Понятие, содержание и значение охраны труда. Основные понятия
Конституция РФ в ст. 7 устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством, а в ст. 37 закрепляет, что граждане реализуют право на труд в условиях, безопасных для их здоровья. Охрана труда в широком смысле — это система обеспечения жизни и здоровья работника в процессе труда всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими, организационно-техническими и др. Это широкое понятие охраны труда закреплено в ст. 1 Закона РФ от 17 июля 1999 г. «Об Основах Российской Федерации об охране труда» (Российская газета. 1999. № 143) и ст. 209 Кодекса. Поэтому охрану труда каждый изучает в своем аспекте — не. только юридические, но и технические, экономические, медицинские вузы. Лишь такое широкое понятие охраны труда способно обеспечить безопасные и здоровые условия труда работников. Если хотя бы один ее компонент нарушен, нарушается вся охрана труда работника. В этом широком смысле охрана труда нужна везде, где трудится человек. Но ст. 2 Закона об охране труда распространяет это понятие более ограниченно — на труд в общественной организации на производстве всех форм собственности, включая труд как работников, так и администрации, членов производственных кооперативов, студентов-практикантов, военнослужащих, привлекаемых к работе на предприятиях, стройках, граждан, отбывающих исправительные работы на предприятиях. В трудовом праве используется понятие охраны труда в узком смысле — это система правовых норм, предусматривающих в законодательстве, коллективных и трудовых договорах и соглашениях мероприятия и средства обеспечения безопасных и здоровых условий труда работников и мер по оздоровлению и улучшению этих условий. Третий аспект понятия охраны труда (как один из основных принципов трудового права) — обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников. Институт охраны труда состоит из следующих групп норм, которые тесно взаимосвязаны: 1) нормы — принципы государственной политики в области ' охраны труда и правила государственного управления охраной труда; 2) право работника на охрану труда и его гарантии; 3) нормы организации и обеспечения охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве; 4) правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ); 5) правила особой охраны труда женщин; 6) правила особой охраны труда молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.
Значение охраны труда многоаспектно. Всесторонняя охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда: а) охраняет жизнь и здоровье трудящихся от возможных производственных вредностей; б) способствует их культурно-техническому росту: лишь не чрезмерно усталый от работы в грязных, загазованных производственных помещениях работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать личность; в) способствует гуманизации труда. Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она способствует: а) росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; б) сокращению потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования. Правовое значение охраны труда: а) способствует работе по трудоспособности, учитывая женский организм, организм подростков, пониженную трудоспособность инвалидов, пенсионеров; б) реализует субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обязанность работодателя по обеспечению этого права; в) является важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести условий труда.
studopedia.ru
Тема 12. Правовое регулирование охраны труда
Охрана труда. Законодательство об охране труда. Государственная политика по охране труда. Создание здоровых и безопасных условий труда. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Ответственность за нарушение требований охраны труда. Охрана труда женщин и лиц с семейными обязанностями. Охрана труда работников в возрасте до восемнадцати лет и инвалидов.
Основные понятия и термины: Охрана труда. Принципы охраны труда. Несчастный случай на производстве. Охрана труда женщин. Система стандартов безопасности труда.
12.1. Понятие, содержание и значение охраны труда.
Конституция РФ в ст. 7 устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством, а ст. 37 закрепляет, что граждане реализуют право на труд в условиях, безопасных для их здоровья.
Охрана труда в широком смысле — это система обеспечения жизни и здоровья работника в процессе труда всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими, организационно-техническими и др. Это широкое понятие охраны труда закреплено в ст. 1 Закона РФ от 17 июля 1999 г. “Об Основах Российской Федерации об охране труда” (Российская газета. 1999. № 143) и ст. 209 Кодекса.
В трудовом праве используется понятие охраны труда в узком смысле — это система правовых норм, предусматривающих в законодательстве, коллективных и трудовых договорах и соглашениях мероприятия и средства обеспечения, безопасных и здоровых условий труда работников и мер по оздоровлению и улучшению этих условий.
Институт охраны труда состоит из следующих групп норм, которые тесно взаимосвязаны:
1) нормы — принципы государственной политики в области охраны труда и правила государственного управления охраной труда;
2) право работника на охрану труда и его гарантии;
3) нормы организации и обеспечения охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;
4) правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ);
5) правила особой охраны труда женщин;
6) правила особой охраны труда молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.
Социальное значение охраны труда:а) охраняет жизнь и здоровье трудящихся от возможных производственных вредностей; б) способствует их культурно-техническому росту: лишь не чрезмерно усталый от работы в грязных, загазованных производственных помещениях работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать личность; в) способствует гуманизации труда.
Экономическое значение охраны трудазаключается в том, что она способствует: а) росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; б) сокращению потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования.
Правовое значение охраны труда:а) способствует работе по трудоспособности, учитывая женский организм, организм подростков, пониженную трудоспособность инвалидов, пенсионеров; б) реализует субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обязанность работодателя по обеспечению этого права; в) является важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести условий труда.
StudFiles.ru
1. Понятие охраны труда. Социально-экономическое значение охраны труда
Охрана труда – система нормативных актов и соответствующих им социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья и трудоспособности человека в процессе труда.
Термин «ОТ» означает деятельность по защите, принятию мер для сохранения здоровья и безопасности человека во время труда.
Социальное значение охраны труда заключается в содействии росту эффективности общественного производства путем непрерывного совершенствования и улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения производственного травматизма и заболеваемости. Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда – это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.
