Дайте определение социологии

Https://www.fdoctor.ru/

https://www.fdoctor.ru/

fdoctor.ru

1.2. Определение социологии

В настоящее время социология - одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе: экономика, право, демография. Среди них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как социологические методы позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития. Что же такое социология? Уточним: любая наука сначала возникает, заявляет о себе, очерчивает границы своего исследовательского пространства, и только после этого определяется ее статус. Обратимся к истории. Изначально философия была матерью практически любой науки. Потом от нее отпочковались другие. Дискуссии о месте социологии среди гуманитарных и социально-политических наук пока не завершились. Но уже определенно можно утверждать следующее. Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества. Смелзер считает, что социология - способ изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют и т.п. Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. Это обстоятельство крайне важно подчеркнуть еще и потому, что есть экономическая, политическая, идеологическая специфика развития общества и соответствующие отношения в обществе. В последнем издании Вебстеровского словаря социология определяется так: "Изучение истории развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей определенных социальных групп, общностей". Что такое социальная общность? Это группа людей, которые объединены благодаря исторически сложившимся устойчивым связям. Не всяким, а именно устойчивым. К ним можно отнести такие социальные группы, как семья, нация, государство, классы, профессиональные и возрастные группы, трудовые и учебные коллективы. Закономерности их формирования, функционирования, отношения между отдельными людьми и есть предмет изучения социологии. Социология как наука может быть рассмотрена с позиций объекта социологии и предмета социологии.

  • Объектом социологии являются:

    • общество как целостная социальная реальность;

    • социальные организации;

    • социальные институты;

    • социальные взаимодействия;

    • социальные явления;

    • социальные процессы;

    • социальные отношения;

    • социальные общности;

    • социальные субъекты.

Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т.е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

1.3. Типы структур социологии

В зависимости от критерия, положенного в основу, выделяются три типа структур социологии. Первая структура - микросоциология и макросоциология. Микросоциология исследует поведение, общение людей в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы, правила, которые, в свою очередь, определяют стабильность, революционные или эволюционные изменения в обществе. На этом уровне есть и определенные теории. Джордж Хоманс считает, что взаимодействие людей строится на основе принципа поощрения и наказания. Эрвин Гофман полагает, что люди ведут себя, как актеры в театре: они играют определенные роли и стараются произвести определенное впечатление, воздействовать на других. Действительно, часто люди стараются показать себя лучше, чем они есть на самом деле. В отечественной социологии длительное время на микроуровне исходили из того, что все советские люди - коллективисты, интернационалисты, патриоты, для которых труд - радость, основная жизненная потребность. Вот почему в современном российском обществе наблюдается нравственная неопределенность, а значительная часть людей попала в другую крайность: махровый индивидуализм, национализм или космополитизм. На макросоциологическом уровне основное внимание уделяется экономической и политической системам общественного устройства, религиям, партиям, классам, типам семьи и т.п. Макросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества, их взаимодействие. Макросоциология чаще всего относится к фундаментальной науке. Среди современных социологов на макросоциологическом уровне преобладают в основном два подхода: функционализм Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и др.; теории конфликта К. Маркса и Дарендорфа и др. При социологическом анализе общество делится на имущих и неимущих, правящих и подчиненных. Но сторонники одного подхода не могут объяснить, почему общество сохраняется при такой дифференциации, а другие не могут понять, почему общество изменяется, прогрессирует. Таким образом, даже на уровне макросоциологии пока нет однозначного ответа на самые принципиальные вопросы организации общества. Вторая структура состоит из общесоциологических теорий, теорий среднего уровня и конкретных социологических исследований. Общесоциологические теории исследуют общие закономерности социального развития. Специальные социологические теории среднего уровня касаются одной отдельно взятой социальной общности, социальной группы. Существуют социологические теории семьи, студенчества, города, деревни, спорта, досуга и т.д. Такой термин введен в науку американским социологом Робертом Мертоном. Теории среднего уровня позволяют обобщать и структурировать эмпирические социологические данные в пределах отдельных отраслей научного знания. Они довольно часто используют собственную систему понятий и определений. Частные или специальные социологические теории среднего уровня опираются на общую теорию, но, в свою очередь, развиваясь, дополняют ее, прочно связывая общесоциологические теории и эмпирические социологические данные. С одной стороны, идут активные процессы дифференциации социологического знания, возникают все новые и новые специальные социологические теории. Это вызвано тем, что общество - сложнейшая структурированная система, и она вряд ли упрощается по мере своего развития. В последнее время выделились социология гражданского общества, социология рынка и рыночных отношений, социология общественного мнения, социология международных отношений, политическая социология, экономическая социология, экологическая социология и т.п. С другой стороны, социология все теснее переплетается с разными науками об обществе. Академик Т.И. Заславская предложила такое направление, как экономическая социология. Утверждается этносоциология, а также социально-экономические, социально-политические, историко-социологические исследования и т.п. Третья структура социологии: фундаментальная теоретическая и прикладная эмпирическая наука. Фундаментальная теоретическая социология отвечает на вопросы, что познается (определение объекта, предмета науки) и как познается (основные методы социологии). К ней относят теории общесоциологического уровня. Прикладная социология изучает и предлагает способы воздействия на социальную реальность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления. Теоретическая социология предполагает получение нового знания, описание, объяснение, понимание процессов социального развития: разработку концептуальной социологической модели исследования; познание социальной реальности; преобразование социальной действительности. В рамках теоретической социологии существуют различные социальные и частные социологические теории. Прикладная социология предусматривает нахождение средств для осуществления социально значимых целей, осуществление практической реализации теоретической социологии, осуществление социального управления; реализацию методов социального планирования и прогнозирования. По аналогии можно добавить следующее. Есть фундаментальные науки: физика, математика, химия, а есть технические прикладные науки, которые физические, химические, биологические закономерности переносят в материальное производство. Их часто называют инженерными науками. Точно так же в социологии можно выделить фундаментальные знания социальных закономерностей и их реальное использование в практике, к чему применимо название социальная инженерия.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

