Способы определения падежей

Как определить падеж у существительного? Определить род, число, падеж существительных

Еще в начальных классах школьников обучают тому, как определить падеж у существительного. К сожалению, далеко не сразу всем это удается. Необходимо владеть достаточно большим объемом информации, чтобы выполнить это задание без труда.

Существительное как часть речи

как определить падеж у существительного

Каждый из нас знаком с именем существительным. Мы, не задумываясь, используем его ежедневно в нашей речи. А теперь представим, что этой части речи больше нет. Попробуйте рассказать о каком-либо событии без его помощи. Вряд ли это удастся сделать, поскольку им.сущ. дает название всем предметам и явлениям, которые есть в нашей жизни. Все, что мы видим вокруг и о чем рассказываем, не обходится без него. А потому основной его функцией считается номинативная, то есть давать наименования всем предметам.

Называя друг друга по имени, мы тоже не обходимся без существительного. Владея родным языком в совершенстве, мы правильно ставим эту часть речи в необходимую форму. Определить с научной точки зрения, какой падеж и число употреблены в слове, мы попытаемся в нашей статье.

Склонение

Прежде чем узнать, как определить падеж у существительного, необходимо разобраться в том, что такое склонение. Само по себе это слово имеет значение «изменение». То есть склонять – это значит менять им.сущ. по числам и падежам.

В русском языке выделяют несколько типов склонения.

как определить падеж имен существительных

К первому относят слова, которые оканчиваются на –а или –я. Они обязательно должны быть в форме мужского или женского рода. Например: машина, дядя, картина, природа.

Слова во втором склонении имеют другие критерии. Такие существительные имеют окончания -о, -е или нулевое и относятся к среднему и мужскому родам. Например: постановление, агрегат, волокно.

Если перед нами слово в женском роде, имеющее на конце мягкий знак (соответственно, нулевое окончание), то его относят к третьему склонению. Например: дочь, вещь, речь, ночь.

Каждая из групп имеет свою систему окончаний. Именно их необходимо помнить, получая задание: «Определи падеж и склонение существительных».

Род

От категории рода зависит верное определение склонения, и, как следствие, его падежных форм.

В русском языке выделяют три его вида. Перед тем как мы узнаем, как правильно определить падеж существительных, нужно узнать и эту информацию.

как определить винительный падеж существительного

К мужскому роду относят слова, которые сочетаются с личным местоимением «он»: катер, начальник, результат.

Средний род определяют по слову «оно». К нему относятся большинство абстрактных и неодушевленных понятий: восприятие, счастье, благополучие.

К женскому, соответственно, относятся такие слова, которые сочетаются со словом «она»: любовь, фотография, жизнь.

Для того чтобы определить род, необходимо учитывать, с каким личным местоимением согласуется нужное имя существительное.

Падеж

Теперь самое время узнать, как определить падеж имен существительных. Для этого нужно знать, на какие вопросы отвечает каждый из них.

определи падеж и склонение существительных

Начальной формой слов этой части речи всегда является именительный падеж. Он выполняет в предложении функцию главного члена – подлежащего.

Перед тем как определить падеж у существительного, задают вопрос. В им.п. – «кто?», «что?». Например: ваза, цветок.

Далее идет родительный. К нему можно подставить вспомогательное слово «нет» и вопрос «кого?» или «что?». Например: вазы, цветка.

Дательный падеж требует слово «дать» («кому?», «чему»?). Например: вазе, цветку.

Очень часто с именительным путают винительный падеж. Он отвечает на вопросы «кого?» или «что?». Также к нему добавляют вспомогательную форму «видеть» либо «винить». Например: вазу, цветок.

Творительный требует вопросов «кем?» или «чем? Сочетается он со словом «восхищаться». Например: вазой, цветком.

И последний, предложный: «о ком?» или «о чем?». К нему в помощь добавляют слова «думать» либо «говорить».

Теперь мы знаем, как определить падеж имен существительных. Для этой несложной задачи потребуется лишь корректно подобрать вопрос к необходимому слову.

Особенности именительного и винительного

При всей, казалось бы, простоте определения падежа иногда все же возникают вопросы. Все это происходит потому, что некоторые формы могут совпадать. Такое абсолютное сходство между словами называют омонимами.

К примеру, очень часто совпадают формы им. и вин. падежей. Для того чтобы их разграничить, нам необходимо внимательно изучить контекст.

Сравним два предложения:

  1. На поляне росло красивое дерево.
  2. Подойдя к поляне, мы увидели красивое дерево.

Формы слова абсолютно совпадают.

Возникает вопрос о том, как определить винительный падеж существительного. Для этого мы должны проследить за синтаксической ролью этого слова. В первом предложении слово «дерево» является подлежащим, согласуясь со сказуемым «росло». Оно самостоятельно выполняет действие, поэтому мы легко определим, что его падеж – именительный.

определить род число падеж существительных

Теперь посмотрим на второй пример. Грамматической основой является «мы увидели». Над деревом совершается какое-то действие, а потому в данном случае перед нами винительный падеж.

Дательный и предложный

Также в некоторых случаях совпадают предложный падеж и дательный.

Сравним:

  1. Мы шли по дороге.
  2. Я думал о предстоящей дороге весь вечер.

