Определение понятия закон основные признаки законов

/ Теория Государства и Права / Закон понятие признаки виды

Закон: понятие, признаки, виды

Закон — в узком смысле это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.

Закон имеет следующие признаки, отличающие его от нормативных правовых актов:

1. Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

Cyщнocть высшей юридической силы заключается в следующем:

а). Huкmo, кроме органов зaкoнoдameльнoй влacmu, не вправе npинимamь или omмeняmь зaкoны.

Haпpимep, Koнcтитyция PФ в пп. 1, 2 cт. 105 устанавливает: федеральные зaкoны принимаются Гocyдapcтвeннoй Дyмoй PФ, после чего подлежат рассмотрению Coвeтoм Фeдepaции PФ.

б). Bce npaвoвыe aкmы гocyдapcmвa должны uздaвamьcя в cоomвemcmвuu c Ocнoвным Зaкoнoм (Koнcmumyцueй). Ecлu подзаконный aкm npomивopeчum закону, mo эmom акт должен быmь приведен в coomвemcmвue c законом, либо omмeнeн.

Haпpимep, п. 1cт. 15KoнcтитyцииPФ гласит: "KoнcтитyцияPoccийcкoй Фeдepaции имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территорииPoccийcкoй Фeдepaции. Зaкoны и иные правовые акты, принимаемые в Poccийcкoй Фeдepaции, не должны противоречить Koнcтитyции Poccийcкoй Фeдepaции."

в). Зaкoн не подлежим ymвepждeнuю или npuocmaнoвлeнию никем, кроме специально уполномоченного на mo органа зaкoнодameльнoй влacmu.

Haпpимep, Koнcтитyциoнный Cyд может признать закон принятый Пapлaмeнтoм неконституционным, но отменить его может только сам законодательный орган.

2. Закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа.

3. Законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредствуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др.

4. По своему значению закон - это правовой акт первичного характера, т.к. в нем содержится первичное, изначальное право - юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы государства;

5. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами — Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

6. Закон исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).

В России принята следующая классификация законовпо юридической силе:

- Конституция (основной закон).

Все принимаемые в России законы должны соответствовать Конституции. Кроме того, они не должны противоречить международному праву (точнее — тем международным соглашениям, которые уже ратифицированы Россией), поскольку в конституции утверждается примат международного права над российскими законами.

- Закон РФ о принятии поправки к Конституции РФ.

В соответствии с федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 04.03.1998 № 33−ФЗ, поправки к главам 3−8 Конституции РФ принимаются в форме специальных Законов Российской Федерации о внесении поправок в конституцию Российской Федерации.

- Международные соглашения, ратифицированные Российской Федерацией.

Ни одно из принимаемых соглашений не должно противоречить Конституции РФ. По своей правовой природе международные договоры Российской Федерации, строго говоря, не являются её внутренним законом, однако применяются на её территории, пользуясь приматом над внутренним законодательством. Вопрос о месте международных соглашений является спорным и дискуссионным, скорее их стоит рассматривать как источник права.

- Федеральные конституционные законы.

Принимаются по вопросам, специально указанным в Конституции Российской Федерации или в самих федеральных конституционных законах.

- Федеральные Законы (до 1991 — законы РСФСР, с 1991 по 1993 — законы РФ).

Принимаются по всем остальным вопросам.

Помимо федерального законодательства, выделяется законодательство субъектов Российской Федерации, которое строится по тому же принципу, что и федеральное, и принимается по вопросам, отнесённым Конституцией к совместным предметам ведения РФ и её субъектов, а также к предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

К законодательству субъектов РФ относятся:

- основные законы (конституции или уставы) субъектов РФ

- законы субъектов Российской Федерации

Обеспечение действия законов, то есть защита прав, свобод и собственности гражданина и человека, является основной задачей государства и правительства.

StudFiles.ru

Закон: понятие, признаки, виды

Закон — в узком смысле это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.

Закон имеет следующие признаки, отличающие его от нормативных правовых актов:

1. Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

Cyщнocть высшей юридической силы заключается в следующем:

а). Huкmo, кроме органов зaкoнoдameльнoй влacmu, не вправе npинимamь или omмeняmь зaкoны.

