Что значит слово реквием

Реквием это:

Реквием У этого термина существуют и другие значения, см. Реквием (значения).

Ре́квием (лат. Requiem, букв. «(на) упокой») — заупокойная служба (месса) в католической и лютеранской церквях, соответствует панихиде в Православной церкви.

Называется по начальному слову интроита «Requiem aeternam dona eis, Domine» («Покой вечный даруй им, Господи»). В соответствии с нормами богослужения католический реквием писался на канонический латинский текст, протестантский, начиная с XVII века, — на соответствующий немецкий (например, Михаэль Преториус, Генрих Шютц). Начиная с XIX века для реквиемов нередко используются неканонические тексты, не связанные с церковной службой, — таковы, в частности, «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса и «Военный Реквием» Бенджамина Бриттена, в котором традиционный латинский текст сочетается с антивоенными стихами английского поэта Уилфреда Оуэна[1].

Содержание

  • 1 История
  • 2 Структура канонического реквиема
  • 3 Наиболее известные Реквиемы
  • 4 Реквиемы в других видах искусства
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

История

Реквием — многочастное траурное хоровое произведение, нередко с участием солистов и в сопровождении оркестра. Возникло как заупокойное католическое богослужение с музыкальными частями на латинский текст. Основа католического реквиема — секвенция «Dies Irae», написанная францисканским монахом Томмазо да Челано в XIII веке; позже к ней были добавлены Introitus, Kyrie, Offertorium и Sanctus.

Структура канонического реквиема, окончательно сложившаяся к 1570 году (была утверждена папой Пием V[2]), соответствовала обычной католической мессе, но в нём отсутствовали Credo (Верую) и Gloria (Слава), вместо них были введены Requiem aeternam (в начале), Sequentia, Offertorium (Приношение даров) и Lux aeterna (Вечный свет)[1].

Изначально, как и обычная (или торжественная) месса, реквием складывался из мелодий григорианского хорала, был одноголосным хоровым сочинением и не предусматривал инструментальное сопровождение. Считается, что первый авторский реквием на канонический латинский текст был создан Гийомом Дюфаи в XV веке, но до наших дней он не сохранился. Первый сохранившийся принадлежит младшему современнику Дюфаи Йоханнесу Окегему — сочинение a capella, но уже в полифоническом стиле. Написанный задолго до 1570 года, этот Реквием ещё содержит часть Credo[1].

Развитие светской музыкальной культуры, в том числе оперного искусства, сказалось на дальшейшей эволюции Реквиема, как и других жанров изначально церковной музыки: в XVII—XVIII веках он постепенно эволюционировал в сторону концертности и симфонизации, по стилю становился гомофонно-гармоническим. Со временем исполнение реквиема утратило обрядовый характер и перешло в концертную практику[1].

Со второй половины XVIII века реквием был наиболее востребованным из традиционных жанров духовной музыки; легче назвать композиторов, никогда не обращавшихся к этому жанру, — это в первую очередь Л. ван Бетховен. Однако многие сочинения не принадлежат к числу часто исполняемых, — например, реквиемы Ф. Листа, Ш. Гуно, К. Сен-Санса, А. Брукнера, не говоря уже о менее известных композиторах.

В этот период реквиемы сочиняли уже не для церкви, нередко по заказу — как частных лиц (например, Реквием В. А. Моцарта), так и государственных мужей (в частности, до-минорный Реквием Л. Керубини — памяти Людовика XVI). Многие сочинения своим рождением были обязаны личным утратам композиторов, как например Реквием Дж. Верди и Немецкий реквием И. Брамса; Антонио Сальери свой Маленький реквием и Луиджи Керубини Реквием ре-минор написали для самих себя.

В России в то время был известен только один «Реквием», написанный на канонический латинский текст, — он принадлежит Осипу Козловскому.

К жанру реквиема композиторы обращались и в XX веке, при этом всё чаще используя неканонические тексты.