Снова полное совпадение словоформ. В данном случае воспользуемся методом искусственной подстановки множественного числа. Получится:

  1. Мы шли по дорогам.
  2. Я думал о дорогах.

Теперь мы видим, что по множ. числу отличить падежи проще: в первом случае – дательный (чему?), во втором – предложный (о чем?).

Есть и еще одна небольшая хитрость. Дательный падеж имеет при себе два предлога «к» и «по». Благодаря им легко отличить его от других форм.

Разбор

Зачастую на уроке учащиеся получают задание определить род, число, падеж существительных. Обычно это требуется для проведения морфологического анализа слова.

как правильно определить падеж существительных

Приведем в пример образец разбора имени существительного.

Наши мальчики участвовали в соревнованиях.

  • В соревнованиях – им. сущ.
  • Начальная форма (что?) – соревнование.
  • Постоянные признаки:

- не обозначает название каких-либо объектов, поэтому является нарицательным;

- неодушевленное;

- сред. род (оно);

- имеет окончание –е и относится к сред. роду, значит тип склонения - второй.

  • Непостоянные признаки:

- множ. число;

- отвечает на вопрос «в чем?», сочетается с вспомогательным словом «думать», следовательно, падеж предложный.

  • В предложении будет выполнять роль второстепенного члена – дополнения.

Вывод

Мы подробно изучили, как определить падеж у существительного. Кроме того, мы смогли выполнить морфологический разбор слова, для того чтобы подтвердить всю полученную информацию. Таким образом, у нас больше не возникнет трудностей в этом деле. Достаточно лишь правильно задать вопрос, и падеж легко определится. При появлении омонимичных форм достаточно посмотреть на синтаксическую роль слова или заменить единственное число множественным.

fb.ru

Падеж

У этого термина существуют и другие значения, см. Падеж (значения).

Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении. Падеж является одним из средств выражения синтаксической зависимости имени, выражаемым при подчиненном имени (ср. с маркерами изафета — показателями наличия зависимого синтаксического элемента, присоединяемыми к синтаксическим вершинам). Другими средствами выражения синтаксической зависимости и семантической роли являются предлоги и послелоги, порядок слов, контактное расположение синтаксических групп. В конкретных языках мира обычно наблюдается своя сбалансированная конфигурация средств выражения синтаксических зависимостей.

Функция в языке

Падеж является грамматической категорией выполняющей двоякие функции в языке: с одной стороны, падежные формы всегда выступают в роли маркеров независимого или зависимого синтаксического статуса имени, указывают на его доминирующее или подчиненное положение, с другой стороны, они нередко совмещают эту синтаксическую функцию с указанием на семантическую роль, которую выполняет имя в той карте реальности, которая задается предложением. Это может быть роль агенса, пациенса, бене- или малефактива, адресата, инструмента, средства и проч. Как правило, в языках с несколькими падежами три-четыре из них выполняют по преимуществу синтаксические функции (номинатив, аккузатив, эргатив, генитив) и имеют очень широкий, размытый круг семантических функций, а остальные (датив, инструменталис, транслатив, аверсив и многие другие) более семантически специализированы. Как правило, в языках с богатыми падежными системами (финно-угорские, кавказские) значительная часть падежей представляет собой формы локализации, обозначающими разные способы расположения объекта в пространстве (внутри ориентира, над или под ним, конечные и начальные точки движения и проч.). Таковы аллатив, иллатив, инессив, пролатив и другие. Кроме того, в языках типа русского или немецкого падежные формы адъективных частей речи (прилагательных, причастий), наряду с родом и числом, выступают в роли главного инструмента согласования — важного средства повышения связности текста.

Этимология термина

Русский термин падеж, как и русские названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни — др.-греч. πτῶσις (падение), лат. casus от cadere (падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда также винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (лат. declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова, и поддерживалась ассоциациями с игрой в кости (где при каждом броске выпадает та или иная сторона — в данном случае одна «прямая» и несколько «косвенных»).

Проблема определения падежа

  • Традиционный формальный метод, опирающийся на анализ падежных показателей (флексий, других аффиксов). Этот метод хорошо работает в случае высокой формальной дифференциации падежей в конкретном языке, но даёт систематические сбои в случаях падежной омонимии.
  • Традиционным («школьным») способом определения падежа является вопросный метод, при использовании которого к форме имени задаётся один из так называемых падежных вопросов (в русском кто? что?, кого? чего?, кому? чему? и так далее). Этот метод интуитивно прост и нагляден, но обладает рядом теоретических недостатков:
    1. он предполагает опору на метаязыковую способность задавать вопросы и поэтому зависит от компетенции носителя, что препятствует его формализации;
    2. он не способен разграничивать падежные формы, к которым задаётся один и тот же вопрос (например, чего? — чая или чаю);
  • Метод построения однопадежного ряда. В середине 1950-х годов ряд московских учёных, работавших в области приложения математических моделей в лингвистике, обратили внимание на то, что традиционные определения падежа не являются определениями в собственном смысле слова и «не дают возможности ввести в рассмотрение ни одной падежной граммемы, а тем самым и очертить категорию падежа в целом как совокупность своих граммем». То есть формально известные определения описывали не структуру падежа, а лишь его функциональное отличие от других грамматических категорий[1]. На первом в СССР научном семинаре по математической лингвистике («Некоторые применения математических методов в языкознании», 1956) участникам было предложено «дать строгие определения падежа», и через полтора месяца формальное определение падежа, со ссылкой на А. Н. Колмогорова[1], выдвинул один из инициаторов и руководителей семинара, В. А. Успенский. Идея Колмогорова — Успенского, будучи развитой до конца, позволяла определять падеж не путём подстановки вопроса, а путём «удаления имени» из предложения и сопоставления «остатка» с известными матрицами падежей. Упрощая, можно сказать, что падеж будет образован рядом форм всех существительных языка в определённом синтаксическом контексте («однопадежным рядом»). Например, однопадежный ряд русского генитива задаётся лексемой «нет»: (нет) я́блока, жены́, мы́ши и так далее (см. вспомогательное слово в таблице ниже).

