Определение объекта и предмета исследования

Объект и предмет исследования: примеры и определение понятий

При написании курсовой, дипломной или другой научной работы студент обязательно пишет вступление. При его разработке автор должен подробно описать такие обязательные элементы структуры, как актуальность представленной темы, цели и задачи, а также объект, предмет исследования.

У многих студентов, особенно на первом и втором курсе, возникают трудности с определением этих понятий. Без них структурировать свои знания, как и написать качественную работу, не получится. Позволят понять, что собой представляют объект и предмет исследования, примеры и определение этих элементов любого научного труда.

Общее определение

В словарях существует четкое определение того, что такое объект и предмет исследования. Примеры научных работ первокурсников доказывают, что сухих строк, представленных в официальных справочниках, недостаточно, чтобы внести ясность в понимание этих структурных элементов. Однако следует начать именно с определений. Это позволит совместить свои знания с конкретными примерами и вникнуть в суть вещей.Объект и предмет исследования примеры

Объектом исследования принято называть явление, процесс, которые порождают проблематику, затронутую в конкретно взятой работе. Это та часть научных знаний, с которой необходимо работать автору.

Предметом же в научной работе называется конкретно взятая составляющая выбранного объекта исследования. Это определенный вопрос, который затрагивается при рассмотрении затронутой проблематики. Это более узкое значение. Чаще всего при постановке темы работы предмет изучения участвует в ее формулировке.

Взаимодействие категорий

Как частная и общая категория соотносятся между собой объект и предмет научного исследования. Примеры этих элементов, взятые из работ студентов, говорят об их структурности. В объекте исследователи выделяют ту часть, которая впоследствии станет предметом исследования. Т. е. это та точка зрения, с которой будет рассмотрена проблематика представленной темы.Объект предмет цель исследования примеры

Например, если при раскрытии информации объектом было выбрано внедрение проекта, то его предметом могут быть ключевые моменты, ведущие к успеху представленного предприятия.

Следует помнить, те категории, которые являются объектом при раскрытии одной темы, могут оказаться предметом в изучении другой проблематики. Все зависит от точки зрения и подхода к изучению информации.

Объект

В процессе написания темы автор должен четко указать объект, предмет, цель исследования. Примеры позволяют понять, что относится к каждой категории. Объект обычно подразумевает некоторую часть нематериального или материального мира, который нас окружает. Эта реальность существует независимо от того, что мы о ней знаем.Цель задачи объект предмет исследования примеры

К объектам исследования относятся социальные общности, физические тела или определенные процессы. Это все то, что может явно или скрыто содержать в себе противоречия, порождая определенную проблематику. На этот объект направлена познавательная деятельность исследователя.

При проведении научной работы необходимо в итоге получить определенный результат, сделать вывод. Составных частей объекта может быть довольно много. Чтобы сконцентрировать силы в едином направлении, необходимо четко понимать границы, которые определяют эту совокупность. Круг явлений, которые включает в себя объект, необходимо четко понимать при проведении своей работы.

Предмет

Цель, задачи, объект, предмет исследования, примеры которых встречаются в различных работах, должны быть четкими, конкретно указанными. Чтобы сложить представление об объекте, выбирается определенный подход, аспект, в рамках которого будет действовать автор.

объект и предмет научного исследования примеры

Чтобы получить определенные новые знания, необходимо выделить ключевой момент в том поле деятельности, в котором происходит исследование. Проблема, затронутая в конкретно обозначенной теме, должна трансформироваться в конкретную формулировку одной из сторон объекта.

Предмет научной работы существует только в сознании автора. Он полностью зависит от знания исследователя. Выделить одну или несколько сторон объекта можно чисто абстрактно. Причем остальные процессы, характеризующие существование объекта, при этом можно учитывать или не принимать во внимание.

Образный пример

У студентов даже после прочтения определений может возникать вопрос о том, как определить объект и предмет исследования. Примеры, представленные образно, могут способствовать осознанию представленных категорий.

