Девять дней после похорон что это значит

Поминки

У этого термина существуют и другие значения, см. Поминки (значения). Запрос «Девятины» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Корзухин Алексей Иванович
Поминки на деревенском кладбище

Поми́нки (поминальные обряды, поминальный культ, заупокойный культ, помина́льный обе́д, помина́льная тра́пеза) — обряды, совершаемые в память умершего, главным из которых является коллективная трапеза, устраиваемая родственниками в доме покойного или на кладбище (на могиле, в специально отведённом месте) непосредственно после погребения и в определённые сроки поминовения[1].

Поминки у славян

В. М. Васнецов. Тризна по Олегу. 1899.

Первые поминки проводятся непосредственно после погребения. Затем на второй, третий день (в.-слав. третины), в первую субботу (серб.), седьмой (серб., словен.), восьмой (словен. osmica), девятый (в.-слав. девятины), иногда также двенадцатый (полес.), двадцатый день (в.-слав. полусороковины), иногда три недели, повсеместно на сороковой день (в.-слав. сороковины, сорочины), иногда шесть недель, спустя полгода, год со дня смерти, реже в последующие годы. Это так называемые частные поминки (т. е. поминки в честь конкретного лица) в отличие от календарных поминок — поминальных трапез и сопутствующих обрядов, посвященных всем умершим. Поминки являются продолжением и завершением погребального обряда и отмечают последовательные этапы перехода души в иной мир; по прошествии года со дня смерти покойный присоединялся ко всем умершим предкам (родителям, дедам) и лишался индивидуального поминовения (у южных славян частные поминки могли совершаться и дольше — до седьмой годовщины у сербов, до девятой у болгар).

В день похорон

Первые поминки (др.-рус. тризна, страва; рус. обед, стол, горячий стол, горячина, красный стол, поминки; укр. обід, комашня; белор. гарачкі, клёцкі, хаўтуры; болг. трапеза, софра, хляб; макед. ручек, погреп, закопнина, задушница; серб. дапа, трпеза, помен, подушjе; словен. pogrebscina; польск. stypa, uczta pogrzebowa; чеш. hostiny, pohosteni) были обязательными у всех славян. У восточных славян не принято было приглашать к поминальной трапезе, считалось, что каждый участник похорон, даже незнакомый и нищий, может сесть за стол; однако в поминках запрещалось участвовать неженатой молодёжи. У русских обязательно в день похорон подавали кутью, мёд, каши, овсяный, ржаной или клюквенный кисель, в северных районах рыбные пироги, часто блины. Начиналась трапеза с кутьи, а завершалась напитком из мёда, разведённого в воде или браге, или киселём.

В другие дни Поминки на кладбище. Петроград, 1919.

В другие дни проводили панихиду, литию или поминание на литургии, но прежде всего посещение могил, раздачу еды, иногда обед. Как правило, это были более скромные трапезы, чем в день похорон и сороковины; число и значимость этих поминок различны по регионам. У восточных славян обычай посещения могилы на следующий день после похорон (или третий день после смерти) называется «будить покойника» или «носить завтрак покойнику». В с. Линово Путивльского района Сумской области поминки второго дня назывались «в рай вводить»: «Вот нынчи схаранйли, назавтрега у рай уводють. Пайдом на могилки сходим, там падячить [попоёт] на могилках пе́вьчея. Кали́ся, если я схарани́ла мамку, мине ити́ть не сь ким, я сама паднилась, пашла, усе, пабуди́ла, паплакала: "На што ты мене, мая мацька, бросила, как жы ты мине́ адной аставила, я ж адна, как у полю палыни́на". И всё. Приходють двару [домой], со́дюцца абе́дать. Пабе́дали, и 'пять памяну́ли. Ета завёцца у рай увяли́. И всё». Там же поминки девятого дня называются «погребение»:«Де́вить дней — абе́т справляють у хати. На кладьбишша ня йду́ть. А ў хати паспива́ить, певьчея при́йдеть, паспива́ить, и панахви́ду в це́рькву но́сють на де́вить дней, паслужуть, а та да прика́зують, пайдо́мте, нынчи ж де́вить дней, абе́д бу́дить. Заве́цца пагрибе́ние, де́вить дней»[2].

См. также: Поминальные дни у славян

Поминальная трапеза в иудаизме

В древности евреи совершали поминальные трапезы:

« И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их.
(Иер. 16:6—7)
»

Современные иудеи, равно как и мусульмане, поминок как таковых не устраивают. По иудейской традиции после похорон для близких родственников начинается шива — семь дней траура. Запрещено устраивать любые застолья. По возвращении с кладбища скорбящим, тем, кто соблюдает шиву, подают «трапезу сочувствия»: каждый человек должен съесть хлеб, куриное яйцо, сваренное вкрутую, и немного каши из бобов или варёную чечевицу. Во время траура нельзя есть мясо, пить вино (за исключением Суббот и праздников). Первую трапезу после похорон готовят друзья или соседи. Принято съесть что-то круглое (фасоль или варёное яйцо). Важно, что близких родственников умершего «освобождают» от приготовления пищи. Все семь дней шивы те, кто находится в состоянии траура, сидят на низких табуретках, скамейках или просто — подушках.