Экономическое значение охраны труда определяется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда и является экономическим выражением социальной значимости охраны труда. В связи с этим экономическое значение охраны труда оценивается результатами, получаемыми при изменении социальных показателей за счет внедрения мероприятий по улучшению условий труда.
Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению производительности, удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов.
Недостатки в работе по охране труда обусловливают значительные экономические потери. Заболеваемость и травматизм работников, затраты на компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда приводят к ухудшению экономических результатов работы предприятия.
2. Основные законодательные акты по охране труда
В РБ пользуются следующими основными законами в сфере охраны труда:
1) Конституция РБ – гарантирует права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.
2) Трудовой кодекс РБ – определяет основные обязанности, права и ответственность нанимателей и работников по вопросам охраны труда, устанавливает гарантии права работников на охрану труда, регламентирует деятельность службы охраны труда, устанавливает функции государства в этой области.
3) Закон РБ "Об охране труда" № 388 от 23.06.2008.
4) Гражданский кодекс РБ.
5) Закон РБ "О здравоохранении".
6) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" – направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровья населения и регламентирует действия органов государственной власти и управления.
7) О пожарной безопасности
8) О радиационной безопасности.
9) О промышленной безопасности опасных производственных объектов.
10) Уголовный кодекс.
11) Кодекс об административных правонарушениях.
Деятельность по охране труда, помимо законов, регулируется и рядом других нормативных, нормативно-технических документов:
Постановление правительства РБ, нормативно-правовые акты специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля, нормативно-правовые акты министерств, других органов государственного управления, локальные нормативные акты нанимателей, нормативные документы, стандарты предприятий по охране труда.
StudFiles.ru
Правовое регулирование охраны труда
Понятие охраны труда.
Понятие, правовое регулирование и организация охраны труда.
Тема № 19. Правовые основы охраны труда.
В Конституции РФ провозглашается: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7), а следовательно каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37).
В широком смысле охрана труда- это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК РФ).
В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве - это правовой институт, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных жизни и здоровья работников.
Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:
- нормы-принципы государственной политики в области охраны труда;
- правила государственного управления охраной труда;
- право работника на охрану труда и его гарантии;
- нормы по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;
- правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ);
- специальные нормы охраны труда отдельных категорий работников.
Конституционные основы охраны трудасформулированы в ст. 7 и 37 Конституции РФ. Значительное число норм об охране труда содержится в международно-правовых актах - конвенциях и рекомендациях МОТ. Часть таких конвенций МОТ ратифицирована бывшим СССР и РФ, например Конвенция «О безопасности и гигиене труда и производственной среде».
Основным законодательным актом об охране трудаявляется ТК РФ. Нормы об охране труда содержатся и в ряде других законов, например в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (ст. 17, 20, 21, 23, 24, 26, 27) и Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 24-27).
Существует также большое число подзаконных нормативных актов об охране труда, принятых в основном Правительством РФ и федеральным органом исполнительной власти по труду. Субъекты Федерации могут издавать свои нормативные акты об охране труда, которые не должны противоречить федеральным требованиям и стандартам в этой области.
В России действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Эти требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст. 211 ТК РФ).
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, должен устанавливаться Правительством РФ с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Система, перечень видов подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, порядок их разработки и утверждения, а также сроки их пересмотра в настоящее время определены постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399.
Соответствующая система состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда,в частности, являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- государственное управление охраной труда;
- государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
- государственная экспертиза условий труда;
- установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
- профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
- расследование и учёт несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний;
- защита законных интересов работников, пострадавших несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев производстве и профессиональных заболеваний;
- установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Перечисленные выше и другие основные направления государственной политики в области охраны труда, закреплены в ст. 210 ТК РФ, их можно также считать принципами охраны трудаи условно объединить в две группы:принципы организации охраны труда и экономической политики государства в данной области; принципы обеспечения права работников на охрану труда.
Государственная экспертиза условий трудаявляется одним из важнейших направлений государственной политики в области охраны труда. Она осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, определённом постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244.Цели государственной экспертизы условий труда, основания для её проведения, а также права и обязанности должностных лиц, осуществляющих экспертизу, закреплены в ст. 216 ТК РФ.
Управление охраной труда.
Государственное управление охраной трудаосуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области охраны труда возложены на Минздравсоцразвития России.
Основным звеном в системе управления охраной труда в организациях (у индивидуальных предпринимателей) являются службы охраны труда.
ТК РФ (ст. 217) предусматривает, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учётом специфики своей производственной деятельности. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учётом Рекомендаций, утвёржденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.
Службы охраны труда функционируют в тесном взаимодействии с комитетами (комиссиями) по охране труда,которые, согласно ст. 218 ТК РФ, создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников, либо их представительного органа. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Для осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда в организации профессиональные союзы и коллективы работников могут выдвигать уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, действующее на основании трудового законодательства и Рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 30.
studopedia.ru
Читайте также
- Документы для ветерана труда федерального значения
- Каково биологическое значение митоза
- Как выглядит удостоверение ветерана труда федерального значения
- Каково основное значение витаминов для организма
- Мартышкин труд значение фразеологизма
- Мартышкин труд значение
- Значение страхового стажа в праве социального обеспечения
- Сизифов труд значение
- Значение социального партнерства
- Ветеран труда федерального значения как получить
- Аутентичность значение слова
- Святослав значение имени характер и судьба