Различные подходы к определению структуры личности

Подходы к структуре личности

Жизненные планы и жизненный сценарий. Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части –жизненной перспективы – становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий.

Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирования и сценарного воплощения.

1. Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует

процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданны, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.

2. Второй подход (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка.Согласно этимконцепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственнойжизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни — как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространстволичности.

На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются

- порядок рождения ребенка в семье,

- влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.),

- влияние дедушек и бабушек,

- принятие ребенком своего имени и фамилии,

- случайные экстремальные события и др.

Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины.

Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.

Основными составляющими сценария являются:

1) герой, с которым идентифицирует себя ребенок;

2) антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;

3) идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, но именно он определяет направление личностного роста;

4) сюжет – модель событий;

5) другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;

6) свод нравственных правил.

Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие – приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.

В соответствии с теоретическими и эмпирическими исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости – и на изменение «сценария неудачника».

Каждый из нас имеет какое-то свое представление о личности. Чаще всего личность ассоциируется с популярностью, публичным «имиджем», силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и т. д. У одних людей эти качества проявляются более отчетливо, у других – менее.

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения:

1. Психодинамическая теория.

2. Аналитическая теория.

3. Гуманистическая теория.

4. Когнитивная теория.

5. Поведенческая теория.

6. Деятельностная теория.

7. Диспозициональная теория личности.

Вот почему можно предложить лишь следующее схематическое определение личности:

Личность– это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

studopedia.ru

/ психъ / Новая папка (2) / 10. Понятие о личности. основные подходы. Структура

Сторонники диспозициональной теории личности придерживаются трех основных направлений: «жесткого», «мягкого» и промежуточного - формально-динамического.

Они считают главным источником развития личности факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие - со стороны среды.

«Жесткое» направление пытается установить строгое соответствие между определенными жесткими биологическими структурами человека: свойствами телосложения, нервной системой или мозгом, с одной стороны, и определенными личностными свойствами - с другой. При этом утверждается, что как сами жесткие биологические структуры, так и связанные с ними личностные образования зависят от общих генетических факторов. Так, немецкий исследователь Э. Кречмер установил связь между телесной конституцией и типом характера, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию.

«Мягкое» направление диспозициональной теории личности утверждает, что личностные особенности зависят от биологических свойств человеческого организма, однако от каких именно и насколько - не входит в круг исследовательских задач.

Среди исследователей данного направления наиболее известным является американец Г. Оллпорт - основоположник теории черт. Черта - это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. Например, про человека, который постоянно разговорчив и дома, и на работе, можно сказать, что у него выражена такая черта, как общительность. Постоянство черты обусловлено, по мнению Оллпорта, определенным набором психофизиологических характеристик человека.

Формально-динамическое направление представлено, в основном, работами отечественных психологов Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина. Основной отличительной особенностью данного направления является утверждение, что в личности человека существуют два уровня, два разных аспекта личностных свойств - формально-динамический и содержательный. Содержательные свойства личности являются продуктом воспитания, научения, деятельности и охватывают не только знания, умения, навыки, но и все богатство внутреннего мира человека: интеллект, характер, смыслы, установки, цели и так далее.

По мнению диспозиционалистов, личность развивается в течение всей жизни. Ранние годы жизни, включая период полового созревания, рассматриваются как наиболее важные. Данная теория предполагает, что люди, несмотря на постоянные изменения в структуре их поведения, обладают в целом определенными устойчивыми внутренними качествами (темпераментом, чертами). Диспозиционалисты считают, что в личности представлены как сознательное, так и бессознательное. При этом рациональные процессы более характерны для высших структур личности, а иррациональные для низших (темперамента).

Человек обладает ограниченной свободой воли. Поведение человека в известной степени детерминировано эволюционными и генетическими факторами, а также темпераментом и чертами.

Внутренний мир человека, в частности, темперамент и черты, преимущественно объективен и может быть зафиксирован объективными методами. Любые физиологические проявления, в том числе электроэнцефалограмма, речевые реакции и так далее, свидетельствуют о тех или иных свойствах темперамента и черт. Данное обстоятельство послужило основой создания специального научного направления - дифференциальной психофизиологии, изучающей биологические основы личности и индивидуально-психологические различия.

Основным блоком личности в рамках диспозиционального подхода является темперамент. Некоторые исследователи, в частности, англичанин Г. Айзенк, отождествляют темперамент с личностью. Определенные соотношения свойств темперамента составляют типы темперамента.

Айзенк дает следующие характеристики типов темперамента.

Холерик - эмоционально неустойчивый экстраверт. Раздражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный.