StudFiles.ru

3. Определения социологии: классические и современные варианты

В данном разделе главы мы приведем, правда, без какого-либо специального и подробного анализа некоторые определения социологии как науки. Это будут высказывания наиболее авторитетных ученых, внесших в развитие социологии значительный вклад. Хотя применительно к современному этапу в развитии социологии и особенно отечественной, будут представлены также рабочие определения, содержащиеся в некоторых учебниках и учебных пособиях.

Все определения мы разделили на пять групп, и приводим в следующей последовательности:

1 группа – это определения, которые были даны О. Контом, а также другими основоположниками социологии (Л. Гумплович, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер, Ф.Г. Гиддингс) и относятся к классическому периоду в ее развитии;

2 группа – определения, высказанные в последней трети XIX – начале XX вв. русскими социологами (П.Л. Лавров, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, К.М. Тахтарев, Е. де Роберти)

3 группа – определения, которые были даны социологии в советское время в СССР (50- 80-е гг.);

4 группа будет представлена высказываниями (определениями), скажем так, современных западных социологов (вторая половина XX в.);

5 группа – это определения социологии как науки, которые предлагают современные отечественные социологи (конец XX – начало XXI вв.)7.

Итак, представим первую группу определений социологии. Отец социологии, О. Конт исходил из того, что каждая наука, в том числе и социология – это социальное явление. В силу своего социального происхождения она должна иметь и социальную цель. «Конечным предметом социологии, - пишет он, - является собственно не одно из многих существующих обществ, а лишь будущее единое общество, которое охватит все человечество, в этом смысле, следовательно, предметом социологии является само человечество»8.В о всех науках будущего, по О. Конту должен господствовать социологический дух. В будущем все науки будут переработаны с точки зрения этого духа9.

Польско-австрийский социолог Л. Гумплович (1838 - 1909) в качестве предмета социологии рассматривал социальные группы, постоянная и беспощадная борьба между которыми, по его мнению, является главным фактором социальной жизни. В работе «Основания социологии» он писал, что она призвана заниматься «исследованием процесса возникновения человеческих соединений, вечное повторение которых дает содержание всякой истории... Она удовлетворяется установлением законосообразности этого процесса, исследованием рода и характера социального развития – словом она изучает закономерный процесс, возникающий из данного соприкосновения человеческих обществ и совершенствующийся благодаря этим соприкосновениям человеческих обществ и совершающийся благодаря этим соприкосновениям и взаимным влияниям»10.

Французский социолог Э. Дюркгейм (1858 - 1917) определял социологию как «... науку об институтах, их генезисе и функционировании»11. Под социальным институтом же он понимал «...все верования, все поведения установленные группой»12.

