Определение понятия закон

56. Закон: понятие, признаки, виды.

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона как основного источника права:

1) принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;

2) принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование. Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;

3) обладают высшей юридической силой. Высшая юридическая сила законов выражается в том, что все иные нормативно-правовые акты издаются на основе законов, в соответствии с ними и не могут им противоречить;

4) регулируют наиболее важные общественные отношения. Посредством законов и, прежде всего, основного из них – Конституции, закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, формы и виды собственности, государственное устройство, структура и полномочия государственных органов;

5) не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;

6) представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

Виды: Принимаемые в Российской Федерации законы можно подразделить на конституционные законы и обыкновенные (текущие).

Федеральные конституционные законы – это законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции РФ, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Для принятия Федерального конституционного закона необходимо 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а для одобрения в Совете Федерации 3/4 голосов от общего числа членов этой палаты.

Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами и регламентируют определенные сферы общественной жизни.

По сфере действия различают общефедеральные законы и законы субъектов федерации.

  1. Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды.

Подзаконные нормативные акты – это акты компетентных органов, которые изданы в соответствии с законом и не противоречат ему.

Признаки:

- обладают меньшей юридической силой, чем законы

- базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Они призваны конкретизировать положения законов.

По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты. Эго нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни. К общим подзаконным актам относятся:

- акты Государственной Думы и Совета Федерации. В постановлениях палаты Федерального Собрания реализует принадлежащие им полномочия, например, постановление Государственной Думы о принятии закона в окончательном варианте;

- акты Президента РФ. Полномочия Президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни;

- акты Правительства. Это подзаконные нормативные акты, призванные в необходимых случаях урегулировать более подробно вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т. д.

- акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодательные органы субъектов Федерации кроме законов принимают постановления, а исполнительно –распорядительные органы – постановления, приказы, распоряжения.

2. Местные подзаконные акты (постановления, решения, положения) Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают представительные и исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией.

3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Они регулируют внутриведомственные отношения и распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные и другие). Однако некоторым из центральных ведомств, например, МВД, МПС, в строго ограниченной сфере предоставляется право издавать акты внешнего действия.

4. Внутриорганизационные. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Их действие распространяется только на членов данного ограниченного коллектива людей и касается, в частности, дисциплины труда, его организации, взаимоотношений между различными подразделениями.

По органам издающим (применительно к системе нормативно-правовых актов РФ)

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях.

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка). Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой. Подзаконные акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль.

  1. Действие нормативно-правовых актов во времени.

Действие нормативного акта во времени обусловлено моментом вступления его в силу и моментом утраты юридической силы. Можно выделить несколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в силу.

Во-первых, наиболее распространенным моментом вступления в силу нормативного акта является истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, по общему правилу ФКЗ, ФЗ, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования. Акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер – по истечении 7 дней после их опубликования в официальном источнике.

Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня из подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядка государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления его в силу.

Во-вторых, со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие.

В-третьих, с момента его принятия, о чем говорится в самом нормативном акте или в постановлении о введении его в действие. Это относится, прежде всего, к постановлениям Совета Федерации и Государственной Думы.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами:

- истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

- в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий акт;

- в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом.

По общему правилу вновь принятый нормативный акт распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его вступления в силу и не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали.

Из указанного правила есть два исключения: обратная сила нормативно-правового акта и «переживание» нормативно-правого акта.

Придание закону обратной силы возможно в 2-х случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

«Переживание» нормативно-правового акта заключается в том, что отмененный акт продолжает действовать и после утраты им юридической силы по специальному указанию правотворческого органа, продолжая регулировать некоторые отношения возникшие или существовавшие во время действия этого акта.

  1. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц определяется кругом субъектов, на которых распространяются предписания данного акта. Как правило, нормативные акты действуют в отношении всех граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, находящихся на территории данного государства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц (военнослужащих, государственных служащих, работников милиции, прокуратуры, суда, ветеранов войны и труда, многодетных матерей и т. д.). Ряд нормативных актов распространяется только на граждан государства, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев, которые не могут быть участниками целого ряда правоотношений (например, не имеют право занимать государственные должности). Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие санкции за правонарушения.

Выяснить действие того или иного нормативного акта по кругу лиц - это значит определить, кому адресованы выраженные в нормах предписания.

В одних случаях различия в действии норм права по лицам предопределены уже различиями действия норм в пространстве. Обычно нормативные акты обязательны для всех субъектов (граждан, юридических лиц, государственных органов, организаций), находящихся на данной территории. Однако сферы действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц могут и не совпадать. Так, например, нормы обязательного на всей территории России избирательного Закона в части активного избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных граждан, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда.

Специфика различных отраслей хозяйства обусловливает появление норм, действие которых распространяется лишь на работников данной отрасли. Известны, например, установленные законом льготы в пенсионном обеспечении для работников угольной и металлургической промышленности. Нормативные акты могут распространять свое действие не на всех граждан, а лишь на тех из них, которые занимают определенное должностное положение. Так, уголовную ответственность за получение взятки (ст. 290 УК РФ) могут нести только должностные лица, признанные таковыми в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ.

