Авангард значение слова

Авангард (искусство)

У этого термина существуют и другие значения, см. Авангард. Символ мирового авангарда — «Чёрный квадрат» (1915) Казимира Малевича

Аванга́рд (фр. avant-garde — передовой отряд), авангарди́зм — обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков.

История термина

«В авангарде» (картина Карла Пиппиха)

Слово французского происхождения авангард первоначально относилось исключительно к военной терминологии и означало отряд, выдвигающийся вперёд по движению войска; передовой отряд. В годы Французской революции это слово стало революционной метафорой и в 1794 году вошло в название якобинского журнала. С тех пор политический смысл начал вытеснять военный[1].

Анри Сен-Симон

Термин в его фигуральном значении использовался в работах французских социалистических утопистов. В их же работах термин впервые получил следующий, художественный смысл — основатель школы утопического социализма Анри Сен-Симон в статье «Художник, учёный и рабочий», вышедшей в год его смерти в 1825 году, в союзе художника, учёного и рабочего ведущую роль отвёл художнику. Художник, по Сен-Симону, наделён воображением и должен воспользоваться силой искусства для пропаганды передовых идей: «Это мы, художники, будем служить вам авангардом»[2][1].

Томас Карлейль

Долгое время термин сохранял своё политическое значение, а художник наделялся особой политической миссией. В этом значении термин начал усваиваться в других европейских языках. Так, в английском языке слово vangard в его фигуральном значении впервые появилось в работах британского историка Томаса Карлейля[3][1].

Последователи Сен-Симона, продолжая вслед за ним акцентировать ведущую роль художника в политических процессах, фактически оставляли в стороне социальные цели искусства, обязывающие его быть утилитарным, дидактическим, понятным широким массам, и тем самым парадоксально сближали политический авангард с «искусством ради искусства» (фр. l'art pour l'art) как революционной идеей[4][1].

Михаил Бакунин

В последние десятилетия XIX века термин авангард в его милитаристском значении получил широкое распространение в Европе благодаря популярности анархических идей Михаила Бакунина и Петра Кропоткина. Кропоткиным восхищались хорошо его знавшие Оскар Уайльд и Уильям Батлер Йейтс; большое влияние Кропоткин оказал на Герберта Рида. Бакунин и Кропоткин не только использовали термин в своих работах, но в 1878 году дали название L'Avant-Garde своему журналу[5].

Артюр Рембо

Последователи Бакунина начали применять название журнала к искусству, а в 1885 году Теодор Дюре перенёс термин авангард из области политики в область художественной критики. Интересно, что ещё раньше, в 1871 году, семнадцатилетний французский поэт Артюр Рембо в частной переписке, ставшей публичной значительно позже, писал, что поэзия должна создать совершенно новый язык, объединяющий задачи политического и художественного авангарда; именно это позволит ей быть впереди[5].

Термин авангард в его художественном значении, таким образом, полностью вышел из утопических и анархических идей и в начале XX века был тесно связан с политикой. Присущий художественному авангарду уже как историческому явлению (первая треть ХХ века) политический радикализм был ему свойствен вплоть до 1930-х годов[5].

Как пишет искусствовед Ирина Вакар, на русской почве «создателем термина был знаменитый художник и критик Александр Бенуа. Весной 1910 года в рецензии на выставку Союза русских художников он разделил всех участвовавших в ней живописцев на авангард, центр и арьергард. Причислив себя и своих друзей из „Мира искусства“ к центру, он иронически назвал авангардом нескольких молодых москвичей во главе с М. Ларионовым, по его мнению, слишком далеко зашедших вперед по пути разрушения принятых норм в искусстве. Прогноз Бенуа оказался верным, а термин утвердился, хотя и спустя много лет»[6].

В 1915 году Николай Бердяев в статье «Астральный роман» предположил по поводу Пабло Пикассо и романа «Петербург» Андрея Белого, что «во время Первой мировой войны авангардное искусство перестало существовать, передав продолжение своих новшеств истории как таковой»[7].

Как историческое явление авангард появился только в начале XX века, но ни одно движение, группа или школа не включали термин авангард в своё название, а главное — этим термином не оперировала критика. Термин авангард (как прежде романтизм или реализм) не был для группировок самоназванием, а начал употребляться, когда сами группировки уже распались, и то, что их связывало, завершалось или уже стало историей. Потребность в обобщённом терминологическом закреплении деятельности многочисленных групп возникла в 1920-х годах, и английский поэт Роберт Грейвз в 1927 году противопоставил модернистскую поэзию викторианской.

Луи Арагон

В 1929 году французский поэт, один из основателей сюрреализма, к этому времени ставший коммунистом, Луи Арагон, имея в виду слова са́мого «авангардистского» символиста Артюра Рембо «Il faut etre absolument moderne» («Надо быть абсолютно современными»), ввёл объединяющий термин модернизм. Авангард (авангардизм) в роли аналогичного объединяющего термина появился позже. Наиболее активно авангард как литературно-художественное движение стал обсуждаться в ретроспекции после Второй мировой войны[8].