Немецкий социолог создатель так называемой формальной социологии (от «формальный метод анализа человеческих взаимодействий») Г. Зиммель (1858 - 1918), учитывая, что социология это – наука об обществе, пишет: «я исхожу при этом из самого широкого представления об обществе... общество существует там, где несколько индивидов вступают во взаимодействие. Это взаимодействие всегда возникает из определенных влечений или ради определенных целей... Эти взаимодействия означают, что из индивидуальных носителей этих определяющих влечений и целей создает единство, словом, создается и общество»13.

Американский социолог, оказавший заметное влияние на формирование эмпирической социологии США Ф.Г. Гиддингс (1855 – 1931), считал, что социология «... будучи в самом широком смысле слова обширною наукой об обществе... может быть определена как наука социальных элементов и первых принципов»14. В качестве непосредственного предмета социологии, утверждал он, является изучение «плюралистического поведения», которое интерпретировалось в бихевиористском смысле, то есть как совокупность реакций индивидов на внешние стимулы.

Немецкий ученый, основоположник «понимающей социологии» и теории социального действия, общепризнанный классик социологии м. Вебер (1864 - 1920) писал, что «Социология... есть наука, стремящаяся истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить процесс и воздействие»15. Что касается социального действия, то М. Вебер считал: «Социальным мы называем такое действие, которое по предлагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей, ориентируется на него"4.

Приведем определения социологии как науки некоторых из наиболее известных русских (российских) социологов, предварительно указав на то, что русская социология, а она начала конструироваться лишь во второй половине, а, точнее, даже в последней трети XIX века, с самого начала своего зарождения характеризовалась значительным плюрализмом: она включала в себя целый ряд, порой существенно различающихся теоретико-методологических направлений и школ. В силу этого определения социологии, которые давались ей русскими социологами, весьма различаются между собой.

П.Л. Лавров (1828 - 1900) представлявший так называемую субъективную социологию, определял социологию как науку о солидарности, «другими словами» о взаимодействии людей. «Социология, - писал он, - есть наука, исследующая формы проявления солидарности между сознательными органическими особами»16. Социология, по его мнению, это научная дисциплина, изучающая, группирующая повторяющиеся факты солидарности между особями человеческого сообщества и стремящаяся открыть ее законы.

А вот определения социологии, которое дано ей как науке наиболее видным представителем психологического направления в русской социологии Е.В. де Роберти (1843 - 1915). «Сама социология, писал он, - справедливо и очень точно определяется как наука о культуре или, вернее, о факторах культуры в широком смысле слова»17. В результате этого социология стала трактоваться как комплексная, универсальная наука, включающая в себя многие отрасли знания. Особенно Де Роберти связывал социологию с этикой. «Этика, как мы ее понимаем, - писал он, - есть мораль, ставшая абстрактной социологией»18.

А представитель этого же направления в русской социологии Н.И. Кареев (1850 - 1931) считал, что «социология должна быть учением об обществе, подобно тому, как существует общее учение о жизни»19.

К.М. Тахтарев (1871 - 1925) русский социолог-неопозитивист, считавший, что единицей социального анализа должно быть «социальное общение», писал: «Установление социальных законов предполагает всестороннее выявление и установление необходимых соотношений различных явлений, равно и изменение этих соотношений в общем ходе общественной жизни. Это и составляет главное дело социологии, как особой науки о закономерностях общественной жизни. Это и является ее конечной целью.

Установлением закономерностей общественной жизни и должна заниматься научная система социологии, как особая номологическая, должным образом организованная и построенная отрасль знания...»20

М.М. Ковалевский (1851 - 1916), о котором Г.В. Плеханов сказал, что он относится к тем немногим русским авторам, сочинения которых могут быть признаны серьезными социологическими исследованиями, считал, что социология это наука, цель которой – установление (обнаружение) законов и тенденций общественного развития. «Социолог, - писал он, - устанавливает одни верховые столбы, указывает общую тенденцию, приводя каждый раз свои выводы в соответствие с другими, столь же общими»21. Цель социологии заключается в том, чтобы «...раскрыть причину покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой»22.

Теперь обратимся к 3 группе определений социологии как науки – определениям, которые были даны ей некоторыми советскими социологами (иногда философствующими социологами, иногда пытающимися социологически мыслить философами), в период начала возрождения в стране данной науки, после того как в 30-е годы XX века она была по существу изгнана из страны как буржуазная наука. Он охватывает время с середины 50-х годов и до конца 80-х годов XX века.

