Политическая система определение

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА это:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — совокупность политических ин-тов, норм, ценностей, идей и отношений, в которых реализуется политическая власть. Это понятие пришло в политическую философию из социологии в 1950—1960-е гг. и помогло исследователям упорядочить описание политических процессов, выяснить внутренние закономерности развития политических структур. Свои концептуальные очертания понятие «П.с.» приобрело в работах амер. политологов Д. Истона и Г. Алмонда, которые подчеркивали, что П.с. объединяет не только организованные стороны политической жизни, но и такие ее факторы, как сознание, идеи и мировоззрение. Системой эту широкую сеть политических отношений и взаимодействий назвали потому, что все они взаимозависимы: если к.-л. элемент этого устройства изменяется, то следствием становится изменение П.с. в целом.
К функциям П.с. относят: определение целей, задач, путей социально-политического развития общества; организацию деятельности общества по выполнению принятых целей и программ; распределение материальных и духовных ценностей; согласование разнообразных интересов гос-ва и социальных групп гражданского общества; разработку определенных правил социально-политического поведения людей; обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя; формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности; контроль за соблюдением социальных законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.
П.с. имеет институциональную, идеологическую, нормативную, коммуникативную и ценностную подсистемы. Институциональная подсистема включает гос-во, политические партии и движения, группы лоббирования, средства массовой информации (телевидение, радио, печать). Идеологическая подсистема образует теоретический уровень (политические идеологии: принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции) и эмпирический уровень (политическая психология: чувства, настроения, предрассудки, эмоции, мнения, традиции). Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между нациями, классами, социальными группами и отдельными индивидами по поводу их участия в организации политической власти. Нормативная подсистема объединяет политические нормы и нравственные принципы, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества. И, наконец, культура выступает как интегрирующий фактор, способный с помощью культурных ценностей, традиций и обычаев стабилизировать П.с. в целом.
Существуют многочисленные классификации П.с. Со времен Платона известна классификация в зависимости от форм правления: монархия — правление одного человека, и ее искаженная форма — тирания; аристократия — правление нескольких достойных людей, и ее искаженная форма — олигархия; демократия — правление многих или всего народа, и ее искаженная форма — охлократия.
Достаточно часто используют типологизацию П.с. в зависимости от формы политического режима. В этом случае выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические П.с. и их разновидности.
По формам административно-государственного устройства П.с. разделяют на унитарные (где господствует единая централизованная система органов власти и правосудия на всей территории), федеративные (которые состоят из политических единиц, обладающих известной политической самостоятельностью) и конфедеративные (где сложился союз независимых политико-государственных структур).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА общества, система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определ. политич. функции. Наряду с госвом как осн. звеном П. с., в неё входят партии, профсоюзы и др. организации. Обществ. отношения в процессе осуществления политич. власти определяют содержание деятельности учреждений и организации, составляющих П. с. Формируется П. с. в процессе деления общества на классы и появления государства и в ходе исторического развития классового государственно организованного общества становится всё более разветвлённой.         П. с. эксплуататорского общества отражает его классово антагонистич. характер. Определяющий фактор в этой системе — механизм диктатуры господствующего класса, который в условиях совр. бурж. общества охватывает государство, бурж. и реформистские партии, оппортунистич. профсоюзы, различные организации и движения политич. характера.         В бурж. обществе ключевые позиции в экономике и политике занимает монополистич. капитал, усиливается влияние воен.-пром. комплекса на принятие не только экономич., но и политич. решений, на определение политики государства как главного орудия политич. власти господствующего класса. Аппарат гос. власти функционирует в тесной связи с др. звеньями П. с., которые активно используются для идеологич. воздействия на массы, манипулирования обществ. мнением и в конечном счёте для сохранения власти капитала.         Механизму диктатуры монополистич. капитала трудящиеся, и в первую очередь рабочий класс, противопоставляют свои политич. организации — коммунистич. и рабочие партии, др. прогрессивные организации.         Монополистич. капитал стремится различными способами ограничить роль организации рабочего класса и др. трудящихся, устранить их от политич. жизни. В ряде бурж. стран коммунистич. и рабочие партии подвергаются преследованию и запретам.         В результате победы социалистич. революции возникает П. с. принципиально нового типа, призванная охранять революц. завоевания трудового народа и обеспечить организацию, управление и руководство строительством социалистич. и коммунистич. общества. В П. с. социалистич. общества входят: коммунистич. партия, являющаяся её руководящей и направляющей силой, социалистич. государство, которое сотрудничает с обществ. организациями — профсоюзами, комсомолом, кооперацией и др. объединениями трудящихся — составными звеньями П. с. социализма; первичной ячейкой П. с. социалистич. общества являются трудовые коллективы. Охватывая все сферы обществ. жизни, все звенья П. с. в условиях социализма участвуют в решении по-литич., экономич., социальных и культурных проблем.         В соответствии с конкретно-историч. условиями развития той или иной социалистич. страны П. с. имеет свои особенности. Так, в некоторых странах социализма в П. с. входят неск. партий и такие оргции, как народный, отечеств. фронт.         П. с. социализма характеризуется последоват. демократизмом. Социалистич. демократия предоставляет рабочему классу, всем трудящимся реальные возможности для активного участия в управлении делами государства и общества. Расширение и углубление социалистич. демократии — магистральное направление развития П. с. социализма.         В процессе строительства социализма и коммунизма П. с. проходит неск. этапов. В СССР после победы . революции 1917 была установлена диктатура пролетариата. С построением зрелого социализма государство диктатуры пролетариата превратилось в общенар. государство. В Конституции СССР нашло выражение и закреплено дальнейшее развитие сов. П. с. в условиях развитого социалястич. общества.         Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 2, с. 354; т. 28, с. 427; т. 37, с. 394—95, 417; Ленин В. И., ПСС, т. 30, с. 22 128; т. 33, с. 1 — 120; т. 34, с. 10, 200; т. 36, с. 151—52, 157—205, т. 37, с. 101 — 10, 235 — 338, 450; т. 39, с. 66, 281; т. 40, с. 143 — 260, 270; т. 41, с. 209; т. 42, с. 153—54, 278, 279; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 2, М., 19708; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Брежнев Л. И., Вопросы развития П. с. сов. общества, М., 1977; его ж е, О Конституции СССР, М., 19772; Топорнин Б. Н., П. с. социализма, М., 1972; его же, Сов. П. с., М., 1975; Че?арин В. М., Сов. П. с. в условиях развитого социализма, М., 1975; Основной Закон нашей жизни, М., 1978; Конституция развитого социализма, ?., 19792; Сов. демократия в период развитого социализма, ?., 19792; Бурлацкий Ф., П. с. развитого социализма, «Коммунист» 1979, №. 12.         Е. М. Чехарин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.