Допустим, исследователь – это студент. Он учится, гуляет, обитает в общежитии, каждый день питается в столовой. Это образная модель его сегодняшней жизни. Все, что сейчас происходит со студентом – это объект исследования.Как определить объект и предмет исследования примеры

Со временем в его жизни могут произойти перемены. Допустим, студент переехал в другой город. Там также есть университет, который он посещает, другое жилье и общение. Но, тем не менее, он ведет такую же жизнь, как и раньше. Объект исследования не изменился, а только подстроился под сегодняшние реалии.

Предметом в представленном примере могут быть передвижения студента на транспорте, его питание в кафе или посещение лекций. Это одна составляющая его жизни.

Выбор категорий экономической темы

Чтобы перенести представленный пример в плоскость написания научной работы, необходимо рассмотреть на конкретной теме объект и предмет исследования. Примеры по экономике будут одним из лучших способов усвоить новые знания.

Например, студент получил тему «Система управления валютными ресурсами государства». При этом выбор объекта и предмета не имеет четко установленных границ. Поэтому каждый исследователь имеет право выбора при постановке представленных категорий. Преподаватель может советовать, с какой стороны лучше рассмотреть представленную тему, но студент обязательно сам решает, с какой точки зрения исследовать проблематику.Объект и предмет исследования примеры по экономике

В качестве объекта представленной темы могут служить, например, отношения финансового характера в государстве. Это нечто масштабное. Но постановка темы все же обозначит границы проведения будущих изысканий.

Любая часть найденного объекта может стать предметом исследования. Например, это может быть роль Центрального банка в осуществлении финансовых отношений между субъектами.

Еще несколько примеров

Практически для любой темы несложно будет выбрать объект и предмет исследования. Примеры по праву также довольно информативны. Тема может быть «Семья и брак». Объектом исследования в этом случае могут выступать права и обязанности членов семейных отношений. Предмет исследования – права и обязанности детей.Объект и предмет исследования примеры по праву

Если, например, дана тема по информатике «Особенности и принципы работы электронной почты», то объектом будет выступать электронная почта, а предметом – основные принципы ее функционирования.

Ошибки

Руководителями научных исследовательских работ выделяются основные ошибки, которые допускают студенты. Причем типовые несоответствия могут быть, когда автор определяет объект и предмет исследования. Примеры ошибок помогут не допустить их в своей работе.

При обозначении объекта исследования, согласно мнению преподавателей различных учебных и научных учреждений, возможны некоторые отклонения. Типовыми ошибками названы несоответствие категории теме, а также слишком узкие границы. Это не позволяет провести полноценное исследование.

При определении предмета исследования авторы также допускают типовые ошибки. Среди наиболее встречаемых названо несоответствие его выбранному объекту. Иногда предмет выходит за его границы. Также ошибкой может быть определение слишком широких границ исследования. Для полного охвата таких изысканий требуется целая научная группа.

Изучив объект и предмет исследования, примеры обозначения которых были подробно рассмотрены, каждый автор сможет правильно определить эти категории. Это дает возможность структурировать знания студента. При прочтении его работы гораздо проще понять, о чем идет речь.

fb.ru

Определение объекта и предмета исследования

Объект исследования и единица наблюдения. Объект социологи­ческого исследованиядеятельность людей, занимающих опреде~ ленное социальное положение, и условия, в которых эта деятель­ность осуществляется.

При описании объекта социологического исследования должны учитываться следующие его характеристики: профессиональная (или отраслевая) принадлежность, пространственная ограничен­ность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая и т. д.), временные гра­ницы. Наличие отраслевых границ позволяет сосредоточиться на наиболее важных и определяющих чертах функционирования дан­ной социальной системы, пространственные границы конкретизи­руют объект с точки зрения его производственно-территориальной общности.