Предварительно несколько слов о том, что было существенным для интерпретации социологии в этот период. Это, во-первых, отождествление социологии и исторического материализма – социальной философии марксизма – ленинизма; социология объявляется, по крайней мере, теоретическая ее часть, философским учением, философией, каковой она, как известно не является. По сути, это была попытка, лишить социологию статуса науки и объявить ее мировоззрением, философией, идеологией. Во-вторых, социологии давались урезанные определения: или только как макросоциологической или только как микросоциологической науке. В-третьих, нередко в определениях социология сводилась только к эмпирической науке. В-четвертых, появление по мере возрождения и развития социологии, освоения зарубежного опыта социологии все более адекватных ее трактовок и определений.

В 1955 году, - а это время только начинавшегося возрождения социологии в России (в СССР в целом) – академик В.С. Немчинов (1894 - 1964) – экономист и статистик – интерпретировал социологию именно как философскую науку «... исторический материализм и есть марксистская социология»23.

Затем несколько позже стало подчеркиваться (В.Ф. Константинов, В.Ж. Келле), что исторический материализм это всего лишь общесоциологическая теория, которая включает в себя исследование законов функционирования различных социальных общностей, совокупность специальных социологических теорий различного уровня общностей и, наконец, конкретные социологические исследования24. А поскольку журнал «Коммунист» был теоретическим органом ЧК КПСС, такую трактовку социологии как науки можно было считать официальной и она должна быть «руководством к действию» для научной общественности.

Некоторые авторы, как уже было отмечено ранее, рассматривали социологию как эмпирическую научную дисциплину. «Социология, - писал, например пользующийся в свое время большой популярностью советский философ и социолог Ю.А. Левада, - это эмпирическая социологическая дисциплина, изучающая общественные системы в их функционировании и развитии»25.

К 80-м годам XX века в советской литературе появляются более адекватные определения социологии, в которых подчеркивается то, что предметом данной научной дисциплины выступают общественные отношения, а также социальные общности людей. Одно из таких определений социологии дал известный социолог, внесший немалый вклад в методологию социологических исследований, В.А. Ядов (1929): «Марксистско-ленинская социология, - писал он в 1987 году, наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействиях между этими общностями, между общностями и личностью»26.

В кратком словаре по социологии, изданном в 1988 году под общей редакцией Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина, говорится: «социология... – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношениях и социальных общностях»27.

Теперь четвертая из обозначенных нами ранее групп определений социологии как науки. Это определения, которые были даны социологии западными учеными в постклассический период ее развития.

Откроем мы эту группу определений определением социологии, которое дал ей русско-американский социолог, представитель бихевиористского направления, первый доктор социологии в России П.А. Сорокин (1889 - 1968). Социолог, как его называли иногда, «милостью Божьей», П.А. Сорокин завершает собой классический период в развитии социологии и одновременно, рядом с другими западными социологами стоит в начале нового, постклассического периода, который в известном отношении можно называть и современным.

П.А. Сорокин считал, что социология должна быть самостоятельной наукой, изучающей наиболее общие, родовые свойства человеческого общества. Родовым типом различных проявлений общества как «системы систем» он объчвляет «социальное взаимодействие». Поэтому социология это наука о взаимодействии людей. «Социология, - пишет П.А. Сорокин, - изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой»28. О семьи взаимодействий людей П.А. Сорокин говорил: «... когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого (других), когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют»29.

Известный американский социолог-теоретик, представитель структурно-функционального направления Т. Парсонс (1902 -1979) считал, что «... главным предметом социального анализа является институциональный аспект социального действия. Говоря в самых общих выражениях, это область, в которой выявляются действующие в социальных системах нормативные экспектации, ожидания, коренящиеся в культуре и определяющие, что именно надлежит делать при тех или иных обстоятельствах людям в различных статусах и ролях одного или нескольких различных значений. Эти экспектации интегрируются с мотивами деятелей в ролях, то есть с тем, что они «испытывают побуждение»сделать или «хотят» сделать в соответствующих ситуациях и обстоятельствах. Однако, поскольку социологическая система соотнесения ориентирована не на личность отдельного человека, а на социальные системы, социология интересуется, прежде всего, коллективами, составленными из людей, а не самими этими людьми, пусть даже исполняющими роли»30.