Однако в годовщину смерти (отсчитывается уже не со дня похорон, а от даты смерти) принято созывать родственников и друзей на памятную трапезу. На ней должны быть праздничные блюда. Но главное — не меню, а Кадиш (поминальная молитва), который произнесёт кто-либо из присутствующих, желательно мужского пола (лучше, если это сделает сын или брат покойного)[3].

Поминальная трапеза в христианстве

В православии

Поминки по усопшему в византийско-славянской христианской традиции проводятся трижды. Первые поминки — в день похорон, то есть на третий день, принимая за первый день отсчёта сам день смерти, даже если она наступила незадолго до полуночи; вторые поминки — на девятый день, и третьи — на сороковины (40 дней). В дальнейшем поминки устраивают через год (то есть на первую годовщину смерти), на которые приходят все, кто желает помянуть, в этот день обычно принято посещать могилу умершего. Потом поминки уже в тесном семейном кругу проводят на каждую годовщину кончины, на день рождения и на именины умершего. Поминки бывают двух родов: частные, имеющие в виду одного конкретного умершего, и общие, устраиваемые в память всех покойников.

Традиция проведения поминок уходит корнями в далёкое прошлое. Подобные обычаи наблюдаются и в других вероисповеданиях различных народов, что связано с верой человека в бессмертие души. В христианской традиции обычай поминок в основном сводится к поминальной трапезе. Но поминки — это не просто еда, это особый ритуал, цель которого — помянуть человека, отдать ему дань уважения, вспомнить о его добрых делах.

Православные христиане в процессе поминальной трапезы молятся об упокоении души умершего. Каждое действие во время поминок наполнено сакральным смыслом, поэтому и меню такой трапезы необычно.

В отдельных регионах на поминки стараются без приглашения не приходить; в других же, напротив, приходят все, кто сможет присутствовать и имеет желание вспомнить скончавшегося, как дань уважения его семье. Засиживаться долго также не совсем в правилах, тем более если вы не были очень близки умершему человеку.

Поминальная трапеза после похорон

Такие поминки устраивают непосредственно после похорон усопшего. Они проходят в память и честь чудесного воскресения Иисуса Христа на третий день и в образ Пресвятой Троицы. Первые два дня душа преставившегося остаётся на земле, находясь рядом с родными и посещая под сопровождением Ангела памятные ей места, которые притягивают её воспоминанием земных радостей и горестей, злых и добрых дел. В третий же день Господь повелевает ей вознестись на небо и впервые предстать для поклонения перед Богом[4]. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред Лице Правосудного.

Проводить поминки можно в доме усопшего или в любом другом месте. В современном мире поминальный обед зачастую устраивают в кафе или ресторане, поэтому проблем с подготовкой к кушанью обычно не возникает. Если же было принято решение поминать в доме почившего, то необходимо как следует подготовиться к этому событию. Приготовления к трапезе заканчиваются, когда гроб с телом умершего доставляют на кладбище и хоронят. В первую очередь, в доме обязательно нужно навести порядок, провести тщательную уборку, причём её стараются сделать до того, как покойника опустят в могилу, хотя по времени это трудно подгадать. Расставляют мебель, моют полы, весь накопившийся за три дня мусор сметают по направлению от большого угла к порогу, собирают и сжигают. Полы требуется мыть тщательно, особенно углы, ручки и порог. После уборки комнату окуривают дымом ладана или можжевельника[5]. Уборку обычно делают сторонние люди, не состоящие в кровном родстве с покойным или/и членами его семьи. Когда все возвращаются с кладбища, начинается трапеза.

Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом её кто-нибудь из близких читал 17-ю кафизму из Псалтири перед святыми иконами с зажжённой лампадой или свечой. Непосредственно перед едой читают Отче наш[5]. В идеале лучше начать с чина литии, совершаемого мирянином, или прочесть 90-й псалом. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать почившего. На протяжении всего застолья вспоминают усопшего. Разговор за столом должен быть благочестивым, недопустимы смех, сквернословие, весёлые песни, воспоминания о неправедных поступках покойника и прочие разговоры на отвлечённые темы, непристойные на таком мероприятии, например, беседы о политике или на бытовые темы. Всех пришедших обычно усаживают за стол со словами: «Просим разделить наше горе!»[6][неавторитетный источник? 149 дней]. Прежде чем сесть за стол, каждый гость обязательно должен вымыть руки и умыться, вытереться чистым полотенцем. Нельзя приступать к трапезе, не осенив себя крестным знамением.

Существует и особый порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола усаживают хозяина дома, по обе стороны от главы семьи располагаются родственники в порядке близости родства к умершему по старшинству. Детям, как правило, выделяют отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, в некоторых традициях оставляют незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели. Во время поминок для умершего клали тарелку, обеденный прибор, часть блюд, которые ставятся перед его портретом. Эта традиция не является православной, как и занавешивание зеркал, скорее всего это отголосок языческого прошлого.