Меланхолик - эмоционально неустойчивый интроверт. Изменчив по настроению, ригидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый, неконтактный, спокойный.

Сангвиник - эмоционально стабильный экстраверт. Беззаботный, живой, легок на подъем, разговорчивый, общительный.

Флегматик - эмоционально стабильный интроверт. Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый, мирный, задумчивый, заботливый, пассивный.

Однако есть и другие точки зрения, согласно которым темперамент не является компонентом личности. Например, отечественный психолог В.С. Мерлин полагал, что темперамент представляет особый самостоятельный психодинамической уровень в структуре интегральной индивидуальности, который существенно отличается от личности. Темперамент охватывает только те характеристики психических свойств, которые представляют собой определенную динамическую систему. Оллпорт также не включал темперамент в структуру личности. Он утверждал, что темперамент не является первичным материалом, из которого строится личность, но в то же время указывал на важность темперамента, который, будучи генетически наследственной структурой, влияет на развитие черт личности.

Формально-динамические свойства личности являются темпераментом в узком, истинном смысле этого слова, поскольку представляют собой обобщенные врожденные свойства функциональных систем поведения человека.

По В.Д. Небылицину, темперамент с формально-динамической точки зрения представляет собой две взаимосвязанные подструктуры: активность и эмоциональность. Определенные соотношения активности и эмоциональности образуют формально-динамические типы темперамента. Активность - мера энерго-динамической напряженности в процессе взаимодействия человека со средой, которая включает в себя пластичность и скорость поведения человека. Эмоциональность - характеристика человека со стороны чувствительности (реактивности, ранимости) к неудачам.

В рамках диспозиционального подхода фактически отсутствует в качестве самостоятельного такое важнейшее понятие как характер. Данное понятие часто отождествляют с общим понятием личности, особенно в клинической практике, или с понятием характера, принятым в деятельностном подходе, сводящем его к морально волевой сфере человека.

Таким образом, в рамках диспозиционального подхода личность - это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств. Структура личности - это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств.

Исходя из анализа существующих теорий личности, можно предложить следующее схематическое определение: личность - это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон как целостного образования. Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

познавательные

---эмоциональные

---волевые

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

направленность

---темперамент

---характер

---способности

ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

знания

---навыки

---умения

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

положительные

---отрицательные

---привычки

Психологическая структура личности состоит из нескольких компонентов.

Первый компонент – направленность личности, или отношение человека к действительности.

Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активности человека.

Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок.

Например, доминирование познавательной потребности приводит к волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему общественную и личную значимость.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Одни из способностей доминируют.

Пушкин – поэт, историк, хорошо рисовал.

Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное образование, где в единстве проявляется содержание и форма духовной жизни человека.

К свойствам характера относят: а) моральные (чуткость, черствость к людям), отношение к обязанностям, скромность; б) волевые качества (решительность, настойчивость, мужество) – обеспечивают стиль поведения.

Четвертый компонент – система управления – обозначают словом “я”. “Я” осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль, коррекцию действий и поступков.

Психологическая структура личности будет неполной, если из неё исключить процессы и состояния.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений (обеспечивают связь личности с действительностью). В них формируются свойства личности. Образовавшиеся свойства влияют на течение процесса. В процессе ощущения формируются конкретные сенсорные свойства и целостная сенсорная организация личности, которая определяет в дальнейшем количественно-качественную характеристику ощущения.

На основе психических процессов образуются психические свойства, которые регулирует течение психических процессов. Психические свойства личности – это устойчивые образования, обеспечивающие определённый качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения. Характер протекания процессов зависит от функционального уровня активности мозга, то есть от психической активности личности.

Под психическим состоянием понимают определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психическое состояние зависит от свойств личности.

У человека инертного типа НС состояние оказывается более устойчивым по сравнению с состоянием подвижного типа.

Личность вступает в многообразные общественные отношения и осуществляет деятельность в различных областях практики. При этом личность исходит из разных побуждений или мотивов.

Мотивы – это осознанные побуждения к деятельности или поведению. Каждое действие и поступок человека в норме мотивировки, и он отдает ясный отчёт себе в этом. В качестве мотивов выступают различные побуждения: осознанные потребности и интересы человека, его морально-политические установки, идеалы мировоззрения и убеждений, чувства, помыслы. Изучение мотивов имеет важное значение для понимания морально-психологической сущности личности. Например, одни добросовестно относятся к труду в силу потребности, другие – в силу сознания долга, третьи – временно, в интересах достижения карьеристских замыслов.

StudFiles.ru

2.2. Структура личности

Основу личности составляет ее структура,т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон как целостного образования.

Существуют различные подходы к определению структуры личности.

