Память определение

/ Otvetnye_otvety / Готовые ответы мои / Готово / 39 Определение памяти. Виды памяти

34. Определение памяти. Виды памяти; их возможные классификации. Запоминание осмысленного и бессмысленного материала. Классические кривые забывания.

Память – это универсальный познавательный процесс.

Память – это совокупность трех процессов: 1) запоминание, 2) сохранение, 3) припоминание.

Запоминание представляет собой процесс приобретения знаний или процесс формирования навыка. В двух видах обозначается: 1) запечатление (не предполагает каких-либо усилий со стороны субъекта, все происходит одномоментно, крайний вариант – импринтинг); 2) заучивание (человек прилагает какие-то усилия, процесс развернут во времени).

Припоминание – процесс актуализации знаний или навыка (иногда называют процессом извлечения знаний). В каком виде может происходить: 1) процесс имплицитного припоминания – процесс припоминания, при котором задача что-либо вспомнить вовсе не ставится (процесс порождения ассоциаций); 2) эксплицитное припоминание – задача припоминания ставиться. Возможные варианты: 1. узнавание (тест); 2. воспроизведение (без вариантов ответов, извлечение из памяти).

Современная психология больше интересуется процессами сохранения. Они изучены не очень хорошо. Сохранение – удержание знаний или сохранение навыков в течении какого-то времени (постепенное доформирование, изменения).

Виды памяти.

Предметная классификация. Блонский. 4 вида памяти: 1) двигательная (моторная); 2) аффективная; 3) образная; 4) словесно-логическая.

Двигательная память – двигательные навыки. Впервые исследовалась в бихевиоризме (Уотсон, Торндайк, Скиннер).

Аффективная память – память на эмоции, они имеют тенденцию накапливаться. Впервые указал Рибо. Подробно исследовал Фрейд.

Образная память. Г. Эббингауз. Память – это связь двух представлений, одно порождает другое. Представление – образ.

Словесно-логическая память. Впервые описана в работах Жане, который отрицал все остальные виды памяти. Память – это рассказ.

Функциональная классификация.

  1. По процессам (запоминание, сохранение, припоминание). Забывание – это вид припоминания.

  2. По связям (предметные связи памяти (Эббингауз) и смысловые (память как восстановление)).

  3. По наличию сознательного намерения (есть или нет цель запоминать): непроизвольная и произвольная память. Актуально для классической психологии. У нас исследовали Зинченко и Смирнов. Они сделали вывод, что запоминается (непроизвольно) материал, который соответствует основному руслу деятельности.

  4. По наличию средства запоминания (Выготский: узелки на память, записать, вести ежедневник): непосредственная и опосредованная память. Тут и вспоминается параллелограмм развития

  5. По длительности хранения информации (Аткинсон и Шифрин): ультракратковременная или мгновенная память (сенсорный регистр; 1 секунда, может быть 3), кратковременная (до минуты) и долговременная (неопределенно долгое время).

Виды долговременной памяти: автобиографическая (память, связанная с личностью человека, на события собственной жизни); семантическая память (общее знание; например, знание значения слов). Это подразделение впервые ввел Анри Бергсон. Термины предложены Эндель Тулвингом (1972 г.). Бергсон использовал свои термины: память тела (семантическая) и память духа (автобиографическая). Память духа – это сразу и надолго, память тела – это тренировка, постепенно.

Генетическая классификация (по древности). Блонский выдвигает аргументы в пользу того, чтобы 4 вида памяти, которые он определил, считать стадиями ее развития. Онтогенетические и филогенетические аргументы: 1. Самый древний вид памяти – двигательная память. В онтогенетическом аргументе – эта память возникает раньше других (в первые несколько дней, ребенок в позе кормления демонстрирует сосательные движения). Филогенез – у простейших есть простейшие формы двигательной памяти. 2. Аффективная память возникает вслед за двигательной (в первые несколько месяцев). Онтогенез: Уотсон, показывал детям кролика и выдергивал коврик – возникают страхи. В филогенезе – опыты с червями в лабиринтах. 3. Образная память (развивается до позднего детства). В онтогенезе – исследователи расходятся во мнении по поводу того, когда возникают образы у ребенка: в 6 месяцев или в 2 года. В филогенезе – один зоопсихолог утверждал, что его собака видит сны. У людей, которых мы называем дикарями, образы есть. Возможно, развиты даже больше, чем у европейцев. 4. Словесно-логическая память. В филогенезе не существует. В онтогенезе возникает лет в 6-7, развивается до подросткового возраста и дальше. Разрушение памяти идет от высшей к низший (от словесно-логической и дальше).