Фирс Журавлёв. Купеческие поминки.
1876. Государственная Третьяковская галерея

Первым блюдом на поминальном столе является кутья (ко́ливо) — каша из цельных зёрен риса или пшеницы, заправленная мёдом и изюмом. Зёрна служат символом Воскресения, а мёд и изюм — сладость, которой наслаждаются праведники в Царстве Небесном. Кутья должна[7][неавторитетный источник? 149 дней] быть благословлена (освящена) во время панихиды, если такой возможности нет, то можно просто побрызгать её святой водой и прочитать любую известную молитву. Это блюдо непременно должен хотя бы попробовать каждый присутствующий. Сначала его отведывают ближайшие родные и друзья и только потом все остальные. Нельзя поминать усопшего за столом водкой или другими крепкими алкогольными напитками. Кроме кутьи, обязательным поминальными блюдами на Руси считаются традиционные для русской кухни блины и кисель. Блины принято употреблять с мёдом, а кисель пьют после поминок все уходящие. Его, как и кутью, должны попробовать все гости. Ещё одним традиционным напитком на поминках может быть сыта (мёд пополам с водой), её обычно подают вместе с кутьёй в самом начале поминок. Прочая еда на поминальной трапезе подаётся с соблюдением требований поста: в постные дни — постная, в иные — скоромная.

Пища на столе должна быть простой, без изысков, так как последние мешают процессу поминок. Сервировка стола обычная. Пищу подают в обычной посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы. Поминальный стол можно украсить ветками ели, брусники, мирта, чёрной траурной лентой. Скатерть стелют однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушённых тонов, которую по краям можно декорировать чёрной лентой[5]. При каждой смене блюд православные стараются прочесть краткую молитву: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея, раб Твоих) новопреставленного (-ой, -ых) (имя), и прости ему (ей, им) вся согрешения его (её, их) вольная и невольная и даруй ему (ей, им) Царствие Небесное. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Православные заканчивают трапезу благодарственной молитвой «Благодарим, Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…», а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего. Благодарить за угощение не принято. То, что не успели съесть непосредственно за столом, отдают с собой («на вынос»), чтобы помянули, придя домой. Часть еды можно отнести в церковь на поминовение души.

Во время Великого поста, если поминки (третий, девятый, сороковой дни, годовщина) приходятся на его первую, четвёртую и седьмую неделю, родные и близкие усопшего никого не приглашают. Эти недели — особенно строгие. За столом в такие дни принято собираться лишь самым близким покойному людям: родителями, супругам, детям, внукам, братьям и сёстрам, ближайшим друзьям. Если день поминок пришёлся на будний день других недель Великого поста, поминки переносят на субботу или воскресенье.

На поминках мужчины должны быть без головных уборов, а женщины, напротив, с покрытой головой. Если людей пришло много, то усаживаются в несколько заходов.

На поминки в день прощания с усопшим могут быть приглашены все, кто был на кладбище, так как поминальная трапеза проводится сразу после похорон, особо приглашались те, кто непосредственно помогал с похоронами: обмывал и обряжал покойного, читал Псалтирь, рыл могилу, нёс гроб с телом, читал молитвы, духовенство и церковный причт, участвовавшие в отпевании покойника и сопровождавшие гроб на кладбище. В дореволюционной России старались пригласить убогих и нищих, поскольку поминки — милостыня для всех, кто на ней присутствует.

Поминальная трапеза на девятый день (девяти́ны)

Поминовение умершего в этот день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту, вплоть до девятого дня ей показывают загробный мир. В таком состоянии она пребывает шесть дней. Затем, на девятый день, Господь повелевает ангелам представить душу к Нему на поклонение и душа с трепетом и страхом снова предстает перед Ним. Поминовение и молитвы в этот день помогают ей пройти это испытание достойно, все просьбы к Господу — о водворении души усопшего вместе со святыми[4].

В этот день служится панихида. На поминки в этот день принято приглашать только близких друзей и родственников почившего.

Поминальная трапеза на сороковой день (сорокови́ны, сорочи́ны) Основная статья: Сороковины

Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору небесного Синая, удостоилась лицезрения Божества, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными. На выбор для особого поминовения 40-го дня также существенное влияние оказало и то, что Иисус Христос по Воскресении Своем вознесся на Небо святое именно в этот срок.

После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда, на 40-й день, решается её участь — по земным делам усопшего и его духовному состоянию души Господом назначается место пребывания в ожидании Страшного Суда. Это происходит после того, как она в период с 9-го до 40-го дня ходит по мытарствам и познает совершённые грехи.

Поминовение и молитвы в сороковой день чрезвычайно важны. Они в этот день призваны постараться загладить грехи покойного. Если усопший был крещён, то в этот день его родные идут в церковь и подают записку «Об упокоении»[8]. Но и после него поминовение не прекращается, только теперь оно бывает в памятные дни — день рождения, смерти, именины покойного.

На сороковой день приходят все, кто желает помянуть ушедшего из жизни человека.

Для православного верующего день смерти ближнего — это день рождения в новую, вечную жизнь, и проводить его в эту новую жизнь надо достойно и благочестиво.

