Каково социальное значение охраны труда

Понятие, содержание и значение охраны труда. Основные понятия

Конституция РФ в ст. 7 устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством, а в ст. 37 закрепляет, что граж­дане реализуют право на труд в условиях, безопасных для их здоровья. Охрана труда в широком смысле — это система обеспечения жизни и здоровья работника в процессе труда всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими, санитар­но-гигиеническими, лечебно-профилактическими, организаци­онно-техническими и др. Это широкое понятие охраны труда закреплено в ст. 1 Закона РФ от 17 июля 1999 г. «Об Основах Российской Федерации об охране труда» (Российская газета. 1999. № 143) и ст. 209 Кодекса. Поэтому охрану труда каждый изучает в своем аспекте — не. только юридические, но и техни­ческие, экономические, медицинские вузы. Лишь такое широ­кое понятие охраны труда способно обеспечить безопасные и здоровые условия труда работников. Если хотя бы один ее компонент нарушен, нарушается вся охрана труда работника. В этом широком смысле охрана труда нужна везде, где трудится человек. Но ст. 2 Закона об охране труда распространяет это по­нятие более ограниченно — на труд в общественной организа­ции на производстве всех форм собственности, включая труд как работников, так и администрации, членов производственных кооперативов, студентов-практикантов, военнослужащих, привлекаемых к работе на предприятиях, стройках, граждан, от­бывающих исправительные работы на предприятиях. В трудовом праве используется понятие охраны труда в узком смысле — это система правовых норм, предусматривающих в законодательстве, коллективных и трудовых договорах и соглаше­ниях мероприятия и средства обеспечения безопасных и здоро­вых условий труда работников и мер по оздоровлению и улучшению этих условий. Третий аспект понятия охраны труда (как один из основных принципов трудового права) — обеспечение здоровых и безопас­ных условий труда работников. Институт охраны труда состоит из следующих групп норм, которые тесно взаимосвязаны: 1) нормы — принципы государственной политики в области ' охраны труда и правила государственного управления охраной труда; 2) право работника на охрану труда и его гарантии; 3) нормы организации и обеспечения охраны труда работо­дателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве; 4) правила по технике безопасности и производственной са­нитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ); 5) правила особой охраны труда женщин; 6) правила особой охраны труда молодежи и лиц с пони­женной трудоспособностью.

Значение охраны труда многоаспектно. Всесторонняя охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда: а) охраняет жизнь и здоро­вье трудящихся от возможных производственных вредностей; б) способствует их культурно-техническому росту: лишь не чрез­мерно усталый от работы в грязных, загазованных производствен­ных помещениях работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать личность; в) способствует гуманизации труда. Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она способствует: а) росту производительности труда работни­ков, а тем самым и росту производства, экономики; б) сокраще­нию потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования. Правовое значение охраны труда: а) способствует работе по тру­доспособности, учитывая женский организм, организм подростков, пониженную трудоспособность инвалидов, пенсионеров; б) реали­зует субъективное право работников на всестороннюю охрану тру­да и обязанность работодателя по обеспечению этого права; в) яв­ляется важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести условий труда.

studopedia.ru

Тема 12. Правовое регулирование охраны труда

Охрана труда. Законодательство об охране труда. Государственная политика по охране труда. Создание здоровых и безопасных условий труда. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Ответственность за нарушение требований охраны труда. Охрана труда женщин и лиц с семейными обязанностями. Охрана труда работников в возрасте до восемнадцати лет и инвалидов.

Основные понятия и термины: Охрана труда. Принципы охраны труда. Несчастный случай на производстве. Охрана труда женщин. Система стандартов безопасности труда.

12.1. Понятие, содержание и значение охраны труда.

Конституция РФ в ст. 7 устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством, а ст. 37 закрепляет, что граждане реализуют право на труд в условиях, безопасных для их здоровья.