Особые виды (случаи) памяти. Классификация, 3 вида:

  1. Гипомнезия – случай сниженной памяти. Крайний вариант – амнезия (отсутствие памяти).

  2. Гипермнезия – особо хорошая память.

  3. Парамнезия – ошибки памяти (псевдопамять).

Условная дата возникновения научной психологии памяти – 1885 г., немецкий психолог Герман Эббингауз издал книгу «О памяти».

Классически ассоцианизм. Первая теория памяти – Г. Эббингауз. Память как ассоциация представлений (одно представление вызывает другое). Память отличается от мышления. Процессы памяти – не смысловые процессы. Чтобы исследовать закономерности памяти, Эббингауз исследовал искусственный материал. Т.к. если человеку дать осмысленный материал, то можно спутать с мышлением. Эббингауз разработал бессмысленные слоги (согласная, гласная, согласная). Примерно 4000 сочетаний, исключил осмысленные слова, затем исключил те сочетания, которые напоминают слова. Все опыты проводил на самом себе. Разработал 3 метода запоминания. 1) Метод заучивания. Состоит в том, что вы повторяете ряд из бессмысленных слогов до тех пор, пока не сможете его повторить без ошибок хотя бы один раз. Мера запоминания – количество повторений. Метод плох тем, что заучивание происходит неравномерно, некоторые элементы получают избыточное количество повторений. 2) Метод антиципации (чтобы избежать избыточного повторения), метод предвосхищения. Читаем список бессмысленных слогов один раз, потом пытаемся воспроизвести первый элемент этого ряда. Если не можем вспомнить, открываем и читаем. После этого пытаемся вспомнить второй элемент и т.д. Повторение до тех пор, пока не сможем воспроизвести с начала до конца. 3) Метод сохранения (повторного заучивания). Используется для оценки уровня сохранения. Сравниваем количество повторений, которое понадобилось в первый и второй раз. Как правило, при повторном заучивании количество повторений меньше. Это различие определяет уровень сбережения. 4). Метод парных ассоциаций. Можем использовать не только слоги, но и слова. Произвольно ассоциировать слова (например, стол – груша). Затем по одному элементу пары вспоминать второй.

Закономерности, касающиеся бессмысленного материала.

  1. Кривая забывания (строится по методу сбережения). Как быстро происходит забывание?

100 %

Время

50 %

час

2 часа

Сут-ки

20 %

2 с.

3 с.

30 с.

20 мин.

Большая часть ассоциаций разрушается в первые часы, через сутки около 30 % остается, через несколько суток – около 20 %. При определенных обстоятельствах через двое суток в некоторых случаях отмечается подъем кривой забывания без усилий испытуемого (скорее всего сказывается эмоциональное состояние). Это явление называется реминисценцией (непроизвольное припоминание).

  1. Сколь равномерно осуществляется заучивание списка, существуют ли какие-либо позиционные эффекты запоминания, зависит ли успешность запоминания от положения в списке?

Серединный эффект

Эффект первичности

Эффект недавности

Имеет место U-образная зависимость. Позиционная кривая запоминания. 3 эффекта запоминания: 1. эффект первичности (первые элементы списка запоминаются лучше); 2. эффект недавности (последние элементы списка запоминаются лучше); 3. серединный эффект (в середине элементы запоминаются трудней всего). Все это – эффекты края (первые и последние элементы запоминаются лучше).

3) Обнаружен учеником Эббингауза Йостом. Как следует распределить упражнение во времени, чтобы увеличить запоминание? Разбить материал на порции или сразу? Сформулировал 2 закона. 1. Из двух ассоциаций одинаковой силы, но разного возраста распадется раньше та, которая моложе. 2. Из двух ассоциаций одинаковой силы, но разного возраста легче укрепить ту, которая старше.

