Что такое халифат определение по истории

Халифат - что это такое? Арабский Халифат, его возникновение и распад. История Халифата

Среди мировых религий самым молодым является ислам, рождение которого относится к VII веку и связано с именем пророка Мухаммеда, исповедовавшего единобожие. Под его влиянием в Хаджизе — на территории Западной Аравии — была образована община единоверцев. Дальнейшие завоевания мусульманами Аравийского полуострова, Ирака, Ирана и ряда других государств обусловили возникновение арабского халифата — мощного азиатского государства. Оно включило в себя целый ряд покорённых земель.Халифат что это такое

Халифат: что это такое?

Само слово «халифат» в переводе с арабского имеет два значения. Это и наименование того огромного государства, созданного после смерти Мухаммеда его последователями, и титул верховного правителя под властью которого находились страны халифата. Период существования этого государственного образования, отмеченный высоким уровнем развития науки и культуры, вошёл в историю, как Золотой век ислама. Условно принято считать его границами 632–1258 гг.

После смерти пророка Мухаммеда история халифата насчитывает три основных периода. Первый из них, начавшийся в 632 году, обусловлен созданием Праведного халифата, во главе которого поочерёдно стояли четыре халифа, праведность которых дала название управляемому ими государству. Годы их правления отмечены рядом крупных завоеваний, таких как захват Аравийского полуострова, Кавказа, Леванта и значительной части Северной Африки.Возникновение арабского халифата

Религиозные споры и территориальные завоевания

Возникновение халифата тесно связано с начавшимися после смерти пророка Мухаммеда спорами о его преемнике. В результате многочисленных дебатов верховным правителем и религиозным лидером стал близкий друг основателя ислама — Абу Бакр ас-Саддик. Он начал своё правление с войны против вероотступников, отошедших от учения пророка Мухаммеда сразу же после его смерти и ставших последователями лжепророка Мусайлимы. Их сорокатысячная армия была разбита в битве при Аркабе.

Последующие праведные халифы продолжили завоевания и расширение подвластных им территорий. Последний из них — Али ибн Абу Талиб — стал жертвой взбунтовавшихся отступников от основной линии ислама — хариджитов. Это положило конец выборности верховных правителей, так как силой захвативший власть и ставший халифом Муавия I в конце жизни назначил преемником своего сына, и таким образом в государстве установилась наследственная монархия ― так называемый Омейядский халифат. Что это такое?Арабский халифат и его распад

Новая, вторая форма халифата

Своему названию данный период в истории арабского мира обязан династии Омейядов, выходцем из которой был Муавия I. Его сын, унаследовавший от отца верховную власть, ещё больше раздвинул границы халифата, одерживая громкие военные победы в Афганистане, Северной Индии и на Кавказе. Его войска захватили даже часть Испании и Франции.

Только византийский император Лев Исавр и болгарский хан Тервел смогли остановить его победоносное наступление и положить предел территориальным экспансиям. Европа же своим спасением от арабских завоевателей обязана прежде всего выдающемуся полководцу VIII века Карлу Мартелю. Возглавляемая им армия франков разгромила полчища захватчиков в знаменитой битве при Пуатье.Распад халифата

Перестройка сознания воинов на мирный лад

Начало периода, связанного с Омейядским халифатом, характерно тем, что положение самих арабов на оккупированных ими территориях было незавидным: жизнь напоминала обстановку в военном лагере, находящемся в состоянии непрерывной боевой готовности. Причиной тому послужило крайне религиозное рвение одного из правителей тех лет Умара I. Благодаря ему ислам приобрел черты воинствующей церкви.

Возникновение арабского халифата породило многочисленную социальную группу профессиональных воинов — людей, единственным занятием которых стало участие в захватнических походах. Чтобы их сознание не перестраивалось на мирный лад, им было запрещено вступать во владение земельными участками и обретать оседлость. К концу же правления династии картина во многом изменилась. Запрет был отменён, и, став землевладельцами, многие вчерашние воины ислама предпочли жизнь мирных помещиков.Возникновение халифата

Халифат династии Аббасидов

Справедливо отметить, что если в годы Праведного халифата для всех его правителей политическая власть по своему значению уступала место религиозному влиянию, то теперь она заняла главенствующую позицию. По своему политическому величию и культурному расцвету наибольшую славу в истории Востока заслуженно приобрёл Аббасидский халифат.

Что это такое — знает в наши дни большинство мусульман. Воспоминания о нём доныне укрепляют их дух. Аббасиды — династия правителей, подарившая своему народу целую плеяду блестящих государственных мужей. Среди них были и полководцы, и финансисты, и истинные ценители и покровители искусства.

Халиф — покровитель поэтов и учёных

Считается, что арабский халифат при Харуне ар Рашиде — одном и наиболее ярких представителей правящей династии — достиг наивысшей точки своего расцвета. Этот государственный деятель вошёл в историю как покровитель учёных, поэтов и литераторов. Однако, посвятив всего себя духовному развитию возглавляемого им государства, халиф оказался плохим администратором и уж совсем никудышным полководцем. Кстати, именно его образ увековечен в пережившем века собрании восточных сказок «Тысяча и одна ночь».

«Золотой век арабской культуры» — эпитет, который в наибольшей степени заслужил именно возглавляемый Харун ар Рашидом халифат. Что это такое, можно в полной мере понять, лишь ознакомившись с тем наслоением староперсидской, индийской, ассирийской, вавилонской и отчасти греческой культур, что способствовало развитию ученой мысли в период правления этого просветителя Востока. Всё лучшее, что создано было творческим умом древнего мира, он сумел объединить, сделав для этого базовой основой арабский язык. Именно поэтому в наш обиход вошли выражения: «арабская культура», «арабское искусство» и так далее.

Развитие торговли

В обширном и вместе с тем упорядоченном государстве, коим являлся Аббасидский халифат, значительно увеличился спрос на продукцию сопредельных государств. Это явилось следствием повышения общего уровня жизни населения. Мирные на тот период отношения с соседями позволили развить с ними меновую торговлю. Постепенно круг экономических контактов расширялся, и в него стали входить даже страны, находящиеся на значительном удалении. Всё это дало толчок к дальнейшему развитию ремёсел, искусства и мореплавания.История халифата

Распад халифата

Во второй половине IX века, уже после смерти Харун ар Рашида, в политической жизни халифата обозначились процессы, которые в итоге привели к его распаду. Ещё в 833 году находившийся у власти правитель Мутасим сформировал преторианскую тюркскую гвардию. С годами она сделалась настолько мощной политической силой, что правящие халифы попали к ней в зависимость и практически утратили право на принятие самостоятельных решений.