Охрана труда в широком смысле — это система обеспечения жизни и здоровья работника в процессе труда всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими, организационно-техническими и др. Это широкое понятие охраны труда закреплено в ст. 1 Закона РФ от 17 июля 1999 г. “Об Основах Российской Федерации об охране труда” (Российская газета. 1999. № 143) и ст. 209 Кодекса.

В трудовом праве используется понятие охраны труда в узком смысле — это система правовых норм, предусматривающих в законодательстве, коллективных и трудовых договорах и соглашениях мероприятия и средства обеспечения, безопасных и здоровых условий труда работников и мер по оздоровлению и улучшению этих условий.

Институт охраны труда состоит из следующих групп норм, которые тесно взаимосвязаны:

1) нормы — принципы государственной политики в области охраны труда и правила государственного управления охраной труда;

2) право работника на охрану труда и его гарантии;

3) нормы организации и обеспечения охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;

4) правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ);

5) правила особой охраны труда женщин;

6) правила особой охраны труда молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.

Социальное значение охраны труда:а) охраняет жизнь и здоровье трудящихся от возможных производственных вредностей; б) способствует их культурно-техническому росту: лишь не чрезмерно усталый от работы в грязных, загазованных производственных помещениях работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать личность; в) способствует гуманизации труда.

Экономическое значение охраны трудазаключается в том, что она способствует: а) росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; б) сокращению потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования.

Правовое значение охраны труда:а) способствует работе по трудоспособности, учитывая женский организм, организм подростков, пониженную трудоспособность инвалидов, пенсионеров; б) реализует субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обязанность работодателя по обеспечению этого права; в) является важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести условий труда.

StudFiles.ru

1. Понятие охраны труда. Социально-экономическое значение охраны труда

Охрана труда – система нормативных актов и соответствующих им социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья и трудоспособности человека в процессе труда.

Термин «ОТ» означает деятельность по защите, принятию мер для сохранения здоровья и безопасности человека во время труда.

Социальное значение охраны труда заключается в содействии росту эффективности общественного производства путем непрерывного совершенствования и улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения производственного травматизма и заболеваемости. Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда – это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.

Экономическое значение охраны труда определяется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда и является экономическим выражением социальной значимости охраны труда. В связи с этим экономическое значение охраны труда оценивается ре­зультатами, получаемыми при изменении социальных показателей за счет внедрения мероприятий по улучшению условий труда.

Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению производительности, удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов.

Недостатки в работе по охране труда обусловливают значительные экономические потери. Заболеваемость и травматизм работников, затраты на компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда приводят к ухудшению экономических результатов работы предприятия.

2. Основные законодательные акты по охране труда

В РБ пользуются следующими основными законами в сфере охраны труда:

1) Конституция РБ – гарантирует права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.

2) Трудовой кодекс РБ – определяет основные обязанности, права и ответственность нанимателей и работников по вопросам охраны труда, устанавливает гарантии права работников на охрану труда, регламентирует деятельность службы охраны труда, устанавливает функции государства в этой области.

3) Закон РБ "Об охране труда" № 388 от 23.06.2008.

4) Гражданский кодекс РБ.

5) Закон РБ "О здравоохранении".

6) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" – направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровья населения и регламентирует действия органов государственной власти и управления.

7) О пожарной безопасности

8) О радиационной безопасности.

9) О промышленной безопасности опасных производственных объектов.

10) Уголовный кодекс.

11) Кодекс об административных правонарушениях.

Деятельность по охране труда, помимо законов, регулируется и рядом других нормативных, нормативно-технических документов:

Постановление правительства РБ, нормативно-правовые акты специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля, нормативно-правовые акты министерств, других органов государственного управления, локальные нормативные акты нанимателей, нормативные документы, стандарты предприятий по охране труда.

StudFiles.ru

Правовое регулирование охраны труда

Понятие охраны труда.

Понятие, правовое регулирование и организация охраны труда.

Тема № 19. Правовые основы охраны труда.