Временные границы конкретизируют сроки проведения иссле­дования, связанные с особенностями производства, с его сезонным характером (рыболовецкое, сельскохозяйственное и т. д.). При этой определяется период социологического исследования, связанный а

ш

циклами производства (рабочая смена, рабочий, день, рабочая не­деля, месяц).

Если объектами социологического исследования являются дея­тельность людей и условия этой деятельности, то единицами на­блюдения, как правило, выступают носители этой деятельности — люди.

Единицей наблюдения в социологии называется тот элемент исследуемой совокупности, в отношении которого непосредственно ведется сбор социальной информации. При этом важно различать единицы наблюдения, о которых собирается информация (единицы анализа), и единицы наблюдения, от которых поступает информа­ция (единицы сбора).

Социологическое исследование может включать различные па своим характеристикам единицы наблюдения. Так, в исследовании текучести рабочей силы на промышленном предприятии можно выделить такие единицы наблюдения, как «выбывшие рабочие», «вновь поступившие рабочие», «работающие в настоящее время на Предприятии». Первые социологические исследования по текучести рабочей силы, проведенные в СССР, концентрировали свое внима­ние только на «совокупности выбывших рабочих». Поздйее в поле внимания социологов оказались и другие единицы наблюдения, изучение которых позволило углубить представление о факторах, влияющих на текучесть рабочей силы, и выявить так называемую-потенциальную текучесть.

Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Это наиболее значи­мая сторона объекта с точки зрения теории и практики. Одному и, тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содер­жанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отра­жает, с какой целью, а главное — для решения какой социальной проблемы выбран. Так, при исследовании миграционных процессов объектом исследования является население различных территори­альных единиц: республики, области, района, отдельного населен­ного пункта. Предметом является миграция — переселение людей из одного места проживания в другое. Цель исследования (то, ради чего проводится исследование) — оптимизация миграционных про­цессов в некотором районе. Задачи (то, что делается ради дости­жения цели или приближения к ней) — нахождение наилучших Путей этой оптимизации (для практически ориентированного иссле­дования) и установление закономерностей миграции населения (для, теоретически ориентированного исследования).

Объект и предмет социологического исследования совпадают, Когда перед исследователем стоит задача познания всей совокупно­сти закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта. Когда же речь идет об изучении каких-либо отдельных характеристик объекта исследования, предметом стано­вятся те стороны, которые содержат эти характеристики.

Предмет социологического исследования в конечном виде пред­ставляет собой определенную систему, которая кладется в основу решения процедурных задач, разработки методов фиксирования выделенных элементов и их связей. Элементами самой системы выступают в исследовании различного рода факторы: причины, следствия, условия, зависимости и т. д. Эти факторы подразделяют­ся на прямые н косвенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные и т. д. Представление предмета исследования в ви­де конечного набора взаимосвязанных факторов безусловно явля­ется известным упрощением.

Элементы и связи образуют некоторую упорядоченность, или структуру предмета исследования. Структура означает организо­ванность элементов как по «горизонтали» (на одном уровне1), так и по «вертикали» (на разных уровнях). Уровни системы образуют ее иерархию. Поскольку социальная система функционирует и развивается, можно рассматривать структуру в статике и динамике, выделяя при этом механизмы как функционирования, так и раз­вития.

Одни и тот же объект можно описать по-разному. Решение этого вопроса в каждом частном случае определяется социальном проблемой и целями социологического исследования. Л от того, какие будут выделены элементы и связи, зависит, в свою очередь, и выбор средств их фиксации (методики сбора и анализа данных).

Системный анализ объекта социологического исследования. Одна из задач начального этапа социологического исследования заклю­чается в том, чтобы дать гипотетическое развернутое описание со­циального объекта как целостной системы. Это требует предвари­тельной — осуществляемой в начале исследования — фиксации оп­ределенных элементов и связей, характерных для изучаемого объекта.