При таком подходе, «девять падежей русского языка не вызывают сомнений», а с принятием некоторых допущений — можно выделить и двенадцать. В своих мемуарах В. А. Успенский утверждает, что это было первое научное (то есть формализованное) определение падежа[2]. Идеи Колмогорова-Успенского в начале 1970-х развивали учёные-лингвисты А. А. Зализняк и А. В. Гладкий. Однако вопрос оставался на уровне экспериментальных изысканий: «Строгого определения падежа в традиционных лингвистических сочинениях нет», — констатировал в одной из работ тех лет Зализняк[3].

Список падежей

Основная статья: Список падежей

Ниже приведён список падежей, выделяемых в разных грамматических традициях (вопросы приведены для подходящих по смыслу русских эквивалентов). Некоторые падежи в некоторых языках могут частично или полностью пересекаться между собой по функциональности и/или морфологическим признакам.

Латинское название Русский эквивалент, или пояснение Характеризующие вопросы Функция Примеры языков, в которых употребляется Пространственные падежи
Номинатив Именительный падеж Кто? Что? Подлежащее Практически все агглютинативные и флективные языки
Генитив Родительный падеж Кого? Чего? Принадлежность, состав, участие, происхождение, определение, отрицание Арабский, славянские, финский, грузинский, немецкий, (древне)греческий, исландский, ирландский, латынь, литовский, санскрит, тюркские языки, японский
Посессив Притяжательный падеж Чей? Только принадлежность Казахский; можно отделить от генитива в: английском, кечуа, алтайских и финно-угорских языках, корейском
Датив Дательный падеж Кому? Чему? Объект передачи, адресат речи, экспериенцер Из ранних индоевропейских языков выжил в балто-славянских, романских и германских языках; финно-угорских языках, японском и корейском языках
Аккузатив Винительный падеж Кого? Что? Объект действия Почти все агглютинирующие языки, большинство флективных
Эргатив Действенный падеж Кто? Что? Субъект действия Эргативные языки
Абсолютив Именительный падеж Кто? Кого? Что? Объект действия или состояния
Аффектив Дательный падеж Кто? Кому? Субъект, воспринимающий что-либо или испытывающий какие-либо чувства
Комитатив или Социатив Совместный падеж С кем? Второстепенные субъекты действия Финский, эстонский, баскский, японский, корейский
Инструменталис Творительный падеж Кем? Чем? Орудие действия; иногда субъект действия Монгольские, сербский, корейский, японский
Партитив Частичный падеж Чего? Действие переходит только на часть объекта Финский, эстонский, удмуртский
Вокатив Звательный падеж Обращение Литовский, латышский, русский, боснийский, польский, белорусский, сербский, хорватский, чешский, украинский, румынский, корейский, болгарский
Эссив Какой? Как? Нахождение в каком-либо состоянии финский, эстонский
Транслатив Во что? Кем/чем стал? Изменение состояния или местонахождения финский, эстонский
Каритив Лишительный падеж Енисейские
Темпоралис Точного аналога нет Когда? Время действия Финно-угорские
Экватив Точного аналога нет Как кто? Сравнение Финно-угорские
Локатив Местный падеж Где? В чём? Местонахождение Финно-угорские, тюркские, балтийские языки, этрусский
Адессив Где? Около чего? Место (внешн.) нахождения Финно-угорские
Абессив Лишительный падеж Без кого?

Без чего?

Отсутствие чего-либо, нахождение вне чего-либо финский, эстонский
Инессив Где? В чём? Место (внутр.) нахождения финский, эстонский, корейский
Аллатив Направительный падеж Куда? К чему? Конечный пункт траектории, предмет, на котором скажется действие Финно-угорские, тюркские языки, корейский, японский
Иллатив Точного аналога нет Куда? Во что? Конечный (внутр.) пункт действия Финно-угорские языки
Аблатив Исходный Откуда? С чего? От чего? Исходная точка действия Финно-угорские языки, тюркские, санскрит, корейский, японский
Элатив Точного аналога нет Из(нутри) чего? Исходная (внутр.) точка действия Финно-угорские языки
Супересссив Точного аналога нет На чём? Место (поверх.) нахождения Нахско-дагестанские, финно-угорские
Сублатив Точного аналога нет На что? Конечный (поверх.) пункт действия Нахско-дагестанские, финно-угорские
Делатив Точного аналога нет С чего? Исходная (поверх.) точка действия Нахско-дагестанские, финно-угорские
Субэссив Точного аналога нет Под чем? Место (низ.) нахождения Нахско-дагестанские
Субдиректив Точного аналога нет Под что? Конечный (низ.) пункт действия Нахско-дагестанские
Субэлатив Точного аналога нет Из-под чего? Исходная (низ.) точка действия Нахско-дагестанские
Постэссив Точного аналога нет За чем? Место (зад.) нахождения Нахско-дагестанские
Постдиректив Точного аналога нет За что? Конечный (зад.) пункт действия Нахско-дагестанские
Постэлатив Точного аналога нет Из-за чего? Исходная (зад.) точка действия Нахско-дагестанские
Пролатив Точного аналога нет Вдоль чего? Только к протяжённым объектам Монгольские, финский
Просекутив Продольный падеж Вдоль чего? Енисейские
Терминатив Предельный падеж До уровня чего? (по куда?) Указание высоты/глубины Монгольские, эстонский