Английский социолог, выдвинувший широко известную ныне «теорию структурации» - проект интегративного макро – микроподхода к социальным явлениям, Э. Гидденс (1938) утверждает, что «социология – наука о социальной жизни человека, групп и общества»31. При этом он считает, что объектом интереса социологии, как и вообще социального познания, является не индивидуальный опыт и не формы социальной тотальности, а социальный опыт, упорядоченный во времени и пространстве.

Н. Смелзер (Смелсер), американский социолог, представитель эволюционного функционализма (1994 году был переведен на русский язык и издан в России его учебник по социологии) дает следующее определение социологии: «социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей... Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений»32.

Шведский социолог, - автор прекрасной книги для начинающих изучать социологию «Лодка на аллеях парка: введение в социологию» (1985) (В России она была издана в 1995 году), П. Монсон рассматривает в качестве важнейшей задачи социологии как науки «... изучение человека в обществе и изучение общества через человека»33. И далее: «предметом изучения (социологии – В.Л.) является не только всеобъемлющие общественные структуры, но и люди как индивидуальные экзистенции»34. Социология изучает «...социальную действительность, в которой мы, люди, живем – в точке пересечения нашей индивидуальной экзистенции и коллективной жизни»35.

В 1996 году в России была издана замечательная популярная книга по социологии «Мыслить социологически». Ее автор британский социолог З. Бауман пишет в ней: «Можно сказать, что основными вопросами социологии являются следующие: в каком смысле значима зависимость одних людей от других, что бы они ни делали; в каком смысле значимо то, что они всегда живут (и не могут иначе) сообществом, во взаимосвязи, обмениваясь, конкурируя и кооперируясь с другими людьми. Все это, охватываемое такого рода вопросами, составляет особую область социологического анализа и позволяет определить социологию как относительно самостоятельную область из гуманитарных и социальных наук. Итак, мы можем заключить, что социология является первым и основным способом осмысления человеческого мира... »36.

И, наконец, последняя пятая группа из обозначенных нами ранее определений (трактовок) социологии как науки, ее предмета и задач. Это – те определения, которые даны в последнее время отечественными авторами.

В книге С.А. Кравченко, М.О. Мнацаканян, Н.Е. Покровский «Социология: парадигмы и темы» говорится: «...социология – наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные данные, теоретически изучает социальную жизнь, социальное поведение и действие людей, функционирование и развитие общества, его институтов и организаций, взаимодействие индивидов и социальных групп, восприятие и понимание индивидами окружающей действительности в контексте социальных изменений на макро- и микроуровнях»37.

«Социология изучает, - говорится в учебном пособие, изданном в 200 году под редакцией А.Г. Эфендиева, - общие принципы Воспроизводства (функционирования) и изменения основных (простых и сложных) форм социальных воздействий, в том числе общество как целостную систему социальных взаимосвязей на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повторяющиеся, устойчивое в этих взаимосвязях в различных сферах общественной жизни»38.

Своеобразную трактовку социологии как науки дает Ж.Т. Тощенко. Он пишет: «... социология – это наука о движущихся силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развивается и осуществляется реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей»39.

Говоря о новом понимании предмета социологии, которое только еще зарождается сегодня, доктор социологических наук, профессор В.Г. Немировский в статье «Современная социология и культурные российские традиции» пишет: «предметом универсумной40 социологии является эволюционирующих посредством человека социум в единстве его природных, социальных, духовных связей и проявлений, относящихся как к объективной реальности (внешнему миру, макрокосмосу), так и реальности субъективной (внутреннему миру, микрокосмосу). Благодаря своему происхождению от иных, весьма «непохожих родителей» - научных дисциплин и направлений, универсумная социология использует различные категории и понятия, перешедшие как из традиционной социологии, так и восточной философии и системного анализа, современного христианства и эзотерических учений»41.

Литература

Бауман, 3. Мыслить социологически: Учеб.пособие [Текст]/ 3. Бауман: Пер. с англ. Под ред. А.Ф. Филиппова // М.:Аспект Пресс, -1996.

Валлерстайн, И. Конец Знакомого мира. Социология 21 века. [Текст]/ И. Валлерстайн: Пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева; Центр исслед. Постиндустриального о-ва // М.: Логос, - 2003.

Волков, Ю.Г. Социология: Учебник [Текст]/ Ю.Г. Волков // М.: Гардарики, - 2005.