.

dic.academic.ru

/ Политическая система

Политическая система

1. Сущность и структура политической системы

Политические организации общества представляют собой систему, которая обеспечивает обществу целостность и упорядоченность.

Система (от греч. "система" - целое, составленное из частей, соединение) - это множество, закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т. п.), представляющих собой определенное целостное образование, единство.

Использование системного подхода позволяет выделить политическую жизнь из общественной жизни как самостоятельную часть или подсистему.

Человеческое общество представляет собой совокупность социальной, экономической, политической, этнической, правовой, культурной систем.

В политической науке существуют различные подходы к определению политической системы. Анализируя основные определения, теории и концепции, можно попытаться определить, что такое политическая система.

Политическая система - совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

Современная политологическая наука выделяет различные концепции политических систем. Словарь Уэбстера упоминает до двух десятков определений политической системы.

Одни ученые представляют политическую систему как комплекс идей, лежащих в основе политики; другие - как систему взаимодействий; третьи - как совокупность определенных элементов, субъектов политики и т.д. Всем этим определениям присуще стремление к универсальному истолкованию политической жизни, независимость ее от истории, социальной ситуации.

В основе современных теорий политических систем лежит представление о политике как некой самостоятельной целостности. Наряду с экономикой, моралью, религией политика является особой формой человеческой деятельности. Политическая деятельность осуществляется в рамках определенной политической системы.

Изучая общество, американский социолог Толкотт Парсонс (1902 - 1979) выделил такие достаточно самостоятельные системы, как духовная, экономическая и политическая, различающиеся по своим функциям.

По Парсонсу:

  • экономическая система служит для адаптации общества к окружающей среде;

  • духовная система поддерживает устоявшиеся образы жизни, воспитывает, развивает общественное сознание, разрешает конфликты;

  • политическая система обеспечивает интеграцию общества, эффективность общей деятельности и реализацию общих целей.