Социальный объект рассматривается с двух сторон — как часть целого и как целое, состоящее из частей. В первом случав он яв­ляется элементом более широкой системы и характеризуется внеш­ними связями. Во втором случае он характеризуется внутренними связями.

Специфика научного исследования состоит в построении гипо­тетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Эта модель становится как бы заместителем исследуемого объекта. Опираясь на системный анализ, социолог-мысленно расчленяет объект исследования, выделяет его элемен­ты, его внешние н внутренние связи, его структуру и выдвигает предположение о механизмах его функционирования и развития.

Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является предмет исследования, имеющий форму некоторой гипотетической модели, которая может быть пред­ставлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта. Например, «Схематическое представление о механизме индивидуального акта добровольной миграции из села в город» рас­крывает сложное взаимодействие следующих факторов, влияющих

на принятие индивидом решения относительно миграции из села в город: внешних стимулов миграции, внешних стимулов стабилиза­ции, объективных возможностей, внешнего идеологического воздей­ствия на индивида, его информированность, миграционного поведе­ния других представителей сельского населения, структуры лично­сти индивида, внутренних побуждений (или мотивов) миграции или стабилизации, отношения к миграции и, наконец, жизненной ситу­ации индивида'.

Учитывая, что при построении указанной модели используются социологические понятия, а также то, что сама она имеет опреде­ленную категориально-логическую структуру, данную модель назы­вают также концептуальной.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Путь эмпи­рического исследования от гипотетической модели изучаемого объ­екта к результатам исследования, а от них снова к гипотетической модели, но уже эмпирически обоснованной, «переконструировав-пой» в соответствии с результатами наблюдения и измерения явля­ется реальным воплощением в практике эмпирических исследова­ний всеобщего метода построения научного знания — метода вос­хождения от абстрактного к конкретному.

Краткое описание этого метода применительно к эмпирический исследованиям может прояснить их общую логическую структуру.

Понятия «абстрактное» и «конкретное» имеют здесь специфи­ческое содержание. Абстрактное — это сторона, часть целого, нечто одностороннее, неразвитое, неразвернутое. Конкретное — это целое, состоящее из многих частей, сторон, нечто многостороннее, раз­витое, развернутое. Абстрактное так же, как и конкретное, может быть как мысленным, так и чувственным- Чувственно конкрет­ное — это мир чувственно данного. В нашем случае — это изучае­мый социальный объект, исходный пункт социологического иссле­дования. Оно дано в созерцании, в образе «живого целого». Имен­но с «образа целого» и начинает исследователь. Это начало движе­ния от конкретного к абстрактному,— движения, которое является обязательным условием дальнейшего перехода от абстрактного к конкретному. Здесь осуществляется переход от чувственно конкрет­ного, данного в созерцании, в образе целого, к мысленным абстрак­циям.

Мысленный образ изучаемого объекта при помощи логических средств расчленяется на множество частей, элементов и связей. В результате этого расчленения социолог должен получить такие мысленные абстракции, которые можно подвергнуть эмпирической интерпретации или, говоря иначе, перевести в эмпирические пока­затели. С гносеологической точки зрения эмпирические показатели представляют собой своеобразное сочетание мысленной абстракции и чувственных данных. Именно через них осуществляется переход от теоретических концепций к эмпирическому исследованию и об­ратно. Система эмпирических показателей очерчивает ту эмпириче-

1 Миграция сельского населения/Под ред. Т. И. Заславской. М., 1970, с. 27.

скую область, область чувственно конкретного, которая является объектом исследования. Эмпирические показатели являются как бы представителями социальной реальности, недоступной непосредст­венному наблюдению и измерению, скрытой за чувственными дан­ными. Эта реальность «схватывается» опосредованно через наблю­дение и измерение.

Эмпирические данные, полученные в результате исследования, несут в себе новое знание о реальности. Это знание является ре­зультатом осуществляемого в процессе исследования взаимодейст­вия чувственности и мышления. Эмпирические данные осмыслива­ются, подвергаются теоретической интерпретации путем их вклю­чения в специальную, а затем и общую социологическую теорию. Таким образом осуществляется переход от эмпирического знания к теоретическому.

