Средний бизнес определение

Малое предпринимательство

Малое предпринимательство (малый бизнес) — предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Малое и среднее предпринимательство Российской Федерации

Продуктовый магазин в сельской местности или жилых массивах — один из наиболее часто встречающихся в СНГ типов малых предприятий

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

23 сентября 2009 года тогда ещё премьер-министр РФ В. В. Путин огласил начинания Правительства РФ по содействию развития малого и среднего предпринимательства России[1]:

  1. Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011).
  2. Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование, от налога на имущество на срок до трёх лет.
  3. Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
  4. Освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.
  5. Передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.
  6. Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.
  7. Сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (сейчас — нужно продлевать каждые пять лет).
  8. Пакет госпомощи малому и среднему предпринимательству в 2010 г. — 13 млрд руб.

Ограничение по статусу

Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49 % (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

(п.1 ч.1 ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Ограничение по численности работников

В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на[2]:

  • микропредприятия — до 15 работников;
  • малые предприятия — до 100 работников включительно;
  • средние предприятия — от 101 до 250 работников включительно.

Ограничение по выручке

С 4 апреля 2016 года согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия — 120 млн рублей;
  • малые предприятия — 800 млн рублей;
  • средние предприятия — 2 млрд рублей.

Кредитование малого предпринимательства

Крупнейшие банки на рынке кредитования малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в 2009 году (рейтинг актуален на 07.04.10[3]), тыс. руб.:

  1. Сбербанк 191 732 686.87
  2. Банк Уралсиб 217 346 252.27
  3. Россельхозбанк 200 140 044.30

Франчайзинг

Основная статья: Франчайзинг

Франчайзинг позволяет предпринимателям начинать дело по готовой схеме крупной сети, используя их бренды и технологии, а также возможности финансирования некоторых этапов. В России, как и во многих странах мира, франчайзинг активно развивается. Примеры сфер предпринимательства, где действуют много франчайзинговых предприятий: торговля, общественное питание, туризм.

Поддержка малого предпринимательства

Основными лоббистами интересов малого и среднего бизнеса в России являются ТПП России и РСПП. В 2013 году в кулуарах недавнего XII Всероссийского форума «Дни малого и среднего бизнеса России-2013» Президентом ТПП РФ была поднята проблема чрезмерного повышения страховых взносов[4]. В 2014 году Правительством РФ утверждена программа поддержки малого бизнеса. В рамках этой программы предусмотрен ряд мер, в том числе финансовых, правовых и административных. Одним из основных инициаторов Программы выступила ТПП РФ[5]. В 2016 году Катыриным было инициировано ужесточение процедуры введения новых налогов для исключения двойного и тройного налогообложения[6].

Государственный «Внешэкономбанк (ВЭБ)» через собственный, специально созданный «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП Банк»), реализует программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.[7][8] Эту программу кредитования еще называют «Шесть с половиной», а ее особенность состоит в льготных условиях для приоритетных отраслей экономики (для среднего бизнеса под 10 процентов годовых, для малого — под 11)[9]. Приоритетность отрасли определяет Правительство РФ.

Опросы показали, что 44 % представителей малого бизнеса осведомлены о действующих программах государственной поддержки, при этом 13 % из них указали, что имеют опыт пользования такими программами[10].

Уровень доверия предпринимателей к банковской системе в России

По данным опроса, проведённого центром НАФИ, 10 % руководителей бизнеса предприняли какие-либо действия в связи со случаями отзыва лицензий банков. Наиболее распространённая реакция — смена банка (18 % тех, кто что-либо предпринимал). 12 % перестали хранить деньги на счетах, а ещё по 10 % открыли либо имеют счёт в другом банке. 6 % сняли наличными со счёта, а 4 % находятся в поиске нового банка. Опросы показали, что 4 % закрыли счета в негосударственных банках и столько же перевели средства в Сбербанк.

66 % предпринимателей уверены в финансовой устойчивости банка, в котором обслуживается их организация, и таковых больше всего среди представителей среднего бизнеса (76 %). Неуверенных — только 13 %, и это чаще всего — малые предприятия (17 %)[11].

Таблица: «Насколько Вы уверены в финансовой устойчивости банка, в котором обслуживается ваша организация?», в % (всероссийский опрос, №=500)

Все

опрошенные

Малый бизнес

(включая микро-)

Средний

бизнес

Полностью уверены 35 33 41
Скорее уверены 31 29 35
Скорее не уверены 10 13 6
Абсолютно не уверены 3 4 1
Затрудняюсь ответить 21 19 17

В других странах

Китай

  • 2013: В качестве меры по стимулированию экономики введены налоговые льготы для малого предпринимательства. С 1 августа 2013 заморожен налог на добавленную стоимость и налога с оборота для предприятий малого предпринимательства, чей ежемесячный объём продаж не превышает 20 тысяч юаней (примерно 3,3 тыс. долл. США). По оценкам правительства, от этих льгот выиграют более 6 миллионов малых предприятий, увеличатся доходы и повысится уровень занятости у миллионов китайцев. Новые меры стимулирования предусматривают также упрощение процедуры таможенного оформления, снижение эксплуатационных сборов и облегчение экспорта для малых и средних частных предприятий[12].

США

Структура малого и среднего бизнеса США:

Тип бизнеса Годовой оборот Количество компаний Занятость
Малый бизнес менее 10 млн долларов около 6 млн 35%
Средний бизнес от 10 млн до 1 млрд долларов 195 000 34%

Сегмент среднего рынка принято подразделять на три сегмента:

  • компании с наименьшим оборотом (они ближе к малому бизнесу);
  • компании, конкурирующие в среднем сегменте (годовой оборот от 20 до 500 млн долларов);
  • компании с наибольшим годовым оборотом (сближаются с крупным бизнесом)[13].

Украина

Структура малого и среднего бизнеса на Украине[14][15]:

Тип бизнеса Кол-во сотрудников Годовой доход Кол-во субъектов
Микробизнес до 10 не более экв. 2 млн евро 1910830
Малый бизнес 10-49 не более экв. 10 млн евро 47555
Средний бизнес 50-249 не более экв. 50 млн евро 15510

ru.wikipedia.org

/ Малый бизнес

1-2 глава

Малый бизнес — бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Малый бизнес (или малое предпринимательство) — это сектор экономики, включающий в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия.

К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям перечисленным ниже.

Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу:

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВЫРУЧКЕ

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556, с 1 января 2008 г. для малых предприятийустановлено предельное значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость - 400 млн. рублей.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ

Средняя численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий не должна превышать стачеловек включительно.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО СТАТУСУ

  • Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %

Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышатьдвадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

http://www.vdcr.ru/important/terminology/small-business.html

Понятие малого бизнеса в России

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами рыночной экономики при определенно установленных критериях. Они могут быть установлены законом, государственными органами, или другими представительными организациями.