К этому же периоду относится и рост национального самосознания у подвластных халифату персов, что послужило причиной их сепаратистских настроений, ставших впоследствии причиной откола Ирана. Общий распад халифата ускорился и за счёт отделения от него на западе Египта и Сирии. Ослабление централизованной власти дало возможность заявить свои претензии на независимость и ряд других прежде подконтрольных территорий.

Усиление религиозного давления

Потерявшие свою прежнюю власть халифы попытались заручиться поддержкой у правоверного духовенства и воспользоваться его влиянием на массы. Правители, начиная с Аль-Мутаваккиля (847 год), своей главной политической линией сделали борьбу со всеми проявлениями вольнодумства.

В государстве, ослабленном подрывом авторитета власти, началось активное религиозное гонение на философию и все отрасли науки, включая математику. Страна неуклонно погружалась в пучину мракобесия. Арабский халифат и его распад явились наглядным примером того, сколь благотворно влияние науки и свободной мысли на развитие государства, и сколь губительно их преследование.Арабский халифат при Харуне ар Рашиде

Конец эпохи арабских халифатов

В X веке влияние тюркских военачальников и эмиров Месопотамии настолько усилилось, что могущественные прежде халифы Аббасидской династии превратились в мелких багдадских князьков, единственным утешением которых сделались оставшиеся от прежних времён титулы. Дошло до того, что возвысившаяся в Западной Персии шиитская династия Буидов, собрав достаточное войско, захватила Багдад и фактически правила в нём на протяжении ста лет, тогда как номинальными властителями оставались представители Аббасидов. Большего унижения для их гордости не могло быть.

В 1036 году для всей Азии наступил очень тяжёлый период — турки-сельджуки начали беспримерный по тем временам захватнический поход, ставший причиной уничтожения во многих странах мусульманской цивилизации. В 1055 году они выбили из Багдада правивших там Буидов и установили своё господство. Но и их власти пришёл конец, когда в начале XIII века вся территория некогда мощного арабского халифата была захвачена бесчисленными полчищами Чингисхана. Монголы окончательно уничтожили всё, что было достигнуто восточной культурой за предшествующие века. Арабский халифат и его распад отныне стали лишь страницами истории.

fb.ru

Что такое халифат: определение. Феодальное арабо-мусульманское государство с древности до наших времен

Образование халифата произошло после смерти Мухаммеда. Сначала община посредством голосования выбирала военных вождей, которые состояли в ближайшем окружении пророка. С того момента государство стало расширять свою территорию. Рассмотрим далее, что такое халифат. что такое халифат определение

Определение

Как выше было сказано, руководство государством приняли на себя военные вожди. Они именовались халифами. Отсюда и пошло название государства. Наиболее удачливым считается Омар. В годы пребывания его у власти ислам и арабский халифат получили широкое развитие на близлежащих территориях. Влияние религии при нем распространилось почти на весь Ближний Восток. Практически все соседи вскоре после принятия Омаром власти узнали, что такое халифат. Определение прямо указывает на характер руководства государством. Поскольку к власти приходили военные вожди, то, соответственно, их основной целью были захваты территорий. Так, при Омаре были завоеваны Египет, Сирия, Палестина. Эти земли раньше относились к христианскому миру. Ближайшим врагом государства выступала Византия. Однако несмотря на ее былое могущество, ей тоже пришлось узнать, что такое халифат. Определение стратегии в завоеваниях для Омара не представлялось чем-то сложным. Особенно это касалось Византии. Продолжительная война с персами, многочисленные внутренние противоречия серьезно подорвали ее мощь. Это и позволило Омару отобрать несколько территорий и победить византийское войско в ряде сражений.

Военные достижения халифата

В некотором смысле воины были обречены на удачу в своих походах. В первую очередь, следует отметить мобильность армии. Она обеспечивалась за счет легкой конницы, которая имела значительный перевес над тяжелой кавалерией и пехотой врагов. Кроме этого, после захвата территорий арабы строго соблюдали заповеди своей религии. Они забирали имущество только у богатых, а бедных завоеватели не трогали. Это, несомненно, вызывало симпатию к ним у местного населения. Арабы допускали свободу вероисповедания у завоеванных народов. Что же касается их собственной религии, то обращение в нее носило в большей степени экономический характер. После завоевания арабы облагали население налогом. Те, кто принимал их веру, освобождался от значительной его части. как управлялся арабский халифат

Первые внутренние противоречия

Большая часть населения воспринимала захватчиков как освободителей. Покоренный народ в целом имел положительное представление о том, что такое халифат. Определение захватчиков в качестве освободителей обуславливалось и тем, что завоеватели сохраняли за народом политическую самостоятельность в ряде вопросов. На покоренных территориях они создавали полувоенные поселения. Арабы вели замкнутый образ жизни, находясь в своем патриархально-родовом мире. Однако такое состояние дел продолжалось не так долго. Знатные арабы, проживавшие в богатых городах Сирии, Египта постепенно перенимали привычки местной знати. Это обусловило первый раскол в их обществе. Приверженцы традиций, патриархальных устоев не смогли смириться с поведением тех, кто решил отказаться от обычаев отцов.

Раскол в знати

Первый распад арабского халифата произошел в 661 году. Конфликт между сторонниками нового уклада и традиционалистами пытался ослабить зять Мухаммеда, - Али. Но все его попытки оказались безрезультатны. В итоге заговорщики группы традиционалистов убили Али. На его место пришел эмир Муавия. В то время в Сирии он был главой арабской общины. Муавия сразу же разорвал отношения со сторонниками традиционализма. Дворец халифа перенесли в Дамаск. В течение последующего времени государство значительно расширило свои пределы.

Деятельность Муавии

К 8 веку государство подчинило себе Северную Африку. В 771 году начались наступления на европейские территории. Тот факт, что за три года удалось захватить весь Пиренейский полуостров, говорит о силе, которой обладал арабский халифат. Империя при Муавии достигла такого могущества, которого история еще не знала. Владения Македонского, Рим не простирались так широко, как государство Омейядов. Так как управлялся арабский халифат приверженцами нового строя, он окончательно потерял прежние патриархально-родовые черты. Например, раньше религиозный глава выбирался общим голосованием. Муавия установил наследственную передачу титула. Дворец халифа приобрел светские черты. распад арабского халифата

Налоговая система

Было введено три основных сбора. Раньше в доход общины уходила десятина. Теперь этот налог поступал в казну халифа. Также всем жителям надлежало уплачивать налог на землю. Третьим сбором стал джизия. Раньше этот налог взимался только с немусульман, проживавших на территории. За сбором следили многочисленные чиновники. Само государство становилось все более похожим на деспотию древней эпохи.