В католицизме

Католики обязательно поминают усопших в День всех усопших верных — 1 ноября. Также поминают на третий, седьмой и 30-й дни после смерти, но эта традиция не строгая, на усмотрение родственников. Поскольку Католическая Церковь включает множество поместных Церквей и практикует разнообразие обрядов, местные традиции поминовения усопших по всему миру также весьма разнообразны.

Поминальная трапеза в исламе

В исламе поминальные обеды не приняты. По шариату запрещается, по крайней мере в первые три дня траура, забивать любой скот и устраивать угощения в доме умершего, а после позволяется лишь устраивать благотворительные угощения для обездоленных и нуждающихся стариков и сирот или раздавать им мясо жертвенного скота. Именно это шариат разрешает, но не заставляет делать. По шариату устраивать угощения в траур — грех, они, согласно исламу, допустимы только в дни радости и довольства, то есть в праздники. Поэтому в мусульманских традициях нет каких-то конкретных поминальных блюд, они могут быть такими же, как в повседневной жизни. Но специальный порядок поминальных трапез в некоторых исламских культурах (например, татарской, узбекской и некоторых других) строго соблюдается и берёт начало, по-видимому, из доисламских традиций.

Так же как и в православии, в исламе поминки разделяются на частные (по определенному покойнику) и общие поминальные дни. Поминки по определенному покойнику (то есть частные) включают в себя поминки в день похорон, на 3-й день после смерти, на 7-й, 40-й день и через год.

В мусульманские поминальные обряды входит многократное проведение поминок. Важно не содержание стола, а форма обрядов: на поминках мужчины и женщины находятся в разных помещениях, и следовательно, сидят за разными столами. Если помещение одно, то в поминках участвуют исключительно мужчины. На поминках сначала подаются сладости, чай с сахаром, затем плов. Перед поминками читается молитва, а собственно поминки проходят в полном молчании. По мусульманскому обычаю, горе следует переносить терпеливо, поэтому, хотя шариатом не запрещается оплакивать умершего, делать это следует максимально тихо. Трапеза проводится быстро, по её окончании все молча встают и уходят вновь на кладбище.

Как и при обычной трапезе, на мусульманском поминальном столе присутствуют сладкие блюда и плов. Каждый четверг до того, как наступит сороковой день после смерти, мусульмане устраивают сладкое чаепитие в честь умершего. Для этих поминок готовится халва из муки, масла и сахара. Трапеза заключается в кратковременном чаепитии, после которого все уходят. Поминальные сладости символизируют сладкую загробную жизнь для окончившего земной путь мусульманина.

ru.wikipedia.org

40 дней после смерти - как поминать и как молиться за умершего?

После смерти человека поминают на 3, 9 и 40 день и последняя дата считается самой важной, поскольку душа попадает на Суд и решается ее дальнейшее предназначение. С этим днем связано много традиций, которые люди соблюдают, чтобы помочь умершему человеку в этот ответственный день.

Что значит 40 дней после смерти?

Сороковый день поминовения умершего человека считается некой гранью, которая разделяет земную и вечную жизнь. С религиозной точки зрения он является более трагичной датой в сравнении с физической кончиной. 40 дней после похорон – дата, которая напоминает людям, что душа после окончания земной жизни отправляется к своему Отцу Небесному. Поминки можно считать неким актом милосердия.

Где находится душа умершего до 40 дней?

Многие люди отмечают, что первое время чувствуют присутствие умершего человека, которое проявляется запахом, вздохами, шагами и так далее. Обусловлено это с тем, что на протяжении сорока дней дух не покидает места, где он обитал.

  1. Три первых дня душа свободна и она помнит всю свою земную жизнь. Считается, что это время она находится в местах, которые являются близкими. На третьи сутки после смерти нужно провести панихиду.
  2. После этого предстоит встреча с Богом, святыми и посещение рая. С этого момента начинаются первые терзания и страхи, что из-за совершенных ошибок вход в рай может быть закрыт. Все это длится на протяжении шести дней, поэтому на девятые сутки проводят панихиду и поминки.
  3. На следующем этапе начинаются мытарства, которые представляют собой испытания и препятствия. Душа на 40 день после смерти получит решение, где она сможет провести вечную жизнь в Раю или Аду. Во время этого периода происходит сравнение положительных и отрицательных поступков.
  4. Выясняя, что происходит на 40 день, стоит сказать о наступлении самого важного этапа – Страшный Суд, где душа уже не может ни на что повлиять и учитывается только прожитая жизнь усопшего.
где находится душа умершего до 40 дней

Как молиться за умершего до 40 дней?

Поминание умерших людей – долг каждого верующего человека. Согласно мнению церкви молиться на протяжении первых сорока дней после кончины нужно особенно усердно. Молитва на 40 дней для проводов души может произноситься в церкви или дома. Если человек выбирает второй вариант, то рекомендуется женщинам повязать на голове платок и зажечь свечи перед образом Господа. Выясняя правила 40 дней после смерти и как поминать, стоит отметить, что молитва в этот период помогает обрести веру в душе и легче справиться с потерей близкого человека.

«Сыне Божий, Господи Иисусе Христе. Скорбь мою сердечную утоли по усопшему рабу (имя умершего). С потерей тяжкой мне справиться помоги, да горе выдержать сил придай. И прими в сороковой скорби день душу покойного (имя умершего) в Царствие Небесное. И будет так ныне, присно, во веки веков. Аминь».