Само понятие «малый бизнес», «предпринимательство» множество научных работ определяет как деятельность, которая исполняется группой лиц, или предприятие управляемое одним собственником. Мировая практика показывает, что основным показателем, в первую очередь является средняя численность занятых на предприятии работников, за отчетный период. Их относят к субъектам малого предпринимательства, что непосредственно является основой предприятий различных организационно правовых форм.

Есть несколько критериев, в основе которых предприятия относят к сфере малого предпринимательства:

  1. количество персонала на предприятии;

  2. величина уставного капитала;

  3. сумма активов;

  4. объем прибыли (дохода, оборота).

24 июля 2007 года вступил в силу Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации № 209-ФЗ . Субъектами малого бизнеса стали определять коммерческие предприятие, в уставном капитале которых доля субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов, не должна превышать 25%. Если доля принадлежит одному или нескольким юридическим лицам которые не были участниками малого бизнеса, средняя численность работников за отчетный период не превышает предельного уровня, так же не должна быть более 25%.

  • в отрасли народного хозяйства (промышленности) - 100 человек; 

  • в строительстве - 100 человек; 

  • в транспортной сфере - 100 человек; 

  • в аграрном (сельском) хозяйстве - 60 человек; 

  • в научно-технической области - 60 человек; 

  • в оптовой торговле - 50 человек; 

  • в бытовом содержании и в розничной торговле населения - 30 человек; 

  • в других отраслях и при выполнении иных видов деятельности - 50 человек. 

Участниками малого бизнеса могут выступать физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица- индивидуальные предприниматели, об этом сказано в Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Под предпринимательством понимают – особый вид экономической активности (разумная деятельность, направленная на получение прибыли), в основе которой лежит самостоятельная инициатива, ответственность и нововведения в предпринимательской идее. 

Как правило, начальный этап особого вида экономической активности связан только с идеей (результат мыслительной деятельности), которая в дальнейшем должна принять материальную форму. В этом основная роль малого предпринимательства.

Наличие инновационного момента, одна из особенностей малого предпринимательства, бизнеса. Это может быть изготовление нового товара, образование нового предприятия или смена профиля деятельности. Внедрение новейших методов организации производства, Иная система управления, качество, новые технологии – это очень важные инновационные моменты.

Эта модель экономики создает нужную атмосферу конкуренции, способную создавать новые рабочие места, мгновенно реагировать на любые изменения в рыночной конъюнктуре, заполнять образовавшиеся ниши в сфере потребительской и являться главным источником формирования среднего класса, соответственно увеличивать социальную базу проводимых реформ.

Во-первых, обеспечивает высокую эффективность, за счет необходимой мобильности, создает глубокую классификацию и кооперацию, в условиях рынка. Во-вторых, он умеет не только заполнять ниши, которые формируются в потребительской сфере, но и достаточно быстро окупать их. В-третьих, делать атмосферу явной конкуренции. В-четвертых, - это самое важное и главное, без чего рыночная экономика в принципе не возможна, он создает нужную атмосферу и дух предпринимательства.

Важность предпринимательства заключается и в том, что пока малые предприятия ведут жестокую конкурентную борьбу за выживание на рынке, они вынуждены все время развиваться, усовершенствоваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь для того, что бы выжить, нужны средства на существование, и они обязаны быть лучше других, чтобы получать максимальную прибыль.

В масштабах России современная рыночная структура экономики предполагает 10-12 миллионов предпринимателей малого бизнеса, но, к сожалению, насчитывается всего 300-400 тысяч. Из чего видно, что как особый сектор в рыночной экономике малое предпринимательство еще не полностью сформировалось, и это означает, что его потенциал полостью не используется. 

Классическими задачами определяется роль малого бизнеса, которые в развитых странах малый бизнес решает сам. В первую очередь – это развитие здоровой конкурентоспособной среды в экономике, воспроизводящих сильных стимулов в мотивации для более рационального использования знаний, умений, трудолюбия и энергии населения. А это, позволяет более активно разрабатывать и применять имеющиеся ресурсы, материальные, организационные, технологические и кадровые. Смягчение колебаний экономической конъюнктуры при помощи особого механизма сбалансирования спроса и предложения. Создание качественной системы организационных, производственных и бытовых услуг. Сформировать большее количество новых рабочих мест, создание важной прослойки общества, какого как средний класс. Введение новых форм организации, производства финансирования, и сбыта. Развитие инновационного потенциала экономики.

Процветание малого бизнеса дает стимуляцию для экономического роста, содействует разнообразию и насыщению местных рынков, к тому же позволяет возместить издержки рыночной экономики, такие как кризисные явления, конъюнктурные колебания, безработица.

Малый бизнес имеет большие возможности для оптимизации путей развития общества и экономики в целом. Отличительной чертой малого предпринимательства является непрерывное стремление в использовании ресурсов всех видов, постоянное стремление к увеличению их количества и качества, обеспечению наиболее целесообразных пропорций для данных условий. На практике, это выглядит так: на малом предприятии не может быть излишек сырья, неиспользуемого оборудования, лишних работников. В достижении наилучших показателей экономики в целом, это обстоятельство является одним из важнейших факторов.

При существующих жестких ограничительных критериях соотношения предприятий к малым, само малое предпринимательство является антимонопольным. В условиях рыночной экономики эта отличительная черта малого бизнеса, осуществляет свою позицию в поддержание конкурентной среды.

Имеет смысл особо указать на региональную направленность малого предпринимательства. В регионе настоящей базой рыночной экономики является малая экономика. В местный бюджет малый бизнес приносит очень важный по значению доход. Зачастую малые предприниматели очень заинтересованы в интенсивном и плодотворном сотрудничестве с местными органами власти, т.к. основные проблемы в развитии малого предпринимательства связаны с решением некоторых вопросов регионального и местного значения.

Структура малого бизнеса

Исходя из направления и содержания предпринимательской деятельности, вложения капитала в объекты и получения определенных результатов, согласованность предпринимательской деятельности с основными стадиями производственного процесса, отличают некоторые виды индивидуального предпринимательства:

Производственное. Если предприниматель, использует в качестве исполнения некоторые предметы или орудия труда, изготавливает продукцию, производит товары, оказывает услуги (юридические, бухгалтерские, бытовые и прочие), некоторые виды работ, предоставляет информацию, занимается творческой деятельностью и многим другим, что не повлечет за собой угрозу жизни и здоровью граждан, и осуществляет дальнейшую продажу (реализацию) покупателям, потребителям, торговым организациям. Такой вид предпринимательства называется производственным.