В советской музыке название «Реквием» носят некоторые вокально-симфонические произведения с русским текстом, посвященные памяти народных героев (напр., Реквием Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского).

Структура канонического реквиема

I. INTROITUS — Requiem aeternam dona eis, Domine (Вечный покой даруй им, Господи)

II. KYRIE — Kyrie eleison (Господи, помилуй; как и в обычной мессе, единственная часть на греческом языке).

III. SEQUENTIA

1. Dies irae (День гнева) 2. Tuba mirum — Tuba mirum spargens sonum (Трубы удивительный звук пронесется) 3. Rex — Rex tremendae majestatis (Царь ужасающего величия) 4. Recordare — Recordare, Jesu pie (Вспомни, Иисусе милосердный) 5. Confutatis — Confutatis maledictis (Посрамив нечестивых) 6. Lacrimosa — Lacrimosa dies illa (Полон слез тот день)

IV. OFFERTORIUM

1. Domine — Jesu Domine Jesu Christe, Rex gloriae (Господи Иисус Христос, Царь славы) 2. Hostias — Hostias et preces tibi, Domine (Жертвы и мольбы Тебе, Господи)

V. SANCTUS

1. Sanctus — Sanctus, Sanctus, Sanctus, Dominus Deus Sabaoth! (Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф) 2. Benedictus — Benedictus, qui venit in nomine Domini (Благословен, грядущий во имя Господня)

VI. AGNUS DEI — Agnus Dei, qui tollis peccata mundi (Агнец Божий, кто принял на себя грехи мира)

VII. COMMUNIO

1. Lux aeterna — Lux aeterna luceat eis, Domine (Да светит им вечный свет, Господи) 2. Libera me — Libera me, Domine, de morte aeterna in die (Избавь меня, Господи, от вечной смерти)

Кроме того, оригинальный текст включал в себя Graduale: Requiem aeternam (частично повторяющий первую часть), Tractus, Pie Jesu (повторяющий последние строки Lacrimosa) и в качестве заключительной части — In Paradismus (В раю).

Композиторы, писавшие реквиемы на канонический текст, обычно опускали те или иные его части. Например, в Реквиеме до минор Керубини присутствуют Graduale и Pie Jesu, опущенные Моцартом и Верди, но отсутствует (как и у Моцарта) Libera me, венчающая Реквием Верди. Во всех перечисленных сочинениях, как и во многих других, отсутствует часть In Paradismus, — Габриэль Форе, напротив, полностью опустил Секвенцию (за Kyrie eleison у него сразу следует Offertorium), но включил Pie Jesu, Libera me и In Paradismus...

Наиболее известные Реквиемы

  • Иоганнес Окегем. Missa pro defunctis (вторая половина XV века)
  • Никколо Йомелли. Реквием
  • Генрих Игнац Бибер. Requiem (1690)
  • Ян Дисмас Зеленка. Реквием до-минор ZWV 45; Реквием ре-мажор ZWV 46; Реквием ре-минор ZWV 48
  • Франсуа Жозеф Госсек. Реквием (Messe des morts, 1760)
  • Михаэль Гайдн. Missa pro defunctis, Requiem in c-Moll
  • Антонио Розетти. Реквием (1776)
  • Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием d-moll (1791)
  • Антонио Сальери. Маленький реквием (1804)
  • Луиджи Керубини. Реквием до-минор (1816), Реквием ре-минор (1836)
  • Франц Шуберт. Немецкий реквием (1818)
  • Гаэтано Доницетти. Реквием (1835, памяти Винченцо Беллини)
  • Гектор Берлиоз. Реквием (Grande Messe des morts, 1837)
  • Антон Брукнер. Реквием (1849)
  • Иоганнес Брамс. Немецкий реквием (1866)
  • Джузеппе Верди. Реквием (1874)
  • Габриэль Форе. Реквием (1888)
  • Антонин Дворжак. Реквием (1891)
  • Отто Ульсон. Реквием (1903)
  • Бенджамин Бриттен. Военный реквием (1962)
  • Дьёрдь Лигети. Реквием (1963—1965)
  • Игорь Стравинский. Заупокойные песнопения (Requiem canticles) (1966)
  • Альфред Шнитке. Реквием (1975)
  • Эдисон Денисов. Реквием (1980)
  • Эндрю Ллойд Уэббер. Реквием
  • Кшиштоф Пендерецкий. Польский реквием
  • Вячеслав Артёмов. Requiem (1988)