Общим принципом российского законодательства является то, что под его действие подпадают как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения. Во-первых, существуют такие сферы правового регулирования, где субъектом правоотношения может выступать только гражданин России. Так, служба в Вооруженных Силах России - это обязанность исключительно ее граждан. Поэтому предписания Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. адресованы только гражданам Российской Федерации. Согласно Федеральному закону "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 г. иностранные граждане не могут принимать участия во всенародном голосовании. Во-вторых, исключение делается для тех иностранных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам, заключенным Россией, пользуются дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности). На таких лиц (а это - послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала и т.д.) не распространяются Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Действие нормативно-правовых актов в пространстве

По действию в пространстве нормативные правовые акты различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию страны или же на какую-либо точно определенную часть ее или предназначены для действия за пределами страны.

Акты федеральных органов государственной власти распространяются, как правило, на всю территорию Российской Федерации. Под государственной территорией Российской Федерации понимается находящаяся под ее суверенитетом часть земного шара. К ней относятся суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, земные недра в пределах государственной границы; территория, занимаемая посольствами. Объектами, приравненными к государственной территории, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, несущие российский флаг, подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие России и находящиеся в открытом море или космосе.

Акты субъектов Российской Федерации действуют на территории соответственно республик, краев, областей, автономных округов. А нормативные акты органов местного самоуправления имеют силу лишь на подведомственной им территории. Таким образом, действие нормативных актов в пространстве находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят.

Но и нормативные акты, издаваемые высшими органами государственной власти Российской Федерации, могут распространять свое действие только на определенную часть страны, если это прямо оговорено при принятии конкретного нормативного акта. Так, введение особого режима деятельности государственных органов и средств массовой информации, предусмотренного Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", возможно только на тех территориях, где в установленном порядке объявлено чрезвычайное положение. Правотворческий орган довольно часто в самом акте указывает местность.

Нормы, содержащиеся в федеральных законах, могут иметь также и экстерриториальное действие, т.е. применяться и за пределами Российской Федерации. Например, в отношении защиты граждан Российской Федерации, находящихся за пределами России, действуют нормы, предусмотренные Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации".

В то же время граждане Российской Федерации, совершившие преступления за границей, в случае предания их суду Российской Федерации несут ответственность не по законам места совершения преступления, а по УК Российской Федерации.

  1. Судебный прецедент как источник права: за и против.

Юридический прецедент – это решение юрисдикционных и административных органов высоких инстанций по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общеобязательное правило при разрешении всех аналогичных дел. Обязательным для всех нижестоящих судов является не решение или приговор целиком, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Из серии однотипных прецедентов складывается тенденция правового регулирования, что приводит в дальнейшем к созданию законов. Судебный прецедент получил широкое распространение в Великобритании, США, Австралии и др. странах.

Российская правовая система исключает возможность создания норм права судами, так как задача последних усматривается только в применении права к конкретным жизненным обстоятельствам.

В недавнем прошлом в отечественной правовой науке высказывались отрицательные оценки прецедента как источника права, однако в последнее время тон критических высказываний несколько изменился. Более того, некоторые юристы высказывают предложения о необходимости «уравнять в правах» судебную доктрину и иные источники права, ссылаясь на решения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ. Думается, что пока это невозможно, так как для этого нужны не только независимый суд, но и соответствующая правовая подготовка судей, способных формулировать общие правила в своих решениях. Также имеет значение и высокий уровень правосознания судей, который делает возможным творчество права судом. Необходимо учитывать здесь и традиции российского законодательства.

Против

Понимается возможность вынесения судами, заведомо незаконных, но при этом справедливых и целесообразных решений в случаях, когда норма права оценивается правоприменителем как абсолютно несправедливая и нецелесообразная, представления о справедливости и целесообразности у правоприменителей может различаться в силу особенностей личности, уровня образованности, воспитания, способности к восприятию и сопереживанию и т.п. Справедливое и целесообразное решение с точки зрения одного правоприменителя может выглядеть несправедливым и нецелесообразным с точки зрения другого правоприменителя или с точки зрения определенной социальной группы.

Есть особая разновидность правотворческой деятельности, которую не вправе осуществлять правоприменительные органы, так как это противоречит принципу разделения властей.

Отсутствие единообразия правоприменительных решений будет значительно большим злом и значительно большей несправедливостью, чем вынесение по одинаковым категориям дел одинаковых законных правоприменительных решений, пусть даже несправедливых и нецелесообразных.

Расширяется возможность свободного усмотрения правоприменителей и увеличивает опасность их произвола, коррупции.

Также критики признания судебного и административного прецедентов источниками права обычно ссылаются на то, что решения по конкретным казусам накапливаются с течением времени, их становится очень большое количество и невозможно, не будучи специалистом, ориентироваться в море этих юридических документов.

Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Они лишь подчеркивают то, что в использовании юридического прецедента нужно соблюдать меру.

Однако прецедент имеет ряд достоинств:

1. Прецедент — это результат логики и здравого смысла, что приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;

2. Он имеет большую силу убедительности, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств;

3. Прецедент имеет гораздо больший динамизм, нежели нормативный акт.

Таким образом, прецедент в настоящее время широко применяется только в странах с системой общего права, где он на протяжении многих веков является основным источником. В странах же с романо-германской системой права прецедент играет второстепенную роль и, по-видимому, вряд ли будет иметь то же значение, что и закон.

StudFiles.ru

Закон (право)

У этого термина существуют и другие значения, см. Закон (значения).
(!) Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Зако́н в юриспруденции — в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы[1].