Коммерческо-торговое. Так как изготавливаемую продукцию (товары) надо реализовывать (продавать) или менять на другие виды продукции (товаров). Соответственно производственное предпринимательство тесно связано с бизнесом в сфере обращения. Как второй основной вид российского предпринимательства, коммерческо-торговый бизнес должен развиваться большими темпами.

Финансово-кредитное. Особой формой коммерческого предпринимательства является финансовое предпринимательство. В качестве предмета купли продажи могут выступать, национальные деньги (российский рубль, американский доллар и др.), ценные бумаги (акции, вексель, банковский сертификат и прочие), продаваемые предпринимателем или даваемые покупателю в кредит. В финансовых сделках, таких как продажа или покупка иностранной валюты за рубли важную роль занимает непредсказуемый круг операций, охватывающий все разнообразие обмена и продажи денег, или других видов денежных средств (иностранную валюту), обмена ценных бумаг.

Посредническое. Предпринимательство, в котором бизнесмен сам не производит и не продает товар, выступая лишь связующим звеном между продавцом и покупателем в процессе товарного обмена и денежных операциях – называется посредничеством.

Страховое. Ряд действий предпринимателя в случае событий, приводящим к тяжким последствиям, материальному ущербу, потери имущества, здоровья, жизни и других видов потерь, которые в соответствии с законодательством и заключенным договором, гарантирует страхователю возмещение убытков, называется страховое предпринимательство. Для этого необходимо внести определенную плату и составить договор страхования. Важность страхования заключается в том, что, получая страховой взнос, предприниматель оплачивает страховку только при определенных обстоятельствах описанных в договоре. Возможность возникновения страховых случаев на практике не очень большая, поэтому полученная оплата образует предпринимательский доход.

Интенсивность развития малого бизнеса в современной экономике России, является одним из важнейших показателей. В подтверждение к этому непрерывные поправки в законодательстве, направленные в первую очередь на благоприятные условия, для независимого развития малого бизнеса и среднего предпринимательства.

Будущее развития малого бизнеса многого обещает. Внедрение в эксплуатацию новейших технологий на производства, будет содействовать ежегодному увеличению объемов производства, создание новых рабочих мест, и росту количества субъектов малого предпринимательства.

http://mbgar.ru/malyj-biznes.html

Развитие малого и среднего бизнеса в различных отраслях является одним из основных источников экономического роста государства, и без его участия невозможно построить инновационную экономику. В экономически развитых странах малый и средний бизнес играет очень важную экономическую и социальную роль, и доля таких фирм там составляет примерно 70–80% от общего числа организаций.

За прошедшие годы реформ в России малый и средний бизнес доказал свою эффективность и общественную полезность, даже несмотря на прошедшие кризисы в 1998 году и мировой финансовый кризис в 2008 году. И в современных условиях модернизации экономики он будет играть такую же существенную роль, как и во многих развитых странах. 

http://www.creativeconomy.ru/articles/11515/

Малый и средний бизнес (МСБ) в конце 2000-х годов стал объектом повышенного интереса государства. В 2008 г. была создана специальная комиссия при Правительстве России, которую сейчас возглавляет первый вице-премьер И.И. Шувалов. Аналогичные органы стали создаваться в регионах. Президент страны стал более или менее регулярно проводить совещания относительно политических и экономических аспектов развития МСБ. На одном из них Д.А. Медведев даже заявил, что «без малого и среднего бизнеса у нашей страны нет будущего»1 . 

Активность государства в отношении развития МСБ отчасти отражает стремление власти повысить эффективность экономики с помощью малых и средних предприятий. Хотя аналогичные меры неоднократно предпринимались в прошлом, значимость МСБ для страны все еще невелика. Его доля в российском ВВП составляет 21%, в то время как в ЕС, развитых азиатских странах, США и государствах МЕРКОСУР этот показатель находится в диапазоне от 40 до 70%. Тенденция к поддержке МСБ государством характерна для многих стран. По данным Мирового банка, за период 2005–2006 годов в 112 странах мира было проведено 213 стимулирующих реформ в этой сфере.

Меры по увеличению роли МСБ в российской экономике имели отчасти и конкретную антикризисную направленность. Государство хотело через поддержку мелкого и среднего предпринимателя решить некоторые текущие социально-экономические проблемы, обострившиеся в условиях кризиса 2008-2009 годов. Возможно, российское правительство учитывало заключения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), согласно которым страны, в которых доля малого и среднего бизнеса составляет 60–70% ВВП, эффективнее преодолевают кризисы, по сравнению с теми, где эти показатели меньше.

Основной ущерб отечественной экономике был нанесен кризисом 2008-2009 годов в результате воздействия на крупные предприятия. МСБ в этих условиях обладал рядом «антикризисных» свойств. Малые и средние компании более гибки по сравнению с крупными корпорациями. Они могут более оперативно вносить изменения в ценовую политику, ассортимент продукции, менять поставщиков, систему сбыта, впитывать высвободившиеся трудовые ресурсы. В новейшей российской истории были периоды, когда предпринимательство способствовало достижению социально-экономической стабильности в государстве во время кризисов. Например, в 1990-х годах решению проблем товарного дефицита (и ряда социальных проблем) способствовали «челноки» – предприниматели-индивидуалы, закупавшие товары за рубежом (в Китае, Южной Корее, Турции, Польше) и перепродававшие их на территории СССР. 

Кризис чаще всего рассматривается как отрицательное явление. Вместе с тем он может стать основанием для начала нового этапа развития, выдвижения новых инициатив. Этот тезис применим и к малому и среднему предпринимательству. Кризис как возможность для субъектов МСБ предполагает появление новых путей для вхождения в более плотную экономическую среду, увеличения объемов деятельности, выхода на новые рынки. Кризис как угроза определяется нехваткой кредитных ресурсов и ресурсов для развития, рисков, связанных с трудовыми отношениями.

Анализ возможностей и ограничений развития МСБ требует определения его социально-экономических характеристик и отличительных особенностей. В таковым относится, во-первых, то обстоятельство, что малые и средние предприятия вносят значимый вклад в стабилизацию социальной ситуации в стране, решая наиболее острые проблемы, связанные с напряженностью в обществе (прежде всего, вопрос занятости), не требуя значительных затрат со стороны государственного бюджета. 

Во-вторых, МСБ производит и поставляет широкий спектр товаров и услуг, создает новые рынки, способствуя расширению ассортимента товаров и услуг. 