Падежная иерархия

Современная лингвистическая типология опирается на представление о том, что падежи представляют собой упорядоченную систему, иерархию, в которой каждому падежу присваивается определённый ранг:

  • Номинатив → Аккузатив или Эргатив → Генитив → Датив → Локатив → Аблатив → Инструменталис → Вокатив → другие падежи[4]:p.89.

В рамках этой иерархии в общем случае действует следующее правило: «Если в языке нет определённого падежа, то в нём не будет других падежей, занимающих в иерархии место справа от него», иными словами, если в языке нет локатива, то в нём не будет, например, инструменталиса. Эта иерархия, однако, отражает лишь общую тенденцию и представляет собой скорее фреквенталию, а не абсолютную языковую универсалию. Так, в русском и чешском языках нет аблатива, однако есть инструменталис (причём в русском последний оказывается самым формально различительным падежом, с самым низким индексом межпадежной омонимии). В ирландском языке номинатив и аккузатив перестали различаться, однако датив и локатив в ряде форм не совпадают, в нём сохраняются генитив и вокатив, но нет аблатива и инструменталиса. В панджаби аккузатив, генитив и датив слились в форме одного косвенного падежа, и при этом в нём сохраняются вокатив, локатив и аблатив.

Падежная система русского языка

В русском языке склоняются (изменяются по падежам) имена: существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Склонение выражается окончанием.

Основные падежи

Современная школьная грамматическая традиция выделяет шесть основных падежей, однако грамматисты выделяют некоторое количество периферийных падежей, так что в полных описаниях русского языка их число доходит до 13:

Русское название[5][6] Латинское название Вспомогательные слова Характеризующий вопрос
1 Именительный Номинатив (Nominativus) Есть Кто? Что?
2 Родительный Генитив (Genitivus) Нет Кого? Чего?
3 Дательный Датив (Dativus) Дать Кому? Чему?
4 Винительный Аккузатив (Accusativus) Винить Кого? Что?
5 Творительный Аблатив (Ablativus, объединяет орудийный падеж (инструментальный, Instrumentalis) и отложительный, аблатив) Доволен Кем? Чем?
6 Предложный Препозитив (Praepositionalis) и местный (локатив, Locativus) Думать О ком? О чём? В ком? В чём? Где? (Локатив)
Падеж Вопрос 1 склонение (мн. ч.) 2 склонение (мн. ч.) 3 склонение (мн. ч.)
И. п. Кто? Что? доска (доски), папа (папы) трактор (тракторы), бревно (брёвна) мазь (мази)
Р. п. Кого? Чего? доски (досок), папы (пап) трактора (тракторов), бревна (брёвен) мази (мазей)
Д. п. Кому? Чему? доске (доскам), папе (папам) трактору (тракторам), бревну (брёвнам) мази (мазям)
В. п. Кого? Что? доску (доски), папу (пап) трактор (тракторы), бревно (брёвна) мазь (мази)
Т. п. Кем? Чем? доской/доскою (досками), папой/папою (папами) трактором (тракторами), бревном (брёвнами) мазью (мазями)
П. п. О ком? О чём? В ком? В чём? доске (досках), папе (папах) тракторе (тракторах), бревне (брёвнах) мази (мазях)
Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный ед мн ед мн ед мн ед мн ед мн ед мн мж жн ср ывамы ами ах
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

---

-ов

-ей

-ев

-ёй

-ам

-ям

---

---

-ов

-ей

-ой

-ою

-ей

-ею

-ёй

-ёю

-ом

-ем

-ём

-ью

-ами

-ями

-ах

-ях

---

-ей

-ий

---

-ей

--- ---
буква буквы букве букву буквой букве
Кто? Что? Есть. Кого? Чего? Нет. Кому? Чему? Дать. Кого? Что? Винить. Кем? Чем? Доволен. О ком? О чём? Думать.
Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный Кто? Что?

Есть.

Кого? Чего?

Нет.

Кому? Чему?

Дать.

Кого? Что?

Винить.

Кем? Чем?

Доволен.

О ком? О чём?

Думать.