Так, С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности:

1) направленность

Чего хочет человек?

Что для него привлекательно,

к чему он стремится?

- проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения;

2)знания, умения, навыки

Что человек может?

- приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности;

3) индивидуально – типологические особенности

Что он есть… что закрепилось в

качестве стержневых особенностей его личности?

- проявляются в темпераменте, характере, способностях

Наиболее обоснованную и развернутую структуру личности предложил К.К. Платонов. В структуре личности выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры.

Особенностями отдельных свойств этих четырех подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.

Таблица 1 - Основные подструктуры как уровни личности

под-

струк

туры

Название подструктуры

Элементы, входящие в подструктуры

Соотношение социального и биологического

Специфичес-кие виды формирова-ния подструктур

1

Направлен-ность личности

Убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения

Биологического

очень мало

Воспитание

2

Опыт личности

Умения, навыки,

знания, привычки

Значительно больше социального

Обучение

3

Особенности

Психических

процессов

Воля, чувства, восприятия, мышление, ощущения, эмоции, память

Чаще больше социального, однако, заметно влияние биологического и даже генетически обуслов-ленных свойств личности

Упражнение

4

Биопсихические свойства

Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства

Социального

очень мало

Тренировка

Ведущим компонентом структуры личности является направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий, характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением.

Направленность – это система побуждений (совокупность устойчивых мотивов), определяющая избирательность отношений и активности человека. Связана ли направленность личности с потребностями?

Являясь источником активности, потребности лежат в основе возникновения мотивов – непосредственных побуждений к деятельности, связанных с удовлетворением потребностей. Мотивы в свою очередь бывают осознанные (человек дает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей) и неосознанные (человек не дает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей).

Рисунок 2 - Взаимообусловленность потребностей, мотивов и направленности личности.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется воспитанием

Формы направ-

ленности

1Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Установка – это готовность, предрасположенность именно определенным образом воспринимать, понять, осмыслить или действовать в соответствии с ним, сформированная в прошлом опыте. Установка имеет три подструктуры: когнитивную (что готов познать и воспринять человек); эмоционально-оценочную (комплекс симпатий и антипатий к объекту установки) и поведенческую (готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия).

Установка бывает позитивная, основанная на положительном отношении к объекту, и негативная, выражающаяся в предубеждениях. Предвзятость, составляющая сущность многих установок, либо является результатом поспешных и недостаточно обоснованных выводов, либо это результат некритического усвоения стереотипов мышления стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе.

2 Влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности, неосознанные побуждения, характеризующиеся тем, что не взвешена личная и общественная значимость содеянного не учтены последствия действий, вытекающих из данных побуждений.

3 Желание – это побуждение (мотив), в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает еще в качестве сильного побуждения к действию.

Мотив этот часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен или необходимость в котором у него не очень сильна.

4 Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента.

5 Интересы – это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.

Интерес может проявиться стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом осознается его жизненное значение (этот психологический механизм используется рекламой).

Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее потребности (жажды знания, понимания и др.).

Удовлетворение интереса, как правило, не приводит к его угасанию, а вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности.

Различия в отношениях к объекту зависят от богатства или бедности жизненного опыта, образованности, воспитанности, своеобразия духовного склада личности, способностей, характера и др.

Однако, интересы индивида, хотя и зависят от выше перечисленного, в конечном итоге они все-таки формируются другими людьми (авторитетными), обществом (общественное мнение, мода…). То есть интересы имеют общественно-историческое происхождение. Они зависят от уровня развития общества, духовной культуры его, развития социальных отношений.

Интересы различаются:

1) по содержанию:

а) материальные (жилищные удобства; одежда; еда);

б) профессиональные (интерес к предмету своего профессионального труда; к процессу профессиональной деятельности; к професиональным знаниям и т.д.);

в) познавательные (интерес к новым знаниям в той или иной области);

г) эстетические (искусство, литература, музыка, природа и т.д.);

д) политические;

е) спортивные;

2) по цели:

а) непосредственный интерес – это интерес к самому процессу деятельности (процессу познания, овладения знаниями, творчества, труда и т.д.).

б) опосредованный – интерес к результатам деятельности (к приобретению профессии, служебного положения, материальным результатам труда и т.д.).

3) по объему:

а) широкие – распределены между многими объектами;

б) узкие – сконцентрированы на одной области;

в) глубокие – потребность основательно изучить объект во всех деталях;

г) поверхностные – человек скользит по поверхности объекта и не интересуется им по-настоящему.

4) по устойчивости:

а) устойчивые интересы – длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека;

б) неустойчивые – они сравнительно кратковременны и быстро возникают и угасают. Человек с неустойчивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает.