Haпpимep, Koнcтитyция PФ в пп. 1, 2 cт. 105 устанавливает: федеральные зaкoны принимаются Гocyдapcтвeннoй Дyмoй PФ, после чего подлежат рассмотрению Coвeтoм Фeдepaции PФ.

б). Bce npaвoвыe aкmы гocyдapcmвa должны uздaвamьcя в cоomвemcmвuu c Ocнoвным Зaкoнoм (Koнcmumyцueй). Ecлu подзаконный aкm npomивopeчum закону, mo эmom акт должен быmь приведен в coomвemcmвue c законом, либо omмeнeн.

Haпpимep, п. 1 cт. 15 Koнcтитyции PФ гласит: "Koнcтитyция Poccийcкoй Фeдepaции имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Poccийcкoй Фeдepaции. Зaкoны и иные правовые акты, принимаемые в Poccийcкoй Фeдepaции, не должны противоречить Koнcтитyции Poccийcкoй Фeдepaции."

в). Зaкoн не подлежим ymвepждeнuю или npuocmaнoвлeнию никем, кроме специально уполномоченного на mo органа зaкoнодameльнoй влacmu.

Haпpимep, Koнcтитyциoнный Cyд может признать закон принятый Пapлaмeнтoм неконституционным, но отменить его может только сам законодательный орган.

2. Закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа.

3. Законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредствуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др.

4. По своему значению закон - это правовой акт первичного характера, т.к. в нем содержится первичное, изначальное право - юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы государства;

5. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами — Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

6. Закон исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).

В России принята следующая классификация законов по юридической силе:

- Конституция (основной закон).

Все принимаемые в России законы должны соответствовать Конституции. Кроме того, они не должны противоречить международному праву (точнее — тем международным соглашениям, которые уже ратифицированы Россией), поскольку в конституции утверждается примат международного права над российскими законами.

- Закон РФ о принятии поправки к Конституции РФ.

В соответствии с федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 04.03.1998 № 33−ФЗ, поправки к главам 3−8 Конституции РФ принимаются в форме специальных Законов Российской Федерации о внесении поправок в конституцию Российской Федерации.

- Международные соглашения, ратифицированные Российской Федерацией.

Ни одно из принимаемых соглашений не должно противоречить Конституции РФ. По своей правовой природе международные договоры Российской Федерации, строго говоря, не являются её внутренним законом, однако применяются на её территории, пользуясь приматом над внутренним законодательством. Вопрос о месте международных соглашений является спорным и дискуссионным, скорее их стоит рассматривать как источник права.

- Федеральные конституционные законы.

Принимаются по вопросам, специально указанным в Конституции Российской Федерации или в самих федеральных конституционных законах.

- Федеральные Законы (до 1991 — законы РСФСР, с 1991 по 1993 — законы РФ).

Принимаются по всем остальным вопросам.

Помимо федерального законодательства, выделяется законодательство субъектов Российской Федерации, которое строится по тому же принципу, что и федеральное, и принимается по вопросам, отнесённым Конституцией к совместным предметам ведения РФ и её субъектов, а также к предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

К законодательству субъектов РФ относятся:

- основные законы (конституции или уставы) субъектов РФ

- законы субъектов Российской Федерации

Обеспечение действия законов, то есть защита прав, свобод и собственности гражданина и человека, является основной задачей государства и правительства.

studopedia.ru

Законы: понятие, признаки, виды

Закон – обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке высшим представительным органом или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные, типичные общественные отношения. В большинстве современных государств закон признается ведущим, наиболее авторитетным источником права.

Термин «закон» происходит от древнерусского «кон», то есть граница, предел чего-либо. Следует различать понятия «закон в материальном смысле», то есть любую норму права, исходящую от государства, независимо от внешней формы, и «закон в формальном смысле», то есть собственно акт, принятый высшим законодательным органом и обладающий высшей юридической силой. В России общепринято, что законы регулируют только наиболее важные, типичные вопросы общественной и государственной жизни. В Великобритании, например, статут (закон) может быть принят парламентом по любому вопросу[15].

