Политика определение

Определения политики

ПОЛИТОЛОГИЯ

Человек – существо политическое. Эта истина была сформулирована еще великим -древнегреческим философом Аристотелем. Политика затрагивает интересы всех людей.

Политология-одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она оформилась в конце 40-х гг. 20 века. Она зародилась в рамках философии. Формирование специфической политической проблематики ученые отмечают только в 16 веке. Это связано с работами итальянского мыслителя Н.Макиавелли. На политическую науку влияние оказало публичное право( конституционное и административное).В конце 19 начале 20 века- систематизированное изучение политики. Политология-от древнегреческого политика и учение. Наука о политике.Объект политологии- политическая сфера общественной жизни. Это сфера государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений.

Политика –от древнегреческого полис- город-государство. Трактат Аристотеля «Политика»- то что относится к государству, государственное дело, искусство управления государством.

Определения политики.

  1. Политика- это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
  2. Политика- это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами( классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.
  3. Политика- сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
  4. Политика- участие в делах гос-ва
  5. Политика- искусство управления гос-вом
  6. Политика – наука гос.управления.

Содержание политики:

- политическая наука

- политические отношения соц.субъектов по поводу гос.власти

- установки, интересыц, цели соц.групп и полит.институтов

- д-сть по реализации моде6лей будущего об-ва

- влияние на гос.власть политических сил страны( партий, граждан)

- д-сть по управлению сферами жизни об-ва.

Виды политики:

- по сферам об-ва- экономическая, социальная, национальная, научная, экологическая, культурная, военная;

- по масштабам- внутренняя и внешняя;

- по приоритетам- нейтральная, открытых дверей, компромиссов, нацинального примирения;

- по содержанию и х-ру- прогрессивная, реакционная, волюнтаристская, научно обоснованная;

- по субъектам- государства, мирового сообщества, партии, банка, фирмы.

Политология-это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.

С политологией тесно связаны другие науки: политическая философия, политическая история, политическая социология, политическая психология, политическая антропология, политическая география, правоведение.

Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона(5-4 век до н.э.), изложенные в произведениях « Государство», «Законы». К порочным формам гос-ва он относил :

- тимократию – власть честолюбцев;

- олигархию – господство немногих богачей;

- демократию – власть большинства;

- тиранию – власть тирана.

Идеальное государство по Платону – справедливое правление мудрецов. Справедливость. Иерархия : правители- философы, воины- стражи, ремесленники и крестьяне- физический труд.

Аристотель все формы гос-ва разделяет на правильные и неправильные. Правильные- цель гос-ва в общем благе ( монархия, аристократия, республика). Неправильные- выгода правителя, а не народа ( тирания, олигархия, демократия).

В Древнем Риме в развитие политической мысли внес Цицерон( 1 век до н.э.) в работах « О государстве», «Законы». Правовое равенство. Справедливость. Три формы гос-ва: царская власть, власть оптимистов(аристократии), народная власть(демократия). Лучшая форма- смешанная- прочность гос-ва и правовое равенство его граждан.

Средневековые философы- власть- промысел божий.Августин Аврелий(4-5 век). Фома Аквинский( 13 век).- сторонник монархии. Два типа монархии: абсолютная и политическая. Политическая предпочтительней.

В эпоху Возрождения итальянец Никколо Макиавелли(15-16 век). Работы «Государь» и « Рассуждения на первую декаду Тита Ливия». Считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила. В политике цель оправдывает средства.Два способа

действия для достижения цели: путь закона и путь насилия. Государь должен уметь пользоваться обоими способами. Макивеллиализм- политика основанная на культе грубой силы, пренебрежение нормам морали.

В Новое время философы Гоббс, Локк, Спиноза, Монтескье, Вольтер, Руссо, Гоббс- основоположники теории общественного договора. Гоббс- в работе « Левиафан или материя, форма и власть гос-ва».Могут существовать три формы гос-ва: монархия, демократия и аристократия. Гоббс- защитник монархической власти.

Локк в работе « Два трактата о государственном правлении». Идея праврвого гос-ва- гос-во подчиняется обществу.

Монтескье в работе « О духе законов». Свобода и равенство. « Разрешено все, что не запрещено законом». Теория разделения властей.( Идею смешанного правления разрабатывали еще Аристотель и Цицерон). Впервые эта идея нашла свое воплощение в Англии в период правления Кромвеля, хотя и стихийно.

Жан Жак Руссо а произведении « Об общественном договоре или принципы политического права» вводит понятие социальное равенство. Принцип народного суверенитета. Принцип республиканского стороя.

