Восприятие определение

Восприятие

1.Дайте определение восприятия как чувственной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами.

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

2. Заполните таблицу «Основные свойства восприятия»

Название свойства

Определение свойства,пример проявления свойства

1

Предметность восприятия

Способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия. (Определение источника звука).

2

Целостность восприятия

Из отдельных ощущений восприятие синтезирует целостный образ объекта. (Видя человека, стоящего к нам боком, в нашем восприятии мы имеем целостный объект: имеющий две руки, а не одну, имеющий две ноги, а не одну, имеющий два уха... И когда человек поворачивается к нам другим боком, мы видим то, к чему уже были готовы.)

3

Структурность (обобщенность)

не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).

4

Константность восприятия

Относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. (Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.)

5

Апперцепция

Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. (Человек, профессионально занимающийся отделкой помещений, легко и быстро замечает все особенности интерьера нового помещения.)

6

Осмысленность восприятия

Показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т.д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование. (Предположим, нам нужно закрутить какую-нибудь гайку. Под рукой нет отвертки, но жизненный опыт и размышления нам подсказывают, что отвертку можно заменить чем-то иным. Оглядываясь вокруг, мы ищем какой-нибудь предмет, находим подходящий и таким образом толкуем его как отвертку, особенно не разбираясь в истинном его предназначении, истинных особенностях.)

7

Активность

Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. (Сосредоточив свое внимание на книге, мы погружаемся в восприятие напечатанного текста).

3. Назовите, основные классификации форм восприятия

Иллюзии, обнаружение объектов, восприятие времени, восприятие движения, наблюдение и наблюдательность.

4. Объясните, что такое «иллюзии восприятия»

Иногда, например, при повороте головы, либо изменении скорости перемещения тела в пространстве проявляется несоответствие сигналов, поступающих в мозг со стороны вестибулярного, двигательного и кожного анализаторов, с одной стороны, и зрительного – с другой. В результате разлада между этими источниками информации пространственного положения возникает ряд пространственных иллюзий.

Иллюзии вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Примером физической иллюзии может служить восприятие стоящей палки в сосуде с водой, она кажется изломанной. Или, если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Это физиологическая иллюзия.

Примером психологической иллюзии являются искажения, возникающие вследствие контраста: серый предмет на белом фоне кажется более темным, чем на черном фоне.

Цвет и освещенность объектов также искажают оценку их истинных размеров и удаленности от наблюдателя. Так, если на одном расстоянии будут находиться два одинаковых предмета, только окрашенных в разные тона, то светлый покажется больше и ближе, чем темный.

5.Перечислите индивидуальные различия в восприятии.

Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического развития определяют индивидуальные особенности восприятия - его избирательную направленность, полноту и точность.

Выполните задание. Все, что воспринимает человек, он воспринимает как фигуру на фоне. Посмотрите внимательно на рисунки и прокомментируйте, что является фигурой, а что фоном.

Фигура – ребёнок

Фон – природа, люди

Фигура – волк

Фон – природа

Фигура – лицо женщины Фигура – лицо женщины

Фон – природа Фон – Дерево

StudFiles.ru

Понятие восприятия, свойства и виды восприятия

Восприятие (перцептивный процесс) – это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в единый образ, но и осмысливаем этот образ, привлекая прошлый опыт, т.е. восприятие неразрывно связано с памятью и мышлением.

Виды восприятия.

В зависимости от доминирующего анализатора выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое. Во всех видах восприятия в той или иной степени всегда участвуют двигательные ощущения.

Также выделяют восприятие преднамеренное (например, при наблюдении) и непреднамеренное.

Основой еще одного типа классификации являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства – необходимое условие ориентировки человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления. Восприятие не всегда дает нам адекват­ное отражение предметов объективного мира, в литературе описаны многочис­ленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии.

Восприятие времени – отражение объектив­ной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, вос­приятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Восприятие продолжительных периодов времени в значитель­ной степени определяется характером переживаний. Так время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной дея­тельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмо­ционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — субъек­тивно несколько растягивают временные промежутки.

Восприятие движения – отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление.

4. Свойства восприятия.

Наиболее важные особенности восприятия - предмет­ность, целостность, структурность, константность и осмыс­ленность.

Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожден­ным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Се­ченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечиваю­щих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной инфюрмации до целостного образа конкрет­ного предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринима­ем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, ко­торая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото­рым мы столкнулись в реальном мире.

Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме­нении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо­биль воспринимается как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо­бражение, когда мы стоим возле него.

Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы восприни­маем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Восприятие зависит не только от характера раздраже­ния, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности чело­века. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, предшествующий опыт, прошлая практика.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком зада­чей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя воспри­ятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воз­действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч­шего толкования имеющихся данных.