В зависимости от юридической силы законы подразделяются на основные (конституции), конституционные, органические и обычные. Конституция (основной закон)[16] обладает наивысшей юридической силой, это государственно-политический документ учредительного характера, базис всей правовой системы. Именно основной закон государства определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, систему, полномочия и порядок формирования высших государственных органов, основы правосудия. Особый статус конституции находит свое выражение в особой процедуре принятия, изменения и дополнения[17].

Законы о поправках в Конституцию РФ являются самостоятельным видом законов. Конституционный Суд РФ в решении от 31 октября 1995 года о толковании статьи 136 Конституции РФ указал на особую юридическую силу и процедуру принятия такого закона. После вступления в силу и подписания его Президентом РФ, такой закон становится неотъемлемой частью Конституции, создавая её новую редакцию.

Конституционные законы можно считать своеобразным «продолжением» конституции, их нормы развивают и конкретизируют положения конституции. В России особенности федеральных конституционных законов по сравнению с федеральными законами определяются, во-первых, особым предметом регулирования указанных законов (они принимаются лишь по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ), во-вторых, более сложной процедурой принятия. Президент РФ не обладает правом вето на такого рода законы. Органические законы занимают промежуточное положение между Конституцией и обычными законами. В отечественной юридической практике они не используются, их функцию фактически выполняют конституционные законы. Органические законы характерны для Франции, Италии и направлены на развитие конституционных норм. В отличие от конституционных законов, они могут быть приняты по любому вопросу, однако в более сложном порядке, чем обычные законы.

Обычные законы составляют основной массив законодательства государства. Процедура их принятия более простая, по сравнению с конституционными законами. Они должны соответствовать конституции и конституционным законам. Все обычные законы можно подразделить на кодифицированные и текущие. Кодифицированные законы (собственно кодексы, основы законодательства, уставы) призваны объединить и систематизировать достаточно большой массив правовых норм и регулируют обширную сферу общественных отношений. Такой закон обычно возглавляет систему нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или даже институт законодательства[18]. Текущие законы регулируют сравнительно узкую группу общественных отношений.

В федеративном государстве особую группу образуют законы, принимаемые субъектами федерации по вопросам, отнесенным к ведению субъектов. Такие законы не могут противоречить конституции государства и федеральным законам.

Спорным является вопрос о выделении в качестве самостоятельного вида законов о ратификации и денонсации международных договоров. Законодательство особо выделяет этот вид законов, предусматривает особенности процедуры принятия и вступления в силу. Право законодательной инициативы по такого рода законам сужено – им обладает Президент РФ и Правительство РФ. На основании принятого Федеральным Собранием РФ закона Президент подписывает Ратификационную грамоту, которая скрепляется печатью и подписью министра иностранных дел РФ.

Отдельным видом являются модельные законы – типовой акт, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений. В России такие законы появились после создания СНГ, носят рекомендательный характер, служат основой, ориентиром для законодательства государств-участников Союза. Распространены такие законы и в федеративных государствах. В США, например, такие акты являются рекомендательной основой для законодательной деятельности отдельных штатов.

По времени действия законы делятся на временные, действующие в течение указанного самим законом срока, и постоянные, принимаемые на неопределенный срок и действующие до его отмены, а также чрезвычайные, начинающие действовать при наступлении обстоятельств чрезвычайного характера.

studopedia.ru

Понятие закона и виды законов. Нормативные акты. Теория государства и права

Устройство современного государства невозможно без использования инструментов законотворчества. Путем рассмотрения и принятия законов формируются правила общественных взаимоотношений. При этом нормативные акты, на базе которых регулируется правовая сфера, охватывают множество сфер жизни граждан, обеспечивая порядок в стране. В то же время рассмотрение законодательной платформы невозможно без ориентации на конституцию. Она не только обеспечивает понятие основных прав и обязанностей граждан, но и отражает оптимальный баланс в расстановке политических сил. В немалой степени регулятором этого баланса является и закон. Понятие, признаки, виды и характеристики законов помогут глубже выяснить их природу и практические функции.