Идеи французских просветителей воплотились в Великой Французской революции 18 века.

Немецкая классическая философия.

Кант( нем. Фил. 18 век). Работы « К вечному миру», « Метафизические начала учения о праве».Автономность личности. Человек- цель, а не средство. Правопорядок. Политика- гармония цели и средства.

Гегель( нем. фил.19 век). Работа «Философия права»- идеалистическая теория государства и права. Учение о свободной воле. Учение о гражданском обществе и правовом государстве. Идеал- конституционная монархия.

Таким образом, основные доктрины политической мысли эпохи Возрождения и периода буржуазных революций:

- теория народного суверенитета-(17-19 век) на базе теории общественного договора. Согласно этой теории народ- источник власти и ее носитель.

- теория правового государства

- теория разделения властей.

Представители утопического социализма 16-19 века.

Родоначальник- Томас Мор( 15-16) в книге « Утопия»( место, которого нет). Общественная собственность на средства производства. Коллективизм, плановое управление хозяйством. Труд- первая потребность, трудовое воспитание. От каждого по способностям, каждому- по потребностям. Социальное равенство, равноправие женщин. Отмирание государства.

Этапы утопического социализма.:

-ранний(16-18) зарождение капитализма и буржуазных революций. Представители: Мор(Англия), Кампанелла(Италия), Уинстенли, Мабли, Мелье, Бабеф ( Франция).

- второй этап- 18 век , эпоха Просвещения. Представители: Сен-Симон, Фурье ( Франция), Оуэн(Англия).

- третий этап 2-я половина 19 века . Русские революционеры-демократы: Чернышевский, Добролюбов, Белинский, Герцен и др. За революцию, демократическую республику, народовластие, крестьянская община.

Марксистская концепция политики.Маркс и Энгельс нем.фил. 19 века.

- борьба за власть;

- базис первичен, а надстройка вторична;

- государство- продукт классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Насилие гос-ва.

- идеологически господствующий класс

- общественное бытие определяет сознание

- политика подчинена экономике , но и влияет на нее.

Политическая мысль России 19-20 веков.

Декабристы.Равенство. Гражданское общество. Прва человека. Республика.

Чаадаев.»Философические письма». Причины отсталости России от европейских стран.

Западники и славянофилы.30-40 гг.19 века.

Славянофилы.Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин. Самобытность России. Сохранение самодержавия.

Западники. Белинский, Грановский, Герцен, Огарев, Боткин. Россия идет по западному пути.

Герцен.50-60 гг. Идея « русского социализма». Через сельскую общину.

Чернышевский.Народно-крестьянская революция.. Народничество.

Анархистско-бунтарское направление. Бакунин. Отрицание любого государства.

Неославянофильство. Религиозная философия. Соловьев.Бердяев.Милюков.

Современные политические учения Запада.

Гумплович. 19 век. «Социология и политика», « Основы социологии», «Борьба рас». Представитель социального дарвинизма. Теория завоевания.

Спенсер. 19 век.позитивистское направление. « Основания социологии». Общество эволюционирует . Социальная обусловленность власти.

Парето и Моска19-20 век. Итальянские ученые. Теория элит. Моска в работе «Элементы политической науки»- власть всегда должна находиться в руках меньшинства, элиты. Парето «Трактат об общей социологии». Элита и контрэлита ведут между собой борьбу.

Острогорский и Михельс к.19-20 века. Теория олигархизации(бюрократизации) политических партий.

Вебер.19-20 век, немецкий социолог. Теория демократии. Бюрократия.

Американские ученые 20 века. Лассуэлл, Даль, Тоффлер, итальянский Боббио, фр. Крозье. Вопросы власти в условиях перехода к постиндустриальному об-ву.

studopedia.ru

ПОЛИТИКА это:

ПОЛИТИКА ПОЛИТИКА (греч. politika - государственные и общественные дела) - сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами. П. как особая форма социальной деятельности возникает вместе с государством и той иерархической системой власти, которая призвана обеспечить в обществе гражданский порядок на основе четкого разграничения отношений господства и подчинения. Государство, возвысившись над обществом в качестве органа легитимной власти, способной противостоять внешней агрессии и заставлять всех граждан соблюдать законы и не нарушать норм общественной морали, обрело таким образом специфический вид деятельности П. В античной Греции основной формой социально-экономической и политической организации общества был полис (polis) или город-государство. Государственные и общественные дела в полисе назывались «П.». В «Диалогах» Платон приводит взгляд Сократа на П. как на «искусство управления людьми». Позднее Аристотель видел задачу П. в обеспечении «высшего блага» граждан полиса. Согласно Аристотелю, П. должна выполнять нравственно-воспитательную роль и содействовать государству в достижении общего блага и справедливости. Понятие справедливости у него связано с представлением о государстве и праве, которое является «мерилом справедливости» и «регулирующей нормой политического общения». Государство у Аристотеля является «своего рода общением... Это общение и называется государством или общением политическим». С одной стороны, П. мыслится Аристотелем как наука, которая должна исследовать наилучший вид государственного устройства (politeia), с другой стороны П. - это разумное государственное управление во имя всеобщего блага, направленное на обуздание политическими средствами неподвластных индивидам страстей. Искусство познания справедливости свойственно, по Аристотелю, лишь одаренным личностям, которые превосходят своих сограждан умом, добродетелями и моральными качествами и поэтому вправе управлять государством. В древнем Китае Конфуций обосновал этико-политическое учение, согласно которому идеальный по своим взглядам правительдобр и справедлив к народу и почтителен к старшим. Важное место в его учении занимает закон об идеальных отношениях между людьми в семье, государстве и обществе. Конфуций был сторонником строгого и иерархического разделения обязанностей между членами общества, образцом которого является семья. Правительство должно быть правительством, а подданные - подданными, отец - отцом, а сын - сыном. Таким образом, идеальный правитель в государстве является отцом для своих подданных и заботится об их благосостоянии. Другое направление политической мысли древнего Китая - «легизм», развивалось в борьбе с ранним конфуцианством. Легисты разводили П. и мораль, считая их несовместимыми. Правителю достаточно хорошо знать психологию людей и в своем правлении сочетать методы поощрения и наказания своих подданных. Государство не обязано блюсти интересы подданных, а народ для правителя является средством достижения политических целей (укрепление личной власти и завоевание чужих земель). Чем слабее и бесправнее народ, тем сильнее государство. В эпоху средневековья в Европе на развитие политической мысли оказало существенное влияние учение Августина о «двух градах»: «божьем» и «земном». В «земном граде», т.е. человеческом обществе, господствуют пороки, насилие и разврат, поэтому спасение человека лежит через приобщение к «граду божьему». Фома Аквинский признавал божественную природу государственной власти и считал, что она должна подчиняться духовной. Поэтому П. государства, по Аквинату, должна строиться на положениях религии. Крупнейшим политическим мыслителем и политическим деятелем в позднее средневековье в Европе стал Маккиавелли. Его произведение «Государь» представляет собой взгляд на нового правителя, цель которого заключаете я в создании мощного единого национального государства. Маккиавелли стремится осмыслить деятельность государя сквозь призму моральных норм в раздробленной на части феодальной Италии. Однако ряд его высказываний о моральных качествах государя, необходимых для сохранения власти и укрепления его авторитета у подданных многими до сих пор понимаются в прямом смысле. Он прекрасно понимал, что в любом человеке присутствуют и дурные и добрые стороны: жесткость и милосердие, честность и вероломство, смелость и трусость и т.д. Поэтому идеальный государь должен сочетать в себе все лучшие качества. Вместе с тем, в его поведении обязательно должны присутствовать хитрость и сила, которые позволят ему сохранить жизнь и благосклонность подданных. Государь обязан действовать исходя из обстоятельств: «Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие дать обещание. Такой совет был бы недостоин, если бы люди честно держали слово, но, люди, будучи дурны, слово не держат, поэтому и ты должен поступать так же». Заслугой Маккиавелли было выделение П. в самостоятельную науку. П., по Маккиавелли, - есть символ веры человека и, поэтому, она должна занимать доминирующее положение в мировоззрении. В 20 в. представители различных направлений социальной науки (социологии, философии, психологии и др.) пытались осмыслить феномен П. «П.», - писал М. Вебер, - означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которое оно в себе заключает». Поэтому, кто занимается П., тот стремится к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой». Юнг полагал, что П. возникает на этапе развития коллективного бессознательного и индивидуальной психики как вид сознательного конфликта и сознательной гармонии. Условиями ее возникновения являются самосознание группы и ее сознательное отделение от другой группы (на основе разделения тотемов и табу), осознание себя в качестве члена определенной группы, различие между правителями и управляемыми, признание законной власти, сознательное использование силы и системы нормативных требований. В современных политических теориях П. так же связывается с отношениями по поводу власти. Так, Бюрдо считае политическим «любой факт, действие или ситуацию, если они выражают существующие в социальной группе отношения власти и подчинения для достижения общей цели». Д. Истон, Арон, Р. Далл рассматривают П. в контексте политической системы, как средство реализации властных решений. Таким образом, всякая власть отражает характер социально-политических отношений, складывающихся между власть имущими и подданными. Поэтому П. как средство осуществления властных решений зависит от формы государственной власти. В ней находят свое отражение политические взгляды, правовые и моральные нормы, культурно-исторические и национальные ценности, характерные для существующей системы власти. Соответственно П., в зависимости от формы и методов осуществления власти, может быть авторитарной и демократической. П. как особый вид государственной деятельности формируется и осуществляется соответствующими государственными структурами (парламент, президент, премьер-министр и т.д.). Нельзя отрицать влияния на государственную П. индивидуально-психологических, моральных и волевых качеств главы государства, его политических взглядов и подходов к решению социально-экономических проблем, так же как и различного отношения к П. со стороны политических партий, движений, групп, индивидов и общества в целом. В совокупности взаимодействие всех названных выше субъектов политических отношений по оказанию влияния на принимаемые властью решения и их выполнение и представляет собой реальный политический процесс. П. государства подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внешняя П. представляет собой деятельность государства в сфере международных отношений и направлена на решение внешнеполитических проблем. Особенностью современного политического развития является расширение взаимного сотрудничества государств с целью решения политических, экономических, экологических и других проблем глобального характера. Процесс экономической интеграции государств Западной Европы свидетельствует о координации их усилий в области работы экономической, финансовой, миграционной и иных видов П., призванных содействовать устойчивому экономическому развитию и повышению уровня и качества жизни населения. Таким образом, внешняя П. является продолжением внутренней, ибо она определяется целями и задачами внутреннего развития. Внутренняя П. включает в себя ряд направлений деятельности государства по организации и регулированию общественных отношений в экономике, социальной и культурной сферах, в науке и т.д. Эти виды деятельности также могут быть охарактеризованы как П.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