Можно ли 40 дней поминать раньше?

Жизнь является непредсказуемой, и часто нет возможности провести запланированные события. Священнослужители говорят о том, что если не получается помянуть умершего на 40 день, то не является трагедией или грехом, поскольку можно сделать это заранее или даже позже. Запрещено переносить поминовение на литургии, панихиде и кладбище. Еще многих интересует, как считать 40 дней со дня смерти, так первые сутки – непосредственно день смерти, даже, если кончина произошла поздним вечером до полуночи.

Что готовят на 40 дней после смерти?

В этот день обязательно устраивают поминальный обед, цель которого – вспомнить умершего и помолиться за его упокой. Важно помнить, что пища не является главной, поэтому не нужно стараться приготовить шикарное меню с большим количеством деликатесов. Поминальный обед на 40 дней, меню которого должно учитывать правила христианства, подразумевает соблюдение нескольких важных принципов:

  1. На столе должна быть кутья, которая готовится из пшена или риса, и блины без наполнителя. У каждого этого блюда есть свое важное сакральное значение, которое помогает оценить бренность бытия.
  2. Для тех, кому интересна тема – 40 дней после смерти, как поминать, необходимо знать о старинной традиции печь пироги с разными начинками.
  3. Если сороковины не выпали на пост, то мясные блюда не находятся под запретом, так можно подать на стол котлеты, голубцы, гуляш к гарниру и так далее.
  4. Разрешены разные блюда из рыбы, причем это могут быть первые и вторые блюда.
  5. На стол можно поставить салаты, которые включают в рецепт постные ингредиенты.
  6. Разбираясь в традициях 40 дней после смерти и как поминать усопшего, стоит упомянуть, что во многих семьях принято соблюдать традицию, готовить на поминальный обед любимое блюдо покойного.
  7. Что касается десертов, то лучше всего сделать ватрушки, пирожки, печенье, а еще разрешены конфеты.
40 дней после смерти что значит

Что несут на кладбище на 40 дней?

Согласно традициям в дни поминовения люди ходят на кладбище, чтобы проститься с близким человеком. На могилу с собой необходимо взять цветы, которых должно быть парное количество, и свечу. Этими предметами живые могут выразить свое уважение усопшему. Нельзя громко разговаривать на могиле, устраивать перекусы и тем более пить алкоголь. Еще один важный момент, касающийся того, что приносят на кладбище на 40 дней, - в качестве угощения для усопшего можно взять из дома тарелочку кутьи и оставить ее у могилы.

Что раздают на 40 дней?

Существует много традиций, связанных с поминальными днями. На сороковый день принято раздавать разные угощения людям, чтобы те помянули усопшего. В большинстве случаев дают печенье, конфеты и выпечку. Обычаи на 40 дней после смерти гласят, что на протяжении первых сорока дней после кончины, необходимо раздать вещи умершего человека нуждающимся людям, прося помолиться на его душу. Эта традиция не описана в Библии и является личным решением каждого.

Панихида на 40 дней – когда заказывать?

На сороковый день поминовения усопшего необходимо обязательно сходить в храм, где можно помолиться и заказать панихиду и сорокоуст.

  1. Главной считается молитва, которую произносят на литургии. Во время этого обязательно приносится бескровная жертва Господу.
  2. Проводы души на 40 день включают обязательно панихиду и этот обряд служат перед специальным столиком, который называется кануном. На нем оставляют дары на нужды храма и в память умершим. Если панихида в выпавший день не положена, то проводят литию об усопшем.
  3. Разбираясь в теме – 40 дней после смерти, как поминать, необходимо сказать о том, что важно заказать сорокоуст, который проводят со дня кончины и до 40 дня. Когда отведенный срок закончится, сорокоуст можно повторить еще один раз. Можно заказать более продолжительные сроки поминовения.
как молиться за умершего до 40 дней

40 дней после смерти – традиции и ритуалы

На Руси сформировалось огромное количество обычаев, многие их которых дошли и до наших дней. Существуют разные приметы, что нельзя делать до 40 дней, но при этом стоит заметить, что многие из них являются выдумкой и церковь их не подтверждает. Среди известных традиций можно выделить следующие:

  1. С древних времен на протяжении 40 дней не рекомендуется тщательно следить за своей одеждой и стричь волосы, поскольку это считается проявлением неуважения к памяти умершего.
  2. Стол на поминальный обед сервируют традиционно, но только не используют острые столовые приборы, то есть ножи и вилки. Ложки принято класть тыльной стороной вверх.
  3. Крошки, оставленные на столе, нельзя сметать со стола и выбрасывать, их собирают и относят на могилу. Так живые сообщают покойнику, что проходили поминки.
  4. Многих интересует тема – что приносят на поминки 40 дней, так вот нет правил, указывающих на подобные обязательства, но при этом не запрещается взять с собой какую-то еду собственного приготовления, например, пирожки или блины.
  5. На ночь принято закрывать крепко окна и двери, и нельзя плакать, поскольку это может притянуть душу покойника.
  6. Многие люди на столе или тумбочке оставляют рюмку, наполненную водкой и прикрытой хлебом. Если жидкость убывает, значит, душа ее пьет. Многие оставляют водку на могиле, но к православным обычаям этого никакого отношения не имеет.