Религиозные течения

В годы Омейядов особое внимание уделялось формированию единого государства. Для этого в качестве основного языка был введен арабский. Ключевая роль в этом периоде была отведена Корану. Он представлял себе сборник изречений Пророка, которые были записаны первыми его учениками. После того как Мухаммед умер, было составлено несколько добавлений, с помощью которых была создана книга Сунны. На основании этих двух талмудов чиновники вершили суд. В Коране были определены важнейшие вопросы, касавшиеся жизни населения. Эту книгу народ признавал безоговорочно. Что же касается Сунны, то отношение к ней религиозных общин было различным. По этой линии впоследствии произошел очередной раскол в обществе.

Аббасиды

Омейяды продержались у власти 90 лет. В 750 году Абул-Аббас, считавшийся отдаленным родственником Мухаммеда, уничтожил последнего халифа и всех наследников, объявив главой государства себя. Аббасиды оказались боле прочной династией, чем Омейяды. Она просуществовала до 1055 года. Аббас был из Месопотамии. Он не желал сохранять связь с сирийскими владыками и перенес дворец халифа в Багдад.

Новый строй

Структура государства при Аббасидах была во многом похожа на персидские деспотии. При халифе находился визирь - первый министр. Все государство разделялось на провинции, которыми руководили эмиры. За каждым чиновником была закреплена конкретная сфера деятельности. При Аббасидах резко увеличилось число ведомств. Сначала это способствовало управлению большой страной. Месопотамское влияние сказалось на одной из ключевых хозяйственных отраслей - земледелии. Повсеместно была распространена ирригация. Чиновникам из особого ведомства надлежало контролировать сооружение дамб и каналов, следить за состоянием всей системы. расцвет арабского халифата

Какими достижениями известен арабский халифат?

В первую очередь нужно сказать о возросшей военной мощи государства. В регулярной армии состояло 150 тыс. человек. Среди них были и наемники из варварских племен. У халифа была и собственная гвардия. Воинов для нее готовили с ранних лет. К концу пребывания у власти Аббас получил звание "Кровавый" за свои жесткие меры, применявшиеся при наведении порядка на покоренных территориях. Однако во многом благодаря им произошел расцвет арабского халифата. В первую очередь следует отметить активное развитие сельского хозяйства. Этому способствовала последовательная и продуманная политика власти. Территория страны находилась в разных климатических условиях. Это позволило полностью обеспечить страну необходимыми продуктами. В это же время большое внимание стали уделять цветоводству и садоводству.

Наследование

Говоря о том, какими достижениями известен арабский халифат, нельзя не отметить грамотное руководство династии Аббасидов. Им удалось не допустить излишней самостоятельности эмиров и прочих высокопоставленных чиновников. В Европе земли, которые предоставлялись местной знати за службу, практически всегда сохранялись в наследственной собственности. Арабы в этом вопросе придерживались древнеегипетским порядкам. Все земли принадлежали главе государства по закону. Он был вправе выделить своим подданным наделы за их службу. Однако после их смерти земли вновь возвращались к халифу. Только он мог решить, оставить надел наследникам или нет. В эпоху раннего Средневековья большинство конфликтов возникало из-за власти, которую графы и бароны забирали себе на землях, переданных им королем. Правитель же мог распоряжаться только его собственными территориями. Некоторые же из подданных короля обладали более обширными землями, чем он сам.

Торговля

При Аббасидах арабский мир стал одним из ключевых промышленных центров. Покорив множество народов, имевших древние ремесленные традиции, завоеватели обогатили их и развили. В эпоху Аббасидов началась торговля высококачественной сталью. Дамасские клинки очень ценились на Западе. Арабы не только сражались, но и вели торговлю с христианским миром. Отважные купцы или небольшие караваны уходили далеко на запад и север от границ государства. Предметы, которые были изготовлены в 9-10 вв. при Аббасидах, обнаруживались даже на землях славянских и германских племен, у Балтийского моря. Мусульманские владыки издавна вели борьбу с Византией. Она была вызвана не только желанием захватить новые территории. Византия обладала давно налаженными торговыми связями по всему миру. Из-за этого она была основным конкурентом купцов. как управлялась арабский халифат при харуне

Общественные волнения

Несмотря на благополучие, полного спокойствия в государстве никогда не было. Народы покоренных стран все время стремились вернуть свою независимость. Они постоянно поднимали бунты против захватчиков. Кроме того, недовольны были и эмиры в провинциях. Они не хотели быть зависимыми от главы страны во всех административных вопросах. Распад арабского халифата начался почти сразу после его формирования. Мавры отделились первыми. Эти североафриканские арабы завоевали Пиренеи. В середине 10 века отделился Кордовский эмират. Он официально закрепил свой суверенитет. Маврам удавалось сохранить свою независимость достаточно продолжительное время. Несмотря на войны с европейцами, а также мощные нападки Реконкисты, когда практически вся Испания вернулась в христианский мир, до середины 15 столетия на Пиренеях было мавританское государство. В итоге оно уменьшилось до Гранадского халифата. Эта небольшая область вокруг одноименного испанского города считается жемчужиной арабского мира. Она потрясает своим великолепием соседей-европейцев.

Восстания на восточных территориях

Они происходили со второй половины 8 и до конца 9 века. Восстания носили преимущественно национальный характер и были направлены против господства арабов. В качестве идеологической оболочки выступало учение хуррамитов. Их также называли маздакитами, по имени зороастрийского жреца Маздака. Наиболее крупное восстание произошло во второй половине 8 века при аль-Махди. После казни Абу Муслима в 754 году многие проповедники стремились стать его наследниками. К ним, в частности, относился Хашим ибн Хаким. В прошлом он был сподвижником Абу Муслима. Хашима также называли аль-Муканной. Он прикрывал свое лицо, чтобы, как говорили последователи, защитить сподвижников от своего сияния. Противники Хашима говорили о том, что он использовал покрывало, чтобы спрятать свою безобразную внешность. Аль-Муканна являлся старым врагом династии Аббасидов. В свое время его схватили и заточили в багдадскую тюрьму, откуда он сбежал. какими достижениями известен арабский халифат

Новая борьба за престол

После смерти аль-Махди, в 785 году, на его место претендовали два сына. Один - Муса аль-Хади, был главой Джурджана, второй - Харун ар-Рашид, управлял Азербайджаном и Арменией. У каждого из преемников была своя администрация и советники. Аль-Махди, понимая, что после его смерти может начаться междоусобная война, отправился к аль-Хади, чтобы уговорить его отказаться от престола в пользу Харуна. Однако в дороге он внезапно скончался. В результате Муса занял его место.