Вывод: чем больше растянуты повторения во времени, тем лучше; материал стоит дробить на кусочки и повторять по частям.

Запоминание осмысленного материала – Бартлетт. Книга «Припоминание» (1932 г., Англия). Новый этап в исследованиях памяти. Акцент на смысловых процессах. Процесс воссоздания некоего содержания. Бартлетт начал изучать смысловые связи памяти. Бартлетт считает, что та память, которую изучал Эббингауз, в естественном виде встречается крайне редко. Обычно память – это попытка восстановить содержание. Когда пытаемся реконструировать содержание, мы начинаем его осмыслять. Закономерности памяти: сокращение и рационализация. Идет упрощение, приведение к схеме, выделение сюжета – сокращение. Рационализация – это переосмысление, уточнение, изменение содержания. Наиболее характерная рационализация – сглаживание какого-то неясного определения. Большое количество информации упрощается, убираются детали.

Сериальный эксперимент?

Эксперимент – все испытуемые, кроме одного, вышли из комнаты. Повесили большую картину и впустили в комнату второго человека. Первый человек мог видеть картину, второй ее не видел. Первый человек, все время смотря на картину, описывал ее содержание второму. Затем в комнату вошел третий человек. И второй, все еще не видя картины, передал ему свой вариант ее описания. Таким образом, последовательные описания передавались от одного испытуемого к другому, и каждый отчет записывался на магнитофон. Таким образом, Бартлетт смотрел, какого рода вещи забываются и каким образом они выпадают из отчета. Самые характерные черты: тенденция опускать побочные детали; большое количество неточностей, касающихся расположения предметов; сильная тенденция помещать один или два предмета в посередине и опускать остальные; путаница и забывание качеств предметов (цветов, размеров, форм); большая вероятность, что названия и имена будут забыты, а фразы – изменены и т.д. То же самое происходит при повторном припоминании материала отдельным человеком.

Запоминание в повседневной жизни очень редко представляет собой точное повторение оригинала. Иначе оно было бы бесполезно, т.к. мы вспоминаем произошедшее в одних условиях, чтобы это помогло нам решить проблемы, возникающие в других условиях. Обычно запоминание в большой степени является реконструкцией, чем точным повторением.

Когнитивная (см 20) Левин: связь решения мнемической задачи с деят-тью - мотивация. Зейгарник: стр-ра деят-ти - удовлетворение квазипотребности изучение непроизвольного запоминания прерывание при приближении к цели Биренбаум: память зависит от предъявления задачи подписи (забывание связано с разрушением целевой ср-ры действия) содержательное внутреннее замещение (нарисовать монограмму=поставить подпись - внутреннее сходство) косвенное замещение (помнить о намерении) Деятельностный подход: Зинченко - завис-ть непроизвольного запоминания от места в стр-ре деят-ти. Эксп-т: карточки с картинками и номерами. Дети и взрослые - арифметические задачи: дети лучше запоминают числа, т к для них это уровень действий. Смирнов: запоминание по дороге на работу (препятствия - действия).

Развитие памяти. Натуральная память (прапамять): Это память-восприятие (эйдетическая) Связана с движением: четкая последоват-ть операций Связь с аффектом - не смысловая Переход к языку - от комплекса к понятию - знаку (ВПФ): переход к схеме (выделение общих признаков и их соотнесение), причинно-следственные связи, знак и предмет не зависят др от др. Социальное развитие памяти: Выготский: соц развитие памяти по линии опосредствования: выработка приемов. У р-ка и примитива память есть центральная ф-я (мыслить=вспоминать, т.е опираться на прежний опыт). Переход к социальной - 3 процесса: изменение внутр стр-ры, мех-ма памяти - опосредств изменяется функциональный состав операций памяти изменение межфункциональных отношений - память из суперфункции становится лишь одним из условий псих развития. Переход от комплексов к абстрактным понятиям: для подростка вспоминать=мыслить.

Леонтьев: попытки овладеть натуральной - создание ср-в запоминания (узелковое письмо - еще требует расшифровки). Совершенствование ср-в памяти: развитие внешних форм запоминания - письменности редукция внешней формы и создание знаковых систем (развитие логической памяти) Опыт Леонтьева с опосредствованным запоминанием (параллелограмм развития запоминания).