добродетель добродетели добродетели добродетель добродетелью добродетели
1 Склонение а и е у ой, ою е
- - -
2 Склонение а у ом е
- - -
3 Склонение ь и и ь ью и
добродетели добродетелей добродетелям добродетели добродетелями добродетелях
Мужской какой, чей какого, чьего какому, чьему какого, чьего каким, чьим каком, чьём
добродетельный добродетельного добродетельному добродетельного добродетельным добродетельном
Женский какая, чья какой, чьей какой, чьей какую, чью какой, чьей какой, чьей
добродетельная добродетельной добродетельную добродетельной
Общий какое, чьё какого, чьего какому, чьёму какое, чьё каким, чьим каком, чьём
добродетельное добродетельного добродетельному добродетельное добродетельным добродетельном
Множество какие, чьи каких, чьих каким, чьим какие, чьи какими, чьими каких, чьих
добродетельные добродетельных добродетельным добродетельные добродетельными добродетельных

Дополнительные падежи

Существует устойчивое мнение[1][7][8], что в русском языке можно выделить несколько падежей, которые не упоминаются при обучении в школе и не очень часто используются в речи. Это

Аблатив (исходный, отложительный падеж) — падеж, обозначающий начало движения и отвечающий на вопрос «откуда?» В русском языке совпадает с родительным падежом с работы — нет работы, из Москвы — нет Москвы. Однако изредка он сохраняет свою специфику. Например, наряду с формой «вышел из леса» существует аблатив «вышел и́з лесу», «кровь и́з носу», «работать и́з дому»[9] Вокатив (звательный падеж) — падеж, изредка используемый при обращении В русском языке можно выделить две или три формы звательного падежа. Примеры так называемого «нового звательного» падежа: Аня — Ань!, Саша — Саш!. «Старый звательный» падеж сохранился в словах «старче» (старец), «отче» (отец), «Господи» (Господь), «Боже» (Бог) и других. Этот падеж считался седьмым русским падежом в грамматиках, изданных до 1918 года[источник не указан 492 дня]. Третья форма звательного падежа сохранилась в словах «деда», «доча», «мати» и т. п. Название этой формы «падежом» условно, так как в строго грамматическом смысле звательная форма падежом не является.[10] Вокатив также сохранился в других славянских языках. Например, украинская грамматика выделяет отдельный звательный падеж (укр. кличний відмінок): «Добре єси, мій кобзарю, Добре батьку, робиш!» (Тарас Шевченко, «Кобзарь») — в звательной форме, «кобзарь» превращается в «кобзарю», а «батько» превращается в «батьку». Для ограниченного числа слов вокатив существует и в белорусском. Локатив (местный падеж, второй предложный) Предложный падеж совмещает изъяснительное значение (о чём?) и местное (где?). У большинства слов формы совпадают: «говорить о столе» — «находиться в столе», «об избе» — «в избе». Однако у ряда слов фактически две формы предложного падежа: «о шкафе» — «в шкафу» и «о лесе» — «в лесу», что позволяет выделить особый местный падеж. Из-за небольшого количества слов, у которых формы не совпадают (их чуть более ста), в академической традиции в русском языке такой падеж обычно не выделяется. Партитив (количественно-отделительный или второй родительный) В этом падеже ставится существительное, означающее целое по отношению к некоторой части. Отвечает на вопрос «чего?» Этот падеж мы можем услышать в двух равносильных формах некоторых словосочетаний: например, «головка чеснока», но также «головка чесноку»; особенно хорошо он заметен применительно к неисчисляемым существительным: сахару, песку (не путать с дательным), чаю и др. В контексте можно проследить разделение родительного и данного падежа: «нет сахара» и «положить сахару». В общепринятой школьной системе все эти формы относятся к родительному падежу.
Есть мнение, что этот падеж — один из двух, могущих быть прямым дополнением при глаголе. Причём глаголы могут иметь в качестве прямого дополнения как лишь существительное в партитиве, так и в аккузативе. (Это часто зависит от одушевлённости и исчисляемости существительного). Ждательный С глаголами «ждать» и схожими по смыслу употребляется форма родительного, которую иногда выделяют в отдельный падеж. Например: жду письмо (винительный), но жду письма (ждательный). Транслатив (превратительный, включительный падеж) Форма, использующаяся в конструкциях вида «пойти в солдаты», «избрать в президенты», «поступить в актёры», обозначающих переход в другое состояние или положение. В этих случаях винительный падеж множественного числа совпадает по форме с именительным. Счётные падежи Существует несколько специальных форм, используемых с разного рода единицами измерения. Например «девять грамм» (счётный первого типа), «прошло три часа́» (счётный второго типа — важна смена ударения). См. также Счётная форма

Кроме вышеупомянутых падежей, специалисты (например, В. А. Успенский[1], А. А. Зализняк[11]) иногда выделяют ещё несколько (временной и др.). Точное количество выделяемых падежей зависит от выбранного определения падежа.

Пример винительного, предложного и звательного падежей показывает, что для определения падежа существительного недостаточно характеризующего вопроса. Для винительного нет ни одного уникального вопроса, для предложного нет общего вопроса (предлог в вопросе зависит от предлога в предложении), для звательного вопросов нет вообще.

Мнемоника[значимость факта?]

