Подходы к определению понятия менеджмент

Подходы к определению понятия «менеджмент»

Менеджмент в вопросах и ответах

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Подходы к определению понятия «менеджмент».

2. Основные категории менеджмента

3. Принципы и закономерности менеджмента.

4. Классическая теория управления: общая характеристика.

5. Административная теория управления А. Файоля.

6. Основные понятия бюрократической теории М. Вебера.

7. Подходы в менеджменте с ориентацией на человека.

8. Современные направления в менеджменте.

9. Сравнительный анализ американского и японского менеджмента.

10. Основные этапы развития менеджмента в России.

11. Организация как система управления, ее основные элементы, внешняя и внутренняя среда.

12. Виды организаций; классификация.

13. Концепция жизненного цикла организации.

14. Формальные и неформальные группы в организации; причины возникновения неформальных групп.

15. Способы сглаживания отрицательного воздействия неформальных групп в организации.

16. Виды и особенности организационных структур управления; требования к ним.

17. Основы формирования организационных структур управления.

18. Определение понятия «функции менеджмента»; классификация функций.

19. Общие функции менеджмента; отличительные особенности.

20. Планирование, как общая функция менеджмента; виды планирования.

21. Особенности формирования миссии организации.

22. Целеполагание. Управление по целям.

23. Организация и координация как связующие общие функции процесса управления.

24. Содержательные теории мотивации. Категории мотивации.

25. Процессуальные теории мотивации.

26. Контроль как завершающая общая функция менеджмента. Виды контроля.

27. Специальные функции менеджмента, их особенности.

28. Управление персоналом, как специальная функция менеджмента. Классификация персонала управления; требования, предъявляемые к персоналу управления.

29. Содержание работы с персоналом управления организации.

30. Организация и принципы подбора, расстановки и обучения персонала управления.

31. Вспомогательные функции менеджмента; их влияние на своевременность и качество выполнения общих и специальных функций управления.

32. Взаимосвязь и динамичность общих, специальных и вспомогательных функций менеджмента; дублирование функций менеджмента; объективные и субъективные причины дублирования функций менеджмента.

33. Методология изучения функций менеджмента.

34. Влияние материальной, властной и духовной мотивации на выбор методов управления; комплексный подход к применению методов управления.

35. Экономические методы управления: характеристика и особенности.

36. Организационно-распорядительные методы управления: характеристика, разновидности.

37. Социально-психологические методы управления и их значение для развития социальной активности персонала и развития коллектива в целом.

38. Сущность и роль управленческих решений; их классификация; требования к управленческим решениям.

39. Этапы принятия управленческого решения. Организация выполнения решения.

40. Формы власти и способы её реализации; сильные и слабые стороны различных форм власти.

41. Природа лидерства; характерные черты лидера.

42. Стили руководства; адаптация стилей руководства к деловым ситуациям.

43. Конфликты в менеджменте; виды конфликтов.

44. Основные причины конфликтов.

45. Способы преодоления конфликтов.

46. Самоменеджмент руководителя.

47. Эффективность менеджмента: основные составляющие оценки эффективности хозяйственных организаций.

48. Экологическая и социальная эффективность менеджмента.

49. Регулирование внешнеэкономической деятельности.

50. Международные организации: значение, роль в международном менеджменте.

Подходы к определению понятия «менеджмент»

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир.

Необходимость в управлении возникает по мере появления целей, достижение которых требует коллективных усилий.

В современном обществе необходимость менеджмента обусловлена такими факторами, как ускорение научно – технического прогресса, ориентация производства на потребителей, возрастание знания непроизводственной сферы, в частности коммерческой деятельности.

Менеджмент – важнейшая составная часть управления, предметом, которой являются социальные отношения в процессе управления.

Менеджмент можно рассматривать и как профессиональную деятельность. С этой точки зрения он представляет собой вид деятельности, который предполагает целенаправленную концентрацию усилий людей для получения заранее определенного экономического результата.

Менеджмент можно рассматривать как искусство управления людьми. Поскольку искусство требует личных способностей и таланта, менеджеры, принимающие организационные решения о лучшем использовании ресурсов и освоении новых рынков, несомненно, включены в творческий процесс. Понимать подчиненных, чтобы создавать атмосферу, способствующую достижению поставленных целей, несомненно, является искусством.

Функция (вид деятельности)
Менеджмент определяется как:
Категории людей

В американском учебнике для студентов по курсу менеджменте дается определение: «Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей».

Процесс здесь – система действий предпринимаемых менеджерами; оптимизация означает, что менеджеры должны работать для достижения наилучших долгосрочных результатов; а цели – это те результаты, которых добиваются основные акционеры компании.

studopedia.ru

Подходы к определению менеджмента


Наиболее часто используемые при определении менеджмента подходы представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Наиболее важные подходы к определению понятия «менеджмент»

Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Процесс менеджмента предполагает выполнения функций планирования, организации, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.

