7. Понятие коллектива. Признаки коллектива.
-
Понятие и виды воспитания. Содержание воспитания в законе об образовании РФ.
Деятельность по передаче новым поколения общественно-исторического опыта. Планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для развития и образования.
Задачи умственного воспитания:
-
усвоение определенного объема научных знаний;
-
формирование научного мировоззрения;
-
развитие умственных сил, способностей и дарований;
-
развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
-
развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.
Физическое воспитание
Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежикачеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Задачи физического воспитания:
-
укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
-
повышение умственной и физической работоспособности;
-
развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
-
развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
-
воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
-
формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
-
развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.
Политехническое воспитание
Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образованиеразвивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.
Нравственное воспитание
Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Эстетическое воспитание
Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.
Задачи эстетического воспитания;
-
формирование эстетических знаний и идеала;
-
воспитание эстетической культуры;
-
формирование эстетического отношения к действительности;
-
развитие эстетических чувств;
-
приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
-
формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.
Согласно закону об образовании воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
-
Педагогика поддержки.
Наиболее полно "педагогическая поддержка" представлена в работах О.С. Газмана. Именно Газман и его исследовательская группа обратили внимание на процесс образования с точки зрения двух его сторон: социализации и индивидуализации личности. Социализация предполагает обретение человеком способности к "адаптивной активности" и осуществляется как под воздействием целенаправленных процессов (обучения и воспитания) в педагогических системах, так и под влиянием стихийных факторов (семьи, улицы, средств массовой информации и т.д.). В образовании эта задача приобщения растущего человека к должному - к познавательной или нравственной норме - выражается в " педагогике необходимости".
"Педагогика необходимости" как педагогика социализации личности не может оцениваться однозначно как антигуманная, то есть она не обязательно реализуется авторитарными средствами: в нее могут вписываться гуманные отношения между детьми и учителями, пропагандироваться гуманитарные ценности, внедряться элементы группового творчества для лучшего усвоения и др. Более того, культурно воплощаемая педагогика необходимости обязана вносить демократические нормы и ценности в образование, освоение демократических способов организации жизни (начиная с детского сообщества), усвоение и соблюдение прав и обязанностей по отношению к другим. Под термином "педагогическая поддержка" О.С. Газман понимал "процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни". Основной смысл этого понятия при этом вкладывался им в ключевые слова педагогической поддержки: - "проблема ребенка". Говоря о проявлении самости человека, он затрагивал процессы самосознания, саморазвития, самодеятельности, самоопределения, самореализации. По его мнению, все они в равной степени затрагивают сферы его здоровья, учения, общения, творчества, досуга, нуждаются в педагогической поддержке и являются его проблемами.Исследователь также отмечает, что педагогическая поддержка в гуманистическом подходе к образованию включает три ведущих направления реальной педагогической деятельности: 1) обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития "самости", для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, самоанализа, целеполагания, физической и психической защиты, деятельностей самоосуществления); 2) создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и биологического существования и развития ребенка; 3) организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат и другие) как продукта активности детей и взрослых.
Педагогическая поддержка нужна для того, чтобы придать целостность процессу образования.
-
Методы воспитания. Классификация методов воспитания. (здесь же 4,5,6)
Методы воспитания – способы профессионального взаимодействия взрослого и ребенка с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Классификация методов:
-
Методы формирования сознания личности:
- рассказ – последовательное изложение материала (повествовательная, описательная форма). Требования: логичность, последовательность, учет возраста.
- беседа – тщательно продуманная система вопросов.
- лекция – систематическое изложение сущности проблемы.
- дискуссия – анализ различных точек зрения, подходов по той или иной проблеме.
- диспут – формирует суждения и т.д.
- пример – в основе лежит подражание.
2) Методы организации д-ти и формир-я опыта общественного поведения личности.
- воспитывающие ситуации (метод кейсов).
- педагогическое требование (конкретная реальная задача, которую нужно выполнить. При этом исп-ся различные ср-ва воспитания (способы организационного и неорг-го воздействия, при помощи которых воспитатели воздействуют на воспитанников с целью выработки у них орп-х качеств и форм поведения) По характеру воздействия выделяют: прямые (непосредственное личное возд-е) и косвенные ( реализация при помощи к.-л. Средств (опосредованно: прочитать книгу, послание и т.д.))
- общественное мнение (отражение коллективного мнения, требования)
3) Методы стимулирования и мотивации д-ти и поведения личности:
- соревнования (достижение наилучших результатов в…)
- поощрения ( способ выражения общественно положительной оценки поведения и д-ти)
-наказания (осуждение д-й и поступков, противоречащих нормам общ-го поведения)
4) Методы контроля и самоконтроля:
- педагогическое наблюдение – непосредственное восприятие д-ти, общения, поведения личности в целом;
- беседа (позволяет выявить степень информированности в области нравтственных проблем, правил поведения и др.)