Первым политологом, описавшим политическую жизнь с системных позиций, был американский ученый Дэвид Истон. В работах "Политическая система" (1953 г.), "Предел политического анализа" (1965 г.), "Системный анализ политической жизни" (1965 г.) он заложил основы теории политической системы.

По мнению Д. Истона, политическая система - развивающийся и саморегулирующийся организм, который состоит из многих частей, образующих единое целое. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы - требования или импульсы - поддержка. На выходе системы - политические решения, на основе которых осуществляются политические действия.

Политическая система может реагировать по-разному на требования, идущие от населения. Если демократическая система использует их для улучшения работы, то тоталитарная - подавляет, создавая образ могучей и непогрешимой власти.

Недостатками модели политической системы по Истону являются:

  • чрезмерная зависимость от "требовании-поддержки" населения и недооценка ее самостоятельности;

  • некоторый консерватизм, ориентирующий на сохранение стабильности, неизменности системы;

  • недостаточный учет психологических, личностных аспектов политических взаимодействий.

Используя теорию Истона, Г. Паэлл и М. Каплан создали теорию внешнеполитических систем, К. Дойг применил кибернетический подход, уподобляя политическую систему кибернетической машине.

Дальнейшее развитие теории политических систем пошло по линии преодоления некоторых недостатков модели Д. Истона.

Особое место занимает марксистская трактовка политической системы. Эта особенность объясняется желанием советской политической науки дистанцироваться от западной политологии, идти своим особым путем.

В качестве основ марксистского подхода к пониманию политической системы выступают следующие положения:

  • существование и функционирование политической системы обусловлено классовым обществом;

  • по мере развития классового общества в бесклассовое отомрет политическая система;

  • в эксплуататорском обществе политическая система выражает и защищает волю и интересы господствующего класса, а в социалистическом обществе - всего народа;

  • характер политической системы определяется экономикой;

  • политическая система эксплуататорского общества состоит из противостоящих друг другу элементов.

Многообразен подход ученых-политологов к структуре политической системы. Однако существуют определенные элементы, выделяемые представителями различных теорий. Попытаемся рассмотреть структуру политической системы с позиций объективности.

В политической системе можно выделить следующие подсистемы (элементы):    (посмотреть...)

  1. Политическая власть.

  2. Политическая организация.

  3. Политические отношения.

  4. Политическая культура.

  5. Политические и общественные организации.

Власть можно считать центральным элементом политической системы, в первую очередь потому, что она, власть, регламентирует поведение людей в обществе и политике и взаимодействие политических субъектов.

Сущность и роль политической власти мы рассмотрим позже. Можно лишь заметить, что с появлением политической системы управление обществом приобрело политический характер. В современных политических системах регламентация поведения людей от отношений диктата и господства все больше переходит к отношениям социального партнерства.

Под политической организацией понимается, в первую очередь, государство. Оно является ведущим политическим институтом, сосредоточившим в себе максимальную политическую власть.

Некоторые политологи к политической организации относят средства массовой информации, церковь. По мнению политологов-марксистов, к политической организации относятся и трудовые коллективы. Они считают, что трудовые коллективы все больше расширяют воздействие на политическую жизнь общества. Трудовой коллектив становится политическим субъектом, потому что:

  • может самостоятельно принимать решения;

  • имеет средства и возможности эти средства реализовать;

  • отвечает за свои действия.

Видимо, наделение трудовых коллективов политическими функциями возможно лишь в условиях плановой, социалистической экономики. В рыночных условиях политическая активность в рабочее время неизменно входит в противоречие с экономическим интересом (на время политических акций останавливаются станки, не выполняется норма и т.д.). Да и главное назначение трудового коллектива - труд, а политической деятельностью его члены могут заниматься в нерабочее время.

Политические отношения - как элемент политической системы складываются в обществе по мере формирования политической системы и зарождения политической жизни.

Выделяют следующие политические отношения:

  • между субъектами политики;

  • между властными органами (по вертикали и горизонтали);

  • между властными органами и общественными организациями и движениями.

Политическая культура складывается под влиянием конкретной политической и социальной практики.

Политическая культура:

  • дает знание законов и механизмов осуществления политики;

  • формирует отношение человека к политической жизни и окружающей среде;

  • способствует пониманию целей и содержания политики.