Почему нельзя грызть семечки до 40 дней?

За многие годы сформировались разные обычаи, связанные с поминовением умерших людей и некоторые из них многим покажутся странными. Например, есть запрет, касающийся того, что нельзя грызть семечки до 40 дней, поскольку так можно заплевать душу умершего человека. Существует еще одно объяснение этой приметы, согласно которому, у тех, кто нарушит этот запрет, будут долгое время болеть зубы. Третий вариант толкования суеверия касается того, что щелкая семечки можно привлечь к себе злых духов и чертей.

Почему на 40 дней раздают ложки?

С древних времен существует обычай раздавать ложки из дерева, которыми люди, ели на поминальном обеде. В современном мире такие столовые приборы не используются, поэтому раздают обычные ложки. Примета объясняется тем, что когда человек использует такой прибор, то он невольно вспоминает усопшего. Есть еще одно странное суеверие, согласно которому используемая на 40 дней посуда не должна раздаваться. Считается, что она является участницей ритуала прощания и если человек заберет ее домой, то навлечет на себе беду и даже смерть.

можно ли 40 дней поминать раньше

Приметы на 40 дней после смерти

Есть много разных суеверий, связанных с этой датой со дня кончины, и среди них выделим самые известные:

  1. В этот период запрещено убираться в доме и выключать свет (можно оставлять ночник или свечу).
  2. Не разрешается спать в течение отведенного срока на месте умершего.
  3. С момента смерти и до 40 дней необходимо закрыть в доме все отражающие поверхности: зеркала, телевизоры и так далее. Считается, что в них может отразиться покойник и забрать с собой живого человека.
  4. Проводя поминки на 40 дней после смерти, необходимо за столом выделить место для умершего человека, поставив для него тарелку и стакан, положив сверху кусочек хлеба.
  5. Вдова должна в течение указанного времени носить на голове черный платок, если это не выполнить, то можно накликать на себя порчу.
  6. Ежедневно на подоконник необходимо ставить стакан с водой и полотенце. Это важно для того, чтобы душа могла умыться.

WomanAdvice.ru

Что надо делать на 9 день после смерти?

Ходят ли на кладбище на 9 день после смерти?

Как проводить 9 дней после смерти?

Aleso

На 9 день после смерти обязательно надо сходить на кладбище, отнести завтрак усопшему, прочитать молитву, заказать (если есть возможность поминальную службу)

Дома нужно накрыть поминальный стол, в этот день все гости "незванные", это так положено, поэтому их надо усадить за стол, обычно на поминки приходят близкие, родственники, соседи, знакомые умершего для того, чтобы почтить его память.

Поминки начинаются с молитвы Отче наш и первым делать после молитвы надо вкушать кутью, желательно, чтоб кутья была освящена в церкви, но если нет возможности, то её можно окропить святой водой.

По церковным канонам на поминках недопустимы алкоголь, веселье, смех, веселые песни и сквернословие.

Нельзя вспоминать за столом плохие дела умершего, а только надо говорить Царство небесное и назвать имя.

Поминки должны быть скромными, без всяких изысков, важно то, что люди пришли помянуть умершего и значит он имел для них какое-то значение и это будет чувствовать душа умершего.

Если после поминок осталась еда, то надо выйти на улицу и раздать её нищим.

Ni-nochka

Когда уходит близкий, трудно взять себя в руки, жизнь как-будто останавливается и все меркнет. Но, несмотря на это, нам хочется сделать все правильно, чтобы сделать все чтобы ему Там было легче и лучше.

На 9-ый день душа еще находится на земле, рядом с нами.

По правилам этот день считается "незванным", то есть не принято звать кого-то специально, придут те, кто хочет помянуть человека. Как правило, 9 день проводится в узком кругу родных. День необходимо начать с того, чтобы поехать в церковь и заказать молебен, а потом на кладбище. Прочесть молитву "отче наш". Также с молитвы надо начать сами "поминки". Есть ограничения и на поминальном столе. Не стоит делать все пышно, так как люди собрались чтобы поминуть, а не поесть. Считается, что не допустим и алкоголь. Советуют также раздать милостыню и если осталась еда, то отнести ее нищим.

Самое главное в 9 днях, это правильно их считать:

Nikolai sosiura

На 9 день после смерти близкие умершего человека устраивают поминки.

Этот день считается "незваным", поэтому на него не приглашают гостей. В поминальный день приходят близкие и друзья умершего по своему желанию.

Поминки начинают с молитвы "Отче наш", далее следует употребление первого блюда - кутьи.

Трапезничать на 9 дней после смерти надо по скромному, без пиршеств.

На этот день в церкви надо заказать молебен за усопшего.

В этот поминальный день надо сходить на могилу к близкому. Обычно прибирают на могиле, зажигают свечку, читают молитву.