Часто менеджмент отождествляют с категорий людей (менеджерами), работа которых состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Они составляют орган (аппарат) управления.

В конце 19 – начале 20 в. менеджмент выделился в самостоятельную область знания (науку), имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-экономические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней или внутренней среды. Люди - главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.

В современных условиях понятие «менеджмент» имеет ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности.

Несмотря на то, что значение русского слова «управление» и английского «менеджмент» близки, их нельзя трактовать однозначно – следует учитывать макро- и микроэкономические подходы, принципы и методы хозяйствования.

Термин «управление» шире термина «менеджмент», т.к. применяется к различным сферам и видам человеческой деятельности. Термин «менеджмент» применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, действующей в рыночных условиях.

Менеджмент - это управление в условиях рыночной экономики.

Менеджмент как тип рыночного управления имеет следующие отличительные черты:

- ориентация на человека;

- ориентация на потребителя;

- полная ориентация на рынок;

- постоянное совершенствование системы управления организацией.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности в деятельности организации путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника.

В соответствии с этим можно выделить задачи менеджмента:

- переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

- стимулирование работы сотрудников организации путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой зарплаты;

- постоянный контроль за эффективностью деятельности организации, координация работы всех подразделений;

- определение конкретных целей развития организации;

- разработка стратегии развития организации и т.д.;

- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения и т.д.

Принципы менеджмента – это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Принципы современного менеджмента:

1. принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, оптимального распределения полномочий, при принятии управленческих решений.

2. принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении

3. принцип научной обоснованности управления

4. принцип плановости

5. принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.

6. принцип мотивации

7. принцип демократизации управления.

Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением (менеджерами).

Менеджер -это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Особенности управленческого труда:

1. труд менеджера носит преимущественно умственный и творческий характер.

2. у менеджеров особый предмет труда - информация, преобразуя которую они принимают различные решения.

3. результат деятельности менеджеров оценивается по достижению поставленных целей.

В соответствии с современной системой взглядов на менеджмент суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций (видов деятельности), среди которых выделяют следующие:

1. Стратегическая. Устанавливает на основе анализа цели организации, координирует процесс разработки стратегии и составления планов.

2. Экспертно-инновационная. При ее реализации менеджер направляет разработку и внедрение новых видов продукции, создает условия для соответствующей перестройки организации и системы управления ею.

3. Административная.

- контрольная подфункция. Оценка промежуточных и конечных результатов и проведение необходимой корректировки.

- организационная подфункция. Создание необходимых условий деятельности.

- направляющая подфункция. Координация непосредственной работы людей.

- кадровая подфункция. Организация подбора, ориентации, обучения и развития персонала.

- стимулирующая подфункция. Предполагает действия, направленные на убеждение исполнителей, поощрение за успешную работу и наказание.

4. Коммуникационная. Проведение совещаний, прием посетителей, распределение информации, проведение переговоров, деловое представительство.

5. Социальная. Руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, поддерживает существующие традиции и создает новые.

Американский теоретик в области менеджмента Г. Минцберг выделил 10 ролей, которые в зависимости от уровней управления менеджеры принимают на себя в разной степени.

Роли менеджера:

1. межличностные роли:

- «главный руководитель»;

- «лидер»;

- «связующее звено»;

2. информационные роли:

- «приемник информации»;

- «распространитель информации»;

- «представитель»;

3. роли, связанные с принятием решений:

- «предприниматель» (поиск возможностей, новаторство);

- «устраняющий нарушения»;

- «распределитель ресурсов»;

- «ведущий переговоры».

Классификация ролей менеджера дает представление о работе руководителя.

В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организациям, появилось в конце 50-х годов. Современные изменения во внешнем мире заставляют менеджеров обратить на внешнюю среду больше внимания, чем когда-либо.

Внешняя среда косвенного воздействия
Внешняя среда прямого воздействия
Политика Правовые факторы Физико-географические факторы Акционеры Поставщики Торговые организации Профсоюзы Внутренняя среда организации: цели структура ресурсы организационная культура Потребители Конкуренты Местные сообщества Экономика Социально-культурные факторы Технология
Правительственные органы

Рисунок 2 – Факторы и переменные внешней и внутренней среды организации

Внешняя среда организации - совокупность переменных, которые находятся за пределами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента.

Внешняя среда прямого воздействия - это все организации и люди, которые связаны с данной организацией в силу выполняемых ею целей и задач.

Внешняя среда косвенного воздействия - это факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на текущую деятельность организации, предопределяют важнейшие решения принимаемые ее менеджментом. Главная роль принадлежит экономическим, правовым, экологическим, техническим и другим факторам и переменным.