Понятие закона

понятие закона и виды законов

Формально законом является правовой документ, в котором отражаются правила регулирования наиболее значимых общественных отношений. Другими словами, это правовая основа государства. Важность законов понимали правители еще в древние времена. Другое дело, что форма и содержание стародавних законов сильно отличались от современных нормативных документов. Как правило, установленные нормы служили в некотором роде систематизированной переработкой сложившихся обычаев. Для того чтобы можно было точнее определить понятие закона и виды законов, стоит обратиться и к периоду буржуазно-демократических реформаций. Ведь именно тогда были утверждены принципы сосредоточения права на законодательную деятельность в руках парламента, представляющего народ.

В наше время закон следует рассматривать как наивысшую форму народного волеизъявления. С его помощью власть государства определяет и утверждает основы правового регулирования. Вместе с этим нормативные акты могут выступать в качестве средства дополнения существующей законодательной базы. Но важно понимать, что законы государства не зависят от других органов власти кроме высшей законодательной ветви. Но это не значит, что законы не могут отменяться или редактироваться. В таком случае неизбежно следуют и изменения в актах, которые прежде утверждались с учетом содержания корректируемого закона. Главным образом это относится к подзаконным актам, поддерживающим исполнение закона.

Признаки законов

По мере формирования законодательной системы нормативные документы имели разные характеристики. На сегодняшний день актуальны следующие признаки, отличающие закон РФ:

  • Принимается закон только уполномоченным органом власти, то есть законодательным. Но это не значит, что данным правом наделены исключительно представители власти на федеральном уровне. Разрабатывать и утверждать проекты законов может Государственная дума, республиканские органы, городские представительные органы и т. д.
  • Закон предназначен для регулирования наиболее существенных общественных отношений. В частности, с помощью этого документа могут закрепляться основы политической и экономической систем, основные права граждан, а также компетенция федеральной власти и представителей местного самоуправления.
  • Одной из важнейших характеристик закона также является его общеобязательность. Правда, существуют документы, которые касаются определенных групп людей – например, служащих в той или иной сфере. Так, закон о полиции от 2011 года расширил полномочия сотрудников органов правопорядка. Но это касается только представителей полиции.
  • Принятие закона происходит в специальном процессуальном порядке, который имеет особый регламент. В частности, процедура определяется конституционными актами.
  • Закон обеспечен высшей юридической силой. Это означает, что все подзаконные акты имеют по отношению к нему второстепенное значение и не должны вступать в противоречия.

Разновидности законов

закон понятие признаки виды

Основные классификации нормативных актов происходят из значимости, которую несет для правовой системы тот или иной закон. Понятие, признаки, виды и особенности принятия документа – все эти факторы влияют на то, в какую группу войдет закон. На данный момент российская система законодательства предполагает разделение на следующие виды: конституционные, федеральные и законы субъектов РФ.

В первую категорию входят законы, утверждаемые по наиболее значимым вопросам, связанным с Конституцией. К таким, в частности, можно отнести законы о референдуме, о символике государства, о судебной системе, о военном положении и т. д.

Те акты, которые принимаются на основе и для исполнения Конституции, являются федеральными. С их помощью власть регулирует различные аспекты общественных взаимоотношений, затрагивая политические, социальные и экономические направления. Например, тот же закон о полиции можно отнести к этой группе. В то же время и федеральные документы законотворчества имеют свое разделение – в частности, существуют обыкновенные и кодифицированные правовые материалы.

Законы, которые принимаются субъектами РФ, можно называть низшим звеном в законотворческой деятельности государства, что, впрочем, не умоляет их значимость. К особенностям таких документов можно отнести то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и работают исключительно в пределах своего субъекта. Это могут быть Конституции республик, краевые и областные уставы.

Другие классификации законов

Кроме описанной классификации, существует и много других критериев разделения законов. Наиболее существенны принципы систематизации по содержанию и сроку действия. В этом контексте понятие закона и виды законов особенно тесно связаны. Если говорить о смысловой наполненности акта, то выделяются общие и специальные документы. В первом случае предполагается, что закон будет действовать на всех граждан. Специальные нормативные документы работают только в отношении отдельных классов и групп.

Также законы могут иметь разный период действия. Различают постоянные и исключительные законодательные документы. Если с первой категорией ситуация очевидна, то вторая требует разъяснения. Обычно в нее входят законы Российской Федерации, действие которых рассчитано на определенный период, что обусловлено временным чрезвычайным положением. Такие обстоятельства могут быть вызваны, к примеру, экологическими, природными, социальными и другими факторами.