Первоначально основной объект социализации не сохранение, а своевременное воспроизведение: постепенное продвижение от воспроизведения к запоминанию от исключительно совместной деят-ти к ф-ии саморегуляции ситуативное освобождение памяти от случайных событий иррадиация процессов запоминания на процессы забывания. Разделение памяти: непосредственная (непроизвольная) мотивац значимость экстремальность новизна опосредованная (произвольная) сознательное намерение мнемическая направленность

Смирнов: непроизвольная память связана с неосозн уст-ками на запоминание (включение в основное русло деят-ти - приход на работу). Мысли запоминаются хуже, лучше действия. Особенно - что мешало + странное, необычное. 5 мнемических установок (произвольное запоминание): на полноту запоминания точность воспроизведения прочность (по времени) последовательность своевременность Источники направленности: цели направленность на качество условия индивид кач-ва личности (способности, привычки, интерес, возраст) особ-ти материала (объем, плотность, сложность, своеобразие)

Истомина: дети - магазин (в игре лучше) Зинченко: ряд слов - придумать парное по смыслу или по начальной букве. Различные мотивы: игра или проверка способностей. У дошк-в - лучше в игре, у шк-в - второе. По нач букве - нет различий (мотивация здесь не играет роли). Опыт с карточками: картинка и цифра, 3 группы - дош, шк и взрослые. Запоминается объект, связанный с основным заданием. Выводы: цифры запомин хуже картинок лучше основной материал для взрослых - понимжение мотивации снижение запоминания фонового стимула с возрастом (трудность переключения)

StudFiles.ru

Определение памяти

Память – совокупность процессов запоминания, сохранения и восстановления информации (лекции Дормашева).

Мнемическая функция – способность к запоминанию, и при соответствующих условиях к восстановлению данных. Мнемическая функция лежит в основе памяти, но далеко не исчерпывает ее (С.Л. Рубинштейн). Единой памяти нет, есть много видов памяти.

I. ЗАПОМИНАНИЕ. Имеется ввиду намеренное запоминание (напр., заучивание словесного материала). В этом случае субъект самостоятелен. Обучение несколько субъектов (напр., учитель и ученик). Научение формирование индивидуального опыта у животных.

II. СОХРАНЕНИЕ. Эта стадия менее всего доступна изучению. Об этой стадии можно судить на основе первой и последней стадий. Основной процесс забывание. Забывание –угасание следов памяти. Забывание:

▫ стирание (интерференция)

▫ реконструкция (связано с мотивацией)

▫ вытеснение (психоанализ): удаление негативного аффективного опыта в сферу бессознательного.

Норман.

III. ВОССТАНОВЛЕНИЕ. Процессы:

Припоминание. Произвольный поиск информации и ее извлечение.

Воспроизведение. Буквальная репродукция материала.

Рассказ. Восстановление осмысленного материала в свободной форме (~ свидетельство)

Узнавание.

Это явная работа памяти; но есть еще и неявная:

1. Эффект сбережения. При повторном заучивании забытого материала тратиться меньше сил и времени.

2. Эффект переноса. Пр.: если мы умеем кататься на коньках, то мы быстрее научимся кататься на велосипеде.

3. Интерференция. Негативное влияние прошлого материала последующего (проактивная интерференция) и наоборот (ретроактивная интерференция).

4. Предшествование – запомненный накануне материал может облегчать восприятие другого материала.

2. Функции памяти (по С.Л. Рубинштейну):

1) Приобретение, сохранение и использование личного опыта.

2) Присвоение, сохранение и использование общественно-исторического опыта.

3) Память условие единства личного сознания или тождества личности.

3. Характеристика памяти (характеристики продуктивности работы памяти).

Как можно оценивать память человека.

  1. Прочность, длительность хранения информации.
  2. Объем - количество материала, которые сохранены и доступны.
  3. Быстрота запоминания (обратно коррелирует с прочностью).
  4. Точность припоминания. Девиз когнитивной психологии: «лучше быть ошибочно точным, чем смутно правильным!».
  5. Готовность восстановления материала (связь с мотивацией).
  6. Легкость восстановления.
  7. Своевременность и уместность восстановления.