Мысленные операции социолог совершает, ориентируясь на тог образ целого, который он сформировал в начале исследования. Бла­годаря этому образу и осуществляется связь мысленных абстрак­ций, отражающих отдельные стороны изучаемого объекта, в, единое многостороннее целое, мысленно конкретное во всем богатстве его определений. Мысленно конкретное в отличие от чувственно коп-кретного является не исходным пунктом исследования, а его ре­зультатом. Процесс познания, таким образом, осуществляется дву­мя взаимосвязанными путями: «На, первом пути полное представ­ление испаряется до степени абстрактного определения, на втором пути абстрактные определения ведут к воспроизведению конкрет­ного посредством мышления»2.

В итоге создается возможность раскрыть внутреннюю структуру и механизм функционирования и развития социального объекта. Тем самым создается возможность проверить соответствие исходной ги­потетической модели изучаемому объекту.

studopedia.ru

Объект и предмет исследования

Пожалуй, наиболее важными элементами исследовательс­кой деятельности можно считать объект и предмет исследова­ния. В настоящее время существует множество самых разнооб­разных подходов к определению данных понятий. Для того что­бы рассмотреть основные из них, обратимся к справочной лите­ратуре.

В. Даль в своем Толковом словаре трактует понятие объек­та и предмета следующим образом: «Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самим предметом». «Предмет - все, что представляется чувствам. «Предмет сочинения - основа, смысл его».

Несколько отличное определение указанных научных по­нятий предлагает С. И. Ожегов:

«Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, мате­риальная действительность.

2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения».

«Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь.

2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».

Н. Е. Яценко полагает, что «Объект - 1. В философии - всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле - предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его дея­тельность». «Предмет - 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство».

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать рабочие определения понятий «объект» и «предмет исследования».

Объект - это процесс или явление, порождающие проблем­ную ситуацию и взятые исследователем для изучения. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.

Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными по своей природе. Их независимость от со­знания заключается не в том, что они являются обязательно вещественными или энергетическими образованиями (они мо­гут быть и явлениями психической жизни, духовной культуры), а в том, что они существуют вне зависимости от того, известно или неизвестно о них что-либо людям. Следует различать акту­альные (или реальные) и потенциальные объекты исследования.

Актуальными объектами исследования являются все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую практику, в культуру того или иного народа.

Потенциальные объекты исследования, напротив, явления еще не вошедшие в культуру, знания о которых весьма расплывчаты и предполо­жительны, отражают не природу существующей действитель­ности как таковой, но такие формы её вероятного бытия, воз­можность которых допускается уже накопленным опытом и культурой. В связи с этим наряду с действительными объекта­ми возникает мир виртуальных объектов. К нему относятся все те объекты, которые в своей совокупности образуют духовную культуру общества.

В отличие от объектов предметом исследования отдельных наук являются не целостные природные и социальные явления, а отдельные их стороны и свойства, отдельные их «проекции» в человеческое сознание.

Предмет - это то, что находится в рам­ках, в границах объекта.

Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.

Это отчетливо обнаруживается при рассмотрении суще­ствующих в той или иной области классификаций наук. Можно сказать, что отдельные научные дисциплины (и, соответствен­но, отдельные учебные предметы среднего и высшего образова­ния) заняты изучением отдельных «срезов» исследуемых объектов.

В биологии - морфология и физиология, систематика и эво­люционная теория и др.

В изучении общественной жизни - эко­номика, политика, социология.

В изучении языка - лингвисти­ка, фонетика, синтаксис и др.

Многообразие возможных «сре­зов» исследования объектов порождает многопредметность на­учного знания. Каждый из предметов создает свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свой язык.

Предмет исследования чаще всего совпадает с определе­нием его темы или очень близок к нему.