Смена власти

Несмотря на то что Харун добровольно признавал правление аль-Хади, появились слухи, что он хочет убить халифа. Тогда в ситуацию вмешалась их мать Хайзуран. Она посчитала, что арабский халифат при Харуне будет более развит. В результате она отравила аль-Хади. За годы своей власти он успел прославиться как виновник расправы над алидскими лидерами в районе Мекки в 786 году. Вероятно, это явилось одной из основных причин, по которым Хайзуран решила, что страна не должна быть в том состоянии, как управлялась. Арабский халифат при Харуне переживал консолидацию прежних и формирование новых этнических общностей. С приходом к власти второго наследника Хайзуран приобрела огромное влияние на политическую жизнь государства. Она пользовалась этим до самых последних дней.

Укрепление монархии

Политика, направленная на усиление центральной власти и формирование государственности по сасанидскому примеру была начата еще при Омейядах. Ее успешно продолжили и Аббасиды. Фактически страна развивалась так, как управлялась. Арабский халифат при Харуне успешно реализовывал эту политику. В связи с тем, что Аббасиды получили власть при поддержке иранских военных, роль их идеологии в армии и государстве стала главенствующей. Основное ядро было образовано персами-хорасанцами. Они были приняты в семью Аббасидов как "сыновья". Им удалось устранить постоянное давление арабско-бедуинских формирований на халифскую власть.  арабский халифат империя

Снижение влияния

С середины 9 столетия распад монархии Аббасидов принял необратимый характер. Начали отделяться североафриканские провинции, за ними последовала и Средняя Азия. Внутри арабского мира обострилось противостояние между шиитами и суннитами. К середине 10 века первые захватили Багдад. После этого вторжения они на долгое время стали правителями остатков могучего когда-то халифата Аравии. Под их властью находились также небольшие территории в Месопотамии. С того момента исламский мир потерял свое единство. В 1055 году государство было завоевано турками-сельджуками. На Ближнем Востоке утвердились сарацины. В 11 веке ими была завоевана Сицилия, однако впоследствии их вытеснили оттуда норманны. Турки со своих территорий в Малой Азии направились на византийские земли. За несколько сотен лет они смогли покорить весь Балканский п-в. При этом они достаточно жестоко притесняли славянские народы, которые населяли эти территории. В 1453 году Османская империя полностью захватила Византию. В результате город получил новое название - Стамбул - и стал столицей государства.

fb.ru

Халифат это:

Халифат

Халифа́т (араб. خليفة‎‎ — Khalīfah — «наследник», «представитель») — система исламского теократического государства, либо феодальное арабо-мусульманское государство, созданное пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами.

Список халифатов

Название Столица Годы
существования Территория Предшествующие
государства Последующие
государства Халифы
(династии)
Арабский халифат 630 — 656 Медина

656 — 661 Мекка
661 — 750 Дамаск

630 — 750 ← Государство Сасанидов

← Византийская империя
← Королевство вестготов

Багдадский халифат →

Кордовский эмират →
Идрисиды →
Аглабиды →
Тахириды →
Тулуниды

Праведные халифы

Омейяды

Багдадский халифат 750 — 762 Дамаск

762 — 836 Багдад
836 — 892 Самарра
892 — 1258 Багдад

750 — 1258 ← Арабский халифат Государство Хулагуидов →

Фатимиды →
Государство Тулунидов →

Аббасиды
Кордовский эмират →
Кордовский халифат
Кордова 756 — 929
929 — 1031
← Арабский халифат Тайфа → Кордовские эмиры
Кордовские халифы
Фатимидский халифат 909 — 969 Махдия
969 — 1171 Каир
909 — 1171 ← Багдадский халифат Айюбиды →

Альмохады →

Фатимиды
Османская империя[1] 1299 — 1329 Сёгют

1329 — 1365 Бурса
1365 — 1453 Эдирне
1453 — 1922 Стамбул
(Константинополь)

1299 — 1922 Ottoman Empire 16-17th century.jpg ← Конийский султанат

← Византийская империя
← Сербская деспотия

Турция →

Султанат Египет →
Хиджаз (королевство) →
Асир (эмират) →
Йеменское Мутаваккилитское Королевство →
Арабское Королевство Сирия →
Месопотамия (мандатная территория) →
Администрация Западной Армении →
Понт (республика) →
Британский мандат в Палестине →

Османы
Халифат Сокото

Примечания

  1. Османская империя стала халифатом после получения Турецким Султаном титула Халифа
Категория:
  • Халифат

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

/ Арабский халифат

Арабский халифат

Арабский халифат – существовавшее на протяжении столетий религиозное средневековое государство, созданное на основе раннего арабского государственного образования, которое появилось благодаря пророку Мухаммеду. После смерти пророка власть перешла в руки его последователей и сподвижников, получивших титул халифов.

Арабы, выходцы из Аравии, много столетий занимались кочевым скотоводством, передвигаясь по просторам огромного полупустынного полуострова. В I тысячелетии до н. э. у аравийских народов уже были созданы зачатки государственности, но большинство племен продолжали кочевать. К V в. сформировались первые государства в Северной и Центральной Аравии (Гассан, Лахм, Кинда).

Бедуины, занимавшиеся в основном сопровождением или грабежами торговых караванов, вели между собой частые войны. Небольшие племена управлялись шейхами и эмирами. Жили и оседлые, и кочевые арабы в основном в оазисах и занимались скотоводством, земледелием и посреднической торговлей.

В погоне за военной добычей аравийские племена переселялись в долины Двуречья, на другие земли Западной Азии. Смешиваясь с местным населением, арабы положили начало таким народам, как аккадцы, халдеи, арамеи, и арабское завоевание заложило основы новых исторических этапов в жизни многих народов. Сложившаяся в результате смешения местных традиций и обычаев, религии и языка арабов уникальная культура оказала огромное влияние на цивилизационное развитие соседних с Аравией регионов.