Закон является основным источником права в странах континентальной правовой семьи.

Законы России

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 24 февраля 2015 года.
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (24 февраля 2015)

Ни один из законов не должен противоречить Конституции РФ, а также общим принципам международного права и международным договорам, подписанным от имени РФ. По своей правовой природе международные договоры Российской Федерации, строго говоря, не являются её внутренним законом, однако применяются на её территории, пользуясь приматом над внутренним законодательством. Конституция РФ ввиду особого порядка её принятия и действия также является отдельным правовым актом не законодательной природы. Вопрос о месте конституции и международных соглашений является спорным и дискуссионным в правовой науке, скорее их стоит рассматривать как отдельные виды источников права. В России принята следующая классификация законов по юридической силе:

  • Закон РФ о принятии поправки к Конституции РФ.

В соответствии с федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 04.03.1998 № 33−ФЗ, поправки к главам 3−8 Конституции РФ принимаются в форме специальных Законов Российской Федерации о внесении поправок в конституцию Российской Федерации.

  • Федеральные конституционные законы.

Принимаются по вопросам, специально указанным в Конституции Российской Федерации или в самих федеральных конституционных законах.

  • Федеральные Законы (до 1991 — законы РСФСР, с 1991 по 1993 — законы РФ).

Принимаются по всем остальным вопросам.

Помимо федерального законодательства, выделяется законодательство субъектов Российской Федерации, которое строится по тому же принципу, что и федеральное, и принимается по вопросам, отнесённым Конституцией к совместным предметам ведения РФ и её субъектов, а также к предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

К законодательству субъектов РФ относятся:

  • основные законы (конституции или уставы) субъектов РФ
  • законы субъектов Российской Федерации

Обеспечение действия законов, то есть защита прав, свобод и собственности гражданина и человека, является основной задачей государства и правительства[2].

ru.wikipedia.org

Глава 1 понятие и виды закон

1.1 Закон как нормативный акт

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий наиболее важные общественные отношения.1

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле: «Судьи независимы и подчиняются только закону».2

Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно – правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.

Под нормативно – правовыми актами понимаются выражения в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.

Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

Все без исключения нормативно - правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства.

Характерные черты нормативно-правового акта определяет то, что он, с одной стороны, является источником юридических норм, а с другой стороны - разновидностью правовых актов.

Нормативно-правовые акты делятся на прежде всего на законы и подзаконные правовые акты.

В данном контексте понятие «закон» употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в судебную деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности.

Однако в п. 1 статьи 120 Конституции РФ эту формулу слегка подправили, подчеркивая значение Конституции РФ. Она гласит так: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и фeдeрaльному закону»1. Иными словами, понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным органом. Но тогда возникает вопрос - а почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации, иным источникам права? Смешение двух значений понятия «закон» привело и к серьезной принципиальной ошибке в важнейшем виде закона - в Конституции Российской Федерации.

Закону посвящались и посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком смысле, даже пословицы.

Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан - закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства; Цельс - права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае; Гай - все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп: Закон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливого, - которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо.1

Тaкaя оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение: пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир. И также — «закон строг, но он закон».2

В научной и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в узком, собст­венном его смысле. Довольно типичные, отражающие сложившиеся представления о законе на современном этапе его дефиниции следую­щие. Закон — это «принятый в особом порядке первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно вы­ражающий общую государственную волю и обладающий высшей юриди­ческой силой». Или: закон — это нормативно-правовой акт, «прини­маемый высшим представительным органом государства в особом зако­нодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны». Или: «в юриди­ческом смысле закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической си­лой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений».

Можно привести еще ряд аналогичных определений или сформулиро­вать свою собственную, авторскую дефиницию закона. Однако дело не в этом. Главное состоит в том, чтобы понять основной смысл, со­держание того, что называется законом, выделить и рассмотреть хотя бы его основные специфические черты.

Совокупность законов составляет законодательство. Опять же - понятие законодательства употребляется в узком, точном смысле именно как система законов и в широком - как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах - значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах.

Все эти «тонкости» нуждаются в определении, обозначении, чтобы прежде всего, юристы, да и другие участники общественных отношений понимали друг друга.

Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закрепление закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм. Кодекс - это тоже закон, но по форме представленный в «книжном» состоянии. Кодексы удобны во многих отношениях: охватывают правовым регулированием основную часть общественных отношений в соответствующей области социальной жизни, систематизированы, ими легко пользоваться, адресат (субъект права) знает, куда надо «пocмотреть» (у кодексов существует, как правило, вспомогательный поисковый аппарат) и т. д1.

Свoeобразными видами нормативно-правовых актов, в которых находят свое выражение законы, являются своды законов, собрания законодательства и т. п.

В частности, первоначально Свод законов Российской Империи, т. е. сборник законов, составленный в XIX веке путем включения действующих законов, прошедших чисто внешнюю систематическую обработку и продолжающий пополняться в XX веке, состоял из следующих восьми главных частей: законов основных, определяющих существо верховной власти; законов органических, определяющих устройство органов этой власти; законов правительственных сил, определяющих способы действия этой власти; законы о состояниях, определяющих права и обязанности подданных по степени участия в их составе установлений и сил государственных; законы гражданские и межевые, обнимающие семейственные и общие имущественные отношения; уставы государственного благоустройства, обеспечивающие особенные имущественные отношения; уставы благочиния (законы полиции); законы уголовные Царской России. Все виды нормативно-правовых актов, в которых могли быть выражены законы, устанавливались в статье 53 Основных законов: «законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения. Сверх того, Высочайшие повеления в порядке управления изъявляются рескриптами и указами».2

Разумеется, такие формы выражения законов были присущи монархической форме правления, в отсутствие парламентов и иных представительных органов.

Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов федерации в процессе законотворческой деятельности, либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума).

Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции России, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроектов, порядок предписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов должен определяться регламентами соответствующих законодательных органов. Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм, закрепление прав человека и гражданина, определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, методов осуществления государственной власти, фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры, определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления.

Закон занимает особое место в системе нормативно- правовых актов в силу обладания высшей юридической силой, что является отражением его верховенства в этой системе. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы.

Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме технико-юридического оформления актов референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся также в порядке, определенным референдумом. С юридической точки зрения приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом1.

Таким образом, главными качествами закона являются его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализоваться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает. 2

Нормы права, содержащиеся в такой сложной совокупности актов, не могут противоречить друг другу. Такое положение, по каким либо причинам возникнет. Исполнители окажутся в ситуации вы бора- какую норму исполнять, а какой пренебречь. Но тогда право, как система государственно установленных норм, обязательных к исполнению, перестает быть право.

Поэтому одним из основных требований является их внутренняя согласованность между собой по способам воздействия на поведение людей.

Этот принцип настолько важен для придания целостности и единства многочисленным актам, что во всех государствах цивилизованного мира он закрепляется в конституциях. В законах страны закрепляются и регулируются наиболее важные стороны общественной жизни - экономической, политической, духовной. Поэтому в регламенте парламента специально устанавливается специальная процедура законотворчества, в которой предусмотрены все стадии проработки проекта закона, его обсуждение и принятия.1

Обычно «закон» как термин в юриспруденции употребляется для обозначения наименования того или иного нормативно-правового акта, принятого парламентом. Например, закон «О милиции», закон «О безопасности», и т.д. Но этот термин может употребляться и обобщенно: все нормативные акты законодателя являются законами в отличие от актов, других государственных органов.

Итак, закон это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.2

Из данного определения вытекают признаки закона, как основного источника права, как нормативно – правового акта обладающего высшей юридической силой:

  • законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;

  • законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

  • законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование. Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом «О референдуме»;

  • законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;

  • Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно- правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

  • Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён.1

Итак, рассмотрели в данном параграфе, что такое закон, его сущность, характерные черты, и основные признаки. И так выяснили, что закон- это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий наиболее важные общественные отношения. Главными качествами закона являются его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила.

StudFiles.ru

2. Закон: попытки определения понятия

Основная сложность при изучении законодатель- ства XVIII-XIXвв. состоит в том, что в историко-правоведче- ских исследованиях не сформировано понятие «закон» приме- нительно к рассматриваемому периоду. Это, естественно, являет- ся следствием отсутствия четкого определения понятия самим законодателем. Историки права давали самые общие определе- ния понятия «закон». Все исследователи отмечали, что в законо- дательстве оформляется воля императора. Г.В. Вернадский пи-

342 РАЗДЕЛ 2

шет: «Начиная с Петра Великого, единственным источником права делается воля законодателя; это период правотворчества императорских указов...»29. Более четко определял закон М.Ф. Владимирский-Буданов: «В период империи установилось понятие о законе как о воле государя, правильно объявлен- ной»30. На постепенную выработку порядка «объявления воли» императора обращал внимание и Г.В. Вернадский, который пи- сал: «...сами государи стремились установить незыблемые фор- мы для отправления своей законодательной деятельности». Это проявилось в том, что «...определена была непременная форма публикации и регистрации законов - через Сенат...» и «посте- пенно делались попытки установить особую непременную фор- му для предварительной подготовки или особой прочности юридического бытия группы наиболее существенных законода- тельных актов»31.

Идеологизированное, но столь же общее определение зако- на дает Б.М. Кочаков в работе, опубликованной в 1937 г.: «Закон, являясь общеобязательной, созданной государственной властью нормой, есть... определенное, в результате классовой борьбы со- зданное выражение воли господствующего класса, определенное орудие классовой политики государства...»32. Работа Б.М. Коча- кова интересна тем, что общее положение автор конкретизиру- ет, исходя из характера эволюции центральной власти, с укреп- лением которой «...появляется необходимость и дифференциа- ции правительственных распоряжений», тогда «закон - это уже определенный вид распоряжения, это - указ, издаваемый опре- деленным порядком»33. Однако вXVIIIв., по мнению Б.М. Коча- кова, в России не было точного понятия закона - господствовал «царский указ» и существовало стремление, остававшееся на протяженииXVIIIв. безуспешным, выделить из всего многооб- разия указов те, которые по их юридическому действию можно было бы рассматривать как законы. ВXIXи. поиск формальных критериев разделения закона и указа продолжался, и шел он, главным образом, по пути фиксации законодательной процеду- ры. Формальным признаком закона со времен ПетраIостава- лась царская подпись, но это правило вXVIIIв. нарушалось «объявленными указами», а вXIXв. также и законами Государст- венного Совета, одобряемыми словесно.