4. Основные виды связей памяти:

  • ассоциативные связи
  • структурные связи (гештальтпсихология). Связи образуются только в том случае, если они входят в gestalt (целое).
  • семантические (смысловые) связи, образующиеся в результате мышления.

Идиосинкразические связи (индивидуальные).


Основные классы явлений памяти. Патология и аномалии памяти. Феноменальная память.

1. Явления памяти:

Основные явления (содержания) памяти:

Привычки. Джемс, а). Простые привычки (держать руки в карманах), б). Личные привычки: манеры, интонация, жестикуляция и др. в). Моральные или нравственные привычки: легкость перехода от благородных решений и искренних порывов чувств к соответствующим действиям во благо др. людей. Большинство привычек формируется в среде и до 20 лет.

Навыки и умения.

Навык – определенная последовательность действий, ставшая благодаря повторению автоматизированной, стандартизированной и выполняемой легко, без усилий.

Умение – способность выполнять сложные, хорошо организованные виды деятельности плавно и адаптивно с целью достижения некоторой цели.

Знания – конкретные и обобщенные представления об окружающем мире, других и себе.

Воспоминания – конкретные образы событий и ситуаций индивидуального прошлого.

Забывание в повседневной жизни. Два типа: 1. забывание вследствие особенностей структуры и функционирования памяти (напр., интерференция); 2. патологизированное забывание (Фрейд).

studopedia.ru

ПАМЯТЬ это:

ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ ПА́МЯТЬ памяти, мн. нет, жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Острая память. «Рыцари хотят послушать твоих песен, коли страх не отшиб у тебя памяти.» Пушкин. «Память может изменить вам.» Чернышевский. Зрительная память. Находясь в здравом уме и твердой памяти (формула завещания; устар.). Лишиться памяти. || Запас хранимых в сознании впечатлений. Ушло из памяти. Свежо в памяти. Врезаться в память. 2. Воспоминание о ком–чем–н. Чтить память борцов за революцию. Оставил по себе добрую память. В память наших встреч. Памяти друга и товарища (заглавие некролога). Светлой, печальной, блаженной, мрачной, недоброй и т. п. памяти (употр. как определение или приложение при воспоминании о ком–чем–н. для выражения какого–н., указанного прилагательным, отношения). Подарить на память (для того, чтобы сохранялось воспоминание). 3. Церковная служба, установленная на известный день в честь какого–н. святого, а также самый этот день (церк.). День памяти или память Александра Невского. || Поминание умершего в день его смерти, а также самый этот день (разг. церк.). Память по отце. Сегодня — память отца. 4. Запись или книжечка с записями о чем–н., что нужно помнить (устар.). 5. Деловое отношение, предписание (старин.). ❖ Без памяти (разг.) — 1) забывая всё, до потери сознания. «И все–таки я вас без памяти люблю.» Грибоедов. «Бежали от них без памяти.» А.Н.Толстой. 2) в знач. сказуемого, быть в восхищении, в восторге от кого–н. Он от нее без памяти. 3) без чувств, без сознания. Лежит без памяти. В памяти (разг. устар.) — в полном сознании, в себе. «Вы всё еще не в памяти.» Достоевский. Лишиться памяти (устар.) — впасть в бессознательное состояние. На памяти чьей (разг.) — в период жизни кого–н., так что он может еще помнить. На памяти истории — см. история. По старой памяти (разг.) — под влиянием прежних привычек, воспоминаний о прежнем, прошлом. По памяти или на память (рассказывать, говорить, привести и т. п.) — не смотря в книгу или в записи, не справляясь, так, как помнишь. Прийти на память — появиться в воспоминании, вспомниться (1). Куриная память (разг.) — плохая, короткая память. Дай бог памяти (устар.) — поговорка, употр, при усилии вспомнить что–н. Вечная память — 1) молитва о вечной загробной жизни для умершего (церк.). «И Кирилу Петровичу отпоют вечную память, как ныне и Андрею Гавриловичу.» Пушкин. 2) перен. кому, пожелание вечного пребывания какого–н. умершего в памяти, в воспоминании людей. Короткая память — см. короткий.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.