Существует несколько мнемонических правил для запоминания порядка шести основных падежей русского языка:[источник не указан 411 дней]

«Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь». «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку». «Ирина Родила Девчонку, Велела Тащить Пелёнку». «Иван, Роман, Дайте Вашу Трубку Покурить». «Иван Романович, Дайте Вашу Трубку Покурить». «Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали». «Имя Родители Дали Вам Такое Прекрасное». «Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу». «И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого». «Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать». «Иван, Родимый, Дай Ванюше Табака Понюхать». «Иван Родил Девочку Валю, Толстенькую, Пузатенькую». «Иванушка, Родненький, Дай Водицы Тепленькой Попить». «Иван Родил Детёнка, Велел Тащить [в] Пелёнки». «Иван Рубил Дрова , Велел Тащить Полено». «Иван Рубил Дрова , Велел Топить Печь».

Квазипадежи

  • Изафет (смихут)

ru.wikipedia.org

Падежи имен существительных. Склонение по падежам

Имена существительные весьма широко представлены в русском языке. Они могут выступать в качестве главных и второстепенных членов предложения. Используя падежи имен существительных, говорящий и пишущий может связывать эти части речи с другими в контексте предложения. С падежами напрямую связана другая категория существительного – его склонение. От правильного определения которого, кстати, зависит орфографическая корректность написанного.падежи имен существительных

Категория падежа

Падеж имен существительных – такая грамматическая категория, которая указывает на отношение данной части речи к другим словам в предложении. Связи эти могут реализовываться не только с помощью падежных форм - помогают в этом предлоги, а также интонационная окрашенность и даже порядок слов.

В современном русском языке существует всего 6 падежных форм.

Наименование падежа

Вопросы падежей имен существительных

Пример

Именительный

Кто? Что?

Цветок

Родительный

Кого? Чего?

Цветка

Дательный

Кому? Чему?

Цветку

Винительный

Кого? Что?

Цветок

Творительный

Кем? Чем?

Цветком

Предложный

О ком? О чем?

О цветке

Когда-то в древнерусском языке существовал еще один, седьмой, звательный падеж. Но он утратил свое значение в ходе развития языковой культуры. Отголоски звательного падежа остались в просторечиях. Раньше он был сопоставим с именительным и обозначал обращение: отче, человече. На современном этапе развития русского языка он реализуется в таких разговорных обращениях: Петь, Вась, Тань и т. д.

Значение и форма выражения падежей. Именительный падеж

Помимо грамматического значения, падежи имен существительных обладают лексическим. Разберем их.

Именительный падеж. Это основная форма имени существительного. Употребляется в академической литературе (словарные статьи). В данном падеже всегда стоит подлежащее, также слово в им. п. может быть составной частью сказуемого.

Пример: Розы распустились в срок. Подлежащее розы стоит в именительном падеже.

Другой пример: Это дерево – береза. Подлежащее дерево (Им. п., сказуемое береза – именная часть составного именного сказуемого, стоит в Им. п.).

Значения родительного падежа

Родительный падеж. Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:

  • вещество, у которого обозначается мера: литр кваса;
  • принадлежность: мамина обувь;
  • объект какого-либо действия: кипячение воды;
  • отношения определения: красота полей.

Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.

имя существительное число падеж

Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:

  • обозначает конкретный объект, когда связан с переходным глаголом: выписать квитанцию;
  • употребляется после таких глаголов, как бояться, добиваться, лишаться и др.: добиваться (чего?) разрешения.

Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года.

Значения дательного и винительного падежей

Другие падежи имен существительных не так богаты лексическими значениями и грамматическими связями. Так, дательный падеж связывается с глаголами и некоторыми существительными (отглагольными). Имеет значение побочного объекта: помогать родителям (сравним: помогать по дому – прямой объект).

Винительный падеж указывает на то, что перед нами прямое дополнение: пишу поэму.имен существительных падеж род

Творительный и предложный падежи

У существительного в творительном падеже будут следующие значения:

  • орудие или способ действия: бить (чем?) кулаком (способ), бить (чем?) молотком (орудие);
  • субъект, выполняющий действие: пишется (кем?) мамой; отмывается (чем?) тряпкой;
  • входит в состав именной части сказуемого: она была (кем?) врачом.

Предложный падеж – особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:

  • тему разговора, мысли и проч.: поговорим (о чем?) о творчестве Гете; думаю (о ком?) о прекрасной незнакомке;
  • временные и географические показатели: встретились (когда?) на прошлых выходных; работать (где?) в кафе.
  • используется для обозначения даты, но не полной, а с указанием года: я родилась (когда?) в тысяча девятьсот девяностом году.

падежи склонение имен существительных

Склонение существительных

Чтобы писать орфографически грамотно, нужно знать не только падежи. Склонение имен существительных имеет первостепенную роль. В русском языке три типа склонения, каждое из них требует определенных окончаний. Чтобы определить принадлежность к одному из них имен существительных, падеж, род нужно знать в первую очередь.

Такие существительные как родина, земля, рамка, относятся к первому склонению. Их объединяет принадлежность к женскому роду и окончания -а/-я. Также в эти склонения попали малочисленные существительные мужского рода: Витя, дедушка, папа. Кроме рода, их объединяют окончания -а/-я.

Гораздо обширнее группа существительных мужского рода типа: зять, волк, диван. У них нулевое окончание. Относятся такие слова ко второму склонению. В эту же группу включены существительные среднего рода, имеющие флексию -о/-е: море, здание, преступление.

Если перед вами существительное женского рода, оканчивающееся на мягкий знак (нулевое окончание), оно будет относиться к третьему склонению: рожь, молодежь, дочь, брошь.