Таким образом, при различии исходных посылок определе- ния понятия «закон» и М.Ф. Владимирский-Буданов, и Г.В. Вер- надский, и Б.М. Кочаков выделяют два критерия: во-первых, на- личие подписи императора и, во-вторых, фиксированный поря- док принятия, вырабатывавшийся постепенно на протяжении XVIII-XIXвв.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ХVIII- НАЧАЛАXXВЕКА 343

Теоретически понятие «закон» и проблему различия закона и указа в XIXв. разрабатывал Н.М. Коркунов. В «Лекциях по об- щей теории права» он в теоретическом ключе поставил пробле- му отличия естественно-научных и юридических законов34. В ра- боте «Указ и закон» Н.М. Коркунов подходил к определению за- кона, отталкиваясь от исторического развития понятия власти и принципа разделения властей. Исследователь отмечал, что гово- рить об отличии закона от указа можно лишь в том случае, если исполнительная власть отделена от законодательной. По его мнению, в российском законодательстве «...со словом указ не со- единяется точно определенного значения. До учреждения мини- стерств указами назывались все вообще акты всех органов вла- сти, обращенные к подчиненным им местам и лицам». Для Н.М. Коркунова указ вXIXв. - научная абстракция, собиратель- ное название для «всех общих правил, установленных в порядке управления»35.

Итак, четкого определения понятия «закон» и критериев для отделения закона от прочих распоряжений верховной власти в российской историко-правовой науке выработано не было. По- видимому, это в принципе неразрешимая задача, поскольку тео- ретически разграничить закон и административное распоряже- ние можно только когда исполнительная власть отделена от за- конодательной (и здесь мы вполне согласны с Н.М. Коркуно- вым), чего в российской истории не было не только в ХVIII- ХIXвв., в условиях самодержавной империи, но и на протяже- нии большей частиXXв.

Однако при этом необходимо учитывать, что на практике ис- торики чаще всего относят к законодательным актам второй по- ловины XVII- началаXXв. то, что было отобрано в качестве за- конодательных актов составителями Полного собрания законов Российской империи.

3. Изменение соотношения обычая и закона как источников права

Начало нового этапа в истории русского законо- дательства, а точнее, в истории русского права и законодатель- ства как его источника большинство авторов связывают с изме- нением соотношения обычая и закона как источников права и относятизменение этого соотношения либо к серединеXVIIв. (послеСоборного уложения 1649 г.), либо к началуXVIIIв. (пе- риод преобразований ПетраI).

344 РАЗДЕЛ 2

Идея приоритета закона как источника права формирова- лась постепенно. Некоторые признаки ее зарождения можно ус- мотреть, например, в наказе окольничему князю Львову, опреде- ленному воеводою в Казань, - «Об управлении казенными и зем- скими делами» от 31 марта 1697 (7205) г., в котором, кроме ука- зания «всякие дела делать по сему Великого Государя указу», со- держится наставление впредь руководствоваться приходящими из приказа Казанского Дворца грамотами, «которые наказа про- тивны не будут».

В конце 1710-х годов Петр I, по-видимому, считал, что имею- щаяся законодательная база, в основе которой по-прежнему ле- жало Соборное уложение 1649 г., позволяет Сенату решать боль- шинство дел, не обращаясь каждый раз к законодателю. По край- ней мере, в именном указе от 22 декабря 1718 г. «О неподаче Го- сударю прошений о таких делах, которые принадлежат до рас- смотрения па то учрежденных Правительственных мест, и о не- чинении жалоб на Сенат, под смертною казнью» говорится, что Сенат должен обращаться к царю только в том случае, «разве та- кое спорное новое и многотрудное дело от челобитчиков объя- вится, которагопо Уложенью (выделено мною. -М.Р.) решить са- мому тому Сенату без доклада и без Именнаго от Его Царского Величества указа отнюдь нельзя...». Указ из Юстиц-коллегии «О вершении дел без всякаго замедления и волокиты по Уложению и о выписках из судных дел» от 25 мая 1719 г. числит в составе законодательных актов, на основе которых должны решаться де- ла, кроме Уложения и «новосостоятельные» указы (по-прежнему при ведущей роли Уложения). Отметим, что данный указ был из- дан как мера борьбы с волокитой и ускорения судопроизводства. Он не устанавливал новой нормы, а только подтверждал ранее введенные. Эти же нормы подтверждались указом из Юстиц-кол- легии от 15 октября 1719 г. «О решении дел в Московском Над- ворном Суде по Уложению и по новосостоятельным указам, а не по сепаратным, и о донесении о делах, которых судьи сами ре- шить не могут, в Государственную Юстиц-коллегию». Указом предписывалось Московскому надворному суду дела управлять по Уложеньюи «по новосостоятельным Его же Великого Госуда- ря указам, которые к пополнению того ж Уложения всенародно напечатаны и повсюду объявлены...».

Основным законодательным актом, утверждавшим приори- тет закона как источника права, стал именной указ от 17 апреля 1722 г. (опубликован 27 января 1724 г.) «О хранении прав граж- данских, о невершении дел против регламентов, о невыписыва- нии в доклад, что уже напечатано, и о имении сего указа во всех судных местах на столе, под опасением штрафа». В указе гово-

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII- НАЧАЛАXXВЕКА 345

рится: «Понеже ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе зако- ны писать, когда их не хранить или ими играть как в карты, при- бирая масть к масти, чего нигде в свете так нет, как у нас было, а отчасти и еще есть, и зело тщатся всякия мины чинить под фортецию правды...». Далее говорится, что «...сим указом яко пе- чатью псе уставы и регламенты запечатываются, дабы никто не дерзал иным образом всякие дела вершить и располагать не про- тив регламентов, и не точию вершить, ниже в доклад вписывать, то что напечатано, не отговариваясь о том ни чем, ниже толкуя инако».

