Опасный производственный объект определение

Опасный производственный объект это:

Опасный производственный объект Атомная электростанция — сочетание почти всех возможных опасных производственных факторов.

Опасный производственный объект — в широком смысле этого выражения производственный объект, при эксплуатации которого могут возникнуть аварии или инциденты (аварийные ситуации). [1]

Аварии на производстве могут иметь серьёзные последствия для жизни и здоровья людей, что более подробно рассматривается системой охраны труда; имуществу организаций, эксплуатирующих опасные объекты и, что чрезвычайно важно, природной среде, что является составляющей экологической безопасности. В различных странах по разному подходят к опасным факторам на производстве, при этом преобладает системный подход, основанный в данном случае на управлении безопасностью технологических процессов (Process Safety Management), контроле за использованием опасных веществ и материалов (Dangerous goods) и наукоёмком понятии инжиниринга безопасности (Safety engineering), тесно связанным с системотехникой. В России же защищённость от аварий и их последствий призвана поддерживать промышленная безопасность, главным понятием которой является опасный производственный объект.

Опасные производственные объекты в России

В России понятие опасного производственного объекта имеет конкретное бюрократическое значение, чётко прописанное Федеральным законом:

это предприятие, его цех, участок, площадка или другие производственные объекты на его территории, на которых[2]:

  • получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные; вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды)[3];
  • используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
  • используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулёры;
  • получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
  • ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

С целью отнесения объекта в составе организации по определенным признакам и критериям[4] к категории опасного производственного объекта и определения его типа, самой организацией проводится так называемая идентификация опасного производственного объекта[5]. Результаты идентификации используются при регистрации объектов в Государственном реестре[6] и при заключении договоров страхования риска ответственности[7]. Эта процедура является обязательной[8] и, как и многие бюрократические процедуры в России, носит характер заполнения множества специальных бланков[9] и предоставления в регистрирующие органы (территориальное управление Ростехнадзора[10]) большого количества технической и юридической документации по специально для этого разработанным правилам[11] и методическим рекомендациям[12]. Финальным аккордом всех этих действий является занесение в банк данных Государственного реестра сведений о действующих объектах и получение организацией свидетельств о регистрации, заключений по идентификации и карточек учёта объектов[10][13].

Следует особо отметить, что при идентификации опасным производственным объектом считается не отдельный механизм, оборудование, емкость с опасным веществом и не всё предприятие в целом, а определенная площадка производства, на которой есть обращение такого вещества или эксплуатация такого технического устройства. Таким образом, на каждом крупном производстве или энергетической установке может насчитываться до нескольких десятков опасных производственных объектов, каждый из которых нужно регистрировать в установленном порядке. Однако есть способ этой процедуры благополучно избежать — доказать экспертам регистрирующей организации, что опасное вещество обращается на объекте в количестве равном или менее 2 % от предельно допустимого количества[14] и его размещение таково, что не может стать причиной возникновения аварии[15].

После регистрации объекту присваивается статус промышленного объекта повышенной опасности, влекущий предъявление к нему требований промышленной безопасности[16], он ставится на учёт и регистрировавший его орган становится надзорным за этими требованиями[17]. Кроме того, надзорный орган обязан проводить системный анализ состояния промышленной безопасности на этом объекте и в организации, эксплуатирующей его, для принятия на основе анализа управленческих решений и нормативных актов и предоставлять имеющуюся у него информацию органам государственной власти и управления, а также заинтересованным организациям[18]. Кроме Ростехнадзора ведение ведомственного раздела государственного реестра опасных производственных объектов осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации[19].

Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации[20], а технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности[21].