В-третьих, малые и средние компании способствуют повышению общеэкономической эффективности, выступая в качестве субподрядчика и поставщика крупных предприятий. В-четвертых, МСБ способствует снижению трансакционных издержек взаимодействия субъектов на рынке, гибко реагируя на изменения внешних условий, меняющиеся запросы и потребности клиентских групп, обеспечивая информационную открытость и близость к потребителю. Отдельно необходимо упомянуть о свойствах малого бизнеса создавать и внедрять инновации и его роли в формировании в обществе «духа предпринимательства». 

Экономика развитых стран представляет собой двухуровневую систему, один уровень которой составляют крупные компании, а другой – малые и средние предприятия. Общая эффективность определяется качеством функционирования каждого из этих уровней. Крупные (транснациональные) компании зачастую пользуются поддержкой правительств, формируют для себя индивидуальную институциональную среду с целью получения конкурентных преимуществ на мировых рынках. Такие компании, в основном придерживаясь общеэкономических правил, отклоняются от них по согласованию с государством, если тому не препятствуют наднациональные организации и институты.

В отличие от крупных, малые и средние предприятия развитых стран обеспечивают благосостояние основной массы населения. Они чаще действуют на внутренних региональных рынках, не имея выхода и влияния на центральное правительство. Однако адекватные условия для развития МСБ создаются за счет эффективного государственно-частного взаимодействия: правительства привлекают компании при подготовке и изменении институциональной среды.

Обозначенные выше особенности характерны для МСБ в развитых странах. В России они принимают несколько иные очертания. 

(1) Одним из важных факторов, влияющим на эффективность взаимодействия государства с малым и средним бизнесом в России, является непродолжительный, если сравнивать с развитыми странами, период существования самого института предпринимательства. Законодательная база для бизнеса на территории нашей страны была заложена в 1987 г. с принятием законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О кооперации в СССР». Очевидно, что за немногим более чем двадцатилетний период затруднительно построить эффективную систему государственно-частного взаимодействия. «Отягощающим» фактором послужило и то, что формирование отношений власти и предпринимательства сопровождалось частой сменой социально-экономических и политических реалий в условиях незрелости бизнес-среды.

Низкая эффективность государственно-частного взаимодействия на начальном этапе можно проиллюстрировать. Постановлением Совета министров в 1987 г. было разрешено создать хозрасчетные центры научно-технического творчества молодежи. По замыслу предполагалось, что они станут основой инновационного развития экономики. Однако вскоре центры отошли от первоначальной ориентации, занявшись различными формами коммерческой деятельности, например, перепродажей сырья закупленного по государственной цене. При этом они не платили налогов, лишь отчисляя часть дохода в местные фонды, которые поощряли полулегальную деятельность центров такого рода. 

В дальнейшем факторами, препятствующими развитию предпринимательства в России, стала неразвитость правовой среды, отсутствие необходимой инфраструктуры, административные барьеры, криминал, социально-экономическая нестабильность. Показательно, что рост числа малых и средних предприятий в стране происходил до 1994 года, а в последующий период их число находилось на уровне, примерно 1 миллиона. В конце 1990-х годов мировая экономическая конъюнктура способствовала увеличению интереса власти к крупному бизнесу, а не к малому и среднему. Происходило укрепление позиций бюрократии, сочетавшееся с усилением административного давления на малое и среднее предпринимательство. В начале 2000-х годов малый и средний бизнес оказался на периферии российской политики и экономики. 

(2) Особой чертой взаимодействия власти с МСБ в России является «своизм» – стремление отдельных представителей малого и среднего бизнеса сформировать для себя индивидуальные условия при работе с чиновниками. Такие отношения, при которых общие правила игры для МСБ нарушаются в ущерб интересам отдельных игроков, существенно ограничивают возможности экономического роста страны. Во-первых, они подавляют состязательность и конкуренцию как фундаментальное свойство малого и среднего бизнеса. Во-вторых, создают барьеры для входа на рынок новых участников.

Формирование данной модели является, по всей видимости, следствием трансформационного спада отечественной экономики в условиях, когда были ограничены возможности коллективного участия субъектов МСБ в согласованном взаимодействии для получения общеэкономической выгоды. Каждый субъект МСБ выживал в одиночку. При низком качестве институциональной среды это вело к порочной практике «решения конкретных вопросов с конкретными чиновниками». 

(3) Характерной чертой российского малого (преимущественно) и среднего предпринимательства является «третьестепенность» его инновационной функции. В США на долю малых предприятий приходится половина патентуемых инноваций. В России малые предприятия – сфера «экономического выживания» для значительной части населения. Инновационность малого бизнеса в России заключаются в активном внедрении и адаптации иностранных технологий. Малое предпринимательство оказывается своеобразной «губкой», впитывающей и распространяющей на локальном уровне инновации, созданные за рубежом. Слабость инновационной составляющей МСБ России связана с тем, что «низкоинтеллектуальная» деятельность в данном секторе (торговля, общественное питание) гораздо менее рискованна и более доходна. Вторая причина слабости «интеллектоемкого» бизнеса проистекает из отсутствия или слабости соответствующей инфраструктуры.  

(4) В качестве особенности отечественного МСБ можно выделить специфику конкуренции. Развитие конкуренции в предпринимательской среде между компаниями является существенным свойством МСБ в экономике развитых стран. В России МСБ вносит слабый вклад в формирование конкурентного поля как «своего», так и общего с крупным бизнесом. Это обусловлено тем, что, во-первых, деятельность корпораций и малых компаний находится в российской экономике в разных хозяйственных нишах. Во-вторых, отечественные представители МСБ склонны использовать нерыночные методы конкуренции. В частности, отечественные малые предприятия склонны ориентироваться на цены конкурентов, а не на спрос. 

Одним из определяющих для развития МСБ в России является социокультурный фактор. Согласно опросам, доля желающих стать предпринимателями в России составляет не более 2% населения. Очевидно, что это желание напрямую определяет потенциал развития МСБ в стране. Например, в Соединенных Штатах желающих заняться бизнесом около 70% населения. При этом если на долю малого предпринимательства в нашей стране приходится порядка 14% ВВП, то в США – около половины. По всей видимости, влияние на желание заниматься предпринимательством оказывает не только низкое качество институциональной среды. За рубежом дух предпринимательства в сочетании с развитым индивидуализмом во многом предопределяет большое стремление людей заниматься бизнесом. В целом, по оценкам экспертов развитие российского малого предпринимательства происходит по модели, свойственной странам «развивающихся рынков».

В начале 2000-х интерес власти к малому и среднему бизнесу возобновился. Это было связано с тем, что российская экономика исчерпала резервы, на которых основывался экономический рост предыдущего периода. В то время малое и среднее предпринимательство находилось вне интересов политиков, однако ухудшение экономического положения в стране потребовало поиска и использования дополнительных ресурсов для подъема экономики. Помимо сокращения доли малоэффективной государственной собственности и иностранных инвестиций, в качестве мер по преодолению тяжелых социально-экономических условий рассматривалось стимулирование развития малого и среднего бизнеса.