.

dic.academic.ru

Определение памяти

Общее понятие о памяти.

I. Общее понятие о памяти.

Общее понятие о памяти.

2) Виды памяти.

3) Общая характеристика процессов памяти.

4) Запоминание.

5) Воспроизведение.

6) Забывание и сохранение.

7) Индивидуальные различия.

Литература:

1. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

2. Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. М., Наука, 1977.

3. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. М., Педагогика, 1974. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., Просвещение 1966.

4. Соколов Е. Н. Механизмы памяти. М., Изд-во МГУ, 1969.

5. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. IV, М., Прогресс, 1973.

6. Хрестоматия по общей психологии. М., Изд-во МГУ, 1981, гл. Память.

7. Иванов С. М. Отпечаток перстня. М., Знание, 1973.

8. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., Изд-во МГУ,1968.

9. Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир. М., Педагогика, 1971.

Вопросы лекции:

II. Виды памяти.

III. Общая характеристика процессов памяти.

IV. Запоминание.

V. Воспроизведение.

VI. Забывание и сохранение.

VII. Индивидуальные различия.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом». (Образы прошлого в психологии именуются представлениями.) Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «оцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы в «положении новорожденного» (И. М. Сеченов).

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее узловой проблемой науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далеких от психологии, областей знаний (техники в первую очередь).

В современных исследованиях памяти в качестве центральной выступает проблема ее механизмов. Те или иные представления о механизмах запоминания составляют основу различных теорий памяти.

В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых, особенно в последние годы, представителями различных наук. К двум давним уровням изучения механизмов и закономерностей памяти — психологическому и нейрофизиологическому — сейчас прибавился третий—биохимический. Формируется также кибернетический подход к изучению памяти.

studopedia.ru

Понятие памяти. Виды памяти и их характеристика

Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит, накапливает ее. В течение всей жизни мы узнаем что-то новое и накапливаем информацию благодаря памяти. Сергей Леонидович Рубинштейн указывал, что без памяти человек представлял бы собой «существо мгновения», а, по словам Ивана Михайловича Сеченова, он постоянно находился бы в положении новорожденного. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом.

Нельзя утверждать, что вся информация, с которой человек сталкивается в своей жизни, надолго хранится в психике. Память человека избирательна и работает по своим законам. С одной стороны, в психике сохраняется значимая для жизни индивида информация, а с другой – человек «избавляется» от «лишней» информации. Если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг, в конце концов, уже не мог бы отделять главное от второстепенного, а его бы деятельность была полностью парализована. Это и позволяет утверждать, что память – представляет собой способность не только к запоминанию, но и к забыванию.

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении информации (того, что человек отражал, делал, переживал), что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. К памяти относится и процесс забывания.

Таким образом, память – это важнейшее условие психической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Исследования памяти ведутся в рамках различных подходов. Физиологический подход сводится к изучению физиологических механизмов запоминания и сохранения информации. Например, О. Хебб (1949) установил, что информация кратковременно запоминается в психике благодаря возникновению электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, а переход этой информации в долговременную память связан с устойчивыми изменениями, возникающими в результате многократного прохождения импульсов через одни и те же синапсы («синапс» – место соединения нервных клеток). Это облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. В исследованиях советского ученого Е. Н. Соколова показано, что повторяющееся воздействие внешнего раздражителя приводит к формированию в нервной системе «следа», сохраняющего параметры раздражителя. Этот след назван ученым «нервной моделью стимула». Биохимический подход предполагает, что память функционирует благодаря определенным химическим изменениям в нервных клетках. Признается, что сигналы из внешнего мира вызывают химические изменения в нервных клетках. При этом происходит перегруппировка между различными типами белковых молекул нейронов, что и является предпосылкой запоминания. Психологический подход исследования памяти связан с положениями ряда теорий относительно психических механизмов запоминания. Рассмотрим идеи некоторых теорий.

1. Ассоциативное направление. Представители данного направления считают, что в основе памяти лежат ассоциации (ассоциация – связь между двумя психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого). Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то, по мнению представителей этого направления, – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным – образовать ассоциацию.