Громов, И.А. Западная социология: Учеб. Пособие для вузов [Текст]/ И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. - СПб.: // М.: Изд-во ДПК, -2003.

Добреньков, В.И. Социология: Учебник для вузов [Текст]/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко // М.: Инфра-М. Т-1: Теория и методология, -2003.

Добреньков, В.И. Фундаментальная социология: В 15 т. [Текст]/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко IIМ.: Инфра-М. - Т. 1 .Теория и методология, - 2003.

Зборовский, Г.Е. Прикладная социология: Учеб.пособие [Текст]/ Г.Е. Зборовский /./ М.: Гардарики, - 2004.

Знанецкий, Ф. Исходные данные социологии // американская социологическая мысль: тесты / Под ред. В.И. Добренькова // М.: Изд-во МГУ,- 1994.

Колесников, Ю.С. Прикладная социология: Учеб. пособие для вузов [Текст]/Ю.С. Колесников //Ростов-на-Дону: Феникс, - 2001.

Комаров, М.С. Социология: Учеб. пособие для вузов [Текст]/ М.С. Комаров // М.: Аспект-Пресс, - 2003.

Кравченко. А.И. Социология [Текст]/ А.И. Кравченко // М.: Проспект, - 2005.

Масионис, Дж. Социология [Текст]/ Дж. Масионис // СПб.: Питер, -2004.

Миллс, М.Р. Социологическое воображение [Текст]/ пер. с англ. О.А. Оберенко. Под общ. ред. и с предисловием Г.С. Батыгина // М.: Изд.

Дом «Стратегия»,-1998.

Общая социология [Текст]/Учеб.пособие под ред. А.Г. Эфеидиева//

М..-ИНФРА, -2005.

Соколов. С.В. Социология: Учеб.пособие [Текст]/ С.В. Соколов // М.: ФОРУМ,-2008.

Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов [Текст]/ Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др.; Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; РАН Ин-т Социально-полит, исслед. // М.: НОРМА( Изд.гр. НОРМАИНФРА-М), - 2002.

Социология: Основы общей теории: Учебник для вузов [Текст]/ Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др.; Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; РАН Ин-т Социально-полит, исслед. //' М.: Аспект Пресс, - 2002.

Тощенко, Ж.Т. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов [Текст]/ Ж.Т. Тощенко. - 2-е изд., доп. И перераб. // М.: Юрайт, - 2004.

StudFiles.ru

Определение социологии как науки

Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:

1) как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

2) как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

3) как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия – США);

4) как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

Социология – наука о законах становления и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностях.

Предмет, объект социологииПод объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Объектом социологического познания является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе». В широкий научный оборот, данный термин ввел в середине ХГХ в. французский философ Огюст Конт. Но и до этого великие ученые и философы человечества занимались исследованием и осмыслением проблем общества, различными аспектами его функционирования, оставив миру богатейшее наследие и непревзойденные работы в этой области. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество – особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии – участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию.

Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.

Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной – социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая – вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, т. е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Именно совокупность таких действий образует социальный процесс в целом, и в нем можно выделить некоторые общие тенденции, которые являются социологическими законами. Отличие социологических законов от математических, физических, химических состоит в том, что первые приблизительны и неточны, они могут произойти или не произойти, т. к. полностью зависят от воли и действий людей и носят вероятностный характер. Можно заранее прогнозировать события, управлять ими и просчитывать возможные альтернативы, выбирая предпочтительный вариант. Роль социологии и социологических исследований неизмеримо возрастает в кризисных ситуациях, когда важным становится учет общественного мнения, его переориентация и смена идеалов и парадигм.

Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие в людях изменения, при этом делая упор на выявление альтернатив развития. Социологические знания выступают как единство теории и практики, эмпирики. Теоретические исследования представляют собой объяснение социальной реальности на основе законов, эмпирические исследования – это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществе (наблюдения, опросы, сравнения).

studopedia.ru

Объект, предмет и методы социологии

Объект науки - избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования. Таким объектом социологии в самом общем виде является общество. По масштабу общество может охватывать разные реальности.

Объектами социологии являются:

· глобальное мировое сообщество;

· национальное общество (страна);

· микрообщество (социальная группа, семья и др.);

· отдельная личность.

