причём даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним). …Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения» [9, кн.1, с.181-182].
Приведём ещё примеры определений, где подчёркивается субъективность восприятия и активность самого воспринимающего: «Восприятие - … процесс формирования – посредством активных действий- субъективногообразацелостного предмета, непосредственно воздействующего наанализаторы» [16, с.108], [13]. «Под восприятием -…понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психопроцессы, благодаря которым это совершается» (Дж. Хохберг) [14, с.91].
Таким образом, для восприятия какого-либо предмета необходима в отношении его встречная активность, деятельность, направленная на его исследование, построение и уточнение образа. По словам Ч. Осгуда, - ввод определённого и достаточного набора переменных: «…термин «восприятие» относится к набору переменных, которые находятся между сенсорной стимуляцией и осознанием…» [12, с.114].
Итоги обзора существенных признаков в определении понятия можно представить взаимодополняющими позициями, где восприятие: а) -опирается на данные органов чувств; б) –это афферентно- и апперцепционно-скорректированное целостное отражение действительности; в) -это активный аналитико-синтетический процесс. А само определение в этом случае могло бы выглядеть так: восприятие – активный процесс синтетического (целостного) отражения действительности посредством органов чувств и апперцепции.
Список литературы
-
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996.-768 с.
-
Асмолов А.Г. Психология личности.- М.:«Смысл», ИЦ «Академия», 2002.–416 с.
-
Бом Д. Физика и восприятие // Специальная теория относительности. – М., «Мир», 1967; или - http://www.w3.org/TR/REC-html40">
-
Вотчин И.С. Психология личности.- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003.- 116 с.
-
Выготский Л.С. Избранные психологические произведения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
-
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.- 276 с.
-
Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М.: Просвещение, 1986.- 223 с.
-
Краткий психологический словарь (п\р А.В. Петровскогои др.).- М.: Политиздат, 1985.- 431с.
-
Немов Р.С. Психология.- М.: ВЛАДОС, в 3 кн., 2003.
-
Общая психология /Автор-составитель Л.А. Юшкова.- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004.-126 с.
-
Общая психология (курс лекций) / Сост. Е.И. Рогов.-М.: Владос, 2001.
-
Осгуд Ч. Значение термина «восприятие» // Психология ощущения и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др.- М.: «ЧеРо», 2002.- 610 с.
-
Психологический словарь (пси-словарь).- http://www.psy.webzone.ru
-
Психологическая энциклопедия/под. ред. Р. Корсинии др.- СПб., 2003. – 1096 с.
-
Сийпола Е.М. Установка в восприятии // Психология ощущения и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др.-М.: «ЧеРо», 2002.- 610 с.
-
Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин.- Мн.: Харвест, 2003.-976 с.
-
Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.- М.: «Наука», 1966.
Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор, В. Г. Леонтьев.
3
StudFiles.ru
ВОСПРИЯТИЕ это:
ВОСПРИЯТИЕ ВОСПРИЯТИЕ - процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецептор-ные зоны органов чувств. В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире, формируется в процессе активной практической деятельности на основе ощущений. В. как целостный образ вещи включает в сферу своего осознания такие стороны чувственного явления, которые оставались скрытыми в ощущениях, прежде всего - предметность, целостность, пространственные и временные характеристики. Физиологической основой В. является условно-рефлекторный процесс, представляющий собой анализ и синтез комплексных раздражителей и отношений между ними. Процесс В. предполагает обнаружение объекта в воспринимаемом поле, различение в этом объекте отдельных признаков и их синтез. В. как вид познания предполагает осмысление, истолкование сенсорных данных. В. составляет первоначальный источник сведений об окружающей действительности. В. человека развивается в процессе его активного практического воздействия на внешний мир, имеет сознательный характер: человек воспринимает предметы, в возникновении и преобразовании которых он принимает непосредственное участие. В. человека отражает мир с помощью специальных приборов, значительно расширяющих сферу воспринимаемых явлений. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и др. В. Различают также В., адекватное реальности, и иллюзии. Важным условием адекватности В. является его включение в активную практическую деятельность. В. может быть преднамеренным, связанным с постановкой определенной задачи. В данном случае В. выступает как познавательная рецептивная деятельность. Непреднамеренное В. выступает как компонент какой-либо другой деятельности. Основными свойствами В. являются предметность, целостность, константность и категориальность. Важной особенностью В. является его зависимость от прошлого опыта, знаний и индивидуально-психологических различий людей.Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.
dic.academic.ru
Читайте также
- Актив определение
- Аренда определение
- Акт определение
- База данных определение
- Бетон определение
- Брак это определение в производстве
- Власть определение
- Выберите один из вариантов определения истины это
- Дайте определение понятию авария
- Гражданская оборона определение
- Гражданское право определение
- Дать определение синонимов и антонимов