2. Гештальттеория. При объяснении функционирования памяти сторонники данной теории используют понятие «гештальт», обозначающее целостную структуру, организацию, не сводимую к сумме составляющих его частей. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме.

3. Психоаналитическое направление. Психоаналитики большое внимание уделяют роли бессознательного уровня психики в запоминании, сохранении, забывании информации. В частности, ими показана значительная роль ранних эмоциональных переживаний, следы которых могут влиять на всю последующую жизнь человека. Также особое внимание уделяется ими тому, как негативная информация (воспринимаемая как несущая угрозу для Я) вытесняется из сознания и проявляет себя через сновидения, юмор, оговорки и другие проявления бессознательного.

4. Деятельностный подход. Основная идея, которая отстаивается учеными в рамках данной теории, сводится к следующему: процессы и механизмы памяти обусловлены содержанием и организацией осуществляемой человеком деятельности. Большое значение в изучении памяти имеет исследование конкретных механизмов интериоризации (интериоризация – формирование внутренних структур психики в результате усвоения структур внешней деятельности). Во многом на положениях именно этой теории строится учебная деятельность в школе: уделив должное внимание созданию оптимальных условий для учебной деятельности, мы способствуем развитию памяти детей.

Итак, согласно представлениям отечественных психологов физиологической основой памяти являются следы бывших раннее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Виды памяти.

Существует несколько подходов к классификации видов памяти. Наибольшее распространение в психологии получили классификации по следующим основаниям: 1) по характеру психической активности; 2) по длительности сохранения; 3) по характеру целей деятельности, 4) в зависимости от способа запоминания.

1) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на 1) двигательную, 2) эмоциональную, 3) образную и 4) словесно-логическую.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, и их последовательности. Данный вид памяти лежит в основе освоения таких конкретных видов деятельности, как ходьба, письмо, вождение автомобиля, спорт, вязание и др.

Эмоциональная память – это запоминание переживаний в связи с восприятием каких-либо значимых объектов, событий, ситуаций.

Образная память – это память, при которой информация запоминается в виде представлений (образы предметов, природы, искусства, запахов и т.д.). Условно можно сказать, что при образной памяти речь идет о запоминании образов восприятия (информации, полученной при помощи органов чувств). Когда человек способен сохранять и воспроизводить ранее воспринятые образы предметов и событий в самых подробных деталях, говорят о проявлении эйдетизма (или эйдетической памяти).

Словесно-логическая память связана с формами и операциями мышления и позволяет усваивать посредством слов продукты человеческой культуры.

2) По длительности сохранения воспринятой информации память бывает долговременной, кратковременной и оперативной (иногда выделяют также мгновенную и генетическую).

Кратковременная память – это быстрое запоминание информации на короткий срок. В течение каждого дня мы воспринимаем и запоминаем самую различную информацию, которая практически сразу забывается нами. Например, если вы переходите улицу и уступаете проезжающей машине, то чаще всего информация о ней вами будет забыта. Если же вас спросить об этом сразу, вы вероятнее всего сможете вспомнить цвет, форму и некоторые другие особенности машины.

Долговременная память – сохранение информации в психике в течение длительного времени. Считается, что долговременная память – самая сложная и важная система памяти, так как именно благодаря ней человек накапливает и трансформирует свой жизненный опыт. Информация запоминается нами на длительное время по разным причинам. Так, мы надолго запоминаем информацию, если: многократно воспринимаем те или иные объекты, ситуации, людей; при запоминании у нас возникают сильные эмоциональные переживания; если воспринимаемая информация очень значима для нас и др.

Оперативная память обеспечивает запоминание и сохранение информации, необходимой для обеспечения текущей деятельности. После прекращения деятельности эта информация чаще всего забывается, либо попадает в долговременную память.

3) По характеру целей деятельности память может быть произвольной и непроизвольной.

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить и, соответственно, не затрачивается никаких волевых усилий.

В тех случаях, когда мы целенаправленно запоминаем нужную нам информацию, говорят о произвольной памяти. Произвольная память важна в любой деятельности, осуществляемой человеком:

4) Кроме того, в зависимости от способа запоминания память может быть механической и смысловой. Механическая память предполагает запоминание информации посредством многократного повторения, без установления смысловых связей между разными объектами. Смысловая память связана с установлением смысловых связей между запоминаемой и имеющейся в психике информацией. Помимо смысловой связи человек может использовать и ассоциативные связи. Некоторые ученые считают, что продуктивность смыслового запоминания информации примерно в 25 раз выше механического.

studopedia.ru

ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ ?