Объект и предмет ис­следования как научные категории соотносятся как общее и ча­стное.

Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследо­вания, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выб­ранной темы, но и от замысла исследователя.

Различение объекта и предмета - это чисто гносеологичес­кая проблема. Возникает она всегда там, где по каким-то при­чинам перестает работать методологическое требование об ис­пользовании строго определенных понятий, и всегда там, где предмет науки, к которой относится данная деятельность, еще не выделен и не обоснован.

Различие между объектом и предметом возникло в связи с исследованиями в области гносеологии. Изучая объективный мир, те или иные стороны его, человек вырабатывает объектив­ные знания об окружающей реальности. Каждый последующий исследователь, прежде чем приступить к изучению некоторого реального объекта, обязан изучать имеющуюся в обществе со­вокупность знаний, представляющих этот объект. В этом слу­чае совокупность знаний становится предметом изучения.

Устанавливая сходства и различия между отдельными объектами реального мира, человек фактически выделяет от­дельные объекты, определяет их как предметы, как потенци­альные предметы для своей деятельности, для изучения. В этом случае предметы также являются объективной реальностью, ибо их существование не зависит от человека.

От человека за­висит лишь сам момент выделения объекта. Но, выделив объект, человек превращает его в предмет деятельности. Это - особен­ность человека превращать объект - в предмет своей деятельно­сти. Выделенные из объективной реальности отдельные объек­ты становятся предметами деятельности человека, и каждый из этих предметов при соответствующих условиях может стать предметом, специальным предметом специфической науки.

Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором вы­деляется определенное свойство объекта исследования. Неко­торые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отож­дествляют предмет и объект исследования.

Иногда объект и предмет исследования определяются прак­тически одинаково, однако такой подход представляется не вполне корректным.

Определив предмет и объект исследования, ученый должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду, формулируя цели, задачи, методы, а главное окончательные выводы по результатам ис­следования.

Итак, объект исследования в нашем случае - это:

- какие-либо организации, либо их объединения (трест, корпорация, холдинг, отрасль и др.), имеющие систему управления (СУ),

- отдельные системы и подсистемы, которые образуются в данной организации в процессе её функционирования (со­циальные, экономические, технические, организационные, произ­водственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.),

- совокупность элементов, из которых состоят эти системы и подсистемы, т.е. это то, что требует наличия систе­мы управления (СУ).

- структуры организаций (порядок взаимосвязей элементов);

- внутренняя и внешняя среда, в которой функционирует данная организация;

Например, при исследовании ОАО «Молот» объектом являет­ся непосредственно само ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством города объектом становится рассмат­риваемый город.

Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объекта исследования:

- ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, инфор­мация, финансовые ресурсы),

- организационных (технология, мето­ды и системы управления, организационная структура),

- результатов функционирования объекта, например, в виде продуктов и услуг.

Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также ее потенциалом. Информация о внутренней среде необходима иссле­дователям для уточнения целей организации (в том числе социаль­ных), определения внутренних возможностей и потенциала, на ко­торые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.

Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет.

Выделяют как минимум два уровня внеш­ней среды:

- микросреда - ближайшее окружение, непосредственно влияющие на объект (среда прямого воздействия, т.е. поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы, структуры государственно­го регулирования, профсоюзы, потребители, конкуренты) и

- макро­среда - дальнее окружение, косвенно влияющее на объект (среда косвенного воздействия, т.е. факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия, но опосредованно влияют на функционирование объекта исследования - состояние экономики, НТП, социальные, культурные, политические изменения, группо­вые интересы внешних структур, изменения в других странах, влияющих на предприятие, и т.п.).

Внешнюю среду могут характеризовать:

- взаимосвязанность фак­торов внешней среды,

- уровень взаимосвязи, с которой изменение одного фактора воздействует на другие;

- сложность, определяемая числом внешних факторов, на которые объект исследования может реагировать;

- подвижность - относительная быстрота изменения внешней среды объекта;

- неопределенность - функция количества и относительной точности информации по конкретному фактору внешней среды; нестабильность - частота изменений.