При посещении кладбища убирают на могиле, зажигают свечу, читают молитву, думают об усопшем и поменьше говорят. Всякие там распивания спиртных напитков возле могилы усопшего, оставление стакана водки с хлебом "для покойного" и выливание ее на могильный холмик не приветствуется со стороны церкви.

Андрей0817

Кроме того, что надо на 9 день после смерти заказать панихиду в Церкви (если умерший был крещенный), ещё необходимо к 12 часам дня отвезти "обед" умершему на могилу.

Всё что готовили на поминальный стол (всего по несколько ложек) надо положить в одноразовые тарелки и поставить это на могилку, налить и там же поставить стакан воды (многие наливают водку, особенно если умерший был пьющим).

Умерший тем самым "посидит" за одним столом с родственниками и друзьями перед уходом на тот свет, ведь не зря говорят, что 9 дней после смерти душа умершего ещё находится на земле и только после поминок улетает к Богу.

Рыжик

На девятый день после смерти человека принято служить панихиду, подавать милостыню за упокой души усопшего. Так же в девятый день принято накрывать поминальную трапезу в кругу близких, за которой вспоминают покойного. На девятый день по возможности родственники могут сходить на кладбище, это не запрещено, но и не прописано.

Согласно христианскому преданию, в девятый день душа усопшего приходит поклониться Господу Богу после того как она вместе со своим ангелом Хранителем обойдет Райские владения и пообщается с душами святых угодников почивших ранее и сможет получить представление о Царствии Небесном.

фото

Лоуренс

На 9-ый день после смерти надо молитвами помянуть покойного, сходить на кладбище, а потом можно устроить поминальную трапезу.

На поминках должны быть блины, угостите блинами и конфетами детей, малознакомых людей, чтоб помянули покойника.

Во время поминок о покойнике надо говорить только хорошее и молиться за упокой его души.

Kristinchik19081993

Главное - обед отнести покойному на кладбище, примерно от 11 до 12 часов. Можно поставить его прямо на могилку в одноразовой посуде. Если в церковь ходите, то панихиду закажите, а поминки сейчас мало кто устраивает. Сварили кутью, самые родные и близкие сели за стол, помянули и всё.

Nelli4ka

На девятый день устраивают поминки по усопшему. При этом гостей не приглашают, родные и близкие приходят сами.

Алкоголь и шутки-прибаутки за столом недопустимы: это день скорби. Трапеза начинается с пшеничной или рисовой кутьи. Перед тем, как начать кушать, читают молитву "Отче наш".

Остатки со стола ни в коем случае не выбрасывают, а отдают нуждающимся.

Можно и вовсе не сидеть дома, а прийти на кладбище, посидеть у могилки (только помните при этом, что есть и пить, сидя у могилы, не допускается). А еще сходить в церковь, помолиться об усопшем.

Следующие поминки делают на сороковой день после смерти близкого человека.

Moreljuba

На девятый день после того, как человек умер, обязательно необходимо отслужить панихиду, в случае если умерший был крещён. Также в этот день нужно давать милостыню за то, чтобы его поминали другие люди. Также принято организовывать поминки, накрывая поминальную трапезу, где собираются самые близкие люди. На девятый день ходят на могилу.

Иришенька

На девятый день обычно идут на кладбище на могилку, несут цветы, на могилке читают молитву. Обязательно в церкви заказывают панихиду, после чего устраивают поминки дома. Каждый может прийти и помянуть усопшего. А вообще, поминки устраивают и на 40 день еще.

bolshoyvopros.ru

Почему поминки делают на 9-ый день? Что значит эта цифра?

Считается, что душу нужно поддерживать после смерти, в том числе молитвы близких способны склонить Бога на избрание лучшей участи для покойного на небесах.

Именно на 9 день, по мнению Церкви, душа предстает перед Богом (уже второй раз и будет еще третий в 40 дней). До 9 дня душа посещала райские владения, после девятого ей покажут ад.

Ярослав гавриленко

Со слов одного моего хорошего знакомого священника:/по памяти/

Именно на 9-тый день тело усопшего теряет свой вид.

/и наверное и с точки зрении биологии, анатомии, физики это правда/

Но почему именно ДЕВЯТЬ?

Рай осматривают до 9-го дня, по числу АНГЕЛЬСКИХ ЧИНОВ: 9дней = 9 чинов.

1серафимы,

2херувимы,

3престолы;

4господства,

5силы,

6власти;

7начала,

8архангелы,

9ангелы

....

А на 40-й разлагается сердце.

Но, главное, по церковному преданию эти дни особенно важны для жизни бессмертной души:

В третий день душа проходит мытарства,

до 9-го дня она видит райские обители,

а до 40-го — адские бездны. В 40-й день Бог определяет ей место вплоть до Страшного Суда.

..

И 9-тый день это значимая часть одного большого и неизбежного, очень важного комплекса для души!!!!

Агафья

В странах с исторически сложившимися христианскими традициями принято считать наиболее значимыми 3-й день после кончины человека, 9-й и 40-й.

Первые два дня душа человеческая по святоотеческим преданиям может находиться в любом месте, где пожелает, там, где застала смерть, в своей квартире, в месте где живут близкие или побывать в памятных для человека местах.

На 3-й день свобода для души заканчивается, её забирают ангелы на Небеса, представляя перед Господом.