5) по уровню действенности:

а) активный – побуждающий человека к систематическим и целеустремленным действиям в определенном направлении, к активным инициативным поискам источников удовлетворения интересов;

б) пассивный – это интерес к той деятельности, в которой человек сам не принимает участия.

6 Склонности – стремление заниматься определенной деятельностью, не вызывает особого труда и человек испытывает чувство удовлетворения в процессе выполнения этой деятельности.

Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.

Нередко склонность, особенно, если она проявляется в детстве, может свидетельствовать о таком свойстве личности как способности.

7 Убеждения определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Эмоциональная сторона убеждений связана с глубоким их прочувствованием.

Убеждения – это то, что не только понятно, но и глубоко прочувствовано, пережито. Иногда человек знает, как следует поступать в тех или иных конфликтных ситуациях, но не переживает эти знания как потребность действовать согласно знаниям (дефект убеждений). Слово расходится с делом.

Убеждения характеризуются высокой осознанностью и теснейшей связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.

8 Мировоззрение– система (философских, эстетических, этических, естественно-научных, политических, экономических, психолого-педагогических и др.) сложившихся взглядов и убеждений на окружающий мир и свое место в нем.

9 Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет перспективы самосовершенствования.

Существует два типа отношения к идеалу: созерцательное и деятельное.

«Я – концепция»

Я – концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно

собственной личности или, как еще говорят психологи, Я – концепция – это «теория самого себя». Важно заметить, что Я – концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение «Я – концепции» обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка.

На формирование Я – концепции оказывает влияние социальная среда(семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность):

  • семья оказывает фундаментальное влияние на формирование Я – концепции в процессе социализации. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем,с возрастом все более весомым в развитии Я – концепции становится значение опыта социального взаимодействия вформальных(школа, вуз) и внеформальных группах.

Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.

В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я – концепцииреальную иидеальную.

Однако возможны и более частные ее виды, например, профессиональная Я – концепция личности или Я – профессиональное. В свою очередь, профессиональная Я – концепция личности также может быть реальной и идеальной.

Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична.

Главное здесь – представление личности о себе, о том, «какой я есть».

Идеальная же Я – концепция (идеальное – «Я») – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

Конечно, реальная и идеальная Я – концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я – концепцией может приводить к различным, как к негативным, так и к позитивным, следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я – концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию.

StudFiles.ru

Различные подходы к изучению структуры личности в отечественной психологии

Понятие структуры личности является одной из сложных методологических задач психологии личности. В словарях русского языка слово «структура» обозначено как строение. Разработка понятия структуры личности и системных способов познания в середине 20 века стало общим явлением в психологии. Однако, единства применения этого понятия в применении его к личности в настоящее время нет.
Структура личности имеет своим генетическим источником длительные и разнообразные метаморфозы психических феноменов, особенно их интеграцию. В этом смысле структура личности - продукт индивидуально-психического развития, которая выступает в трех планах:
1) онтогенетической эволюции психофизиологических функций;
2) становления деятельности;
3) истории развития человека как субъекта труда, познания и общения.
Учение о структуре личности в отечественной психологии берет своё начало в теоретических разработках Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960). Он отмечал, что в психическом облике личности выделяются различные сферы, характеризующие различные его стороны, но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства личности, взаимодействуют друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникают друг в друга, и смыкаются в реальном единстве личности. Поэтому неправильна как та точка зрения, для которой единство личности выражается в аморфной целостности (гештальтпсихология), так и другая, которая видит в личности лишь отдельные черты и утрачивает внутренне единство психического образа личности.
В отечественной психологии первым стал рассматривать структуру личности В.Н.Мясищев. Он рассматривал структуру личности как одну из её сторон и выделял три аспекта в личности:
1. направленность;
2. уровень развития и динамика;
3. структурный аспект личности.
Структурная характеристика - по Мясищеву - освещает человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладание или относительной недостаточности тех или иных функций. нужно отметить, что в структуру Мясищева включается только характеристика функционального развития человека.
Далее А.Г.Ковалев работал над проблемой структуры личности и указывал, что в процессе деятельности свойства личности определенным образом складываются друг с другом и образуют сложные структуры:
1. темперамент (система природных свойств),
2. направленность (система потребностей, идеалов, интересов),
3. способности (совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств);
4. характер (система отношений и способов поведения).
Б.Г. Ананьев наиболее удачное понимание структуры видел в «переходе от психических процессов (1) к психическим состояниям (2) и от них к психическим свойствам (3)». Это понимание структуры он дополнял еще психическими функциями (4) (сенсорные, мнимические и др.) и общей элементарной мотивацией поведения (4) (потребности и установки). Он представлял это структурный ряд в виде пяти иерархично связанных подструктур.