Свойства внешней среды:

- взаимосвязанность факторов внешней среды;

- сложность внешней среды;

- подвижность внешней среды;

- неопределенность внешней среды.

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований. Особое место здесь занимает организационная культура, человеческие ресурсы, цели и организационная структура.

Вопросы для самоконтроля.

1. В чем заключаются экономические основы менеджмента?

2. В чем различие управления и менеджмента?

3. Раскройте понятие менеджмента как типа рыночного управления.

4. Охарактеризуйте менеджмент как науку и искусство.

5. Раскройте цели и задачи современного менеджмента.

6. Принципы менеджмента.

7. Охарактеризуйте основные функции менеджмента.

8. Роль менеджера в организации.

9. Факторы внешней среды организации и их влияние на управление.

10. Факторы внутренней среды организации и их влияние на управление.

Литература: [4, с.10-25], [6, с.13-27], [7, с.10-19], [8, с.8-11, 48-55, 75-79]

ТЕМА 2 ¾ Развитие взглядов на менеджмент

История возникновения и развития управления насчитывает около 7 тысячелетий и 5 управленческих революций.

Первая революция – 5-ое тысячелетие до н.э. в Шумере зародилась письменность, что привело к образованию слоя жрецов-«бизнесменов», связанных с торговыми операциями, ведущие деловую переписку, коммерческие расчеты и т.д. Первую управленческую революцию называют религиозно-коммерческой.

Вторая революция– деятельность вавилонского царя Хаммурапи (1790-1750 г до н.э.), который издал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливался контроль и ответственность за работу. Это была "светско-административная" революция.

Третья революция -"производственно-строительная", была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства (600 г. до н.э.).

Четвертая революция (XVII в) – зарождение капитализма и начало индустриального развития европейской цивилизации. Результат: отделение менеджмента от собственности и зарождение профессионального управления.

Пятая революция (конец XIХв. - начало ХХв.) - "бюрократическая". Результат: формирование крупных иерархических структур; разделение управленческого труда: введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственностей менеджеров.

Основное свое развитие менеджмент как наука получил в 20 веке, когда появились и развивались четыре школы менеджмента и три научных подхода.

Таблица 1 – Эволюция управленческой мысли

Основные направления научной мысли – школы и подходы Временной период
20-е годы CC в. 30-е годы CC в. 40-е годы CC в. 50-е годы CC в. 60-е годы CC в. 70-е годы CC в. Наст. время
Школа научного управления
Классическая (административная) школа
Школа человеческих отношений
Школа поведенческих наук
Количествен- ная школа
Процессный подход
Системный подход
Ситуационный подход и новые подходы

Школа научного управления (кон. XIXв. ¾ 20-е гг. XXв.)

Вклад школы в развитие менеджмента:

1. Использование научного анализа для определения научных способов выполнения задачи.

2. Отбор работников лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения.

3. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

4. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

Основоположник: Фредерик Тейлор(1856–1915г.г.) "Принципы научного управления" (1911 г.) Другими представителями данной школы являются: Ф. и Л.Гилбрет, Г.Эммерсон, Г.Форд.

Основные принципы научного управления:

1. Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.д.

2. Абсолютное следование разработанным стандартам.

3. Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу.

4. Оплата по результатам труда.

5. Использование функциональных менеджеров: осуществляющих контроль по специализированным направлениям.

6. Поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами.

Классическая школа управления(1920 ¾ 1950 гг.)

Вклад школы в развитие менеджмента:

1. Развитие принципов управления

2. Описание функций управления

3. Систематизированный подход управления всей организацией.

Основоположник: Анри Файоль (1841-1925). В 1916 году вышла его книга «Общее и промышленное управление».

Заслуга Файоля в том, что он выделил управление как самостоятельный вид деятельности. Деятельность по управлению включает в себя 5 обязательных функций: планирование, организацию, распорядительство, координацию, контроль.

Файоль разработал 14 принципов управления, от которых зависит успех организации: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство действий; подчиненность личностных интересов; вознаграждение персонала; централизация; скалярная цепь; порядок; справедливость; стабильность персонала; инициатива; корпоративный дух.

studopedia.ru

1. Подходы к определению понятия «менеджмент».

Менеджмент — важнейшая составная часть управления, предме­том которой являются социальные отношения в процессе управле­ния. Таким образом, предметом менеджмента как науки являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления. Менеджмент можно рассматривать и как искусство управления людьми.

Менеджмент определяется как – процесс, - функция (вид деятельности), - категория людей, - орган или аппарат управления, - наука и искусство. 1. менеджмент определяется как интеграционный процесс с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют им путем постановки целей и разработки способов их достижений. 2. процесс менеджмента предполагает выполнение функций: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. 3. Предметом труда менеджера является информация. Продуктом труда - управленческое решение.