(!) Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Примечания

  1. Ассоциация горных экспертных центров
  2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
  3. более конкретные определения этих веществ содержатся в Приложении 1 этого же федерального закона
  4. Критерии идентификации.Общие положения и требования при осуществлении идентификации опасных производственных объектов
  5. Административный регламент Ростехнадзора по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов
  6. реестр, в котором на основе единых методологических и программно-технических принципов накапливается, анализируется и хранится информация о зарегистрированных объектах и организациях, их эксплуатирующих
  7. Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Эксплуатация опасного производственного объекта (обязательное страхование ответственности). Опасные производственные объекты (обязательное страхование ответственности при эксплуатации). Промышленная безопасность опасных производственных объектов (страхование)
  8. ответственность за деятельность по эксплуатации незарегистрированных опасных производственных объектов носит уголовный характер и её несёт руководитель эксплуатирующей организации
  9. заявлений, деклараций, карточек и пр.
  10. 1 2 Официальный сайт Приволжского управления Ростехнадзора
  11. Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.11.98 N 1371
  12. Методические рекомедации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов (приказ Ростехнадзора 05.03.2008 №131)
  13. Форма карты учёта объекта
  14. указанного в Приложении 2 вышеуказанного ФЗ
  15. Официальный сайт Ростехнадзора
  16. касающихся деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта; изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведению экспертизы промышленной безопасности; подготовке и переподготовке работников опасного производственного объекта.
  17. Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
  18. ISCG Промышленная и экологическая безопасность
  19. Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации
  20. Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  21. Федеральный закон о техническом регулировании
Категории:
  • Охрана труда
  • Энергетика
  • Промышленность
  • Безопасность
  • Опасный производственный объект

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Обсуждение:Опасный производственный объект

Меня мало интересует, что говорит какой-то федеральный закон (кстати, какой страны?), а я в международной энциклопедии хочу узнать, какое общепринятое определение у опасного производственного объекта. — Obersachse 23:14, 11 ноября 2009 (UTC)

Кто Вам дал права давать понятия об опасном производственном объекте. Все понятия даны в законах и правилах РФ о промышленной безопасности и правилах Ростехназора. По которым учатся и сдают экзамены на разные категории допуска. А если человек прочитает Ваш бред и не так поймет. Снова еще один Чернобыль... -Vlad1vv1 12:28, 13 декабря 2010 (UTC)

Статья нормальная. Раскрыта нешироко, но есть ссылки. Не понятно, чем общепринятое определение лучше законного? И кто его определяет? "...Какой-то федеральный закон...", а чем как не официальным документом определять понятия? И "Чернобыля" быть не может, потому что эта статья не является нормативным документом для проектировщика. --Alxivanov 19:28, 3 августа 2011 (UTC)

Уважаемый Alxivanov, я автор статьи, спасибо за Вашу оценку её и извиняюсь за откат Вашего удаления текста на этой странице обсуждения. Я просто не понял что Вы хотели сделать, сейчас вижу, что Вы решили удалить обсуждение из-за его неконструктивности. Возможно так и стоило поступить, но в Википедии обычно ничего не удаляют без крайней необходимости. Что касается высказываний участников, на которые Вы возразили. Дело в том, что комментарий Obersachse был оставлен очень давно, когда статья была очень и очень плохого качества, после этого я её полностью переписал, так что эти слова к нынешнему тексту не относятся. Что касается комментария Vlad1vv1, я номинировал на удаление его статью, и это была обиженная реакция участника, так что не стоит на это обращать внимание. Huller 19:40, 4 августа 2011 (UTC)

Сообщение об ошибке

Перенесено со страницы ВП:Сообщения об ошибках#Опасный производственный объект.

ФЗ от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ в редакции ФЗ в ред. Федерального закона от 19.10.2011 N 283-ФЗ ст. 5 имеет следущее содержание: К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации:

1) опасные производственные объекты, которые подлежат регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов и на которых:

а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, а также представляющие опасность для окружающей природной среды);

б) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

в) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы (в том числе лифты и эскалаторы на объектах торговли, общественного питания, в административных учреждениях и на иных объектах, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан), канатные дороги, фуникулеры; г) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

д) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях; 2) гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) автозаправочные станции жидкого моторного топлива.

Автор сообщения: a2000s 188.134.48.111 07:34, 27 февраля 2013 (UTC)

  • А ошибка-то где? --Andiorahn (✉) 08:11, 27 февраля 2013 (UTC)
К обсуждению. Sealle 11:12, 2 марта 2013 (UTC)

ru.wikipedia.org

Комментарий к статье 2. Опасные производственные объекты

1. Законодатель определяет два основных признака, одновременное наличие которых позволяет отнести тот или иной объект к опасным производственным объектам:

1) стационарный характер производственного объекта:

- предприятие;

- цех;

- участок;

- площадка;

- иные производственные объекты.