Спустя столетие с лишним после появления авангарда как исторического явления, теории и типологии авангарда (так же, впрочем, как и теории и типологии модернизма) не существует. Кристофер Иннес в предисловии к своей книге «Театр авангарда» (1993) предупреждает, что термин авангард «стал вездесущим ярлыком, эклектически прикрепляемым к любому виду искусства, лишь бы оно было антитрадиционным по форме. Иногда этот термин упрощённо используют для определения нового в любой данный момент, которое устаревает с каждым новым шагом вперёд»[9][10].

Дьёрдь Лукач

В советском искусствоведении, под влиянием книг Дьёрдя Лукача «Значение современного реализма» и «Идеология модернизма», вплоть до конца 1980-х годов модернизм (авангард) трактовался как «антиреализм», а реализм, соответственно, как «антимодернизм». (Как «антиреализм» в оппозиции реалистического и нереалистического художественных «методов» понимался даже романтизм, к изучению которого советское литературоведение смогло вернуться только в конце 1950-х годов.)[11]

Соотношение понятий модернизм и авангард

Из-за того, что до сих пор не существует теорий и типологии модернизма и авангарда (авангардизма) как литературно-художественных явлений, разброс мнений о соотношении двух этих понятий варьируется от их полного противопоставления до полной взаимозаменяемости[10].

Протоавангард

Эдвард Мунк. «Крик» (1893)

Началу эпохи авангарда, которое большинство исследователей относят к 1905—1907 годам, предшествовал период протоавангарда — когда поэтика авангарда проявляла себя на уровне тенденции: в символизме, югендстиле, русском космизме; в манифестациях, подобных «Крику» (1893) Эдварда Мунка[12].

Период протоавангарда рубежа XIX—XX веков характеризуется, как слом, переход от классической эстетики Аристотеля, мимесиса, к неклассической, антиаристотелевской традиции[13].

Свидетель и участник этого слома, ирландский англоязычный поэт Уильям Батлер Йейтс в 1897 году писал о происходящем:

…Реакция на рационализм восемнадцатого века смешалась с реакцией на материализм девятнадцатого века, и символистское движение, которое достигло совершенства у Вагнера в Германии, у прерафаэлитов в Англии, у Вилье де Лиль-Адана, Малларме и Метерлинка во Франции и пробудило воображение Ибсена и Д’Аннунцио — безусловно единственное движение, говорящее новые вещи[14][15].

Авангардистские течения в искусстве

Авангард в изобразительном искусстве

В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала 20-го века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом, а также с другими течениями, такими как:

  • Абстрактный экспрессионизм
  • Баухауз
  • Беспредметность
  • Всёчество
  • Дадаизм
  • Конструктивизм
  • Кубизм
  • Органика
  • Орфизм
  • Примитивизм
  • Систематизм
  • Стохатизм
  • Супрематизм
  • Сюрреализм
  • Унизм (польск.)русск.
  • Футуризм
  • Экспрессионизм

В узком смысле авангард в изобразительном искусстве понимается как экспериментирование с новыми концепциями, при этом изображение упрощено — даже в ущерб качеству.

Авангард в литературе

Основная статья: Авангардная литература

К ярким представителям авангардного искусства в литературе можно отнести:

  • футуризм — Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский;
  • экспрессионизм — Райнер Мария Рильке, ранний Леонид Андреев.

Драматургия

Первооткрывателем авангардной символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург Морис Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л. Н. Андреева, Г. фон Гофмансталя. В XX веке авангардная драма обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса, В. Гомбровича, С. И. Виткевича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны. Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов т. н. драмы абсурда — Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова. Вслед за ними абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Г. Пинтер, Э. Олби, M.Волохов, В. Гавел.

Авангард в музыке и кинематографии

Основная статья: Авангард (музыка) Основная статья: Авангард (кинематограф)

Цитаты

Анатолий Осмоловский, 2010:

« ...В России авангардное искусство в массе воспринимается крайне упрощённо, вульгарно. Снял штаны, показал жопу — вот и авангард[16]. »

ru.wikipedia.org

Как понять значение слова авангард?

Наталья

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА
1) Авангард - Передовая, ведущая часть какой-нибудь общественной группы, класса
2) Авангард - Часть войск (или флота) , находящаяся впереди главных сил

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Авангард - (от аван.. .и франц. garde - стража) - 1) подразделение, следующее на марше впереди главных сил с целью не допустить внезапногонападения на них противника. Авангарды могут высылаться также внаступлении, при преследовании, в ходе рейда. 2) Передовая часть общества, народа.
2) Авангард - направление во французском кино (с 1918). Деятели ""Авангарда""вели поиски оригинальных выразительных средств. С сер. 20-х гг. втворчестве ""авангардистов"" возобладали формалистические тенденции, в 30-егг. часть их перешла на позиции реалистического искусства.