StudFiles.ru

Малый бизнес это:

Малый бизнес
(!) Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Малый бизнес — бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Содержание

  • 1 Малый и средний бизнес в Российской Федерации
    • 1.1 Ограничение по статусу
    • 1.2 Ограничение по численности работников
    • 1.3 Ограничение по выручке
    • 1.4 Кредитование малого бизнеса
  • 2 Примечания

Малый и средний бизнес в Российской Федерации

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

23 сентября 2009 года премьер-министр РФ В. В. Путин огласил инициативы Правительства РФ по содействию развития малого и среднего бизнеса России[1]:

  1. Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14% (с 2011).
  2. Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование, от налога на имущество на срок до трёх лет.
  3. Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
  4. Освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.
  5. Передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.
  6. Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.
  7. Сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (сейчас — нужно продлевать каждые пять лет).
  8. Пакет госпомощи малому и среднему бизнесу в 2010 г. — 13 млрд руб.

Ограничение по статусу

Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %.

  • Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов
    • (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов),
  • доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов
    • (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования)

(п.1 ч.1 ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Ограничение по численности работников

В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на[2]:

  • микропредприятия — до 15 работников;
  • малые предприятия — до 100 работников;
  • средние предприятия — до 250 работников.

Ограничение по выручке

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия — 60 млн рублей;
  • малые предприятия — 400 млн рублей;
  • средние предприятия — 1 млрд рублей.

Кредитование малого бизнеса

Крупнейшие банки на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в 2009 году (рейтинг актуален на 07.04.10[3]), тыс. руб.:

  1. Сбербанк 191 732 686.87
  2. Банк Уралсиб 217 346 252.27
  3. Россельхозбанк 200 140 044.30

Примечания

  1. Малый бизнес защитили от малой власти. Коммерсантъ № 50 (4350) (24 марта 2010). Архивировано из первоисточника 13 марта 2012. Проверено 13 августа 2010.
  2. Федеральный Закон № 209-ФЗ от 24.07.2007
  3. РБК
Wiki letter w.svg Для улучшения этой статьи желательно?:
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Викифицировать статью.
Категория:
  • Бизнес-термины

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Малое предприятие - это что такое? Критерии и описание малого предприятия

Значительный процент российских бизнсов представлен в такой категории, как малое частное предприятие. Это, как считают многие эксперты, типичный статус для инновационного типа фирм, для начинающих ИП. Есть также такая категория, как среднее предприятие. Чем они отличаются? Малое предприятие - это сколько человек? Какие преференции может давать такой статус с точки зрения возможных мер государственной поддержки? Рассмотрим эти и сопутствующие нюансы, характерные для работы бизнесов в статусе МСП.

Малые и средние предприятия это

Критерии отнесения к МСП

Согласно российскому законодательству, малые и средние предприятия - это два разных класса бизнеса, принадлежность к которым определяется рядом критериев. Рассмотрим те, которые свойственны для компаний первого и второго типа. Начнем с типично малых предприятий.

Что представляет собой организация малого предприятия? В соответствии с нормами закона, к таковым относятся фирмы, в которых работает не более 100 человек. Предельная годовая выручка такого предприятия не может превышать 400 млн руб. Также доля собственников (юрлиц, которые сами по себе не являются малыми предприятиями) может составлять не более 25%.

Некоторые эксперты также отмечают, что малые и средние предприятия - это далеко не исчерпывающая классификация частных фирм, для работы которых характерен небольшой масштаб. Есть и иные категории организаций. Такие как, например, микропредприятия. К таковым относятся бизнесы, в которых занято не более 15 сотрудников.

Мы видим, что к категории МСП могут относиться бизнесы, которые вовсе не кажутся "малыми". Все-таки оборот, близкий к 400 млн рублей, - показатель серьезного масштаба деятельности фирмы.

Малое предприятие это

Критерии для средних предприятий

Рассмотрим то, каковы критерии для средних предприятий. Их немного. Касательно численности персонала, стандарт, прописанный в законе, такой: от 101 до 250 сотрудников. По годовой выручке - от 401 млн до 1 млрд руб. Разница с категорией малых предприятий, как мы видим, существенная.

Играет ли роль, какой вид деятельности ведется в организации? Нет. Закон в этом смысле не содержит каких-либо разграничительных норм. Малые и средние предприятия - это фирмы, которые могут заниматься совершенно одинаковой деятельностью, но принадлежать к разным классам организаций только лишь из-за выручки и величины штата сотрудников. Аналогично рассматривается форма собственности. ООО - это малое предприятие, ИП - аналогично. Акционерное общество - точно так же. Это же правило относится и к средним бизнесам.

Критерии для МСП: пояснения

Выше мы рассмотрели критерии, характеризующие такие категории, как среднее и малое предприятие. Полезно будет знать также некоторые особенности их корректного определения.

Если говорить о размере штата - подразумевается средняя численность работников за календарный год, который предшествует моменту исследования фирмы на предмет отнесения к той или иной категории. Прописанные в законе пограничные значения цифр рассматриваются включительно.

Под выручкой подразумевается доход от продажи товаров, выполнения работ или же оказания услуг без учета НДС. Кроме того, сюда могут быть добавлены активы фирмы с учетом ее балансовой стоимости за календарный год, предшествующий исследованию.

Малое предприятие критерии

Новый бизнес как МСП

Но как отнести бизнес к той или иной категории, если исследуется только что созданная организация? Малое предприятие, критерии которого названы выше, применить нельзя из-за отсутствия статистических фактов. Равно как и тех, что установлены для среднего. Для таких случаев есть следующая норма. Если организация создана только что, то ее можно отнести к категории малого или среднего, если показатели, отражающие среднюю численность сотрудников, выручки (или же ее в сочетании с балансовой стоимостью) за период с момента, когда сведения о фирме были внесены в реестр, не превысили соответствующие предельные значения. То есть если фирма создана в январе, а до августа ее обороты не превысили 400 млн, а численность персонала - 100 человек, то она - малое предприятие. Критерии нам известны.

Нюансы подсчета кадров

Еще один важный нюанс, касающийся подсчета количества сотрудников. Имеют значение не только контракты, оформленные в соответствии с ТК РФ (то есть по трудовой книжке), но также и гражданско-правовые соглашения, а также работа по совместительству. То есть понятие "штат" в данном случае не привязано к юридическому аспекту оформления трудовых взаимоотношений между предприятием и сотрудниками. Главное, что работа осуществляется легально, а в каком конкретно формате - по ТК или в рамках гражданско-правовых соглашений, законодателю не важно.