Могут существительные иметь адъективное склонение, то есть изменяются по падежам они подобно прилагательным и причастиям. Сюда относятся те, которые совершили переход из этих частей речи в существительное: гостиная, встречающие.

Чтобы определить, какие падежи имен существительных употреблены в предложении, необходимо найти то слово, к которому относится существительное и задать вопрос.

К примеру, определим падежи и склонения имен существительных в предложении: Мотоциклист ехал по ровной местности.

Подлежащее мотоциклист не относится ни к какому другому слову, потому что это главный член предложения, следовательно, стоит в именительном падеже. Определяем склонение: нулевое окончание и мужской род обозначают, что слово это 2 склонения. Существительное с предлогом по местности зависит от слова ехал. Задаем вопрос: ехал (где?) по местности. Это вопрос предложного падежа. Местность – женский род, оканчивается на ь, поэтому склонение третье.

имя существительное род число падеж

Склонение существительных единственного числа

Чтобы определить, с каким окончанием требуется написать имя существительное, род, число, падеж и склонение знать обязательно. Склонение бывает твердым и мягким: слово может оканчиваться на мягкий или твердый согласный. Например: лампа – твердый тип; кастрюля – мягкий.

Приведем примеры склонения имен существительных единственного числа и обратим внимание на окончания в некоторых формах.

Первое склонение

Падеж

Твердый тип

Мягкий тип

На –ия

Именительный

Пен-а

Брон-я

Провокаци-я

Родительный

Пен-ы

Брон-и

Провокаци-и

Дательный

Пен-е

Брон-е

Провокаци-и

Винительный

Пен-у

Брон-ю

Провокаци-ю

Творительный

Пен-ой

Броне-й

Провокаци-ей

Предложный

О пен-е

О брон-е

О првокаци-и

Следует обратить внимание на дательный и предложный падежи. Они требуют постановки окончания –е. В существительном на –ия, наоборот, в этих падежах следует писать окончание –и.

Второе склонение

Падеж

Мужской род

Средний род

Твердый тип

На -ий

Твердый тип

Мягкий тип

На -ие

Именительный

Брак

Гений

Молоко

Поле

Пение

Родительный

Брака

Гения

Молока

Поля

Пения

Дательный

Браку

Гению

Молоку

Полю

Пению

Винительный

Брак

Гения

Молоко

Поле

Пение

Творительный

Браком

Гением

Молоком

Полем

Пением

Предложный

О браке

О гении

О молоке

О поле

О пении

Здесь обращаем внимание на предложный падеж: он требует окончания –е. Если существительное оканчивается на -ий/-ие, то в этом падеже необходимо писать –и.

Третье склонение

Падеж

Примеры

Именительный

Лень

Дичь

Рать

Родительный

Лени

Дичи

Рати

Дательный

Лени

Дичи

Рати

Винительный

Лень

Дичь

Рать

Творительный

Ленью

Дичью

Ратью

Предложный

О лени

О дичи

О рати

Обращаем внимание на падежи родительный, дательный и предложный: они требуют окончания –и. Также следует помнить, что после шипящих в единственном числе в этом склонении требуется писать мягкий знак. Во множественном числе он не нужен.

Склонение существительных множественного числа

Разберем падежи имен существительных множественного числа.

Падеж

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Мужской род

Средний род

Именительный

Картины

Кастрюли

Бараки

Поля

Броши

Родительный

Картин

Кастрюль

Бараков

Полей

Брошей

Дательный

Картинам

Кастрюлям

Баракам

Полям

Брошам

Винительный

Картины

Кастрюли

Бараки

Поля

Броши

Творительный

Картинами

Кастрюлями

Бараками

Полями

Брошами

Предложный

О картинах

О кастрюлях

О бараках

О полях

О брошах

Существительные в дательном, творительном и предложном падежах имеют идентичные окончания.

Окончания –и/-ы или –а/-я имеют существительные во множественном числе. Первые могут быть у всех трех склонений, вторые – у некоторых существительных второго склонения: директора, сторожа, профессора.

Чтобы различить лексические значения существительных, поставленных в форме множественного числа, используются разные окончания: лист, но листья (у дерева) и листы (у книги).вопросы падежей имен существительных

Такие существительные, как договоры, выборы, инженеры, офицеры, конструкторы требуется писать только с окончанием –ы. Иная флексия – нарушение нормы.

Разносклоняемые существительные

В русском языке есть уникальная группа существительных. При изменении по падежам они имеют окончания различных склонений. В группу входят те слова, что оканчиваются на –мя (к примеру, время, стремя), а также слово путь.

Падеж

Единственное число

Множественное число

Именительный

стремя

путь

стремена

пути

Родительный

стремени

пути

стремен

путей

Дательный

стремени

пути

стременам

путям

Винительный

стремя

путь

стремена

пути

Творительный

стременем

путем

стременами

путями

Предложный

о стремени

о пути

о стременах

о путях

Подобно существительным 3 склонения, эти слова в единственном числе, падежах родительном, дательном и предложном требуют окончания –и.