Политические общественные организации и движения как элементы политической системы, в первую очередь, это партии. Партии играют важную роль в функционировании политической системы, общества в целом. Большинство стран являются многопартийными, на планете "беспартийных" обществ не наблюдается и двух десятков.

Общественные организации и движения, как правило, непосредственно не несут политической нагрузки, но косвенно участвуют в политической жизни. Это профессиональные, молодежные, творческие, антивоенные и другие добровольные объединения граждан.

Помимо рассмотренной структуры политической системы существует и подход, при котором выделяются институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная подсистемы.

Институциональная подсистема включает в себя государство, партии, общественные организации и движения, средства массовой информации, церковь.

О государстве и партиях мы говорили ранее, особая роль отводится общественным организациям и движениям. Эта особенность объясняется двумя факторами.

С одной стороны, они являются важными участниками политического процесса, осуществляя своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. Они оказывают влияние на формирование государственных структур, участвуют в корректировке политического курса.

С другой стороны, не имея сугубо политического характера, эти организации решают неполитические и политические задачи. В них идет процесс социального творчества, вырабатываются новые формы общественной жизни.

Средства массовой информации занимают особое место в политической системе, их называют иногда "четвертой властью".

Их политическая роль обусловлена тем, что:

  • в демократических системах они действуют достаточно автономно;

  • они являются достаточно самостоятельными предприятиями по производству информации;

  • создаваемая ими информация не всегда может носить беспристрастный характер;

  • они имеют широкий доступ к населению, формируя его отношение к политической системе.

Политическая роль церкви обусловлена массовостью и целенаправленностью (на души, эмоции граждан) воздействия. В демократических системах светская и духовная власть разделены, церковь по отношению к государству занимает лояльную позицию. В некоторых азиатских государствах церковь стремится к созданию или уже создала государства по законам шариата.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, моральные нормы, политические традиции, которые регулируют политическую жизнь. Функциональная подсистема выражается:

  • в формах и направлениях политической деятельности;

  • в политических процессах;

  • в способе и методах осуществления власти.

Обобщенное выражение это находит в понятии "политический режим".

Коммуникативная подсистема охватывает всевозможные формы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политической и экономической системой, а также между политической системой одной страны и других стран.

Интересен подход индийского политолога П. Шарана, который выделяет следующие элементы политической системы:

  1. Власть - распределение ресурсов среди конкурирующих групп, которые могут влиять на решения.

  2. Интересы - совокупность целей, преследуя которые, отдельные лица или группы становятся участниками политического процесса.

  3. Политика - общественный результат взаимодействия между властью и интересами, обычно выраженный в форме государственного законодательства.

  4. Политическая культура - субъективная ориентация людей на политическую систему.

Политическая система характеризуется функциями.   (посмотреть...)

Функционирование политической системы отражает ее динамику, процессы и связано с вопросами власти (кто правит и каким образом).

Функции политических систем могут определяться различными способами, но, в сущности, классическое определение функций принадлежит Г. Алмонду ("Политика развивающихся регионов").

Он выделяет:

  • входные функции - политическая социализация, политическое рекрутирование, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация;

  • выходные функции - нормотворчество, применение правил и норм; контроль за их выполнением.

Рассмотрим эти функции.

Политическая социализация - приобщение членов общества к политической деятельности.

Политическое рекрутирование - заполнение индивидами свободных ячеек в политической системе.

Артикуляция (выражение) интересов - предъявление требований тем, кто вырабатывает политические решения.

Агрегирование интересов - обобщение и согласование претензий и требований, превращение их в определенную политическую позицию, придание им вида политической платформы, политического заявления, программы.

Политическая коммуникация - взаимодействие (в том числе на информационном уровне) между различными элементами политической системы, а также между политической системой и окружающей средой.

Нормотворчество - разработка законов и правил, регулирующих поведение. Применение правил и норм, введение их в действие и выполнение.

Контроль за соблюдением правил - истолкование законов, пресечение противоправных действий, урегулирование конфликтов, наложение наказаний.

Существуют и другие подходы к типологии функций политических систем. Так, на основе целевого подхода к политике выделяют следующие функции:

  • определение целей, задач, программ деятельности;

  • мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей;

  • интеграция общества;

  • распределение ценностей;

  • легитимация.