Требования к профессиональной компетенции менеджеров: - понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента, - знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, способов достижения целей и повышение эффективности работы организации.

- умение использовать современную информацию, технологию и средства коммуникаций необходимые в управленческом процессе, -владение искусством управления человеческими ресурсами и налаживание внешних связей, - способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать свою квалификацию.

2. Основные категории менеджмента.

В управлении и менеджменте используются одни и те же катего­рии, к которым относятся такие понятия, как «объект и субъект управ­ления», «прямые и обратные связи», «система управления», «окру­жающая среда». Объект управления это управляемая подсистема, т.е. то, чем управляют (отрасль, торговая фирма, подразделение и т. п.). Субъект управления это управляющая подсистема, т.е. то, что управляет (аппарат управления отраслью, торговой фирмой, подраз­делением). Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь это команда, поступающая от субъ­екта к объекту управления. Обратная связь — это информация, по­ступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.

Характерной особенностью предприятия (организации) является то, что в качестве субъекта и объекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие (организацию) можно рассматривать как социальную систему управления, а отношения управления, складываю­щиеся в этой системе, — как часть производственных отношений. Окружающая (внешняя) среда это все то, что окружает данную организацию: поставщики и покупатели, конкурирующие организа­ции, культура, политическая ситуация и др. В свою очередь и организация влияет на окружающую среду, когда производит и реали­зует товары и услуги. Все категории управления тесно взаимосвязаны и взаимозависи­мы. Выделяют также и внут­реннюю среду организации, которую составляют цели, задачи, техноло­гии, структура управления и люди. Цель — это желаемое состояние организации, Задача — это предписанная работа (или серия работ), которая должна быть выполнена установленных способом в заранее опреде­ленный срок. Технология — это средства, при помощи которых предмет труда трансформируется в готовую продукцию. Структура управления — это логическое соотношение функцио­нальных зон и уровней управления, используемых для достижения поставленных целей. Люди — это главная производительная сила организации.

StudFiles.ru

Ответы по менеджменту.

1. Предмет, метод и содержание дисциплины «Менеджмент».

Менеджмент— это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент (по-русски «управление») — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров, — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Методы и принципы менеджмента-это правила и способы управления деятельностью организаций.

Общенаучные методы:

1. исторический;

2. анализ и синтез;

3. сравнительный анализ;

4. статистический;

5. логический;

Специальные методыменеджмента:

1. организационный;

2. административный;

3. экономический;

4. социально-психологический.

Объект управления— часть окружающей среды, персонал фирмы, на которые направлены конкретные управленческие процессы (предприятие, технологии, коллектив).

Субъект управления– это лицо принимающее решение.

2. Менеджмент и различные подходы к определению понятия.

Существует много подходов к определению понятия «менеджмент». Можно рассматривать мен-т как процесс управления людьми в организациях с применением специфических функций менеджмента. Менеджментом также является орган управления на предприятии. В современной литературе выделяется 2 подхода к определению менеджмента. С одной стороны, мен-т – это искусство управления, с другой – наука управления. Предметом менеджмента как науки является механизм управления, органы структуры управления, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура и всё то, что составляет систему управления. Под механизмом управления понимают - функции и процессы планирования, прогнозирования, организации, принятия решений, мотивации, контроля и учёта в их совокупности. Эти функции взаимно дополняют друг друга, раскрывая сущность менеджмента. Менеджмент как наука – наука управления, возникшая на базе практической деятельности по управлению организациями и имеющая свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. В самостоятельную область знаний, в науку мен-т выделился в конце 19 века. Датой рождения менеджмента называют 1911 год, когда вышел в свет труд Тейлора «Принципы научного управления». На самом деле наука об управлении начала зарождаться давно.

3. Использование термина «Менеджмент» в различных странах.

Понятие «менеджмент» прочно вошло в нашу жизнь и стало привычным для деловой российской жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов. В связи с этим следует подробно остановиться на значении термина «менеджмент». Можно ли считать, что английское понятие "менеджмент" и русское "управление" и, соответственно, "менеджер" и "руководитель" - это одно и то же. И да, и нет. В общем смысле или, так сказать, с высоты птичьего полета, пожалуй, - да. Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам. Однако два отличия представляются существенными. Во-первых, говоря о "менеджменте", американцы почти всегда подразумевают фигуру "менеджера" - человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют термин "администрация", "администрирование", который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Во-вторых, когда говорят "менеджер", то, по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер - это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. "Управление бизнесом" - это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин business administration, который можно перевести как "деловое администрирование". Термин "менеджмент" применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин public administration - "государственное управление". Бизнесмен и менеджер - это не одно и тоже. Бизнесмен - это тот, кто "делает деньги", владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса - это предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека - предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим крупным фирмам.

StudFiles.ru

Читайте также