Хотя в нашу задачу не входит реконструкция постепенно складывавшейся новой законотворческой процедуры, отметим, что указ «О хранении прав гражданских...» закрепил основные элементы системы законотворчества: апробацию указа госуда- рем, публикацию и инкорпорирование в соответствующий рег- ламент.

Установив приоритет закона как источника права, законода- тель этим не ограничился, поскольку еще сохранялись обшир- нейшие сферы как государственной, так и, особенно, обществен- ной и частной жизни, которые продолжали регулироваться обы- чаем из-за пробелов в законодательстве. С 1720-х годов прави- тельство начало прилагать существенные усилия для восполне- ния этих пробелов. 27 апреля 1722 г. был издан именной указ «О должности генерал-прокурора», а 13 июня того же года - «Инст- рукция обер-прокурору Святейшего синода», десятые пункты ко- торых почти дословно совпадают. В именном указе «О должно- сти генерал-прокурора» говорится: «О которых делах указами яс- но не изъяснено, о тех предлагать Сенату, чтоб учинили на те де- ла ясные указы, против указа Апреля 17 дня 722 года (имеется в виду указ «О хранении прав гражданских...». - М.Р.), который всегда на столе держится; и как сочинят, доносить Нам, и ежели в пополнение сей инструкции что усмотрит, о том доносить же». То же самое предлагалось делать обер-прокурору Святейшего си- нода с тем отличием, что он должен «предлагать Синоду».

Такой способ восполнения пробелов в законодательстве ак- тивизировался в правление Екатерины II. Например, в 11-м пун- кте манифеста от 15 декабря 1763 г. «О постановлении штатов...» говорится: «Когда же случится, что к решению дел точных ука- зов не будет, о том не реша в департаментах, но иметь общее рас- суждение, и представлять, куда надлежит, с мнением...». Анало- гичное требование содержит и именной, данный генерал-проку- рору, указ «О неотступлении сенатской канцелярии от предпи- санного образа при докладе, о приезде присутствующим в Сенат

346 РАЗДЕЛ 2

в установленное время, о неоставлении заседания прежде поло- женнаго часа и об основывании определений Сената по всем де- лам на законах». В нем говорится, с одной стороны, о необходи- мости точно соблюдать законы, а с другой стороны, «в случае не- достатка в узаконениях, по зрелому уважению Государственной пользы, доносить Нашему Императорскому Величеству».

Итак, не вступая в дискуссию о праве законодательной ини- циативы в России XVIII-XIXвв. и считая справедливой сущест- вующую в исторической и историко-правовой науке точку зре- ния, что право законодательной инициативы принадлежало ца- рю, обратим внимание на то, что вXVIIIв., особенно в годы пра- вления ПетраIи ЕкатериныII, должностные лица не только имели право, но были обязаны обращать внимание законодате- ля на пробелы в законодательстве.

С установлением приоритета закона как источника права связаны и попытки законодателя устранить противоречия в за- конодательстве. В частности, в именном, данном Сенату, указе от 11 декабря 1767 г. «Об оставлении в Малороссии установле- ния Магдебургских прав касательно привода к присяге свидете- лей из священнослужителей, в своей силе», разрешающем колли- зию между Соборным Уложением и Воинским уставом в связи с порядком присяги священнослужителей, содержится ссылка на указ, данный Сенату 3 сентября 1765 г. Этим указом «повелевает- ся, если которая Коллегия усмотрит в двух равных делах разные Сената решения, то, не чиня исполнения, докладываться о сей разности Сенату и... Императорскому Величеству, а Сенат имеет оныя дела с объяснением своих решений... Императорскому Ве- личеству взносить...».

Таким образом, к концу правления Петра Iне только законо- дательно утвердился принцип приоритета закона как источника права, но и был предпринят ряд мер для восполнения пробелов в законодательстве. В последующем такая законотворческая дея- тельность была продолжена. Среди мер, направленных на созда- ние новой законодательной системы, отметим и малоуспешные попытки кодификации.

В последующие годы самым сложным оказалось внедрить принцип приоритета закона в сознание чиновников. Эту цель, в частности, преследовали несколько законодательных актов, из- данных в 1740 г. 9 февраля вышел сенатский указ «О нечинении Камер-конторе по таким делам, на которые имеются точные ука- зы, никаких вымыслов и беззаконных волокит». Поводом для из- дания этого указа послужило рассмотрение конкретного дела винного подрядчика Воронцова. Камер-контора затребовала се- натский указ о мере наказания этому подрядчику за его «продер-

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII- НАЧАЛАXXВЕКА 347

зость». Поскольку о винных откупах и корчемстве существовали указы от 18 июня 6189 г., 28 января 1716 г., 6 мая 1736 г., на ко- торые, кстати, в своем запросе ссылается и сама Камер-контора, Сенат указывает, что Камер-конторе «надлежало бы не доклады- вая и не утруждая Правительствующий Сенат, по вышеозначен- ным указам, а особливо по Именному Ея Императорского Вели- чества 736 года указу точное решение чинить...». Более того, в указе подчеркивается, что если Камер-контора, несмотря на ра- нее данное указание Сената, не приняла решение в соответствии с известными ей указами, а обратилась с требованием указа в Ка- мер-коллегию, то «явная и беззаконная волокита» чинилась «знатно для некоторой страсти, или лакомства». И в конце се- натского указа содержится требование не только как можно ско- рее и соответствии с имеющимися указами решить дело подряд- чика Воронцова, но и «...впредь той Конторе в таких делах, на который имеются точные указы (как и на сие дело), отнюдь ни- каких вымыслов не употреблять, и беззаконных волокит к разо- рению не чинить, под опасением тяжкого штрафа...».