Например, автоцистерна для транспортировки сжиженных газов не может быть отнесена к опасным производственным объектам, поскольку не обладает необходимыми признаками таких объектов.

В то же время автоцистерны, предназначенные для транспортирования хранения сжатых и сжиженных газов, могут быть отнесены в качестве технических устройств к оборудованию, работающему под давлением более 0,07 Мпа.

Кроме того, п.17 Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168, предусматривает опасные производственные объекты, связанные с транспортировкой опасных веществ. В частности, участок транспортирования опасных веществ согласно п.17 Требований идентифицируется по признаку транспортирования опасных веществ и по признаку использования оборудования, работающего под давлением более 0,07 Мпа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

2) осуществление на опасном производственном объекте видов работ и деятельности, указанных в приложении 1 к Закону:

- получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение в указанных в приложении 2 к Закону количествах определенных опасных веществ;

- использование оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля при определенных в приложении 1 к Закону условиях;

- использование стационарно установленных грузоподъемных механизмов (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторов в метрополитенах, канатных дорог, фуникулеров;

- получение, транспортирование, использование расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

- ведение горных работ (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работ по обогащению полезных ископаемых;

- осуществление хранения или переработки растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществление хранения зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

2. Порядок регистрации опасных производственных объектов определяется Постановлением Правительства РФ от 24.11.98 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".

Указанным Постановлением Правительства РФ регистрация объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведение этого реестра были возложена на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также на федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов. Так, в соответствии с п.1.3 Положения о регистрации подведомственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведение ведомственного раздела государственного реестра, утв. приказом Российского агентства по боеприпасам от 06.05.2002 N 188 "Об организации в Российском агентстве по боеприпасам работы по регистрации подведомственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов"Российское агентство по боеприпасам на основе совокупности баз данных опасных производственных объектов ведет ведомственный раздел государственного реестра.

Для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект. Организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.

Согласно п.6 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.98 N 1371, объекты, вводимые в установленном порядке в эксплуатацию, подлежат регистрации в государственном реестре не позднее 30 дней с даты начала их эксплуатации.

На сегодняшний день идентификация объектов для целей их регистрации в государственном реестре осуществляется эксплуатирующими организациями самостоятельно, с учетомприказа Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168 "Об утверждении Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов" (далее - Требования).

Указанные Требования определяют наименование опасного производственного объекта, его признаки опасности, тип и границы объекта, а также особенности идентификации.

Тип объекта определяется в зависимости от количества опасного вещества.

Признаки опасности, определенные в Требованиях, соответствуют признакам отнесения к категории опасных производственных объектов, установленных в приложении 1 к комментируемому Закону.

Так, в частности, Требования определяют 19 наименований опасных производственных объектов, в рамках которых происходит последующее их разделение:

1. Опасные производственные объекты угольной, сланцевой и торфяной промышленности;

2. Опасные производственные объекты горнорудной и нерудной промышленности;

3. Опасные производственные объекты, на которых хранятся, получаются, используются и транспортируются взрывчатые вещества;

4. Опасные производственные объекты нефтегазодобывающего комплекса;

5. Опасные производственные объекты магистрального трубопроводного транспорта;

6. Опасные производственные объекты геологоразведочных и геофизических работ при разработке месторождений;

7. Опасные производственные объекты химической, нефтехимической и нефтеперерабытывающей промышленности, а также других взрывопожароопасных и вредных производств;

8. Опасные производственные объекты нефтепродуктообеспечения;

9. Опасные производственные объекты систем водоподготовки;

10. Опасные производственные объекты пищевой и масложировой промышленности;

11. Опасные производственные объекты газоснабжения;

12. Опасные производственные объекты тепло- и электроэнергетики, другие опасные производственные объекты, использующие оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

13. Опасные производственные объекты металлургической промышленности;

14. Опасные производственные объекты производства черных и цветных металлов (межотраслевые);

15. Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры;

16. Опасные производственные объекты хранения, переработки и использования растительного сырья;

17. Опасные производственные объекты, связанные с транспортировкой опасных веществ;

18. Опасные производственные объекты при добыче минеральных вод;

19. Опасные производственные объекты спецхимии.

Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов осуществляется в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606.