Таким образом, политическая система представляет собой целостное образование, выполняет специфические функции по обеспечению и регулированию политической жизни общества.

2. Типология политических систем

Важная роль в понимании сущности политических систем принадлежит их типологии, классификации. В этой области существует несколько подходов.

Типология систем, созданная на основе марксистского подхода, опирается на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры.

Исходя из этих критериев, выделяются следующие политические системы:

  • рабовладельческая;

  • феодальная;

  • буржуазная;

  • социалистическая.

Основанная на классовой теории, данная типология политических систем указывает не только формационный тип системы, но и правящий класс - рабовладельцев, буржуазию, пролетариат. Отличительной чертой этой типологии является противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.

В соответствии с социальной основой выделяются:

  • военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные);

  • гражданская;

  • национально-демократическая система;

  • буржуазно-демократическая политическая система.

Военное правление является временным, переход к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением свободных выборов, упразднением военных структур власти, созданием парламента, формированием партий, принятием нового законодательства.

На основе характера политического режима выделяют политические системы:

  • демократические;

  • либеральные;

  • тоталитарные;

  • авторитарные.

Широко распространено деление политических систем на:

  1. Традиционные- в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.

  2. Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

Французский политолог Ж. Блонделъ делит политические системы на пять категорий:

  1. Либеральная демократия - при принятии политических решений опираются на либерализм.

  2. Радикально-авторитарная или коммунистическая - основана на равенстве в распределении социальных благ.

  3. Традиционная - отличается господством олигархии и консерватизмом в защите социального неравенства.

  4. Популистская - стремление к большему равенству в распределении благ с помощью авторитарных средств.

  5. Авторитарно-консервативная - проводится активная политика по сохранению сложившегося неравенства, противодействие широкому политическому участию.

Г. Алмонд выделяет следующие типы политических систем:

  • англо-американская;

  • континентально-европейская;

  • доиндустриальная и частично индустриальная;

  • тоталитарная.

На основе участия в политическом процессе выделяют политические системы :

  • либеральная демократия - для нее характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия;

  • коммунистическая система - с высокой степенью принудительной партиципации;

  • развивающиеся - характеризуются низкой степенью политического участия.

Политические системы подразделяют также на:

  • открытые, имеющие динамичную структуру и широкие связи с другими системами и средой;

  • закрытые, имеющие жестко фиксированную структуру и минимальные связи со средой.

Менее распространенными классификациями политических систем являются следующие:

  • завершенные и незавершенные;

  • централизованные и децентрализованные;

  • микроскопические, локальные, макроскопические, глобальные;

  • инструментальные и идеологические;

  • с высоким, средним, низким уровнем автономизации.

Многообразие типологий политических систем свидетельствует о многомерности политического мира, о возможности его анализа с позиций самых разных критериев. С это точки зрения каждая реальная система, существующая в той или иной стране, может характеризоваться с помощью различных показателей и иметь различные определения и классификации.

Использование вышеупомянутых критериев и типологий в анализе конкретной политической системы, конкретной страны помогает сделать этот анализ более объемным, глубже постичь сущность исследуемых явлений.

StudFiles.ru

6. Политическая система общества. Понятие, сущность, структура, функции, типы политических систем.

Понятие политической системы

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:- состоит из многих частей;

- части составляют единое целое;

- система имеет границы.

Сущность политической системы

Политическая система как одно из основополагающих понятий социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин "политическая система" встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни.

В современной политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.

Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

По своей сутиполитическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в целом. Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа - определенное сообщество людей (национальное или интернациональное).

Функции политической системы

1) Регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т.д.);

2) Экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) Дистрибутивная - способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;

4) Реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П. Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

Структура политической системы

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

Типы политических систем

Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.

Политические системы англо-американского типа.Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические системы тоталитарного типа.Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

Континентально-европейские системы.Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

7. Гражданское общество. Происхождение, понятие, признаки, функции. Взаимоотношения гражданского общества и государства.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти

Признаки гражданского общества

· наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

· развитая демократия;

· правовая защищённость граждан;

· определённый уровень гражданской культуры;

· наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

· самоуправление;

· конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

· свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

· легитимность.

Функции гражданского общества

· законность обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

· защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым

· способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы.

· Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

· функция социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

· коммуникационнуя функция.Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах

· стабилизирующая функция создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

StudFiles.ru

Политическая система. Определение понятия и виды социальных систем.