Кстати, в законодательстве есть норма, по которой контракты по подряду могут быть приравнены к полноценным трудовым соглашениям. Например, если человек работает как подрядчик по гражданско-правовому договору, но каждый день ходит в офис компании-заказчика как к себе на работу, соблюдает график и согласует, скажем, выход в отпуск с руководством организации, то Роструднадзор может обязать фирму заключить с таким партнером полноценный трудовой контракт по ТК.

Малое инновационное предприятие это

Зачем моей компании статус МСП?

Выше мы определили критерии, по которым фирма может относиться к разряду малого или среднего предприятия. Те параметры, о которых идет речь, определены на законодательном уровне. То есть вероятно, что принадлежность фирм к той или иной категории важна с точки зрения неких перспектив. Собственно говоря, какова практическая польза от того, что компания имеет статус "малое предприятие"? Это предусматривает какие-то привилегии? Да, это так.

Дело в том, что в России работает ряд федеральных и региональных, а также муниципальных программ, направленных на поддержку бизнесов, для которых форма малого предприятия - определяющий критерий. Есть целое направление государственной политики в этой области. О какого рода мерах поддержки может идти речь?

Виды поддержки МСП

Государственная политика РФ подразумевает ряд льгот, если бизнес ведется в таком формате, как предприятие малого бизнеса. Это такие, меры как:

  • льготные налоговые режимы (далее мы рассмотрим, какие именно);
  • упрощенные стандарты, касающиеся налогового и бухгалтерского учетов, статистического типа отчетности;
  • льготы, касающиеся порядка расчетов в области приватизированного имущества;
  • отведение особой роли малым бизнесам в сфере госзакупок;
  • помощь в защите прав и интересов предпринимателей при взаимодействии с надзорными органами;
  • финансовая поддержка бизнесов;
  • помощь бизнесам в развитии инфраструктуры;
  • иного рода меры, упрощающие ведение бизнеса фирмам категории МСП.

Форма малого предприятия

Кто получит поддержку?

Соответствующие программы поддержки бизнесов могут отличаться в разных регионах (как и между разными муниципальными образованиями и населенными пунктами). Многое зависит от отраслевой специфики бизнеса. В каких-то субъектах федерации больший приоритет отдается предприятиям, занятым в сфере добычи полезных ископаемых, в других - металлургическим компаниям. В ряде российских городов есть фонды, деятельность которых сконцентрирована на поддержке фирм, занимающихся типично инновационными видами деятельности. В таких организациях могут найти поддержку основатели "стартапов", основной бизнес-идеей которых является, как правило, создание совершенно новых рыночных ниш на базе не освоенных еще никем технологий.

На практике помощь предприятиям, относящимся к категориям малых и средних, могут оказывать как государственные и муниципальные органы власти, так и различного рода организации и фонды, которым отведена такая роль. Например, если бизнес - малое инновационное предприятие, это может стать фактором успешного привлечения венчурных инвестиций при содействии фондов с преимущественно государственным участием.

ООО это малое предприятие

Основные проблемы в области малого и среднего бизнеса

Собственно, по каким причинам бизнесам нужна государственная поддержка? Неужели успешное, хотя и малое предприятие - это организация, предполагающая некую дотационность деятельности? Каковы основные проблемы, характерные для МСП в России?

Эксперты полагают, что в числе наиболее характерных сложностей - высокая налоговая нагрузка. Кроме того, бизнесам не хватает ресурсов финансового характера. Первая проблема на практике выражается, главным образом, в необходимости уплачивать большого размера взносы в государственные фонды - ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников. Касательно второй отмеченной сложности - речь идет о низкой доступности дешевых кредитов. Те ставки, которые установлены большинством российских банков, неподъемны для многих предпринимателей.

Еще одна сложность для российских бизнесменов - низкая доступность земельных ресурсов, недвижимости. Многие предприниматели, как выясняют эксперты, испытывают проблемы с доступом к энергетическим инфраструктурным объектам. Подключаться к сетям сложно, тарифы - высоки. Еще одна проблема частных бизнесов, отмечаемая экспертами, - дефицит кадров.

Роль государства в решении проблем бизнеса

Государственные институты, как отмечают эксперты, в целом должны быть заинтересованы в том, чтобы малое предпринимательство в России развивалось. И потому различного рода программы поддержки МСП должны учитывать необходимость решения актуальных проблем, о которых идет речь. В некоторых направлениях деятельности, полагают аналитики, результаты есть.

Льготное налогообложение

Прежде всего, это касается той самой налоговой нагрузки. В частности, предприятия МСП могут воспользоваться льготными системами налогообложения - УСН, ЕНВД или же патентами. Каждый из этих режимов в большинстве случаев гарантирует намного меньшую величину отчислений в казну, если сравнивать цифры с общей системой. Более того, некоторые категории индивидуальных предпринимателей вправе уменьшать налоги на сумму уплаченных взносов в ПФР, ФОМС и ФСС. И в этом случае для многих ИП соответствующая нагрузка сводится к минимуму. К слову, здесь же можно сказать о послаблениях касательно налоговой и бухгалтерской отчетностей. Все, что обязаны сдавать в ФНС многие ИП, - это годовая декларация. Требований к ведению сложной бухгалтерской документации к ним законодатель не предъявляет.

Малое частное предприятие это

Кредиты и гранты

С кредитами, безусловно, сложнее. Даже те банки, в которых государству принадлежит преобладающая доля в акциях, предлагают займы на условиях, далеких от желаемых. Многие бизнесы вынуждены кредитоваться за рубежом, формируя большой внешний корпоративный долг. Программы займов за счет бюджетных ресурсов, как считают эксперты, развиты в РФ достаточно слабо.

Есть некоторые механизмы финансовой поддержки бизнесов за счет государственных и муниципальных грантов. Однако говорить о том, что они работают на системной основе, пока преждевременно, считают аналитики. Более того, те суммы, которые фигурируют в соответствующих программах поддержки, полагают эксперты, с трудом помогут бизнесам в достижении значимых результатов.

Венчурный аспект

Вместе с тем, как полагают многие аналитики, у бизнесов в России есть возможности привлекать финансирование не от банков, а от инвесторов. Критерий в данном случае достаточно прост: главное, чтобы бизнес-идея соответствовала амбициям предпринимателя и приносила прибыль. Все, что нужно инвестору, - это рентабельность выше, чем средний банковский процент. Чтобы был смысл вкладываться в бизнес, а не перечислять наличность на депозит. Если венчурный инвестор решит, что конкретное малое инновационное предприятие - это образец сочетания разумной бизнес-идеи и продуманного плана по ее реализации, то с удовольствием вложит в него свои средства. На тех условиях, которые, вероятно, не сможет предложить ни один коммерческий банк. Малое предприятие - это привлекательный для многих инвесторов объект вложений.