Следует отметить, что Требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168, не распространяются на объекты розничной торговли.

В связи с чем рассмотрим особенности правового регулирования АЗС.

Согласно приказу Ростехнадзора от 15.04.2008 N 241 "О мерах по устранению административных барьеров в виде регистрации автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов и распространения на них действия законодательства в области промышленной безопасности" (согласно письму Минюста России от 14 мая 2008 г. N 01/4726-АБ приказ не нуждается в государственной регистрации) прекращена регистрация автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов.

Данный приказ был утвержден в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ от 09.04.2008 N ВЗ-П16-2160 "По устранению необоснованных административных барьеров в виде регистрации автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизтопливом, в государственном реестре опасных производственных объектов и распространения на них действия законодательства в области промышленной безопасности".

Вышеизложенные требования нормативных правовых актов позволяют отнести АЗС, осуществляющие розничную торговлю бензином и дизтопливом, к опасным непроизводственным объектам. АЗС, осуществляющие оптовую продажу бензина и дизтоплива на производственных площадках, являются опасными производственными объектами.

Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов утверждено постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 454. В свою очередь, лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на взрывопожароопасных производственных объектах по перечню согласно Приложению к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. Согласно Приложению к перечню выполняемых работ на взрывопожароопасных производственных объектах (пункт 4 Перечня) в том числе относится:

"хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенныхприложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", за исключением хранения взрывчатых материалов промышленного назначения, веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, а также муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий".

Следовательно, деятельность по хранению взрывчатых материалов промышленного назначения, веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, лицензированию не подлежит.

Действующее законодательство РФ оперирует внешне схожими, но далеко не одинаковыми по смыслу и назначению понятиями: опасные производственные объекты; опасные объекты; особо опасные объекты.

Опасные производственные объекты определяются и регулируются Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Особо опасные объекты определяются и регулируются статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ.

Перечень опасных объектов определяется и регулируется статьей 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте". Согласно пункту 3 статьи 5 ФЗ от 27.07.2010 N 225-ФЗ к опасным объектам относятся в том числе "АЗС жидкого моторного топлива".

Таким образом, АЗС относятся к опасным объектам и подлежат обязательному страхованию (независимо от того, осуществляют ли они розничную или оптовую продажу бензином и дизельным топливом).

Понятия оптовой и розничной торговли определены в ряде нормативных правовых актов РФ.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации":

"оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности".

Для целей налогообложения в виде единого налога на вмененный доход понятие "розничная торговля" установлено статьей 346.27 Налогового кодекса РФ:

"розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, газа, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления). Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях настоящей главы к розничной торговле (абзац дополнен с 1 января 2008 года Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 85-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 155-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)".

Согласно ГОСТу Р 51303-99 Торговля. Термины и определения (Официальное издание, Госстандарт России - М.: ИПК Издательство стандартов, 1999 год):

"оптовая торговля - торговля с товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием;

розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью".

Как один из вариантов подтверждения осуществления эксплуатирующей организацией соответствующего вида деятельности является указание кода по ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). В свою очередь, коды ОКВЭД заявляются самим юридическим лицом при его государственной регистрации, отражаются в его учредительных документах и подлежат обязательному указанию в заявлении о регистрации юрлица при создании. Таким образом, коды по ОКВЭД содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц/ Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (подпункт "п" пункт 1, подпункт "о" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Указанные записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. По общему правилу, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных выше сведений, за исключением случаев, установленных ФЗ N 129-ФЗ, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган (налоговый орган) по месту своего соответственно нахождения и жительства.

Кроме того, коды ОКВЭД содержатся в Информационных письмах Росстата (один из документов юридического лица, определяющий его правовой статус - наряду со Свидетельством о регистрации юридического лица).

Сведения о видах экономической деятельности должны быть заполнены с использованиемОКВЭД, утвержденного соответствующим постановлением Госстандарта.

В настоящее время действуют два Общероссийских классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД):

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1), введенный постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 года N 454-ст;

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС ред. 1.1), введенный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 года N 329-ст.

Согласно письму Федеральной налоговой службы от 25.09.2008 N ЧД-6-6/[email protected] для целей государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств используется ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1). ОКВЭДпредназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.

ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) используется при решении следующих основных задач, связанных с:

- классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;

- определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

- разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;

- осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;

- подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;

- кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах;

- обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) используется при решении следующих основных задач, связанных с:

- осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;

- подготовкой статистической информации для сопоставления на международном уровне.

Для поиска кодов по ОКВЭД в части осуществления розничной и оптовой продажи рекомендуем использовать Раздел G оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользованияОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) и одноименный раздел ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС ред. 1.1).

По всем вопросам, касающимся применения классификаторов (в том числе при выборе юридическим лицом при государственной регистрации кодов ОКВЭД), следует обращаться в Ростехрегулирование (см. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 марта 2008 г. N 03-11-04/3/114). В свою очередь, приказом Росстата от 19.07.2011 N 328 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей" утвержденаформа N 1-ТОРГ "Сведения о продаже товаров в организациях оптовой и розничной торговли".

3. Классификация опасных производственных объектов зависит от уровня потенциальной опасности аварий на таких объектах для жизненно важных интересов личности и общества и предполагает деление опасных производственных объектов на 4 класса опасности:

I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;

III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;

IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.

При этом критерии классификации определены в приложении 2 к комментируемому Закону.

Так, в соответствии с п.1 Приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к указанному Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения.

В свою очередь, в п.1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определена категория опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных вприложении 2 к настоящему федеральному закону количествах опасные вещества.

В частности, таблица 2 определяет виды опасных веществ и их количество в тоннах, которые используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются на опасных производственных объектах. В зависимости от вида опасных веществ и их количества определяется класс опасности ОПО.

Например, согласно таблице 2 опасные производственные объекты, на которых используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся и горючие газы в количестве 1 и более, но менее 20 тонн, относятся к 4 классу опасности.

При идентификации опасных производственных объектов руководителю организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, следует принимать во внимание требования п.10 приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в соответствии с которыми "в случае, если для опасного производственного объекта по указанным в пунктах 1-7 настоящего приложениякритериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности".

Таким образом, классификация опасных производственных объектов может проводиться по разным критериям. Однако класс опасности присваивается по тому критерию, который устанавливает наиболее высокий класс опасности.

4. Согласно п.4 комментируемой статьи присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

Пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силуподпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" устанавливает требование о перерегистрации опасных производственных объектов, ранее зарегистрированных в реестре опасных производственных объектов, с присвоением соответствующего класса опасности до 1 января 2014 года.

При этом в пунктах 2 и 3 статьи 10 Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты и не осуществивших их перерегистрацию с присвоением соответствующего класса опасности, определены следующие негативные последствия:

- проведение плановых проверок с периодичностью не чаще чем 1 раз в течение 1 года,

а также

- сохранение в отношении такого опасного производственного объекта режима постоянного государственного надзора - в случае, если в отношении указанного объекта ранее был установлен соответствующий режим.

Во исполнение указанных требований Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗРаспоряжением Ростехнадзора от 19.03.2013 N 31-рп был утвержден Временный порядок ведения государственного реестра опасных производственных объектов.

В соответствии с п.3 Временного порядка регистрирующий орган осуществляет регистрацию опасных производственных объектов в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня регистрации заявительных документов.

Согласно п.6 Временного порядка регистрирующим органом осуществляется контроль обоснованности присвоения соответствующего класса опасности при регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.

5. Пункт 5 комментируемой статьи, вступивший в силу с 15 марта 2013 года, определяет ответственность руководителя организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем аналогичные требования ранее закреплялись и продолжают действовать на сегодняшний день в ряде подзаконных нормативных правовых актов.

Так, в соответствии с п.6 приложения N 8 к Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606, ответственность за правильность идентификации опасных производственных объектов несет руководитель организации, эксплуатирующей идентифицированные опасные производственные объекты.

В свою очередь, идентификация опасных производственных объектов проводится с целью выявления опасных производственных объектов, эксплуатируемых в составе организации.

При идентификации опасных производственных объектов осуществляется выявление и отнесение объекта к категории опасного производственного объекта, определение его наименования, признаков опасности и типа в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Определение признаков опасности осуществляется на основе анализа состава предприятия (имущественного комплекса), проектной документации, деклараций промышленной безопасности, технологических регламентов и других документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.