Правительство не ограничилось только разъяснением по по- воду конкретного дела. Вскоре, во время регентства Бирона, 23 октября 1740 г. был издан манифест «О поступании в управле- нии всяких Государственных дел по регламентам, уставам и про- чим определениям и учреждениям». Этим манифестом провоз- глашалась необходимость «...во управлении всяких Государствен- ных дел поступать по регламентам и уставам и прочим определе- ниям и учреждениям от блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя Императора Петра Великого, и по нем во время Ея Им- ператорскаго Величества блаженныя ж и вечнодостойныя памя- ти благополучнаго государствования учиненным без всяких от- мен...». Манифестом подтверждается устав от 6 октября 1740 г., а также «все... прежние в народ публикованные указы и манифе- сты о правосудии».

Но Бирон правил недолго, 11 ноября 1740 г., сразу же после смены правления, издается именной указ «О поступании при уп- равлении Государственных дел по регламентам и уставам и про- чим учреждениям», содержащий ссылку на «указ» от 23 октября. В нем утверждается намерение новой власти «все... прежние ука- зы... еще вновь наикрепчайше подтвердить» и, как и в манифе- сте 23 октября, содержится повеление «всем находящимся при управлении Государственных дел, как вышняго, так и нижняго, какого б кто чина и достоинства ни были, каждому по своему ме- сту и званию поступать по Регламентам и Уставам и прочим оп- ределениям и учреждениям от Предка нашего, блаженныя и веч- иодостойныя памяти Государя Императора Петра Великого, и по

348 РАЗДЕЛ 2

Нем во время Ея Императорскаго Величества, блаженныя ж и вечнодостойныя памяти, Вселюбезнейшей Нашей Государыни, благополучнаго Государствования учиненныя, и по вышеобъяв- лепному Нашему, вновь выданному от 9 сего Ноября Уставу, без всяких отмен».

Отметим, что, несмотря на то что попытки провести коди- фикацию в первые десятилетия XVIIIв. не увенчались успехом, а значит, Соборное Уложение 1649 г. оставалось действующим кодексом, в упомянутых законодательных актах именно указы ПетраIрассматриваются в качестве основы действующей зако- нодательной системы.

Внимания достоин и тот факт, что именно при быстрой сме- не временных правителей Российской империи, в условиях крайней нестабильности верховной власти один за другим изда- вались законодательные акты, подтверждавшие необходимость руководствоваться ранее принятыми законодательными норма- ми. В этом, несомненно, проявилась стабилизирующая роль за- конодательства при смене правлений.

При Екатерине IIусилия власти заставить чиновников руко- водствоваться имеющимся законодательством были продолже- ны. В том же 11-м пункте уже упоминавшегося манифеста «О по- становлении штатов...», кроме предложения «иметь рассужде- ние» о случаях, по которым нет соответствующих указов, содер- жится и еще одно требование: «...на что точные указы есть, о том отнюдь общаго собрания Департаментов не иметь, дабы на- праснаго предложения чрез то в делах по проискам каким-либо не происходило, но решить дела в Департаментах».

Но самый яркий пример усилий заставить чиновников ру- ководствоваться существующими законами, а не требовать ука- за верховной власти по каждому конкретному делу, содержит высочайшая резолюция на доклад генерал-прокурора «Об окон- чании Сенату дел, на которыя существуют ясные законы, не де- лая по оным особых докладов Ея Императорскому Величест- ву» . В своем докладе генерал-прокурор просил императрицу из- дать указ в связи с. тем, что при рассмотрении четырех апелля- ционных челобитных на гетманские решения Сенат не смог прийти к единому мнению. Ответ Екатерины IIна эту просьбу таков: «Малороссийские правы ясны, определение Сенатское 24 сентября 1767 года еще яснее, Мой указ 1768 года 21 Марта весьма же не темен, и Мое о сей материи мнение довольно из- вестно Сенату; соглашать же спорющих, по законам, есть дело генерал-прокурора. И так, Я, потеряв целое утро, которого ка- ждая минута для Меня дорога, на такое дело, кое и без Меняпо законам (курсив мой. -М.Р.) решить можно было, отсылая оное

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII- НАЧАЛАXXВЕКА 349

обратно, дабы Сенат окончал оное по вышеписанному без Ме- ня же».