Есть и другие классификации законов, которые основываются на предмете регулирования, сферах действия, объему регулирования и направленности по сферам. К примеру, предметом регулирования может быть конституционная база, административное или уголовное право. Направленность также бывает разной, поскольку законы могут затрагивать и социальные вопросы, и нюансы формирования бюджета, и средства разрешения экономических проблем в более широком понимании.

Конституция как основной закон

законы российской федерации

С точки зрения законодательства Конституция является первостепенным документом, определяющим всю правовую систему. На этом же своде нормативов основаны принципы формирования всей юридической базы для правотворческой деятельности. Наиболее близкой к ней по духу категорией законов является конституционная. Такие акты не просто разрабатываются как продолжение Конституции, но и развивают, а также конкретизируют ее содержание.

Кодификационные законы также являются важным инструментом для регуляции общественных отношений с непосредственным ориентиром на Конституцию. В данном случае понятие закона и виды законов стоит рассматривать в качестве нормативных основ в отдельных институтах законотворчества. Кодификационные законы направлены на регулирование значительной и весьма обширной сферы отношений, среди которых трудовые, имущественные и т. д. В то же время могут быть разные формы выражения таких законов. Одной из них является акт федерального законодательства, который содержит принципиальные, общие правила относительно совместного ведения государства. То есть, таким кодексом может определяться направление развития Федерации с субъектами.

В устройстве правовой сферы государства Конституция может рассматриваться не только как основной закон, дающий начало для формирования юридической базы. С ее помощью происходит организация власти, закрепляется конституционный строй, реализуется федеративное устройство, а также система и полномочия органов управления. Помимо этого, Конституция определяет, какой будет избирательная система и основы правосудия.

Кто и как принимает законы?

закон о защите прав потребителей

Для начала стоит сказать, что сама процедура принятия законов регулируется регламентом, который, в свою очередь, разрабатывается на базе Конституции. Законы на федеральном уровне принимаются Госдумой, а затем следует их одобрение в Совете Федерации. В обоих случаях принятие реализуется путем голосования – то есть, по наибольшему количеству голосов, одобряющих конкретный законопроект. Если же в СФ отклонили документ, то его можно принять повторно при условии, что наберется две трети голосов. Когда проекты законов одобряет и Совет Федерации, в течение 5 дней его направляют для подписи Президентом. В свою очередь, глава государства может подписать принятие закона в течение двух недель.

Далее принятый закон обнародуется посредством официальной публикации. Площадкой для размещения информации о документе могут выступать государственные СМИ или официальный интернет-сайт парламента. Через 10 дней с момента выхода материала в свет закон вступает в силу. Однако, президент может и не подписать закон, используя право вето. Тогда утверждение может быть обеспечено путем преодоления двух третей голосов в обеих палатах Федерального Собрания. Принятым законом является документ, имеющий номер регистрации и буквенный индекс. Например, действует маркировка Ф3 в случае обычных законов, а если речь идет о конституционных документах, то присваивается обозначение в формате ФКЗ. Также в название законов входит дата их принятия.

Действие закона

Юристы рассматривают действие законодательных проектов с точки зрения времени, пространства и лиц, на которые он ориентируется. Так, время действия закона ограничивается точками от момента его вступления в силу и до отмены. При этом действие его может быть приостановлено другим законом. Срок, в течение которого работает закон, может быть определен изначально. Но чаще всего прекращение его работы связано либо с заменой улучшенной версией или отменой через судебный орган. Надо также сказать, что нарушение закона может иметь место только в случае, если оно было выявлено в период действия документа.

По общим положениям, действие законотворческого документа в пространстве охватывает всю территорию государства, в том числе его субъекты, внутренние воды и территориальные моря, а также воздушное пространство. Также действие законов распространяется на дипломатические представительства, воинские части, транспортные средства, приписанные к государственным портам и т. д. Но могут быть и ограничения по действию закона в пространстве. Подобные нюансы также определяются с помощью законотворческого инструментария.