Как Вы понимаете значение слова ПАМЯТЬ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-
рассуждение на тему: «Что такое память», взяв в качестве тезиса
данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-
аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего
жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов

N

Генетическая память - память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основной биологический механизм запоминания информации в этом случае – мутация и изменения в генах. В данной работе генетическая память не будет разбираться подробно, так как она единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через
обучение и воспитание.
Механическая - это механическая способность к обучению, к приобретению какого-то опыта. Данная память ограничена, она накапливается, но не сохраняется, а исчезает с самим организмом. Понятие "механическая память" означает память, которая основана на повторении, без осмысливания действий или материала.
ПАМЯТЬ - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем, что это совокупность
процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.

Игорь маракеш

Память - одно из свойств нервной системы, заключающееся в способности какое-то время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно воспроизводить и изменять эту информацию [5].
Память свойственна животным, имеющим достаточно развитую центральную нервную систему (ЦНС). Объём памяти, длительность и надёжность хранения информации, как и способность к восприятию сложных сигналов среды и выработке адекватных реакций, пропорциональны числу задействованных в этих процессах нервных клеток.
У кишечнополостных формируются лишь простые суммационные рефлексы, у большинства членистоногих и моллюсков память выражается в привыкании, то есть в торможении более или менее готовых программ поведения или отдельных реакций, неадекватных определённым условиям среды. Головоногие моллюски по способности к обучению сравнимы с птицами и млекопитающими. В онтогенезе высших животных возможности памяти как по объёму, так и по сложности запоминаемых ситуаций возрастают по мере созревания нейронов и миелинизации нервных волокон мозга.
Физиологические исследования памяти обнаруживают 2 основных этапа её формирования, которым соответствуют 2 вида памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная память характеризуется временем хранения информации от долей секунд до десятков минут и разрушается воздействиями, влияющими на согласованную работу нейронов (электрошок, наркоз, гипотермия и др.). Долговременная память, время хранения информации в которой сравнимо с продолжительностью жизни организма, устойчива к воздействиям, нарушающим кратковременную память. Переход от первого вида памяти ко второму, называемый консолидацией, постепенен и связан с активацией ряда биохимических процессов. [6] Опыты с иссечением участков коры больших полушарий головного мозга и электрофизиологическими исследования показывают, что «запись» каждого события распределена по более или менее обширным зонам мозга. Материальным носителем информации о разных событиях является не возбуждение разных нейронов, а различные комбинации совозбуждённых нейронов (нейросети). Новые реакции вырабатываются и запоминаются нервной системой в основном либо на основе создания новых синоптических связей между имеющимися нейронами, либо на основе изменения эффективности уже имеющихся синоптических связей [6]. Под запоминанием (долговременным) подразумевается изменение способности одних нейронов возбуждаться при возбуждении других нейронов [7]. Долговременные изменения эффективности синапсов могут быть обусловлены изменениями в биосинтезе белков, от которых зависит чувствительность синаптической мембраны к медиатору (долговременная потенциация). Установлено, что биосинтез белков активируется при возбуждении нейронов на разных уровнях организации ЦНС, а блокада синтеза нуклеиновых кислот или белков затрудняет или исключает формирование долговременной памяти. Очевидно, что одна из функций активации синтеза при возбуждении — структурная фиксация нейронных сетей, что и лежит в основе долговременной памяти [6]. Установление ассоциаций между нейронами (то есть путей распространения возбуждения) может происходить как за счёт увеличения проводимости имеющихся синапсов, так и в результате возникновения дополнительных синапсов. Оба возможных механизма нуждаются в интенсификации белкового синтеза. Первый — сводится к частично изученным явлениям клеточной адаптации и хорошо согласуется с представлением об универсальности основных биохимических систем клетки. Второй — требует направленного роста отростков нейронов [6].
По современным представлениям, память является неотъемлемой частью таких процессов как

Читайте также