Реквиемы в других видах искусства

Название «Реквием» в переносном смысле зачастую употребляется в других видах искусства, обозначая произведение, посвящённое памяти умерших. В частности, известны поэма «Реквием» Анны Ахматовой по жертвам сталинских репрессий, одноимённое стихотворение Елизаветы Мнацакановой[3], картина Павла Корина «Реквием (Русь уходящая)» или фильм «Реквием по мечте», также у известного гитариста John 5 есть альбом под названием «Requiem», вышедший в 2008 году.

Примечания

  1. 1 2 3 4 Левик Б. В. Реквием // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1973—1982.
  2. Markus Engelhardt. Verdis «Requiem» oder das spaete Gewahren des Todes// Deutsche Grammophon, 1989
  3. Джеральд Янечек. «Реквием» Елизаветы Мнацакановой // Новое литературное обозрение, вып. 62 (2003).

Ссылки

  • База данных по реквиемам и их авторам
  • Текст канонического реквиема с русским переводом
  • Оригинальный латинский текст
Категории:
  • Жанры классической музыки
  • Духовная музыка
  • Реквиемы
  • Католическое богослужение

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Что такое реквием

Реквием. Когда мы слышим это слово, оно невольно вызывает у нас неподдельную скорбь, потому что его, как правило, связывают с трагическими событиями. Композиторами написано множество произведений, которые отображают особые моменты жизни человека, сопряженные со скорбью. Для трагических событий была создана особенная заупокойная служба, которая сопровождалась специфической музыкой.

Именно поэтому на вопрос о том, что такое реквием, есть только один ответ - это траурная и заупокойная месса, которая посвящена памяти усопших. Сюда традиционно относят такие музыкальные труды, как: «Господи, помилуй», «Судный день» или «День гнева», а также «Агнец божий». В средние века это были серьезные хоровые произведения, в основе которых были мелодии григорианского хорала. Капелла в основном была характерна для католических церквей. Произведения были построены по строгим правилам и не использовались в светской жизни. Канонический реквием приобрел свой классический вид к 1570 году, его лично утверждал папа Пий V.

Значение слова реквием отличается в различных церквях. В лютеранской и в католической оно означало «вечный покой» и, по сути, являлось отождествлением безутешной скорби по ушедшим навсегда, только выраженной в определенной музыкальной форме. В Православной церкви такая служба ограничивалась строгим звучанием человеческих голосов без музыки, использовалось только многоголосье истинно верующих, находящихся в храме.

Это своеобразное музыкальное произведение получило большое распространение благодаря исполнению в католических храмах. Использование уникальной акустики древних строений, звучание необыкновенных по силе человеческих голосов и органных инструментов способствовали созданию шедевров на все века.

Вначале значение слова реквием выражалось в традиционном музыкальном произведении, состоящем из нескольких частей. Текст был написан на латинском языке.

Что такое реквием сегодня? Как и раньше, это траурное, хоровое музыкальное произведение. В нем есть сольные партии, которые звучат в сопровождении оркестра. Обрядовый характер его перестал доминировать, и он плавно перешел в широкую концертную программу музыкальных коллективов. Так современность внесла изменения в реквием. Значение его осталось все тем же, а композиторы, как и раньше, посвящают его памяти близкого человека или большому количеству людей, погибших на войне, используя при этом неканонические тексты.