Аравия – крупный полуостров на западе Азии, по площади в 5 раз больше территории современной Германии. В древности Аравийский полуостров был условно разделен на Счастливую Аравию (побережье Красного моря), Каменистую (Синайский полуостров) и Песчаную (внутренняя часть). В те времена арабы делились на две группы – оседлых (хаддези) и кочевых (бедуинов).

Самым древним арабским городом была Саба, расположена на побережье Аравийского моря. Вокруг каждого города тогда создавались земледельческие общины, возглавлявшиеся особым жрецом. Власть в городах брали в свои руки мелкие царьки, малики, во время войн становившиеся главными военачальниками.

Власть маликов в Сабейском государстве ограничивалась советом родоплеменной знати. Со временем арабы разбогатели – по большей части на торговле с Африкой и Индией. Одним из крупнейших торговых центров в V в. стала Мекка, будущая религиозная столица Арабского халифата. На тот период истории арабов, по сведениям современников, на всем Аравийском полуострове проживало не более 5 млн человек.

Ко времени появления пророка Мухаммеда торговля пришла в упадок и богатые жители довольно легко приняли новую монотеистическую религию, признававшую единого верховного бога – Аллаха.

На этой основе и выросло огромное государство, захватившее со временем обширные территории и утвердившее на них власть правителей-халифов. Население захваченных земель стояло на порядок выше самих завоевателей, что способствовало быстрому развитию культуры в новом государстве.

После правления четырех традиционно называемых праведными халифов (Абу Бакра, Умара I ибн ал-Хаттаба, Усмана ибн Аффана, Али ибн Абу Талиба) в стране сменились две династии, являвшиеся семье пророка кровными родственниками. Первая династия Омейядов просуществовала с 661 по 750 г. Во время ее правления были определены географические контуры нового арабского государства, в которое входили многие страны, начиная от Ирана на востоке и до Египта и других североафриканских территорий на западе.

В 750 г. Омейяды были отстранены от власти представителями другой линии рода пророка, чья династия получила наименование Аббасидов. Новые халифы правили в пределах одной династии до 1258 г., когда были разбиты и уничтожены завоевателями-монголами.

Во время перехода власти от одной династии к другой были истреблены сотни Омейядов, представлявшихся Аббасидам не только соперниками на троне, но и религиозными противниками. Династия Омейядов не совсем прекратила свое существование: на территории Пиренейского полуострова, в Испании, оставшимися в живых Омейядами был создан так называемый Кордовский халифат.

Рождение империи

Зарождение ислама. Мухаммед

Ислам – одна их трех мировых религий, завоевавшая мир наравне с христианством и буддизмом. Первые сведения о распространении ислама среди коренных жителей Аравийского полуострова относятся к началу VII в. В это время арабы представляли собой группу кочевых племен-язычников. Несмотря на обилие различных богов у каждого племени, Аллах почитался верховным божеством, отдаленным от людей.

Имя Аллаха образовано от тюркского слова «Илах» с добавленным артиклем и дословно переводится как «Бог по преимуществу». Некоторые историки считают, что Аллахом каждое племя называло своего верховного бога.

Язычники-арабы были знакомы и с другими древними религиями – христианством, иудаизмом и зороастризмом. В начале VII в. среди населения Аравийского полуострова начал читать свои проповеди Мухаммед, ставший легендарным основателем ислама.

Согласно источникам Мухаммед родился около 570 г. в семье купца Абдаллаха и являлся продолжателем древнего мекканского рода Хашим. Из-за ранней смерти родителей маленького Мухаммеда отдали на воспитание дяде Абу Талибу, скромному торговцу. Став взрослым, Мухаммед женился на вдове, умной и энергичной женщине, и занялся торговлей кожами. После 40 лет Мухаммеду стали сниться пророческие сны, в которых он превращался в пророка Аллаха. Через некоторое время Мухаммед наяву объявил себя посланником божьим и стал проповедовать арабам истинную веру. В ранних проповедях более всего говорилось о всемогуществе единого Бога, о возможном скором конце света, о грехах, т. е. проповеди напоминали христианские религиозные учения.

Соратники Мухаммеда стали называться мусульманами, т. е. «посвятившими себя». На молитвы собиралась в основном молодежь из семей среднего достатка.

Главным постулатом новой религии было признание единого для всех Бога – Аллаха, отрицание христианской Троицы. Ислам предписывал всем своим последователям молиться, подавать милостыню нищим, оказывать помощь неимущим родственникам и обязательно хотя бы раз в жизни совершить хадж – паломничество к святым местам в Мекку.

Сам Мухаммед открыто объявил себя наместником Аллаха на земле, проповедником истин новой религии. В 614 г. окруженный соратниками Мухаммед прочел первую публичную проповедь среди жителей Мекки, которые однако не оценили откровений Бога, переданных устами пророка, и на протяжении следующих 2 лет к приверженцам ислама относились настороженно. Вражда началась после того, как Мухаммед стал угрожать всем не обращенным в ислам соплеменникам адом после смерти. Жители Мекки отказывались отдавать своих дочерей за мусульман, объявляли им бойкот в торговых делах.

Более успешно проповеди Мухаммеда прошли в оазисе Йасрибе, где жили несколько иудейских племен. За 2 года все жители оазиса приняли мусульманство, сделав Мухаммеда своим религиозным предводителем. Укрепив свое положение, Мухаммед выступил против Мекки, нападал на ее торговые караваны. В 624 г. небольшой отряд Мухаммеда победил превосходящие силы мекканцев и его авторитет значительно укрепился, одновременно выросло и благосостояние его семьи.

Сделав своим постоянным местом пребывания Медину, Мухаммед весной 628 г. объявил о намерении совершить хадж в Мекку. Все участники святого похода дали клятву умереть за истинную веру. Битвы не состоялось, так как мекканцы подписали с Мухаммедом мирное соглашение на 10 лет. В последующие годы пророк вместе со своими приближенными обращал в ислам жителей соседних земель и готовил крупный поход к святыням Мекки. В начале 630 г. был совершен большой поход в Мекку, и мусульмане без боя вошли в город, после чего громко объявили основные положения мусульманской религии, а затем постепенно разрушили все языческие капища и святыни.