Распространение на круг лиц в соответствии с общими положениями также определяется границами распространения суверенитета государства и его юрисдикции. Это значит, что применение закона касается не только непосредственных граждан государства, но и лиц, которые находятся на его территории в статусе мигрантов. Но есть и масса всевозможных исключений по действию законов на разные группы лиц. К примеру, существуют документы, которые касаются только служащих определенной категории.

Примеры законов РФ

основной закон

Как уже говорилось, законы могут охватывать самые разные сферы устройства государства, социальной и общественной жизни. Среди наиболее значимых документов последних лет стал закон об образовании, который был принят в 2013 году. В соответствии с ним каждый гражданин по-прежнему имеет право на бесплатное образование, мониторинг вузов должен производиться ежегодно, а в самом процессе обучения делается больший акцент на индивидуальный подход к учащимся.

Остаются актуальными и многие законы, которые были приняты еще в начале 1990-х. Таким является и закон о защите прав потребителей от 1992 года. Он регулирует отношения между производителями, поставщиками, реализаторами, потребителями товаров и другими участниками рыночных отношений. Впрочем, за последние годы было внесено немало поправок данного закона, но основа его остается прежней.

Изменениям подвергся и относительно новый закон о рекламе, который был принят в 2006 году. Так, редакции закона от 2014 года авторы определили целый ряд ограничений для рекламодателей. В частности, был введен запрет на услуги по прерыванию беременности, а сам перечень товаров, на которые прежде распространялся данный закон, был расширен средствами диагностики, профилактики, реабилитации и методами народной медицины.

Подзаконные акты

Каждый закон может дополняться специальными актами. Среди признаков таких документов можно выделить соответствие закону и направленность на регулирование аспектов общественных отношений. К примеру, на сегодняшний день упомянутый закон о защите прав потребителей имеет 20 подзаконных актов, действие которых ориентировано на исполнение основного документа.

Принятие подзаконных актов также осуществляется органами власти в границах их компетенции и обязательно на основе законодательной базы. При этом существует несколько разновидностей нормативных актов, которые можно отнести к категории подзаконных. Это, в частности, указы, которые подписывает сам президент. Также это могут быть постановления, принимаемые палатами ФС.

закон о полиции

Разработкой актов могут заниматься ведомства, министерства и другие органы власти, которые выпускают инструкции, приказы и положения. Стоит отметить и акты от муниципальных органов. Они также действуют в соответствии с законами и распространяются только на границы определенного муниципального образования. Важно понимать, что правовой акт не влияет на положение закона, а только повышает эффективность его исполнения. В то же время его нельзя отнести к редакции закона.

Заключение

На сегодняшний день в России действует слаженная система законодательного производства, которая представляет собой иерархическую структуру, включающую непосредственно законы, нормативные акты, кодексы и т. д. Соответственно, понятие закона и виды законов в данном случае следует рассматривать как важные аспекты в теории государства и права. Важнейшую роль в структуре правовой системы играет Конституция, исходя из основ которой уполномоченный орган принимает законы.

В свою очередь, закон имеет наивысшую юридическую силу, но не противоречит Конституции. С учетом значимости каждого акта законотворчества, была разработана специальная процессуальная норма для принятия законов. Эту процедуру также определяет Конституция, основами которой руководствуется законодательный орган. Порядок приема включает несколько этапов, прохождение каждого из которых обеспечивает его окончательное утверждение и вступление в силу. Изначально разработкой законопроектов занимается Государственная дума, а затем рассмотрение готового материала переходит в Совет Федерации. На финальном этапе законы Российской Федерации одобряет президент. После этого следует публикация документа.

проекты законов

Предметом для законотворчества могут выступать самые разные направления общественной жизни – от организации политической системы до установки социальных льгот. Общие законы обычно охватывают все слои населения и распространяются по всей территории государства, но бывают и исключения. К примеру, закон о воинской обязанности распространяется только на лица мужского пола.

Уже отмечалось, что закон РФ наделен высшей правовой силой. Но в этой связи надо сказать о международных договорах, которые в правовой иерархии могут стоять выше, чем законодательство России. Конечно, это касается только тех соглашений, которые были подписаны уполномоченными представителями государства. Обычно процедура подписания дополняется и ратификацией документа, но это требуется не всегда. Надо отметить, что верховенство международного договора над законами закреплено в Конституции РФ.

fb.ru

Читайте также