Активность (или избирательность) восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

Все свойства восприятия приобретаются нами при жизни (прозревшие в зрелом возрасте люди так и не могут пользоваться всеми возможностями зрения).

studopedia.ru

/ Гатальский В. К определению восприятия

УДК

В. В. Гатальский

(аспирант кафедры общей психологии, психологии личности и истории психологии НГПУ)

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВОСПРИЯТИЯ

Статья посвящена определению понятия «восприятие».

Отражением сути какого-либо процесса считается определение его понятия. Что есть восприятие как процесс?

«Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств» [10, с.31].

Приблизительно схожие определения восприятия приводятся: в психологическом словаре под ред. А.В. Петровского [8, с.52], в курсе лекций по психологии (составитель Е.И. Рогов) [11, с.217-220]; авторы - Я.Л. Коломинский [7, c.72], Гамезо М.В. и Домашенко И.А. [6, c.136], И.С. Вотчин [4, с.17] и другие.

Общим знаменателем приведённых в качестве примеров определений является то, что объект нашего анализа – восприятие - связано с данными органов чувств (1)человека и опирается на них. С помощью восприятия у человека формируется образ предмета исследования (2), который непосредственно (3) воздействует на органы чувств.

На наш взгляд, все перечисленные определения недостаточно строго сформулированы, а, значит, недостаточно исчерпывающи. В этих определениях нет ещё одного ключевого фрагмента - информации относительно активности самого воспринимающего [6], [9],что он живой человек, с запасом знаний и опыта, со своей личностной историей, установками[15], [17] мотивацией, того, что называют апперцепцией [4], - всего, что субъективно корректирует отражение (восприятие)объективной реальности. Можно ли считать завершённым определение, в котором упомянуты не все его ключевые компоненты?

Надо заметить, что некоторые из упомянутых авторов, не вводя непосредственно в определение понятия апперцептивных аспектов, далее по тексту касаются этих сторон восприятия, признавая тем самым их важность.

Например, автор пособия «Психология личности» И.С. Вотчин: «На практике большую роль может играть апперцепция – опыт, знания, умения, навыки, установки человека. …но жизненный опыт не означает того, что каждый из нас, даже психолог, даёт объективную оценку. Поэтому важно знать, какие стереотипы есть у самого психолога и как поступающая информация преломляется в призме его жизненного опыта» [4, с.17-18]. Или М.В. Гамезо и И.А. Домашенко, авторы «Атласа по психологии»: «Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта. Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона. … И.М. Сеченов отмечал, что сенсорный и двигательный аппараты в процессе приобретения опыта соединяются в единую отражательную систему» [6, с.136-138]. Остаётся только сожалеть, что авторы не сочли необходимым упомянуть об этом ранее, уже в определении понятия.

О необходимости отражения субъективных факторов в психологических исследованиях указывает А.Г. Асмолов, рассматривая причины “вынесения за скобки” активность субъекта: «В наследство от классической физики психологии вообще, и психофизике в частности, достались «постулат непосредственности» [17] и метод, который Л.С. Выготский охарактеризовал как метод «анализа по элементам» [1, с.157].

Автор напоминает смысл постулата непосредственности: причина всегда однозначно определяет следствие или - внешнее физическое воздействие однозначно определяет вызванное им ощущение. И далее замечает, что и метод, и постулат - причина основ анализа классической психофизики - двучленная схема: воздействие на рецепирующие системы -›ответное субъективное явление. «…Между тем постулат непосредственности, порождённый спецификой объекта исследования классической физики – характером связей в неживой природе, неадекватен при исследовании природы психических явлений. Некритическое использование этого постулата в психологии приводит к тому, что активность субъекта оказывается вынесенной за скобки» [1, с.157].

В роли постоянного спутника постулата непосредственности выступает метод «анализа по элементам» и по мнению Л.С. Выготского: «Существенным признаком такого анализа является то, что в результате его получаются продукты, чужеродные по отношению к анализируемому целому,- элементы, которые не содержат в себе свойств, присущих целому как таковому…» [5].

Развенчивая психофизику «чистых ощущений», раскрывая причины избирательности нашего восприятия, А.Г. Асмолов предлагает сместить внимание исследователя к психофизике «сенсорных задач»: «Потребности и установки человека определяют избирательность восприятия и мышления, пристрастность процесса познания мира...» [2, с.38]. «…состояние организма определяется решаемой им задачей. Она определяет избирательность его восприятия и поведения, обуславливая настройку сенсорных систем организма» [1, с.161]. В этой связи нам представляется, что избирательность как субъективный фактор не может быть не отражена в определении понятия «восприятие».