Усилившийся авторитет Мухаммеда убедил соседние арабские племена в необходимости принятия новой религии. В начале 632 г. группа племен, считавшая своим верховным божеством мекканскую Каабу, приняла ислам. После продолжительной болезни Мухаммед умер 8 июня 632 г. Преемники пророка утверждали, что Мухаммед не умер, а вознесся на гору Синай и вера его должна продолжать жить.

Кааба («куб» или «дом») – святилище над важнейшим предметом поклонения арабских племен Центральной Аравии, откуда был родом сам Мухаммед. Кааб – здание чаще кубической формы, ставилось над священными камнями. Самый крупный фетиш находился в Мекке, стоял окруженный меньшими по размеру святынями и почитался арабами как божественный символ. Этот символ Мухаммед превратил в мусульманскую святыню.

Захваты обширных территорий, вошедшие в историю как арабские завоевания, стали основой будущего огромного государства – Арабского халифата. Строилось это государство на общей религиозной основе – только что родившемся и уже распространившемся на многие земли исламе.

У истоков цивилизации

Династия родственников пророка

Первый этап Арабского халифата – правление четырех праведных халифов (Абу Бакра, Умара I ибн ал-Хаттаба, Усмана ибн Аффана, Али ибн Абу Талиба). Приближенные к Мухаммеду люди составили священную книгу мусульман – Коран. Мусульмане считали, что все, записанное в Коране, – внушенное пророку архангелом Гавриилом религиозное учение об Аллахе. Коран на протяжении долгих столетий с тех давних времен остается главной священной книгой всех мусульман.

Благодаря деятельности Мухаммеда было основано мощное государство, доказавшее свою силу уже при первых халифах.

При Абу Бакре (622–634 гг.) новое государство занимало территорию от берегов Инда до побережья Красного моря. При Умаре I (634–644 гг.) арабы завладели Дамаском, Иерусалимом, Антиохией, ослабили могущество Персии, распространив на ее народы ислам. При Усмане (644–656 гг.) арабское государство захватило Кипр и Родос.

После отравления четвертого праведного халифа Али, зятя пророка, обвиненного в убийстве предыдущего правителя, началась длительная борьба между династиями.

На мусульманском Востоке традиционно почитаемыми стали имена, которые когда-то были у Мухаммеда и его преемников-халифов, а также у членов их семей (Али, Умар, Осман, Хусейн, Фатима, Аиша). Популярностью пользовались имена, прославлявшие Аллаха, – Ахмед, Мустафа, Абд Алла (служитель Аллаха). Встречались и несколько видоизмененные библейские имена – Исмаил, Сулейман, Ильяс.

Первый халиф

Абу Бакр традиционно считается одним из первых мекканцев, принявших ислам. Абу Бакр не раз оказывал материальную помощь Мухаммеду, а в 623 г. выдал за пророка свою дочь Аишу. В 632 г. после смерти пророка жители Медины избрали Абу Бакра амиром – политическим вождем. Новый правитель взял титул халифа (заместителя посланника Аллаха). По свидетельствам современников, первый правитель Арабского халифата вел очень простую жизнь, продолжал заниматься торговлей и даже не сменил место жительства (остался жить в небольшом домике на окраине города).

С востока халифату стала угрожать реальная опасность – там восстали несколько воинственных племен, объединивших свои силы и создавших сильное войско. Абу Бакр разбил восставших и послал войска для подавления недовольства в отдаленных провинциях государства – юго-восточных областях Аравии.

В 633 г. с целью проповедования ислама в языческих землях Абу Бакр отправил войско в низовья Евфрата. Отряд из 2000 воинов под предводительством самого опытного арабского полководца Халида ибн Валида отправился распространять мусульманство, присоединяя к себе по пути наемников-бедуинов. В двух битвах арабам удалось разгромить войско иранского наместника Нижнего Евфрата и арабов-язычников. Позднее мусульмане разгромили войска арабов-христиан в среднем течении Евфрата. После этого все завоеванные территории признали власть могущественного мусульманского халифа.

В 634 г. арабы одержали победу над греками в Верхней Палестине. Это было последнее крупное сражение Абу Бакра, после смерти которого обнаружилось, что все его личное имущество состояло из единственного старого раба и верблюда.

Захватнические походы Умара

Вторым халифом стал Умар ибн ал-Хаттаб, молодой авторитетный общественный и государственный деятель. В последние часы жизни первый халиф государства объявил Умара своим преемником. Как и его предшественник, новый правитель был ярым приверженцем новой веры, в быту соблюдал умеренность и скромность. Умар активно занимался внешней политикой; Медина стала военным центром государства, откуда арабские войска отправлялись в завоевательские походы.

Главные направления внешней политики Умара – восточные провинции Византии и западные территории Ирака. В 638–639 гг. арабы, захватив Антиохию, вошли на территорию Армении, взяв штурмом ее столицу – город Двин.

Почти одновременно арабы вели боевые действия в Палестине и захватили Иерусалим, откуда отправились на завоевание Египта.

В 642 г. на милость победителям сдалась Александрия, столица византийской провинции в Египте. Арабы не остановились и на этом, их войска продвинулись до оазиса Завилы в центре пустыни Сахары. Полководцы армии Умара одержали несколько побед в районе Тигра и Евфрата, захватили столицу персов Ктесифон, разграбили ее и покорили Курдистан.

В следующие 3 года арабы продвинулись на север в Азербайджан и взяли его столицу Ардебиль.

Умар за 10 лет правления расширил границы Арабского халифата в несколько раз, превратив государство мусульман в многонациональную империю с централизованным аппаратом власти.

Перемены внутри халифата

Талантливый молодой халиф сумел не только расширить территорию мусульманской страны, но и провел внутренние реформы.

Одним из главных направлений внутренней политики была разработка налоговой системы, состоявшей из двух частей – поземельных и подушных поборов. При этом поземельный налог платили все небедные жители государства, а подушный – только иноверцы.

Налоги по большей части шли на содержание армии, становившейся все более сильной и непобедимой.

Вторым направлением политики внутри империи стало строительство новых городов. При первых халифах расцвели Медина, Мекка, получили толчок к развитию крупные торговые центры Басра и Куфа.

Третий правитель Арабского халифата Усман ибн Аффан занимал далеко не последнее место в мусульманском мире и был женат на дочери пророка – Рукайие. Кроме того, Усман был приближенным помощником двух первых халифов и уважаемым в государстве человеком. Придя к власти, новый халиф быстро изменился и пристрастился к роскоши, не уделяя государственным делам достаточно времени.