Очевидно, что исследователям необходимо объективно выявлять воздействие на организацию факторов как внутренней, так и внеш­ней среды и адекватно их учитывать.

Итак, предмет исследования в нашем случае - это то, на что направ­ленно внимание исследователя и что является содержанием научного изучения, рассмотре­ния, познания и разрешения.

Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы, возникающие при построении, функ­ционировании и совершенствовании СУ, при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, эле­ментов, подсистем и прочих составляющих системы.

В частности, могут исследоваться вопросы, связанные с реализацией общих функций управленческого цикла: прогнозирования, планирова­ния, организовывания, координирования, регулирования, мотивирования, контроля, вопросы, связанные с процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений и т.п.

Например, при изучении СУ ОАО «Молот» предметом иссле­дования являются процессы и отношения в СУ ОАО.

В рамках нашего учебного курса объектом исследования является система управления, а предметомиссле­дования - про­блемы, возникающие в этой системе.

studopedia.ru

Что определяет объект и предмет исследования

Чтобы подготовиться к научному или социологическому исследованию, необходимо пройти несколько этапов. Для начала необходимо изучить такое понятие, как объект и предмет исследования. В научном исследовании работа заключается в том, чтобы исследовать целую системы, включающую в себя объектную область, объект и предмет исследования. Объектная область подразумевает сферу практики и наук, в которой, непосредственно, находится и сам объект исследования. Объект же может служить как определенным процессом, так и явлением, которое побуждает проблемную ситуацию. Предмет, в свою очередь, подразумевает конкретную часть объекта, внутри которого ведется этот самый поиск. Под объектом исследования могут понимать определенную часть материального и нематериального окруженного мира, это могут быть физические тела, которые взаимодействуют друг с другом, человек и живые организмы. Предмет исследования может существовать лишь в голове у исследователя. Другими словами, предмет исследования может зависеть только от знания ученого и является неотъемлемой его частью.

Что касается такого понятия, как объект и предмет исследования в социологии, то здесь объектом является социальная реальность. Вообще, объект и предмет социологического исследования – это направление, которое определяется неоднозначными подходами к различным исследованиям жизни общества. Социологические исследования рассматривают познания социального общества с природой.

Объект и предмет исследования в социологии – это и есть определенная сфера действительности, которая обладает целостностью и завершенностью. Объектами различных наук выступает человек и природа, которые изучаются как естественными, так и социально-гуманитарными отраслями в мире познания.

Так или иначе, но объект и предмет исследования могут быть и материальными и нематериальными по своей структуре. Предметом исследования являются отдельные свойства и стороны природных и социальных явлений. Научные дисциплины рассматривают отдельные сферы объекта, например, в биологии исследования происходят и физиологическом и морфологическом плане, в систематизации и в эволюционной теории. А вот в изучении жизни общества – исследуются объекты политики, социологии и экономики.

Существует раздел экономической экономики, в которой также есть объект и предмет исследования. Это – макроэкономика, которая посвящена изучению крупных экономических процессов и явлений. Здесь предметом исследования макроэкономики является темпы увеличения, обобщающие показатели роста или уменьшения величины, которая характеризует экономику всей страны.

Макроэкономика изучает в масштабах национальной экономики хозяйственную жизнь, а также предметов исследования макроэкономики является регионы, сферы и отрасли, народной и мировое хозяйство в целом.

Чтобы определить объект и предмет исследования, необходимо изучить основные цели. Для чего вообще необходимо изучать и исследовать предметы и объекты? Так вот, цель исследования заключается в том, чтобы вывести конечный результат, к которому стремился бы любой исследователь для завершения своей работы. В задачи исследования входят средства и пути для достижения целей.