Рис. 1. Схема структуры личности Б.Г.Ананьева

В. С.Мерлин попытался уточнить понимание структуры личности. Он исходил из двух подструктур или «групп индивидуальных особенностей».
1 подструктура - свойства индивида - это:
1 - темперамент;
2 - индивидуальные качественные особенности психических процессов.
2 подструктура - свойства индивидуальности:
1 - мотивы и отношения
2 - характер
3 - способности.
С точки зрения В.Мерлин связь этих подструктур и определяет как социально-типическое, так и индивидуально-личностное.
К.Платонов выдвигает концепцию динамической функциональной структуры личности. Она рассматривает личность как динамическую систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в неё компонентов и связей между ними при сохранении функции.
В концепции динамической структуры личности выделяется 4 подструктуры личности:
1 подструктура - содержательные черта личности - направленность и отношения личности, проявляющиеся как её моральные качества.
Элементы личности, входящие в эту подструктуру входят элементы (черты) личности, не имеющие врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Она формируется путем воспитания. Это социально обусловленная подструктура, которая может быть названа направленностью личности, которая включает в себя такие формы, как влечения, желания интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. В этих формах направленности проявляют и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей. Пример свойств этой подструктуры - убежденность и заинтересованность.
2 - подструктура опыта - объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием биологических, и даже генетически обусловленных свойств личности. Пример: начитанность и умелость.
Нужно отметить, что элементы, входящие в эту подструктуру можно отнести сами по себе к свойствам личности. Так, например, только начинающий формироваться навык, как и всякое однократное действие - это ещё не свойство личности, а только кратковременный психический акт. Но их типичные для данного индивида проявления, также как и закрепленные знания, навык (не только умственный или волевой, но и моторный и сенсорный) и тем более умение и привычка - уже бесспорно свойство личности. Здесь заключается диалектика перехода количества в качество: кратковременный процесс - состояние - свойства. Формируется это подструктура посредством обучения.
3 - индивидуальные особенности отдельных психических процессов психических процессов - памяти, ощущения, восприятия, мышления, воли.
Пример: решительность, сообразительность.
Формируется эта подструктура посредством упражнения.
4 - биопсихическая подструктура - объединяет свойства темперамента или по Б.М.Теплову - типологические свойства личности. Пример: истощаемость и возбудимость.
Свойства личности, входящие в эту подструктуру, больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Корректируются черты, входящие в эту подструктуру путем тренировки, если эта корректировка вообще возможна.
Часть свойств личности относится только к одной подструктуре, другие и их больше, находятся на пересечении подструктур и являются результатом их взаимосвязей. Музыкальность - взаимосвязь 2,3,4 подструктур, морально-воспитанная воля - 1 и 3.
Рассматривая концепции и подходы различных авторов к проблеме структуры личности, Ананьев выделяет 4 основные стороны личности, которые в той или иной форме представлены в различных классификациях:
1. биологически обусловленные особенности;
2. особенности отдельных психических процессов;
3. уровень подготовленности или опыт личности;
4. социально-обусловленные качества личности.
Ананьев указывает, что структура личности строится на двух принципах:
1) субординационному или иерархическом - суть которого заключается в том, что более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;
2) координационному, который заключается в том, что взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих относительную автономию каждого из них.
Итак, начиная с Рубинштейна психологи различных школ пытаются своё понимание структуры и личности и единого однозначного представления в настоящее время в психологии не существует. но вместе с тем, понятие структуры в психологии личности происходит из объективно существующего взаимодействия реально существующего психического феномена, взятого за целое (в частности, личности), а также реально существующих его подструктур, элементов и их всесторонних связей.
Существуют 2 методологические предпосылки, затрудняющие эвристическую постановку проблемы личности в современной психологии.
Первая предпосылка заключается в отождествлении структуры личности со структурой того или иного физического объекта, например с анатомической структурой организма. Это ведет на путь атомарного анализа психики, в ходе которого предмет изучения разлагается на элементы, утрачивающие свойства, присущие этому предмету как целому. Яркими примерами этому являются концепции, в которых структура механически собирается из набора различных факторов (черт личности) или блоков темперамента, мотивации, прошлого опыта, характера.
Вторая предпосылка заключается в убеждении, что в каком, что в каком-либо одном динамическом образовании личности, будь то влечение, установка, отношение, потребность, мотив, сконцентрированы все свойства личности. Тем самым неявно признается, что, характеризуя эти образования, дают характеристику личности.

studopedia.ru

Читайте также