Усман ибн Аффан продолжил завоевательскую политику Умара и сражался с персами и хазарами. Во внутренней политике он, хотя и продолжил деятельность предыдущих правителей, но не проявил такой активности и смелости, как его предшественники. При Усмане были перестроена главная мечеть мусульман, возведенная еще при пророке, и издан канонический текст Корана. Эти действия не всеми правоверными были приняты положительно, и против нового халифа начала формироваться оппозиция из мединской верхушки. Усман восстановил против себя мединскую знать и военную верхушку в связи с тем, что все важнейшие посты в государстве раздал своим родственникам.

Усман был убит мятежниками в собственном дворце в 656 г. Новый халиф Али ибн Абу Талиб правил империей с 656 по 661 г. Али с детства был в центре событий мусульманского мира, так как воспитывался в семье Мухаммеда и был женат на его младшей дочери Фатиме. Слишком быстро взяв власть в свои руки после убийства предыдущего правителя, Али дал повод недоброжелателям обвинить себя в сговоре с убийцами.

В 657 г. Али во главе огромной армии отправился покорять Сирию, но выиграть битву не смог и подписал мирный договор с Муавийей, после чего его авторитет внутри государства сразу упал. В халифате сплотилась группа противников Али, называвшая себя хариджитами (в переводе с арабского – «восстать»). Через несколько лет хариджиты создали в исламе отдельное направление, главным постулатом которого являлось положение об отрицании наследственной власти халифов. Летом 658 г. Али жестоко расправился с хариджитами, но потерял авторитет власти даже в глазах своих сторонников. Через 2,5 г. четвертый халиф Арабской империи был убит заговорщиками в мечети. К власти пришла династия Омейядов.

На пике могущества

Второй этап истории Арабского халифата. Омейяды

Первый правитель династии Омейядов – Муавийа I (661–680); последний – Марван II (744–750); а между ними еще 12 правителей, очень разных по характеру и своей государственной деятельности.

Омейяды – знатный старинный мекканский род. Муавийа I, один из лучших представителей этого рода, основал новую царскую династию, объявив себя халифом в 659 г. после победы над Али ибн Абу Талибом и его гибели.

В 676 г. жителями Мекки и Медины впервые в истории была признана наследственная власть халифов, когда они торжественно присягнули на верность сыну Муавийа – I Йазиду. Омейяды сделали столицей халифата Дамаск и продолжали управлять Сирией.

Во время правления Йазида в стране было неспокойно – восставали иракские шииты, мединцы.

Иракские шииты – представители нового течения в мусульманстве. Они утверждали, что халифом может стать только прямой потомок Али как близкий родственник пророка Мухаммеда. В своих проповедях они проклинали трех «праведных» халифов, называя их узурпаторами власти.

После смерти в результате несчастного случая Йазида халифом стал его сын Муавийя – талантливый поэт, но очень слабый политик. Современники писали, что новый халиф предавался только развлечениям и совершенно не занимался государственными делами. В результате в стране установилось безвластие. Муавийя умер от чумы, не оставив наследников, и к власти пришел представитель другой ветви рода Омейядов – Абдаллах ибн аз-Зубайр. Все его правление прошло в борьбе за власть с другим Омейядом – Марваном. После гибели обоих халифом стал Абд ал-Малик, сын Марвана.

Началось правление нового халифа с разрешения проблем с Византией. В 685 г. с ней был заключен мирный договор на тяжелых для арабов условиях. Этот мир был вынужденной мерой, так как внутри государства постоянно происходили восстания и волнения, требовавшие вмешательства армии халифа.

В 688 г. халиф разгромил византийцев и вернул стране отнятые ими территории. Одновременно арабская армия вела сражения с сирийцами, басрийцами, с сектой хариджитов; удачные битвы произошли в Северной Африке. В 696 г. арабы завоевали Карфаген. Все африканское побережье на севере континента перешло в руки мусульман.

При Абд ал-Малике в государстве впервые в истории арабов начали чеканить монеты с мусульманской символикой.

Сын халифа и его преемник на престоле ал-Валид I оказался энергичным и дальновидным правителем. Новый халиф, пятый из преемников династии Омейядов, держал в повиновении провинции, хотя все 10 лет его правления прошли в постоянных войнах с соседями. В 711 г. арабская армия расширила границы халифата до устья реки Инд и покорила Северную Африку, выйдя к побережью Атлантики. Решающее сражение произошло в июле 710 г. на берегу реки Вади Бека между армиями мусульман и христиан.

Историческая битва при Херес-де-ла-Фронтера на правом берегу Гвадалахира стала первым в истории значительным столкновением Востока и Запада, битвой двух крупнейших мировых религий – мусульманства и христианства.

После восьмидневной битвы войско христиан-вестготов под командованием Родерика было разбито. После этого арабы вторглись на территорию Испании и захватили Пиренейский полуостров.

Правление ал-Валида вошло в историю Арабского халифата как время его могущества и расцвета.

После смерти ал-Валида халифом стал его брат Сулайман, гораздо более увлеченный пиршествами и оргиями, чем управлением государством. При новом халифе мусульмане в 717 г. осадили Константинополь и с суши, и с моря, но через несколько месяцев армия вынуждена была отступить из-за разразившейся в военном лагере страшной эпидемии.

Следующим халифом после смерти Сулаймана стал его двоюродный брат Умар II, отличавшийся фанатичной религиозностью и за 3 года правления не сделавший ничего практически значительного.

Преемником Умара в 720 г. стал Йазид II, сын Абд ал-Малика. Новый халиф, занимавшийся поэзией, музыкой и проведением различных роскошных праздников, за 4 года растратил всю казну государства.

В 724 г. престол перешел к новому правителю Арабского халифата – Хишаму, брату Йазида. В отличие от предыдущего халифа Хишам был активным государственным деятелем, умело подавлявшим постоянные внутренние волнения. Более всего волновали правителя берберы, которые были возмущены новой унизительной для них повинностью – поставкой дочерей в гарем халифа. В 743 г. берберы и другие восставшие племена были окончательно разбиты, а империя восстановлена в прежних границах.

Волнения в государстве остановить уже было невозможно: в 744 г., с самого начала правления нового халифа ал-Валида II, племянника Хишама, религиозные секты вели боевые действия против правительственных войск. Умный государственный деятель, но деспотичный человек, ал-Валид был зверски убит восставшими, и после него престол несколько раз переходил из рук в руки. У власти за полтора года побывали два халифа – Йазид III и Ибрахим. Им пришлось бороться с внутренними мятежами и подавлять восстания в провинциях.