МСП и кадровый аспект

Проблему с кадрами между тем государство также решает, хоть и в достаточной мере опосредованно. Речь идет о популяризации программ подготовки технических специалистов в вузах, развитии профессионального технического образования. Все эти направления деятельности во многом зависят от качества государственной политики.

Вместе с тем, полагают некоторые эксперты, также и сам бизнес должен прилагать усилия к улучшению общего климата в предпринимательской среде. Взять ту же кадровую проблему: многие предприятия, считают аналитики, увеличивают объем производства, но при этом не формируют новых вакантных ставок. Новые рабочие места не появляются, особенно те, что требуют привлечения квалифицированных специалистов. Во многом по этой причине школьники не выбирают производственные профессии, справедливо полагая, что работа им не гарантирована. Кроме того, полагают эксперты, не все предприятия уделяют внимание проблеме повышения производительности труда.

fb.ru

СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА это:

СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц
- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов),
- доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий;
среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
(средняя численность работников определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений)
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения:
- для микропредприятий - 60 млн. рублей;
- для малых предприятий - 400 млн. рублей;
- для средних предприятий - 1000 млн. рублей.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием по ограничению численности сотрудников и объема выручки.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.

dic.academic.ru

Предпринимательство - это что такое? Малое и среднее предпринимательство

Чтобы понять, что такое предпринимательство, следует знать, какие социальные и экономические условия нужны для его развития. Так, ключевым столбом для его успешного существования в стране является признание частной собственности. Также государство обязано поддерживать малый и средний бизнес, чтобы его экономика развивалась и регулярно поступали в казну средства, вырученные представителями этих структур.

Понятие предпринимательства

Что такое предпринимательствоПредпринимательство – это свое дело, частное предприятие, которое осуществляет производство тех или иных товаров и оказывает населению определенные услуги. Оно является залогом успешного развития рыночной экономики, в частности его малая и средняя формы.

Предпринимательство, независимо от формы, представляет собой определенную деятельность субъекта (предпринимателя) и так или иначе связано с экономическими рисками для него. Главной задачей предпринимателя является не только уметь производить товар или оказывать ту или иную услугу, но и понимать, существует ли на них спрос, и обеспечивать предложение. С такой точки зрения предпринимательство – это всегда определенный риск.

Такой род деятельности является универсальным, его можно осуществлять в разных сферах, которые ближе владельцу. Среди них:

  • промышленная сфера;
  • научная;
  • информационная;
  • потребительская;
  • сервисная и другие.

Какие условия для развития предпринимательства являются наиболее комфортными

предпринимательство этоСтоит понимать, что предпринимательство – это целиком зависящее от государственного строя понятие. При этом наиболее успешным строем для нормального развития предпринимательской деятельности на территории государства является капитализм, где господствует, прежде всего, частная собственность и нет гегемонии государственной, как это было в Советском Союзе.

Как известно, в советское время в нашей стране частная собственность и собственный бизнес не только не поощрялись, но и были уголовно наказуемыми, вследствие чего бизнес уходил в тень, а экономика все равно пришла к упадку. Успешное предпринимательство невозможно без достойной конкуренции, а также без признания частной собственности как его основы.

Среди других условий, которые необходимы для нормального развития предпринимательской деятельности в государстве, можно назвать следующие:

  • стабильность экономической ситуации в стране;
  • льготный режим для налогов;
  • развитая поддержка предпринимательства со стороны государства;
  • эффективная система, позволяющая защищать интеллектуальную собственность;
  • доступы выхода на внешние рынки для предпринимателей;
  • доступное кредитование малого и среднего бизнеса.

Что такое малый бизнес

среднее предпринимательство

Малый бизнес или же малое предпринимательство – это предприятие, которое не претендует на лидерство в своей области и ограничивается небольшим штатом и единоличным руководителем. Однако в отдельных случаях собственников может быть двое либо вовсе бизнес является семейным, где руководитель является номинальным.

Малое предпринимательство не предусматривает значительные финансовые вливания, техническое оснащение и прочие потребности сведены к минимуму, однако способность создавать спрос на свою продукцию и регулярно платить налоги в государственную казну делают малые предприятия ключевыми в формировании экономики государства.

Многие малые компании имеют социальное значение и позволяют объединить социально незащищенные группы граждан, обеспечив им рабочие места, что очень важно как для показателей безработицы, так и для социальной защиты граждан.

Особенности среднего бизнеса и значение для экономики страны

Среднее предпринимательство от малого отличается, прежде всего, тем, что его владелец не является по совместительству главным инвестором, а находится под контролем инвесторов-акционеров компаний, выполняя исключительно управленческие функции. Кроме того, руководитель может одновременно быть и одним из акционеров компании. Естественно, что в среднем бизнесе речь идет о более крупных вложениях, чем в малом, поэтому усилия объединяются, и создается акционерное общество.

Предприятия данного вида очень важны для успешного развития страны, ведь экономика и предпринимательство всегда взаимосвязаны, независимо от того, какие особенности его ведения существуют на территории того или иного государства.

Естественно, что развитие малого и среднего бизнеса в разных странах имеет свои ментальные особенности и формы, а также на них влияет индустриальный уровень государства, социальные условия и другие факторы.

Несомненными преимуществами работы небольших компаний являются:

  • гибкость в принятии бизнес-решений;
  • быстрое принятие нововведений рынка и внедрение мировых тенденций;
  • оперативный оборот средств;
  • высокий уровень производства и производительности труда.

Виды малого и среднего предпринимательства

Основы предпринимательстваВыбор сферы деятельности зависит от многих факторов, в частности от места, от социальных и экономических особенностей региона, уровня жизни, инфраструктуры и других факторов.

Так, наиболее распространенными сферами, которыми представлен малый и средний бизнес в России, можно назвать следующие:

  • розничная и оптовая торговля продовольственными и непродовольственными товарами широкого профиля;
  • операции с недвижимостью;
  • транспортные услуги (частные и корпоративные перевозки, перевозка грузов);
  • услуги связи (например, интернет);
  • коммунальные и персональные услуги (услуги ремонта квартир и бытовых ремонтов);
  • строительство (частное и многоквартирное);
  • общественное питание;
  • сервисные услуги;
  • услуги по присмотру за детьми (частные детские сады, центры раннего развития, биржи нянь и бебиситтеров);
  • сфера досуга (парки аттракционов);
  • сфера здоровья и красоты;
  • мини-производство (одежды, продуктов питания, товаров широкого потребления);
  • социальный бизнес.