Исследования общества могут охватывать различные его аспекты. В процессе развития социологии сформировались различные ориентации на то, что считать самым важным в научном изучении общества. По мнению П.Штомпки, существует семь основных точек зрения на то, что такое общество с точки зрения социологии. Они сведены в следующую таблицу ( табл. 1)

Таблица 1

Социологические ориентации Аспекты общества
популяция группа позиции/ роли отношения действия правила события/ практика
Демографический +
Групповой +
Системный +
Структурный +
Активистский +
Культурный +
Событийный +

Предмет науки - логическое описание объекта, избранность которого определена предпочтениями исследователя в выборе того или иного аспекта. Многие социологи не ограничиваются перечисленными аспектами. Поэтому можно встретить разные определения социологии, в которых по разному трактуется предмет социологии.

Примеры определений социологии:

А.И. Кравченко: Социология – наука о поведении людей как представителей больших социальных групп: классов, сословий, наций, профессий и т. д. Первокирпичиками предмета социологии выступают два понятия – статус и роль. Первое дает статистическое изображение предмета, а второе – динамическое.

В.А. Ядов:Социология — этонаука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функци­онировании социальных общностей и форм их само­организации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как меха­низмах взаимосвязи и взаимодействия между много­образными социальными общностями, между личнос­тью и общностями; наука о закономерностях соци­альных действий и массового поведения.

Ж.Т. Тощенко: Социология – это наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентации, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей.

Э.Гидденс:Социология — это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. Предметом является поведение людей как социальных существ. Поле деятельности социологии чрезвычайно широко, от анализа случайных столкновений индивидов на улице до исследований глобальных социальных процессов.

Различные подходы сегодня чаще всего рассматриваются как взаимодополняющие, что позволяет раскрывать общество как многоаспектный объект исследования. Пытаясь обобщить перечисленные ранее аспекты общества, П.Штомка дает такое определение: социология - это наука о людях, действующих в поле взаимоотношений друг с другом (в «межличностном пространстве» ) и придающих этому полю динамику постоянного функционирования и формирования (то есть поддерживающих «социальную жизнь»), о людях, которые превращают повторные, фиксируемые сознанием, иногда результаты и последствия своих действий в те структурные и культурные рамки, в которых происходят дальнейшие действия последующих поколений.

Российская социологическая энциклопедия: Социология – наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов.

Таким образом, социология изучает социальную реальность во всем многообразии ее представлений. В содружестве с другими, родственными ей дисциплинами – психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политическими науками и этнографией – она образует подсистему системы научного знания – социальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими находками. Чаще всего социологи считают свои исследования комплексными, смело комбинируя методы экономики, психологии и социологии.

Каждая наука смотрит на мир, в данном случае на социальную реальность, под специфическим углом зрения. Наиболее близкими к социологии науками, изучающими поведение людей, являются психология и социальная психология. Специфику их подходов А.И.Кравченко представляет таким рисунком.

Изучая внутренний мир человека, психологияприбегает к эксперименту и наблюдению, используя специальные, часто очень сложные приборы. Психолога интересует то, в каком направлении на поведение человека влияет его внутренний мир – объем памяти, интенсивность и степень развитости мышления, темперамент, эмоциональный склад, агрессивность, подсознательные переживания и т.д.

Социальная психология сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые связаны с изучением межличностных отношений прежде всего в малых группах. Взаимопроникновение социологии и психологии было настолько мощным, что благотворно повлияло на обе эти науки и вместе с тем стимулировало активное развитие третьей дисциплины – социальной психологии.

Социологияимеет дело с большими массами людей, с усредненным человеком – этаким обобщенным портретом, который подходит всем сразу и никому в отдельности. Вместо конкретных, живых людей перед социологом возникает обобщенный образ – «средний человек» (понятие «средний человек», введено А. Кетле в XIX веке).

Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубляется в тонкости политических процессов или детали отношений. Социология изучает психологические проблемы, рыночные отношения, государство или культуру не сами по себе, не так, как их изложил специалист по этим наукам, а совершенно под другим углом зрения. Каждый фрагмент реальности, каждое явление или элемент рассматривается только с позиций его связи с обществом, его вклада в развитие или построение общества, его общественных функций. Например, религия важна социологии не как система верований и специальных обрядов, а только как общественный институт, оказывающий влияние на большие массы людей. Культуру социология рассматривает также под специфическим углом – как образ жизни больших масс людей.

МЕТОД в социологии - способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Методы социологии:

studopedia.ru

Читайте также