В 747 г. в Средней Азии начался крупный мятеж главных противников правящей династии Омейядов, который возглавляли три брата из рода Аббасидов. К восставшим присоединились персидские шииты, и несколько повстанческих армий за 3 года завоевали территории Ирана и Ирака.

Аббасиды после одержанных ими побед уничтожили всех обнаруженных представителей рода Омейядов, и только ушедший от преследований внук Хишама – Абд ар-Рахман ибн Муавийа создал в Испании Кордовский халифат.

Религия и внутренняя политика

В каждом исламском государстве характерной внутренней чертой было почти полное слияние религии и политики, религии и светской власти. Мусульманство никогда не было отделено от государства, а наоборот, являлось духовной основой, руководством к действию для арабских халифов.

Со временем ислам стал насаждать нетерпимость к неверным и одобрять борьбу с ними (джихад или газават).

Исламская государственность подобно конфуцианскому Китаю на протяжении столетий была нерушимой и воинственной.

Положительная роль ислама состояла в объединении кочевых племен, резко отличавшихся друг от друга в культурном и историческом плане, в единую нацию.

Ислам, став третьей мировой религией, создал одновременно и формы новой государственности. Мягкости древних культурных традиций ислам противопоставил безоговорочное подчинение верующих духовным наставникам и пяти основным символам веры, включавшим исповедание, молитву, пост, милостыню и хадж.

В период расцвета Арабского халифата правитель государства обладал всей полнотой власти – религиозной (имамат) и светской (эмират). В Дамаске во время правления Омейядов чеканились серебряные и золотые монеты с именем халифа, его имя упоминалось при пятничных торжественных богослужениях в мечетях.

Для поддержания централизованной власти халифа по всему государству были созданы почтовые станции, сформированы регулярная армия и особые полицейские отряды для разрешения внутренних дел.

Халифат был разделен на несколько наместничеств, управлявшихся эмирами, – Ирак, Аравию, Закавказье, Западную Африку, Египет. Эмиры, хотя формально и подчинялись халифу, отличались упорным стремлением к самостоятельности и имели в собственном подчинении армию, аппарат чиновников, финансы.

Наука и культура

Культурная история Арабского халифата уникальна. Созданный воинственными кочевыми племенами халифат превратился в огромный культурный центр. Арабы возводили новые города и способствовали развитию старых. Были основаны несколько богатых торговых центров – Куфа и Басра в Ираке, Каир в Египте, Кайруан в Северной Африке. Города строились как крепости, окруженные каменными стенами и башнями по четырем сторонам света. В центре каждого мусульманского города находилась медина с соборной мечетью и торговыми кварталами, построенными на основе четкой планировки. Около мечетей воздвигались минареты, служившие ориентирами в тесной городской застройке.

Мечети становились культурным и религиозными центрами мусульман. В мечети Аль-Казар в Каире на основе медресе в 988 г. был открыт один из первых в мире университетов.

В Багдаде, Дамаске, других городах государства наука, искусство и культура развивались удивительными для Средневековья темпами. До наших дней сохранились роскошные загородные дворцы Омейядов, украшенные лучшими мастерами того времени. В росписях, несмотря на запрет ислама на изображения любых живых существ, часто смешивались восточные и античные стили, изображались изящные головки средневековых женщин. Аббасиды, продолжив традиции предыдущей династии, возводили красивейшие дворцы и культовые мусульманские сооружения.

В Багдаде в X в. появились первые сказки «Тысячи и одной ночи», продолженные в следующем столетии и ставшие одним из лучших образцов народной культуры мусульманского мира.

Ислам терпимо относился к другим религиям и проявлениям культур разных народов под своим владычеством. При дворах халифов часто жили и творили лучшие умы того времени. В период наибольшего расцвета халифата арабские переводчики обработали множество античных работ по разным отраслям науки и тем самым донесли сведения, содержавшиеся в этих трудах, до нашего времени. В Багдаде родилось искусство книжной миниатюры, позднее распространившейся на весь мир.

Культурные традиции Арабского халифата развивались и после его распада на территориях от Средней Азии до Испании.

Торговые связи империи

Арабские завоевания способствовали развитию дальних торговых отношений, а вместе с тем и распространению мусульманской государственности на обширные земли. На огромных территориях Ближнего и Среднего Востока, Южной, Западной, Центральной и Восточной Европы восстанавливались и расширялись торговые пути, созданные жителями античных государств. Теперь по этим путям передвигались торговые караваны с самым разнообразным грузом. Расцвет торговли пришелся на IX–XII вв. Страны Европы получали пряности, экзотические фрукты, восточные сладости, изделия арабских ремесленников, драгоценные камни и золотые украшения. Благодаря развитию ремесел и торговли многие страны, входившие в состав Арабского халифата, переживали подъем хозяйства. Трансарабские торговые связи способствовали появлению новых городов, а также развитию жизни арабов, являвшихся организаторами торговых верблюжьих караванов по пустынным территориям. Благодаря транзитной торговле старинная Мекка превратилась в крупный торговый и ремесленный центр, на карте империи появились многие новые торговые центры, а знаменитые восточные базары стали легендой.

Закат империи

Третий этап истории Арабского халифата. Аббасиды

Власть династии Аббасидов была менее прочной и стабильной, чем власть предыдущей династии Омейядов. Ни один правитель после свержения последнего халифа Омейядов не обладал таким могуществом, каким оно было ранее.

Аббасиды почти не предпринимали новых завоевательских походов (исключением стало завоевание Сицилии в середине IX в.), от государства стали отделяться разные части, в которых усиливалась власть местных эмиров.

StudFiles.ru

Что!!! Что такое Арабский Халифат????

Константин федецкий

Первоначальным ядром Халифата стала созданная Мухаммадом в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община — умма. В результате мусульманских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд.

Слово Халифат (араб. خليفة‎‎ — Khalīfah — «наследник» , «представитель» ) — означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммада арабами-завоевателями под предводительством его «халифов» (наместников) .

Эпоха существования Исламского халифата, вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама.

Маша воробей

АРА́БСКИЙ ХАЛИФА́Т, длительно существовавшее теократическое средневековое государство, возникшее на базе раннего внутриарабского государственного образования, созданного пророком Мухаммедом, а после его смерти перешедшего под власть его преемников — халифов.

Читайте также