В Конституции РФ провозглашается: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7), а следовательно каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37).

В широком смысле охрана труда- это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК РФ).

В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве - это правовой институт, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных жизни и здоровья работников.

Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

- нормы-принципы государственной политики в области охраны труда;

- правила государственного управления охраной труда;

- право работника на охрану труда и его гарантии;

- нормы по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;

- правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ);

- специальные нормы охраны труда отдельных категорий работников.

Конституционные основы охраны трудасформулированы в ст. 7 и 37 Конституции РФ. Значительное число норм об охране труда содержится в международно-правовых актах - конвенциях и рекомендациях МОТ. Часть таких конвенций МОТ ратифицирована бывшим СССР и РФ, например Конвенция «О безопасности и гигиене труда и производственной среде».

Основным законодательным актом об охране трудаявляется ТК РФ. Нормы об охране труда содержатся и в ряде других законов, например в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (ст. 17, 20, 21, 23, 24, 26, 27) и Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 24-27).

Существует также большое число подзаконных норматив­ных актов об охране труда, принятых в основном Правительст­вом РФ и федеральным органом исполнительной власти по труду. Субъекты Федерации могут издавать свои нормативные акты об охране труда, которые не должны противоречить феде­ральным требованиям и стандартам в этой области.

В России действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных право­вых актах субъектов РФ устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья ра­ботников в процессе трудовой деятельности. Эти требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механиз­мов и другого оборудования, разработке технологических про­цессов, организации производства и труда (ст. 211 ТК РФ).

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, должен устанавливаться Правительством РФ с учётом мнения Российской трёхсторон­ней комиссии по регулированию социально-трудовых отноше­ний. Система, перечень видов подзаконных нормативных пра­вовых актов, содержащих государственные нормативные требо­вания охраны труда, порядок их разработки и утверждения, а также сроки их пересмотра в настоящее время определены по­становлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399.

Соответствующая система состоит из межотраслевых и от­раслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда,в частности, являются:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное управление охраной труда;

- государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

- государственная экспертиза условий труда;

- установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

- профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

- расследование и учёт несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний;

- защита законных интересов работников, пострадавших несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев производстве и профессиональных заболеваний;

- установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Перечисленные выше и другие основные направления государственной политики в области охраны труда, закреплены в ст. 210 ТК РФ, их можно также считать принципами охраны трудаи условно объединить в две группы:принципы организации охраны труда и экономической политики государства в данной области; принципы обеспечения права работников на охрану труда.

Государственная экспертиза условий трудаявляется одним из важнейших направлений государственной политики в области охраны труда. Она осуществляется федеральным органом ис­полнительной власти, уполномоченным на проведение государ­ственного надзора и контроля за соблюдением трудового зако­нодательства органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, определённом постановле­нием Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244.Цели государственной экспертизы условий труда, основания для её проведения, а также права и обязанности должностных лиц, осуществляющих экспертизу, закреплены в ст. 216 ТК РФ.

Управление охраной труда.

Государственное управление охра­ной трудаосуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органа­ми исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 функции по выработке государствен­ной политики и нормативно-правовому регулированию в облас­ти охраны труда возложены на Минздравсоцразвития России.

Основным звеном в системе управления охраной труда в ор­ганизациях (у индивидуальных предпринимателей) являются службы охраны труда.

ТК РФ (ст. 217) предусматривает, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осу­ществления контроля за их выполнением у каждого работодате­ля, осуществляющего производственную деятельность, числен­ность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учётом специфики своей производственной дея­тельности. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учётом Рекомендаций, утвёржденных поста­новлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Службы охраны труда функционируют в тесном взаимодей­ствии с комитетами (комиссиями) по охране труда,которые, со­гласно ст. 218 ТК РФ, создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников, либо их представительного органа. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Для осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда в организации профессиональные союзы и коллективы работников могут выдвигать уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, действующее на основании трудового законодательства и Рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 30.

studopedia.ru

Читайте также