Предпринимательская деятельность в России

Многие по незнанию полагают, что предпринимательство – это относительно новое явление для нашей страны, и до развала СССР такого у нас попросту не существовало, но это не так.

Развитие предпринимательской деятельности в России берет начало еще от купечества, когда купцы занимались продажей тех или иных заморских товаров еще в царские времена. Кроме того, зачатки частной собственности и ведения бизнеса в Советском Союзе были отмечены в конце 1920-х годов во времена НЭПа. Однако начиная с 30-х и вплоть до 80-х годов частное предпринимательство было запрещено и каралось законом, иногда в виде наказания использовалась даже высшая мера.

И только во времена «перестройки», уже в 1987 году, был принят закон, регулирующий индивидуальную трудовую деятельность, который и положил начало современному развитию предпринимательства в нашей стране. Тогда же и зародились основы предпринимательства еще на советском пространстве, которые позже позволили развиться частному бизнесу в России.

Государство и бизнес

Поддержка предпринимательства

Для рыночной экономики вполне естественно, когда государство считается полноценным его субъектом и имеет в собственности предприятия, которые для частных структур не являются выгодными с экономической точки зрения, но имеют то или иное стратегическое значение для страны. Такой вид деятельности - это государственное предпринимательство, которое предполагает полное финансирование тех или иных предприятий.

Среди сфер, которые чаще всего попадают в данную сферу влияния, можно назвать такие:

  • наука и техника;
  • энергетика;
  • оборона;
  • связь;
  • дороги;
  • транспорт;
  • экология и многое другое.

При этом стоит добавить, что даже если то или иное предприятие находится под полным контролем государства, оно все равно может иметь своих акционеров, государство обладает контрольным пакетом акции компании. Кроме того, нередки случаи, когда подобные предприятия работают по концессионному принципу и сдают в аренду природные и производственные ресурсы, принадлежащие стране, на коммерческой основе.

Как государство способствует развитию предпринимательства

В России существует ряд законов и программ, согласно которым осуществляется государственная поддержка предпринимательства. Это и субсидирование, и кредитование, а также всевозможные региональные программы поддержки молодых бизнесменов.

Среди программ поддержки бизнеса можно назвать следующие:

  • субсидии на кредитные средства, которые были взяты на закупку оборудования для бизнеса;
  • компенсация участия молодых предпринимателей в отраслевых выставках;
  • субсидии на открытие инновационных бизнес-проектов;
  • субсидии социального предпринимательства;
  • субсидирование проектов в сфере народного промысла и ремесленничества;
  • другие программы.

Концепция развития малого и среднего бизнеса в России

Развитие предпринимательстваОтраслевое Министерство разработало специальную концепцию развития малого и среднего бизнеса на территории России, которое позволит ускорить развитие предпринимательства в стране и ее состояние экономики. Так, согласно данной концепции, РФ к 2020 году будет иметь такие показатели в этой сфере:

  • общая доля малого и среднего бизнеса составит порядка 50% ВВП страны;
  • их доля в количестве существующих субъектов предпринимательской деятельности увеличиться до 90%;
  • доля малых предприятий, которые работают в сфере торговли, сократится, и усилится доля в таких сферах, как социальное предпринимательство, здравоохранение, информационные технологии, наука и прочее.

Планы государства по развитию субъектов предпринимательства

Как уже говорилось ранее, успешное предпринимательство – это понятие, неразрывно связанное с условиями, которые создает для него государство, и залог развития экономики страны.

В планах российского правительства на пути к развитию предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса значатся следующие мероприятия:

  • помощь в создании объектов, которые будут оказывать помощь субъектам, занимающимся подобной деятельностью;
  • специальные программы по поддержке предпринимательства, ориентированного на экспорт товаров;
  • микрофинансирование;
  • развитие системы кредитования малого и среднего бизнеса;
  • более совершенная нормативная база, которая предусматривает сокращение административных ограничений при открытии малого бизнеса;
  • создание развитой сети бизнес-инкубаторов и многое другое.

Особенности ведения бизнеса в социальной сфере

Социальное предпринимательствоСоциальное предпринимательство в России – одна из наиболее развивающихся сфер бизнеса. По словам представителей фонда развития социального бизнеса, такая сфера появилась в нашей стране менее десяти лет назад, а сейчас уже существует развитая инфраструктура субъектов и есть много желающих инвестировать именно в сферу деятельности, главной задачей которой является взаимопомощь.

Однако для большинства россиян подобное понятие пока малопонятно. Что же это такое, давайте разберемся.

Так, социальным называют тот бизнес, который не только обеспечивает прибыль своему владельцу, но и способен решить те или иные проблемы общественного характера. Социальную работу могут осуществлять представители любой формы деятельности, включая малый и средний бизнес.

Признаками данной направленности предпринимательской деятельности можно называть следующие пункты:

  • решение тех или иных социальных проблем, например трудоустройство людей с ограниченными возможностями или оказание им тех или иных услуг;
  • применение уникальных решений для решения общественных проблем;
  • способность изучения рынка и обеспечение окупаемости проекта.

Примеры социального бизнеса в России и в мире такие:

  • частная клиника для малоимущих;
  • предприятие по сбору и переработке вредных отдохов;
  • туристическая компания для людей с ограниченными возможностями;
  • другие проекты, которые позволяют владельцу извлекать прибыль и одновременно решать те или иные социальные проблемы, в частности утилизировать отходы и помогать малоимущим, а также людям с ограниченными возможностями.

Перспективы развития бизнеса в кризисных условиях

Мы узнали, что такое предпринимательство и каким образом оно взаимодействует с государственным аппаратом, также выяснили, что представляет собой малый и средний бизнес.

Однако стоит отметить, что классический подход к ведению дел в кризисные времена может оказаться совершенно неэффективным, как и подбор сферы, в которой предприниматель планирует осуществлять свою деятельность.

Именно поэтому в кризисные времена следует особо внимательно изучать рынок, обращать внимание на экономическое и социальное положение в государстве и заранее вычислять возможные риски, которыми может обернуться открытие своего дела.

Многие ошибочно предполагают, что открывать собственный бизнес в кризис опасно, но это вовсе не так. Как и в любое другое время, на что-то будет высокий спрос, а на что-то - более низкий, и важно уметь создавать его именно на то, что теоретически может быть востребовано даже в трудные времена.

Комиссионные магазины, бюджетные столовые, секонд-хенд и другие вещи – все это продукты, появившиеся на фоне кризисных ситуаций. Они являются востребованными как в кризисный период, так и во вполне благополучный. Важно только найти подходящее время для своего внедрения, чтобы получать из этого прибыль независимо от экономической ситуации в стране или в мире.

syl.ru

Читайте также