dic.academic.ru

Понятие политики

В научной литературе существует огромное количество определений понятия «политика». Разнообразие определений демонстрирует сложность явления, которое описывается данным понятием. Зафиксируем важнейшие черты этого явления.

Во-первых, в соответствии с взглядами основателей учения о политике, к совместной жизни людей толкает их собственная природа: естественная необходимость во взаимной помощи. Главный мотив коллективного существования – умножение сил относительно слабых природных индивидов. Таким образом, политика возникает там, где общение создает объединенные ресурсы, и люди имеют возможность воспользоваться ими.

Во-вторых. Со времен античности государство выросло из границ отдельных городов-полисов с их предместьями. Общественные отношения существенно изменились. Теперь политическое общение осуществляется между регионами и внутри регионов, между населенными пунктами и внутри них, между различными слоями общества, которые не сосредоточены в одном населенном пункте, и т.д. И люди в регионах строят отношения не только с государственными (т.е. центральными), но и с местными органами управления, а также с органами управления других всевозможных организаций. Поэтому наряду с государственной, выделяют также региональную, партийную, корпоративную, клановую и другие формы политики. Эти формы представляют собой использование объединенной силы соответствующих общностей. Таким образом, политика – это явление более широкое, чем отношение с государством.

В-третьих. Сообщества, которые образуют индивиды, призваны использовать объединенные ресурсы от имени и во имя всех этих индивидов. Известно, что первоочередными политическими являются решения, преследующие цель обеспечить безопасность людей, собравшихся в данную общность.[1] Эта цель в масштабах всей страны является основой внешней и внутренней политики государства. Но очевидно, что любое государство способно решить лишь самые общие вопросы, касающиеся совместной безопасности граждан, что находит отражение в законодательстве. Частные же интересы граждан способны защитить их разнообразные отдельные объединения: негосударственные политические, экономические, этнические (и другие социальные), религиозные (и другие духовные). И для обеспечения этих частных интересов граждан главным условием существования таких организаций становится их собственная безопасность: экономическая, правовая и другая. Это находит отражение в формальных или неформальных принципах отношений в данных объединениях. Поэтому политика имеет место в любой общности.