Активность восприятия как субъективного процесса подчёркивает Д. Бом: «…новейшие исследования показывают, что восприятие … является активным процессом, в ходе которого человек вынужден производить множество действий для того, чтобы придать воспринимаемому им определенную общую структуру» [3, с.239-265].

Как отмечает Р.С. Немов, восприятие человека: «… всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причём даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним). …Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения» [9, кн.1, с.181-182].

Приведём ещё примеры определений, где подчёркивается субъективность восприятия и активность самого воспринимающего: «Восприятие - … процесс формирования – посредством активных действий- субъективногообразацелостного предмета, непосредственно воздействующего наанализаторы» [16, с.108], [13]. «Под восприятием -…понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психопроцессы, благодаря которым это совершается» (Дж. Хохберг) [14, с.91].

Таким образом, для восприятия какого-либо предмета необходима в отношении его встречная активность, деятельность, направленная на его исследование, построение и уточнение образа. По словам Ч. Осгуда, - ввод определённого и достаточного набора переменных: «…термин «восприятие» относится к набору переменных, которые находятся между сенсорной стимуляцией и осознанием…» [12, с.114].

Итоги обзора существенных признаков в определении понятия можно представить взаимодополняющими позициями, где восприятие: а) -опирается на данные органов чувств; б) –это афферентно- и апперцепционно-скорректированное целостное отражение действительности; в) -это активный аналитико-синтетический процесс. А само определение в этом случае могло бы выглядеть так: восприятие – активный процесс синтетического (целостного) отражения действительности посредством органов чувств и апперцепции.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996.-768 с.

  2. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.:«Смысл», ИЦ «Академия», 2002.–416 с.

  3. Бом Д. Физика и восприятие // Специальная теория относительности. – М., «Мир», 1967; или - http://www.w3.org/TR/REC-html40">

  4. Вотчин И.С. Психология личности.- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003.- 116 с.

  5. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

  6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.- 276 с.

  7. Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М.: Просвещение, 1986.- 223 с.

  8. Краткий психологический словарь (п\р А.В. Петровскогои др.).- М.: Политиздат, 1985.- 431с.

  9. Немов Р.С. Психология.- М.: ВЛАДОС, в 3 кн., 2003.

  10. Общая психология /Автор-составитель Л.А. Юшкова.- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004.-126 с.

  11. Общая психология (курс лекций) / Сост. Е.И. Рогов.-М.: Владос, 2001.

  12. Осгуд Ч. Значение термина «восприятие» // Психология ощущения и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др.- М.: «ЧеРо», 2002.- 610 с.

  13. Психологический словарь (пси-словарь).- http://www.psy.webzone.ru

  14. Психологическая энциклопедия/под. ред. Р. Корсинии др.- СПб., 2003. – 1096 с.

  15. Сийпола Е.М. Установка в восприятии // Психология ощущения и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др.-М.: «ЧеРо», 2002.- 610 с.

  16. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин.- Мн.: Харвест, 2003.-976 с.

  17. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.- М.: «Наука», 1966.

Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор, В. Г. Леонтьев.

3

StudFiles.ru

ВОСПРИЯТИЕ это:

ВОСПРИЯТИЕ ВОСПРИЯТИЕ - процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецептор-ные зоны органов чувств. В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире, формируется в процессе активной практической деятельности на основе ощущений. В. как целостный образ вещи включает в сферу своего осознания такие стороны чувственного явления, которые оставались скрытыми в ощущениях, прежде всего - предметность, целостность, пространственные и временные характеристики. Физиологической основой В. является условно-рефлекторный процесс, представляющий собой анализ и синтез комплексных раздражителей и отношений между ними. Процесс В. предполагает обнаружение объекта в воспринимаемом поле, различение в этом объекте отдельных признаков и их синтез. В. как вид познания предполагает осмысление, истолкование сенсорных данных. В. составляет первоначальный источник сведений об окружающей действительности. В. человека развивается в процессе его активного практического воздействия на внешний мир, имеет сознательный характер: человек воспринимает предметы, в возникновении и преобразовании которых он принимает непосредственное участие. В. человека отражает мир с помощью специальных приборов, значительно расширяющих сферу воспринимаемых явлений. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и др. В. Различают также В., адекватное реальности, и иллюзии. Важным условием адекватности В. является его включение в активную практическую деятельность. В. может быть преднамеренным, связанным с постановкой определенной задачи. В данном случае В. выступает как познавательная рецептивная деятельность. Непреднамеренное В. выступает как компонент какой-либо другой деятельности. Основными свойствами В. являются предметность, целостность, константность и категориальность. Важной особенностью В. является его зависимость от прошлого опыта, знаний и индивидуально-психологических различий людей.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

dic.academic.ru

Читайте также