СЛОВАРЬ ДАЛЯ
Авангард - м. воен. авангардия ж. морск. франц. отдельная часть войск, передовой отряд, впереди армии или отряда же; переды, голова, сторожевой полк, яртаул; | передовая дивизия флота, а в части его, передовая эскадра; | иногда брандвахта

МОРСКОЙ СЛОВАРЬ
Авангард - (от фр. avant - впереди и garde - страж) - часть войск, выдвинутая в походе вперед, с целью не допустить внезапного нападения противника, обеспечить выгодные условия для развертывания и вступления в бой, захватить выгодные рубежи и т. д.

ИСТОРИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
1) Авангард - — часть войск или флота, находящаяся впереди главных сил, передовой отряд ; подразделение, следующее впереди с целью не допустить внезапного нападения противника. А. высылается также в наступлении, при преследовании, в ходе рейда ; передовая часть общества или класса .
2) Авангард - -часть войск, выдвинутая в походе вперед, с целью не допустить внезапного нападения противника, обеспечить выгодные условия для развертывания и вступления в бой, захватить выгодные рубежи и т. д.
3) Авангард - -часть войск, совершающих марш, следующая впереди главных сил с целью не допустить на них внезапного нападения противника.

ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ
http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/a/avangard.html

СЛОВАРЬ ПО ИСКУССТВУ
Авангардизм - (авангард) , совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине 20 в. его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме.

Антон петровский

Авангард (военное дело)
Аванга́рд (фр. avant-garde, дословно: avant — впереди; garde — стража; передовая или головная охрана) в вооружённых силах (армии и на флоте) — название отряда, который выдвигается вперёд по движению войска или флота, с целью ограждения последнего от разведки или неожиданного нападения противника, а также для разведки или неожиданного нападения на противника.
Авангард (искусство)
Аванга́рд (фр. avant-garde, дословно: avant — впереди; garde — стража, охрана) — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков
Авангард (музыка)
Аванга́рдная му́зыка (англ. Avant-garde music) — искусствоведческий термин, используемый для обозначения такой музыки, определённые элементы эстетики которой оказываются настолько радикально инновационными, что подобная музыка, как полагают, в эстетическом отношении начинает уже опережать своё время. [1].

Авангардную музыку следует отличать от экспериментальной музыки, поскольку: «…в самом общем виде, авангардную музыку можно рассматривать как занимающую экстремальные позиции в пределах традиции, в то время как экспериментальная музыка лежит за её пределами. »
Авангард (кинематограф)
Аванга́рд (фр. Avant-garde, от фр. avant перед и фр. gard охрана, гвардия) — направление в развитии кинематографа, возникшее в 20-х годах во Франции, в противовес коммерческому кинематографу.

Термин «Авангард» иногда используется как синоним понятия «Экспериментальный кинематограф» , однако имеет и более узкое, исторически сложившееся, значение, являющееся предметом данной статьи.

Киноавангард характеризуется использованием новаторских средств выражения, экспериментальным подходом к художественному творчеству, часто выходящим за рамки классической киноэстетики и тесным образом связан с общеноваторскими тенденциями, в театре, живописи и литературе Франции, Германии, России.

Деятельность киноавангардистов сопряжена с разработкой теории кинематографа (киноязыка) , основанной на теории других искусств.

Что означает слово - "АВАНГАРД"?

Слышал много фраз - "Мастер авангарда..." "Авангардист", а что такое авангард не знаю-то, подскажите пожалуйста что это?

Mixail3

Слово "Авангард" имеет несколько значений, кроме того существуют спортивные команды, стадионы, населенные пункты с таким названием.

1) Военное значение. Авангард-это отряд, который идет впереди основного войска, чтобы защитить его от нападений или разведки противника.

2) Значение в искусстве. Авангард-это направления искусства Европы 19-20 веков.

3) Значение в кино. Один из видов кинематографа. Появился в 1920-х годах во Франции.

Мастер авангарда относится к значению в искусстве. Это люди, которые внесли существенный вклад в развитие этого направления.

Аналостанка

Слово из французского языка и состоит их двух частей: АВАН - "впереди", ГАРД - "гвардия, охрана, отряд". Т.е. передовой отряд. Сначала слово имело только военное значение, потом получило расширение смысла и стало означать просто что-то передовое, о чем в своем ответе неплохо сказал mixail3.

bolshoyvopros.ru

Выпиши значение слов: авангард- пелена- територия-

Т с

АВАНØАРД (от франц. garde — стража), передовая часть; в военном деле — подразделение, следующее на марше впереди главных сил с целью не допустить внезапного нападения на них противника.
ПЕЛЕНА́, Сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон [первоначально кусок ткани, то, во что пеленают].
ТЕРРИТО́РИЯ - Земельное пространство с определёнными границами.

Владимир владимирович

Авангард
1.Часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил.
2.перен. Передовая, ведущая часть какой-н. общественной группы, класса.
"В авангарде борьбы за мир перен. : впереди, в первых рядах"
Пелена
1.Сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.
"Сплошная п. облаков"
2.устар. С пелён с детства.
3.Как внезапно понял, что раньше ошибался.
Территория-Земельное пространство с определёнными границами

Читайте также