Возникновение прототипа метода систематизации можно отнести к древности, когда Аристотель для написания своей «Политики» сравнил конституции греческих городов. Гораздо позже Ш.Л. Монтескьё свои размышления подкреплял примерами из политической жизни Японии, Китая, Турции, Индии, в чём просматривается некая матрица системных сравнений. Однако лишь с появлением в XX в. труда Норберта Винера «Кибернетика» стали интенсивно развиваться системные теории и модели. Показательно, что понятийный аппарат исследований политических систем заимствован как раз у кибернетики.

Основной объект исследований кибернетики – т.н. кибернетические системы, которые представляют собой множество взаимосвязанных элементов, способных воспринимать, запоминать, перерабатывать информацию, а также обмениваться ею. Причём для кибернетики не имеет значения материальная природа систем: это может быть ЭВМ, общество, биологическая популяция.

В самом общем виде система есть сочетание каких-то элементов, каждый из которых способен переходить в разные состояния. Один из самых точных подходов к пониманию сущности системы принадлежит Клоду Леви-Строссу: система – совокупность взаимозависимых элементов, связанных между собой отношениями такого типа, что если характер одного из них изменяется, то изменяются и другие, а в результате преобразуется весь «ансамбль».

Французский политолог Жан-Вильям Лапьер в своей книге «Анализ политических систем» выделяет пять таких основных систем.

- Биосоциальная, где происходит деятельность по социальному самовоспроизводству.

- Экологическая, где люди живут на обустроенной ими территории во взаимодействии с окружающей природой, соседями и т.д.

- Экономическая, где происходит производство и обмен материальными благами и услугами для удовлетворения потребностей членов общества.

- Культурная, где происходит создание и распространение значимой информации.

- Политическая, организующая особым образом общество с другими системами.

Признаки современного системного анализа – восприятие реальности различных её аспектов как систем, т.е. как целостного множества структурно и функционально связанных элементов, - обозначились ещё в XIX в. Считается, что одним из зачинателей системного подхода был русский учёный Александр Александрович Богданов, создавший в начале XX в. «всеобщую организационную науку». Дальнейшее развитие исследований в этом направлении позволило создать общую теорию систем. Её основы сформулировал Людвиг фон Берталанфи, давший научные определения самой системе и её важнейшим особенностям – сложности, устойчивости, открытости/закрытости и т.д.

Применение системного подхода опирается на три важнейших фактора:

- каждый объект научного наблюдения выступает как некая целостность, причём эта целостность не сводится к простой сумме составляющих её элементов;

- в системе имею место постоянно присущие ей и регулярно повторяющиеся процессы;

- система взаимодействует со своей внешней средой.

Функции политической системы и типы её подсистем.

Одна из самых авторитетных классификаций функций политической системы принадлежит Габриэлю Алмонду. В работе «Политика развивающихся регионов» он указывает на такие функции «входа» системы, как:

- политическая социализация;

- политическое рекрутирование;

- артикуляция интересов;

- агрегирование интересов;

- политическая коммуникация;

- различные виды взаимодействий.

К функциям «выхода» политической системы Алмонд относит:

- нормотворчество;

- проведение правил и процедур введения их в действие;

- контроль за соблюдением правил;

- истолкование законов и пресечение их нарушения.

Подсистемы политической системы:

1). Институциональная (государство, СМИ, церковь, партии и общественные организации).

2). Нормативная (политико-правовые нормы, принципы, воззрения, традиции).

3). Функциональная (формы политической деятельности, способы осуществления власти – т.е. основа политического режима).

4). Коммуникативная (формы и принципы взаимодействия внутри системы и подсистем).

5). Культурно-идеологическая (идеи, взгляды, ценности, чувства участников социальной жизни).

Структурность политической системы выражается не только в дифференциации задач её основных частей, но и в их иерархии. Каждая из главных функциональных подсистем организована на трёх уровнях власти и политических отношений:

- мегауровень (центральный аппарат управления);

- мезоуровень (аналогичен мегауровню, но отличающийся от него объёмом компетенций;

- микроуровень (формируется на базе массового участия общественных групп и граждан политической жизни.

Фактором, связывающим все структурные элементы этой системы в единое целое, выступают политические отношения акторов по поводу публичной власти.

StudFiles.ru

Читайте также