Идентификация опасных производственных объектов, эксплуатируемых в составе организации, должна полностью отражать потенциальную опасность производственных процессов (при наличии признаков опасности, определенных законодательством), осуществляемых на конкретных производственных площадках организации, при исполнении всех видов деятельности, согласно ее уставным документам.

Идентификацию опасных производственных объектов осуществляет организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты.

При этом документ, содержащий сведения, характеризующие опасный производственный объект, составляется на основании результатов проведенной процедуры идентификации и подписывается руководителем эксплуатирующей организации (абз.2 п.24.3. Административного регламента).

При рассмотрении спецификации установленного на опасном производственном объекте оборудования необходимо учитывать все оборудование (технические устройства), эксплуатация которых дает признак опасности, обусловленный перечисленным в приложении 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов.

При идентификации надо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.

Если на территории организации эксплуатируется несколько объектов и лишь один из них обладает признаками опасности, то рассматривается в качестве опасного производственного объекта этот объект, а не вся территория организации в целом.

В соответствии с п.14 приложения N 8 к Административному регламенту при возникновении изменений в информации, ранее внесенной в базу данных государственного реестра, эксплуатирующая организация обязана внести эти изменения в базу данных государственного реестра опасных производственных объектов. Для этого эксплуатирующей организацией проводится идентификация только по отношению к вновь появившимся опасным производственным объектам к объектам, где произошли какие-либо изменения в ранее зарегистрированных в государственном реестре сведениях.

Ростехнадзор, в свою очередь, контролирует правильность идентификации опасных производственных объектов для целей их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (абз.4 п.9 Административного регламента).

Более того, в соответствии с требованиями абз.6 п.51.2 Административного регламентаруководитель регистрирующего органа несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него полномочий по осуществлению исполнения административной функции при регистрации и ведению соответствующего раздела государственного реестра опасных производственных объектов.

При этом ответственность за осуществление государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра, в том числе ответственность за контроль и полноту осуществления идентификации опасного производственного объекта, возлагается также на соответствующее по приказу регистрирующего органа должностное лицо регистрирующего органа (см. приложение 7 к Административному регламенту).

В случае же выявления неполноты проведенной эксплуатирующей организацией идентификации или же при выявлении ошибок идентификации, Ростехнадзор руководствуясьп.п.29.7 и 29.8 Административного регламента, приостанавливает исполнение государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и возвращает документы заявителю.

На сегодняшний день сложности возникают в идентификации опасных производственных объектов при определении их категории и классификации.

Следует обратить внимание на то, что классификация опасных производственных объектов определена Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ.

На сегодняшний день отсутствует подзаконный нормативный правовой акт, который реализовал бы требования указанного Федерального закона в части установления порядка определения категории и классификации опасных производственных объектов.

К сожалению, Временный порядок ведения государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденный распоряжением Ростехнадзора от 19.03.2013 N 31-рп, не имеет статуса нормативного правового акта и не был официально опубликован.

Существует некоторая неопределенность в отношении содержания отдельных формулировок, оперируемых действующим законодательством в области промышленной безопасности.

Так, Федеральный закон от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Постановление Правительства РФ от 24.11.98 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов"возлагает обязанность по регистрации опасных производственных объектов на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты.

В Административном регламенте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606, отсутствует единообразие в использовании формулировок. В одних случаях Административный регламент оперирует формулировкой "организации, эксплуатирующие опасный производственный объект" (например, п.15), в других случаях - "организации, владеющие опасным производственным объектом (см., например, п.п.23.1.2, 23.3.1, п.44).

Так, в соответствии с п.15 Административного регламента "заявителем является организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность".

Таким образом, по смыслу указанного пункта заявителем может быть любое лицо, осуществляющее эксплуатацию опасного производственного объекта на любом законном праве. Согласно нормам гражданского законодательства к таким документам, подтверждающим эксплуатацию опасного производственного объекта, могут быть отнесены не только документы о наличии права собственности или аренды, но и иные - агентский договор, договор поручения, договор управления, договор эксплуатации объекта и т.д.

В последующих пунктах рассматриваемого Административного регламента смысл указанной нормы сужается.

Так, в соответствии с п.п.23.1.2 Административного регламента в состав дополнительных документов, представляемых для осуществления регистрации опасных производственных объектов, входят "документы, подтверждающие права собственности и владения опасным производственным объектом".