- сознательное включение учеников в различные виды деятельности и общение.
Коллектив (по Макаренко) – социальный, живой организм, который имеет полномочия, ответственность, взаимозависимость; - научно-организационная система воспитывающей детской жизни; - основная база накопления детьми позитивного соц-го опыта: группа детей, которую объединяют общие, имеющие общий смысл цели, совместная деятельность.
Признаки коллектива:
-
Общественно значимая цель.
-
Общественно-значимая д-ть (через д-ть орг-ся, формируются, общественные отношения).
-
Отношения ответственной зависимости.
-
Свобода личности, защищенность каждого члена коллектива.
-
Система требований.
-
Традиции.
-
Связь с др.коллективами.
-
История становления коллектива
Воспитательные функции коллектива:
-
Организационная
-
Воспитательная
-
Ф-я стимулирования и регулирования
-
Социализирующая
-
Культурологическая и др.
Пр-ки социально-психологической зрелости коллектива (Уманский Л.И.)
-
Общ-й блок качеств коллектива
-
Личностный блок
-
Общие характеристики
Уровни развития коллектива:
- первичны коллектив;
- группа ассоциация (первые ростки коллективообр-я)
- группа кооперация. Отличается устойчивой, организационной структурой.
- группа автономия хар-ся высоким внутренним единством. Может перейти в группу-корпорацию (лжеколлектив) или в группу-коллектив (межгрупповое взаимодействие).
Роль детского коллектива в развитии личности. Условия развития детского коллектива.
Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.
Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи.
Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.
В детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Коллективизм - это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций . Таким образом, учебно-воспитательный коллектив - это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Отсюда два существенных вывода: • в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников; • деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.
Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Оно помогает быстро навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т.е. как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять взаимоотношения и придает им общественную направленность. Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением учащихся. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива, опираясь на них. Очень важно, чтобы требования педагога поддерживались если не всеми, то большинством. Достичь такого состояния может актив, поэтому так важно его воспитание.
Общественное мнение в коллективе - это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость можно выявить только наблюдая воспитанников в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора. Принято выделять два основных пути формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности; проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п. Если организуется содержательная деятельность школьников с активным участием всех, они не только переживают радость успеха, но и приучаются критически относиться к недочетам и стремятся к их преодолению. При наличии принципиальных, здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на его членов и, наоборот, воздействие на одного ученика воспринимается другими и как обращение к ним.
Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый А.С.Макаренко закон движения коллектива. Необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.
Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Оно не может создаваться «сверху», т.е., начиная с создания органов, оно естественно должно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности.
StudFiles.ru
коллектив это:
коллектив коллекти́в сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? коллекти́ва, чему? коллекти́ву, (вижу) что? коллекти́в, чем? коллекти́вом, о чём? о коллекти́ве; мн. что? коллекти́вы, (нет) чего? коллекти́вов, чему? коллекти́вам, (вижу) что? коллекти́вы, чем? коллекти́вами, о чём? о коллекти́вах Коллектив — это группа людей, которых объединяет общая работа или интересы.Трудовой, производственный коллектив. | Творческий коллектив. | Музыкальный коллектив. | Защищать интересы коллектива. | Молодой коллектив. | Наш коллектив раскололся.
Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003.
.
dic.academic.ru
КОЛЛЕКТИВ это:
КОЛЛЕКТИВ КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectivus — собирательный) социалистический, одна из важнейших ячеек социалистич. общества; относительно компактная социальная общность, объединяющая людей, занятых решением конкретной обществ. задачи. К. сочетает интересы индивида и общества и основан на общности целей, принципах социалистич. сотрудничества, выступающих для его членов в виде ценностных ориентации и норм деятельности. В соответствии с видом деятельности различаются К. трудовые, учебные, военные, бытовые, спортивные, художеств. самодеятельности и др. Осн. место в обществе принадлежит трудовым К., среди которых важнейшими являются производств. К. Социалистич. революция создаёт материальные и духовные условия (обществ. собственность на средства производства, социалистич. нормы отношений, идеалы, ценности и др.), обеспечивающие создание различного рода К. С развитием социалистич. общества происходят изменения в функциях и структуре К., его движение от первоначальных к более зрелым формам коммунистич. типа. Главными функциями К. являются: предметная — непосредств. осуществление той задачи, ради крой он возник и существует; социально-воспитательная — обеспечение сочетания интересов общества и индивида путём развития разнообразных