Постепенно от пожеланий должностным лицам указывать на пробелы в законодательстве, через утверждение о необходимо- сти руководствоваться при решении дел имеющимися законами, законодатель переходит к требованию строгого соблюдения имеющихся законов. Такие требования содержатся в «Уставе Благочиния, или Полицейском», принятом 8 апреля 1782 г. Ста- тья 46 Устава гласит: «Управа Благочиния имеет почесть против- ностию закона, буде кто не выполняет слова закона, и нарушени- ем закона, буде кто тонкостию, или хитростию избывает силы закона». В 56-й статье говорится, что «Управа Благочиния не дозволяет вчинять новизну в том, на что узаконение есть; всякую же новизну, узаконению противную, пресекает в самом начале». Запрет «вчинять новизну, узаконению противную» содержится и в статье 194 Устава. А статьей 236 из раздела «Взысканиея» пре- дусматривается за «узаконению противную новизну» отсылать в суд и наказывать «по мере вины или преступления».

В «Грамоте на права, вольности и преимущества благородно- го Российского Дворянства» от 21 апреля 1785 г, указывается: «Собранию дворянства запрещается делать положения, против- ныя законам, или требовании в нарушение узаконений, под опа- сением за первый случай (то есть за положения противныя зако- нам), наложения и взыскания с Собрания пени 200 рублей; а за второй случай (то есть за требования в нарушении узаконений) уничтожения недельных требований...» (статья 49). Почти до- словно с 49-й статьей «Грамоты на права, вольности и преиму- щества благородного Российского Дворянства» совпадает 37-я статья изданной одновременно с ней «Грамоты на права и выго- ды городам Российской Империи».

В связи с утверждением идеи приоритета закона к концу ве- ка законодатель формулирует и новое требование - точности, буквальности воспроизведения законов и цитат из законодатель- ных актов. В именном, данном генерал-прокурору, указе от 7 ап- реля 1788 г. «О неотступлении Сенатской Канцелярии от пред- писанного образа при докладе...» подчеркивается, что присутст- вующие должны «основывать свои определения везде и во всех делах на изданных законах и предписанных правилах, не пере- меняя ни единой литеры не доложася Нам». А в начале XIXв., уже при АлександреI, был издан именной, объявленный мини- стром юстиции, указ «Об означении, при выписывании по делам законов, точных слов оных без сокращения и малейшей переме- ны». Издание этого законодательного акта связано с казусом - разбором жалобы графини Потоцкой, когда было усмотрено,

350 РАЗДЕЛ 2

что неверное решение основано на частичном использовании цитаты из законодательного акта. В связи с этим император по- велел, чтобы Правительствующий Сенат «подтвердил повсеме- стно, чтобы при выписывании по делам законов означаемы бы- ли точный слова оных без сокращения и малейшей перемены, изменяющей часто самый смысл».

Таким образом, к началу XIXв. окончательно утвердился приоритет закона как источника права. С его утверждением свя- зано стремление к восполнению пробелов в законодательстве, требование соблюдения законов и точности их воспроизведения при решении конкретных дел.

Изменение соотношения обычая и закона как источников права, складывание приоритета закона - это основной, системо- образующий признак, позволяющий говорить о начале нового этапа в истории российского законодательства. Он хорошо укла- дывается в принятую нами в качестве исследовательской гипоте- зы систему источников нового времени. Закон в отличие от обы- чая не только, а часто и не столько, фиксирует сложившееся по- ложение дел, сколько моделирует будущую ситуацию. Приоритет закона складывается тогда, когда в обществе, и в частности у за- конодателя, появляется представление о социальной изменчиво- сти в ходе исторического развития и зарождается мысль о воз- можности влияния на этот процесс.

4. Расхождение государственного и частного права

Наряду с вышерассмотренным подходом, в кото- ром единодушны не только по сути, но зачастую и по форме вы- ражения мысли многие авторы, существуют и другие подходы к периодизации истории русского права, также приводящие к обо- соблению рассматриваемого периода. В частности, М.Ф. Влади- мирский-Буданов, который, как и другие авторы, отмечал утвер- ждение приоритета закона начиная с XVIIIв., давал общую пе- риодизацию развития права, исходя из соотношения государст- венного и частного права. Он выделял три периода истории рус- ского права: 1) «периодземский (или княжеский)IX-XIIIвв.»; 2) «периодмосковский (правильнее - двух государств Московскою и Литовского) XIV-XVI вв.»; 3) «период империи XVIII-XIX вв.»36 От- мечая, что в первом периоде господствует обычай, во втором - обычай и закон в равной мере, а в третьем - закон, М.Ф. Влади- мирский-Буданов утверждал, что в первом периоде «начало госу- дарственное и частное слиты, как равносильные», во втором пе-

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII- НАЧАЛАXXВЕКА 351

риоде «право государственное и частное постепенно обособля- ются, но прежнее смешение их обнаруживается в том, что в Мо- сковском государстве государственное право строится по типу частному», и и третьем периоде «государственное право стре- мится к полному очищению от примеси частно-правовых начал». Этот критерий начала нового этапа в истории законодатель- ства (хотя, точнее, в истории нрава) также хорошо соотносится с принятой нами объясняющей схемой. Расхождение государст- венного и частного права свидетельствует не только о формиро- вании государственного права периода империи, но и частного права нового времени, что вполне соответствует складыванию новых взаимоотношений между личностью и государством в процессе эмансипации личности при переходе от средневековья к новому времени.

StudFiles.ru

Дайте определение понятиям. а) Закон б) преступление в) Экономика

Alexjpnspacon

ЗАКОН — нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ — виновное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ). Это наиболее опасное для общества деяние, прямо предусмотренное уголовным законом.
Эконо́мика —
наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования;
само хозяйство, то есть совокупность всех средств производства, используемых людьми в целях обеспечения своих потребностей

Читайте также