В-четвертых. Политика – это явление более широкое, чем осуществление властных функций и стремление к участию в органах власти. Во властные органы различных уровней стремятся не все люди, а значительное меньшинство. Ведь стремление к власти в обществе – это стремление к получению права строить систему общественных отношений по своему усмотрению, т.е. руководить. И не для всех людей руководство общественными отношениями является делом, к которому они стремятся.[2] Многие люди предпочитают другие виды занятий, создавая при этом совокупные ресурсы общества. Как обладатели этих ресурсов и участники разнообразных акций, проводимых в интересах всей общности, все люди втянуты в политические отношения. То есть, властные отношения не исчерпываются действиями органов власти и вообще не исчерпывают политику целиком. Помимо властной, существует еще и организаторская составляющая политики: распределение социальных статусов и социальных ролей, то есть распределение прав и обязанностей различных социальных субъектов. Попросту говоря, правитель призван знать не только ответы на вопросы «Чего нельзя делать и что за это будет нарушителям?» Он обязан находить ответы на вопрос «Что нужно делать для процветания общности и как для этого использовать ресурсы общества?» Очевидно, что поиски ответов на последний вопрос выходят за рамки принуждения, а требуют еще и организации оптимальных отношений в обществе. Всякая власть – это влияние, но не всякое влияние – это власть.

В-пятых. Очевидно, что общество разнородно. Различные социальные группы (профессиональные, демографические, этнические и т.д.), имеют несовпадающие, а то противоречащие интересы, что с неизбежностью ведет их к столкновению и борьбе. И чтобы эта естественная борьба, не приняла насильственные формы, требуются особые усилия всего сообщества или специальных социальных институтов. Эти усилия призваны обеспечить необходимый минимум устойчивости коллективной формы жизни за счет справедливого распределения общественных ресурсов. Поэтому более глубоко суть политики раскрывается в наличии общественного посредничества между индивидами и группами.

В-шестых. В большинстве современных определений в качестве родового для понятия «политика» указывается понятие «деятельность». Анализ соотношения понятий «активность», «поведение» и «деятельность»[3] позволяет утверждать следующее. Первое, деятельность – это только один из видов активности. Второе, в политической сфере поддержание жизненно важных связей с окружающим миром не всегда требует активности (борьбы или интеграции). Нередко интересы людей как раз требуют пассивности, т.е. не включения в борьбу с одними общественными силами и (или) отказа от интеграции с другими общественными силами. Порой неучастие в выборах, игнорирование призывов участвовать в митингах и демонстрациях является ярким показателем политической позиции каких-либо субъектов.

Таким образом, определение понятия «политика» через родовое понятие «деятельность» и даже через понятие «активность» является узким. Адекватным в этом ряду является понятие «отношение». Любое отношение по определению подразумевает наличие нескольких сторон. Однако долгое время на поверхности политических событий были заметны лишь активные участники этих отношений. Поэтому политику и определяли как деятельность людей, обладающих властью, прежде всего, властью государственной. В условиях роста прав и свобод граждан, демократизации общественной жизни данный подход к пониманию политики не соответствует реалиям.

Поэтому политика– это осуществление различными субъектами таких отношений, которые за счет объединенных ресурсов сообщества могут обеспечить им безопасность.

Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов, т.е. связана с ними. Эти устойчивые необходимые связи и есть законы политики. К этим связям можно отнести следующие:

1. зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту; политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, в общении и т.д. кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т.е. диктует тот, кто меньше заинтересован;

2. зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;

3. зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.

Безопасность, в основном, содержит три элемента. Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе. Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования. Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т.п., не ущемляющих интересы других людей.

Сущность политики любого субъекта (индивида, группы, организации и т.д.) заключается в определении своей позиции (позиционировании) в социальной системе. Идеи, мотивы, эмоции на этот счет могут быть различные, нередко противоречивые, но трезвый расчет требует осуществления отношений, выбора социальной позиции, которая обеспечит субъекту безопасность. Различные субъекты политики могут защищать государственный суверенитет, национальные или религиозные традиции, права и свободы граждан, честь и достоинство личности и т.д.

Функции людей, втянутых в политические отношения.

В любом сообществе (начиная с малой группы и кончая обществом в целом) эти функции могут быть сведены к следующему:

- выяснение смысла существования данной общности и системы её приоритетов; если смысл отсутствует, то общность распадается, тогда исчезает и политика, поэтому главное – сохранение общности ради совместного выживания в ее рамках;

- согласование интересов всех её членов, выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедея­тельности, первое из которых – готовность всех жертвовать некоторыми личными интересами для обеспечения коллективных;

- распределение ролей между всеми субъектами дан­ной общности.

Высшая цель политики – объединение членов общества, согласование конфликтующих устремлений субъектов. Из-за индивидуального и группового эгоизма эта цель достигается трудно, всегда на некоторое время. Окончательно эта цель политики не достигнута нигде.