способностей индивида. Размер и задача К. обусловливают его органи-зац. структуру: она может быть одно-, двух- или многоступенчатой (напр., бригада, цех, завод). В качестве первичного уровня К. выступает малая группа, где существуют непосредств. отношения между индивидами. К. обладает как официальной (формальной) структурой, так и социально-психологич. (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Поскольку личностные отношения существенно влияют на поведение людей, в том числе и на их отношение к труду, установление оптим. отношения между формальной и неформальной структурами имеет большое значение для успешного функционирования К. В каждом К. наблюдается определ. степень изменения состава. Это вызывается как объективными причинами, обусловленными научно-технич. прогрессом, законом перемены труда, демографич. и иными законами, так и субъективными, зависящими от характера отношений внутри К. Некоторые К. периодически изменяют свой состав (уч. заведения, армейские подразделения). Существуют также временные К. (напр., К. строителей ГЭС). Важнейшую роль в К. играют ячейки массовых обществ. организаций — партийных, комсомольских, профессиональных и др., которые призваны активно влиять на деятельность К., поднимать сознание его членов до уровня требований, предъявляемых обществом, противодействовать возникновению местничества, т. н. коллективного эгоизма. Серьёзное значение для создания здорового нравственно-психологич. климата в К. имеет деятельность руководителей разных уровней, призванных сочетать организаторскую и воспитат. работу. Положение и ценность человека в К. определяются преим. его личными качествами и способностями, от которых зависит в значит. степени и характер его отношений с др. членами К. Каждый человек обычно принадлежит к неск. К. (трудовому, бытовому, спортивному или др.), где развиваются его различные способности. Оценка К. — могучий стимул деловой и обществ. активности индивида, побуждающий его к постоянному совершенствованию, способствующий развитию коллективизма. Член К. нравственно ответствен не только за свою деятельность, но и за деятельность др. членов К. и всего К. в целом. Он должен соотносить свои действия с действиями К. и подчиняться требованиям коллективной дисциплины. Отд. индивид иногда может лучше понимать задачи, объективно стоящие перед К., нежели большинство его членов. В таком случае индивид может и морально обязан выступить перед К. с обоснованием своих взглядов, отстаивать их, что служит интересам общества, а в конечном счёте и самого К. Показателями уровня развития К. служат: степень единства индивида и К. при условии возрастающей обществ. активности индивида и его требований к самому себе и к К. (включая его руководителей); степень единства К. и общества при условии растущей самостоятельности действий К., предполагающей высокую сознательность его членов. В развитом социалистич. обществе возрастает соответствие интересов общества, трудового К. и индивида. Важная роль в этом принадлежит социалистич. соревнованию, одна из осн. функций крого состоит в том, чтобы поднимать менее развитые в социальном отношении К. до уровня передовых. Примером таких К. является К. коммунистич. труда. Движение за коммунистич. отношение к труду становится делом соз-нат. творчества всё более широких масс трудящихся и находит яркое выражение в разработке и осуществле-нии планов социального развития трудовых К. Широкие права трудовых К. в обсуждении и решении гос. и обществ. дел, вопросов управления и социального развития, труда и быта, использования средств предприятий и учреждений и др. закреплены в Конституции СССР. К. играют огромную роль в формировании у сов. людей коммунистич. мировоззрения, воспитании коммунистич. отношения к труду и сознат. дисциплины, преодолении пережитков прошлого в сознании и поведении. В трудовых К. осуществляется одна из центр. задач партии — всё более широкое вовлечение трудящихся в управление производством и обществом. Н. И. Лапин.Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
КОЛЛЕКТИВ (от лат. colligere – собирать)группа; в социологии – группа, характеризуемая особыми признаками, так что в ней почти полностью исчезают отдельные личности. Коллективы в этом смысле существуют уже с момента возникновения тоталитарных государств. Эти государства используют коллективы для поддержания характера демократии и для того, чтобы, не подчиняя индивидов воле государственного руководства непосредственно, достичь точного выполнения ими всех его распоряжений. Как правило, таким коллективом является соответствующая государственная партия. Но и др. группы, когда поблизости существует могущественный коллектив, легко превращаются в коллективы, обладающие менее значительной властью. Индивид все теснее охватывается коллективами, так что он, чтобы приобрести себе некоторую свободу движения, вынужден вступать в коллектив. Поэтому в тоталитарных государствах индивида оценивают по тому, к какому коллективу он принадлежит и какую роль в этом коллективе играет. Возникновение коллективов как в демократиях, так и в монархиях отвечает склонности широких масс к безответственности. Чем большая часть личной ответственности возлагается на государство (пособия детям и семьям, забота о стариках, социальное обеспечение и т. д.), тем больше власть государства над индивидом и тем легче группы, лиц, движущие и руководящие государственным «аппаратом обеспечения бытия» (К. Ясперс), становятся коллективами. Напр., цель социализма – гарантированное существование – в большой степени ускоряет превращение групп в коллективы. Структура всех коллективов подобна структуре армии. Они