Поэтому проводится панихида по усопшему, живые прощаются с душой покойного.

6 дней ангелы проводят для души "экскурсию", знакомя с Царствием Небесным, показывая ей райские места. Видя единение душ праведников с Господом, душа, не потерявшая способность стыдиться за совершённые грехи и каяться, начинает терзаться сомнениями, достойна ли она райской жизни.

На 9-й день ангелы ещё раз представляют душу человека Господу, где он определяет её судьбу.

Поэтому опять устраивают поминки и заказывают панихиду.

Близким важно в это время молиться за усопшего, если человек жил благочестиво, то Бог может уже на этом этапе решить вопрос и направить душу в Рай.

Затем до 40-го дня душа человеческая проходит мытарства, когда сопровождающий её бес представляет список грехов, совершённых человеком при жизни, а ангел хранитель представляет список сделанных богоугодных дел. Мытарств всего 20, переход к следующему уровню может быть сделан только тогда, если богоугодных дел окажется больше или вровень с недобрыми. Когда неблагочестивых дел будет больше, то бесы забирают душу в ад.

На 40-й день опять душа становится перед Господом для окончательного решения вопроса о её пребывании, нужно опять делать поминки и читать панихиду.

Обязательно для православного христианина все эти 40 дней читать Псалтирь по умершему, хотя бы по одной кафизме в день. Этим помогая душе пройти через мытарства. В последний, сороковой день обязательно прочесть 17-ю и 20-ю, заключительную кафизму.

Darna

Это пришло из времен древней Греции и Рима. Покойников хоронили в каменных саркофагах и засыпали известью. Это было выполнением жестких правил гигиены, особенно в городах с жарким климатом, где вероятность эпидемий и заражений была исключительно велика.

Чтобы действие не казалось столь циничным, саркофаги были украшены изумительной резьбой, и все сопровождалось красивым ритуалом. Положили покойника, все попрощались. Могильщики засыпали известью и накрыли крышкой. На девятый день тело невозможно узнать, на сороковой растворялось все. Фамильный саркофаг можно использовать повторно. Вещь дорогая, семейная.

текст при наведении

Кладбище и у городов нельзя было увеличивать из гигиенических, экономических, стратегических соображений. В долинах места было немного, она должна была рачительно использоваться. Только выдающиеся люди имели личный саркофаг.

Потом эта привычка перешла в христианство и обросла своими легендами. В России из-за иного климата был другой обычай захоронения, но счет дням прощания с ушедшим пришел и к нам.

Pypsik

У нас поминки делают, как правило, на 40 день. Хотя и это отходит в небытие, по большему счёту просто собирается родня, чтобы почтить память.

Читала, что поддерживать душу покойника желательно на 3, 9, 40 день и в год. До 3 дней считается, что душа умершего находится на земле: кто любил себя, тот возле своего тела, а кто был общительным - прощается с родными и близкими.

С 3 по 9 день умершему показывают Рай, а с 9 по 40 день - Ад. С 40 дня и до года душа находится либо возле врат Рая, очищаясь от черноты, либо у врат Ада, освобождаясь от белой энергии. Вот почему так важно поддержать умершего в эти дни.

Nelli4ka

Я слышала о том, что таким образом отмечается неделя со дня смерти близкого человека.

"В неделе семь дней", - скажут многие.

Да, конечно, сейчас семь. Но многими веками ранее у славян и летоисчисление было другое, и количество дней в неделе и месяце было другим.

Так, 9 дней составляли неделю, а 40 дней - месяц.

Думаю, что "языческая" традиция тесно слилась с православными. Ни для кого не секрет, что такое часто встречается, ведь и многие древнеславянские праздники вдруг стали православными.

Trew1111

Потому что считается, что девять дней после смерти душа человека остается на земле и только на девятый день она улетает на небеса. Также девять дней после смерти человека все зеркала в доме должны быть завешены, чтобы душа умершего в них не отражалась. Во второе я не сильно верю, да и в первое тоже, как по мне, это простая традиция и все.

Зло

Считается, что девять дней душа находится на земле, рядом с близкими. А на девятый день ангелы ведут ее (душу) поклониться богу. После этого душа спускается в ад, смотрит как там. Потом в рай. А на 40-й день бог решает, куда эту душу определить. Как-то так.

Медвед

Первые два дня душа находится там, где любила бывать при жизни, на третий - её ведут поклониться Богу, после чего 8 дней ей показывают рай, на ДЕВЯТЫЙ день душа опять предстаёт перед Богом, после чего ей показывают ад в течение 30 дней, потом душа на 40 день опять возносится к Богу и Он принимает решение о посмертной участи этой души. Поэтому поминовения в 3, 9, 40 день после смерти это прежде всего молитва об усопшем. Именно совместная молитва близких об упокоении души усопшего - главное на поминках.

Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря отвечает на вопрос по этой теме.

Shipo3

Считается ,что душа умершего человека на девятый день только покидает землю,а так она с нами до девятого дня,покрайней мере я так слышал,точно не могу утверждать,проще поискать в интернете более точный ответ!

bolshoyvopros.ru

Читайте также