Вы слышали когда-нибудь искреннюю, звучащую из самого сердца, неповторимую по накалу эмоций и скорби траурную мелодию Моцарта? Он, к сожалению, не смог дописать ее до конца, так как сам скоропостижно скончался. Если вам знакомо это произведение, то не надо объяснять, что такое реквием. Это такая мелодия, при первых же звуках которой вы все поймете сами. Здесь слова не нужны, ведь эта музыка – чья-то нескончаемая скорбь, которая не исчезнет никогда, и она талантливо выражена в музыке. Реквием Моцарта будет звучать столько лет, сколько будет существовать человечество.

Расцвет этого направления в музыке пришелся на романтичный XVIII век, не было мелодий более значимых, чем реквием. Значение этого музыкального произведения в те времена трудно переоценить (имеются в виду традиционные жанры духовной музыки). Над ними работали Людвиг ван Бетховен, Ференс Лист, Сен-Санс, русский композитор Осип Козловский и многие другие.

Особое место занимают реквиемы композиторов Брамса, Верди, «Военный Реквием» Бенджамина Бриттена, произведение «Месса до-минор» Л. Керубини, посвященное памяти Людовика XVI, а также «Польский реквием» Пендерецкого.

Что такое реквием? Это музыкальное произведение, которое заставляет человека задуматься о том, что жизнь скоротечна и полна утрат.

fb.ru

Что значит слово реквием??

Анджела

Реквием — это траурное, заупокойное песнопение в католическом церковном богослужении; музыкальное произведение траурного характера. Реквием носит циклический характер. Реквием может быть как инструментальным произведением, так и вокально-инструментальным с сольными партиями или хоровым сопровождением. Название "реквием" произошло от начальной строки католической заупокойной мессы: Requiem aeternam dona eis, Domine (Покой вечный даруй им, господи) .

*********************************************************************

Значение слова "Реквием" в Большой Советской Энциклопедии:

Реквием (от первого слова латинского текста: «Requiem aeternam dona eis, Domine» - «Покой вечный дай им, господи») , траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. От торжественной католической мессы отличается отсутствием некоторых частей («Глориа» , «Кредо») , вместо которых вводятся другие («Реквием» вначале, далее «Диес ире» , «Туба мирум» , «Лакримоза» и др.) . Композиторы 15-16 вв. создавали Реквием в виде циклических полифонического склада хоровых произведений а капелла, основанных на мелодиях григорианского хорала. В 17-18 вв. Реквием превратился в крупное произведение для хора, солистов и оркестра, обычно не связанное с мелодиями григорианского хорала; полифонические средства выразительности стали сочетаться в нём с гомофонно-гармоническими. Реквием в его наиболее выдающихся образцах приобрёл внекультовое значение и, как правило, исполняется в концертных залах. Всемирную известность получил Реквием Моцарта (1791), законченный его учеником Ф. Зюсмайром. В 19 в. к жанру Реквием обращались Л. Керубини, Ф. Лист, А. Брукнер, А. Дворжак и др. ; наиболее выдающиеся Реквием этого времени принадлежат Г. Берлиозу (1837) и Дж. Верди (1874). Особое место занимает «Немецкий реквием» Брамса (1868), написанный на немецкий текст. Реквием создают и современные композиторы. В их числе «Военный реквием» Бриттена, в котором литургический латинский текст сочетается со стихотворениями У. Оуэна. Лишены всякой связи с литургическим текстом Реквием советских композиторов - «Симфония-реквием памяти В. И. Ленина» Кабалевского (1933), его же Реквием, посвященный памяти жертв фашизма (1963), и др.

Что такое реквием?