В соответствии с п.п.23.3.1 Административного регламента при исключении опасного производственного объекта из государственного реестра необходимо представить в том числе "копию документов, подтверждающих смену организации-владельца опасного производственного объекта".

Таким образом, исходя из смысла текста Административного регламента, эксплуатирующая организация должна обладать вещным правом на опасный производственный объект (являться собственником, владельцем либо пользователем ОПО).

Проблемы возникают также при реализации п.п.23.3.1 Административного регламента, определяющего перечень документов, необходимых при осуществлении исключения опасного производственного объекта из соответствующего государственного реестра. Среди такого перечня в том числе должны быть представлены:

- документы, подтверждающие ликвидацию и вывод из эксплуатации опасного производственного объекта (списания с баланса) (подпункт "а" п.п.23.3.1 Административного регламента);

- документы, подтверждающие изменения на опасном производственном объекте, в связи с которыми у объекта не стало признаков опасности (дегазация, акт отключения от газоснабжения и т.д.) (подпункт "е" п.п.23.3.1 Административного регламента).

В соответствии с п.1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" ликвидация опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, подлежащей обязательной экспертизе промышленной безопасности. При этом не допускается ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.

Таким образом, заключение экспертизы промышленной безопасности на документацию на ликвидацию опасного производственного объекта, входит в перечень документов, необходимых для исключения соответствующего объекта из государственного реестра опасных производственных объектов.

Ввиду отсутствия законодательного определения "ликвидация опасного производственного объекта" на практике достаточно сложно разграничить случаи, когда исключение из реестра осуществляется по подпункту "а"п.п.23.3.1, а когда - по подпункту "е" п.п.23.3.1. Таким образом, отсутствует единообразие в понимании вопроса о том, в каких случаях должна проводиться экспертиза промышленной безопасности, а в каких - нет.

studopedia.ru

Что относится к опасным производственным объектам?

Все очень сложно, ничего не поняла. К какому компетентному органу могу обратиться за подробной консультацией? — 2 года назад

Лиса-наса

К опасным производственным объектам относятся предприятия с повышенной пожаро- и взрывоопасным производством, предприятия производящие некоторую химическую продукция. А также все атомные станции. Т.е. те производственные объекты, на которых в случае аварии могет пострадать большое количество людей (не только работающих на предприятии, но и находящимися за пределами его территории).

Nota44

Определение опасного производственного объекта можно найти во 2 статье Федерального Закона.

Чтобы определить, подпадает ли ваш объект под действие ФЗ, надо провести идентификацию, основываясь на Приложении 1 ФЗ.

Вообще из личного опыта и общепринятых ошибок могу заметить, что то, что мы понимаем под понятием "опасный производственный объект", исходя из своей интуиции, не совсем и не всегда совпадает с тем, что диктует ФЗ-116.

Вот, к примеру, башенный кран - опасный объект? Многие его так и называют, в то время как по закону башенный кран - не объект, а техническое устройство на ОПО, объект - площадка, где установлен башенный кран.

Второй пример - ЛЭП - опасный производственный объект? Логически - да, залезешь на опору - долбанет током так, что мало не покажется. А в Приложении 1 к ФЗ-116 черным по белому написано, что

Итак, по Закону ОПО делятся на 4 класса, определение их таково:

В приложении 1 ОПО расписаны как объекты, на которых получаются, образуются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в определенных количествах (количества указаны в приложении 2 к этому ФЗ) опасные вещества (токсичные, воспламеняющиеся, поддерживающие горение и т.д.); используется оборудование, работающее под избыт.давлением (более 0,07 мегапаскаля); используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (кроме лифтов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги и фуникулеры; получаются, используются, транспортируются расплавы разных металлов с применением оборудования, перерабатывающего 500 и более кг таких расплавов; ведутся горные взрывные работы; перерабатывается и хранится растительное сырье, способное самовозгораться, возгораться и самостоятельно гореть после удаления источника возгорания.

Еще раз повторюсь: чтобы определить, относится ли производственный объект к опасным производственным объектам, и к какому классу он относится, если является опасным, надо провести идентификацию.

bolshoyvopros.ru

Читайте также