Вообще, в таком понятии, как объект и предмет исследования, есть некоторое различие. Объект и предмет исследования могут носить разный характер. Объект – это часть объективной реальности, исследованием которой занимается ученый. А предмет – это совокупность знаний об объективной реальности. Приведем пример – молоток является объектом исследования, он имеет определенную форму и свойства. А вот когда молоток приводят в действие и он начинает стучать, он становится предметом деятельности, а именно предметом для забивания гвоздей.

fb.ru

3.4 Определение объекта и предмета исследования

Философия рассматривает объект как объективную реальность.

«Объект – лат. оbjectum – предмет; а) предмет, составляющий часть внешнего, материального мира; предмет познания и деятельности человека, субъекта; б) грам. дополнение» (Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. Ф.Н. Петрова. – М., 1997. – С. 486).

«Предмет (в логике), все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством» (Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М., 1989. – С. 1064).

Под объектом исследования принято понимать свойства, связи и отношения, объективно существующие, независимые от исследователя. Как правило, под объектом исследования понимаются некоторые реальные процессы или явления, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию.

При выборе объекта исследования необходимо исходить из того, что он не должен быть безгранично широким, но должен давать ему содержательную характеристику, что обеспечивает более целостный подход к изучению основного предмета.

Предмет исследования выступает как сторона, как часть, элемент объекта. Понятие «предмет исследования» определяет те границы, в пределах которых изучается объект деятельности.

«Объект должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта» (Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 1989. – С. 439).

Итак, объект исследователя – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы объект и предмет соотносятся между собой как целое и частное, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет – это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Следует иметь в виду, что понятия «объект» и «предмет» исследования относительны. Исходя из того, что идея есть знание, находящееся в развитии, то предмет обладает этим качеством. Следовательно, предмет определяет направление исследования, отраженное в идеях, цели исследования, содержании и структуре процесса познания.

  1. Гипотеза как элемент научного исследования

Любое исследование всегда связано с планированием, с предположением о конечном результате исследовательской деятельности.

«Гипотеза – ( греч. hypothesis – предположение ) – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией» (Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. Ф.Н. Петрова. – М., 1997. – С. 177).

Гипотеза означает основание, предположение о результатах деятельности. В гипотезе в свернутом виде представлены пути достижения цели, новизна исследования, спорность получаемых результатов.

Гипотеза выступает как носитель новых идей в форме допущения, предположения, истинность знаний которых еще не определена, не доказана.

Новое знание рождается еще до того, как человек находит доказательства его истинности – это новое знание выступает в форме гипотезы, предположения.

Без гипотезы не обходится ни одно исследование, управление процессом. Гипотеза выступает как средство движения человека к новым знаниям. Гипотеза, как отмечал Гете, – «строительные леса, которые возводятся перед зданием и которые сносятся, когда здание готово». Они необходимы для работника, но их нельзя принимать за само здание. Познавательная суть гипотезы заключается в том, что она служит как бы мостиком для перехода от одного здания к другому, новому. Здесь гипотеза выступает как метод познания.

Гипотеза выступает как рабочее предположение о путях организации процесса и его изучения. В науке выделяется два вида гипотез – описательные и объяснительные.

Формирование гипотезы связано с тщательным изучением теории и практики. Следовательно, источником формирования гипотезы могут быть:

  • обобщение опыта, формирование общего представления об исследуемой проблеме;

  • анализ теоретических исследований, примыкающих к рассматриваемой проблеме;

  • здравый смысл, умозаключения, аналогия.

Итак, гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто; это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска, являясь основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

б) гипотеза должна быть проверяема при помощи имеющихся методик. В результате проверки ее подтверждают или отвергают.

Формирование гипотезы всегда соотносится с целью исследования. Без этого соотнесения нельзя получить истинный результат. К тому же, гипотеза в скрытом виде представляет новые подходы к решению исследуемой проблемы, новизну научного исследования, представляет собой концептуальную ценность.

StudFiles.ru

Читайте также