~ Аквамаринка ~

Ре́квием (лат. Requiem) — заупокойная служба (месса) в католической или лютеранской церкви. Соответствует панихиде в Православии.
Называется по начальному слову латинского текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» («Покой вечный даруй им, Господи») . Начиная с XVII в. некоторые реквиемы (Генрих Шютц, Иоганнес Брамс и др. ) создавались на соответствующий немецкий текст. В XX веке распространились реквиемы на неканонические тексты, не связанные с церковной службой (таков, в частности, «Военный Реквием» Бенджамина Бриттена) .
Название «Реквием» в переносном смысле зачастую употребляется в других видах искусства, обозначая произведение, посвящённое памяти умершего или умерших. В частности, известны поэма «Реквием» Анны Ахматовой, одноимённое стихотворение Елизаветы Мнацакановой, картина Павла Корина «Реквием (Русь уходящая) » или фильм «Реквием по мечте».

Александра ефимова (крылова)

Реквием (от первого слова латинского текста: "Requiem aeternam dona eis, Domine" — "Покой вечный дай им, господи"), траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. От торжественной католической мессы отличается отсутствием некоторых частей ("Глориа", "Кредо"), вместо которых вводятся другие ("Реквием" вначале, далее "Диес ире", "Туба мирум", "Лакримоза" и др.) . Композиторы 15—16 вв. создавали Р. в виде циклических полифонического склада хоровых произведений а капелла, основанных на мелодиях григорианского хорала. В 17—18 вв. Р. превратился в крупное произведение для хора, солистов и оркестра, обычно не связанное с мелодиями григорианского хорала; полифонические средства выразительности стали сочетаться в нём с гомофонно-гармоническими. Р. в его наиболее выдающихся образцах приобрёл внекультовое значение и, как правило, исполняется в концертных залах. Всемирную известность получил Реквием Моцарта (1791), законченный его учеником Ф. Зюсмайром. В 19 в. к жанру Р. обращались Л. Керубини, Ф. Лист, А. Брукнер, А. Дворжак и др. ; наиболее выдающиеся Р. этого времени принадлежат Г. Берлиозу (1837) и Дж. Верди (1874). Особое место занимает "Немецкий реквием" Брамса (1868), написанный на немецкий текст. Р. создают и современные композиторы. В их числе "Военный реквием" Бриттена, в котором литургический латинский текст сочетается со стихотворениями У. Оуэна. Лишены всякой связи с литургическим текстом Р. советских композиторов — "Симфония-реквием памяти В. И. Ленина" Кабалевского (1933), его же Р. , посвященный памяти жертв фашизма (1963), и др.

Kerri pit

Ре́квием (лат. Requiem) — заупокойная служба (месса) в католической или лютеранской церкви. Соответствует панихиде в Православии.
Называется по начальному слову латинского текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» («Покой вечный даруй им, Господи») . Начиная с XVII в. некоторые реквиемы (Генрих Шютц, Иоганнес Брамс и др. ) создавались на соответствующий немецкий текст. В XX веке распространились реквиемы на неканонические тексты, не связанные с церковной службой (таков, в частности, «Военный Реквием» Бенджамина Бриттена) .
Известные Реквиемы
* Иоганнес Окегем. Реквием
* Никколо Йомелли Реквием
* Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием d-moll
* Гектор Берлиоз. Реквием
* Джузеппе Верди. Реквием
* Иоганнес Брамс. Немецкий реквием
* Габриэль Форе. Реквием
* Антонин Дворжак. Реквием
* Бенджамин Бриттен. Военный реквием
* Альфред Шнитке. Реквием
* Эндрю Ллойд-Веббер. Реквием
Реквиемы в других видах искусства
Название «Реквием» в переносном смысле зачастую употребляется в других видах искусства, обозначая произведение, посвящённое памяти умершего или умерших. В частности, известны поэма «Реквием» Анны Ахматовой, одноимённое стихотворение Елизаветы Мнацакановой [1], картина Павла Корина «Реквием (Русь уходящая) » или фильм «Реквием по мечте».

Читайте также