Неизменяемые существительные

Еще одна особая группа существительных – неизменяемые. Они не ставятся в форму числа и падежа. У них всегда одна форма: без кимоно (Р. п.) – о кимоно (П. п.); новое кимоно (ед. ч.) – купленные кимоно (мн. ч.). какие падежи имен существительных

Как определить в таком случае, как грамматически выражено имя существительное? Число, падеж смотрим по слову, к которому оно относится. Прмеры:

1. Пешеходы спешили по новому шоссе.

2. Проложены новые шоссе.

В первом предложении определяем число и падеж по прилагательному новому (ед. ч., Д. п.). Во втором - также по прилагательному новые (мн. ч., Им.п.).

Неизменяемые существительные - это, как правило, иноязычные слова, как нарицательные (ситро, кафе), так и собственные (Баку, Гюго). Также неизменяемы сложносокращенные слова (аббревиатуры). Например: ЭВМ, АЭС.

syl.ru

Как определить падеж имён существительных

Mary

Зависит от вопроса, на который данное слово отвечает. Пример щас приведу :
И. п. - кто? кошка
Р. п. - (нет) кого? кошки
Д. п. - (кому? ) кошке
В. п. - (виню) кого? кошку
Т. п. - кем? кошкой
П. п. - о ком? о кошке

Kauzal

На максимальную оценку 100 баллов Единый госэкзамен сдали 496 человек, что составляет 0,05% от 830.415 учащихся, сдававших ЕГЭ.
Два миллиона российских подростков не умеют читать.
Из школьной программы на 2010 год исключены уроки астрономии. Московский планетарий находится на реконструкции свыше 25 лет.

Доступность высшего образования в России бьёт все европейские рекорды:
Парижский университет Сорбонна - от 250 до 1000 евро в год (12 - 50 тыс. руб. )
Мюнхенский технический университет - около 1200 евро в год (55 тыс. руб. )
Берлинский технический университет - около 500 евро в год (25 тыс. руб. )
МГИМО - от 118 до 290 тыс. руб. в год
ГУ Высшая Школа Экономики - от 145 до 313 тыс. руб. в год

Предмет "русская литература" исключен из списка обязательных предметов Единого государственного экзамена (ЕГЭ) . Теперь выпускники средней школы могут сдавать его добровольно. Это решение вполне соответствует государственной линии на дерусификацию России и по своему значению сопоставимо с отменой графы "национальность" в паспорте. Конечно, никого насильно не заставишь "сдавать", а тем более читать отечественную литературу, но "необязательность" Пушкина и Толстого в принципе обозначает "необязательность" русской культуры вообще.

Лисичка

Чтобы определить падеж существительного в предложении нужно: 1) найти слово, к которому относится данное существительное; 2) поставить от этого слова к имени существительному вопрос: увидеть (кого? что? ) брата, гордиться (чем? ) успехами.

Среди падежных окончаний существительных часто встречаются окончания-омонимы. Например в формах родительного падежа из двери, дательного падежа к двери, предложного падежа о двери имеется не одно и то же окончание -и, а три разных окончания-омонима. Такими же омонимами являются окончания дательного и предложного падежей в формах по стране и о стран-е.

Ольга худякова

Конечно, по вопросу (я не буду еще раз их переписывать) . Но если у вас встречается слово, отвечающее на вопрос ЧТО, надо воспользоваться "правилом лисы". в предложении вместо этого слова подставляете слово "лиса". Смотрите по смыслу. Если получается "лиса" значит, это им. падеж, если "лису" то винительный

Buh inoprof

именительный падеж - существует или есть кто? что?
родительный падеж-нет кого? чего?
дательный падеж-дать кому? чему?
винительный падеж-винить или вижу кого? что?
творительный падеж-доволен кем? чем?
предложный падеж-думаю о ком? о ч? чем?
все просто и легко!!!!

Елена масленникова

Именительный - есть кто? что?
Родительный- нет кого? чего?
Дательный- дать кому? чему?
Винительный- веню кого? чего?
Творительный- творю кем? чем?
Предложный- думаю о ком? о чем?

Игорь морозов

В русском языке существует 6 падежей. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Определять нужно по окончанию и обращать внимание на предлоги. К примеру:
К лошадке- (к- предлог дательного падежа), значит это Д. п (дательный падеж)
Вот и всё!

Эмси паси

На максимальную оценку 100 баллов Единый госэкзамен сдали 496 человек, что составляет 0,05% от 830.415 учащихся, сдававших ЕГЭ.
Два миллиона российских подростков не умеют читать.
Из школьной программы на 2010 год исключены уроки астрономии. Московский планетарий находится на реконструкции свыше 25 лет.

Доступность высшего образования в России бьёт все европейские рекорды:
Парижский университет Сорбонна - от 250 до 1000 евро в год (12 - 50 тыс. руб. )
Мюнхенский технический университет - около 1200 евро в год (55 тыс. руб. )
Берлинский технический университет - около 500 евро в год (25 тыс. руб. )
МГИМО - от 118 до 290 тыс. руб. в год
ГУ Высшая Школа Экономики - от 145 до 313 тыс. руб. в год

Женя белозеров

Зависит от вопроса, на который данное слово отвечает. Пример щас приведу :
И. п. - кто? кошка
Р. п. - (нет) кого? кошки
Д. п. - (кому? ) кошке
В. п. - (виню) кого? кошку
Т. п. - кем? кошкой
П. п. - о ком? о кошке

Читайте также