требуют от своих членов солдатских добродетелей: дисциплины, слепого и некритического доверия к руководству, безусловного повиновения, готовности к действиям и жертвам и т. д. Для этого коллектив обещает индивиду некоторое обеспечение его существования. Потребность в обеспечении существования (в Европе – со времени первой мировой войны) настолько велика, что ущерб, связанный со вступлением в коллектив, либо вообще не ощущается как таковой, либо с ним примиряются. Таким ущербом являются: вытеснение из сознания мысли о ценности личности мыслью о значимости коллектива и связанная с этим утрата (благодаря отказу от критики) критической способности, пренебрежение логической стороной мышления в пользу эмоциональной (см. Сознание коллективное), падение доверия к самому себе и преувеличение страха перед жизнью (поскольку индивид обладает еще и страхом перед коллективом, к которому он принадлежит), сокращение сферы мысли вследствие пренебрежения всеми неортодоксальными (т.е. не одобряемыми коллективом) возможностями мышления. Самым большим из существующих коллективов является технический коллектив, объединяющий людей, которые производят и используют машины. Поэтому к техническому коллективу принадлежит все цивилизованное человечество. Принадлежность к нему гарантирует индивиду известное участие в технических достижениях. Ущербом в этом случае является вытеснение финально-телеологических категорий мышления в пользу познания причинно-механистического (воспринятого благодаря тесному общению с машинами и механизмами, необходимыми для понимания или обслуживания машин) (см. Причинно-механическая картина мира), а также возрастающая зависимость от технического коллектива в жизненно необходимых вещах (отопление, освещение, питьевая вода, средства сообщения и т. д.); см. Техника. Коллективист – представитель коллективизма.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
.
dic.academic.ru
5. Коллектив как социально-специфическое понятие.
Содержание понятия коллектива со временем меняется, так как это не только психологическое, но и социально-идеологическое понятие. Оно несет на себе явный отпечаток тех условий, в которых зарождается, живет и развивается коллектив. Если сравнить между собой те определения коллектива, которые давались учеными в первые годы после Октябрьской революции, когда еще некоторое время существовал определенный плюрализм политических взглядов и идеологий, а гуманитарные науки еще не находились под тяжелым прессом единственной идеологии, с теми определениями коллектива, которые появились позднее, начиная с 30-х годов, то между ними можно обнаружить серьезную разницу. В определении коллектива, предложенном в свое время В.М.Бехтеревым, не подчеркивался приоритет коллективного начала над индивидуальным, общности над личностью, не содержалось идеи доминирования коллектива над личностью, необходимости обязательного подчинения личности коллективу. Это появилось позднее в трудах А.С.Макаренко, которые создавались уже в другую эпоху, под прямым идеологическим давлением тоталитарной системы.
Сейчас времена меняются вновь, и это, естественно, должно отразиться на определении коллектива, соответствующем новой эпохе. Если в понимании развитости личности на первый план вышли такие категории, как совесть, нравственность, гуманизм, доброта, свобода и ответственность, то нечто аналогичное должно произойти и с пониманием коллектива: ведь теоретически и практически личность и коллектив самым тесным образом связаны друг с другом. Поэтому современное определение коллектива, приводимое в данном учебнике, существенно отличается от определений, с которыми мы совсем недавно, например, в 70-е годы, встречались на страницах психологической литературы. Под этим же углом зрения следует рассматривать и ряд критических замечаний в адрес педагогической теории и практики коллективистского воспитания. Основу прежней коллективности (до начала перестройки) составляло чувство общности, сплоченности, единства. При этом каждый член коллектива выступал не как личность, а как индивид — типичный представитель данного коллектива, и в своей индивидуальности рассматривался как отражение психологии коллектива. Но «как только кто-нибудь начинает вести себя так, как будто он всего лишь частица «высшего» целого и только это целое играет определяющую роль, он начинает получать истинное наслаждение от того, что удалось «сбросить» с себя хотя бы часть ответственности. Эта тенденция к избеганию бремени ответственности оказывается мотивом для любых форм коллективизма». Так писал В.Франкл, известный в современном мире специалист в области психологии личности, и добавлял, что истинное сообщество — это сообщество ответственных личностей. Оно в принципе не может быть построено на началах тотальной коллективности. Когда дело в обществе, строящемся именно на такой основе, доходит до оценки человеческих поступков, коллективизм нередко приводит к нелепым заблуждениям. «Вместо конкретного, персонально ответственного индивида идея коллективизма подставляет лишь усредненный тип, а вместо личной ответственности — конформность и уважение к социальным нормам». С такого рода не очень лестной оценкой нельзя не согласиться, если иметь в виду не теорию, а практику существования коллективистской системы воспитания.
StudFiles.ru
Читайте также
Административное право определение
- Актив определение
Акт определение
Анкета определение
Вопросы определения
База данных определение
Болезнь определение
Власть определение
Государственная граница определение
Вихревое электрическое поле определение
Газоопасные работы определение
Выберите один из вариантов определения бытия