Вопросы для повторения:

1. каковы основные аспекты анализа политики?

2. каково содержание понятия «политика»?

3. каковы виды политики?

4. каково соотношение политических и властных отношений?

5. каковы функции людей, втянутых в политику?

6. какова высшая цель политики?

Тема 1.2. Структура политической сферы.

Политика – это специфический способ реализации интересов людей, специфическая форма общественных отношений. Из-за этой специфики политику выделяют в отдельную сферу жизни общества. Политическая сфера – это совокупность отношений людей, обеспечивающих им совместную безопасность.

Конкретное содержание сфер жизни общества можно представить с помощью отношений в соответствующих социальных институтах. Социальный институт – это организованный процесс отношений индивидов и групп, представленный в системе формальных прав и обязанностей. Более конкретно под социальным институтом понимают группу людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (например, семья, армия и т.д.) или совокупность правил для каких-то социальных субъектов (например, институт президентства).

studopedia.ru

Подходы к определению политики

Происхождение политики

Политика как общественное явление. Предмет политологии

Возникла примерно 2500 лет назад.

Слово «политика» ввел Аристотель. Он считал, что человек, это общественное (политическое) животное, наделенное разумом. Он может жить только в полисе. Это коммуникационное понимание политики. Жизнь в полисах регулировалась обычаями, табу. Главная задача политики – согласование интересов. В древности людей объединила нужда к орошению земель (ирригация). Возникает политика вместе с государством. Первые государства возникли на Востоке.

Макс Вебер: «Политика – это стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь-то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которое оно заключает».

Государство принимает обязательные решения. Через политику идет организация масс для регулирования политической деятельности. Политика – одна из сфер жизнедеятельности, которая выражает интересы больших социальных групп.

Политика – целенаправленная деятельность (политика фирмы, политика жены по отношению к мужу).

Политика – дело грязное, все зависит от метода. В современном мире ценится открытая политика.

Подходы к политике:

1. Социологический.Политика определяется через такие сферы, как мораль, культура, экономика.Экономическое определение политики: политика – это концентрированное выражение экономики.

2. Правовое определение политики. (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо). Политика – это деятельность по защите естественных прав человека. Право – порождение политики. Политика определяет характер права.

3. Нормативно-этический (ценностный). Политика – это деятельность, направленная на достижение общего блага. (Аристотель, Платон).

4. Культурологический. Политика зависит от культуры (менталитет, нормыповедения) человека.

5. Субстанциальный. Силовые, властные методы. Политика – это деятельность, направленная на захват и удержание власти. Власть – это подчинение одного субъекта другим. (Маккиавели, Вебер, Маркс, Ленин).

6. Институциональный. Политика сводится к институтам, в первую очередь к деятельности государства. Ленин: «Политика – это участие в делах государства».

7. Конфликтно-консенсусный. Борьба интересов. Развивал марксизм, хоть и отстаивал антагонистические отношения (подавление одного класса другим).

8. Консенсусный.(Роберт Даль). Считает, что общество имеет плюрализм интересов, а политика – искусство нахождения баланса интересов.

9. Антропологический. Политика вытекает из природы человека. У Шмидта понимание политики – отношения «друзья-враги». Хочешь сплотить сообщество – найди врага.

10. Системный. Политика – это процесс принятия решений.

Политика – это управление делами государства, регулирование отношений между большими социальными группами, борьба за власть, чтобы потом добиваться конкретных целей.

Polity– это политические институты. Они действуют в рамках правовых норм. Формальное измерение политики, показывает, как мы будем действовать в рамках каких-то норм. Политика как бы ткань, в которой мы живем.

Policyсодержательное измерение политики. Политический курс. Связан с интересами, ценностями, решением проблем. В этом русле политик может быть??? (образование, здравоохранение и т.д.).

Politicsпроцессуальное измерение политики. Это борьба за власть, сохранение власти между группами, партиями.

studopedia.ru

Дайте пожалуйста определение "Политика"

Найтли

Политика (греч. «искусство управления государством» ) — всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства.
* Политика — это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти;
* Политика — это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает (Вебер М. Политика как признание и профессия. Антология мировой политической мысли. Т. 2. – М. , 1997.);
* Политика — это участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства (В. И. Ленин Полн. собр. соч. , т. 33);
* Политика это деятельность организации (её поведенческая модель) по реализации своих целей (интересов) , например: - техническая политика;
* Политика — совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата;

Читайте также